Благодаря правильному лечению согласно инструкции

Исправьте ошибки в употреблении предлогов:

1. Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 2. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 3. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. 4. Благодаря мне ты опоздал на лекцию. 5. Школьники не посещали школу за счет сильных морозов. 6. В целях повышения квалификации его направили на курсы. 7. Мы прибыли с целью оказания помощи.

Правильный ответ на вопрос 👍 «Исправьте ошибки в употреблении предлогов: 1. Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 2. Он часто …» по предмету 📗 Русский язык. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!

Искать готовые ответы

9. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов 1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления. 2. По приезду в Москву он чувствовал себя плохо. 3. Из-за своей скромности она никогда не выступает. 4. Об этом не раз уже было указано.

Ответы (1)

Укажите предложение где неправильно употреблён предлог благодаря тому. 1) благодаря тому, что в городе мягкий климат, здесь весь год цветут цветы. 2) Студент опоздал на лекцию благодаря тому, что транспорт плохо работает.

Ответы (1)

Исправьте недочёты в оформлении документов и перепишите исправленные варианты. Недостающие реквизиты добавьте самостоятельно. . А) Я очень прошу предоставить мне трёхдневный отпуск за свой счёт с 15 по 18 февраля по семейным обстоятельствам.

Ответы (1)

Предоставить мне отпуск, предоставит мне отпуск, ему предоставилась возможность предоставьте докозательстап, представьте доказательства, проверка документов, вечерняя поверка, поверка часов, на утренней проверке не назвали его фамилию, практическое

Ответы (1)

Найдите грамматическую ошибку: Пятерым медицинским сестрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

Ответы (2)

Главная » Русский язык » Исправьте ошибки в употреблении предлогов: 1. Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 2. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 3. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. 4.

Синтаксические нормы регламентируют построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.


Согласование сказуемого с подлежащим

1. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и
т. д.), сказуемое может стоять как в единственном числе (грамматическое
согласование), так и во множественном числе (согласование по смыслу).
Например:

Большинство Государственной Думы голосовало за снижение налогов, меньшинство было против.

Большинство заняли отведенные для них места.

Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь… (К. Симонов).

Грамматическое согласование чаще
используется в научной и деловой речи, а согласование по смыслу – в
разговорной, художественной и публицистической речи.

2. Если подлежащее выражено собирательным
существительным и имеет при себе управляемое слово в родительном падеже
единственного числа, то сказуемое ставится как в единственном, так и во
множественном числе:

Большинство участников конференции прибыло из соседних областей.

Большинство участников конференции прибыли из соседних областей.

3. Если при подлежащем, находящемся в
препозиции, имеется причастный оборот или определительное придаточное
предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе, то сказуемое ставится во множественном числе. Например:

Большинство выпускников средней школы, поступивших в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.

Большинство выпускников средней школы, которые поступили в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.

4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, то сказуемые употребляются во множественном числе:

Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам.

5. Сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе. Например:

Большинство гостей было размещено в гостиницах города. Ряд выпускников вуза направлен на заводы Тулы.

6. При подлежащем, выраженном сочетанием
числительного с существительным, сказуемое может быть как в
единственном, так и во множественном числе. При этом форма единственного
числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного
числа – на раздельное. Например:

Пять студентов сдавало зачет по теоретической механике. (Здесь: группа из пяти студентов.)

Пять студентов сдавали зачет по теоретической механике. (Здесь: каждый из студентов в отдельности.)

7. Форма единственного числа сказуемого
употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д.,
так как в этом случае имеется в виду единое целое. Например:

На ремонт общежития ушло пятьдесят тысяч рублей. До летней сессии осталось чуть больше месяца.

8. При числительных два/двое, три/трое, четыре/четверо сказуемое обычно ставится во множественном числе:

Профессору ассистировали два молодых хирурга.

Профессору ассистировали двое молодых хирургов.

Однако сказуемые, выраженные глаголами со значением состояния, обычно употребляются в форме единственного числа:

При больнице состояло два человека (И. Тургенев).

Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врожденное свойство характера (В. Панова).

9. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного и составного числительного, оканчивающегося на один, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа:

Двадцать один делегат принял участие в голосовании.

10. Если подлежащее выражено сочетанием существительного с числительным тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое обычно согласуется с числительным, входящим в состав подлежащего, в роде и числе:

Тысяча книг поступила в фонд школьной библиотеки.

11. Если в составе подлежащего кроме числительного и существительного есть слова все, эти и другие в роли определения, то сказуемое ставится во множественном числе:

Эти пять зданий были построены недавно. Все пять недель прошли незаметно.

На столе лежат приготовленные к отправке восемь конвертов.

12. Если в составе подлежащего есть слова всего, лишь, только (со значением ограничения), то сказуемое ставится обычно в единственном числе. Например:

В аудитории находилось только трое студентов. Всего два дня прошло со дня их встречи.

13. Если подлежащее выражено сложными существительными, образующими сложносоставные термины типа диван-кровать, кафе-столовая, то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет:

Кафе-столовая была отремонтирована в срок.

Диван-кровать стоял у стены.

Музей-квартира приобрел личные вещи писателя.

За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (В. Панова).

14. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой (И. п. + Тв. п. + предлог с) может быть выражено как формой единственного, так и формой множественного числа:

Мать с отцом после завтрака поехали в город за покупками. Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л.Н. Толстой).

15. В предложениях, где в качестве подлежащего выступает сложносокращенное слово (аббревиатура), действуют следующие правила.

Если подлежащее выражено аббревиатурой, которая склоняется (вуз – вуза – вузу. ), то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу:

Наш вуз выпустил тысячи специалистов.

Если подлежащее выражено аббревиатурой, которая не склоняется (ООН, ЕЭС и т. п.), то сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования:

АО (акционерное общество) предложило новый коммерческий план.

16. С подлежащим, выраженным заимствованным
несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с
установленным для данного слова в русском языке грамматическим родом:

Пальто как в воду кануло (А.П. Чехов).

17. При прямом порядке слов, когда
сказуемое следует за однородными подлежащими, обычно употребляется форма
множественного числа сказуемого, а при обратном порядке, когда
сказуемое стоит перед подлежащим, используется форма единственного числа
сказуемого:

Жара и засуха стояли более трех недель (Л.Н. Толстой). Слышался гул голосов, топот копыт и ржание лошадей.


Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Выберите подходящую для каждого предложения форму сказуемого.

1. Большинство (молчало, молчали), пристально глядя на землю (М. Горький).

2. Множество народа (сидело, сидели) за длинными столами, поставленными прямо в саду.

3. На дворе множество людей… (обедало, обедали), сидя без шапок около братского котла (А.С. Пушкин).

4. Большая часть моих привычек и вкусов (не нравилась, не нравились) ему (Л.Н. Толстой).

5. Большинство группы (было, были) приезжие.

6. Часть студентов (направлена, направлены) на повторное тестирование.

7. Ряд рабочих завода, выступавших на собрании, (заявило, заявили) о том, что они поддерживают реорганизацию предприятия.

8. Часть лунных образцов (напоминает, напоминают) по своему составу камни, обнаруженные на Земле близ старых вулканов.

Задание 2. Допишите окончания глагола-сказуемого.

1. В зале сидел(?) сто один человек.

2. В колонне шагал(?) двести сорок четыре участника манифестации.

3. 38 попугаев стал(?) героями известного мультипликационного фильма.

4. Под расписку выдан(?) 1 000 000 рублей.

5. 1 357 635 избирателей принял(?) участие в голосовании, 1 357 621 из них подал(?) голоса в поддержку кандидата от демократов.

Задание 3. Объясните выбор числа сказуемого (единственное или множественное).

Знал я невысокий дом

В переулке за углом.

Здесь когда-то проживало

Триста тридцать три жильца.

На работу шли, бывало,

Восемьдесят два отца.

Уходили по делам

Девяносто восемь мам.

В школу шли до перекрестка

Девяносто два подростка.

Тридцать восемь дошколят

В ясли шли и в детский сад.

Двадцать бабушек вставали,

Всем жильцам носки вязали.

Шли гулять в аллеях сквера

Три седых пенсионера

Замечательный был дом!

Дружно люди жили в нем.

Задание 4. Составьте несколько расписок по образцу, используя данные ниже словосочетания.

Образец: «Мною, студентом … курса (Ф.И.О.), получены на кафедре русского языка задания для самостоятельной работы».

а) 31 комплект учебников по культуре речи;

б) 21 контрольная работа;

в) 28 экземпляров зачетных тестов;

г) все перечисленное одновременно.

Задание 5. Выделите грамматическую основу в следующих предложениях. Объясните выбор формы сказуемого.

1. В конкурсе участвовало около миллиона будущих специалистов.

2. На стоянке дремало десятка полтора машин с шашечками.

3. На собрание пришла только половина гремячинцев (М.А. Шолохов).

4. Рядом с пароходом бежала стая дельфинов (А.И. Куприн).

5. Хлопья снега лежали на крышах, как мохнатые цветы (К.Г. Паустовский).

6. Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем воздухе (А.П. Чехов).

Задание
6. Выделите грамматическую основу в предложениях. Укажите случаи
выражения подлежащего сочетанием слов со значением количества,
избирательности, совместности.

1. Так прошло несколько лет (И.С. Тургенев).

2. Художник с Васей едва добрались до дому (К.Г. Паустовский).

3. Проходят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро (А.И. Куприн).

4. На заднем дворе под навесом встретили нас пять черных овец с ягнятами (Гладков).

5. Разные были мы с ним люди (В.А. Гиляровский).

6. Две двери вели из прихожей.

7. «Из вас кто-нибудь состоит в этом товариществе?» – оглядывая собеседников, спросил Давыдов (М.А. Шолохов).

8. Мы пошли с Ваней по местной дороге (К.Г. Паустовский).

9. 

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

(А.Т. Твардовский)

Задание 7. Выберите нужную форму сказуемого при подлежащем, выраженном аббревиатурой.

1. ТулГУ (провел, провело) общеуниверситетское тестирование по различным предметам.

2. РАО ЕЭС (предложил, предложило, предложила) новый план развития энергосистемы Российской Федерации.

3. Нэп (был, была) переходным периодом.

4. В печати было опубликовано заявление, с которым (выступило, выступила) ФСБ.

5. НАТО (объявил, объявило) о своем желании участвовать в миротворческой миссии.

Задание
8. Раскройте скобки, поставив сказуемое, выраженное глаголом, в форму
прошедшего времени и согласуя его в роде с подлежащим.

1. Шимпанзе (взобраться) на верхушку дерева.

2. Иваси (идти) густым косяком.

3. В прихожей на стене (гореть) бра.

4. Цеце (укусить) спящего мальчика.

5. Манго (продаваться) в каждом супермаркете.

6. Даже в годы войны метро (работать) в прежнем режиме.

7. На балконе (висеть) кашпо с красивым вьющимся растением.

8. Кенгуру (скрыться) из виду так быстро, что мы не успели его сфотографировать.

Задание 9. Перепишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму сказуемого.

1. В этом ателье (был заказан, было заказано) шкаф-купе.

2. Кресло-кровать (было, была) очень удобной мебелью.

3. Штаб-квартира этой организации (находился, находилась) в центре города.

4. Сумка-холодильник (стоила, стоил) совсем недорого.


Нормы употребления предлогов

Вызывает определенные трудности употребление некоторых предлогов.

1. Следует помнить, что предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя дательного падежа:

благодаря чему? (благодаря правильному лечению больной поправился)

согласно чему? (поступать согласно инструкции)

вопреки чему? (действовать вопреки мнению большинства)

2. Предлоги ввиду, вследствие, в силу, из-за, по причине требуют после себя родительного падежа:

ввиду чего? (ввиду предстоящего отъезда)

вследствие чего? (вследствие простуды)

в силу чего? (в силу обстоятельств)

из-за чего? (из-за морозов)

по причине чего? (по причине болезни)

При употреблении этих предлогов обычно учитываются присущие им смысловые оттенки.

Предлог ввиду употребляется в
литературном языке не только для указания причины, ожидаемой в будущем,
но и для обозначения связей настоящих, постоянных, а также отнесенных к
прошлому:

Ввиду недостатка времени мы не сможем (не смогли) посетить выставку.

3. Предлог в связи требует после себя творительного падежа:

в связи с чем? (в связи с наступлением зимнего сезона)

4. В современном русском языке необоснованно расширилась сфера употребления предлога о, который
по литературным нормам требует после себя предложного падежа.
Необходимо помнить, что предлог о употребляется только с глаголами речи и
мысли (говорить, думать, рассуждать, размышлять, писать, рассказывать, беседовать, судить, мечтать и др… + о ком? о чем?). Поэтому ошибками являются такие сочетания, как:

жаловаться о том, что дела идут неважно (правильно: жаловаться на то, что дела идут неважно);

проследить о том, что произошло (правильно: проследить за тем, что произошло);

верить о том, что наступят изменения (правильно: верить в то, что наступят изменения).

Задание 10. Перепишите, поставив слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.

1. Вследствие (неблагоприятные климатические условия) Миклухо-Маклай тяжело заболел, но не прервал своих исследований.

2. Благодаря (упорство и неиссякаемая энергия) геологов непокоренная тайга уступила свои несметные богатства.

3. По причине (эпидемия гриппа) массовые мероприятия в городе были отменены.

4. Экспедиция на Северный полюс была отложена на неопределенное время в силу (непредвиденные обстоятельства).

5. Вопреки (наши ожидания) к середине дня распогодилось, и мы, захватив мольберты, отправились на берег Волги делать эскизы.

6. Ввиду (предстоящее празднование)
300-летия Санкт-Петербурга были выделены значительные средства на
реставрацию исторических памятников.

7. В связи (наступление летнего сезона) отопление в жилых домах было отключено.

Задание 11. Отредактируйте предложения.

1. Благодаря тебя мы смогли благополучно выбраться из этой щекотливой ситуации, в которую попали вследствие своего легкомыслия.

2. Согласно приказа ректора был проведен
эксперимент по определению уровня знаний студентов университета с
помощью тес тирования.

3. Вы тоже присутствовали в зале и видели о том, что происходило.

4. Я свято верю о том, что наши бюллетени не могут быть подделаны.

5. Мы очень надеемся о том, что в вас заговорит совесть и сострадание.

Задание 12. Соедините слова из правого и левого столбиков в словосочетания, поставив существительные в нужном падеже.

преисполнен (чего?) решимость

исполнен (чего?) достоинство

наполнен (чем?) почтение

проникнут (чем?) любезность

тревога

доверие

Задание
13. Составьте словосочетание из данных слов, выбрав предложное или
беспредложное управление. Помните о лексической сочетаемости слов!

1. Платить за что?

плата за что?

оплатить что?

оплата чего?

труд, услуги, проезд, товар, долги, премиальные, стоимость 

2. Показывать что? свидетельствовать о чем?

мощь, правильность вывода, ускорение темпов, улучшение качества, зрелость, умение, это, то

3. Сообщить что?

поделиться чем?

рассказать что?

о чем?

подтвердить что?

утверждать что?

знания, впечатления, воспоминания, результаты, радость, приказ, свидетельские показания, это, то


Употребление союзов и союзных слов

Неправильное употребление союзов и союзных слов является нарушением литературной нормы. Это происходит в тех случаях, когда:

а) Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например:

Можно было бы согласиться с выводами статьи, где анализируется творчество Блока.

Нужно: Можно было бы согласиться с выводами статьи, в которой анализируется творчество Блока.

б) Союз стоит после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения:

В статье приведены факты, которые, кажется, что где-то уже были опубликованы.

в) Сложное предложение загромождено
одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении
придаточных предложений. Например:

Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Задание 14. Классифицируйте и исправьте ошибки.

1. В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека.

2. Но ведь не только эта профессия трудна, она и интересна.

3. Экзамен не только разговор двух умных людей, а одинаково заинтересованных.

4. Хочется купить обои, которые не только можно мыть, но и чтобы они были многоцветными.

Задание 15. Отредактируйте предложения.

1. Я читаю книгу, которую взял в библиотеке, которая находится недалеко от моего дома.

2. Я попросил товарища, чтобы он одолжил мне эту книгу, чтобы я мог написать домашнее задание.

3. Володя ответил, что он хорошо знает, что это не так.

Задание
16. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Как вы думаете, с
какой целью здесь использован прием нанизывания придаточных предложений
с союзным словом который?

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.


Порядок слов

Одним из нарушений синтаксических норм является неправильный порядок слов в предложении. Например:

Они часто ссорились и обижались на друг друга (следует: друг на друга).

Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан (следует: …только такой человек, как Левитан ….).

Неправильный порядок слов в сложном
предложении с придаточным определительным порождает двузначность или
искажает смысл высказывания:

Спортсмены тренировались на одном из стадионов города, который был недалеко построен (был построен город или стадион?).

Чтобы избежать двусмысленности в предложении, следует помнить правило: слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.


Смешение прямой и косвенной речи

Смешение прямой и косвенной речи
выражается в том, что придаточное предложение, образующее косвенную
речь, сохраняет элементы прямой речи, например:

Преподаватель сказал студенту, что как же вы будете сдавать экзамен по физике, если вы не ходили на практические занятия.

Приехал один важный господин из столицы
и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно
подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша!
(И.А. Бунин)

Задание 17. Найдите ошибки в оформлении косвенной речи. Исправьте их.

1. Князь Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненным.

2. Фридрих Шиллер сказал, что когда я ненавижу – я нечто отнимаю у себя, когда я люблю, я обогащаюсь тем, что люблю.

3. По словам Эразма Роттердамского, что сговорится ли с другими тот, кто сам с собой в разладе?

4. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, то он ответил, что не знаю.

Задание
18. Процитируйте данные высказывания, оформив сначала их как прямую, а
затем как косвенную речь. При составлении слов автора помните о
синонимах, которые есть у глаголов сказать и говорить.

1. Не навязывай никому того, что ты хочешь для себя: вкусы различны (Б. Шоу).

2. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать (И.А. Гончаров).

3. В пору посева учись, в пору жатвы учи, зимою пользуйся плодами (Вильям Блейк).

4. Благодарный пожинает богатый урожай (Вильям Блейк).

5. 

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть,

Напраслина страшнее обличенья.

И гибнет радость, коль ее судить

Должно не наше, а чужое мненье.

(Вильям Шекспир)


Употребление деепричастного оборота

Действие, обозначаемое деепричастием
(деепричастным оборотом) относится, как правило, к подлежащему данного
предложения, например:

Проведя ряд опытов, исследователи
опубликовали статью с их описанием. (Исследователи провели ряд опытов и
опубликовали статью с их описанием).

Если же производитель действия,
обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия,
обозначенного деепричастием, не совпадают, то употребление
деепричастного оборота стилистически ошибочно. Такое предложение
является нарушением синтаксической нормы. Например:

Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

Задание 19. Докажите, что деепричастные обороты употреблены неправильно.

1. Придя в лес, солнце спустилось за макушки деревьев.

2. Проходя мимо памятника Пушкину, чувство гордости охватывает нас.

3. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе специальности.

4. Поступив в университет, у каждого студента открывается дорога к знаниям.

5. Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора.

Отредактируйте данные предложения. Дайте, где возможно, несколько вариантов исправленных предложений.

Задание 20. Замените неправильно употребленный деепричастный оборот придаточным предложением.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.

2. Нажав на тормоза изо всех сил, машина все-таки врезалась в столб.

3. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.

4. Авария произошла, понадеявшись на случай.

5. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно.

Задание 21. Отредактируйте текст. Классифицируйте ошибки, допущенные в нем.

Посмотрев вокруг, окружающая природа
привела меня в полное восхищение. Это был волшебный осенний лес. Как в
поэме И. Бунина, который написал, что «Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою
поляной». Листья тихо падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев. Я пошла
по тропинке вглубь леса, покрытой листьями. Было так красиво, что я
пожалела о том, что не взяла с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть эту
красоту, чтобы, глядя на фотографию, потом часто вспоминать о ней.

(Из сочинения абитуриентки)

 31.03.2022

Тема: Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки

Цель: научиться правильно употреблять существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки

1. Теоретический блок 

1.1. В речи часто встречаются ошибки, связанные с употреблением некоторых предлогов и имён существительных. Запомните:

Предлоги «благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез» требуют постановки им. сущ. в Д.п. (кому? чему?) другу,  решению.

Например: 

соглас­но (кому? чему?) дого­во­ру, пись­му, условию;

вопре­ки (кому? чему?) уста­ву, рас­по­ря­же­нию, инструкции;

напе­ре­кор (кому? чему?) воле, интуиции;

бла­го­да­ря (кому? чему?) све­ту, насту­пив­ше­му теп­лу. 

1.2.  Часто сомне­ва­ют­ся, как пра­виль­но сказать:

пой­ти по воду   ИЛИ   пой­ти за водой?

Предлог «за» может выра­жа­ть целе­вые отношения:

пой­ти (за чем?) за водой, за гри­ба­ми, за яго­да­ми, за хлебом.

Но предлог «по» может выра­жа­ть и про­стран­ствен­ное отно­ше­ние. Он исполь­зу­ет­ся в пере­да­че дви­же­ния по поверх­но­сти чего-либо:

идти по полю, по лугу, по лесу;

плыть по реке, по озе­ру, по морю;

под­ни­мать­ся по лестнице.

Следуя нор­мам совре­мен­ной лите­ра­тур­ной речи, пра­во­мер­но упо­тре­бить пред­лог «за» в сло­во­со­че­та­нии «пой­ти за водой».

Выражение «пой­ти по воду» харак­тер­но для раз­го­вор­ной и народно-поэтической речи. 

2. Практический блок

Поработайте на тренажёре. Пришлите фото результата ВК после урока.

3. Домашнее задание:

1) Выучите тему урока (см. урок) 
2) Выполните по выбору упр.340, 342

Пришлите фото ВК после урока.

Управление —
разновидность подчинительной связи,
при которой зависимое слово выбирает
то или иной падеж «по требованию»
ведущего слова. Например: строить
(что?) дом,
пользоваться
(чем?)
компьютером,
чувствительность

чему?) к
холоду, красный
(от
чего?) от
волнения.

Немало случаев,
когда конструкция с управлением имеет
варианты. Например: работать
вечерами – работать по вечерам; пятью
минутами раньше – на пять минут раньше
– за пять минут до… — за пять минут
перед…; проехали площадь – проехали
через площадь – проехали по площади.
Трудности
в выборе формы управления предопределяются
сложностью самого языкового явления.
Управление – это факт и лексики, и
грамматики. Форма здесь тесно связана
с конкретным значением, особенностями
его поведения и индивидуальной судьбой
данного слова.

В современном
русском языке существуют определенные
группы слов с однотипными формами
управления. Однако наряду с ними большое
количество слов имеет строго индивидуальный
характер управления. Например: обращать
(направлять, устремлять) внимание
на
кого? на что? – уделять
(оказывать) внимание
кому?
чему? – проявлять
(приковывать, усиливать) внимание

к кому? к чему? – сосредоточивать
(акцентировать, задерживать, заострять,
останавливать, фиксировать) внимание
на ком? на
чём?

Современные
исследования ученых-лингвистов позволяют
решить многие проблемы управления.
Одним из важнейших достижений в этой
области является создание теории
валентности.
Суть
лингвистической теории валентности в
том, что разные слова, исходя из
особенностей семантики, вступают в
определенные связи с другими словами.
По аналогии с химическими элементами,
которые имеют разные возможности для
вступления в соединения с другими
элементами в зависимости от химической
валентности, слова также имеют разные
сочетательные потенции. Так, одни глаголы
способны строить словосочетания с
именами в различных падежах: ехать
— по дороге, из дома, на автобусе, с другом.
Такие глаголы
называют многовалентными. К ним относятся
глаголы физического и интеллектуального
действия (строить,
рубить, конструировать, сочинять),
движения
(ходить,
летать, поворачивать, кружиться),
речи
(говорить,
кричать, петь, выступать).
Другие
ограничены в сочетательных возможностях:
смеркаться,
светать, нездоровиться.
Одни
способны управлять винительным падежом
без предлога, другие не имеют такой
возможности. Сравните переходный и
возвратный глаголы: умывать
руки – умываться.

Возможности
управления ограничиваются, таким
образом, свойствами господствующего
слова и возможностями зависимого слова.
Мы не говорим «шли по теореме», находились
в выводе». Семантика слов, их валентности
с необходимостью требуют определенной
формы: доказывать
теорему, прийти к выводу.

Между тем говорящие
часто позволяют себе небрежно обращаться
со словами и словосочетаниями. Если
человек не вдумывается в смысл слов,
произвольно соединяет их, возникают
речевые ошибки. Нарушение норм управления
ведет к смысловой неточности, а порой
и к непониманию.

Анализ речи наших
современников подтверждает факт
небрежного отношения многих говорящих
к нормам управления в русском языке.
Часто можно услышать: усилия
принесут эффект
вместо
усилия
принесут плоды;

выполнять
договорные отношения

вместо выполнять
договорные обязательства
или
соблюдать
договорные отношения; разрешить задачу
вместо
разрешить
сомнения
или
решить задачу;
принимать суровые репрессии
вместо
принимать
меры
или
вводить
репрессии.
2

1. Выбор
падежной формы

1) Выбор падежной
формы часто связан с беспредложным
управлением. В качестве вариантов
используются формы родительного или
винительного падежа.

При глаголах,
обозначающих стремление к цели (ждать
поезда – ждать поезд)

только в
родительном падеже выступают слова,
управляемые глаголами достичь/достигать,
домогаться, жаждать, добиваться,
например:
жаждать
почестей, достичь цели, добиваться
своего.

При других глаголах,
обозначающих стремление к цели, возможны
обе падежные формы. В винительном падеже
выступают имена со значением лица: ждать
сестру, искать учителя, просить директора.
Существительные
неодушевленные принимают форму
винительного падежа для обозначения
определенных конкретных предметов, а
родительного – для обозначения
неопределенных предметов. Сравните:
просить
деньги
(конкретную
сумму) – просить
денег
(вообще,
сколько-нибудь); ждать
результаты – ждать результатов; требовать
оплату – требовать оплаты.

При глаголах с
общим значением «брать» — «давать»
(купить
молоко – купить молока)
винительный
падеж означает полный охват объекта
действием, а родительный – распространение
действия на часть объекта. Сравните:
выпей молоко
(все, что
тебе приготовлено) – налей
себе молока из кувшина

(какую-то часть молока); привезти
зерно – привезти зерна; взять табак –
взять табака (табаку); съесть мясо –
съесть мяса.

При глаголах с
отрицанием
(
не давать
разрешение – не давать разрешения)
родительный
падеж обязателен, если в контексте
имеются слова никто,
ничто, никакой, ничей, ни один,
а
также при глаголе иметь:
Никто не дал необходимых материалов; Я
ничего не понял; Он не читал ни одной
книги; Ты не имеешь права так поступать.
Кроме этого,
можно говорить о предпочтительности
употребления родительного падежа при
глаголах восприятия мысли: не
понял вопроса, не знал задания, не заметил
ошибки.

Винительный падеж
обязателен, если при глаголе два или
более зависимых слов: Я
не считаю этот вариант удачным; Наш цех
не обеспечили сырьем; Родители не лишили
дочь поддержки.

В словосочетания
типа изучать
бациллы – изучать бацилл
колебание
падежной формы существительного зависит
от признака одушевленность/неодушевленность.
Например: изучать
металлы,
но
изучать
китов.
Проблема
при выборе падежа состоит в отнесении
некоторых существительных к разряду
одушевленных или неодушевленных имен.
Трудными в этом смысле существительными
считаются наименования уподобленных
человеку и животным существ.

Названия консервов
из некоторых видов морской рыбы,
моллюсков, ракообразных (устрица,
мидия, креветка, краб)
употребляются
как неодушевленные существительные, а
значит, винительный падеж совпадает с
именительным: есть
сардины, шпроты, устрицы;
но
есть, ловить
раков.
Если
речь идет о живых созданиях, используется
форма одушевленных имен, в этом случае
винительный совпадает с родительным
падежом. Сравните: поймал
трех рыб — съел три рыбки; ловить пиявок
– ставить пиявки.

Наименования
микроорганизмов (микроб,
вирус, бактерия, личинка, эмбрион)
в
литературном языке рассматриваются
как неодушевленные имена: изучать
бактерии, уничтожать вирусы, рассматривать
эмбрион.
В
профессиональном употреблении – в речи
биологов, медиков — они изменяются как
одушевленные существительные: исследовать
бактерий, бацилл, микробов.

Названия реалий,
уподобленных живым существам (робот,
кукла, валет, туз, король, призрак)
изменяются
как одушевленные существительные:
создавать
робота, наряжать куклу, отдать валета,
сбросить туза.

Существительные
для называния лиц (персонаж,
существо, личность, лицо, создание,
жертва)
употребляются
как одушевленные имена: уволить
целую бригаду и отдельных лиц.

2) В других
случаях падежная форма зависит от ее
стилистической принадлежности.

Вместо прежних
конструкций согласно
приказа

родительным падежом управляемого
существительного) в настоящее время
используется конструкция с формой
дательного падежа согласно
приказу.

Устаревшей формой
считается родительный падеж с производным
предлогом исключая:
Пыль и зной стояли везде, исключая нашего
любимого местечка в саду
(Л. Толстой).
В наше время с предлогом исключая
употребляется
винительный падеж: исключая
последнюю неделю, исключая северную
территорию.

Предлог между
употребляется
с двумя падежами – родительным и
творительным. В большинстве случаев
творительный падеж отвечает современному
употреблению, форма родительного падежа
является устаревающей: между
фронтовиков – между фронтовиками; между
деревьев – между деревьями.

Иногда падеж используется для
дифференциации значений, например:
между двумя
огнями

прямом смысле) —
между двух огней
(переносное
значение). В переносном значении
родительный падеж сохраняется во
фразеологизмах: между
ушей, путаться между ног, сидеть между
двух стульев, читать между строк.

3) Выбор падежа
управляемого слова часто зависит от
вкладываемого значения:

— делать на
благо детям
(при
обозначении лица) – на
благо Родины
(для
неодушевленных имен);

— друг
отца
(чей?,
определение) – друг
отцу
(кому?,
дополнение);

— памятник
Пушкину

честь Пушкина) – памятник
Аникушина
(автор
памятника) – памятник
нашей славы

адрес неодушевленного объекта);

— служба в
армии – служба народу – служба у
олигарха;

— цена одной пары
– грош ему цена.

2. Выбор
предлога

Перед выбором
предлога оказывается говорящий при
использовании синонимических конструкций.
Решение зависит от смысловых и
стилистических оттенков между вариантами.
Сравните:

говорить в
волнении
(полный
охват чувств) – говорить
с волнением

(частичный охват); лицо
в веснушках – лицо с веснушками;

за подписью и
печатью
(официально-деловой
стиль) – с
подписью и печатью
(общелитературное
выражение);

идти по воду, по
грибы
(просторечное
употребление) – идти
за водой, за грибами
(литературное
употребление);

пройти около
километра – пройти с километр; новобранцев
оказалось около сотни – новобранцев
оказалось до сотни
(второй
вариант в каждой паре имеет разговорный
характер);

стрелять в
противника
(направление
действия на объект)
стрелять по противнику
(распространение
действия на ряд лиц);

использовать с
целью осуществить
(конструкция
с инфинитивом) – использовать
в целях осуществления

(конструкция с отглагольным существительным,
в деловой речи);

справедлив к
своим подчиненным
(относится
к ним справедливо) – справедлив
со своими подчиненными
(обращается
с ними справедливо).

1) Предлоги с
изъяснительным значением (в составе
дополнения) различаются стилистически.
Предлог о
имеет
нейтральный характер употребления:
разговор о
поездке, писать о проблемах, договор о
торговле.
Предлог
про
используется
в разговорном стиле: разговор
про поездку.
В
деловой речи используются предлоги
насчет, относительно, касательно:
относительно поездки.

2) В пространственном
значении с административно-географическими
наименованиями употребляется предлог
в: в городе,
в республике, в Закавказье, в Крыму.
С
названиями горных областей используется
предлог на:
на Балканах, на Урале, на Кавказе.
Употребление
предлога в
при названиях
гор во множественном числе имеет значение
«среди гор»: в
Альпах, в Андах, в Пиренеях.

Синонимичные
предлоги из,
с (со)
имеют
смысловые и стилистические отличия. В
сочетании с географическими названиями
в родительном падеже употребляется
предлог из:
приехать из Москвы, из города, из деревни.
Предлог с
используется
в сочетании с предметными существительными
или одушевленными именами: сойти
со ступеньки, слезть с лошади, взять со
стола.
Выражения
приехать со
Смоленска, с Уфы
расцениваются
как просторечные.

3) Широко употребляемые
производные предлоги благодаря,
ввиду, вследствие, в силу, по причине
имеют строго
индивидуальные смысловые оттенки.

Так, правильным
будет выражение предоставить
отпуск вследствие болезни
вместо
ввиду болезни,
так как
предлог ввиду
означает ожидаемое, предстоящее событие.
Ввиду
употребляется
также для обозначения связей настоящих,
постоянных, например: Ввиду
ежегодных наводнений Индия вынуждена
импортировать продовольствие.
Высказывание
Ввиду засухи
правительство Намибии обратилось за
помощью в ООН
получает
двузначный характер (то ли констатируется
факт, то ли говорится о постоянных
бедствиях).

Предлог благодаря
используется
для описания причин благоприятного
характера: выздороветь
благодаря правильному лечению, выиграть
благодаря высокому мастерству.
Выражение
Поезд потерпел
крушение благодаря небрежности
стрелочника
квалифицируется
как нарушение нормы.

4) Предложно-падежные
конструкции после
окончания – по окончании
различаются
формой падежа существительного.

Предлог после
требует
родительного падежа: после
возвращения, после выяснения, после
доклада.

В сочетании с
предлогом по
существительное
стоит в предложном падеже: по
возвращении, по выяснении, по достижении,
по истечении, по окончании, по получении,
по ратификации, по размышлении, по уходе.
Предлог по
в значении
«после» имеет ограничения в употреблении.
Например, после
доклада
не
может быть заменено конструкцией с по.

Нельзя путать
описанные сочетания с конструкцией
существительного в дательном падеже с
предлогом по,
в которой
этот предлог имеет значение «в соответствии
с чем-нибудь». Например: Изменения
в проект могут вноситься только
по
согласованию с заказчиком
(то есть в
соответствии, на основании согласования
с заказчиком); уволить
кого-либо по сокращению штатов, явиться
по приглашению.

Встречающиеся в печати построения по
зрелому размышлению я решил, по завершению
этой программы
не
соответствуют литературной норме.

3. Управление
при синонимах

Синонимы – слова,
близкие по значению. Очень часто они
имеют разные сочетательные возможности.
Необходимо различать особенности
управления слов:

закончить
работу, ремонт, книгу – окончить
университет, курсы;

говорить,
рассказывать
о
ком-чём? – описывать
кого-что? —
указывать
на что?
(Газета
рассказывала об этом еще в прошлом году.
– Газета описывала эти факты еще в
прошлом году. – Газета указывала на это
еще в прошлом году);

— отличать что
от чего? кого от кого?
— различать
что-кого?
(отличать
друзей от врагов – различать друзей и
врагов);

— обидеться
на кого-что?
обижен
кем-чем?
(обиделся на
резкие слова, на брата – обижен холодным
приемом, недругом);

— обрадоваться
кому-чему?
обрадован
кем-чем?
(обрадоваться
приезду отца – обрадован счастливым
исходом дела);

— опираться
на что-либо
базироваться
на чём-либо
(опираться
на факты – базироваться на результатах
эксперимента);

— основываться
на чём-либо
обосновывать
чем-либо
(основываться
на одних предположениях – обосновывать
проверенными фактами);

— отзыв о
чём? – рецензия
на что? –
аннотация
на что? (отзыв
о диссертации — рецензия на книгу –
аннотация на сборник статей);

— отчитаться
в чём? –
сделать отчет
о чём?
(отчитаться
в расходах по полученному авансу –
сделать отчет о работе за месяц);

— превосходство
над кем-чем?
преимущество
перед кем-чем?
(превосходство
наших спортсменов над соперниками –
преимущества демократии перед диктатурой);

— препятствовать
чему? –
тормозить
что?
(препятствовать
экономическому развитию – тормозить
экономическое развитие);

— уверенность
в чём? – вера
во что?
(уверенность
в победе – вера в победу;

— уплатить за
что? – оплатить
что? (уплатить
за проезд – оплатить проезд).

Соседние файлы в папке лекции по культуре речи

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Най­ди­те грам­ма­ти­че­скую(-ие) ошиб­ку(-и) в пред­ло­же­нии(-ях). За­пи­ши­те ис­прав­лен­ный(-ые) ва­ри­ант(-ы) пред­ло­же­ния(-ий).

1)  Бла­го­да­ря ле­че­ния я быст­ро по­пра­вил­ся.

2)  Вы­ру­бая леса, люди не ду­ма­ют о бу­ду­щем.

3)  Он об­ра­тил­ся и по­лу­чил по­мощь от дру­зей.

4)  Он дей­ство­вал со­глас­но рас­по­ря­же­нию.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Бла­го­да­ря ле­че­нию я быст­ро по­пра­вил­ся. Он об­ра­тил­ся к дру­зьям и по­лу­чил по­мощь от них.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­ния Баллы
Верно най­де­ны и ис­прав­ле­ны два пред­ло­же­ния 2
Верно най­де­ны два пред­ло­же­ния, верно ис­прав­ле­но одно пред­ло­же­ние. ИЛИ Верно най­де­но и ис­прав­ле­но одно пред­ло­же­ние 1
Дан не­вер­ный ответ.

ИЛИ Вы­пи­са­ны, но не ис­прав­ле­ны оши­боч­ные ва­ри­ан­ты пред­ло­же­ний

0
Мак­си­маль­ный балл 2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Благир антигистаминный препарат инструкция по применению взрослым
  • Блемарен инструкция по применению таблетки взрослым при камнях
  • Блаватская инструкция для учеников внутренней группы купить
  • Блемарен инструкция отзывы пациентов принимавших препарат
  • Блемарен инструкция по применению побочные действия