Анализ должностной инструкции социального педагога пример

Анализ должностных инструкций социального педагога и
педагога-психолога.

Проанализировав
должностные инструкции педагога-психолога и социального педагога, можно сделать
вывод.

Для
работы социальным педагогом, педагогом-психологом, не обходимо высшее или
средне профессиональное образование, педагогическое или психологическое, в
зависимости от должности.

В
своей деятельности им необходимо руководствоваться различными законами и иными
нормативными правовыми актами, положениями, и т.п.

Деятельность
социального педагога и педагога–психолога связана непосредственно с детьми, их
семьями, школой и другими учреждениями. Различия в том, что деятельность
социального педагога в большей степени направлена на создание условий
необходимых для нормального развития воспитанников, как в семье, так и за её
приделами. Это включает в себя помощь в социализации, в профориентации, в
формировании нравственных качеств, соблюдении общественных норм и правил,
провидении профилактических мероприятий, участвуют в защите и соблюдении их
прав на жилищные условия, пособия и т.п., создают обстановку психологического
комфорта и безопасности личности воспитанников.

Деятельность
педагога-психолога похожа, но во многом отличается от деятельности социального
педагога. Педагог-психолог осуществляет деятельность на правленую на
психологическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников. И если
социальный педагог держит под контролем, то что влияет на детей из вне,
педагог-психолог, на оборот пытается помочь ребенку, из внутренних условий. Для
этого педагог-психолог изучает особенности детей, их интересы и склонности с
целью обеспечения индивидуального подхода в процессе его воспитания и обучения,
профориентации, социализации и адаптации. Педагог-психолог проводит
диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу,
индивидуальную и групповую. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность со
всем педагогическим составом, но чаще всего он работает в паре с социальным
педагогом. Таким образом, проще оценить и найти правильное решение.

Документация относится к разряду обязательных и представляет собой памятку для выполнения обязанностей специалиста учреждений разных уровней. Должностная инструкция социального педагога обладает связанной структурой, но не имеет эталона для составления. Поэтому разделы документа должны отображать сведения, подходящие для специалиста конкретного учебного заведения.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции социального педагога .doc

Образец должностной инструкции социального педагога

1. Общее положение

1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к числу педагогических сотрудников.
1. 2. Специалист находится в подчинении директора образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
1. 3. Лицо, принимаемое на должность и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с дальнейшей переподготовкой.
1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень обязательных знаний:

  • педагогики;
  • законов и постановлений Российской Федерации, связанных непосредственно с реализацией методик, программ и образования в целом;
  • методики работы в области социальной педагогики;
  • некоторых основ трудового и семейного права РФ, социальной политики РФ;
  • основ психологии (детской, возрастной и социальной).

1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог во время ведения деятельности:

  • действующее Законодательство РФ;
  • приказы администрации и директора учебного заведения;
  • Устав учебного заведения;
  • Правила внутреннего распорядка заведения;
  • собственно текущим документом.

2. Функции

В число обязательных функций социального педагога входит четыре основных:

2. 1. Реализация мер по образованию, воспитанию, развитию учащегося по месту жительства и в учебном заведении.
2. 2. Определение проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри коллектива учащихся, оказание социальной помощи.
2. 3. Исследование особенностей и социальных характеристик коллектива и общества учащихся.
2. 4. Сотрудничество с органами соцзащиты.

3. Должностные обязанности

В число стандартных обязательных к выполнению видов деятельности сотрудника входят:

3. 1. Реализация роли третьего компетентного лица между обучающимися и:

  • учебным заведением;
  • семьей;
  • администрацией учебного заведения и другими административными органами;
  • социальными службами.

3. 2. Обеспечение прав и свобод личности учащихся, предусмотренных Законодательством РФ и иными правовыми документами.
3. 3. Организация, разработка и реализация проектов и мероприятий, вовлекающих в полезную деятельность обучающихся. Развитие идей и инициатив обучающихся, помощь в их реализации.
3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов обучающимися в различные инстанции. Выполнение деятельности по трудоустройству, обеспечению социальных выплат, оформлению депозитов и ценных бумаг для обучающихся-сирот.
3. 5. Обеспечение психологического комфорта для обучающихся в коллективе и учебном заведении, охраны здоровья и жизни.
3. 6. Взаимодействие с социальными службами и организациями для обеспечения предоставления помощи учащимся с ограниченными возможностями, сиротам, лицам, отличающимся девиантным поведением. Организация предоставления помощи обучающимся ситуациях, требующих незамедлительного решения.

3. 7. Предоставление компетентных консультаций обучающимся и их родителям (опекунам), сотрудникам учебного заведения.

4. Права

В категорию предоставляемых сотруднику прав входят возможности:

4. 1. В деловых рамках выстраивать взаимодействие и взаимоотношения с иными учебными заведениями, учреждениями спорта, социально-психологической помощи, соцзащиты, здравоохранения, органами правопорядка, различными вспомогательными службами и организациями.
4. 2. Передавать рекомендации и распоряжения сотрудникам учебного заведения в рамках установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках компетенции передавать распоряжение учащимся.
4. 3. Передавать требования о предоставлении нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной рабочей деятельности и выполнения собственных обязанностей, предусмотренных должностью.
4. 4. Вносить на рассмотрение предложения о корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия с обучающимися, недостатков.
4. 5. Принимать решения по вопросам, находящимся в рамках установленных прав и компетенции сотрудника.

5. Ответственность

Сотрудник занимаемой должности должен нести ответственность при:

5. 1. Несвоевременном, недостаточном или неправильном выполнении установленных должностью обязанностей.
5. 2. Распространении и передаче конфиденциальной информации третьим лицам, передаче сведений, недоступных для разглашения соответствующими документами.
5. 3. Несоблюдении техники безопасности, установленных правил дисциплины и трудового распорядка.

Назначение должностной инструкции

Составление и выпуск настоящего документа требуется для установления правильного взаимодействия между администрацией и сотрудниками учебного заведения, соблюдения прав и обязанностей обеих сторон. Для социального педагога инструкция также выступает в качестве руководства к действию, памятки о функциях и обязанностях, которые необходимо выполнять, находясь на занимаемой должности. Документ может выступить и в качестве регулятора в решении спорных вопросов и проблем между сторонами-участниками.

Правила и особенности инструкции

Структура документа не имеет точно определенных стандартов. Как правило, она включает в себя разделы общего положения, обязанностей социального работника, его прав и ответственности. По своему усмотрению администрация учебного заведения может вносить коррективы и вводить дополнительные пункты инструкции. Так, в завершающей части документа может присутствовать раздел об условиях работы, трудового распорядка дня специалиста.

Действие настоящего документа подкрепляется подписью социального педагога. Инструкция выпускается в единственном экземпляре и хранится у специалиста. При необходимости допускается создание дополнительных копий.

Особенности и правила составления инструкции

Документ предполагает обязательное наличие шапки, в которой указывается наименование учебного заведения, фамилия, имя и отчество директора, дата составления. В данном разделе требуется и постановка подписи руководителя организации. Ниже указывается наименование документации и описание разделов с подзаголовками.

Главная часть

Как правило, расписывается под подзаголовком «Основное положение» и описывает категорию сотрудника, занимающего должность социального педагога. Также здесь устанавливается иерархия должностного подчинения и требования к специалисту (уровень и тип образования, направление, рабочий стаж и др.). Дополнительно в первой части указывается правовая документация, обязательная к ознакомлению социальным педагогом, правила техники безопасности, соблюдения трудовой дисциплины, Устав учебного заведения и др.

Вторая часть

Включает в себя непосредственно обязательные к выполнению функций социального педагога. Раздел «Функции» может быть вынесен отдельно или сочетаться с пунктом документа о должностных обязанностях. Многое зависит от величины разделов и конкретики в их описании.

Третья часть

В пункте «Права» всегда указывается список полномочий, которыми наделяется сотрудник учебного заведения в рамках собственной компетенции. Он необходим для предоставления некоторой свободы во взаимодействии с иными учебными заведениями, организациями, сотрудниками и администрацией. Права помогают более продуктивно выполнять обязанности социального педагога и несколько расширяют спектр возможностей в его ежедневной деятельности, упрощают выстраивание взаимоотношений внутри коллектива, облегчают решение многих рабочих задач и вопросов.

Завершающая часть

Раздел включает в себя пункты, при нарушении которых социальный педагог несет ответственность. Основное правило, прописанное в заключительной части документа, состоит в точном выполнении настоящей должностной инструкции. Обычно при несоблюдении правил раздела на сотрудника налагаются административные взыскания и штрафы.

После составления документ передается работнику учебного заведения для изучения и согласования. Для этого необходимо указать личные и паспортные данные социального педагога, находящегося на занимаемой должности, наименование учреждения, дату ознакомления и подпись с расшифровкой. Действие инструкции вступает в силу с даты ознакомления и постановки подписи.

Социальный педагог. Должностные обязанности и перечень обязательных документов

Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.Должностная инструкция социального педагога школы

Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.

Показать скрытое содержание

Должностная инструкция социального педагога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;

2. Функции социального педагога

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала планируемого периода.
3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого учебного триместра.
3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

5. Ответственность социального педагога

Социальный педагог несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

6 Взаимоотношения. Связи по должности.

Социальный педагог:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели .
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

Обязанности социального педагога в школе

Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

  • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;

  • гуманизации взаимоотношений между детьми;

  • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;

  • мерах по защите прав каждого учащегося;

  • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;

  • поддержании контактов с семьями школьников;

  • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;

  • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;

  • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;

  • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.

Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.

Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.

Документация социального педагога школы

Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно разделить на три группы:

  1. Нормативно-правовые документы.

  2. Планирование работы.

  3. Материалы по основной деятельности.

1 группа. Нормативно-правовые документы

Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:

  1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.

  2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.

  3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.

  4. Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.

  5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» «О создании и работе школьного Совета профилактики» и т.п.)

2 группа. Планирование работы

  1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).

  2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).

  3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).

  4. План работы на месяц, неделю.

  5. Циклограмма работы на неделю.

3 группа. Материалы основной деятельности

  1. Социальный паспорт школы за 3 года.

  2. Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией

    • из многодетных семей;

    • из малообеспеченных семей; 

    • из неблагополучных семей;

    • дети с ограниченными физическими возможностями;

    • опекаемые дети;

    • состоящие на внутришкольном  учете в школе; 

    • состоящие на учете в ОДН  и КДНиЗП;

    • склонные к бродяжничеству, суициду;

    • поставленные на бесплатное питание по категориям.

  • Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.

  • Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.

  • Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.

  • Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.

  • Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие  полную  информацию  (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)

  • Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.

  • Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).

  • Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.

  • Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.

  • Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».

  • Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.

  • Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими  проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.

  • Журнал посещений уроков, их анализ.

  • Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.

  • Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.

  • Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

  • Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.),  действуя в контакте с административными и юридическими  службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные  силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

В современном образовательном процессе работа социального педагога играет ключевую роль в формировании здоровой и гармоничной образовательной среды для учеников. В статье рассмотрим организацию работы социального педагога в 2023-2024 учебном году, обсудим перечень необходимых документов и разработку рабочих программ, которые способствуют успешной социальной адаптации и развитию учащихся.

Функции и обязанности социального педагога

Стандартом от 10.01.2017 № 10н утверждены основные функции социального педагога:

  • разработка мер по педагогическому сопровождению ученика в трудной жизненной ситуации
  • планирование деятельности по обеспечению позитивной социализации учеников и т. д.

Дополнительно должностные обязанности социального педагога школы по ФГОС:

  • планирование и организация мер по педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации
  • реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта
  • организационно-методическое обеспечение педагогической поддержки обучающихся
  • развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства, социальных институтов
  • организация социально и личностной значимой деятельности группы обучающихся.

Обязанности социального педагога в школе по ФГОС:

  • анализ поведения учащихся и построение прогнозов на основе этого исследования для избежания конфликтных ситуаций
  • разработка специальных адаптационных программ для школьников с целью улучшения психологической обстановки в школе
  • осуществление комплекса мероприятий для учащихся в плане образования личности и развития индивидуальности
  • организация мероприятий для школьников и их родителей для повышения безопасности учеников
  • организация консультационной помощи учителям при проведении родительских собраний, общении с родителями учеников, проведении различных школьных мероприятий
  • консультации школьников, родителей и учителей по всем вопросам, связанным с адаптацией и решением споров во всех конфликтных ситуациях
  • посредническая помощь в установлении связи между ребенком, семьей и школой, в случае необходимости.

С кем работает социальный педагог?

Работа социального педагога в школе заключается в тесном взаимодействии с нижеприведенными группами:

  • дети из категории группы риска
  • родители
  • органы правопорядка
  • социально незащищенные семьи учащихся
  • коллектив учителей и педагогов.

К числу детей, которые могут нуждаться в помощи социального педагога, относятся:

  • сироты
  • опекаемые
  • живущие в неполной семье
  • инвалиды или имеющие серьезные нарушения здоровья
  • имеющие необходимость в сохранении или получении жилой площади
  • часто испытывающие стресс (в семье или классе)
  • дети, родители которых употребляют алкогольные напитки или наркотические средства
  • дети-курильщики и те, кто распивает спиртное и знаком с наркотиками
  • страдающие от нехватки пищи
  • социально дезадаптированные
  • имеющие низкую школьную успеваемость
  • дети-вундеркинды, нуждающиеся в персональном развитии своей одаренности.

Какие документы должны быть у социального педагога в школе?

Так какие же документы ведёт социальный педагог в школе?

Социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума (Социальный паспорт школы)

Это обязательный документ социального педагога, за который он несёт персональную ответственность.

Социальный паспорт школы представляет собой внутренний документ, который содержит подробную и достоверную информацию о различных семейных категориях учащихся в данной школе. Он используется для определения социального статуса семей обучающихся. Этот документ считается наиболее эффективным инструментом для анализа социальных характеристик семей, которые могут влиять на учебный процесс и потребности учеников.

Медико-психолого-педагогические характеристики подопечных

Это обязательные документы социального педагога, за которые он несёт персональную ответственность.

Медико-психолого-педагогические характеристики подопечных относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке.

Перспективный план работы на год, утвержденный руководителем учреждения

Это обязательный документ социального педагога, за который он несёт персональную ответственность.

План развития представляет собой план целей и шагов, которые нужно предпринять в ближайшей перспективе. Он формируется на основе анализа прошлых результатов с учетом текущей ситуации.

Социальный педагог также может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией):

  • Тексты административных документов по социально-педагогической работе , законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.
  • Должностную инструкцию.
  • Перспективный, календарный план работы на год , который может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения образования. В нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении.
  • Циклограмму и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.
  • График и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно но следующей форме:

№/ Дата/ Тема/ Категория группы (учащиеся, родители, учителя)/ Примечания

  • График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:

№/ Дата/ Ф.И.О./ Категория клиента (учащийся, родитель, учитель)/ Краткое содержание проблемы/ Рекомендации, время следующей встречи

  • Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
  • Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
  • Документацию по вопросам опеки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы ; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах.
  • Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов .
  • Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.
  • Методические рекомендации для родителей
  • Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
  • Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.

Рабочая программа социального педагога 2023-2024

Нормативно-правовое обеспечение социального педагога

Международные документы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав ребенка

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Федеральные законы:

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс

3. Жилищный кодекс

4. Семейный кодекс

5. Трудовой кодекс

6. Кодекс РФ «Об административных нарушениях»

7. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ

8. Закон РФ «Об образовании»

9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Где обучить социального педагога?

По окончании вы получите диплом следующего образца:

Должностные обязанности социального педагога включают в себя непосредственную работу с ребенком и семьей в школьной среде:

  • создание условий для развития;
  • защита прав детей;
  • формирование и «настройка» отношений «семья-школа»;
  • помощь в организации работы учителей;
  • повышение успеваемости детей;
  • медиация конфликтов «ученик-семья-учитель-школа».

Специалист в области воспитания

Учителя в образовательных учреждениях больше «предметники», это определяет, чем занимается социальный педагог в школе: вопросы педагогики первичны в их образовании. Педагоги обсуждаемого профиля занимаются вопросами формирования личности:

  • помощь в сохранении общественной нормы;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • стимулирование социализации и ресоциализации;
  • создание здорового детского коллектива.

Работают эти педагоги в школах, в том числе в составе социально-педагогических служб (в больших школах). В современном обществе работа социального педагога в школе с детьми — не единственное место занятости. Есть и иные: в образовательных учреждениях нешкольного типа, школах-интернатах, образовательных коррекционных и семейных центрах, благотворительных организациях. Иногда вакансии открываются в НКО, оказывающих помощь попавшим в трудную ситуацию женщинам и детям. Объем решаемых задач зависит от специфики отдельной организации и хорошо показывает, кто такой социальный педагог в школе или семейном центре, какие ему нужны знания и навыки.

Задачи социального педагога

В школьной среде специалист по воспитанию работает с детьми, педагогическим коллективом, родителями и внешними социальными институтами для профилактики кризисных ситуаций. Особая составляющая деятельности — работа социального педагога с учителями, включающая в себя:

  • проведение обучающих мероприятий, семинаров-практикумов, консультирований;
  • оказание методической помощи, например в проведении родительских собраний, классных часов и пр.;
  • разработка внутренних правил для учителей-предметников, классных руководителей;
  • индивидуальное консультирование при проведении профилактических мероприятий, в том числе по работе с детьми группы риска;
  • выполнение правовой работы социального педагога, в том числе в рамках возникающих конфликтов.

Специалисты в области воспитания относятся к педагогическим работникам. Обратите внимание: все требования к должностям педагогических работников в государственной системе образования, в том числе к работе социального педагога в общеобразовательной школе, сформулированы законодательно.

Деятельность профильных педагогов описана в профессиональном стандарте 01.005. С его помощью обеспечивается единый квалификационный подход к подготовке и подбору этой категории специалистов для системы общего образования.

Профстандарт социального педагога

Требования к специалистам

Общие требования к сотруднику для выполнения основной работы социального педагога сложно формализовать. Они «качественные», являются частью эмоционального интеллекта человека. Соответствие им приходит с опытом и в результате последовательного обучения. Специалисту потребуются:

  • знание возрастной психологии для понимания тех, с кем трудится;
  • умение прогнозировать поведение отельного человека, а для работы социального педагога с классом — целого коллектива;
  • владение арсеналом педагогических средств;
  • адаптивность, умение найти подход к каждому обучаемому и его родителям;
  • способность прогнозировать социально-педагогическую ситуацию;
  • умение решать возникающие проблемы и конфликты;
  • эвристичность и вариативность в профессиональной и общественной деятельности;
  • знание основ медиации как способа разрешения сложных ситуаций; понимание, уважение и эмпатия к участникам конфликта и пр.

Общие требования к педагогу сформулированы в подразделе 3.1 раздела III профстандарта.

Требования к социальному педагогу

Профессионально-квалификационные ступени роста внутри профессии профильного педагога зависят от сложности выполняемой обобщенной функции (в соответствии с функциональной картой раздела II профстандарта) и выглядят следующим образом:

Обязанности специалиста в области воспитания

В профстандарте 01.005 обязанности специалиста, выполняющего работу социального педагога в образовательном учреждении, описываются тремя трудовыми функциями:

  1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
  2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
  3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся.

В должностной инструкции они составляют содержание части 2. Должностные обязанности описываются в части 3. Каждая функция детализируется трудовыми действиями подразделов 3.1-3.3. Необходимые знания и умения размещаются либо пофункционально, либо общим списком в первой части инструкции.

ДИ подготавливается кадровой службой. При составлении текста, описывающего профессионально-квалификационные требования и обязанности специалиста (педагога), опираются на:

  • требования профстандарта, обязательного, в этом случае, для использования;
  • устав школы;
  • другие ЛНА.

Подготовленный текст, содержащий весь перечень обязанностей педагога в школе, выглядит следующим образом:

Должностные обязанности социального педагога

Права и ответственность

Права и ответственность педагогического работника детально прописываются. Это определяется спецификой занятости, работой с несовершеннолетними, большой социальной важностью, получением отложенного результата педагогической деятельности. В качестве примера — раздел с описанием прав.

4. Права

Социальный педагог школы в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Участвовать в разработке:

  • социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • управленческих решений, которые касаются вопросов социальной адаптации учащихся;
  • положений о подразделениях, которые занимаются работой по социальной адаптации учащихся, их компетенциях, обязанностях, полномочиях, ответственности.

4.2. Проводить переговоры по программам и проектам социальной адаптации учащихся школы.

4.3. Формировать и вносить предложения о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений по социальной адаптации учащихся школы, прекращении или приостановлении таких проектов и программ.

4.4. Устанавливать контакты с физическими и юридическими лицами от имени школы в целях социальной адаптации учащихся.

4.5. Запрашивать классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам адаптации учащихся для проведения контроля и внесения изменений в рабочую документацию.

4.6. Осуществлять контроль и оценку хода и результатов проектов и программ адаптации учащихся, налагать запрет на них для преодоления возможных негативных последствий.

4.7. Требовать от участников учебно-воспитательной деятельности соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), выполнения норм и требований профессиональной этики.

4.8. Отдавать распоряжения, касающиеся вопросов социального характера, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, психологу, классным воспитателям, обслуживающему персоналу.

4.9. Привлекать учащихся школы в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях в образовательном учреждении, к дисциплинарной ответственности за проступки, которые приводят к дезорганизации учебно-воспитательной деятельности.

4.10. Повышать квалификацию педагога.

4.11. Проходить в установленном порядке аттестацию.

4.12. Защищать профессиональную честь и достоинство педагога.

4.13. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.14. Проходить ежегодный бесплатный медицинский осмотр.

Часть, содержащая ответственность педагога, также учитывает особенности выполняемых функций.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Дмитриева Наталья
Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).

Все статьи автора

Функциональные обязанности социального педагога

 ГБОУ школы № 495

Белинской Елены Сергеевны

на 2017-18 учебный год.

  1. Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
  2. Составляет картотеки и сводные таблицы на детей  находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

3. Организует и проводит развивающую работу с обучающимися (воспитанниками):

— в процессе специальной работы с отдельными детьми;

— с группами детей;

-при проведении воспитательных мероприятий в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.

4. Оказывает  консультативную помощь по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся (воспитанников):

— с обучающимися (воспитанниками);

— с педагогами;        

— с родителями (законными представителями).

5. Организует  и проводит  профилактическую  работу:

-разработка отдельных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения развития и социальной адаптации.

6. Проводит методическая работа с  педагогами и администрацией ОУ:

— участвует  в работе школьного методического объединения классных руководителей;

-системно проводимых  для педагогов лекции, семинары методического содержания.

7. Осуществляет взаимодействие с субъектами профилактики по решению социальных проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуцации или социально-опасном положении:

 с детьми состоящими на ВШК и учете в ПДН УМВД, родителями; правоохранительными органами; МО «Новоизмайловское»; ГБУ ДО ЦППМСП; ЦСПСиД; институтом психиатрии и консультирования «Гармония»; «Союз педиатров России», общество «Знание»; ГБУ «ДМСПБ»; ПМК «Восток», КДН и ЗП; педагогическим коллективом.

8.  отправляет официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога.

9.  Представительствует в:

— районном методическом объединении

-суде,  КДН, органах опеки и попечительства.

10.Создаёт и обновляет электронный банк данных документов (личные дела обучающихся/воспитанников, бланки и т.п.)

  1. Участвует в работе Совета по профилактике.

12. Публично представляет собственный профессиональный опыт в форме открытого занятия (урока, тренинга)

13. Выступает на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведение мастер-классов разного уровня.

14. Исполняет  функцию наставника.            

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ампулы от блох дельцид инструкция
  • Анализ должностной инструкции социального педагога в школе
  • Ампулы мукосат инструкция по применению взрослым
  • Анакрол 2032 инструкция по применению
  • Ампулы ладор для волос инструкция