Артикуляционная гимнастика инструкция для родителей

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться  в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Гимнастика для губ и языка.

1. «Рыба».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

11. «Ступеньки».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

Развитие речевого дыхания.

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются.Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

  1. «Мыльные пузыри».
  2. «Сдуй листочек».

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

  1. «Забей гол в ворота».

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.                                         

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с  тем, какие звуки нарушены у ребёнка. 

Как делать гимнастику?

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у  ребёнка навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать ребёнку больше 2-3 упражнений за раз. 

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Как организовать работу?

Работа организуется следующим образом.

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
  • Показывает его выполнение. 
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
  • Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
  • В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). 
  • Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту — учителю-дефектологу. 

Регулярное выполнение гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
  • подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь — это губы. Давай её откроем(упражнение «Улыбочка»). 

Вторая дверь — это зубы. Откроем и её(упражнение «Окошко»).

Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка(упражнение «Блинчик»).

Наконец он проснулся, высунулся на улицу(упражнение «Иголочка»).

Посмотрел направо, потом налево(упражнение «Часики»).

Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться(упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься(упражнение «Лошадка»).

Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы(упражнение «Улыбочка»),а затем первую — губы (сомкнуть губы).

Улыбочка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

Трубочка

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

Улыбочка — Трубочка

   

На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Улыбочка» — «Трубочка».

Окошко

На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Блинчик

Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

Иголочка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Блинчик — Иголочка

  

На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Блинчик» и «Иголочка».

Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

Качели

 

Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

Лошадка

 

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Подготовила учитель-дефектолог ЦКРОиР  В.П.Ракицкая

Артгимнастике – привет, лучше её в мире нет!
Что укрепит лучше рот и поможет речи?
Артгимнастике – почёт, вы уж мне поверьте!

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Скачать конспект

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики:

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным.
На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится абсолютно правильно выполнять упражнения.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.

В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

4. Улыбка — Трубочка. Чередование положений губ.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я

Видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть

Повторю – ка всё опять.

Упражнения для губ и щек

Похлопывание и растирание щек.
Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Голодный хомячок. Втянуть щеки.
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси,

Мышцы расслабляются… Лопатка получается

Ты под счёт её держи… До пяти.. До десяти…

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать

2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась пиала, почти круглая она.

3. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)

1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Влево — вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь:

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

4. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Выполняя артикуляционные упражнения хвалите ребёнка, поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Мастер –
класс для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в
домашних условиях.

Автор:
Бабушкина Н.Л., учитель-логопед, МБДОУ Мотыгинский д/с «Белочка»

Цель
мастер-класса:

Познакомить
родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить
правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

Участники: родители детей речевой группы,
учитель-логопед.
Место проведения: методический кабинет.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, маленькие зеркала, картинки —
символы для выполнения артикуляционных упражнений.

Содержание мастер – класса:

Теоретическая часть.
1. Обозначение темы, ее актуальности.
2. Раскрытие логопедом понятий: артикуляционный аппарат, артикуляционная
гимнастика (с использованием интерактивной презентации).
3. Знакомство родителей с особенностями работы артикуляционного аппарата
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Объяснение значимости артикуляционной гимнастики для коррекции и развития речи
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Практическая часть.
1.
Общие рекомендации родителям
по выполнению артикуляционной гимнастики.
2. Показ (логопедом) и объяснение выполнения артикуляционных упражнений
с демонстрацией соответствующей картинки-символа.  Выполнение родителями
упражнений перед зеркалами.
3. Ответы на вопросы родителей.

Подведение итогов: мнение родителей о полученной информации (понятна, полезна и
важна ли она будет для них); доступны ли артикуляционные упражнения для
родителей в выполнении; что необходимо сделать, чтобы стали доступны.  

                  Ход
мастер – класса:

Теоретическая часть.
1.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в мастер – классе по проведению артикуляционной
гимнастики с детьми в домашних условиях. Мастер – класс предполагает не только
получение вами определенной информации по теме, но и практической деятельности
в этом направлении.
 Как известно, дети с общим недоразвитием речи имеют особенности в развитии
всех сторон речи: словарный запас, грамматический строй, фонематическое
восприятие, звукопроизношение. Родители в первую очередь обращают внимание на
внятность речи ребенка, потому что является наиболее заметным для восприятия
окружающих людей. Это основная причина обращения к логопеду.

Произношение
звуков сложный  двигательный навык, которым должен овладеть каждый
ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи
принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки
прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные
упражнения — с родителями. Очень важным в коррекции речевых нарушений
дошкольников является артикуляционная гимнастика.
Мышцы
языка, губ, щек, как и остальные мышцы нашего тела нуждаются в тренировке.

2.
 Артикуляционная гимнастика
Это совокупность
специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

 Артикуляционный аппарат
 анатомо-физиологическая система органов,
включающая
гортань,
голосовые
складки
, язык,
мягкое
и
твёрдое нёбо
(
ротоглотку),
зубы
верхней
и
нижней
челюсти
, губы,
носоглотку
и резонаторные полости, участвующие в порождении
звуков речи
и
голоса.

(Показать схему артикуляционного аппарата)

3. У детей с тяжелыми нарушениями речи мы можем
наблюдать : слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды
движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема
движений, быстрая утомляемость мышц либо
напряженность
мышц органов артикуляции, губы не принимают участие в артикуляции звуков,
наблюдается тремор (дрожание) языка и голосовых связок при нагрузке. Таким
образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко
падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и
ухудшению в целом звучания речи.
 Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения.
Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,
необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука
той или иной группы.
Вы можете столкнуться с нежеланием ребенка выполнять артикуляционные
упражнения. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно
помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия
должны строиться по правилам игры!

 
Можно «отправиться в путешествие» в
Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка.

 
II.
Практическая часть.

При
проведении артикуляционной гимнастики

необходимо
соблюдать следующие рекомендации:

1.     Внимательно
прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только
после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

2.     Гимнастика
проводится ежедневно по 5-10 минут.

3.     Упражнения
выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в
спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4.     Комплекс
на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка.

5.     Каждое
упражнение выполняется по 5 раз.

6.     Упражнения
выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике
используются стихи.

7.     После
того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по
названию).

8.     Взрослый
обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

9.     Упражнения
должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор
упражнений и качество выполнения.

10. Точность
движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.

11. Плавность
и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания
органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения);
движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений
других органов.

12. Темп –
это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно,
постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым
или медленным.

13. Устойчивость
конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без
изменений произвольно долго.

14. Переход
(переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно
быстро.

2.  Уважаемые
родители, сейчас я буду наглядно показывать и объяснять выполнение артикуляционных
упражнений с демонстрацией картинок символизирующих эти упражнения. Вы
внимательно сморите, затем перед зеркалом повторяете упражнения. Выполняйте
упражнения неспеша, запоминайте положение органов при каждом упражнении. Вы
будете это затем объяснять своему ребенку. От того, как вы объясните и покажете
будет во многом зависеть, насколько правильно станет выполнять эти упражнения
ребенок.

                             
                                Упражнения для губ

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.  
              Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

 «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, зубы сомкнуты.

       
             Мои губы – трубочка
превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ.

                   Свои
губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

       
            А теперь — слонёнок я, видишь –
хобот у меня.

       
            Мне понравилось играть,  повторю
– ка всё опять.

                             
Упражнения для щек

 Похлопывание и растирание щек.

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 «Голодный хомячок». Втянуть
щеки.

 «Шарик». Рот
закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с
силой и шумом.

       
                          Упражнения для языка

« Накажу непослушный язычок» Это упражнение является самомассажем для языка.            На
губу язык клади, пя-пя-пя произноси.

« Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                     
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

                     
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

                   
 Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

« Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка
подняты, но не касаются зубов.
                     
              Язык широкий положи, его края
приподними.

«Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                   Язык в
иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

                   Острый
кончик потяну, до пяти считать начну.

                   Раз,
два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

« Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого
языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
                  Влево —
вправо

       
          Мой язык скользит лукаво:

                 Словно маятник
часов,

       
         Покачаться он готов.

« Качели» Рот
открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и
нижним резцам.
                  На качелях я
качаюсь:

                  Вверх, вниз,
вверх, вниз.

                  Я до крыши
поднимаюсь,

                 А потом
спускаюсь вниз.

«Чистим зубки»Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и
нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

       
           Чищу зубы, чищу зубы

                    И
снаружи, и внутри.

                   Не
болели, не темнели,

                    Не
желтели чтоб они.

« Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и
сильно, тянуть подъязычную связку.
                     
   Я лошадка Серый Бок!  Цок-цок-цок.

                     
   Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

                     
   Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

« Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от
верхних резцов до мягкого нёба.
                     
     Красить потолок пора,    пригласили маляра.

                     
    Ниже челюсть опускаем, язык к нёбу поднимаем.

                     
   Проведём вперёд – назад –  наш маляр работе рад.

« Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать
язык вглубь рта.
                     
    Ох и вкусное варенье!

                     
   Жаль осталось на губе.

                     
   Язычок я подниму

                     
   И остатки оближу.
3. А теперь, уважаемые родители, если есть вопросы по
артикуляционным упражнениям, вы можете их задать.

III. Подведение итогов.
 
Уважаемые родители, сегодня мы с вами
актуализировали и пополнили ваши знания об особенностях речевого развития ваших
детей. Вы имели возможность познакомиться с понятиями: «артикуляционный
аппарат», «артикуляционная гимнастика». А также обозначили, насколько значима
артикуляционная гимнастика для коррекции и развития речи дошкольников с ОНР. Вы
имели возможность сами выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.
— Как вы считаете насколько понятна, полезна информация, которую вы получили
сегодня на мастер -классе? Если есть дополнительные вопросы, задавайте.
— Насколько сложно или легко было выполнять артикуляционные упражнения? В чем
были трудности? Как вы считаете, что нужно делать, чтобы преодолеть эти
трудности?
— Как вы считаете, сложно ли вашему ребенку будет выполнять эти упражнения?
Полезны ли будут они для него?
— Полезным ли для вас и вашего ребенка будет то, что вы практически сегодня
выполняли?

— Если есть вопросы и
пожелания, вы можете их высказывать.

Спасибо за внимание и ваше
активное участие в мастер – классе!

                        Фотоотчет по
мастер – классу:

                                 

                            

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Артикаин с адреналином бинергия инструкция
  • Артелак ночной инструкция по применению цена
  • Артелак ночной глазные капли инструкция по применению
  • Арнаур эдас 138 инструкция по применению цена
  • Артра глюкозамин хондроитин инструкция по применению