- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Инструкция по обращению с отходами
Инструкция по обращению с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (в редакции от 29 мая 2020 года), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 апреля 2020 года N 128-п «О дополнительных выплатах к заработной плате отдельным работникам медицинских организаций в связи оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, или имеется риск ее выявления, исходя из разъяснений, данных в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, а также руководствуясь локальными нормативными актами, принятыми у работодателя — приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 10 января 2020 года N 21 (осн) «Об утверждении правил сбора, хранения, транспортировки, удаления медицинских отходов и назначение ответственных лиц за сбор, хранение, упаковку, транспортировку и сдачи на утилизацию медицинских отходов класса «Б», Инструкцией по обращению с медицинскими отходами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», являющейся приложением 1 к приказу N 21 от 10 января 2020 года, приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 17 апреля 2020 года N 456 (осн), которым утверждены Правила осуществления дополнительных выплат к заработной плате отдельным работникам Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», исходил из того, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер.»
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«Судами верно указано, что из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Январь 26, 2023
КЭР
С 01.03.2023 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений».
Разрешение выдается юрлицу и ИП, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на линейный объект, на основании заявки. Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить разрешение.
Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143.
Утвержденные Правила рассмотрения заявок действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Хотелось бы отметить, что обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г.№ 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности».
Отходы производства и потребления
С 01.03.2023 вступает в силу, за исключением некоторых положений, Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в числе прочего, вводятся новые понятия:
— вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
— вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Физические лица, в процессе потребления, которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.
Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.
Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.
Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
ПНООЛР
С 01.03.2023 Приказом Минприроды России от 18.08.2022 N 540 вносятся изменения в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1029.
Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение представляются на бумажных носителях непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении при отсутствии возможности представления указанных документов в форме электронных документов.
Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 18 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком не более чем на 5 лет и действуют до получения комплексного экологического разрешения.
ПЛАТА ЗА НВОС
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 «О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен дополнительный коэффициент 1,19, применяемый к ставкам платы за НВОС.
Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 г.
Приказ от 21 сентября 2022г №624 «О внесении изменений в Приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.01.2020г №1043» вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.
Сэкономьте время. Поручите разработку экологической документации профессионалам:
27 июня 2022
Шпаргалка: экологические документы по категориям НВОС
На практике часто возникает вопрос, нужна ли та или иная экологическая документация конкретному предприятию.
В итоге, тратится большое количество времени на поиск информации, а по факту время на разработку документов теряется, и сроки просрочены.
Мы хотим поделиться с вами шпаргалкой, которую мы создали на основании законодательной базы по экологии, а также практического опыта работы с надзорными органами.
Сохраните страницу в закладки, чтобы вернуться к ней в любой момент.
Остались вопросы? Звоните +7 812 309 51 73 — вас бесплатно проконсультирует инженер-эколог «ЭкоРасчётСервис».
Новости экологии
Министерством Природных ресурсов выпущен приказ, уточняющий состав программы ПЭК (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109»). Приказ ожидаемый, так как отсылки к нему имеются в федеральных законах о побочных продуктах. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
После вступления в силу предприятия у которых образуются побочные продукты (в частности предприятия занимающиеся животноводством) должны будут скорректировать свои программы ПЭК и добавить в них несколько новых разделов. Также всем остальным предприятия (у которых нет побочных продуктов) имеет смысл добавить в программу ПЭК пару страниц с разделами о побочных продуктах и указать в них, об отсутствии таковых.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
и экологии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минприроды России)
№ 150 от 24.03.2023
О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109
В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1, пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, приказываю:
1. Внести изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2022 г., регистрационный № 67461), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу 1 сентября 2023 года.
Приложение к приказу Минприроды России
Изменения, которые вносятся в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109
- Пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Программа должна содержать следующие разделы: общие положения;
сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
сведения о побочных продуктах производства;
сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.».
- Дополнить пунктом 6(1) следующего содержания:
«6(1). Раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:
перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;
показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;
периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;
планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;
планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);
сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).».
- Пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:
«подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства.».
- Дополнить пунктом 9(4) следующего содержания:
«9(4). Подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства» должен содержать порядок учета побочных продуктов производства.».
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Документы по экологии на предприятии 2023 образцы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
5.3.1. Главный инженер обязан:
- обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
- осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
- обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
- контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
- организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
- обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
- контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
- организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
- осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.
Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.
Составление экологического паспорта
Составление данного документа – это сложная и ответственная процедура. Как правило, предприятия обращаются за помощью в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Готовый экологический паспорт подают на согласование в территориальное отделение природоохранного ведомства.
Документ состоит из двух частей. В первой части указана общая информация о юридическом или физическом лице, перечень используемого сырья, описание схем (технологических) производства продукции, сведения о видах отходов и др. Во второй части отображают перечень планируемых мероприятий, цель которых – снижение нагрузки на экологию. Указывают сроки, объемы затрат, объем выбросов вредных веществ до и после проведения каждого мероприятия. Пример экологического паспорта для заполнения — в конце статьи.
Рекомендуемую форму экологического паспорта можно найти в приложении «А» к ГОСТу Р 17.0.0.06-2000. Порядок составления документа следующий:
-
Заполняется титульный лист. Здесь указывают данные о согласовании паспорта, наименование природопользователя, ведомственную принадлежность.
-
На второй странице отображают сведения о разработчике экопаспорта.
-
Далее указывают общие сведения о природопользователе (наименование, местонахождение, классификационные признаки, платежные реквизиты, сведения о регистрации, фамилию и инициалы руководителей).
-
Следующий раздел посвящен показателям, характеризующим эколого-экономическую деятельность организации.
-
После этого надо внести сведения о выпускаемой продукции (краткую характеристику производства).
-
В разделе «Потребление энергоносителей» отображают данные об используемых энергоресурсах с указанием объема по конкретным подразделениям организации.
-
В следующем разделе описывают производственные и экономические показатели деятельности организации с разбивкой по годам.
-
В разделе «Сведения о землепользовании» указывают подробную информацию об объеме использования земельных ресурсов, проведении мероприятий по рекультивации и др.
-
В специальную таблицу вносят сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование, природоохранную деятельность.
-
Следующий этап – приведение перечня разработанных природоохранных мероприятий с указанием срока их выполнения и наименования подразделений, ответственных за их выполнение.
Нормативные документы по экологии на предприятии
При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.
Приказы о назначении ответственного:
- за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
- за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.
Планы. Программы:
- программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
- программа повышения экологической эффективности;
- план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
- программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
- план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
- программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.
Журналы учета:
- стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
- выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
- работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
- водопотребления;
- водоотведения;
- качества сбрасываемых сточных вод;
- принятых отходов;
- переданных отходов;
- учета в области обращения с отходами.
Журналы относятся к первичной учетной документации.
Отчеты:
- о выбросах вредных веществ в атмосферу;
- об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
- о выполнении нормативов утилизации;
- об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
- по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
- по форме 2-ТП (водхоз);
- по форме 2-ТП (отходы);
- по форме 2-ТП (рекультивация);
- по форме 4-ОС;
- по форме 4-ЛС;
- по форме 18-КС;
- о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
- о реализации программы экологической эффективности;
- сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.
Декларации. Расчеты:
- о плате за негативное воздействие на окружающую среду (внесение платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено Федеральными законами № 7-ФЗ, 89-ФЗ, 96-ФЗ);
- о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров;
- о воздействии на окружающую среду;
- расчет экологического сбора.
Паспорта:
- отходов;
- ГОУ.
В документах по экологии для предприятий 3 категории должны быть расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, а также для веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами. Для отходов, которые образуются на объектах 3 категории, нормативы в обязательном порядке не рассчитываются.
Документы по экологической безопасности на предприятии также включают разрешение на пользование природными объектами (например, водным объектом для сброса сточных/дренажных вод), на выброс вредных веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам. При пользовании водными объектами обязательно составляется Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы.
Паспортизация отходов I-IV классов опасности
Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.
Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.
Все отходы сведены в Федеральный классификатор (ФККО). На предприятии их в целом можно разделить на общие и специфические.
Например, для НПП Электрохимия общими отходами будут:
7 33 390 01 71 4 Смет с территории предприятия малоопасный; 7 33 100 01 72 4 Мусор от офисов и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный); 7 33 210 01 72 4 Мусор и смет производственных помещений.
а специфическими:
3 63 485 96 39 3 Смесь осадков нейтрализации известковым молоком кислотно-щелочных и хромсодержащих стоков гальванических производств.
Возникает несколько проблем:
- Первая проблема — существование «экологических» и «санитарных» классов отходов, которые не совпадают друг с другом. Первых 5, вторых 4. Экологические классы опасности определяют потенциальную угрозу отхода для окружающей среды, санитарно-гигиенические — для человека. Экологический паспорт содержит название отхода и его код по ФККО, процесс, в ходе которого он образовался, состав, агрегатное состояние. Дополнительно указывается класс опасности и некоторые другие сведения. Санитарный паспорт (заключение Роспотребнадзора) содержит только констатацию отнесения отхода к определенному классу.
- Вторая проблема — принадлежность отхода к определенному классу необходимо подтверждать лабораторными исследованиями. Для «химических» отходов необходимы протоколы химического анализа состава, для остальных — протоколы исследования компонентного состава. Если на предприятии образуется отход V класса, для которого паспорт не требуются, исследование его все равно необходимо сделать, чтобы доказать, что паспорт действительно не требуется. Сегодня на рынке России, к сожалению, действует огромное количество «аккредитованых лабораторий», которые не проводя никакого анализа выписывают протоколы состава, т.е., фактически, делают паспорта бессмысленными.
- Третья проблема — сколько отходов паспортизовать. По идее — все. Но многие отходы невозможно проанализировать, т.к. не имеется лабораторий, у которых в лицензии были бы прописаны возможности для выполнения анализа на некоторые компоненты или химические элементы. ФККО дает возможность группировать определенные отходы в один, что иногда позволяет решить проблему. Также следует детально понимать, что уже стало отходом, а что нет. Например, сточная вода, идущая на станцию нейтрализации — еще не отход, а вот шлам, который образуется после станции — отход (если он не прописан в техпроцессах как целевой продукт).
В итоге, чтобы грамотно построить тактику паспортизации и последующей инвентаризации отходов, необходимо очень хорошо разбираться в техпроцессах предприятия на инженерном уровне.
Требования экологической безопасности
Тема экологической безопасности на предприятии настолько широкая, что только столкнувшись с этим понимаешь как много нюансов и как много пунктов в законодательстве которые необходимо соблюдать предприятиям, чтобы не только не загрязнять окружающую среду но и не потерпеть убытков, в связи с наложением ограничений на вид деятельности.
К счастью закон, регулирующий экологическую безопасность строг, а проверяющие органы более жестко требуют соблюдений ГОСТов и стандартов, а также уполномочены прекратить деятельность предприятия, до устранения всех нарушений.
Для каждого вида предприятия комплекс мер будет свой. Одни должны соблюдать допустимые нормы выбросов в атмосферу, другие безопасное захоронение или утилизацию отходов, третьи добычу полезных ископаемых без нанесения вреда экологии и т.д. Сюда же относятся виды деятельности, утилизирующие биоотходы, это сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения.
Экологическое законодательство
В этом разделе перечислим основные законы и локальные акты, на которые необходимо опираться при оформлении документации и организации деятельности предприятия в обеспечении экологической безопасности.
За охрану окружающей среды:
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
За охрану природных ресурсов:
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
- Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
- Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
- Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
А так же:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- Закон РСФСР «О плате за землю»;
- Федеральный закон «О мелиорации земель»;
- Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
- Федеральный закон «О землеустройстве»;
- Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
- Лесной кодекс РФ;
- Закон РФ «О недрах»;
- Федеральный закон «О животном мире»;
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»
Инструкция по обращению с отходами
Сколько видов отходов вы знаете? Стекло, бумага, пластик? Или бытовые и производственные? На самом деле видов отходов очень большое количество, и каждый из них должен правильно утилизироваться. А еще они подразделяются на опасные и безопасные отходы. Чтобы выполнять хранение, учёт и утилизацию по букве закона, для этого и составляются инструкции по обращению с отходами.
Любая документация должна опираться на следующий регламент:
- Правила обращения с отходами регламентированы:
- федеральными законами;
- санитарными нормами и правилами (СанПиН);
- региональными и местными нормативными актами в сфере действий с мусором.
Инструкция — правила и рекомендации, которые требуется выполнять при работе, связанной со сбором, временным хранением, доставкой, переработкой, захоронением мусора разных категорий опасности.
Документ содержит пункты, которыми обусловлены:
- схема обращения с отходами;
- специфика хранения использованных материалов;
- учёт мусора;
- передача отбросов на переработку или уничтожение.
Гром Среди Ясного Неба или Комплект Документов по Экологии!
Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.
Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Приняты два важных изменения:
-
Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.
-
Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.
Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.
-
Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.
-
Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».
-
Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.
-
Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.
Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: индивидуально
Заказать
Если давать официальное определение термину «проверка», то под ним понимается совокупность мероприятий по контролю, которые проводятся надзорными органами в отношении организаций с целью выявления корректности соблюдения обязательных законодательных требований, которые были установлены государственными актами.
Проверка в сфере экологии предполагает контроль правильности и своевременности исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическая проверка может проводится как непосредственно Росприроднадзором, так и природоохранными прокуратурами.
Похожие записи: