В сети можно найти довольно много советов и инструкций о том, как действовать, чтобы выжить при нападении стрелка-террориста, подобного керченскому. Правда, часто они противоречивы, невнятны, а некоторые даже и вредны. Мы решили поговорить с сотрудниками силовых ведомств и составить понятный алгоритм действий, которому можно будет научить вашего ребенка – школьника или студента.
1. Бдите
Ни одна школа, колледж или вуз не застрахован от того, что произошло в Керчи. Терроризм – как вирус, который может поразить любого человека. Наша задача – вовремя увидеть «больного» и принять меры предосторожности.
Подозрение должно вызывать все – повышенный интерес к оружию или взрывчатке, расстрелам в школах, личностям печально известных стрелков, шутки на тему смерти и убийств. Будьте внимательны, это может оказаться первым симптомом. Немедленно сообщайте о любом подозрении учителю и родителям. Не бойтесь показаться ябедой и увлекайте своим примером других.
Большинство стрелков рассказывали о своих планах как минимум одному человеку. Но мало кто из осведомленных сообщил об этом в полицию. Потому что не верили и относились как к шутке. Так вот – верьте!
Шутки кончились. Верьте в самые фантастические угрозы и немедленно сообщайте о них. Пусть полиция разбирается – шутник ваш одноклассник или он – потенциальный террорист.
Будьте внимательны и все примечайте. Кто-то зашел в школу с большой тяжелой сумкой или коробкой? Сообщите учителю и охраннику. Это кто-то посторонний? Тем более сообщите! Сантехник, строитель, родитель – кем бы он ни был на самом деле. Хоть полицейский или врач скорой в форме. Если вы не видели его раньше, не знакомы и не знаете, что он несет – немедленно сообщайте. Знайте, что некоторые террористы специально переодевались в форму или спецодежду, чтобы не вызвать подозрений.
2. Бегите
Услышали стрельбу – бегите. Не проверяйте, петарды ли это, хлопушки или настоящие выстрелы. Просто бегите. Если стреляют за дверью и если это первый этаж – бегите через окно. Главное – бежать ОТ звуков выстрелов, а не НА звуки. Чем быстрее вы окажетесь подальше – тем больше у вас шансов. Почти все, убежавшие с мест стрельбы – спаслись.
От страха люди могут впадать в ступор. Если кто-то застыл и не убегает – тащите, толкайте, да хоть бейте – лишь бы тот побежал.
Забудьте о вещах – рюкзак, телефон, планшет и так далее. Не возвращайтесь ни за чем, оставьте, бросьте и бегите. Потом отыщется. Или не отыщется – не страшно. Лучше остаться в живых без телефона, чем глупо рисковать собой из-за вещи. Все можно купить, кроме жизни.
Избавьтесь от слишком яркой куртки или другой верхней одежды. Если террорист начнет стрелять по убегающей толпе, он будет целиться прежде всего в яркие пятна.
Не бегите куда попало, бегите к выходу – двери, окну, пожарному выходу, на первый этаж. Если окно ближе, чем дверь – не сомневайтесь, бегите через окно. Чем больше выходов используют убегающие, тем лучше. Давка в дверях – самое ненужное в такой ситуации.
На улице не останавливайтесь, бегите как можно дальше от здания. Оно может быть заминировано. Отбежав, лучше всего скрыться за какой-то преградой – другим зданием или автомобилем.
Не бегите сразу к полицейским. Во-первых, вы просто помешаете им работать, во-вторых, именно рядом с ними может оказаться небезопасно. Полицейский – потенциальный участник перестрелки с преступником. Задача полицейского – остановить и обезвредить негодяя, а не успокаивать напуганных граждан.
Убежав, звоните родителям, сообщайте о случившемся. Не допустите, чтобы папа или мама, не зная, где вы и что с вами, в истерике побежали искать вас в здание, где еще может быть опасно.
Помните, что не существует универсального совета, как действовать при стрельбе. Более того, некоторые инструкции могут противоречить одна другой, потому что писались в разное время, после разбора конкретных ситуаций, из которых в одних людям помогло спастись бегство, а в других — укрытие. Поэтому не рассчитывайте только на бегство.
3. Прячьтесь
Не всегда бывает можно убежать, например, это могут быть верхние этажи или террорист отрезал путь к выходу. Тут нужно прятаться. В американских школах существует концепция безопасности, по которой учитель при тревоге должен запереться вместе с детьми в каком-нибудь помещении, забаррикадироваться и ждать полиции. Возможно, это будет лучшим вариантом. Слушайте учителя, выполняйте его указания.
У стрелка мало времени на то, чтобы ломиться в каждую запертую дверь. Заприте ее так крепко, насколько можно, любыми средствами. Подпереть шваброй, завязать брючным ремнем, завалить партами и шкафами – сгодится все. Чем трудней будет открыть дверь снаружи – тем больше у вас шансов выжить.
Кадр из фильма «Слон»
Не стойте напротив даже наглухо запертой двери – через нее могут стрелять. Выберите место в «мертвой зоне», которая не простреливается сквозь дверной или оконные проемы. И лягте на пол – не забывайте о возможности рикошета пули от противоположной стены.
Позвоните в полицию – лучше пусть это сделает учитель или кто-то один, не нужно забивать канал связи и создавать шум в помещении.
Если возможно – выключите свет и соблюдайте тишину. Отключите звуки телефонов. Зажмите рот плачущим. Замрите.
Если вы сами по себе – оказались в коридоре на перемене, вышли в столовую или туалет и не можете покинуть здание – ищите убежище. Подальше от звуков стрельбы. Просто залезть под парту – не лучшая идея. Лучше спрятаться в шкафу, вентиляционной шахте или чуланчике со швабрами уборщицы.
Оценивайте убежище с точки зрения его крепости и надежности. Пулю остановит кирпичная стена, стальной сейф, банкомат, возможно – набитый книгами шкаф. Гипсокартонная стена, крышка парты, стенка шкафа, дверца туалетной кабинки – не остановят.
Если у вас в руках набитый книгами рюкзак, ранец или сумка – прикройтесь ею. Толстая стопка книг может остановить пистолетную пулю или заряд дроби.
4. Деритесь
Самый плохой вариант. Но бывает, что другого просто нет – или вы, или вас. Не пытайтесь геройствовать, когда можно убежать или спрятаться. Но будьте готовы ко всему. Может случиться, что если вы не помешаете преступнику – он убьет вас.
Чтобы помешать – не обязательно сразу кидаться на стрелка. Включайте мозги, используйте все доступные средства. А еще лучше – обдумайте все заранее и держите в голове на всякий случай.
Пожарная сигнализация, средства пожаротушения – ваши союзники. Используйте их. Поджигайте зажигалкой датчики дыма. Открывайте пожарные гидранты – пусть террорист поскользнется на луже. Переворачивайте кофематы, шкафчики и все, что на пути – это хоть как-то замедлит приближение убийцы.
Попался огнетушитель? Отлично! Срывайте пломбу и вперед. Создайте порошковую завесу в коридоре, чтобы негодяй не мог стрелять прицельно.
Самый крайний случай для учителей и учащихся старших классов – силовой контакт.
Не дай Бог, чтобы до этого дошло, но помните, что во многих случаях безоружные граждане сумели обезвредить стрелков. По возможности – действуйте не в одиночку. Вооружитесь подручными предметами – швабра, ремень, доска, бутылка, карандаш – всем, чем можно нанести урон. Огнетушителем можно ослепить террориста. Стулья и прочую мебель лучше не использовать – они громоздкие и неудобные.
Если бьете – бейте изо всех сил, приоритетные цели – глаза, голова и оружие. Если удастся повалить преступника на пол, прижмите его вместе с оружием, а потом старайтесь вырвать его.
Очень серьезно могут помочь знания об оружии, хотя бы базовые.
Например, пистолет или револьвер лучше выбить сильным ударом палки, чем вырывать его из рук у преступника. Это короткое и маневренное в руках стрелка оружие, его трудно захватить. Зато при захвате, зная особенности этого оружия, можно заблокировать возможность выстрела. А вот ружье – наоборот, его трудно выбить и легче выкрутить из рук, благодаря его длине. Длинный ствол, во-первых, создает «мертвую зону» – если приблизиться к террористу ближе, чем длина ружья, а во-вторых, может использоваться как рычаг.
Кадр из фильма «Слон»
Многих стрелков обезвреживали именно благодаря знаниям об их оружии – сколько патронов в магазине, сколько времени занимает перезарядка, какие бывают задержки при стрельбе и как они устраняются. Любая задержка – это ваш шанс. Лучшее время для нападения, когда стрелок наиболее уязвим и наименее опасен.
Не бойтесь ударить, причинить вред террористу. Пусть даже это ваш одноклассник, однокурсник или друг. Забудьте – друга больше нет. Есть чужой, агрессивный, безумный и крайне опасный человек. Убийца, готовый убить вас. Не заговаривайте с ним, не пытайтесь успокоить словами, не смотрите ему в глаза. Просто действуйте.
Текст был впервые опубликован 29 октября 2018 г.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
В средствах массовой информации периодически появляется информация о трагедиях, когда школьники при помощи холодного или огнестрельного оружия наносили ранения, в том числе смертельные, педагогам и другим ученикам.
Что же делать детям в случае, если в школе или другом учебном заведении начали стрелять? Спасатели МЧС России советуют:
• Будьте бдительны. Подозрение должно вызывать все – повышенный интерес к оружию или взрывчатке, расстрелам в школах, личностям печально известных стрелков, шутки на тему смерти и убийств. Будьте внимательны, это может оказаться первым симптомом. Немедленно сообщайте о любом подозрении учителю и родителям. Не относитесь к угрозам как к шутке. Верьте в самые фантастические угрозы и немедленно сообщайте о них. Пусть полиция разбирается – шутник ваш одноклассник или он – потенциальный террорист.
• Будьте внимательны и все примечайте. Кто-то зашел в школу с большой тяжелой сумкой или коробкой? Сообщите учителю и охраннику. Это кто-то посторонний? Тем более сообщите! Сантехник, строитель, родитель – кем бы он ни был на самом деле. Хоть полицейский или врач скорой в форме. Если вы не видели его раньше, не знакомы и не знаете, что он несет – немедленно сообщайте. Знайте, что некоторые террористы специально переодевались в форму или спецодежду, чтобы не вызвать подозрений.
• Бегите от опасности.
Услышали стрельбу – бегите. Не проверяйте, петарды ли это, хлопушки или настоящие выстрелы. Просто бегите. Если стреляют за дверью и, если это первый этаж – бегите через окно. Главное – бежать ОТ звуков выстрелов, а не НА звуки. Чем быстрее вы окажетесь подальше – тем больше у вас шансов.
От страха люди могут впадать в ступор. Если кто-то застыл и не убегает – тащите, толкайте, да хоть бейте – лишь бы тот побежал.
Забудьте о вещах – рюкзак, телефон, планшет и т.д. Не возвращайтесь ни за чем, оставьте, бросьте и бегите. Лучше остаться в живых без телефона, чем глупо рисковать собой из-за вещи. Все можно купить, кроме жизни.
Избавьтесь от слишком яркой куртки или другой верхней одежды. Если террорист начнет стрелять по убегающей толпе, он будет целиться прежде всего в яркие пятна.
Не бегите куда попало, бегите к выходу – двери, окну, пожарному выходу, на первый этаж. Если окно ближе, чем дверь – не сомневайтесь, бегите через окно. Чем больше выходов используют убегающие, тем лучше. Давка в дверях – самое ненужное в такой ситуации.
На улице не останавливайтесь, бегите как можно дальше от здания. Оно может быть заминировано.
Отбежав, лучше всего скрыться за какой-то преградой – другим зданием или автомобилем.
Убежав, звоните родителям, сообщайте о случившемся. Не допустите, чтобы папа или мама, не зная, где вы и что с вами, побежали искать вас в здание, где еще может быть опасно.
• Прячьтесь.
У стрелка мало времени на то, чтобы ломиться в каждую запертую дверь. Заприте ее так крепко, насколько можно, любыми средствами. Подпереть шваброй, завязать брючным ремнем, завалить партами и шкафами – сгодится все. Чем трудней будет открыть дверь снаружи – тем больше у вас шансов выжить.
Не стойте напротив даже наглухо запертой двери – через нее могут стрелять. Выберите место в «мертвой зоне», которая не простреливается сквозь дверной или оконные проемы. И лягте на пол – не забывайте о возможности рикошета пули от противоположной стены.
Позвоните в полицию – лучше пусть это сделает учитель или кто-то один, не нужно забивать канал связи и создавать шум в помещении.
Если возможно – выключите свет и соблюдайте тишину. Отключите звуки телефонов. Зажмите рот плачущим. Замрите.
Если вы сами по себе – оказались в коридоре на перемене, вышли в столовую или туалет и не можете покинуть здание – ищите убежище. Подальше от звуков стрельбы. Просто залезть под парту – не лучшая идея. Лучше спрятаться в шкафу, вентиляционной шахте или чуланчике со швабрами уборщицы.
Оценивайте убежище с точки зрения его крепости и надежности. Пулю остановит кирпичная стена, стальной сейф, банкомат, возможно –набитый книгами шкаф. Гипсокартонная стена, крышка парты, стенка шкафа, дверца туалетной кабинки – не остановят.
Если у вас в руках набитый книгами рюкзак, ранец или сумка – прикройтесь ею. Толстая стопка книг может остановить пистолетную пулю или заряд дроби.
Будьте бдительны и осторожны!
При любой чрезвычайной ситуации звоните по телефонам вызова экстренных служб «101», «102» или «112».
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Еврейской автономной области
Вооруженное нападение в Казани показало, что учебные заведения не готовы к чрезвычайным ситуациям. По словам детского омбудсмена по Татарстану Ирины Волынец, многие дети сейчас боятся идти в школу и в то же время не имеют возможности учиться дома. «Сноб» и руководитель центра консультирования по детской безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова подготовили список советов, которые родители могут дать своим детям, чтобы успокоить их после нападения в Казани и подготовить к чрезвычайным происшествиям
Полностью исключить вероятность вооруженного нападения невозможно — это может случиться в школе, в клубе и даже на улице. Оказавшись в такой ситуации, самое важное — не поддаваться панике. Что делать дальше?
Не привлекать внимание
Быстро принять, что подросток, который пустил в ход оружие в школе, пришел убить других и, возможно, себя. Ему нечего терять, поэтому нужно воспринимать его как человека, который в данный момент лишен инстинкта самосохранения, самоконтроля и здравого смысла. Приятельские отношения или даже дружба больше не имеют значения. Не нужно пытаться образумить нападающего, пытаться с ним договориться и вообще вступать в разговоры. Объясните ребенку, что в такой ситуации перед ним «чужой» опасный человек — не нужно к нему обращаться, смотреть в глаза, спорить и вообще хоть как-то провоцировать. Важно оставаться незаметным, не делать резких движений, выполнять требования нападающего и по возможности держаться как можно ниже — сесть или лечь на пол.
Действовать в одиночку
Подростки подвержены стадному чувству и в чрезвычайной ситуации часто ориентируются на лидеров или действуют по принципу «как все». Объясните ребенку, что сбежать или укрыться в первые секунды получается в основном у быстро думающих одиночек. Идеи вроде «давайте все вместе побежим» или «давайте мы будем сопротивляться» увеличивают шансы оказаться в числе пострадавших. Если группа подростков начнет совершать резкие движения, нападающий наверняка применит оружие.
Оценить обстановку и выбрать тактику
В ситуации вооруженного нападения очень легко впасть в ступор, однако медлить нельзя. Счет идет на секунды. Вопреки страху ребенок должен собраться и понять, как лучше действовать: бежать, прятаться или бороться.
Если у нападающего огнестрельное оружие, то первое, что надо сделать, — присесть или лечь на пол. Так ребенок окажется ниже линии огня при беспорядочной стрельбе. Затем нужно оценить шансы покинуть помещение. Если выход рядом — держать нападающего в поле зрения и ползти к двери. Если нападающий окажется спиной к ребенку или его что-то отвлечет, можно добежать до выхода, пригнувшись или по зигзагообразной траектории. Если сбежать не получается, нужно попытаться спрятаться или забаррикадироваться — под столом или партой, у шкафа или между стеллажами. Задача ребенка — не привлекать внимания нападающего и не сидеть в простреливаемой зоне — у окон, дверей, посередине помещения, где в случае штурма можно пострадать в том числе от пули спецназа.
Если ребенок находится в одном помещении со стрелком — это самый непредсказуемый вариант. Попытка бежать может закончиться плохо. Нападать на стрелка имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы и ребенок может стать следующей. Тогда можно заговорить с нападающим спокойным голосом и резко броситься ему под ноги или на него, постаравшись задрать его руку с оружием максимально высоко. Но это самый крайний случай. Если нападающий — правша и ребенок все-таки решился бежать, пусть бежит влево.
Если у нападающего холодное оружие, то многое зависит от расстояния между ним, ребенком и выходом. Если выход ближе, стоит рискнуть и выбежать. Если нет, лучше искать другие решения.
Выучить правила из курса ОБЖ
Вместе с ребенком изучите основы безопасности и жизнедеятельности. Он должен знать, что делать при захвате заложников, как остановить кровотечение при ранении, как вести себя при пожаре и задымлении, как не поддаваться панике и выйти из толпы, как правильно прыгать с высоты два-четыре метра. Не будет лишним взять несколько уроков самообороны.
В случае пожара использовать повязку на лицо
Если нападающий устраивает поджог, нужно держаться как можно ниже, дышать неглубоко и через одежду. Если получится — сделать любое подобие повязки на лицо. Для этого подойдет майка, шарф, колготки, даже носок. Если есть жидкость, ткань надо намочить (помните, что моча — гораздо лучший фильтр, чем обычная вода). Если ребенок почувствует запах дыма, газа, любой странный запах или услышит кашель других, не теряя ни секунды, ему следует использовать повязку — это поможет оставаться в сознании и спастись.
Не игнорировать поведение одноклассников
Объясните ребенку, что нужно быть внимательным к словам и поведению знакомых и одноклассников. Мысли о самоубийстве и даже о расправе со школой могут приходить в голову многим подросткам, однако если кто-то в окружении ребенка говорит об этом регулярно, даже в шутливой форме, и при этом ведет себя неадекватно и озлобленно, не стоит идти на конфликт — нужно рассказать об этом родителям, учителям и друзьям. Это может предотвратить возможную трагедию.
Не участвовать в травле
Мир подростков жесток. Дети склонны объединяться против кого-то одного, и школьный буллинг остается серьезной проблемой как в российских, так и в зарубежных школах.
Объясните ребенку, что издеваться над кем-то недопустимо. Объясните, чем чревата травля. Поговорите о чувствах того, кто оказывается в позиции жертвы, и о том, что довести до отчаяния можно практически любого. О том, как рассказать о проблеме буллинга детям, читайте здесь.
Подготовила Саша Чернякова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Вам может быть интересно:
- «Завтра вы удивитесь, что я сделаю». Как совершали и предотвращали «колумбайны» в России
- Нужно вернуть смертную казнь, а право на оружие — «неуместная архаика». Баунов, Миронов и Гудков — о стрельбе в казанской школе
- Коррупция и расизм. Почему телеканал NBC отказался транслировать «Золотой глобус», а Том Круз вернул статуэтки
За каждым случаем шутинга в школе следует шквал публикаций о глубинных причинах таких поступков, о психологии подростков, школьных конфликтах и охране и так далее. В этом потоке сложно вычленить простые и понятные инструкции, которые могут стать руководством к действию в критической ситуации. Мы поговорили с экспертами по безопасности и собрали несколько правил.
В школе выстрелы: как вести себя ученику и учителю?
Основные правила поведения в случае шутинга для школьников и учителей достаточно просты. Нужно постараться избежать двух главных ошибок: паники и недооценки ситуации. Время работает не в пользу детей и педагога, и чем быстрее отреагировать, тем выше шансы эвакуироваться в безопасное место. Лучше проявить излишнюю осторожность, чем рисковать жизнью.
Вот как их формулирует алгоритм действий психолог Ольга Бочкова, руководитель собственной «Академии безопасности»:
1.Слушать педагога, если его инструкции не противоречат здравому смыслу (например, он говорит, что все это шутка, продолжаем урок)
2.При эвакуации оповестить всех, кого возможно (не замедляя свою эвакуацию).
3.Постараться связаться со службой спасения по номеру 112, сообщить, что в школе стрельба. Важно сделать этот звонок, так как нет гарантии, что кто-то другой уже сообщил (этот совет также подходит для учителей).
4.Не геройствовать и не предпринимать активные действия, которые идут вразрез общим инструкциям.
5.Не пытаться вступить в контакт со стрелком, даже если это человек, которого ты знаешь. Подробно об этом рассказывает книга «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем». В ней описана история, когда стрелок приходит в школу, и очень показателен момент, когда ученик, который был в тесном контакте со стрелком, пытается с ним вести переговоры, и это заканчивается плачевно, несмотря на то, что у них были продолжительные хорошие отношения в прошлом.
А как вести себя педагогу, если в школе появился стрелок?
1. Нужно организовать и успокоить детей, самим не поддаваться панике. Четкие, уверенные действия педагога сами по себе будут давать детям ощущение спокойствия.
2. При наличии открытых путей эвакуации, немедленно вывести детей, если они не попадают при этом под перекрестный огонь и поле зрения стрелка.
3. Если пути к отходу неясны, забаррикадироваться, спокойно и твердо дать детям команду выключить телефоны. Важно объяснить, что даже вибрации не должно быть слышно. Контролировать, кто из детей где находится в помещении и в каком состоянии.
4. Не вступать в переговоры со стрелком. Нападающий настроен поразить как можно больше жертв, которые находятся в легком доступе, и вступать в переговоры он не будет, и выход к нему на разговор приведет к тому, что педагог сам пострадает или погибнет и подставит детей.
Схожие рекомендации содержатся и в материале портала «Российский учебник». Помимо инструкций на случай стрельбы, там есть и советы о том, как говорить с детьми о терроризме и опасностях.
Важно не заразить детей паникой и страхом. Детям, как и взрослым, важно знать, что зло существует, но вовсе не оно владеет этим миром. Стоит напоминать, что террористов очень мало, обычных и вполне добрых людей гораздо больше.
Можно привести аналогию с ДТП – аварии происходят постоянно, в них гибнет больше людей, чем в терактах, но все продолжают ездить. Лучший способ снизить риск – соблюдать простые и понятные правила и заботиться о собственной безопасности.
Издание напоминает и о том, как важно помогать оказавшимся рядом людям, в том числе психологически. В критической ситуации это знание запустит механизм «я сильнее, я справлюсь» и поможет справиться с собственными страхами.
Правильные инструкции могут не сработать: почему?
«Есть три типа реакции на опасность – бей, беги и замри. Нужно хорошо знать себя, проверить в близкой к реальности ситуации и учиться владеть собой, чтобы останавливать автоматическую реакцию и выбирать оптимальную стратегию», – говорит Алексей Ширшов, основатель «Натуральной школы», который начал разрабатывать и проводить тренинги безопасности для детей в 2015 году.
Современное детство, говорит педагог, огорожено от физических опасностей и дискомфорта со всех сторон. Среда детских площадок, детских центров, школ, детсадов стерильна. У многих детей нет даже опыта соприкосновения с горячими предметами или холодной водой, попавшей внутрь сапога. И нет опыта собственного действия, созидательного или разрушительного, – неважно. Нет фундамента, на котором можно строить разговор об опасности и тренировку действия. Слова из учебника ОБЖ – пустые.
Ширшов считает бесполезными любые инструкции, не подкрепленные телесным опытом действий в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Причем сначала необходимо дать возможность действовать по наитию, чтобы выявить базовую, автоматическую реакцию на опасность, а потом уже тренировать действие по инструкции, в которой заложена оценка ситуации и выбор адекватного ей варианта реагирования.
Чтобы педагоги не теряли голову и четко действовали во время нападения, считает он, их нужно свозить на стрельбище, дать возможность послушать выстрелы. Отвезти в тир и разрешить услышать, как звучат выстрелы в помещении без наушников. К сожалению, инструкциями МВД это запрещено. Педагоги должны пострелять сами и иметь опыт хоть какого-то действия в ситуации стрельбы, например, шумовыми и светошумовыми патронами, считает Ширшов.
Что же касается детей, то, по мнению Алексея Ширшова, работать надо с конкретными детьми в конкретном классе и школе, с учетом их психологии. И это должна быть система подготовки к действиям в разных опасных ситуациях: пожар, задымление, стихийное бедствие.
Пассивные меры безопасности: светлые коридоры и рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками
Интуитивно после каждого случая шутинга в школах хочется начать с усиления охраны. Однако исследования университета Эмлайн (США) показали, что наличие вооруженной охраны в школе во многих случаях увеличивает количество жертв. Предполагается, что наличие оружия не сдерживает, а провоцирует стрелка, тем более, что зачастую нападавшие планируют погибнуть от рук полицейских или охранников.
Поэтому в Соединенных Штатах начали переходить от усиления охраны к так называемым пассивным мерам безопасности. Так, за последние годы было построено несколько учебных заведений, в которых архитекторы ради безопасности сделали искривленные стены, чтобы дети могли уйти с траектории выстрела, и усиленные двери, за которыми можно забаррикадироваться. В окнах устанавливают стекла со специальным покрытием, защищающим от осколков, в коридорах – системы задымления. Также производители начали предлагать брелоки для учителей со встроенными тревожными кнопками или школьные рюкзаки с пуленепробиваемыми спинками.
Интересно, что традиции российской школьной архитектуры – огромные, хорошо освещенные пространства – также способствуют борьбе с буллингом и, как следствие, снижают риски вооруженной агрессии.
«Желание обидеть более слабого одноклассника, встретив его в укромном тихом месте, может не появиться только потому, что подходящего для этого места в школе нет», – говорит Полина Мальцева, бывший операционный директор негосударственной школы «Летово» в Новой Москве. По ее словам, в «Летово» пошли дальше: постарались спрямить коридоры, чтобы они легко просматривались, не было ответвлений и темных углов, а пространства под лестницами зашили гипсокартоном.
Также из соображений пассивной безопасности в школе совместили раздевалку для учеников с гардеробом для взрослых, помещение при этом сделали проходным. А шкафчики с учебниками разместили возле классов в стеклянных коридорах.
Кроме того, в этой школе отдельные входы для учеников и посетителей, и есть несколько шлюзов. Проектировщики позаботились даже о том, чтобы под дверь туалетной кабинки невозможно было просунуть руку с телефоном.
Откуда берутся шутеры?
Всего в России известно как минимум о 18 случаях стрельбы в учебных заведениях, в результате которых погибли или были травмированы люди. Список трагических инцидентов ведется начиная с 2014 года. За прошедшие восемь лет было озвучено и в ряде случаев даже проработано несколько законодательных инициатив. Однако «Милосердию.ru» не удалось обнаружить в открытом доступе официальных документов, в которых были бы проанализированы имеющиеся данные, определены наиболее частые причины преступлений и даны рекомендации как для администраций школ, так и для педагогов и родителей.
В США, где проблема шутинга возникла значительно раньше, чем у нас, и стоит гораздо острее, еще в начале 2000-х годов Секретная служба и Минобразования США запустили инициативу «Безопасная школа», чтобы выяснить, как можно предотвратить стрельбу. Результаты исследования были опубликованы в 2004 году и до сих пор остаются актуальными.
Это исследование опровергло стереотипные представления о том, что ружье в руки скорее возьмет подросток из неблагополучной семьи. Мало того – выходцами из полных и благополучных семей оказались 60 с лишним процентов нападавших. Перевести стрелки на двоечников не получилось – выяснилось, что некоторые из молодых людей незадолго до нападения подтягивали успеваемость и впечатляли преподавателей.
Не удалось однозначно связать агрессию и с ментальными расстройствами. Среди стрелков процент детей, которые были обследованы, и тех, у кого были выявлены нарушения, оказался средним по популяции.
Коллажи Татьяны Соколовой
О терроризме с детьми говорить сложно, еще сложнее — о ситуациях, которые могут случаться в школе.
Информация, посвященная поведению при стрельбе в здании и на улице, если и просматриваются, то невнимательно.
Данная статья для школьников, будет посвящена ответу на вопрос: «Что делать, если в школе стреляют?». В ней нет лишней теории. Этот материал можно будет обсудить с ребятами, зачитать прямо на классном часе, не стесняясь неформальных обращений, — так информация с большей вероятностью запомнится.
Что делать, если в школе стреляют?
Правило 1. Если ты услышал стрельбу во дворе, школе или в метро — сразу беги. Геройство тут не при чем. Не пытайся разобраться, что происходит, для этого есть специальные службы. Даже не думай доставать телефон, чтобы все заснять а потом «срубить лайков» в социальных сетях. Лайки останутся, а вот тебя может уже не быть.
Правило 2. Если ты слышишь, что стреляют — беги наружу и так, чтобы толпа, обуянная паникой, тебя не затоптала. Беги так далеко от этого места, как сможешь. После того, как убежал — звони родителям и скажи, что с тобой все в порядке. Возьми себя в руки и вызывай полицию, говори четко и без лишних подробностей: что случилось и где.
Правило 3. Если стреляют рядом с тобой или в твоем направлении — падай. Падай за парту, если ты в школе, прячься за колонну в метро или в здании, за стену в торговом центре, ползи за угол, за поворот. Прячься, как можешь. Используй двери — баррикадируй их тем, что найдешь: стульями, столами, досками.
Правило 4. Если стрелок движется в твою сторону — действуй по ситуации. Всегда выбирай жизнь. Опытные сотрудники служб советуют: если спрятаться негде — притворись мертвым, не ори и не беги. Если убийца не добивает жертв — это шанс. Обычно убийцы так не делают.
Правило 5. Если ты решил бежать — не оглядывайся и петляй, так у убийцы меньше шансов в тебя попасть. Метко стреляют только профессионалы. Специалисты советуют: «три шага вперед, шаг влево, четыре — шага вправо» — это твой шанс выжить.
Правило 6. Если рядом прогремел взрыв — выбирайся из здания в любом направлении. Телефон даже не доставай! Погибнуть из-за просмотров на YouTube — значит быть полным дураком. Ты же не дурак? Здание может обрушиться, может прогреметь второй врыв, так что беги как можно дальше.
Правило 7. Очень важное правило. Если твой одноклассник или даже друг в социальных сетях, на своей страничке или в личных сообщениях пишет, что хочет поубивать учителей, предков и «урода Васю из 10 «Б»», взорвать школу — скажи об этом взрослым. Если ты узнал — не важно как: случайно, прочитал в чате, увидел в социальных сетях, — что кто-то делает взрывчатку или у кого-то появилось оружие — пиши в полицию. Им можно написать, если звонить ты стесняешься. Лучше полиция обработает тысячу звонков, где не будет ничего серьезного, чем не обработает один, и погибнут люди. Нет, ты не будешь трусом или стукачом, тебя не приведут за руку к обвиняемому и не опозорят перед классом. Это так не работает.
Правило 8. Предотвратить проблему всегда лучше, чем расхлебывать. Обращайся к взрослым. Если ты прибежишь за помощью — они не будут ржать, а придут на помощь и будут ценой своей жизни спасать тебя и всех, кто рядом.
Статья написана в октябре 2018 года. Обновлена после событий 11 мая 2021 года.
Говорить о терроризме с детьми сложно, еще сложнее — о ситуациях, подобных керченской и казанской. Множество наглядных пособий и статей, посвященных поведению при стрельбе в здании и на улице, если и просматриваются, то невнимательно. Если же учитель на классном часе произносит избитую фразу: «Запомните, пожалуйста, это может спасти вам жизнь», она не воспринимается всерьез. Не потому, что наши дети недоверчивы или излишне оптимистичны, просто это свойство любого человека, его защитная реакция: или смеяться над тем, что действительно страшно, не показывая своих опасений, или не верить в то, что плохое может произойти именно с ним.
В этом материале мы приготовили 3 смысловые части, каждая из которых написана понятным для своей аудитории языком.
- Первая, написанная для школьников, будет посвящена ответу на вопрос: «Что делать, если в школе стреляют?». В ней нет лишней теории и вводных пассажей. Этот материал можно будет обсудить с ребятами, зачитать прямо на классном часе, не стесняясь неформальных обращений, — так информация с большей вероятностью запомнится.
- Вторая часть представляет собой ответ на вопрос: «Как говорить с ребенком о терроризме?». Этот материал учителя могут использовать на родительском собрании, а сами родители — в общении со своими детьми.
- Третья часть представляет собой набор наглядных материалов, которые можно использовать при различной форме деятельности — урочной, домашней, проектной или внеклассной.
Что делать, если в школе стреляют? Материал для подростков
Правило 1. Если ты услышал стрельбу во дворе, в торговом центре, школе или в метро — сразу беги. Геройство тут не при чем. Не пытайся разобраться, что происходит, для этого есть специальные службы. Даже не думай доставать телефон, чтобы все заснять а потом «срубить лайков» в социальных сетях. Лайки останутся, а вот тебя может уже не быть.
Правило 2. Если ты слышишь, что стреляют — беги наружу и так, чтобы толпа, обуянная паникой, тебя не затоптала. Беги так далеко от этого места, как сможешь. После того, как убежал — звони родителям и скажи, что с тобой все в порядке. Возьми себя в руки и вызывай полицию, говори четко и без лишних подробностей: что случилось и где.
Правило 3. Если стреляют рядом с тобой или в твоем направлении — падай. Падай за парту, если ты в школе, прячься за колонну в метро или в здании, за стену в торговом центре, ползи за угол, за поворот. Прячься, как можешь. Используй двери — баррикадируй их тем, что найдешь: стульями, столами, досками, хоть манекеном из витрины торгового центра.
Правило 4. Если убийца движется в твою сторону — действуй по ситуации. Понимаю, что в случае паники это сложно, но разница между «он умер» и «он ударил террориста стулом по затылку и выжил» — огромна. Всегда выбирай жизнь. Опытные сотрудники служб советуют: если спрятаться негде — притворись мертвым, не ори и не беги. Если убийца не добивает жертв — это шанс. Обычно убийцы так не делают.
Правило 5. Если ты решил бежать — не оглядывайся и петляй, так у убийцы меньше шансов в тебя попасть. Метко стреляют только профессионалы. Специалисты советуют: «три шага вперед, шаг влево, четыре — шага вправо» — это твой шанс выжить.
Правило 6. Если рядом прогремел взрыв — выбирайся из здания в любом направлении. Смартфон даже не доставай! Погибнуть из-за просмотров на YouTube — значит быть полным дураком. Ты же не дурак? Здание может обрушиться, может прогреметь второй врыв, так что беги как можно дальше.
Правило 7. Не бойся падать и не стесняйся этого. Даже если ты рвешь одежду, даже если она дорогая, а «мама убьет, если я испачкаю новую куртку». Родители никогда не говорят это всерьез. Особенно в таких ситуациях. Синяки пройдут, одежду купят новую, а вот жизнь — нет.
Правило 8. Очень важное правило. Если твой одноклассник или даже друг в социальных сетях, на своей страничке или в личных сообщениях пишет, что хочет поубивать учителей, предков и «урода Васю из 10 «Б»», взорвать школу — скажи об этом взрослым.
Если ты узнал — не важно как: случайно, прочитал в чате, увидел в социальных сетях, — что кто-то делает взрывчатку или у кого-то появилось оружие — пиши в полицию. Им можно написать, если звонить ты стесняешься. Лучше полиция обработает тысячу звонков, где не будет ничего серьезного, чем не обработает один, и погибнут люди.
Нет, ты не будешь трусом или стукачом, тебя не приведут за руку к обвиняемому и не опозорят перед классом. Это так не работает.
Правило 9. Продолжение правила 8. Услышал, что кто-то хочет убить одноклассников или учителей, увидел, что все это сопровождается агрессивным поведением или угрюмостью и замкнутостью — не шути в стиле «да ты Колумбайн!», «лол, ну ты даешь» и «ага, щас, может сразу метро взорвать?». Вообще не шути на темы жизни и смерти. Сейчас это может звучать пафосно, но лучше перестраховаться, чем потом класть цветы на свежую могилу одноклассников или лежать в ней. Быть живым точно лучше, чем давать корреспондентам комментарии, уперев глаза в пол: «Да, он писал, что хочет всех тут перебить, но это ж он прикалывался! Я не думал, что это серьезно».
Правило 10. Предотвратить проблему всегда лучше, чем расхлебывать. Вспомни какого-нибудь Антона Городецкого, Доктора Стрэнджа или Железного человека. Да, многие взрослые не такие крутые и вообще отсталые мамонты, которые не понимают, что творится в голове у твоего поколения. Вы сложные, мы это понимаем. Но если ты к этим мамонтам прибежишь за помощью — они не будут ржать, а приедут через пару минут. И будут ценой своей жизни спасать тебя и всех, кто рядом.
Как говорить с детьми о терроризме? Пособие для родителей
За последние несколько десятилетий мы действительно утратили чувство безопасности собственной жизни. На смену этой простой уверенности пришло беспокойство, которое стало настолько привычным, что является фоновой мыслью для родителей. Если ребенок не позвонил после выхода из школы в течение 30 минут, мы начинаем думать о худшем. И это нормально. Нормально беспокоиться за своего ребенка. Не нормально — передавать ему свои панические настроения или давить гиперопекой, которая приведет к низкой самостоятельности и, как следствие, к наплевательскому отношению к собственной безопасности.
«Мир, мое солнышко, — это сосредоточение угрозы». Почему так нельзя говорить с ребенком?
Ребенку живется в нашем неспокойном мире так же тяжело, как и взрослому. Его пугает гораздо большее количество информации, он способен почувствовать себя уязвимым куда чаще. Но, в отличие от взрослого, подросток имеет огромную потребность в поиске этой информации, в изучении окружающего мира и контактах с ним. Он тестирует мир и себя на прочность. Если же с детства реальность воспринимается через слова «боюсь», «страшно», и «опасно», то ребенок будет защищаться от действительности, а не стремиться ее познать. Страх перед реальностью — самый плохой способ обезопасить ребенка.
Обратный пример — Израиль, страна, где все живут в состоянии боевой готовности. Тем не менее, дети там растут с ощущением безопасности и без паники. И это заслуга родителей, которые смогли выстроить систему эмоционального комфорта. Они сформировали разумное отношение к терроризму (об этом ниже), научили слушаться людей в форме и доверять военным, чувствовать уверенность. Они, в конечном счете, не нагнетают атмосферу дома.
«В мире много зла, но мы сильнее». Объяснение через сравнение
Дайте ребенку понять, что террористов очень мало. Просматривая телевизионные передачи, школьник может убедиться, что во всем мире постоянно происходит что-то ужасное — ну как тут не согласиться с тем, что зло повсюду? Вы должны прийти на помощь, объяснив, что реальность далека от списка новостей.
Скажите ребенку, что опасных людей и террористов намного меньше, чем обычных людей, и точно меньше, чем защитников — армии и полиции. Скажите ребенку, что действия террористов нацелены не на него, Сашу Маслова из 5 «Б». Ребенку младшего подросткового возраста можно рассказать принцип действия террористов: они запугивают, выбирая символичные места, определенные даты, — страшные вещи не происходят повсеместно. Не бойтесь провести старшему ребенку простую аналогию: в автомобильных катастрофах гибнет в сотни раз больше людей, чем от действий злоумышленников и террористов, но все продолжают ездить на работу, не опасаясь за жизнь. Главное — помнить о простых правилах: всегда пристегиваться, переходить дорогу на зеленый свет светофора, не садиться к пьяным водителям, не садиться в машину к незнакомым людям и т.д. Ребенок поймет: безопасность во многом зависит от нас самих, и если мы будем соблюдать правила, все будет в порядке.
«Ты знаешь, что делать, если в школе или на улице случится теракт или стрельба?» Подготовьте ребенка к ситуации
Каждый ребенок должен знать, что делать в любой из опасных ситуаций. Не важно, что это — стрельба в школе, теракт или авария на дороге. Теория и висящие над рабочим столом наглядные пособия по ОБЖ помогут лишь отчасти, дайте ребенку практические навыки. Именно они помогают почувствовать уверенность. Вы, родитель, должны объяснять ребенку (на собственном примере и ежедневно), что из любого сложного положения есть выход. Если мама восклицает над каждой разбитой тарелкой «Ох, что же делать!» — это плохой пример. Если папа угрюмо смотрит на счета и каждый день, вспоминая нерадивого начальника, повторяет: «Я не знаю, что с этим все делать…» — это тоже плохой пример. Знание, что почти любая ситуация решаема, очень мобилизует.
Второй важный момент — говорите с ребенком о важности практической и эмоциональной помощи тем, кто в тяжелой ситуации окажется рядом. Это запускает механизм «я сильнее, я справлюсь» и отвлекает от собственных переживаний и страха.
Если вы — родитель младшеклассника, не стоит вдаваться в подробности, разбирая причины и виды террора. В игровой форме покажите, какие именно действия следуют в критической ситуации. Если же речь идет о детях-подростках, важно показать им свое доверие с помощью обсуждения важных вопросов. У детей 11-12 лет и старше появляется чувство ответственности за себя и за окружающих, вам важно укрепить его. Разберите с ребенком причины терроризма, обсудите их. Не бойтесь «страшной темы», спрашивайте прямо, подталкивая к рассуждениям: «Как думаешь, почему там стреляли?», «Зачем это может быть нужно террористам?». Подросток способен действовать более самостоятельно, чем ребенок 6-8 лет, и потому для него может быть мало простой инструкции, важно разобрать разные стратегии поведения.
Три правила поведения в случае стрельбы или теракта (и даже в случае минимальной угрозы)
1. Уходи от источника опасности быстро и как можно дальше
2. Найди взрослого, который вызывает доверие, и обратись к нему за помощью
3. Выполняй инструкции взрослого человека, который оказался рядом. Уточнение: даже если это террорист.
Наглядные материалы для детей и родителей. Памятки по терроризму
- Как действовать, попав под обстрел
- Антитеррор. Материалы МЧС
- Что делать, если ты оказался в заложниках
- Оказание первой медицинской помощи
- Безопасность в толпе
- Памятки и плакаты по гражданской обороне
- Классификация терроризма
- Как узнать террориста-смертника
- Психологическая помощь пострадавшему от террористического акта
- Действия при получении угрозы
- Как действовать, попав в заложники
Перейдя по ссылкам в названиях наглядных и раздаточных материалов, вы сможете скачать памятки по терроризму в большом разрешении для печати. После их можно будет использовать дома, разместить на тематическом стенде в классе или задействовать на классном часе «Поведение при террористическом акте».