Чем отличается процедура от инструкции

инструкция, методика, процедура

инструкция, методика, процедура

3.8 инструкция, методика, процедура (procedure, standard operating procedure — SOP): Документы, содержащие указания по выполнению отдельных видов операций (например, по очистке, переодеванию, контролю окружающей среды, отбору проб, проведению испытаний, эксплуатации оборудования).

Примечание — В англоязычной литературе используется термин «Standard Operation Procedure — SOP». Применение в русском языке термина «Стандартная операционная процедура — СОП», являющегося заменой латинских букв кириллицей, не имеет содержательного смысла, не добавляет новизны в общепринятые отечественные термины и не рекомендуется.

инструкция, методика, процедура (procedure): Документ, содержащий указания по выполнению отдельных видов операций (например, по очистке, переодеванию, контролю окружающей среды, отбору проб, проведению испытаний, эксплуатации оборудования), который прямо или косвенно связан с производством промежуточного продукта или АФС.

Смотри также родственные термины:

13 инструкция, методика, процедура (procedure): Документ, содержащий указания по выполнению отдельных видов операций (например, по очистке, переодеванию, контролю окружающей среды, отбору проб, проведению испытаний, эксплуатации оборудования).

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.

Полезное

Смотреть что такое «инструкция, методика, процедура» в других словарях:

  • инструкция, методика, процедура (procedure) — 13 инструкция, методика, процедура (procedure): Документ, содержащий указания по выполнению отдельных видов операций (например, по очистке, переодеванию, контролю окружающей среды, отбору проб, проведению испытаний, эксплуатации оборудования).… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • процедура — 2.9 процедура (procedure): Установленный способ осуществления какого либо вида деятельности или процесса ([4], подпункт 3.4.5). Источник: ГОСТ Р ИСО 14971 2006: Изделия медицинские. Применение менеджмента риска к медицинским изделиям …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методика изучения внутрисемейных отношений — Методики изучения внутрисемейных отношений Методика «Цветовой Тест Отношений» А. М. Эткинда Данная методика используется для изучения сознательных и частично неосознаваемых уровней отношений личности к членам семьи и другим значимым… …   Википедия

  • ГОСТ Р 52537-2006: Производство лекарственных средств. Система обеспечения качества. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 52537 2006: Производство лекарственных средств. Система обеспечения качества. Общие требования оригинал документа: 3.10 аттестация (qualificfcion, validation): Подтверждение соответствия заданным требованиям. Примечания 1. На… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 52249-2009: Правила производства и контроля качества лекарственных средств — Терминология ГОСТ Р 52249 2009: Правила производства и контроля качества лекарственных средств оригинал документа: активная фармацевтическая субстанция; АФС (active pharmaceutical ingredient; API): Любое вещество или смесь веществ,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 52249-2004: Правила производства и контроля качества лекарственных средств — Терминология ГОСТ Р 52249 2004: Правила производства и контроля качества лекарственных средств оригинал документа: 1 аттестация (валидация) (qualification, validation): Доказательство того, что методика, процесс, оборудование, материал, операция… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • НП 011-99: Требования к программе обеспечения качества для атомных станций — Терминология НП 011 99: Требования к программе обеспечения качества для атомных станций: Корректирующие меры меры по устранению выявленных несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения. Определения термина из разных документов …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РБ 017-01: Требования к программе обеспечения качества выполнения работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок при реализации комплексного проекта «Лепсе» — Терминология РБ 017 01: Требования к программе обеспечения качества выполнения работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок при реализации комплексного проекта «Лепсе»: Качество совокупность свойств и характеристик работ… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности, предложенная в 1950 х американским психологом Джорджем А. Келли (1905 1967) для изучения того, как человек воспринимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует свой… …   Социология: Энциклопедия

  • Цветовой тест Люшера — Методика цветовых выборов Люшера  психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются… …   Википедия


Процедуры и функции в 1С 8.3: чем они отличаются и как их использовать

Видео: Процедуры и функции в 1С 8.3: чем они отличаются и как их использовать

Содержание

  • Процедура против рабочей инструкции
     
  • Что такое рабочая инструкция?
  • Что такое процедура?
  • В чем разница между процедурой и инструкцией по работе?

Процедура против рабочей инструкции
 

Разница между процедурой и рабочей инструкцией заключается в том, что рабочие инструкции включают в себя руководящие принципы, которым необходимо следовать при выполнении конкретной задачи, в то время как процедура означает принятые способы выполнения конкретной задачи. Оба связаны с политиками и руководящими принципами конкретного вида деятельности. В этой статье кратко анализируются две концепции, процедуры и рабочие инструкции.

Что такое рабочая инструкция?

Рабочие инструкции включают определенные руководящие принципы, которым необходимо следовать при выполнении конкретной задачи. Обычно в проекте менеджер проекта — это человек, который предоставляет все рабочие инструкции членам своей команды, которым необходимо следовать при выполнении действий в проекте.

Рабочие инструкции могут включать определенные ограничения, такие как масштаб проекта, график, бюджетные ограничения и т. Д. Посредством регулярных обзорных встреч менеджер проекта проверяет, соответствуют ли выполненные задачи данным рабочим инструкциям, прежде чем перейти к следующему этапу. процесс. В противном случае он не сможет удовлетворить требования спонсора проекта, что потребует дополнительных затрат и времени. Таким образом, все участники, вовлеченные в проект, несут огромную ответственность за выполнение данных инструкций.

Что такое процедура?

Процедуры — это установленные способы выполнения определенной задачи. Это может быть пошаговый подход, которого необходимо придерживаться для достижения конечных результатов. Повторяющиеся процедуры называются рутинными задачами. Это также можно рассматривать как конкретные руководящие принципы, которым следует следовать при достижении активности.

В организационном контексте процедуры — это политики, используемые для выполнения повседневных бизнес-операций с целью обеспечения эффективности и действенности в достижении конечных бизнес-целей. Организационные процедуры выражают должностные обязанности сотрудников и указывают объем их ответственности. Это руководство помогает не дать сотрудникам мешать друг другу или выходить за рамки своих полномочий, что может привести к ошибкам и недопониманию. Эти процедуры гарантируют, что сотрудники будут тщательно и последовательно выполнять определенные задачи.

Например, при наборе сотрудников для организации существует определенная процедура, которая практикуется во всей организации. Вначале объявляется вакансия, а затем происходит отбор кандидатов в соответствии с квалификацией. Затем эти кандидаты проходят собеседование с квалифицированной судейской коллегией, после чего на должность выбирается наиболее подходящий человек. Это обычная процедура, которой придерживаются организации при найме сотрудников.

В чем разница между процедурой и инструкцией по работе?

• Процедура выражает принятые методы выполнения конкретной задачи, а рабочие инструкции описывают способы выполнения задачи.

• В организационном контексте процедуры полезны для обозначения ролей и обязанностей сотрудников, а рабочие инструкции определяют способы эффективного выполнения конкретной задачи.

• В организациях и процедуры, и рабочие инструкции минимизируют уровень ошибок, которые могут быть вызваны сотрудниками.

Дальнейшее чтение:

  1. Разница между политикой и процедурой
  2. Разница между протоколом и процедурой

#1

Отправлено 11 June 2004 — 14:49

Народ!

помогите плиз определиться чем все это друг от друга отличается

делаем положение о порядке разработки внутренних документов, и по факту имеется все вышеперечисленное
нужны критерии для определения различий

  • 0

  • Наверх


#2

Бука

Отправлено 11 June 2004 — 14:56

Близко по теме. Вот как ЦБ свои НПА делит:

1.5. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:
указание Банка России;
положение Банка России;
инструкция Банка России.
1.5.1. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенных к компетенции Банка России.
Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.
Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.
1.5.2. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
1.5.3. Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

может, какие-то из этих критериев и Вам пригодятся.

Кстати, у нас Регламенты — это документы, которые не только (и не столько) регламентируют работу структурных подразделений, а которые регламетируют общие моменты во взаимодейтсвии с клиентами. Но оно так исторически сложилось.

Сообщение отредактировал Бука: 11 June 2004 — 14:57

  • 0

  • Наверх


#3

pivalex

Отправлено 11 June 2004 — 15:47

Но оно так исторически сложилось.

это точно, что исторически
проблема в том, что чаще всего мы чувствует что документ лучше обзвать скажем регламентом чем порядок, но вот по каким критериям — это вопрос.

  • 0

  • Наверх


#4

Бука

Отправлено 11 June 2004 — 16:32

pivalex, так, видно Вам придется сесть, обложившись Вашими внутренними документами, и посмотреть, что чаще называли регламентом, а что — процедурой.
ИМХО, универсального решения Вам вряд ли подскажут, придется на основе анализа имеющегося материала делать выводы.

  • 0

  • Наверх


#5

pivalex

Отправлено 11 June 2004 — 17:15

нда..

просто я ищу определения этих понятий xnj,.s из них вывести хоть какие то критерии

ни у кого нет что то похожее??

  • 0

  • Наверх


#6

kan

Отправлено 11 June 2004 — 20:16

попробуйте офографический словарь :)
без шуток

  • 0

  • Наверх


#7

Бука

Отправлено 15 June 2004 — 12:26

Consultant, тогда уж не орфографический (с правописанием у
pivalex все в порядке), а толковый

но идея мне нравится :)

  • 0

  • Наверх


#8

pivalex

Отправлено 15 June 2004 — 13:27

покритикуйте плиз

Положение – внутренний документ, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов, либо порядок их действий в определённых случаях, либо регулирующий совокупность организационных, финансовых, имущественных и иных отношений по конкретному вопросу.

Инструкция – внутренний документ, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок, условия и способы осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных органом управления Общества.

Регламент — внутренний документ, содержащий нормы и правила, детально регулирующие отдельные виды какой-либо деятельности либо какой -либо операции, совершаемой в Обществе.

  • 0

  • Наверх


Процесс и процедура

Модератор: Андрей Горбунов

  • Ответить с цитатой

Процесс и процедура

Здравствуйте,

у нас не большое предприятие и СМК занимаюсь только я и мой начальник. По штату я вхожу в ОТК, по структуре отдельно. Месяц назад у меня появился новый начальник. он всю жизнь проработал в производстве и как следствие мало знаком с СМК. Оказался так сказать в противоположном лагере под старость лет, имею в виду службу качества, с которой производство вечно конфликтует.

Начитался книжек по СМК и сейчас пытается меня перестроить.

вопрос вот в чем: разница между процессом и процедурой. я доказываю, что процесс может включать в себя несколько процедур, он считает, что процесс должна описывать одна процедура и на каждый наш СТО, который описывает один из ЖЦП должен быть отдельный процесс.

Подскажите какой нибудь веский пример или аргумент, чтобы доказать ему истину.

Симикян Елена
 

  • Ответить с цитатой

Re: Процесс и процедура

Сообщение Роман Озеранский » 13 фев 2009, 08:25

Симикян Елена писал(а):СМК занимаюсь только я и мой начальник.

он всю жизнь проработал в производстве и как следствие мало знаком с СМК.

Оказался так сказать в противоположном лагере под старость лет, имею в виду службу качества,

с которой производство вечно конфликтует.

Такое ощущение, что у вас система менеджмента — некое инородное тело, отдельностоящее от основной деятельности. И проблема в этом, а не в терминологии «процесс», «процедура». На эти споры вообще не надо тратить время.

Разница между процессом и процедурой в том что процесс — деятельность, процедура — способ осуществления деятельности (как вариант — документ). Описать процесс можно как угодно, одной процедурой или многими, это совершенно не важно. Важно то, что я процетировал.

Первая Теорема Деминга: Никто не беспокоится о долговременной прибыли.
Вторая Теорема Деминга: Нас губят наилучшие усилия.

Аватара пользователя
Роман Озеранский
Администратор форума
Администратор форума
 
Сообщения: 35287
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 17:57
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 274 раз.
  • Сайт

  • Ответить с цитатой

Сообщение П.С.Иванов » 14 фев 2009, 19:38

Эх, Лена, если бы не кризис посоветовал Вам валить с этой фирмы, ибо не место начальнику в СМК, который начинает всех строить и споры разводить.

Сейчас , в кризис актуально анализ проводить процессов создающих добавленную стоимость продукту, выискивать узкие места и оптимизировать.

П.С.Иванов
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Анастасия Борзенко » 14 фев 2009, 20:29

Дорогая Лена, истина относительна :-D равно как и Ваши обоюдные доводы…ни один из них нельзя назвать НЕверным…

нужно договориться… :-)

Анастасия Борзенко
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Александр Карбаинов » 14 фев 2009, 21:50

Помню, меня один начальник убеждал, что процесс это одно дело, а подпроцесс — принципиально другое. :-D

Тут была подпись, за которую я подвергся гонениям со стороны администратора.

Аватара пользователя
Александр Карбаинов
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 20 окт 2008, 20:38
Откуда: Санкт-Петербург — Россия
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 18 раз.

  • Ответить с цитатой

Сообщение Ксения Панкрушина » 15 фев 2009, 18:51

Елена, у нас в своё время был спор с консультантом, что понимать под процессом и что — под процедурой.

Я полагала, что процедура — это это изложенный (алгоритмом или ещё как) ход процесса, консультант — что процедура это любой набор действий (последовательность, так сказать), не обязательно описывающая процесс. Думаю, консультант был ближе к правильному пониманию.

В принципе, Роман уже ответил.

Процесс — то, что описано как процесс, с входом, выходом.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 писал(а):3.4.1 процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Процедурой может быть любая деятельность, описанная, например, инструкцией — что и как делать.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 писал(а):3.4.5 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.4.1).
Примечания
1. Процедуры могут быть документированными или недокументированными.
2. Если процедура документирована, часто используется термин «письменная процедура» или «документированная процедура». Документ (3.7.2), содержащий процедуру, может называться «документированная процедура».

И ещё обратите внимание на рис. А.7 ГОСТа — там взаимосвязь данных понятий отражена

Ксения Панкрушина
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Алексей Бородачев » 15 фев 2009, 20:06

Ксения Панкрушина писал(а): … Процедурой может быть любая деятельность, описанная, например, инструкцией — что и как делать…

А может быть и никак не описанная. Просто устно установленный порядок.

Алексей Бородачев
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Кольцов Олег » 15 фев 2009, 20:17

Алексей Бородачев писал(а):А может быть и никак не описанная. Просто устно установленный порядок.

Не может. По определению процедура должна быть документирована. ;)

Кольцов Олег
 
Сообщения: 6091
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 15:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 115 раз.

  • Ответить с цитатой

Сообщение Максим Андреев » 15 фев 2009, 20:44

Кольцов Олег писал(а):

Алексей Бородачев писал(а):А может быть и никак не описанная. Просто устно установленный порядок.

Не может. По определению процедура должна быть документирована. ;)

Это Вы ИСО расскажите.

Максим Андреев
 
Сообщения: 2142
Зарегистрирован: 12 май 2007, 19:42
Откуда: Москва
Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 37 раз.

  • Ответить с цитатой

Сообщение Александр Воробьёв » 15 фев 2009, 23:34

Кольцов Олег писал(а):

Алексей Бородачев писал(а):А может быть и никак не описанная. Просто устно установленный порядок.

Не может. По определению процедура должна быть документирована. ;)

Определение в студию….

Аватара пользователя
Александр Воробьёв
 
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 16 сен 2004, 12:42
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 194 раз.
Поблагодарили: 152 раз.
  • Сайт
  • ICQ

  • Ответить с цитатой

Сообщение Ксения Панкрушина » 15 фев 2009, 23:38

Александр Воробьёв писал(а):

Кольцов Олег писал(а):

Алексей Бородачев писал(а):А может быть и никак не описанная. Просто устно установленный порядок.

Не может. По определению процедура должна быть документирована. ;)

Определение в студию….

Определение вот выше

http://quality.eup.ru/forum/viewtopic.php?p=61914#61914

Может быть «документирована» может быть «недокументирована», если в мой огород камень был — то «описана» — не значит «на носителе» зафиксирована».

Ксения Панкрушина
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Александр Воробьёв » 16 фев 2009, 14:40

Ксения Панкрушина писал(а):

Александр Воробьёв писал(а):

Кольцов Олег писал(а):

Алексей Бородачев писал(а):А может быть и никак не описанная. Просто устно установленный порядок.

Не может. По определению процедура должна быть документирована. ;)

Определение в студию….

Определение вот выше

http://quality.eup.ru/forum/viewtopic.php?p=61914#61914

Может быть «документирована» может быть «недокументирована», если в мой огород камень был — то «описана» — не значит «на носителе» зафиксирована».

Ксения

запрос определения процедуры не явно был адресован Олегу, по приведенной титате его поста…

альтернативые определения

ПРОЦЕДУРА (франц. procedure, от лат. procedo — продвигаюсь),

1) установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (напр., судебная процедура).

2) Лечебное мероприятие, предписанное врачом (напр., ванны).

P.S. Бизнес-процессы не совсем область применения 9000

Аватара пользователя
Александр Воробьёв
 
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 16 сен 2004, 12:42
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 194 раз.
Поблагодарили: 152 раз.
  • Сайт
  • ICQ

  • Ответить с цитатой

Сообщение Мария Каменская » 16 фев 2009, 16:41

В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в примечании к п. 4.2.1 дополнено:

1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин «документированная процедура», это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Один документ может содержать требования одной или более процедуры. Требование о наличии документированной процедуры может быть реализовано более чем одним документом.

У нас в стране есть сложность в понимании что такое «процедура», для иностранцев это почти всегда порядок действий (например, прохода через таможню), документированная процедура — это документированный порядок действий. И не всегда процедура (делание) совпадает с процессом в точках входа и выхода.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2008 об этом и говорится:

3.4.5 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.4.1).

Примечания

1 Процедуры могут быть документированными или недокументированными.

2 Если процедура документирована, часто используется термин «письменная процедура» или «документированная процедура», Документ (3.7.2), содержащий процедуру, может называться «процедурный документ».

Свяжите 2 ГОСТа и должно получится, хотя я не уверена, есть непроходимые дубы. Удачи

Мария Каменская
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Алексей Бородачев » 16 фев 2009, 19:20

Маша, так что должно получиться?

Алексей Бородачев
 

  • Ответить с цитатой

Сообщение Мария Каменская » 16 фев 2009, 19:45

Алексей Бородачев писал(а):Маша, так что должно получиться?

Пиши столько документов — сколько хочется :-D

Мария Каменская
 


Вернуться в Управление бизнес-процессами

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

24

Термины и определения

Индивидуальный
правовой акт —
письменный
официальный документ, принятый (изданный)
в определенной форме органом власти
или организацией в пределах их компетенции
и содержащий конкретное предписание.

Инструкция

нормативный правовой акт, регулирующий
организационные, научно-технические,
технологические, финансовые и иные
специальные стороны деятельности
организации, как правило, содержит
детальное, пооперационное описание
последовательности и содержания действий
при выполнении какой-либо работы
(услуги).

Методические
указания (рекомендации) –
акт,
содержащий систематизированные
практические рекомендации (разъяснения)
по применению нормативных положений,
установленных иными нормативными
правовыми актами.

Нормативный
правовой акт

— это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме
правотворческим органом в пределах его
компетенции и направленный на установление,
изменение или отмену правовых норм.

Политика
документ,
принимаемый высшим руководством
организации для детализации целей,
определенных стратегией развития
организации и направленных на улучшение
ее деятельности.

Положение
нормативный
правовой акт, определяющий компетенцию,
структуру, функции, порядок деятельности
организации или структурного подразделения,
коллегиального (совещательного) органа.

Положение
может регламентировать сложные виды
деятельности организации, имеющие
комплексный характер.

Порядок
нормативный
правовой акт, устанавливающий обязательные
для исполнения требования в отношении
предмета правового регулирования.

Правила

нормативный правовой акт, устанавливающий
обязательные для исполнения требования,
всесторонне характеризующие предмет
правового регулирования.

Правовая
норма –
общеобязательное
предписание постоянного или временного
характера, рассчитанное на многократное
применение.

Регламент
нормативный
правовой акт, содержащий совокупность
правил, определяющих порядок деятельности
коллегиального (совещательного) органа
или порядок (последовательность)
осуществления административного или
бизнес-процесса, как правило, с указанием
последовательности этапов (шагов) и
сроков их выполнения.

Устав
– зарегистрированный
и
утвержденный
в
установленном
законом
порядке
свод
правил,
регулирующий
основные
виды
деятельности
организации,
определяющий
ее
цели
и
задачи,
принципы
образования
и
деятельности,
структуру,
устройство,
отношения
с
другими
лицами
и
государственными
органами,
права
и
обязанности.

Юридическая
техника —
совокупность
приемов, правил, методов, применяемых
при разработке содержания и структуры
нормативных правовых актов.

Анализ
нормативных документов, определяющих
состав ЛНА в различных организациях,
показывает, что к ЛНА могут относиться
следующие документы:

  • устав
    организации;

  • политика
    (в области…);

  • положение;

  • правила;

  • инструкция;

  • технологическая
    инструкция;

  • порядок;

  • регламент;

  • технологический
    регламент;

  • методические
    указания;

  • методические
    рекомендации;

  • номенклатура
    дел;

  • стандарт
    организации;

  • классификатор;

  • перечень;

  • нормы
    (например, нормы времени);

  • табель
    форм документов;

  • альбом
    форм документов.

Для
того чтобы из данного перечня видов
документов можно было бы выбрать какой-то
оптимальный для организации набор
нормативных правовых документов,
необходимо рассмотреть определения
перечисленных видов документов, которые
бы раскрывали назначение этих документов.
К сожалению, в настоящее время отсутствует
современный словарь видов (разновидностей)
документов. Единственным словарем,
имеющимся в распоряжении документоведов,
является Краткий словарь видов и
разновидностей документов 1974 г.1.
Поскольку со времени издания словаря
прошло почти тридцать лет, словарь не
отражает тех изменений, которые произошли
в видовом составе документов за прошедший
период, а в ряде случаев и те изменения,
которые произошли в сфере употребления
документа. Предлагая определения
перечисленных видов документов, будет
опираться не только на названный выше
словарь, но и на известные нам нормативные
документы ряда крупных компаний сырьевого
сектора экономики, банковской сферы и
некоторых других, которые устанавливают
видовой состав ЛНА и правила их разработки
и оформления, то есть будем опираться
и на современную практику документирования
(это такие документы, как инструкции по
делопроизводству, положения о ЛНА и
некоторые другие).

Устав
организации
2
– учредительный документ юридического
лица, содержащий свод правил, определяющих
статус
(правовое положение) организации (ее
организационно-правовую форму, официальное
наименование, направления и характер
деятельности, состав и полномочия
органов управления, состав имущества
и др.).

Политика

нормативный документ, принимаемый для
детализации целей, определенных
стратегией развития организации и
направленных на улучшение ее деятельности.

Положение
– нормативный документ, определяющий
компетенцию, структуру, функции, порядок
деятельности организации, структурного
подразделения, коллегиального
(совещательного) органа, должностного
лица.

Правила
— нормативный документ, устанавливающий
обязательные для исполнения требования,
всесторонне характеризующие предмет
правового регулирования.

Инструкция

нормативный документ, регулирующий
организационные, технические,
технологические, финансовые и иные
специальные стороны деятельности
организации (как правило, содержит
детальное, пооперационное описание
последовательности и содержания действий
при выполнении какой-либо работы
(услуги).

Технологическая
инструкция –
нормативный
документ, регламентирующей порядок
производства работ, выполнения операций
(групп операций) в рамках отдельного
технологического процесса производства
продукции (работ и услуг).

Порядок
нормативный
документ, устанавливающий обязательные
для исполнения требования в отношении
предмета правового регулирования.

Регламент
нормативный
правовой документ, определяющих порядок
деятельности коллегиального
(совещательного) органа или порядок
(последовательность) осуществления
административного или бизнес-процесса,
как правило, с указанием последовательности
этапов (шагов) и сроков их выполнения.

Технологический
регламент

нормативный
документ, устанавливающий требования
к реализации производственного или
бизнес-процесса, включая порядок
выполнения работ, используемое
оборудование, ресурсы, технологическое
оснащение, правила безопасной эксплуатации
и др., обеспечивающие получение конечного
продукта.

Методические
указания

нормативный документ, устанавливающий
основные положения, принципы, единые
подходы и методы выполнения сложных по
своему содержанию работ либо работ, в
ходе выполнения которых необходимо
взаимодействовать с клиентам, другими
подразделениями или организациями.

Методические
рекомендации –
нормативный
документ,
содержащий систематизированные
рекомендации (разъяснения) по применению
нормативных положений, установленных
нормативными документами более высокого
порядка.

Номенклатура
дел –
нормативный
документ, содержащий систематизированный
перечень заголовков дел, формируемых
в организации, с указанием сроков их
хранения.

Стандарт
организации

нормативный документ, устанавливающий
для
длительного использования правила,
характеристики или общие принципы,
затрагивающие разные виды деятельности
организации или их результат в целях
совершенствования производства и
обеспечения качества продукции,
выполнения работ (услуг).

Классификатор

нормативный документ, содержащий
систематизированный перечень наименований
объектов некоторого множества с
присвоенными им кодами.

Перечень
нормативный
документ, содержащий систематизированный
список объектов (документов, лиц и др.)
в целях распространения на них определенных
норм или требований.

Нормы
нормативный
документ, устанавливающий предельные
величины чего-либо (времени, выработки,
размера оплаты и др.) на выполнение
определённого объёма однородных работ.

Табель
форм документов

нормативный документ, содержащий
систематизированный перечень наименований
унифицированных форм документов,
разрешенных к применению в организации.

Альбом
форм документов —
нормативный
документ, содержащий систематизированный
перечень унифицированных форм документов,
разрешенных к применению в организации.

Для
определения видового состава ЛНА,
применяемых в организации, целесообразно
разработать нормативный документ
(например, положение о ЛНА организации),
определяющий состав ЛНА, порядок их
разработки, структуру документов, состав
реквизитов и правила оформления, порядок
утверждения, опубликования, внесения
изменений и отмены в случае, если документ
перестал выполнять регламентирующую
функцию.

Наличие
такого документа позволяет упорядочить
работу по подготовке ЛНА, помогает
исполнителям правильно выбрать вид
ЛНА, грамотно сформировать структуру
этого документа и соответствующим
образом оформить проект документа.

Вид
и наименование ВНД устанавливаются
разработчиком, но могут быть изменены
в процессе согласования и экспертизы
проекта ЛНА.

По
умолчанию ЛНА имеют постоянный характер,
но уже на этапе подготовки документа
может быть принято решение о придании
ЛНА статуса временного документа, в
этом случае, независимо от вида ЛНА, к
названию документа добавляется слово
«временный»: Временная
инструкция…; Временное положение…,
Временный регламент
и
др. Период времени, в течение которого
документ будет действовать со статусом
«временный», может быть установлен при
его разработке, утверждении или в
процессе его применения на практике.

Основные
этапы подготовки ЛНА

Как
правило, разработка проектов ЛНА
осуществляется на плановой основе и
включает следующие этапы:

  1. Подготовка
    проекта ЛНА;

  2. Согласование
    проекта с заинтересованными подразделениями
    и лицами;

  3. Доработка
    проекта ЛНА по замечаниям;

  4. Повторное
    согласование проекта ЛНА;

  5. Экспертиза
    проекта ЛНА;

  6. Утверждение
    ЛНА;

  7. Регистрация
    ЛНА;

  8. Опубликование
    ЛНА;

  9. Рассылка
    ЛНА;

  10. Внесение
    изменений в ЛНА;

  11. Отмена
    ЛНА.

Подготовка
проекта ЛНА.

Подготовка
проекта ЛНА осуществляется в соответствии
с годовым (полугодовым) планом, утверждаемом
руководителем организации. Подготовка
проекта ЛНА, как правило, осуществляется
группой специалистов одного или
нескольких структурных подразделений
в зависимости от содержания и назначения
документа. Проект ЛНА не должен
противоречить действующему законодательству
Российской Федерации, нормативным
правовым актам организации, ЛНА более
высокого уровня. Подготовленному
документу до его утверждения и регистрации
присваивается статус «Проект», который
обозначается на титульном листе
документа.

Согласование
проекта с заинтересованными подразделениями
и лицами, доработка проекта ЛНА по
замечаниям, повторное согласование
проекта ЛНА

Согласование
ЛНА, в целом, проводится также, как и
согласование других видов документов,
например, распорядительных документов
(приказов, распоряжений). Состав
должностных лиц, с которыми должен быть
согласован проект ЛНА, определяется
ответственным исполнителем, в качестве
которого, как правило, выступает
руководитель подразделения – исполнителя.
Состав лиц, участвующих в согласовании
ЛНА, может корректироваться в ходе
экспертизы ЛНА. Согласование ЛНА может
проводиться в
несколько этапов, если в ходе согласования
высказываются замечания, по которым
найти взаимоприемлемое решение удается
не сразу. Проект ЛНА подлежит повторному
и последующим согласованиям, если при
доработке проекта по замечаниям в него
вносятся изменения, существенно
изменяющие нормы документа. В ходе
согласования формируется лист
согласования, являющийся неотъемлемой
частью документа.

Экспертиза
проекта ЛНА

Экспертиза
проекта ЛНА – этап подготовки документа,
характерный именно для ЛНА. Экспертиза
проекта проводится с подразделениями
организации, выполняющими внешние, по
отношению к содержанию ЛНА, функции.
Как правило, в процедуре экспертизы
участвуют: юридическое подразделение,
подразделение безопасности, подразделение
охраны труда, противопожарной безопасности
и некоторые др. Процедура экспертизы
отличается от согласования проекта
документа еще и тем, что по результатам
экспертизы готовится заключение,
направляемое в подразделение –
исполнитель. Если в ходе экспертизы
высказаны замечания, они подлежат
рассмотрению, и проект либо дорабатывается,
либо, если разработчики проекта не
согласны с результатами экспертизы,
проводятся согласительные совещания,
для участия в которых, как правило,
приглашается должностное лицо (например,
заместитель руководителя организации)
– куратор подразделения–исполнителя.

В
отдельных случаях результатом экспертизы
проекта ЛНА может быть его одобрение
(согласование) совещательным
(координационным) органом организации
(правлением, комитетом и др.)

Утверждение
ЛНА

Особенностью
ЛНА является то, что способом придания
им юридической силы является процедура
утверждения. ЛНА могут утверждаться
непосредственно руководителем
организации, коллегиальным органом
(например, советом директоров), изданием
распорядительного документа (приказа,
распоряжения). Гриф утверждения
проставляется на титульном листе ЛНА.

Регистрация
ЛНА

Утвержденные
ЛНА подлежат регистрации. ЛНА регистрируются
службой делопроизводства организации
отдельно от других видов документа.
Регистрационный номер ЛНА в соответствии
с принятой в организации системой
регистрации этой категории документов
проставляется на титульном листе
документа.

Опубликование
ЛНА

Под
опубликованием ЛНА, как правило,
понимается включение ЛНА в автоматизированную
базу данных нормативных актов организации.
При включении ЛНА в базу нормативных
правовых актов осуществляется лицом,
ответственным за ведение базы данных
посредством заполнения полей электронной
карточки ЛНА и оцифровки подлинника
ЛНА, то есть создания электронного
образа документа.

Подлинник
ЛНА на бумажном носителе, утвержденный
руководителем или иным органом управления,
помещается на хранение в дело в
соответствии с номенклатурой дел
организации.

Рассылка
ЛНА

Рассылка
ЛНА может осуществляться несколькими
способами: через организацию доступа
работников к базе локальных нормативных
актов, посредством рассылки всем
исполнителям информации о принятии ЛНА
и его опубликовании с указанием места
хранения его электронной копии или
рассылки непосредственно текста ЛНА
всем исполнителям по списку рассылки.

Внесение
изменений в ЛНА

Для
приведения ЛНА в соответствие с вновь
принятым нормативным документом,
устранения множественности правовых
норм по одним и тем же вопросам готовятся
предложения о приведении нормативной
базы в соответствие с вновь принимаемым
ЛНА путем внесения изменений в действующий
документ.

Изменения
в ЛНА вносятся распорядительными
документами (приказами, распоряжениями),
издаваемыми тем руководителем, который
утверждал ЛНА. В случае если ЛНА принимался
коллегиальным органом, решение о внесении
изменений в ЛНА принимается этим же
органом. Не допускается вносить изменения
в ЛНА руководителем или органом,
занимающим в иерархии органов управления
более низкий уровень, чем руководитель
или орган, утверждавший документ.

В
целях упрощения последующей работы с
документами в некоторых организациях
принята практика вносить изменения в
ЛНА не распорядительными документами,
а документом, имеющим название: ИЗМЕНЕНИЯ
в (наименование документа)
,
например: ИЗМЕНЕНИЯ
в Положение о локальных нормативных
документах компании,

с сохранением уровня подписания
изменений.

За
поддержание ЛНД в актуальном состоянии
и своевременное внесение изменений
несет ответственность подразделение-исполнитель.

Отмена
ЛНА

В
случае если ЛНА утрачивает свою
актуальность или входит в такие
противоречия с вновь принятыми
документами, которые не могут быть
устранены, документ подлежит отмене
как утративший силу. Признание ЛНА
утратившим силу оформляется изданием
приказа (распоряжения) тем руководителем
или органом, который утверждал документ.
Электронная версия документа из базы
локальных нормативных актов перемещается
на хранение в архив электронных
документов. ЛНА на бумажном носителе,
имеющие постоянный срок хранения, по
истечении срока их хранения по месту
формирования дел подлежат передаче в
архив организации, ЛНА, имеющие меньшие
сроки хранения, уничтожаются по истечении
установленного срока хранения.

Еще
одной особенностью работы с ЛНА является
то, что статус ЛНА может меняться на
протяжении его жизненного цикла. Единой
системы обозначений статуса документа
пока не выработано, но, как правило, в
организациях устанавливаются следующие
статусы документа: проект,
действующий (или действующая редакция),
действующий с изменениями, действие
приостановлено, утратил силу.

С
точки зрения оформления ЛНА можно
разделить на две группы:

  1. документы,
    которые оформляются в соответствии с
    правилами, установленными ГОСТ Р
    6.30-2003, например, положения о структурных
    подразделения, коллегиальных или
    совещательных органах организации,
    должностные инструкции, должностные
    регламенты.

  2. документы,
    оформление которых во многом отличается
    от оформления других
    организационно-распорядительных
    документов и которые можно отнести к
    документам сложной структуры. В
    оформлении этой группы ЛНА, как правило,
    присутствует титульный лист, а в состав
    документа включается перечень понятий
    (терминов), используемых в сфере правового
    регулирования, перечень сокращений и
    собственно основной текст.

Обобщая
практику организаций, можно выделить
следующие составные части ЛНА, относимых
ко второй группе:

  • титульный
    лист;

  • содержание
    (оглавление);

  • перечень
    терминов и определений;

  • перечень
    сокращений;

  • основной
    текст (как правило, в составе текста
    выделяются раздел «Общие положения»,
    разделы, раскрывающие основной содержание
    документа, заключение, или заключительные
    положения);

  • приложения.

Кроме
того, к подлиннику ЛНА, помещаемому в
дело организации, добавляется лист
согласования и, как правило, список
рассылки.

Поскольку
большая часть ЛНА организаций относится
к документам второй группы, будем
рассматривать именно эту группу
документов.

При
оформлении ЛНА используются реквизиты:
полное официальное наименование
организации, сокращенное официальное
наименование (если оно имеется),
наименование ЛНА, гриф утверждения,
регистрационный номер ЛНА, место и год
издания документа, отметки о согласовании.
Основная часть реквизитов ЛНА (кроме
отметок о согласовании) размещаются на
титульном листе документа.

Утверждение
ЛНА

Немаловажным
является вопрос утверждения ЛНА.
Существует несколько форм утверждения
этих документов:

— утверждение
руководителем организации, то есть
лицом, осуществляющим
исполнительно-распорядительную
деятельность и действующим на основе
единоличного принятия решений;

— утверждение
коллегиальным органом организации
(советом директоров, правлением и др.).

В
случае если документ утверждается
руководителем организации (в отдельных
случаях правом утверждать некоторые
ЛНА может наделяться заместитель
руководителя организации), также может
быть два варианта утверждения: утверждение
непосредственно руководителем, то есть
его собственноручной подписью в грифе
утверждения, и утверждение приказом.
Решение
о конкретной форме утверждения ЛНА
принимается в зависимости от того,
необходимо одновременно с утверждением
ЛНА принимать дополнительные решения,
связанные с этим действием, или нет.
Если таких дополнительных решений
принимать не нужно, ЛНА может утверждаться
непосредственно руководителем. Если
наряду с утверждением ЛНА необходимо
принять иные управленческие решения,
связанные с данным документом, необходимо
издавать приказ об утверждении, в
который, кроме пункта об утверждении,
будут включены конкретные поручения
исполнителям3.

Согласование
(одобрение) ЛНА

Для
некоторых видов ЛНА в организации может
быть установлена в качестве обязательной
процедура согласования ЛНА с совещательным
(методическим или координационным)
органом организации (комитетом, советом),
например, Бюджетным комитетом,
Инвестиционным комитетом, Научно-техническим
советом и др.

Гриф
согласования (гриф одобрения), как
правило, размещается на титульном листе
ЛНА, в нижней части листа слева (выше
указания места и года издания документа),
гриф согласования может размещаться в
верхней части титульного листа слева
на уровне грифа утверждения документа.
На практике единства в этом вопросе
нет, нормативными документами это не
регулируется.

Наименование
ЛНА

Важным
поисковымпризнаком ЛНА является его
наименование. Наименование ЛНА включает:

— название
вида документа (положение, правила,
регламент и др.);

— заголовок
к документу, раскрывающий его содержание,
составляющий одно целое с наименованием
вида документа.

Задача
составителя ЛНА – сформулировать
наименование ЛНА в краткой форме, но
так, чтобы наименование раскрывало
содержание документа, например:

ИНСТРУКЦИЯ
о конфиденциальном делопроизводстве
в ОАО «Стройкомплект»;

ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме конфиденциальности в ОАО
«Стройкомплект».

Наименование
должно быть точным, четким и информационно
насыщенным, правильно отражать предмет
правового регулирования с тем, чтобы
работники организации могли по
наименованию ЛНА акта определить его
основное содержание, легко запомнить,
при необходимости быстро найти.

Наименование
ЛНА устанавливается исполнителем —
разработчиком ЛНА, но может быть изменено
в процессе его согласования.

ЛНА
со сложными и неоправданно длинными
наименованиями загромождают нормативную
базу, затрудняют систематизацию и
понимание нормативных документов. Они
особенно неудобны при ссылках на них в
других нормативных правовых актах,
документах, статьях и др.

Несколько
примеров неудачных заголовков ЛНА:

Описание
унифицированного процесса
подготовки,
согласования документов
в корпоративной системе электронного
документооборота

В
приведенном примере, во-первых, отсутствует
указание вида документа (положение,
регламент, правила, инструкция или
другой), лишним является указание того,
что документ приводит унифицированный
процесс подготовки, поскольку задача
любого нормативного документа, если он
регламентирует какой-то процесс,
унифицировать его, иначе результат
нормативного регулирования не будет
эффективным. Правильным названием
данного документа может быть такое
наименование: Регламент
подготовки
и согласования документов в корпоративной
системе электронного документооборота.

Пошаговая
инструкция о расторжении трудового
договора с руководителем унитарного
предприятия

В
данном случае, как нам представляется,
неправильно выбран вид документа.
Расторжение трудового договора с
руководителем
унитарного предприятия – частный случай
расторжения трудового договора с
работниками организации, поэтому было
бы правильнее назвать документ не
инструкцией (тем более, «пошаговой»), а
порядком, наименование документа было
бы следующим: Порядок
расторжения трудового договора с
руководителем унитарного предприятия.

Формы
и формат сообщений и порядок их
представления в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи

В
данном случае, как и в первом примере,
вообще отсутствует наименование вида
документа. В дальнейшем это создаст
трудности для пользователей при
необходимости сослаться на данный
документ в тексте другого документа,
поэтому первое, что нужно сделать, это
определить вид документа. Во-вторых, не
указано, о каких сообщениях идет речь.
Исправить это наименование можно
следующим образом: Положение
о
форме
и форматах электронных сообщений
(указать,
каких)
и порядке их передачи по
информационно-телекоммуникационной
сети.

Регистрация
ЛНА

ЛНА
подлежат регистрации. Вопрос регистрации
ЛНА не так прост, как может показаться
на первый взгляд. Дело в том, что в
практике делопроизводства выработалось
такое правило: если документ утверждается
приказом, то его датой и номером являются
дата и номер приказа, поэтому ссылка на
ЛНА, утвержденный приказом, в другом
документе выглядит таким образом: «В
соответствии с Положением о порядке
увеличения (уменьшения) уставного
капитала общества, утвержденного
приказом ОАО «Корпорация МИГ» от
12.02.2010 № 123…».

Если
же ЛНА утверждается непосредственно
руководителем, то есть проставлением
собственноручной подписи в грифе
утверждения, то такие ЛНА регистрируются
отдельно и им присваивается номер в
соответствии с принятой в организации
системой регистрации ЛНА, поэтому при
ссылке на такие ЛНА было принято указывать
только дату их регистрации, например:
«В
соответствии с Положением о порядке
увеличения (уменьшения) уставного
капитала общества, утвержденного
генеральным директором ОАО «Корпорация
МИГ» 12.02.2010 …».

Понятно,
что такой подход неудобен для систематизации
ЛНА, их учета, формирования единого
информационного ресурса ЛНА. Именно
поэтому организации, оперирующие большим
объемом ЛНА, при формировании их в единый
информационный массив приходят к
необходимости вводить единую систему
учета этих документам, при которой
любому ЛНА, независимо от того, каким
образом он был утвержден, присваивается
индивидуальный регистрационный номер.
В состав регистрационного номера, как
правило, входит порядковый учетный
номер документа, к которому могут
добавляться дополнительные буквенные
или цифровые обозначения в зависимости
от принятой в организации классификации
ЛНА. В этом случае ссылки на ЛНА в других
документах при разных способах их
утверждения оформляются по-разному,
например:

  1. «В
    соответствии с Положением о порядке
    увеличения (уменьшения) уставного
    капитала общества № 85-П, утвержденного
    приказом ОАО «Корпорация МИГ» от
    12.02.2010 № 123…»
    (при
    утверждении ЛНА приказом).

  1. «В
    соответствии с Положением о порядке
    увеличения (уменьшения) уставного
    капитала общества от 12.02.2010 № 85-П,
    утвержденного генеральным директором
    ОАО «Корпорация МИГ» …»

или:

«В
соответствии с Положением о порядке
увеличения (уменьшения) уставного
капитала общества № 85-П, утвержденного
генеральным директором ОАО «Корпорация
МИГ» 12.02.2010 …»
(оба
варианта возможны при утверждении ЛНА
непосредственно руководителем).

Лист
согласования ЛНА

Лист
согласования ЛНА является неотъемлемой
частью документа, в каком бы виде не
проводилось согласование документа.
Если согласование проводится в системе
электронного согласования, лист
согласования по окончании этой процедуры
распечатывается, и документ представляется
на утверждение на бумажном носителе
вместе с листом согласования. После
утверждения и регистрации документ с
листом согласования помещается на
хранение в дело (сроки хранения ЛНА
устанавливаются в соответствии с
Перечнем типовых управленческих архивных
документов, образующихся в процессе
деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления и
организаций, с указанием сроков хранения
(утв. приказом Минкультуры России от
25.08.2010 № 558).

Если
согласование проводится в ручном режиме,
отметки о согласовании, как правило,
оформляются на отдельном листе, а не на
обороте последнего листа документа,
поскольку ЛНА часто имеют приложения.

Кроме
сведений о лицах, участвующих в процедуре
согласования документа, в лист согласования
включается информация о разработчике
(ответственном исполнителе) ЛНА:

Ответственный
исполнитель

Наименование
должности с указанием структурного
подразделения

Подпись

И.О.Фамилия

Дата

Оформление
приложений

Многие
ЛНА содержат приложения. В приложения
рекомендуется выносить материал
справочного характера, унифицированные
формы документов, формулы для расчетов
и примеры расчетов, графики, схемы и др.
Ссылка на приложение помещается в
соответствующем пункте ЛНА, если
приложений несколько, они нумеруются,
если приложение одно, номер приложения
не проставляется, например:

«В
целях учета и поиска документов в системе
электронного документооборота
используются обязательные сведения о
документах (приложение № 13)».

Приложения
помещаются после основного текста,
каждое приложение начинается с новой
страницы. На каждом приложении
проставляется отметка о приложении по
следующей форме:

Приложение

к
Положению о локальных

нормативных
актах

ОАО
«Стройкомплект»

от
12.04.2011 № 213-П

Если
ВНД утвержден приказом, указывается
дата и номер приказа. Заголовок к
приложению располагается по центру.
Заголовок приложения включается в
содержание (оглавление ЛНА), если в текст
ЛНА включается данный структурный
элемент (структуре текста, языку и стилю
ЛНА будет посвящена следующая статья).

В
тексте ЛНА, как правило, выделяются
следующие составные части:

  • содержание
    (оглавление);

  • термины
    и определения;

  • перечень
    сокращений;

  • общие
    положения;

  • основная
    часть (разделы, подразделы, пункты,
    подпункты);

  • заключительные
    положения.

Содержание
(оглавление) может отсутствовать, если
основная часть текста ЛНА содержит не
более 3-5 разделов, в составе которых
подразделы не выделяются. Если в основной
части ЛНА разделов немного, но они имеют
подразделы с самостоятельными заголовками,
содержание (оглавление) необходимо
составить, чтобы было легче и удобнее
пользоваться документом.

Содержание
(оглавление) включает:

  • номера
    разделов, подразделов и других частей,
    имеющих самостоятельные заголовки;

  • заголовок
    (наименование структурного элемента);

  • номер
    страницы, указывающей на начало
    структурного элемента.

  • Раздел
    «Термины и определения»

  • Раздел
    «Термины и определения» выделяется
    в самостоятельный раздел ЛНА и помещается
    после содержания (оглавления). Перечень
    терминов имеет
    особое значение, поскольку содержит
    определения терминов, используемых в
    тексте ЛНА и, соответственно, в той
    сфере, которая регулируется данным
    нормативным актом. Включение в текст
    ЛНА данного раздела обеспечивает
    точность и правильность понимания
    норм, изложенных в документе.

Перечень
сокращений

Если
в тексте ЛНА употребляются многословные
наименования (структурных подразделений,
объектов, услуг, документов, должностей
и других наименований) составляется
перечень сокращений. Если многословных
наименований немного (не более трех)
перечень сокращений может не составляться,
а после первого употребления в тексте
длинного наименования следует ввести
его сокращенное наименование из
одного-трех слов или аббревиатуры. Это
сокращенное наименование, обозначенное
словом и ли словами, следует писать в
тексте ЛНА с прописной буквы. Вводится
это условное наименование следующим
образом:

«Департамент
регионального развития (далее — ДРР)
создан в соответствии с …».

или:
«Департамент
регионального развития (далее —
Департамент) создан в соответствии с
…».

«Положение
о работе с обращениями граждан в ЗАО
«Норма» (далее – Положение) определяет
порядок …»

Если
многословные наименования употребляются
более трех раз, составляется список
сокращений, например:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чиктоник для бройлеров инструкция по применению для птиц
  • Чем отличается программа от инструкции вводного инструктажа
  • Чем отличается инструкция от порядка
  • Чико подогреватель для бутылочек инструкция
  • Чем отличается положение от инструкции по делопроизводству