ИНСТРУКЦИЯ №1.1
по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии учебных мастерских (мальчики)
(Вводный инструктаж)
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в учебных мастерских допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. Учителя технологии обязаны обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в учебных мастерских оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности.
1.4. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
— нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
— нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
— поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;
— возможность травмирования при работе на станках при отсутствии и неисправности ограждения, неисправности электрооборудования, беспорядка на рабочем месте;
— ранение рук и пальцев вращающимися частями станков;
— наматывание волос на вращающиеся части станка;
— поражение глаз стружкой при обработке металлов;
— ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном;
— ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали;
— ранение рук при неправильном обращении с резцом;
— ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины;
— травмирование глаз: ранение, ожоги, засорение;
— ранение ног упавшим инструментом.
1.5. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных и учебно-производственных мастерских, на школьных учебно-опытных участках несут учителя, которые руководят этой работой.
1.7. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.
1.8. В кабинете должны быть средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).
1.9. Учебные мастерские должны быть обеспечены необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечкой), телефоном ближайшего медицинского учреждения.
1.10. В кабинете должен быть комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.11. Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.
1.12. Для школьников рабочие места организуются в соответствии с требованиями техники безопасности.
1.13. Проведение обучения и работа учащихся в помещениях учебных и учебно-производственных мастерских в школах допускается при выполнении всех требований Правил работы в мастерских.
1.14. Учитель должен довести до сведения учащихся, что:
— необходимо освободить проходы между рядами от сумок и портфелей;
— во время проведения уроков и перемен необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка;
— передвигаться по гимназии необходимо организованно, строем в сопровождении классного руководителя или учителя;
— нельзя подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
— нельзя трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет;
— нельзя хлопать дверью;
— запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества;
— необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, циркулем, линейкой и т.д.;
— при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии.
1.15. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
1.16. Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.
1.17. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.18. Учащиеся во время занятий, а также учитель должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: фартуками, нарукавниками, предохранительными приспособлениями согласно действующим для данного вида производства нормам.
1.19. Допуск учителей и учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.
1.20. Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др., должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.
1.21. Учитель по трудовому обучению обязан строго следить за выполнением учащимися в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.
1.22. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу, директору, заместителю директора.
1.23. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения.
1.24. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов, исправности имеющихся станков и приборов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить недалеко от входа; классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места; расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см., а между рядами (проходы вдоль мастерской) — не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.; расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см., а между рядами — не менее 70 см.; в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов; токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены; заточный станок устанавливается дальше от других станков.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
Ученики должны:
— правильно надеть спецодежду; застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой, спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов), убрать все лишние инструменты и детали;
— соблюдать инструкции при подготовке к работе станка
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
3.1. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отво¬дятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.3. Окна запрещается загромождать изделиями, инструментами, материалами и другими предметами.
3.4. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами; заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.
3.5. Учитель трудового обучения обязан: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен; в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.
3.6. Инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, — внутри нее.
3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.
3.8. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением учителя труда.
3.9. Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки
Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.
3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента. Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или неисправными (имеющими трещины, отколы и т.д.) ручками запрещается.
3.11. При работах зубилом и крейцмейселем для защиты глаз учащегося отлетающих осколков должны применяться защитные очки. Мастера, инструкторы и учителя труда должны следить за их обязательным применением.
3.12. Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.
Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.
3.13. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.
3.14. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
3.15. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. Мытье окон и очистка светильников категорически запрещается без прохождения целевого инструктажа.
3.16. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны был ограничители.
Во избежание падения из окна, а также ранения стеклами не вставать на подоконник.
3.17. Допускать работать на станках только после прохождения целевого инструктажа, знакомства с инструкцией работы на данном станке.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Учитель должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе станка выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователями ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
5.1. Выключить станок, оборудование, отключить прибор от питающей среды в соответствии с имеющимися инструкциями.
5.2.Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
Ученик должен:
5.4. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.
5.5. Проверить состояние инструментов и положить их в порядке, установленном учителем.
5.6. Убрать свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой.
5.7. Привести себя в порядок.
-
Скачать материал
-
16.02.2016
2024
-
RAR
147.6 кбайт -
10
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Добровяк Татьяна Марковна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
Автор материала
- На сайте: 8 лет и 4 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 5956
-
Всего материалов:
5
Подарочные сертификаты
Новинка!
Выбрать сертификат
Основы безопасности
Техника безопасности на уроках труда в мастерской
Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников, особенно если речь идет о работе с дерево- и металлообрабатывающими инструментами. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.
Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски
раскрыть » / « свернуть
Безопасность на уроках труда по шитью
Занятия на уроках труда для девочек не менее травмоопасны, чем для мальчиков. Швейные машинки, утюги, острые ножницы и иглы – при неправильном обращении могут служить источником повышенной опасности. Именно поэтому в кабинете труда школьникам необходимо полностью придерживаться техники безопасности, а учителю следить за её неукоснительным исполнением.
Безопасность на уроках труда обеспечивается преподавателем и каждым из учащихся, задействованным в процессе обучения. Инструктаж по технике безопасности направлен на снижение риска получения ушибов, ожогов, порезов, поражения электрическим током, а также на снижение опасности возникновения пожара. Помещение, а также всё учебное оборудование должно соответствовать установленным нормативам.
раскрыть » / « свернуть
Правила поведения в кабинете труда на уроках кулинарии
Уроки труда по кулинарии связаны с множеством опасных факторов, это ожоги, порезы, поражение электрическим током. Для того чтобы максимально снизить травматизм школьникам необходимо постоянно придерживаться правил безопасного поведения, а преподавателю контролировать ход урока. В этом материале мы приводим лишь базовые моменты техники правильного поведения, которые могут быть дополнены или подкорректированы каждым учебным заведением, исходя из локальных особенностей.
раскрыть » / « свернуть
Правила безопасности на уроках труда в младших классах
Школьники младших классов еще недостаточно организованны и не в полной мере владеют своим телом, чтобы им доверять на уроках труда слишком опасные инструменты и оборудование. Но даже используемый инвентарь представляет для малышей достаточную опасность, если не будет соблюдаться техника безопасности.
Правила безопасности на уроках труда регламентируют элементарные нормы поведения, которые помогут избежать ушибов, порезов, отравлений и других опасных последствий работы с ножницами, иглой, шилом и клеем. Дети должны быть ознакомлены с инструкцией по безопасности на уроке труда. А учитель должен контролировать её выполнение.
раскрыть » / « свернуть
Техника безопасности на уроках физики
Уроки физики могут сопровождаться работой по проведению различных опытов и демонстраций, при этом неаккуратность или невнимательность учащихся, а также незнание или игнорирование ими правил техники безопасности способны приводить к несчастным случаям. Во избежание этого все школьники, допускающиеся к лабораторным работам и проведению опытов, должны пройти инструктаж по технике безопасности и неукоснительно его соблюдать
Техника безопасности на уроках физики позволяет минимизировать количество травм при работе с приборами и стеклянными сосудами. При этом преподаватель физики и заведующий лабораторией непосредственно обеспечивают: безопасное состояние приборов, инструментов, рабочих мест и оборудования, ведут паспорт учебного кабинета физики и проводят инструктаж школьников по технике безопасности и личной гигиене труда
раскрыть » / « свернуть
Техника безопасности на уроках химии. Инструкция
Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ . Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения.раскрыть » / « свернуть
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ. ИНСТРУКЦИЯ
Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности. Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установленных правил. Руководство учебного заведения обязано обеспечить соответствие нормативам безопасности спортивный зал, открытую спортивную площадку, а также спортивный инвентарь и любое дополнительное оборудование использующееся на уроках. В случае если преподаватель физкультуры обнаружил несоответствие каких-либо объектов, связанных с занятиями, установленным нормам, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство школы и прекратить использовать их в уроках до устранения опасности.
раскрыть » / « свернуть
Инструкция по пожарной безопасности для учащихся
Общие требования безопасностираскрыть » / « свернуть
Безопасность во время перемен
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Статистика показывает, что риск быть травмированным у школьников максимально возрастает именно в перерывах между уроками.
раскрыть » / « свернуть
Принципы безопасности школьников на осенних каникулах
Каникулы – самое свободное, но опасное время для детей, так как они чаще всего длительно остаются без надзора родителей. Даже на осенних каникулахраскрыть » / « свернуть
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Каникулы – самое свободное, но опасное время для детей, так как они чаще всего длительно остаются без надзора родителей. Поэтому нужно усмотреть некоторые меры предосторожности во избежание неприятностей в отношении детей.раскрыть » / « свернуть
ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
БРЕСТСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА НАПОМИНАЕТ: СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕраскрыть » / « свернуть
Правила пожарной безопасности на природе
Пожары в лесу могут возникнуть в результате воздействия молнии или неосторожной деятельности человека. Такие пожары весьма опасны, а в сухую жаркую погоду они могут принимать масштабы стихийных бедствий.раскрыть » / « свернуть
Правила поведения при грозе
Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.раскрыть » / « свернуть
Правила поведения на болоте
Болота — это важная часть экосистемы, а также естественный источник торфа. Однако для человека болота являются одними из опаснейших мест на природе. Огромная часть территории России состоит из заболоченных местностей.раскрыть » / « свернуть
Правила поведения на воде
Многие из нас в тёплое время года отправляются на реку, озеро или море. Но для того чтобы купание доставило вам истинное удовольствие, необходимо выполнение нескольких важных условий.раскрыть » / « свернуть
Обеспечение техники безопасности на уроках трудового обучения и во внеурочное время.
Одной из важных задач работы школы, в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ является развитие у учащихся общетрудовых БУД (базовые учебные действия), необходимых для осуществления трудовой деятельности, подготовку учащихся с ОВЗ к освоению будущей «рабочей» профессии.
Деятельность школьников на уроках трудового обучения строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это уроки трудового обучения отличаются повышенной потенциальной
опасностью, риском травмирования учащихся.
Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:
1. Плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны учителя;
2. Несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
3. Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
4. Несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
5. Отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или неиспользование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
6. Недостаточная требовательность учителя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
7. Ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
8. Отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
9. Необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.
Наибольшее количество травм на уроках труда учащиеся получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.( Примеры. Характеристики по классам.) Поэтому, используя различные формы и методы работы, приучаю учащихся к соблюдению правил ТБ.
В доступной форме пытаюсь довести до сознания учащихся важность ситуации: нарушение правил техники безопасности при использовании столярного оборудования может нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.
Начиная с 5 класса, приучаю учащихся соблюдать следующие правила безопасности в столярной мастерской:
1. Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа;
2. Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения учителя;
3. Использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты;
4. Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание;
5. Не покидать учебное, рабочее место без разрешения учителя.
6. Не мешать работе других школьников.
Общие требования безопасности на уроках трудового обучения:
1.Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
2. Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
3. Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
4. При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
5. Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
6. Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
7. Не мешать работе других школьников.
8. Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю9.
9. О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю.
11. При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.
Перед началом практической работы провожу вводный инструктаж, на котором с учащимися изучаем и повторяем правила ТБ в столярной мастерской, правила безопасной работы с пилой, с молотком и клещами, с шилом, рубанком, с клеем, правила безопасной работы на сверлильном станке, с электровыжигателем, лобзиком, правила безопасной работы на токарном станке. При проведении инструктажей, с которых начинается каждое учебное занятие, обязательно выясняю готовность учащихся к работе, наличие спецодежды, самочувствии каждого учащегося.
Работу с учащимися по формированию трудовых умений в использовании столярного оборудования осуществляю, учитывая правила коррекционной работы, со строгим соблюдением следующей последовательности:
1.Проведение инструктажей с каждым обучающимся.
2.Обучение правилам безопасной работы и правильному обращению со столярным инструментом.
3.Многократное индивидуальное повторение элементов выполнения столярных работ.
4.Проверка усвоения практических навыков и умений при выполнении столярных работ.
5.Выполнение столярных работ только в присутствии учителя.
Знания учащихся, полученные при проведении инструктажей, проверяю в различных формах, с использованием занимательного материала: тестов, кроссвордов, игровых моментов, проблемных ситуаций.
Большое влияние на воспитание положительных качеств личности и полезных привычек имеет личный пример учителя. От того, что умеет делать учитель и как он сделает то или иное изделие во многом зависит интерес учащихся к этому виду работ. Поэтому прежде чем дать задание по выполнению какого-либо изделия, это изделие выполняю сам в присутствии детей, чтобы ребята смогли увидеть весь технологический процесс изготовления, соблюдение правил ТБ, представить, как оно будет выглядеть и определить для чего необходимо это изделие.
Учащиеся должны осознать, что всегда радуют глаз и греют душу всевозможные изделия и поделки из дерева и древесных материалов, а если еще эти вещи созданы своими руками, тогда они просто бесценны. Они несут в дом тепло и уют. Изделия, выполненные в столярной мастерской своими руками, учащиеся часто просят взять домой.
Свой доклад хочу закончить словами Л. Толстого: «Там, где труд превращается в творчество, возникает уверенность в себе, в своих силах, желание жить».
Данный раздел относится к технике безопасности на уроках технологии в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе и старше классах школы. В нем рассматриваются инструкции и правила техники безопасности на уроках в кабинете технологии, для девочек — в швейной мастерской и кулинарии, для мальчиков — в учебных мастерских.
Также, данная страница посвящена инструкциям по технике безопасности на уроках технологии в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы для девочек и мальчиков, правилам по технике безопасности и безопасным методам выполнения работ с использованием ножниц, иголок, клея и других принадлежностей.
Для мальчиков на странице: техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Учитель обязан донести до учащихся технику безопасности в кабинете технологии, объяснить правила поведения в кабинете, научить безопасным способам использования швейных машин, утюга, электроплиты и иного оборудования для шитья и приготовления пищи. На первом уроке технологии проводится вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда в кабинете технологии.
Охрана труда в кабинете технологии для учителя
В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.
Инструкции по охране труда для учителя технологии
Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить огнетушители.
- Инструкция по охране труда учителя технологии у девочек
- Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
- Инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом
- Инструкция по охране труда для руководителя кружка (студии)
- Инструкция по охране труда на уроках труда в начальной школе
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
- Инструкция пожарной безопасности в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере
- Инструкция для оказания первой помощи при несчастном случае
- Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом
- Инструкция по охране труда при работе в кабинете кулинарии
- Инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой
- Инструкция по охране труда при эксплуатации микроволновой печи
- Инструкция по охране труда при эксплуатации холодильника
- Инструкция по охране труда при эксплуатации миксера
- Инструкция по охране труда при работе с ножом
- Инструкция по охране труда при мытье посуды
- Инструкция по охране труда при нарезке хлеба
- Инструкция по охране труда при очиске корнеплодов и овощей
- Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
- Инструкция о порядке приведения помещений в пожаробезопасное состояние
- Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий
- Инструкция при угрозе чрезвычайной ситуации террористического характера
Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения.
Техника безопасности на уроках технологии для девочек
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, на пришкольном участке.
Инструкции для учащихся в швейной мастерской
При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной мастерской.
- Вводный инструктаж для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция для учащихся при работе в швейной мастерской
- Инструкция для учащихся при работе с ножницами, иголками, булавками
- Инструкция для учащихся при работе с утюгом
- Инструкция для учащихся при работе с тканью
- Инструкция для учащихся при работе на оверлоке
- Инструкция для учащихся при работе со швейными машинками
- Инструкция для учащихся при работе на универсальной швейной машине
- Инструкция для учащихся при работе на швейной машине с ручным приводом
- Инструкция для учащихся при работе на швейной машине с ножным приводом
Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.
Инструкции для учащихся в кабинете кулинарии
Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.
- Инструкция для учащихся при кулинарных работах
- Инструкция для учащихся при приготовлении пищи
- Инструкция для учащихся при работе с миксером
- Инструкция для учащихся при работе с блинницей
Инструкции для учащихся при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке
По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудования, бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.
Журналы и акты для работы в кабинете технологии
- Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
- Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии
- Акт приемки кабинета технологии на готовность к новому учебному году
Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательной деятельности, осуществляемой с обучающимися в кабинете технологии, за выполнение детьми правил техники безопасности при взаимодействии с кухонным оборудованием и кухонным инвентарем, технологическим оборудованием швейной мастерской.
Рекомендуем перейти к разделу:
Техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: