Чем отличается инструкция от порядка

Ответить на вопрос о том, что такое регламент, одним предложением никак нельзя. Данное понятие очень обширно, оно употребляется в сферах самой разной направленности. Если же в общих чертах, то этим словом называют нормативно-правовой документ, в рамках которого определяется деятельность того или иного объекта, его положение, значение, а также соответствие определенному стандарту. В статье мы дадим определение понятию и рассмотрим в отдельности каждый случай.

Что такое регламент в политике и бизнесе?

Привязывая данное понятие к описанию бизнес-процессов, можно трактовать его следующим образом. Регламент — это документ, описывающий и перечисляющий поэтапно шаги, которые должны предпринять участники (или одно лицо) для выполнения конкретного бизнес-плана. Как правило, в данном документе определяются требуемые сроки реализации каждого этапа. Также в нем обозначаются требования и прописываются необходимые стандарты. Говоря простыми словами, этот документ является своего рода инструкцией по выполнению работы с четким описанием круга обязанностей.

В политическом контексте регламент означает свод правил (постоянного или временного характера), которые регулируют формы деятельности и внутреннюю организацию однопалатного парламента или палаты, а также депутатов. Правила обозначаются палатами согласно принципам и предписаниям, которые содержатся в конституции и законодательстве. Поэтому регламент может быть отменен органами Это понятие также означает свод правил, который определяет порядок деятельности государственных органов, организаций и учреждений.

Что такое регламент в документообороте?

В данном контексте это слово означает порядок, согласно которому ведутся заседания, собрания, съезды и сессии организаций или органов власти. Например, Регламент Верховной Рады Украины, Регламент заседания палат ВС СССР и так далее. Для стандартизации процедуры в некоторых странах существуют специальные сборники, которые содержат перечень возможных ситуаций и правила их разрешения.

Помимо вышеперечисленного, этим термином называют некоторые конференций и конгрессов — например, Брюссельский регламент.

Другие виды

Теперь рассмотрим, что такое технологический регламент. Данное понятие определяют нормативно-правовым актом (или другим подобным документом), который устанавливает перечень требований к объектам технологического регулирования, обязательных для применения и исполнения. Под объектами подразумевают продукцию, здания и сооружения, процессы производства, хранения, транспортировки, эксплуатации, реализации, утилизации.

История технического регламента в России

Данный должен был сменить прежнюю систему стандартизации и урегулировать вопросы безопасности. Система ГОСТов устарела и не соответствовала современным условиям, к тому же она была очень запутанной. В итоге обязательное сертифицирование всей продукции стало формальностью. Государственные органы, занимающиеся этой процедурой, получили возможность найти какие-либо несоответствия. И, как правило, продукция проходила сертификацию за взятку.

Понятие «технический регламент» было введено в России в 1996 году. Согласно этому изменению, оно определялось как установленные характеристики услуги или продукции, связанные с ними процессы и методы производства. А в 2003 году вступил в силу новый закон, который заменил десятки тысяч устаревших ГОСТов на ряд регламентов, обобщающих и упрощающих решение ряда вопросов. Этот документ включает также требования к символам, терминологии, упаковке, маркировке или же полностью посвящается этим вопросам.

Общий ответ на вопрос о том, что такое регламент (работы, генеральный и др.), звучит следующим образом: это документ, который принят соответствующими органами власти и содержит обязательные правовые нормы.

Что такое регламент в документообороте?

В данном контексте это слово означает порядок, согласно которому ведутся заседания, собрания, съезды и сессии организаций или органов власти. Например, Регламент Верховной Рады Украины, Регламент заседания палат ВС СССР и так далее. Для стандартизации процедуры в некоторых странах существуют специальные сборники, которые содержат перечень возможных ситуаций и правила их разрешения.

Помимо вышеперечисленного, этим термином называют некоторые конференций и конгрессов — например, Брюссельский регламент.

Другие виды

Теперь рассмотрим, что такое технологический регламент. Данное понятие определяют нормативно-правовым актом (или другим подобным документом), который устанавливает перечень требований к объектам технологического регулирования, обязательных для применения и исполнения. Под объектами подразумевают продукцию, здания и сооружения, процессы производства, хранения, транспортировки, эксплуатации, реализации, утилизации.

История технического регламента в России

Данный должен был сменить прежнюю систему стандартизации и урегулировать вопросы безопасности. Система ГОСТов устарела и не соответствовала современным условиям, к тому же она была очень запутанной. В итоге обязательное сертифицирование всей продукции стало формальностью. Государственные органы, занимающиеся этой процедурой, получили возможность найти какие-либо несоответствия. И, как правило, продукция проходила сертификацию за взятку.

Понятие «технический регламент» было введено в России в 1996 году. Согласно этому изменению, оно определялось как установленные характеристики услуги или продукции, связанные с ними процессы и методы производства. А в 2003 году вступил в силу новый закон, который заменил десятки тысяч устаревших ГОСТов на ряд регламентов, обобщающих и упрощающих решение ряда вопросов. Этот документ включает также требования к символам, терминологии, упаковке, маркировке или же полностью посвящается этим вопросам.

Общий ответ на вопрос о том, что такое регламент (работы, генеральный и др.), звучит следующим образом: это документ, который принят соответствующими органами власти и содержит обязательные правовые нормы.

Специфические черты

Ответ на вопрос о том, что такое в различных источниках отличается, это связано со спецификой организации, где утверждается данный документ. Ниже мы приведем общее определение понятия. Должностным регламентом называют нормативный документ, определяющий для служащего следующие моменты:

Требования по квалификации знаний и навыков, соответствующих уровню и характеру занимаемой должности, также он включает описание требуемого образования и опыта работы;

Должностные права и обязанности, уровень ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) возложенных задач;

Список вопросов, которые работник имеет право решать самостоятельно;

Перечень вопросов, которые служащий обязан выполнять;

Процедуры и сроки рассмотрения проектов, порядок утверждения и реализации поставленных задач;

Порядок служебных взаимодействий;

Показатель результативности и эффективности профессиональной деятельности определенного служащего.

Данный вид регламента помогает выполнить правильный подбор, расстановку и закрепление кадров, обеспечить повышение их квалификации. Также он содействует совершенствованию технологического и функционального разделения труда между подчиненными и руководителем. Используется для оценки результатов деятельности служащего.

Генеральный регламент

Теперь рассмотрим, что такое Это своего рода устав госслужбы для гражданских лиц. Впервые он был издан в 1720 году. Данный документ ввел систему делопроизводства в учреждениях нового типа — коллегиях. Согласно генеральному регламенту определялся порядок обсуждения вопросов в коллегиях, организация документооборота, взаимоотношения с местными органами власти и Сенатом. Данный документ утратил свое значение после издания в 1833 году свода законов Российской Империи.

В этой статье мы ответили на вопрос о том, что такое регламент, и рассмотрели каждый вид данного нормативно-правового документа.

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец
документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами
.

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической
службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами
, в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя , следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия между
отделами обеспечивает:

Генеральный регламент

Теперь рассмотрим, что такое Это своего рода устав госслужбы для гражданских лиц. Впервые он был издан в 1720 году. Данный документ ввел систему делопроизводства в учреждениях нового типа — коллегиях. Согласно генеральному регламенту определялся порядок обсуждения вопросов в коллегиях, организация документооборота, взаимоотношения с местными органами власти и Сенатом. Данный документ утратил свое значение после издания в 1833 году свода законов Российской Империи.

В этой статье мы ответили на вопрос о том, что такое регламент, и рассмотрели каждый вид данного нормативно-правового документа.

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец
документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами
.

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической
службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами
, в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя , следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия между
отделами обеспечивает:

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами
можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Определения, термины и сокращения.
  3. Описания процессов.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления. При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами. Образец для ЛПУ
, в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

Приложение

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст. На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ
. В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты. Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности. Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец
документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников. Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец
документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющемуосновных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример
: «Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет».

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов. Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа. В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей. Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества. В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ
в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец
документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющемуосновных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример
: «Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет».

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов. Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа. В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей. Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества. В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ
в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

  1. Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: «Настоящим регламентом определяется порядок…».
  2. Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
  3. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
  4. Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.

В разделе «Термины, сокращения, определения» приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова «это», через тире. В разделе «Описание процесса» дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.

Административно-организационные документы
предназначены для обеспечения решения широкого круга задач управления людьми и экономическими объектами как глобального (межгосударственного и государственного) уровня, так и локального — предприятиями, организациями, производственными коллективами и т. п.

К административно-организационным документам относятся: положения, планы, уставы, правила, отчеты, контракты, договоры, инструкции и пр.

ПОЛОЖЕНИЕ, ПРАВИЛО, ИНСТРУКЦИЯ

Положение
— нормативный акт, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов (Положение об отделе главного конструктора, Положение о гимназии
), либо порядок их действий в определённых случаях (Положение о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров закрытого акционерного общества
), либо регулирующий совокупность организационных, имущественных, трудовых отношений по конкретному вопросу (Положение о порядке заключения и исполнения договоров, Положение о порядке аккредитации журналистов).

Правила
— нормативный акт, которым регулируется организация и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений. В частности, правилами устанавливается организация и порядок деятельности государственного или иного органа, предприятия, учреждения (например, Правила внутреннего трудового распорядка предприятия
). В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

Инструкция
(от лат. instructio — устройство, наставление):

1. Акт управления, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных данным или вышестоящим органом (например, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в федеральных органах правительственной связи и информации
).

2. Нормативный акт, определяющий порядок и способы осуществления какой-либо деятельности (например, Должностная инструкция заведующего складом
).

Правила оформления

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке.
Общая структура документа
:

1. Наименование органа, организации, учреждения, выпустившего данный документ.
2. Гриф утверждения.
3. Заголовок.
4. Констатирующая часть.
5. Основной текст.
6. Подпись лица, подготовившего проект документа, дата.

Обязательными являются пункты 2 — 5. В ряде документов наименование организации включается в пункт 2 и не дублируется в пункте 1.
Пункт 6 обычно используется, если документ готовится и подписывается руководителем подразделения, а утверждается вышестоящей организацией.

Основные правила оформления грифа утверждения, заголовка и подписи рассмотрены в разделе «Требования к оформлению реквизитов документа» . Здесь мы остановимся только на особенностях оформления, присущих рассматриваемым документам.

Заголовок к тексту положения
(правил, инструкции) отвечает на вопрос «о чем?», например: Положение о порядке заключения и исполнения договоров; Положение о персонале; Инструкция о порядке подготовки проектов приказа
.

Заголовок к инструкции
, содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос «кого?, чья?», например: Должностная инструкция главного специалиста; Должностная инструкция заведующего складом
.

В констатирующей части
положения (правил, инструкции) указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий и т. п.

Констатирующая часть оформляется либо в виде отдельного абзаца перед основным текстом документа, либо как раздел «Общие положения» документа (см. примеры).

Основной текст
положения (правил, инструкции) имеет следующие языковые особенности:

  • употребление специальных терминов, отыменных предлогов, слов, принадлежащих канцелярской речи;
  • преимущественное использование страдательных конструкций;
  • трафаретность в изложении текста;
  • применение рубрицирования, необходимого при перечислении положений устава, пунктов плана и отчета, обязательств и прав договора и контракта. Текст документа может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами;
  • изложение в сжатой форме от третьего лица единственного или множественного числа. Типовые глаголы, используемые в тексте: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается», «устанавливает», «разработано», «признается», «возлагается» и т. п.

Согласно наиболее распространенному определению, регламент представляет собой специальный нормативно-правовой акт внутреннего применения, который регламентирует порядок деятельности определенного государственного органа, описывает его внутреннюю организацию. Так, в РФ существуют регламенты для Государственной Думы, Совета Федерации, высших судебных органов, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии и ряда других органов.

Так, регламент работы Государственной Думы определяет порядок и периодичность ее деятельности, формы работы, наличие комиссий и комитетов, особенности их создания и упразднения и многие другие вопросы. Для граждан, прямо не связанных с данными органами, регламенты имеют второстепенное значение, однако их положениями можно руководствоваться при оспаривании отдельных действий, решений, актов соответствующих структур.

Регламент как порядок деятельности

Другое определение регламента сводится к обозначению порядка проведения определенных коллективных мероприятий: собраний, заседаний, съездов, конференций. Подобные регламенты принимаются внутри государственных органов и организаций, могут действовать временно или применяться на постоянной основе.

Так, одноразовые мероприятия часто проводятся на основании предварительно утвержденного регламента, который устанавливает особенности поведения и взаимодействия их участников. Ежегодно проводящие съезды политических партий обычно утверждают постоянно действующий регламент, положения которого применяются лишь при наступлении соответствующих событий.

Регламент как свод правил

Изредка термином «регламент» обозначают также свод каких-либо правил, применяемых в определенной узкой сфере жизнедеятельности. В данном значении регламент не является нормативно-правовым актом, однако также используется для регулирования поведения граждан при проведении определенных мероприятий.

Так, часто принимаются регламенты проведения спортивных соревнований, которые распространяют свое действие только на участников данных мероприятий, имеют ограниченное время действия. Другим редким обозначением регламента является название нормативно-правового акта неограниченного распространения, который выражает властные полномочия органов управления государством, однако в России таких актов не выпускается.

Источники:

  • О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Совет 2: Что в себя включает технический пожарный регламент

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие принципы ее обеспечения регламентируются федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ. Именно в соответствии с ним осуществляется защита жизни и имущества граждан, юридических лиц, а также государственного и муниципального имущества от пожаров.

Инструкция

Технический пожарный регламент описывает общие принципы обеспечения пожарной безопасности, устанавливает систему классификации и терминологию. Кроме того, в нем прописаны и конкретные нормы при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений, городских округов, зданий, сооружений, строений, а также требования к производственным объектам, технике и продукции общего назначения.

В документе разъяснены такие понятия, как аварийный выход, безопасная зона, взрыв, взрывоопасная смесь, взрывопожароопасность объекта защиты, горючая среда, допустимый риск, источник зажигания, класс конструктивной пожарной опасности, необходимое время эвакуации, объект защиты и т.д. и т.п. – всего 50 терминов. Точная терминология позволяет исключить любую двусмысленность при трактовке строк документа.

Статьями регламента устанавливаются правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности, правила ее обеспечения для различных строений. Даны классификации возгораний и пожарной опасности веществ и материалов, технологических сред, пожароопасных и взрывоопасных зон и т.д.

Каждое предприятие может вести собственную деятельность по уникальной схеме, но в обязательном порядке предполагается использование целого комплекса документов. Среди часто используемых видов документации на уровне организаций значатся положения, регламенты, порядок. Несмотря на похожие функции, предполагаются серьезные отличия, которые определяют тонкости решения различных вопросов. Желая лучше понять отличия и предназначение всех документов, рассмотрение вопроса рекомендуется начать с общего списка функций документов.

Какими функциями обладают документы?

Любой документ является полифункциональным
, потому он позволяет успешно реализовывать разные задачи предприятия, основывать управления персоналом и всеми рабочими процессами на юридическом уровне. Основной задачей является хранение юридически значимой информации в текстовом виде, а затем – передача.

Функции документа принято подразделять на общие (свойственные любому виду документации), а также специфические (проявляющиеся только при определенных обстоятельствах).

Общие функции:

  1. Информационная
    . Вне зависимости от того, что же рассматривается, порядок или положение, предполагается обязательное сохранение информации с ее дальнейшим распространением на уровне предприятия.
  2. Социальная
    . В обязательном порядке предполагается выражение социальных потребностей коллектива организации.
  3. Фиксация
    . Любой документ позволяет фиксировать информацию о принятых решениях и результатах функционирования предприятия. В то же время фиксация всей информации может происходить на различных уровнях.
  4. Кумулятивная
    . Любой документа позволяет собирать определенную информацию, а затем – упорядочивать ее. В результате все текстовые материалы сохраняются для сотрудников организации.

Вышеперечисленные общие функции объединяют порядок и положения, которые чаще всего используются при организации предпринимательской деятельности.

Специфические функции используются для выделения различных групп документов: организационные, плановые, правовые, научные (архивные). Порядок и положение принято относить к организационным документам, так как предполагается определение особенностей предприятия и его сферы деятельности, имеющихся рабочих задач.

Несмотря на похожие общие функции, крайне важно понимать, что же представляет собой порядок и положение, ведь только в этом случае можно правильно сформировать аппарат делопроизводства и гарантировать не только соответствие законодательным нормам, но и возможность для успешного развития компании.

Порядок и положение: понятия

Порядок представляет собой документ третьего уровня. Основной задачей является определение последовательности выполнения действий внутри определенного процесса. Данный документ устанавливает особенности и специфику различных рабочих процессов, являющихся характерными для любой компании.

Положение является сводом норм, которые в обязательном порядке должны быть взаимосвязанными. Предполагается регламентация узкого направления жизни предприятия, общества или государства. Положение используется для определения порядка формирования и обеспечения рабочей деятельности любой организации. Задачей может быть юридическое определение особенностей действий или статуса должностного лица.

Порядок и положение: разница

Порядок и положение – это организационная документация технического характера, которая создается при соответствующих потребностях. Документы дополняют друг друга и обладают многочисленными точками пересечения. Положение может создавать общую основу для определенного направления жизни предприятия или общества, а порядок – описывать тонкости определенных рабочих процессов и создавать акценты на важных моментах
.

В порядке присутствует детализация, дополненная конкретными нюансами и техническими аспектами. Положение способно только создавать правовое поле для деятельности и юридических отношений, потому конкретизация обладает меньшей степенью проявления.

Порядок направлен на прямое действие, потому какие-либо дополнительные уточнения уже не требуются, ведь последовательность целенаправленных действий для решения поставленной задачи прописывается изначально. В некоторых случаях порядок содержит в себе дополнительные конкретные моменты: срок.

Порядок может быть составляющей регламента, являющегося одним из самых важных документов любой компании.

Порядок и положение: в чем заключаются отличия?

  1. Круг вопросов, которые обсуждаются. Положение может устанавливать только общие правила. Порядок требуется для уточнения специфики мероприятия, которое должно быть проведено.
  2. Степень детализации рассматриваемых вопросов. Порядок может использоваться не только для конкретизации особенностей мероприятия и сроков, но и может вносить ясность в любые спорные вопросы, условия рабочего процесса. Положения не обладают нужной степенью детализации.
  3. Сущность. Положение требуется для рассмотрения определенных вопросов или моментов процедуры, рабочей деятельности. Порядок представляет собой документ, который включает подробное описание этапов проводящегося мероприятия, требования, которые должны быть непременно исполнены.
  4. Наличие технических требований. Характер положения является общим. Порядок должен содержать в себе ответы на конкретные вопросы.

На чтение 5 мин Просмотров 5.1к. Опубликовано

Содержание

  1. Определение
  2. Регламент
  3. Инструкция
  4. Положение
  5. Порядок
  6. Чем отличается
  7. Цели использования на предприятии
  8. Для кого
  9. По содержанию
  10. Кто разрабатывает и утверждает в организации
  11. Сроки хранения
  12. Сравнительная таблица
  13. Выводы

Стандартизация деятельности компании или подразделения требует принятия множества документов, каждый из которых отличается определенными особенностями. Чтобы получить требуемый результат, важно учесть все нюансы. Потому многих руководителей и сотрудников фирм интересует, чем конкретно отличается регламент от инструкции. Эти документы имеют много нюансов и особенностей, которые касаются структуры, целей, оформления.

Определение

Чтобы разобраться в особенностях каждого из нормативных документов, рекомендуется проанализировать терминологию.

Регламент

Самое распространенное определение гласит, что регламент – это особый нормативно-правовой акт внутреннего использования, который устанавливает определенный порядок деятельности и описывает внутреннюю организацию.

К примеру, в Российской Федерации есть регламенты для Государственной думы, Генеральной прокуратуры, Совета Федерации и других органов. Так, регламент Госдумы устанавливает порядок ее работы, наличие комитетов, особенности их формирования и упразднения, а также много других вопросов.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Еще одно значение регламента затрагивает обозначение порядка проведения некоторых коллективных мероприятий. Это касается конференций, съездов, заседаний, собраний. Такие регламенты принимают внутри организаций. Они действуют постоянно или временно. В частности, одноразовые документы часто используются для однократного проведения мероприятий. Они устанавливают особенности поведения и взаимодействия участников.

Съезды партий, которые проводятся каждый год, как правило, утверждают постоянный регламент. При этом его положения используются при наступлении определенных событий.

Изредка такой термин применяют для обозначения свода определенных правил, которые используются в узкой сфере деятельности. В этом значении регламент не считается нормативно-правовым актом, но тоже применяется для регулирования поведения граждан. Например, зачастую принимают регламенты проведения спортивных состязаний. Их действие касается исключительно участников таких мероприятий. Причем они отличаются ограниченным периодом действия.

Еще одним редким обозначением регламента считается наименование нормативно-правового акта, который обладает неограниченным распространением и выражает властные полномочия органов управления государством. При этом в РФ таких регламентов нет.

папки документов

Инструкция

Под этим термином понимают правовой акт, который издается государственным управляющим органом с целью установления определенных правил. Они регулируют разные сферы деятельности – организационные, финансовые, технологические или научно-технические.  Инструкции издают различные предприятия, учреждения, организации. Также это могут делать должностные лица и граждане.

Положение

Этим словом называют внутренний нормативный документ, который отличается обобщенным характером и определяет структуру, функции и полномочия одного или сразу нескольких подразделений. Также документ регулирует порядок создания и роспуска временных исполнительных органов и сочетание организационно-трудовых отношений. Положение затрагивает сразу много сотрудников и отличается императивным характером.

В основе положения присутствуют следующие языковые черты:

  • применение специальных терминов и слов, которые относятся к канцелярской речи;
  • трафаретное изложение текста;
  • использование рубрицирования.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Текст документа делят на главы, пункты и подпункты. При этом главам присваивают определенные названия и номера. В этом случае применяются римские цифры. Для обозначения пунктов и подпунктов используют арабские цифры.

пожать руку

Порядок

Под этим термином понимают документ третьего уровня. Он определяет последовательность выполнения действий в структуре одного процесса.

Чем отличается

Отличие регламента от инструкции затрагивает много моментов. Это касается структуры документов, целей их применения и других нюансов.

Цели использования на предприятии

Регламентации часто подлежит следующее:

  • процессы, которые требуется регламентировать по законодательству;
  • типовые процессы;
  • процессы, в которых участвует много людей и объектов;
  • дорогостоящие процессы;
  • процессы, которые важны для клиентов;
  • процессы, которые нуждаются в повышении прозрачности.

Для кого

С правовой точки зрения, регламенты и инструкции регулируют горизонтальные взаимодействия подразделений и работников организации. Это значительно упрощает процесс управления. При этом действие регламента может распространяться и на государственные управленческие органы.

По содержанию

Организации часто регламентируют следующие процессы:

  • обслуживание клиентов и развитие отношений с ними;
  • обеспечение организации требуемыми ресурсами – к ним относят управление платежами, договорами, персоналом;
  • обеспечение работы самого предприятия – это касается безопасности и документооборота, функционирования управленческих и контролирующих органов.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Инструкции часто затрагивают профессиональные обязанности сотрудников компании или порядок выполнения определенных производственных процессов.

клиент с продавцом

Кто разрабатывает и утверждает в организации

Разработкой документации занимаются соответствующие подразделения компании. Так, должностные инструкции составляет отдел кадров, а регламенты – узкоспециализированные отделы. В любом случае, утверждением таких документов занимается руководство компании.

Сроки хранения

Длительность хранения документации зависит от ее разновидности. К примеру, должностные инструкции хранятся в течение 75 лет или постоянно. При внесении изменений старый документ требуется утилизировать спустя 3 года. Регламенты хранят, пока они остаются актуальными.

дела в архиве

Сравнительная таблица

Чтобы разобраться, в чем именно разница между документами, стоит обратить внимание на таблицу:

Инструкция Регламент
Представляет собой документ, который устанавливает определенную последовательность действий или операций. Они направлены на выполнение конкретного вида работ. Представляет собой документ, который определяет, какие именно работы требуется выполнять.
Носит прикладной характер. Отличается еще большей детализацией.
Касается сотрудников предприятия или работы организации. Часто затрагивает работу предприятия или определяет порядок проведения конкретных мероприятий.

Выводы

Регламент и инструкция представляют собой важные документы предприятия, которые определяют особенности его работы. Они касаются особенностей работы компании и помогают проводить ее деятельность. Несмотря на целый ряд общих характеристик, такие бумаги характеризуются и существенными отличиями, которые затрагивают цели использования, структуру, порядок составления и оформления.

#1

Отправлено 11 June 2004 — 14:49

Народ!

помогите плиз определиться чем все это друг от друга отличается

делаем положение о порядке разработки внутренних документов, и по факту имеется все вышеперечисленное
нужны критерии для определения различий

  • 0

  • Наверх


#2

Бука

Отправлено 11 June 2004 — 14:56

Близко по теме. Вот как ЦБ свои НПА делит:

1.5. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:
указание Банка России;
положение Банка России;
инструкция Банка России.
1.5.1. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенных к компетенции Банка России.
Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.
Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.
1.5.2. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
1.5.3. Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

может, какие-то из этих критериев и Вам пригодятся.

Кстати, у нас Регламенты — это документы, которые не только (и не столько) регламентируют работу структурных подразделений, а которые регламетируют общие моменты во взаимодейтсвии с клиентами. Но оно так исторически сложилось.

Сообщение отредактировал Бука: 11 June 2004 — 14:57

  • 0

  • Наверх


#3

pivalex

Отправлено 11 June 2004 — 15:47

Но оно так исторически сложилось.

это точно, что исторически
проблема в том, что чаще всего мы чувствует что документ лучше обзвать скажем регламентом чем порядок, но вот по каким критериям — это вопрос.

  • 0

  • Наверх


#4

Бука

Отправлено 11 June 2004 — 16:32

pivalex, так, видно Вам придется сесть, обложившись Вашими внутренними документами, и посмотреть, что чаще называли регламентом, а что — процедурой.
ИМХО, универсального решения Вам вряд ли подскажут, придется на основе анализа имеющегося материала делать выводы.

  • 0

  • Наверх


#5

pivalex

Отправлено 11 June 2004 — 17:15

нда..

просто я ищу определения этих понятий xnj,.s из них вывести хоть какие то критерии

ни у кого нет что то похожее??

  • 0

  • Наверх


#6

kan

Отправлено 11 June 2004 — 20:16

попробуйте офографический словарь :)
без шуток

  • 0

  • Наверх


#7

Бука

Отправлено 15 June 2004 — 12:26

Consultant, тогда уж не орфографический (с правописанием у
pivalex все в порядке), а толковый

но идея мне нравится :)

  • 0

  • Наверх


#8

pivalex

Отправлено 15 June 2004 — 13:27

покритикуйте плиз

Положение – внутренний документ, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов, либо порядок их действий в определённых случаях, либо регулирующий совокупность организационных, финансовых, имущественных и иных отношений по конкретному вопросу.

Инструкция – внутренний документ, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок, условия и способы осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных органом управления Общества.

Регламент — внутренний документ, содержащий нормы и правила, детально регулирующие отдельные виды какой-либо деятельности либо какой -либо операции, совершаемой в Обществе.

  • 0

  • Наверх


Вопрос

На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?»

Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.

Будем признательны за помощь!

профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.

В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:

  • организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
  • распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
  • справочно-информационные документы;
  • документы по личному составу;
  • договорная документация.

Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.

На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.

В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

  • «положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;
  • «инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».

Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):

  • «регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;
  • «правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».

В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.

Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.

Пример

В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).

Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.

Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.

Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.

Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.

Когда речь заходит о правилах и процедурах, два термина, которые часто используются в юридической сфере, — это «порядок» и «регламент». Хотя эти термины могут показаться похожими, они имеют существенные различия в своем смысле и применении. В этой статье мы рассмотрим, чем отличается порядок от регламента, чтобы помочь вам понять и использовать их в нужный момент.

Слово «порядок» обычно означает установленный способ действий или последовательность шагов, которые нужно выполнить для достижения определенного результата. Он может применяться как в правовых, так и в неюридических контекстах. Порядок часто устанавливается организацией или институцией с целью обеспечить структуру и эффективность в выполнении определенной деятельности.

С другой стороны, «регламент» это нормативный акт, который содержит четкие и обязательные правила и инструкции для регулирования конкретной сферы деятельности. Регламенты, как правило, разрабатываются правительственными или надгосударственными органами с целью контроля и нормализации определенного процесса или области. Регламенты могут быть обязательными для выполнения, и нарушение их положений может влечь за собой юридические последствия.

Что такое порядок и как он работает

Регламент же — это конкретный документ, в котором прописаны действия, правила и процедуры, которые должны быть выполнены для достижения определенной цели. Он может содержать информацию о правилах поведения, порядке проведения собраний или совещаний, организации рабочего процесса и многое другое.

Я полностью поддерживаю использование искусственного интеллекта во всех сферах жизни.

44.31%

Я считаю, что искусственный интеллект может быть опасным и должен использоваться только под строгим контролем.

29.02%

Я нейтрален/нейтральна к искусственному интеллекту, так как не имею личного опыта взаимодействия с ним.

20.39%

Я не знаю, что такое искусственный интеллект.

6.27%

Проголосовало: 255

Порядок оперирует общими правилами и принципами, которые устанавливаются вышестоящими органами или организациями, а регламент — это конкретный документ, который детализирует и формализует эти правила и принципы.

Порядок обычно служит основой для создания регламента и определяет общие принципы, цели и задачи, структуру и состав участников процесса или организации.

Регламент в свою очередь, конкретизирует порядок деталями, прописывает конкретные шаги и процедуры, которые должны быть выполнены для выполнения задач и достижения целей.

В целом, порядок и регламент — это смежные понятия, связанные друг с другом. Порядок является общим принципом, который должен быть соблюден при выполнении различных задач и процессов, а регламент дает конкретные инструкции, как следовать этому порядку в конкретной ситуации.

Порядок Регламент
Общие правила и принципы Конкретные инструкции и процедуры
Система и правила взаимодействия Документ, прописывающий действия и процедуры
Определяет общие цели и задачи Конкретизирует и формализует правила и принципы

Понятие порядка

Порядок и регламент в организации представляют два различных, но взаимосвязанных понятия. Порядок определяет способ выполнения определенных действий или задач в рамках организации, устанавливает последовательность и правила их исполнения. Он может быть общим для всех сотрудников или специфичным для определенных должностей, процессов или отделов.

Регламент, с другой стороны, является более конкретным и подробным описанием процедур и инструкций для выполнения определенной работы или задачи. Регламент может быть частью порядка, описывая шаги и сроки выполнения определенных действий, а также требуемые документы и ресурсы.

Порядок и регламент взаимодействуют между собой и могут быть включены во внутренние правила и регулирования организации. Порядок предоставляет общий фреймворк для регламента, в то время как регламент предоставляет детали и конкретные инструкции для выполнения задачи или работы.

Использование порядка и регламента позволяет обеспечить стабильность и эффективность работы организации и улучшить координацию и коммуникацию между сотрудниками. Они также могут помочь в соблюдении стандартов и правил, установленных для определенных отраслей или организаций.

Важно отметить, что порядок и регламент могут быть изменены или доработаны в зависимости от потребностей организации или изменений внешних или внутренних условий. Они могут быть обновлены или пересмотрены в соответствии с новыми требованиями или целями организации.

Разработка и соблюдение порядка и регламента являются важными аспектами эффективного управления и работы организации. Они обеспечивают общую организацию и структуру, которая способствует достижению целей и задач организации, а также повышает качество продукции или услуг.

Принципы работы порядка

Ниже приведены основные принципы работы порядка:

1. Ясность и однозначность: порядок должен быть написан простым и понятным языком, без двусмысленностей. Все процедуры и правила должны быть четко сформулированы.

2. Гибкость и адаптивность: порядок должен предусматривать возможность изменения и доработки в соответствии с потребностями организации. Он должен быть гибким, чтобы учитывать изменяющиеся условия и требования.

3. Применение на практике: порядок не должен быть просто бумажным документом, но и инструментом, который применяется в повседневной работе. Все сотрудники должны быть в курсе порядка и строго его соблюдать.

4. Обратная связь и улучшение: порядок должен предусматривать механизмы для обратной связи от сотрудников и сторонних лиц. Это позволяет выявлять проблемы и неэффективные процессы, улучшать порядок и повышать эффективность работы.

5. Открытость и доступность: порядок должен быть доступен всем заинтересованным сторонам, включая сотрудников, клиентов и партнеров. Он должен быть легко доступным, например, на внутреннем портале или сайте организации.

6. Соблюдение законодательных требований: порядок должен быть разработан с учетом действующих законов и нормативных актов. Он должен быть в соответствии с правовыми требованиями и стандартами.

Все эти принципы обуславливают необходимость наличия порядка в организации или учреждении. Он помогает обеспечить эффективность работы, согласованность действий и повышение качества оказываемых услуг или выполняемых работ.

Отличия порядка от других форм организации

  • Целевая направленность: Порядок представляет собой организацию, направленную на установление определенной последовательности действий или процессов. Он является инструментом для достижения конкретных целей и ценностей.
  • Иерархическая структура: Порядок обычно предполагает иерархическую структуру, где каждый уровень подчиняется другому. Это обеспечивает более эффективную организацию труда, распределение обязанностей и установление ответственности.
  • Формализованность и строгость: Порядок часто требует определенных правил, процедур и документации. Его основным принципом является соблюдение установленных правил и последовательность действий, что позволяет предсказуемо и эффективно достигать желаемого результата.
  • Организационная культура: Порядок может иметь влияние на организационную культуру, поскольку предполагает соблюдение правил и процедур, гибкость и консолидацию усилий для достижения общих целей.

Отличительная черта порядка состоит в том, что он является универсальным инструментом управления, который может быть использован в различных сферах деятельности и уровнях организации. Порядок помогает структурировать и упорядочить действия и ресурсы для достижения желаемых результатов.

Что такое регламент и как он устанавливается

Установление регламента происходит на основе анализа и определения оптимального способа выполнения задач и достижения поставленных целей. Он разрабатывается и утверждается руководством организации или командой профессионалов с целью стандартизации деятельности и обеспечения ее эффективности и качества.

В процессе установления регламента определяются следующие аспекты:

  1. Целевая ориентация: определение основных целей и задач, которые должны быть достигнуты с помощью данного регламента.
  2. Последовательность действий: определение оптимального порядка выполнения действий, которые включаются в регламент.
  3. Описание процедур: разработка инструкций и процедур, которые позволяют реализовать регламент и достичь поставленных целей.
  4. Контроль и оценка: установление мер и критериев контроля, которые позволяют оценить эффективность регламента и его соответствие поставленным целям.

Регламенты могут быть установлены как для отдельных процессов и операций, так и для всей организации в целом. Они являются важным инструментом для обеспечения стабильности, эффективности и качества работы организации или коммерческого предприятия.

Понятие регламента

Одной из основных целей регламента является обеспечение эффективности и организованности работы. В регламенте прописываются правила взаимодействия между участниками процесса, распределение ответственности и установление временных рамок.

Регламенты могут применяться в различных сферах и ситуациях, они помогают стандартизировать процессы и обеспечивать их более эффективное выполнение. Внедрение регламентов позволяет снизить вероятность ошибок и недоразумений, а также повысить производительность и эффективность работы.

Основные элементы регламента:

1. Цель и задачи — определяются кратким описанием конечного результата и целей, которые должны быть достигнуты.

2. Порядок действий — указывается последовательность шагов, действий и процедур, которые требуется выполнить для достижения цели.

3. Ответственность — определяются участники, которые должны выполнять определенные действия, а также распределяется ответственность за выполнение задач.

4. Условия и сроки — указываются условия, при которых должны происходить действия, а также устанавливаются временные рамки и сроки выполнения задач.

Важно отметить, что регламент может быть изменен или дополнен, если это необходимо для достижения лучшего результата или в связи с изменением условий. Однако, любые изменения или дополнения должны быть официально утверждены соответствующими уполномоченными лицами или органами.

Таким образом, регламент является важным инструментом организации и структурирования деятельности. Он помогает обеспечить единство действий, повысить эффективность работы и достичь поставленных целей.

Процесс установления регламента

1. Постановка целей и задач. В начале процесса нужно определить, какие конкретные цели и задачи должны быть достигнуты с помощью регламента. Это может быть решение организационных проблем, повышение эффективности работы или улучшение взаимодействия между сотрудниками.

2. Анализ текущего состояния. Для правильного установления регламента необходимо провести анализ текущей ситуации. Важно определить, какие процессы уже существуют, как они проводятся и какие проблемы возникают на данный момент. Такой анализ поможет выявить слабые места и возможные улучшения.

3. Разработка и согласование. После проведения анализа необходимо разработать регламент, который будет регулировать работу организации или коллектива. Важно учесть все выявленные проблемы и предложить наиболее эффективные решения. Регламент должен быть предоставлен всем заинтересованным сторонам для согласования.

4. Внедрение и обучение. После согласования регламента, необходимо его внедрить в организацию. Это может включать проведение тренингов и обучения сотрудников новым процедурам и правилам работы. Обучение поможет убедиться, что все сотрудники полностью понимают и принимают новый регламент.

5. Оценка результатов. После внедрения регламента важно оценить его эффективность. Необходимо провести анализ результатов и определить, достигнуты ли поставленные цели и задачи. Если возникли проблемы или неудачи, регламент может быть скорректирован, чтобы улучшить его эффективность.

Процесс установления регламента требует тщательной подготовки и проведения. Это непростая задача, но правильно установленный регламент может значительно улучшить работу организации и обеспечить ее эффективное функционирование.

Важность регламента для организации

Одна из главных причин, почему регламент важен для организации, заключается в том, что он обеспечивает четкость и структурированность работы. Благодаря регламенту сотрудники знают, какие действия должны быть предприняты на каждом этапе работы, какие сроки нужно соблюдать и какие ресурсы требуются. Это упрощает процесс планирования и контроля, а также повышает эффективность работы команды.

Регламент также способствует однородности и стандартизации работы. Он определяет общие правила для всех сотрудников, что позволяет избежать произвола и неопределенности. Такая единая система работы повышает качество и надежность результатов, упрощает обучение новых сотрудников и обеспечивает более эффективное взаимодействие между различными подразделениями.

Еще одним важным аспектом регламента является его роль в снижении рисков и ошибок. Он определяет процедуры по предотвращению и устранению возможных проблем, а также дает рекомендации по действиям в экстренных ситуациях. Благодаря регламенту организация может быть более устойчивой к непредвиденным ситуациям и более гибкой в реагировании на изменения внешней среды.

Кроме того, регламент способствует повышению прозрачности работы и улучшению коммуникации внутри организации. Он стандартизирует форматы отчетности и документации, что упрощает передачу информации и понимание ее содержания. Такая ясность и понятность способствуют улучшению сотрудничества и усилению доверия между сотрудниками.

Таким образом, регламент является неотъемлемым элементом организации и играет важную роль в ее успешной деятельности. Он обеспечивает структуру и четкость работы, способствует стандартизации процессов и уменьшению рисков, а также повышает эффективность коммуникации внутри организации.

Вопрос-ответ:

Чем отличается порядок от регламента?

Порядок и регламент являются двумя разными понятиями, хотя и имеют что-то общее. Порядок – это последовательность выполнения действий или задач, правила, по которым должны действовать люди или организации. Регламент – это набор инструкций и правил, определяющих определенную процедуру, действия для достижения определенных целей. То есть, порядок определяет последовательность действий, а регламент дает инструкции и правила для выполнения этих действий.

Какова роль порядка и регламента в организации?

Роль порядка и регламента в организации заключается в создании структуры и системы выполнения задач. Порядок обеспечивает последовательность действий и операций, что помогает избежать хаоса и неопределенности в работе. Регламент предоставляет подробные инструкции и правила, которые позволяют работникам выполнить задачи эффективно и в соответствии с установленными стандартами. Порядок и регламент помогают повысить производительность и качество работы, а также снизить вероятность ошибок и недоработок.

В каких ситуациях порядок может быть более предпочтительным, чем регламент?

Порядок может быть более предпочтительным в ситуациях, когда требуется гибкость и адаптивность. Например, в случае кризисной ситуации или нестандартной задачи, где нет явно определенного регламента, порядок может дать свободу для принятия решений на основе текущих обстоятельств. При этом, порядок может быть достаточно общим и не давать жестких указаний, что позволяет гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Если вы считаете, что данный ответ неверен или обнаружили фактическую ошибку, пожалуйста, оставьте комментарий! Мы обязательно исправим проблему.

Деятельность предприятия и организации регламентирована большим количеством документов, чьи правила распространяются на ограниченный круг лиц. Многообразие таких актов порождает путаницу в головах исполнителей, ведь разобраться во всех тонкостях нормотворчества непросто. Особенно часто путают положения и инструкции, так как они во многом схожи. Тем не менее, есть несколько важных отличий, о которых следует знать делопроизводителю и кадровику.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы TheDifference.ru

Определение

Положение – внутренний нормативный документ, имеющий обобщённый характер и определяющий функции, полномочия и структуру одного или нескольких подразделений организации, порядок создания и роспуска временных исполнительных органов, совокупность организационно-трудовых отношений. Он распространяется на большое количество работников и носит императивный характер.

Инструкция – нормативно-управленческий акт, определяющий совокупность норм и правил, регламентирующий конкретное направление деятельности, порядок проведения работ, способы реализации задач, стоящих перед должностным лицом, ответственность за их несоблюдение. Важнейшая задача инструкции – конкретизировать обобщённые нормы, разъяснить работнику правила поведения в штатной и внештатной ситуации.

к содержанию ↑

Сравнение

Таким образом, данные документы отличаются между собой как предназначением, так и структурой, иерархичностью. Положения носят приоритетный характер, именно на их основе разрабатываются должностные инструкции. Первый вид нормативных актов в значительной степени обобщён, так как его задача – организовать работу. В состав инструкции входят такие элементы, как общие вопросы, права и обязанности должностного лица, ответственность за нарушение установленных правил. В объём положения входят следующие элементы: функции и задачи органа, права его членов, а также порядок создания (организации).

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Круг затрагиваемых вопросов. Положение носит общий характер, а инструкция – более прикладной.
  2. Иерархия. Инструкции разрабатываются в соответствии с требованиями положений и не должны им противоречить.
  3. Структура. Инструкция определяет должностные обязанности лица, его права и ответственность, положение – основные задачи органа, функции, права должностных лиц и порядок организации их работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чико подогреватель для бутылочек инструкция
  • Чем отличается положение от инструкции по делопроизводству
  • Чикенблю инструкция по применению для птиц
  • Чем отличается положение от должностной инструкции
  • Чиго кондиционеры инструкция по применению на тепло