Что такое вербальная инструкция в логопедии

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей с ОНР  умения работать по словесной инструкции».

Воспитатель должен определить, в какой мере дети способны выполнять общие инструкции. Это можно легко проверить на заданиях типа: «Кружки», «Словесные диктанты», «Графические диктанты».

Анализ поведения детей в ходе выполнения и достигнутые результаты вскрывают их умения выслушивать указания, удерживать в памяти и руководствоваться до конца задания. Если, выслушав инструкцию, дети не приступают к работе, а ждут повторения или распоряжения воспитателя, обращаются с вопросами, подсматривают к соседу, значит, они не умеют произвольно руководить своими действиями. Это бывает в тех случаях, когда дети привыкают к тому, что после объяснения в начале занятий воспитатель снова повторит, а дальше будет диктовать поэтапно. У них не возникает потребности вслушиваться в указания, пытаться их запомнить.

Превращение инструкций, предваряющей деятельность детей, в прямые указания к очередному действию, по сути, снимает её обучающий эффект.

Механизмы произвольной регуляции действий не являются следствием созревания определенных мозговых структур, а вырабатываются у детей тогда, когда в своей повседневной жизни им приходиться решать те или иные задачи. Если способы организации детской активности не изменяются в соответствии с возрастающими возможностями, то формирование сознательного управления своей деятельностью и поведением задерживается.

В связи с выявленными недостатками следует систематически, вводить в учебно-воспитательный процесс в детском саду регламентацию действий детей не только прямыми указаниями, но и отсроченными. Тогда ребенок сможет перейти от выполнения отдельных требований к самостоятельной реализации системы действий согласно воспринятому объяснению.

Как обеспечить постепенность в формировании у детей умения действовать по словесным указаниям?

Сначала нужно научить детей ориентироваться на листе бумаги и правильно использовать его площадь. Например, дав задание нарисовать десять предметов, можно предложить кому-то из детей, сказать, где он собирается начать рисовать, а всем другим показать на своем листе. Слова «сверху, с левой стороны листа» наполняются для детей конкретным содержанием. Осознание того, что так начинать рисовать надо всегда, дисциплинирует процесс выполнения, дает первую исходную точку.

После этого следует научить детей руководствоваться указанием, вызывая в представлении определенный образ. Например, сказав, «считая слева направо», воспитатель предлагает детям пальцем показать это направление на нарисованных предметах. Чтобы максимально конкретизировать словесные требования относительно количественной характеристики, можно после слова «третий, пятый…» предложить отсчитать эти предметы на своем рисунке. Дальше дети будут делать это сами, взглядом выделяя указанный предмет в инструкции.

Упрощение или усложнение инструкции, а также проявление детьми большей или меньшей самостоятельности в построении действий зависит от их общего развития.

Детально проанализировав особенности выполнения дошкольниками словесных указаний, упражнений, воспитатель использует ту или иную тактику и объединяет детей в подгруппы для проведения словесных и графических диктантов, соответствующих их развитию и возможностям. Иногда результаты бывают на много ниже, чем ожидалось, вследствие того, что воспитатели не умеют правильно сформулировать указание.

Следует придерживаться определенных правил:

Инструкция должна быть максимально лаконичной, четкой, и доступной для детей с самого начала, иметь цель, конкретное задание, в ней нужно четко определить способы выполнения и назвать конечный результат.

«Украшение» инструкции, эмоциональные отступления, дополнительные указания недопустимы.

Названные моменты инструкции можно оттенять интонацией, выразительными паузами, отделяя цели от способов выполнения.

Надо организовать восприятие инструкцией детьми (сосредоточить их внимание перед подачей инструкции).

Очень много интересных игр выпускает наша промышленность – это: «Сложи картинку», «Составь сам», «Кубики». Успех в решении данных игр – заданий обеспечивается не знаниями или специальными умениями, а направленностью усилий на достижение цели, настойчивостью в возобновлении проб.

По деятельности детей можно судить об их целенаправленности. Цель кажется легкодоступной. Все дети легко берутся за дело. Но уже первые неудачи воспринимают они по-разному: поняв, что легко не выходит, одни мобилизуются, другие охладевают. У первых появляется выражение обеспокоенности, поза свидетельствует о сосредоточенности, действия становятся осторожными. Другие или просто стараются повторить попытки, не выявляя никаких признаков напряжения, или совсем отказаться от дела. На предложение постараться, чтобы получилось, первые еще с большим энтузиазмом возобновляют попытки, другие отвечают: «не умею», «не знаю как», «у меня не получается» и т.д.

Дети, которые легко капитулируют перед трудностями, свойственны неуверенность в себе, робкие попытки выйти из затруднительного положения, в котором они оказались, отказ от трудно постигаемой цели. Они обращаются за помощью при наименьшей трудности, принимают ее как должное. Их следует подбадривать на каждом этапе работы, подтверждать правильность выполнения. Отсутствие поддержки взрослого вызывает у них беспомощность даже при наличии знаний и умений.

Однако им нужны не только опека, постоянная помощь и защита, сколько воспитания и уверенности в себе, поддержка веры в своей возможности, вооружение умением встречать трудности активно, наступательно. Им следует помочь ощутить свои возможности, подобрав посильные задания, чаще подводить к победе и вызывать радость от этого.

Нельзя разрешать детям начинать работу, если не окончено объяснение. Ведь они запоминают только какую-то часть инструкции, не осознавая способов выполнения в целом, и процесс работы представляется им цепью мало связанных между собой действий.

Предупреждение воспитателя о том, что он не будет повторять задание дважды, является подчеркнутым отказом помогать тем, кто не слушал объяснение и повышает значение предыдущей инструкции.

Умение дошкольников справляться со сложными заданиями согласно словесной инструкции свидетельствует о высокой степени развития произвольной регуляции.

Даже такие широко распространенные в детских садах игры как, «Мозаика», «Нарисуй и раскрась», можно использовать для формирования у детей придерживаться словесной инструкции. С этой целью необходимо варьировать задачу, обусловливая форму конфигурации элементов узора из мозаики, чередование цветов, компоненты рисунка, обязательные и допустимые, их соотношение друг с другом.

Игровые приемы в логопедии

Игровые приемы в логопедии

Статья

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно — практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.

Они решают следующие задачи:

  • Дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков).
  • Воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.).
  • Развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения).
  • Социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).

В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).

При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.). При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.

Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры:

  • «Сдуй снежинку».
  • «Устрой листопад».
  • «Футбол».
  • «Разгони тучки» и т.д.

При автоматизации звуков используются различные игры, целью которых является умение определять наличие или отсутствие заданного звука слова, а также определять его место в слове.

Вот несколько примеров:

  • Игра «Мотыльки» (автоматизация Л и Ль). Для игры используются прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены васильки из цветной бумаги разных цветов (со звуками Л и Ль в названиях). Также используются фигурки мотыльков таких же цветов с кольцами для надевания на палец. Цель: ребенок должен пальцем с мотыльком прикоснуться к соответствующему цветку.
  • Игра «Волшебный мешочек» (автоматизация звука Ш). Используются прямоугольные картонные полоски, на которые наклеены картинки со звуком Ш (в начале слова, в словах со стечением согласных). Эти полоски нужно вставить в «волшебный мешочек», который сложен из бумаги. Цель: ребенок вытягивает полоски и произносит все слова, которые там написаны (с буквой Ш).

Помимо определенных логопедических игр, которые активно применяются в работе, есть несколько интересных игровых приемов, которые помогут стимулировать ребенка к обучению и познавательной деятельности. Можно выделить следующие приемы:

  • Использование мячика. Используется для составления рассказа по цепочке. Как правило, рассказ и пересказ редко вызывают интерес у детей, поэтому важно как-то заинтересовать их. Для этого и используется мяч: один ребенок составляет предложение, после чего передает мяч следующему и так дальше по цепочке. Все дети сфокусированы на передаче мяча, поэтому внимательно слушают, о чем говориться. Если совершается ошибка, то мячик возвращается ребенку. Такое указание на ошибку более предпочтительно, чем словесное замечание, которое может расстроить ребенка.
  • Карточки с картинками или словами. Детям нужно будет описать нарисованное или написанное. У каждого ребенка в группе будет своя задача, поэтому все будут задействованы.
  • Словесные бусы. Вырезанные кружочки скрепляются по очереди в процессе придумывания слов на определенный звук. Конечный звук будет вписываться в бусинки.
  • Шифровки. В схеме или рисунке можно зашифровать как небольшой стих, так и скороговорку.

Комплексная работа с использованием игровых приемов существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям. Игры выполняют достаточно серьезную функцию в коррекционно-образовательном процессе:

  • Благодаря участию в игре, ребенок переключает свое внимание, отвлекаясь от того, что у него есть речевой дефект.
  • Игровая деятельность побуждает детей к общению.
  • Игра позволяет разнообразить скучные занятия, сделав их более веселыми и непринужденными.
  • Нормализация эмоционально-волевой сферы, что особенно актуально для гипервозбудимых детей.

Многие дети, у которых есть различные речевые нарушения, так или иначе сталкиваются с буллингом, т.е. насмешками и издевательствами сверстников. Все это приводит к снижению самооценки ребенка, он чувствует себя хуже других.

Задачей логопеда и родителей является убеждение ребенка в том, что его речь можно исправить. И крайне важно заинтересовать ребенка в этом, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции звукопроизношения. И вряд ли это можно сделать с помощью скучных занятий, поэтому оптимальный вариант – это игра. Практика показывает, что использование игровых приемов в логопедии приводит к лучшему усвоению знаний детьми. А для более успешного выполнения занятий можно создавать различные игровые ситуации, в которых ребенок сможет полноценно взаимодействовать с другими участниками.


Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

УПРАЖНЕНИЯ,
РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ И ПОНИМАТЬ СЛОВЕСНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ ИНСТРУКЦИЮ

Дети
с нарушениями пись­менной речи постоянно пере­спрашивают учителя. Это мо­жет
быть связано как с низкой концентрацией внимания, недо­статочностью
кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с
несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевре­менно
реагировать на вопрос учителя, отличать новую задачу от старой, четко
представлять то, что содержится в инструкции — вот что отличает ученика, кото­рый
умеет учиться.

Упражнение «Письмо с пропусками»

Это
упражнение способству­ет развитию концентрации и переключению внимания, саморе­гуляции
деятельности с учетом меняющейся инструкции.

Логопед
дает задание: «Я бу­ду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы
И
ставьте точку». Дети записыва­ют 2—3 предложения. Затем ло­гопед
предлагает не писать окон­чания прилагательных, а ставить вместо них звездочку
и т.д.

Упражнение «Будь внимательным!»

Логопед
просит детей про­слушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку,
если они запомнили задание и четко представляет себе, что де­лать. По команде
«Внимание!» ученики начинают выполнять задание.

Например:
в небольшом тек­сте нужно подчеркнуть все бук­вы С, вычеркнуть все буквы
Ш.

Упражнения,
развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции

Упражнение «Определи порядок действий»

Ученикам
раздают карточки. Нужно карандашом проставить; над словами цифры, соответ­ствующие
порядку выполнения действий.

Например:

           
Прочитай и спиши предло­жения, вставляя
подходящие по смыслу слова из скобок.

           
Обозначь в этих словах приставку. Устно
объясни свой выбор.

Теплоход
(пришел, подошел) к причалу. Завтра мы (поедем, заедем) к морю. В стакан (на­пили,
залили) молоко. С дерева (слетел, улетел) последний ли­сток.

Упражнения,
развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с
нарушениями письменной речи часто не в со­стоянии осуществлять итоговый самоконтроль
при выпол­нении письменных работ. Их необходимо обучать контролю с помощью
специальных мето­дов — планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить уче­ников
в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более
высо­кую отметку.

Для
указанной группы уче­ников целесообразен такой спо­соб самоконтроля, при
котором самопроверка дробится на три этапа. Во время каждого из них внимание
ребенка сосредото­чено на поиске специфических ошибок и недочетов в письмен­ной
работе. Для каждого из эта­пов разработана памятка, в ко­торой дан алгоритм
действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует со­средоточиться.

Этап I — поиск
специфиче­ских (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением
грамматических норм.

Этап II— поиск
орфографи­ческих ошибок в слове.

Этап III— поиск
пунктуаци­онных, грамматических и смыс­ловых ошибок в структуре цело­го
предложения.

Упражнение «Возвращение к началу»

Логопед
предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором
допущена ошибка в слове — по невнимательности. Один ученик двигает указку от
конца текста к началу, другой читает слова по слогам точно так, как оно на­писано.
Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара,
рань­ше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Это
упражнение подготови­тельное. Оно приучает детей к чтению текста от конца к
началу (что помогает избежать чтения по догадке), четкому послоговому чтению
написанного слова. Работа в парах делает упраж­нение неутомительным, поиск единственной
ошибки стимули­рует внимание и темп деятель­ности детей. Целесообразно ис­пользовать
такое упражнение на 3—4 занятиях подряд.

Упражнение
«Ищем «случайные» ошибки»

(I
этап самопроверки)

Работать
можно индивидуаль­но или в паре. Действия по про­верке текста аналогичны опи­санным
в предыдущем упраж­нении, но добавляется очень важный компонент —
карточка-памятка. Возможность пользо­ваться карточкой на начальном этапе
овладения навыком само­контроля делает проверку более эффективной, значительно
по­вышает активность детей. Из­вестный психолог П.Я. Гальпе­рин отмечал, что,
беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится
хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он явля­ется пассивным
исполнителем чужих указаний.

Памятка
(1-я проверка)

Проверь
свою работу.

Проверь
отдельно каждое слово, начиная с последнего.

                    
Не пропустил ли букву?

                    
Не добавил ли лишнюю букву?

                    
Не написал ли вместо одной буквы другую?

                    
Правильно ли изобразил каж­дую букву?

Если
в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!

Упражнение «Ищем
орфографические ошибки»

(II
этап самопроверки)

Дети
проверяют текст второй раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок.
Сде­лать это им помогает другая кар­точка-памятка.

Памятка
(2-я проверка)

Проверь
свою работу.

Проверь
отдельно каждое слово, начиная с последнего.

                    
Не словарное ли это слово?

                    
Есть ли в слове орфограммы? Какие?

                    
Обозначь опасные места.

                    
Где возможно, подбери про­верочные слова.

Если
в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!

Упражнение «Проверка предложений»

(III
этап самопроверки)

Ребенок
проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В
случае если какие-то ошиб­ки остаются не найденными ре­бенком, логопед отмечает
их на полях соответствующей строки цифрами (1, 2 или 3 в зависимо­сти от типа
ошибок).

Если
и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, логопед указывает слово или
предложение, в котором она до­пущена. И только если ошибка так и остается
необнаруженной, логопед вместе с учеником разбирает предложение и помогает
найти ошибку.

Очень
важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Памятка
(3-я проверка)

Проверь
свою работу.

Проверь
целиком каждое предложение, начиная с первого.

                    
Не пропустил ли слово?

                    
Не написал ли лишнее слово?

                    
Как написаны предлоги и со­юзы?

                    
Правильно ли слова связаны друг с другом?

Проверь
окончания.

                    
Есть ли точка в конце и за­главная буква в
начале пред­ложения?

                    
Есть ли необходимые запятые и другие
знаки?

Если
в твоей работе больше нет таких ошибок, ты молодец!

Упражнения,
развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Для
успешной учебы важно умение ставить цели и доби­ваться их, видеть свои успехи и
радоваться им, замечать неуда­чи и находить их причины. Для формирования у
ребенка жела­ния учиться можно использо­вать разнообразные приемы: от похвалы
до специальных симво­лов, с помощью которых отмеча­ются достижения.

Для
самооценивания и фик­сации результатов используются линейки достижений и
лестница успеха. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще
приходится отмечать свои неудачи. Однако отметка — во­все не единственный
результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и
работать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки
достижений позво­ляют увидеть не столько улуч­шение успеваемости, сколько те
усилия, которые ученик прило­жил, и те знания, умения и на­выки, которые им в
результате приобретены.

Линейка достижений.
Ло­гопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на ли­нейках
достижений. Каждому ребенку дается карточка, напри­мер, такого содержания:

Я научился различать
буквы И и У (умения по теме занятия)

Я старался

Какую оценку я сам себе
поставлю

Ученик
ставит отметку — раскрашивает круг. Это приуча­ет его задумываться над тем, как
он продвинулся в овладении зна­ниями и умениями; прикладывал ли старания для
качественного выполнения задания; прогнози­ровать оценку за выполнение за­дания.

Лесенка успеха.

По
завер­шении выполнения какого-либо письменного задания ученики рисуют
карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каждый ученик сам
оце­нил успешность его выполнения, нарисовав на одной из ступенек лесенки
человечка — себя. Если ребенок считает, что был внима­тельным, старательным и
сдает работу без ошибок, он рисует себя на верхней ступеньке. Ле­сенка успеха
позволяет логопе­ду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

logo s1

НА КАРТЕ

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЙ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Коренькова Виктория Александровна, учитель-логопед, ГБОУ РК «Школа-интернат № 24»

  • Описание




Аннотация:

Статья посвящена вопросам логопедической коррекции безречевых детей с умственной отсталостью. Рассматриваются формы, приемы и приоритетные направления коррекции для различных групп безречевых детей. Статья может быть полезна учителям-логопедам и учителям-дефектологам.

Ключевые слова:

Безречевые дети; умственная отсталость; РАС, ДЦП, синдром Дауна.


В 2008 году в нашу школу стали поступать дети со сложной структурой нарушений. Эту группу детей можно было охарактеризовать следующими общими чертами:

  1. Нарушение эмоционально- волевой сферы.
  2. Глубокая умственная отсталость.
  3. Тяжёлое нарушение речи (отсутствие или несформированность базовых компонентов речи).
  4. Нарушение общей и мелкой моторики.
  5. Аутизм или аутистические черты.

В логопедической работе я столкнулась с неговорящими, безречевыми, детьми, «речь» которых можно описать следующим образом:

  • активная речь состоит из отдельных лепетныхслов и/или слогов (ма или мама, па или папа, ав— собака, би-би — машина и т.п.).
  • у детей нет потребности подражать слову взрослого, а если и есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков.
  • в активном словаре этих детей насчитывается до 25-27 слов или активная речь полностью отсутствует.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти 2 процесса являются относительно автономными.

Известно, что уровни речевого развития детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Среди детей с грубым нарушением интеллектуальной деятельности значительное количество неговорящих детей (по некоторым данным 40—50 %), у них   оказываются несформированными предпосылки развития речи (ориентировочные действия, интерес к окружающему миру, предметная деятельность). Специфические особенности речевого развития препятствуют усвоению учебного материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе. 

При определении содержания обучения таких детей необходимо было учесть, что для них наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками общения, приспособление к ежедневной жизни людей в обществе. Это предъявило особые требования ко мне как к педагогу, к организации процесса коррекции и коммуникативной деятельности.

Были определены следующие цели логопедической работы:

  • Формирование элементарных коммуникативных умений.
  • Формирование элементарных знаний об окружающем природном и социальном мире.

На начальном этапе логопедической коррекциия решала следующие задачи:

  • Установление эмоционального контакта между взрослым и ребёнком, воспитание положительной мотивации к занятиям.
  • Обогащение   и уточнение пассивного словаря, его актуализация.
  • Развитие слухового внимания (через использование звучания музыкальных инструментов, игрушек, или различных по материалу предметов).
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, общей моторики.
  • Формирование основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  • Вызывание любых звуко-речевых проявлений.

На сегодняшний день есть дети, которые успешно вышли из категории «безречевых». Так, Илья пришел к нам в школу в феврале 2008 года неговорящим ребенком, с атипичным аутизмом.

Первые занятия строились ситуативно исходя из возможностей и желаний ребенка. Илья сам выбирал себе для занятия объект из ряда предложенных. Далее занятие строилось вокруг этого объекта. Сначала это были простые манипуляции с предметом, затем выполнялись простые инструкции с ним, далее предметно-практические действия  усложнялись. Параллельно устанавливался эмоциональный контакт с ребенком. Для этого использовались привычные для ребенка ритуалы (например, сначала на занятиях мы здоровались с ним ресничками).

Постепенно мы отошли от привычных для него ритуалов и выработали новые, которые дали нам возможность выстроить примерную структуру занятия. Одним из таких ритуалов является —  проговаривание алгоритма последующих действий, который каждый раз заканчивается поощрением в виде выполнения задания на компьютере. Инструкция: сейчас мы с тобой сделаем упражнения для губок и язычка, потом посмотрим картинки, поговорим о них, а затем ты позанимаешься на компьютере.

Если сначала этот алгоритм требовалось повторять на занятии многократно, то впоследствии достаточно было одного-двух повторений. Постепенно Илья стал проявлять интерес, получать удовольствие от занятий, что дало свои результаты.

Единственная проблема, которая длительное время оставалась на занятиях — ребенок долго не мог выполнить комплекс артикуляционных упражнений, что затрудняло коррекцию звукопроизношения. Пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Зная его любовь к занятиям на компьютере, я разработала комплекс упражнений и представила его в форме презентации, через некоторое время Илья стал выполнять его в полном объеме, без подкрепления компьютером.

На сегодняшний день можно отметить значительную динамику. Мы работаем над   формированием не только предметного и глагольного словаря, но и составляем простые предложения, формируем связную речь. Появилась возможность работать с ребенком по классической структуре логопедического занятия.

К сожалению, не все дети благополучно вышли из категории «безречевых», поскольку уровень их интеллектуального развития недостаточен для формирования предпосылок речевого развития. Систематика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при глубокой умственной отсталости.

Мной были выделены этапы логопедической работы в зависимости от степени нарушения речевого развития ребенка, определена последовательность формирования языковых обобщений в зависимости от последовательности формирования их в процессе онтогенеза. Зона актуального развития таких детей соответствовала развитию в онтогенезе ребенку до года.

Для дальнейшей успешной коррекции я определила зону ближайшего развития исходя из особенностей структуры нарушения. Обратив внимание на то, что дети с синдромом  Дауна часто имеют одинаковые проблемы с речью, а также проанализировав некоторое количество неговорящих детей школы по нескольким параметрам, условно ­­­­определила несколько групп «безречевых» детей, нуждающихся в логопедической коррекции по определенным направлениям:

  1. Безречевые дети с аутизмом или аутистическими чертами поведения с нарушением интеллекта.
  2. Неговорящие дети с синдромом Дауна, нарушением интеллекта.
  3. Безречевые дети с ДЦП, нарушением интеллекта.
  4. Безречевые дети с выраженной или глубокой интеллектуальной недостаточностью.

Для формирования и логопедической коррекции всех групп необходимо:

  • проведение диагностики и оценка коммуникативных возможностей детей;
  •  подбор средств альтернативной и дополнительной коммуникации для каждого ребенка (при подборе средств учитываются возможности и сильные стороны ребёнка);
  • использование простых средств (картинки, пиктограммы, фотографии) для создания доступной коммуникативной среды в группе детей и в домашних условиях;
  • использование средств альтернативной коммуникации в свободной деятельности детей в классах, группах, на индивидуальных и групповых занятиях;
  • выделение приоритетных направлений логопедической коррекции с каждой группой детей.

См. приложения № 1, № 2

Подробнее остановимся на четвертой группе безречевых детей с выраженной или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, о возможности и целесообразности использования последней в обучении детей. Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей в социальной коммуникации.

Нами были определены основные требования к методам коррекции детей данной категории:

— Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции (например, мы играем в «магазин», лото).

— Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения (подкрепление состояния успеха у ребенка яркой эмоциональной похвалой).

— Использование специальных игровых приемов для развития подражания.

— Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

— Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению. (например, при изучении лексической темы «Зима»: знакомство со словом (снег, снежинка, снеговик…) через картинку, выбор картинки из ряда картинок из разных лексических групп, выбор картинки из ряда картинок в одной лексической группе и т.д.)

— Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

-Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.

 — Комбинированное (комплексное) построение занятия: на одном занятии проводятся различные виды работы по разным разделам, например: игра — логоритмические и / или физические упражнения — предметно-практическая деятельность — артикуляционные и дыхательные упражнения — развитие мелкой моторики (рисование, лепка) и т.д.

— Использование средств альтернативной коммуникации:

  • Взгляд, мимика, жесты
  • Звукопроизношение
  • Неэлектронная помощь (фото, рисунки, символы, пиктограммы)
  • Электронная помощь (компьютеры)

Таким образом, поддерживающая коммуникация является оптимальной основой для формирования  полноценной жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Специфическая логопедическая работа должна быть направлена на организацию взаимодействия, формирование возможности общения с другими людьми; развитие понимания речи и способности выразить с помощью доступных средств свои потребности, просьбы, мысли и чувства; на получение социального опыта.

Список литературы:

1. «Хрестоматия по логопедии»: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт./под ред. Волковой  и В.И. Селиверстова. М., 1997.

2. Логопедия. /под ред. Л.С. Волковой. М., 2002.

3. Поваляева М.А.  Справочник логопеда.  Ростов-на-Дону, 2002.

Приложение № 1. Примерная характеристика групп безречевых детей. Приложение  № 2. Приоритетные направления логопедической коррекции.Примерная характеристика групп безречевых детей

ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Игровая логопедия. Что это такое?
Как это выглядит?
Игровая логопедия. Адаптация
Игровая логопедия. Речевое дыхание. 

Игровая логопедия. Что это такое?

Игровая логопедия — это такой подход к формированию и развитию речи, при котором речь рассматривается как сложная система, в которой задействованы все психические процессы и функции организма, включая эмоции, мотивацию, движения, восприятие, тактильные ощущения и пр.

Такой подход позволяет осуществлять запуск речи у неговорящих и маленьких детей, а также развивать речь у детей с особенностями развития (СДВГ, аутизм, ДЦП и др.).

Специалист подходит к проблеме системно, в результате диагностики выявляет, каких предпосылок не хватает для развития речи, и опираясь на эти данные, так строит занятия, чтобы восполнить выявленные пробелы. Путем подбора игр он ищет актуальный для ребенка мотив, который позволит установить контакт и поможет ребенку воспринимать взрослого как значимого сотрудника по игровой деятельности. А далее шаг за шагом осуществляет перевод ощущений, действий, эмоций на вербальный уровень. Таким образом происходит запуск речи и формируется база для ее дальнейшего развития.

Как это выглядит?

Это не похоже на традиционные занятия с логопедом за столом перед зеркалом, хотя к такой форме мы тоже прибегаем на определенном этапе работы. Педагог и ребенок могут сидеть на полу или под столом, рисовать пеной, ритмично стучать по жестяной коробке, петь песни, пересыпать крупы или запускать кораблики в тазике с водой. Все это кажется необычным, порой странным. Но это так необходимо и полезно в работе именно с такими детьми. А уж как интересно!

Игровая логопедия. Адаптация 

Есть дети, которым необходимо больше времени для адаптации к новому кабинету, специалисту и тем предметам, с которыми он работает. В работе логопеда с детьми с особенностями «создание благоприятной окружающей среды» является ключевым звеном в цепочке дальнейших действий. У детей с ОВЗ период адаптации может занять от 1 до 4 занятий (возможно, больше). За это время необходимо найти игры или занятия, которые нравятся ребёнку и которые позволят педагогу включиться во взаимодействие с ребёнком, т.е. войти в круг доверия. Когда ребёнок начинает включаться в игру, созданную специалистом, и начинает проявлять инициативу, направленную на сотрудничество, можно подключать задания, касающиеся работы по вызыванию и постановке звуков, а также развитию речевого дыхания. 

Какими могут быть игры: 

Например, «сенсорные» — это игры, в которых ребёнок либо восполняет потребность в определённых ощущениях своего организма, которых ему недостаёт (при гипочувствительности), либо учится постепенно воспринимать спокойно те ощущения, которые ранее ему были неприятны или воспринимались достаточно болезненно (при гиперчувствительности). 

Например: 
а) тактильные ощущения, когда ребёнок в момент игры между водой и пеной для бритья, выбирает пену для бритья, т.к. данный состав вещества не вызывает у него раздражения, а наоборот, удовольствие и желание поиграть. Пальцы становятся кисточками, а пена — краской. Вот вам и постепенный переход к научению рисовать красками, если до этого момента ребёнок ими не интересовался. 
б) ощущения звука (слух): одним детям нравятся высокие тональности, и они с удовольствием поют и танцуют, другим необходимо время, чтобы к ним привыкнуть. Здесь работа начинается с отсутствия музыки на занятии, затем постепенно включается песенный текст на примере голоса педагога, к которому ребёнок уже привык и воспринимает его позитивно. Затем подбирается та тональность в музыке, которая воспринимается ребёнком положительно, а затем используется та мелодия и та тональность, которая чаще звучит в окружающей среде ребёнка и используется педагогом на занятии.. 

Примерами тактильных игрушек, которые используются на занятии по игровой логопедии в центре «Ваш логопед» являются: 

1. Собака Чапа — детям нравятся её лохматые уши, при соприкосновении которых с кожей ребёнка, становится щекотно и весело. Ротик и глазки собаки можно потеребить, а по усам провести пальчиками. 

2. Хороший слон — мягкий и растягивающийся хобот которого позволяет детской руке преодолеть «неизвестность» и узнать, что же там у него спрятано внутри. Внутрь слона можно прятать игрушки разной фактуры, поверхности, формы, ориентируясь на возможности и потребности каждого отдельного ребёнка. 
3. Котенька-коток — он весь мохнатый, дети любят положить на него голову, как на подушку, либо зарыться пальчиками в шерсть и сжимать и разжимать их (подключаем проприоцепцию). 

У каждой игрушки есть своя «входная песня», являющаяся сигналом для начала игры. Песня, в которой есть повторяющийся элемент, позволяет выделить те слова, которые являются ключевыми на занятии. 

Например: 

Вышел котик на улочку, улочку, улочку. 
Купил котик бубен, купил котик бубен. 
Самому ли играть или ВАСЕНЬКЕ отдать? 

— МНЕ! 

В данной ситуации акцент сделан на имя и имитацию диалога, при которой ребёнок учится отвечать не от третьего лица ( «Васе отдать»), а от первого («Мне отдать!!). 
Акценты можно менять в зависимости от цели занятия.

Чем интереснее игра, тем более ребёнок вовлечён и тем больше возможностей у педагога для включения и выполнения заданий, касающихся речевых особенностей ребёнка. 

Игровая логопедия. Речевое дыхание

Как известно, речевое дыхание — это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения.

Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется: 
‒ малым объемом легких; 
‒ слабой дыхательной мускулатурой; 
‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи; 
‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; 
‒ неумелым распределением дыхания (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять); 
‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; 
‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков. 
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Здесь можно использовать совершенно различные материалы и инструменты. Например:
— деревянные, пластмассовые, металлические дудочки различной длинны и сложности воспроизведения звука;
— различный сыпучий материал (очень часто используется на первых занятиях, т.к. ребёнок может визуально увидеть результат от производимых действий);
— трубочки различного диаметра, длины, толщины, а также поверхности. К ним — шарики также из различных материалов. Здесь можно работать над развитием силы и длительности речевого выдоха. Пример — игра «Футбол».
— игры с водой: «фонтан», «буря в стакане», «бумажные кораблики» и тд…

Чтобы игры по развитию речевого дыхания не надоедали ребёнку, их необходимо периодически менять. В нашем центре есть несколько «волшебных шкатулок» с играми для ваших детей. Вот одна из них. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое бог инструкция транник
  • Что такое бог инструкция по эксплуатации
  • Что такое аугментин инструкция по применению
  • Что такое инструкция при пожаре
  • Что такое аторвастатин инструкция по применению