Госзакупки с чего начать работу пошаговая инструкция

Этому способствовали новые механизмы господдержки: увеличение квот на закупки у малых и средних предприятий с 20% до 25%, распространение обязанности соблюдать квоты на всех заказчиков по 223-ФЗ, разрешение предпринимателям заключать офсетные договоры и участвовать в программах «выращивания» крупных компаний.

Сейчас у МСП закупают около 1,1 млн позиций, при этом наибольшие доли принадлежат товарам производственного назначения (70%) и инновационным, высокотехнологичным продуктам (9%).

И, действительно, участие в госзакупках — это хорошие возможности для МСП: можно получить крупного и надёжного заказчика, который точно заплатит, увеличить объёмы продаж и расширить географию реализации. 

Госзакупки невозможно покорить без особых знаний и подготовки. Для тех, кто планирует делать первые шаги в этом деле, мы подготовили список этапов, которые нужно пройти перед подачей первой заявки на участие. 

Шаг № 1. Изучение законов

В госзакупках 2 закона — 44-ФЗ, регулирующий тендеры бюджетной сферы, и 223-ФЗ, по которому торги организуют компании с государственным участием.

С одной стороны, эти законы подробно объясняют основные правила игры. С другой стороны, этих правил и требований очень много, что и представляется основной сложностью. Но ведь и бизнес в принципе — непростое дело, в котором страхи не должны стоять на пути к успеху.

В законах нужно разобраться, а после первой удачной закупки, эта сфера деятельности перестанет казаться сложной. 

Новичкам часто рекомендуют начинать с тендеров по 44-ФЗ, а уже потом пробовать закупки по 223-ФЗ. 

Шаг № 2. Мониторинг новостей

Вторая сложность в госзакупках — частые изменения. Они не всегда глобальные и не для всех, но знать их нужно. Поэтому регулярно необходимо мониторить нововведения, чтобы не допускать ошибок при очередном участии.

Так, например, к последним фундаментальным изменениям можно отнести введение электронного актирования в 2022 году: теперь на этапе исполнения контракта поставщики и заказчики обязаны обмениваться только электронными документами, тогда как раньше разрешалось подписывать и передавать бумажные.

А с 1 января 2023 года к некоторым товарам предъявляют экологические требования — в закупках необходимо указывать долю вторсырья.  

Мониторить изменения в госзакупках можно на официальном сайте ЕИС. Все важные изменения публикуются в разделе «Новости». 

Шаг № 3. Получение электронной подписи

Основную долю тендеров сейчас проводят в электронном виде, поэтому не обойтись без квалифицированного сертификата электронной подписи, который выдаёт ФНС. И зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок без электронной подписи и настроенного рабочего места не получится. 

Выпустить квалифицированную электронную подпись руководитель компании или ИП может без посещения ФНС. При открытии РКО в СберБанке ЭП от ФНС и токен предоставляются бесплатно. Можно выбрать офис для подачи документов на выпуск электронной подписи и проконсультироваться по любым вопросам, в том числе по настройке рабочего места для применения ЭП. 

Шаг № 4. Регистрация в ЕИС и на ЭТП

Все участники госзакупок регистрируются в Единой информационной системе (ЕИС) и размещают информацию о себе и документы в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).

Регистрация в системе действует бессрочно, а после её завершения (может занять до 16 дней) поставщика автоматически аккредитуют на 8 федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). 

Шаг № 5. Поиск первой закупки 

Первый опыт самый важный, поэтому не стоит торопиться и выбирать первую попавшуюся закупку в своей сфере.

Стоит подумать, насколько выгодна сделка, принесёт ли она желаемый объём прибыли, хватит ли возможностей для исполнения контракта, а также внимательно оценить риски. Проанализировать заказчиков и конкурентов можно непосредственно в ЕИС или через специальные агрегаторы закупок. 

Найдя подходящую закупку, желательно получить как можно больше информации о заказчике. Всего за 2 минуты Сервис проверки контрагентов предоставит полный отчёт о компании. В нём будут данные из более 20 открытых источников информации, в том числе и сведения о реальном опыте в сфере госзакупок. 

Когда выбрали тендер, внимательно изучите техническое задание, инструкцию по заполнению заявки и проект контракта — все документы должны быть в карточке закупки. 

Пять ошибок новичков в заявке на участие в закупке

Чтобы на самом старте не разочароваться в госзакупках, получив отказ в участии, постарайтесь избежать самых частых ошибок:

  • Не раскрывайте данные поставщика в первой части заявки. 

В первой части — только предложение: характеристики товара, фотографии, схемы, чертежи. Во второй части — информация о поставщике: наименование, бренд, контакты, опыт в сфере закупок.

Если нарушить анонимность поставщика в первой части, заявку отклонят. 

  • Не ошибайтесь в наименовании страны происхождения товара. 

Например, вместо Российской Федерации не стоит указывать РФ или допускать орфографические ошибки в названии.

Уточните написание в Общероссийском классификаторе стран мира (ОКСМ). 

  • Не оформляйте техническую часть заявки без уточнения, если сомневаетесь в правильности технических характеристик товара по документам тендера.

Заказчик может ошибиться в документах, указав невозможные технические показатели или неточные формулировки. Поэтому обязательно изучите технические характеристики, и если появятся сомнения, запросите у заказчика разъяснения. 

  • Не подавайте заявку, если нет сведений в Едином реестре СМП.

Это касается тех тендеров, которые только для СМП. Единый реестр СМП налоговая формирует автоматически на основании сведений налоговой отчётности. Обновляется он 10 числа каждого месяца.

Проверить наличие сведений о компании или ИП в реестре, а также их корректность можно на сайте ФНС. 

  • Не подавайте заявку, если сведения о компании в ЕИС некорректны. 

Если в компании были изменения, например, сменился юридический адрес, наименование организации или гендиректор, своевременно актуализируйте данные в ЕИС.

При несовпадениях заявка будет отклонена. 

Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8K3dgS

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговую инструкцию, как работать по 44-ФЗ в 2023 году.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках, — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить время впустую и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, то переходите к первому шагу инструкции по участию в тендерах в 2023 году.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Чтобы ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начали участвовать в тендерах, придется подготовить документы. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • декларация о соответствии общим требованиям к участникам закупок;
  • декларация о принадлежности к социально-ориентированным некоммерческим организациям (в случае установления преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ);
  • сведения о банковском счете, на который заказчик переведет оплату за поставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы;
  • лицензии, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если в соответствии с законодательством участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление электронной подписи и регистрация в ЕИС

В 2023 году пошаговая инструкция по участию в торгах на электронных площадках с нуля начинается с оформления электронной подписи (ЭП).

В ст. 5 44-ФЗ указано, что в госзакупках используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

ЭП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи в 2022 году выдает Федеральная налоговая служба. Они доступны для руководителей и индивидуальных предпринимателей.

А на сотрудников подписи получают в специальных организациях — доверенных аккредитованных Минкомсвязью удостоверяющих центрах. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭП необходимо обновить. Для получения ключа подают заявку в удостоверяющий центр и предоставляют комплект документов. Срок оказания услуги — 2–3 дня.

С 2020 года инструкция, как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах, сводится к регистрации в ЕИС. После попадания в реестр участников закупок аккредитация на площадках происходит автоматически. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС вы найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

  1. АО «ЕЭТП».
  2. РТС-тендер.
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. АГЗРТ.
  5. АО «РАД».
  6. ЭТП НЭП.
  7. ЭТП «ГПБ».
  8. ТЭК-Торг.

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

Для малых закупок до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика разработали специальные платформы. Мы подготовили пошаговые инструкции, как работать в электронных магазинах по 44-ФЗ, таких, как ЕАТ «Березка», портал поставщиков г. Москвы.

Подробнее:

  • как работать в ЕАТ «Березка»: пошаговая инструкция;
  • как работать с порталом поставщиков ЕАИСТ: пошаговая инструкция.

С апреля 2021 года на электронных площадках проводятся закупки у едпоставщика до 3 млн рублей в рамках ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте ЕИС. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по 44-ФЗ — самые оптимальные формы госзакупок для начинающих в 2023 году. Это быстрые тендеры, в них необязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать участие и обучение закупкам с этих процедур.

При помощи сервиса «Все параметры» вы найдете подходящие тендеры по установленным критериям. Рекомендуем установить такие параметры:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • способ определения поставщика;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения.

Поиск торгов

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках, и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафов за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками, принятыми в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2020 году открывают отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, с него же списывают и плату за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Читайте об этом в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция» или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат достоверную информацию. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством электронной площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, не участвуют в тендере. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на специальный счет в банке.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена. Заказчик направляет проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 2 календарных дня. У победителя есть 5 рабочих дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • сроки оплаты;
  • штрафы.

В ст. 51 44-ФЗ указано, что поставщик вправе один раз отправить протокол разногласий, но меняют не все положения. Не забывайте, что, подавая заявку, вы соглашаетесь со всеми условиями закупочной документации, в т. ч условиями исполнения контракта.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.

Что такое 44-ФЗ простыми словами

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Требования к участникам госзакупки

Площадки для проведения госзакупок

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Что такое 44-ФЗ простыми словами

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
  • многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
  • и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.

Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.

Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ

Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:

  • планирование;
  • объявление;
  • отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
  • заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
  • контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
  • общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.

Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:

  • у финансовых организаций, имеющих международный статус;
  • связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
  • драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
  • услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
  • избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.

Кто имеет право участвовать в госзакупках

Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.

Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.

Требования к участникам госзакупки

Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:

  • имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
  • включены в реестр недобросовестных поставщиков;
  • находятся на стадии приостановки деятельности;
  • пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
  • признаны банкротом;
  • имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).

Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Преференции участникам

Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.

Виды госзакупок

Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:

  • три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
  • электронный аукцион;
  • два вида запросов – котировок и предложений;
  • закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.

Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.

Площадки для проведения госзакупок

Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:

  • обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
  • ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
  • ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.

Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.

Снижение начальной цены госконтракта на 25%

Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.

Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.

Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)

Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.

Часто задаваемые вопросы

Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?

Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.

Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?

Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.

Кто выступает участником госзакупок?

Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.

Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.

Закупки или тендер — это обозначения электронных торгов, которые проходят на интернет-площадках, где заключаются сделки между участниками торгов и заказчиками.
Перед тем как принять участие в Госзакупках, новичок должен подготовиться. Для начала уделяют внимание:

  • закону, регулирующему закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе в электронной форме;

  • спросу на реализуемые товары, работы и услуги;

  • изучению конкурентов;

  • ценовой политике в выбранной сфере;

  • техзаданию и расчёту прибыльности.

Если условия закупки удовлетворяют и предлагаемая вами продукция соответствует потребности заказчика, то можно принимать участие в электронных торгах.

Какие документы понадобятся для участия

В закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут участвовать физические лица, ИП и юридические лица. При этом заказчиком может быть установлено ограничение на участие в закупке только представители малого бизнеса. Чтобы начать работу, ИП и юрлицам необходимо подготовить пакет документов:

  • заявку на участие по 44-ФЗ РФ;

  • приказ и устав организации;

  • документы, подтверждающие полномочия генерального директора или лица, его замещающего, — протокол общего собрания участников;

  • выписку из ЕГРЮЛ и заверенную копию;

  • заверенные учредительные документы;

  • Декларацию о соответствии требованиям, установленным к участникам закупки;

  • Банковскую гарантию или денежные средства для обеспечения заявки;

Для отдельных закупок потребуется предоставить выписки из соответствующих реестров, договоры, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ, подтверждение страны происхождения товара и т.д.

Регистрация в ЕИС

Чтобы новичку начать работать на федеральных электронных площадках, необходимо выполнить следующее требование. ИП и юрлица должны получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Их выпускают в аккредитованных удостоверяющих центрах, сертифицированных Минкомсвязи РФ, в течение суток. С помощью дополнительной услуги в УЦ ГК «Астрал», можно получить подпись за час.
Далее происходит регистрация в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Подробную настройку рабочего места получают в разделе Документы на сайте ЕИС.

Государственные и муниципальные заказчики размещают свои заказы на 8 федеральных электронных торговых площадках. Перечень операторов по 44-ФЗ и 223-ФЗ ( для закупок у МСП), регулирует распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р.:

  • АО «Электронные торговые системы»;

  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;

  • ООО «РТС-тендер»;

  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;

  • ОАО «Российский аукционный дом»;

  • АО «Единая электронная торговая площадка»;

  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;

  • АО «ТЭК — Торг».

Оператор электронной площадки взимает комиссию с победившего участника.

Как найти подходящий тендер

Информацию о закупках заказчики размещают на сайте ЕИС. Тендеры можно найти самостоятельно или с помощью специальных платных сервисов. Каждый поставщик подбирает параметры исходя из своих требований и возможностей исполнения заказа.

Для поиска на сайте ЕИС необходимо:

  • прописать в строке поиска ключевые слова исходя из предоставляемых услуг;

  • кликнуть на иконку с лупой, после чего сайт выдаст результаты запроса;

  • в параметрах поиска оставить галочку только напротив строк «44-ФЗ» и «подача заявок»;

  • ниже можно выбрать способ определения поставщика — аукцион, конкурс, запрос котировок или предложений;

  • нажать «Применить».

Чтобы настроить более детальные требования, необходимо кликнуть «Все параметры» — появится расширенный список.

Платные сервисы предлагают более удобный поиск выгодных предложений, таким является «Астрал.Тендер». Он предоставляет ряд дополнительных услуг, таких как: анализ рынка и конкурентов, информация о заказчиках. Выполняет поиск не только госзакупок, но и субподрядов. Позволяет создавать готовые шаблоны для поиска и показывает оценку рисков.

Зачем нужен спецсчёт

Если закупка проходит в форме конкурса или аукциона, то заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки. Обеспечение может быть представлено банковской гарантией или путем внесения денежных средств на специальный счет. Без обеспечения заявки участник не допускается к торгам. Размер обеспечения установлен в пределах:

  • ½ — 1% — если НМЦК до двадцати миллионов рублей;

  • ½ — 5% — если НМЦК более двадцати миллионов рублей.

Обеспечение не может превышать 2% НМЦК для УИС и организаций инвалидов.

Для обеспечения заявки открывается спецсчёт. С него списывают плату за победу оператору площадки, сумму обеспечения заявки. Если участник не победил в торгах сумма обеспечения возвращается на спец. счет.

Для начала необходимо выбрать банк и подходящие условия. Открытие и содержание счёта могут быть платными. Спецсчёт не обязательно открывать отдельно, его можно создать на базе действующего расчётного.

Индивидуальный предприниматель предоставляет в банк:

  • паспорт предпринимателя или его представителя вместе с доверенностью;

  • свидетельство о регистрации ИП, ЕГРИП и постановке на учёт в ФНС.

Юрлицам потребуется предоставить:

  • учредительные документы (устав или учредительный договор);

  • протокол об избрании руководителя или приказ и доверенность о назначении на должность доверенного лица;

  • карточку с образцами печати и подписей;

  • документы, удостоверяющие личности ответственных за ведение счёта;

  • свидетельства ЕГРЮЛ и постановки на учёт в ФНС.

Некоторые банки требуют заполнения дополнительных бланков, не указанных в данном перечне. После предоставленных документов банк рассматривает обращение. При положительном решении клиенту остаётся подписать договор на обслуживание.

Подготовка и подача заявки

После выбора торгов поставщик (подрядчик, исполнитель) подаёт на электронной площадке заявку на участие, подписанную электронной подписью. Оператор электронной площадки её подтверждают и присваивают порядковый номер.

Заявку на участие могут не принять, если:

  • она не подписана электронной подписью;

  • она создана с ошибками или имеет опечатки;

  • срок аккредитации истекает меньше, чем через 3 месяца;

  • истёк срок подачи документов;

  • от участника подано более одной заявки;

  • не предоставлена гарантия обеспечения заявки.

Заявки отправляют не позднее даты окончания срока подачи на участие:

  • Запрос предложений – за 5 рабочих дней

  • Запрос котировок – за 4 рабочих дня;

  • Открытый конкурс – 15 рабочих дней;

  • Аукцион – за 15 дней, если превышает триста миллионов рублей, либо 2 млрд. руб. — для закупок подрядных работ, в остальных случаях – за 7 дней

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС.

Подписание контракта

При заключении контракта исполнитель перечисляет на счёт заказчика обеспечение контракта. Обеспечение устанавливается заказчиком в размере от 0,5% до 30% начальной максимальной цены контракта. Обеспечение может быть предоставлено денежными средствами или банковской гарантией.
После победы в электронном аукционе заказчик отправляет проект контракта в течение пяти дней. Победитель знакомится с положениями контракта и может единожды отправить протокол разногласий, если какие либо условия его не устраивают.
После подписания контракта исполнитель может приступать к работе.


Подготовка и успешный финал в госзакупках требует специальной подготовки и знаний. «Астрал.Тендер» предлагает целый комплекс услуг для участия в электронных торгах. Специалисты компании проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или пройдут регистрацию и примут участие в электронных торгах за клиента.
Чтобы выбрать подходящий тариф, достаточно и сотрудники компании свяжутся с вами в короткий срок.

Участие в госзакупках — это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах. 

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, читайте эту статью.

Перед началом

 
Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов
 Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы; 
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию; 
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательны.

 Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам. 

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
 Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП). 

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

 С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

  •  АО «ЕЭТП». 
  • РТС-тендер. 
  • ЗАО «Сбербанк-АСТ». 
  • АГЗРТ. 
  • АО «РАД». 
  • ЭТП НЭП. 
  • ЭТП «ГПБ». 
  • ТЭК-Торг.

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ». 

В 2020 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС.  

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации.
 Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них. 

При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить: 

  • диапазон начальной цены заявки; 
  • регион поставки; 
  • наименование заказчика; 
  • ключевые слова извещения и другое

Шаг 4. Открытие спецсчета
 Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки. 
В 2020 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
 Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.
 Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС.


Шаг 6. Подписание контракта

 После победы работа с документами не закончена. Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы: 

  • сроки исполнения; 
  • сроки оплаты; 
  • штрафные санкции.

 Полную версию читайте: https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/goszakupki-s-nulya-poshagovaya-instruktsiya-dlya-novichka

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Виды закупок по 44-ФЗ
  • С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
  • Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик

Закупки по 44-ФЗ, с чего начать заказчику? Этот вопрос нередко возникает у тех, кто недавно стал контрактным управляющим и еще не имеет опыта проведения госзакупок. Возможно, такой человек даже слышал от опытных коллег, насколько тяжела эта работа, велика ответственность и сложность.

Конечно, в рамках небольшой статьи будет невозможно ответить на все вопросы, но об основных видах закупок, алгоритме и нюансах проведения мы расскажем. Это поможет еще не столь опытным управляющим организовать первые закупки без ошибок и получить положительный опыт проведения торгов.

Виды закупок по 44-ФЗ

Государственные заказчики имеют возможность проводить закупки товаров и работ для собственных нужд по нескольким схемам.

В большинстве случаев для этого используются электронные торговые площадки (ЭТП), список которых представлен ниже:

  1. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Российский аукционный дом.
  4. ТЭК — Торг.
  5. Электронные торговые системы.
  6. Сбербанк — Автоматизированная система торгов.
  7. РТС — тендер.
  8. Электронная торговая площадка ГПБ.

Для того чтобы иметь возможность предложить свои товары или услуги, поставщики должны получить аккредитацию на этих площадках и обзавестись электронной подписью – это первое, с чего надо начать потенциальному участнику торгов.

  • Электронный аукцион

    6 из 10 сделок в сфере государственных закупок проводятся в форме открытого аукциона. Для этого выбирается одна из электронных площадок. Компания, ИП или физическое лицо, желающее принять участие в торгах, направляет заявку, в первой части которой изложено предложение, касающееся объекта закупки, а во второй содержится информация о потенциальном поставщике. Виды закупок по 44-ФЗ

    Решение о допуске на аукцион принимается заказчиком на основании сведений из первой части заявки. Если заявка принята, то потенциальный поставщик в назначенное время допускается для участия в аукционе на торговой площадке.

    Само участие в процедуре предполагает, что продавцы падают предложения по цене объекта закупки, уменьшая их с шагом от 0,5 до 5 % от НМЦ. Торги продолжаются, пока поступают новые предложения. Если на протяжении 10 минут никто из участников не снизил цену в очередной раз, то победа присуждается субъекту, предложившему минимальную цену. Но предварительно изучается информация из вторых частей заявок, и только затем объявляется победитель. Потом следует процедура подписания контракта.

  • Открытый конкурс

    Заявки поступают на конкурс в запечатанных конвертах. В предложениях участников содержится информация не только по цене товара или услуги, но и по другим параметрам, которые способны предоставить претендентам конкурентные преимущества, а именно опыт работы в данной сфере, профессионализм сотрудников, качество товара и услуги. Закупочная комиссия оценивает заявки по всем этим критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.

  • Запрос котировок

    Эта процедура отличается простой схемой и наименьшими временными затратами. Её применяют, если объект закупки представляет собой типовой товар или услугу при сумме контракта до 0,5 млн руб. Каждому участнику даётся возможность предоставить одну заявку со своим ценовым предложением. Затем заказчик выбирает наименьшую стоимость и заключает контракт с предложившим ее субъектом.

  • Закупка у единственного поставщика

    Эту процедуру по 44-ФЗ заказчик должен начать с самостоятельного выбора поставщика. Обычно к такой схеме прибегают для небольших закупок до 100 000 руб. Закон обязывает с 1 марта 2019 года крупных заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика на Едином агрегаторе торгов «Березка».

    Закон устанавливает и ряд других процедур, в ходе которых государственный заказчик выбирает поставщика. Это конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но четыре вышеописанные схемы используются чаще всего.

С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ

Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.

Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.

Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.

Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.

После определения ближайшей цели можно составлять план действий.

  1. В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
  2. Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
  3. Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
  4. 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
  5. Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
  6. После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.

    Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.

От КУ потребуются навыки быстро концентрироваться на сложных вопросах, быть внимательным при проведении процедур. Также нужен аналитический ум и очень хорошая память, потому что для такого специалиста недостаточно знаний в узкой сфере. Помимо специфики своей отрасли, нужно хорошо разбираться и в тех вопросах, которые касаются непосредственно самой закупки. Любой контрактный управляющий должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Но при этом учителю или врачу, ведущему контракт, например, по сооружению здания, понадобятся знания в сфере строительства.

Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик

Каким ещё требованиям должны соответствовать потенциальные поставщики

Закон предоставляет заказчикам право выбирать исполнителя, способного не только предложить лучшую цену, но и имеющего соответствующую репутацию на рынке, квалифицированный персонал, надлежащий опыт работы, определённый финансовый уровень и производственную базу и пр. Также заказчик может установить требование по наличию лицензии для выполнения определенных работ или выбирать исполнителя исключительно из числа принадлежащих к саморегулируемым организациям.

Подобные требования предъявляются к исполнителям работ в сфере капитального строительства, дорожного ремонта, при восстановительных работах на объектах культурного наследия, а также для прочих видов деятельности, список которых изложен в Постановлении Правительства № 99.

Если подобные требования к исполнителю содержатся в извещении, то участники конкурсной процедуры обязаны в своём личном кабинете на электронной площадке разместить документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика указанным параметрам. Сделать это необходимо до момента подачи заявки.

Начинающий заказчик

Если же объектом заказа является интеллектуальный продукт, права на который в итоге передаются заказчику, то исполнитель обязан предъявить патент, лицензионный договор или другой подобный документ, удостоверяющий его права на результаты интеллектуальной деятельности. Государственное учреждение не должно выдвигать подобное требование, когда по его заказу создаётся или исполняется произведение литературы или искусства, в том числе прокат или показ фильма, автором которого являются отечественные субъекты.

Какие льготы могут быть предоставлены участникам закупок

44-ФЗ гарантирует определенные преференции ряду категорий экономических субъектов, участвующих в государственных закупках. Одной из таких категорий являются предприятия среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), которым госучреждения должны отдавать 15 % своих заказов.

Помимо вышеуказанных субъектов, на льготы в этой сфере могут рассчитывать:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
  • В каком порядке обеспечиваются заявка и контракт и как предоставляются гарантийные обязательства

44-ФЗ обязывает всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам при подаче заявки внести определённую сумму на счёт заказчика (или предоставить банковскую гарантию), которая гарантирует серьезность намерений компании участвовать в конкурсе. Это так называемое обеспечение заявки, сумма которого устанавливается в зависимости от НМЦК:

  • 0,5–1 % НМЦК при цене контракта 0–20 млн руб.;
  • 0,5–5 % НМЦК при цене контракта свыше 20 млн руб.

По окончании торгов и выборе поставщика обеспечение заявки возвращается всем участникам.

Ещё одна гарантийная сумма – обеспечение исполнения контракта – вносится поставщиком в виде денежной суммы или банковской гарантии при подписании контракта. Таким образом продавец подкрепляет свои обязательства по договору. Данная гарантийная сумма устанавливается на уровне 10–30 % от НМЦК. После того как поставщик в полной мере выполняет свои обязательства по контракту, заказчик возвращает ему эти деньги.

Существуют дополнительные гарантийные обязательства, которые заказчик имеет право потребовать обеспечить. Это значит, что исполнитель должен будет перечислить на счёт покупателя ещё одну сумму – в пределах 10 % НМЦК – в качестве гарантии по объекту поставки. И только после этого будет подписан акт приемки товара (работ).

Каковы условия по уменьшению начальной цены контракта на 25 %

В ходе торгов начальная минимальная цена контракта может быть существенно снижена. Если победитель конкурса предложил стоимость, более чем на 25 % отличающуюся от начальной, то он подпадает под антидемпинговые меры.

Это означает, что обеспечение контракта для такого поставщика существенно возрастет – в 1,5 раза. При цене договора свыше 15 млн руб. это условие является обязательным. При меньшей стоимости контракта исполнитель вправе внести обеспечение в обычном размере, но при этом он должен предоставить документальное подтверждение своей добросовестности. Таковым считаются три в полной мере реализованных (без неустоек и прочих санкций) контракта за последние 3 года. В то же время хотя бы одна из сделок должна быть проведена по цене, которая меньше НМЦ настоящего контракта не более чем на 20 %.

Ещё одной антидемпинговой мерой является то, что поставщик, предложивший сниженную более чем на 25 % цену, теряет право на аванс, даже если он был заявлен в документации по закупке.

В каком случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Субъект, победивший в конкурсе, но не исполнивший своих обязательств, вносится заказчиком в вышеуказанный реестр.

44-ФЗ предусматривает для этого следующие причины:

  • Субъект победил в конкурсе (аукционе) или оказался единственным допущенным участником закупки, после чего уклонился от заключения договора.
  • Победитель конкурсной процедуры нарушил сроки для подписания контракта.
  • Победитель конкурсной процедуры не перечислил деньги в счет обеспечения контракта (не предоставил банковскую гарантию) или данные действия были выполнены с нарушением сроков или ошибками.
  • Выигравший тендер субъект нарушил условия договора, в результате чего в судебном порядке контракт был расторгнут.
  • Контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Если стороны пришли к соглашению и добровольно расторгли контракт, то исполнителю не грозит попасть в РНП.

Экономический агент, занесённый в РНП, лишается допуска к государственным закупкам по 44-ФЗ и прочим, если заказчик сочтет необходимым выдвинуть подобное требование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Голдстар телевизор пульт инструкция по применению
  • Госзакупки с нуля пошаговая инструкция для новичка
  • Гост для составления должностной инструкции
  • Госзакупки пошаговая инструкция для начинающих
  • Горячее питье максавит инструкция по применению