Инструкции по экологии на предприятии 2023 год

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инструкция по обращению с отходами

Инструкция по обращению с отходами

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (в редакции от 29 мая 2020 года), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 апреля 2020 года N 128-п «О дополнительных выплатах к заработной плате отдельным работникам медицинских организаций в связи оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, или имеется риск ее выявления, исходя из разъяснений, данных в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, а также руководствуясь локальными нормативными актами, принятыми у работодателя — приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 10 января 2020 года N 21 (осн) «Об утверждении правил сбора, хранения, транспортировки, удаления медицинских отходов и назначение ответственных лиц за сбор, хранение, упаковку, транспортировку и сдачи на утилизацию медицинских отходов класса «Б», Инструкцией по обращению с медицинскими отходами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», являющейся приложением 1 к приказу N 21 от 10 января 2020 года, приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 17 апреля 2020 года N 456 (осн), которым утверждены Правила осуществления дополнительных выплат к заработной плате отдельным работникам Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», исходил из того, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«Судами верно указано, что из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Январь 26, 2023

Изменения в природоохранном законодательстве с 2023 года

КЭР

С 01.03.2023 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений».

Разрешение выдается юрлицу и ИП, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на линейный объект, на основании заявки. Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить разрешение.

Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143.

Утвержденные Правила рассмотрения заявок действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Хотелось бы отметить, что обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г.№ 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности».

Отходы производства и потребления 

С 01.03.2023 вступает в силу, за исключением некоторых положений, Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в числе прочего, вводятся новые понятия:

— вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;

— вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Физические лица, в процессе потребления, которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.

Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

ПНООЛР

С 01.03.2023 Приказом Минприроды России от 18.08.2022 N 540 вносятся изменения в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1029.

Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение представляются на бумажных носителях непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении при отсутствии возможности представления указанных документов в форме электронных документов.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 18 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком не более чем на 5 лет и действуют до получения комплексного экологического разрешения.

ПЛАТА ЗА НВОС 

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 «О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен дополнительный коэффициент 1,19, применяемый к ставкам платы за НВОС.

Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2022 г.

Приказ от 21 сентября 2022г №624 «О внесении изменений в Приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.01.2020г №1043» вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.

Сэкономьте время. Поручите разработку экологической документации профессионалам:

27 июня 2022

Шпаргалка: экологические документы по категориям НВОС

На практике часто возникает вопрос, нужна ли та или иная экологическая документация конкретному предприятию.

В итоге, тратится большое количество времени на поиск информации, а по факту время на разработку документов теряется, и сроки просрочены.

Мы хотим поделиться с вами шпаргалкой, которую мы создали на основании законодательной базы по экологии, а также практического опыта работы с надзорными органами.

Сохраните страницу в закладки, чтобы вернуться к ней в любой момент.

Остались вопросы? Звоните +7 812 309 51 73 — вас бесплатно проконсультирует инженер-эколог «ЭкоРасчётСервис».

Новости экологии

Дополнение ПЭК

Министерством Природных ресурсов выпущен приказ, уточняющий состав программы ПЭК (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109»).  Приказ ожидаемый, так как отсылки к нему имеются в федеральных законах о побочных продуктах. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года. 
После вступления в силу предприятия у которых образуются побочные продукты (в частности предприятия занимающиеся животноводством) должны будут скорректировать свои программы ПЭК и добавить в них несколько новых разделов. Также всем остальным предприятия (у которых нет побочных продуктов) имеет смысл добавить в программу ПЭК пару страниц с разделами о побочных продуктах и указать в них, об отсутствии таковых. 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

и экологии РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минприроды России)
№ 150 от 24.03.2023

О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109

В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1, пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, приказываю:

1. Внести изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2022 г., регистрационный № 67461), согласно приложению к настоящему приказу.

2.  Настоящий приказ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Приложение к приказу Минприроды России

Изменения, которые вносятся в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109

  1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Программа должна содержать следующие разделы: общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о побочных продуктах производства;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.».

  1. Дополнить пунктом 6(1) следующего содержания:

«6(1). Раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:

перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;

показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;

периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;

планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;

планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);

сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;

сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).».

  1. Пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:

«подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства.».

  1. Дополнить пунктом 9(4) следующего содержания:

«9(4). Подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства» должен содержать порядок учета побочных продуктов производства.».

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Документы по экологии на предприятии 2023 образцы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:

  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:

  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Базовое законодательство

Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:

  • «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
  • «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
  • «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.

Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:

  • Правила учета в области обращения с отходами;
  • Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
  • Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.

Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

5.3.1. Главный инженер обязан:

  • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
  • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
  • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
  • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
  • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
  • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
  • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
  • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
  • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.

Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Составление экологического паспорта

Составление данного документа – это сложная и ответственная процедура. Как правило, предприятия обращаются за помощью в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Готовый экологический паспорт подают на согласование в территориальное отделение природоохранного ведомства.

Документ состоит из двух частей. В первой части указана общая информация о юридическом или физическом лице, перечень используемого сырья, описание схем (технологических) производства продукции, сведения о видах отходов и др. Во второй части отображают перечень планируемых мероприятий, цель которых – снижение нагрузки на экологию. Указывают сроки, объемы затрат, объем выбросов вредных веществ до и после проведения каждого мероприятия. Пример экологического паспорта для заполнения — в конце статьи.

Рекомендуемую форму экологического паспорта можно найти в приложении «А» к ГОСТу Р 17.0.0.06-2000. Порядок составления документа следующий:

  • Заполняется титульный лист. Здесь указывают данные о согласовании паспорта, наименование природопользователя, ведомственную принадлежность.

  • На второй странице отображают сведения о разработчике экопаспорта.

  • Далее указывают общие сведения о природопользователе (наименование, местонахождение, классификационные признаки, платежные реквизиты, сведения о регистрации, фамилию и инициалы руководителей).

  • Следующий раздел посвящен показателям, характеризующим эколого-экономическую деятельность организации.

  • После этого надо внести сведения о выпускаемой продукции (краткую характеристику производства).

  • В разделе «Потребление энергоносителей» отображают данные об используемых энергоресурсах с указанием объема по конкретным подразделениям организации.

  • В следующем разделе описывают производственные и экономические показатели деятельности организации с разбивкой по годам.

  • В разделе «Сведения о землепользовании» указывают подробную информацию об объеме использования земельных ресурсов, проведении мероприятий по рекультивации и др.

  • В специальную таблицу вносят сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование, природоохранную деятельность.

  • Следующий этап – приведение перечня разработанных природоохранных мероприятий с указанием срока их выполнения и наименования подразделений, ответственных за их выполнение.

Нормативные документы по экологии на предприятии

При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.
Приказы о назначении ответственного:

  • за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
  • за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.

Планы. Программы:

  • программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
  • программа повышения экологической эффективности;
  • план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
  • программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
  • план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
  • программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.

Журналы учета:

  • стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
  • выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
  • работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
  • водопотребления;
  • водоотведения;
  • качества сбрасываемых сточных вод;
  • принятых отходов;
  • переданных отходов;
  • учета в области обращения с отходами.

Журналы относятся к первичной учетной документации.
Отчеты:

  • о выбросах вредных веществ в атмосферу;
  • об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
  • о выполнении нормативов утилизации;
  • об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
  • по форме 2-ТП (водхоз);
  • по форме 2-ТП (отходы);
  • по форме 2-ТП (рекультивация);
  • по форме 4-ОС;
  • по форме 4-ЛС;
  • по форме 18-КС;
  • о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • о реализации программы экологической эффективности;
  • сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.

Декларации. Расчеты:

  • о плате за негативное воздействие на окружающую среду (внесение платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено Федеральными законами № 7-ФЗ, 89-ФЗ, 96-ФЗ);
  • о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров;
  • о воздействии на окружающую среду;
  • расчет экологического сбора.

Паспорта:

  • отходов;
  • ГОУ.

В документах по экологии для предприятий 3 категории должны быть расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, а также для веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами. Для отходов, которые образуются на объектах 3 категории, нормативы в обязательном порядке не рассчитываются.

Документы по экологической безопасности на предприятии также включают разрешение на пользование природными объектами (например, водным объектом для сброса сточных/дренажных вод), на выброс вредных веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам. При пользовании водными объектами обязательно составляется Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы.

Паспортизация отходов I-IV классов опасности

Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.

Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.

Все отходы сведены в Федеральный классификатор (ФККО). На предприятии их в целом можно разделить на общие и специфические.

Например, для НПП Электрохимия общими отходами будут:

7 33 390 01 71 4 Смет с территории предприятия малоопасный; 7 33 100 01 72 4 Мусор от офисов и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный); 7 33 210 01 72 4 Мусор и смет производственных помещений.

а специфическими:

3 63 485 96 39 3 Смесь осадков нейтрализации известковым молоком кислотно-щелочных и хромсодержащих стоков гальванических производств.

Возникает несколько проблем:

  • Первая проблема — существование «экологических» и «санитарных» классов отходов, которые не совпадают друг с другом. Первых 5, вторых 4. Экологические классы опасности определяют потенциальную угрозу отхода для окружающей среды, санитарно-гигиенические — для человека. Экологический паспорт содержит название отхода и его код по ФККО, процесс, в ходе которого он образовался, состав, агрегатное состояние. Дополнительно указывается класс опасности и некоторые другие сведения. Санитарный паспорт (заключение Роспотребнадзора) содержит только констатацию отнесения отхода к определенному классу.
  • Вторая проблема — принадлежность отхода к определенному классу необходимо подтверждать лабораторными исследованиями. Для «химических» отходов необходимы протоколы химического анализа состава, для остальных — протоколы исследования компонентного состава. Если на предприятии образуется отход V класса, для которого паспорт не требуются, исследование его все равно необходимо сделать, чтобы доказать, что паспорт действительно не требуется. Сегодня на рынке России, к сожалению, действует огромное количество «аккредитованых лабораторий», которые не проводя никакого анализа выписывают протоколы состава, т.е., фактически, делают паспорта бессмысленными.
  • Третья проблема — сколько отходов паспортизовать. По идее — все. Но многие отходы невозможно проанализировать, т.к. не имеется лабораторий, у которых в лицензии были бы прописаны возможности для выполнения анализа на некоторые компоненты или химические элементы. ФККО дает возможность группировать определенные отходы в один, что иногда позволяет решить проблему. Также следует детально понимать, что уже стало отходом, а что нет. Например, сточная вода, идущая на станцию нейтрализации — еще не отход, а вот шлам, который образуется после станции — отход (если он не прописан в техпроцессах как целевой продукт).

В итоге, чтобы грамотно построить тактику паспортизации и последующей инвентаризации отходов, необходимо очень хорошо разбираться в техпроцессах предприятия на инженерном уровне.

Требования экологической безопасности

Тема экологической безопасности на предприятии настолько широкая, что только столкнувшись с этим понимаешь как много нюансов и как много пунктов в законодательстве которые необходимо соблюдать предприятиям, чтобы не только не загрязнять окружающую среду но и не потерпеть убытков, в связи с наложением ограничений на вид деятельности.

К счастью закон, регулирующий экологическую безопасность строг, а проверяющие органы более жестко требуют соблюдений ГОСТов и стандартов, а также уполномочены прекратить деятельность предприятия, до устранения всех нарушений.

Для каждого вида предприятия комплекс мер будет свой. Одни должны соблюдать допустимые нормы выбросов в атмосферу, другие безопасное захоронение или утилизацию отходов, третьи добычу полезных ископаемых без нанесения вреда экологии и т.д. Сюда же относятся виды деятельности, утилизирующие биоотходы, это сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения.

Экологическое законодательство

В этом разделе перечислим основные законы и локальные акты, на которые необходимо опираться при оформлении документации и организации деятельности предприятия в обеспечении экологической безопасности.

За охрану окружающей среды:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

За охрану природных ресурсов:

  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
  • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
  • Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
  • Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

А так же:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Закон РСФСР «О плате за землю»;
  • Федеральный закон «О мелиорации земель»;
  • Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Федеральный закон «О землеустройстве»;
  • Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
  • Водный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
  • Лесной кодекс РФ;
  • Закон РФ «О недрах»;
  • Федеральный закон «О животном мире»;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»

Инструкция по обращению с отходами

Сколько видов отходов вы знаете? Стекло, бумага, пластик? Или бытовые и производственные? На самом деле видов отходов очень большое количество, и каждый из них должен правильно утилизироваться. А еще они подразделяются на опасные и безопасные отходы. Чтобы выполнять хранение, учёт и утилизацию по букве закона, для этого и составляются инструкции по обращению с отходами.

Любая документация должна опираться на следующий регламент:

  • Правила обращения с отходами регламентированы:
  • федеральными законами;
  • санитарными нормами и правилами (СанПиН);
  • региональными и местными нормативными актами в сфере действий с мусором.

Инструкция — правила и рекомендации, которые требуется выполнять при работе, связанной со сбором, временным хранением, доставкой, переработкой, захоронением мусора разных категорий опасности.

Документ содержит пункты, которыми обусловлены:

  • схема обращения с отходами;
  • специфика хранения использованных материалов;
  • учёт мусора;
  • передача отбросов на переработку или уничтожение.

Гром Среди Ясного Неба или Комплект Документов по Экологии!

Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.

Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Приняты два важных изменения:

  1. Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.

  2. Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.

Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.

  1. Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.

  2. Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».

  3. Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.

  4. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.

  5. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.

  6. Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.

Стоимость: от 15 000 руб.

Сроки: индивидуально

Заказать

Если давать официальное определение термину «проверка», то под ним понимается совокупность мероприятий по контролю, которые проводятся надзорными органами в отношении организаций с целью выявления корректности соблюдения обязательных законодательных требований, которые были установлены государственными актами.

Проверка в сфере экологии предполагает контроль правильности и своевременности исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическая проверка может проводится как непосредственно Росприроднадзором, так и природоохранными прокуратурами.

Похожие записи:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Это тоже интересно:

  • Инструкции по физкультуре в доу
  • Инструкции по физической культуре для учащихся в школе
  • Инструкции по физике в школе
  • Инструкции по уходу за одеждой в значках
  • Инструкции по упаковыванию опасных грузов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии