Инструкция к лабораторной работе по биологии 5 класс

Классы: __5абв__                       Дата:  «____»___________________ 201  г.

Лабораторная работа №1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.  Рассматривание клеточного строения растений

Цель работы: познакомиться с устройством лупы и  светового микроскопа, научиться им пользоваться.

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2.Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, яблока, огурца. Что характерно для их строения?

Устройство микроскопа и приёмы работы с ним

1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

2. Познакомьтесь с  правилами пользования микроскопом.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Порядок работы микроскопом

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
  2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
  3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
  5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Классы: __5абв__                       Дата:  «____»___________________ 201  г.

Лабораторная работа №2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Цель: закрепить умения пользоваться световым микроскопом,  рассмотреть строение растительной клетки, учиться изображать рассмотренный микропрепарат, самостоятельно изготовить микропрепарат.

Инструкция:

1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи  лука.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной  иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу  покровным стеклом, как показано на рисунке.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

7.Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8.Рассмотрите окрашенный препарат. Какие  изменения произошли.

9.Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полоску, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком ( она отличается от цитоплазмы по цвету).

10.Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Класс______. Ф.И.__________________________________ Дата: «_____» _______ 201  г.

Лабораторная работа №4. Плесневый гриб — мукор. Строение дрожжей.

1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку,

положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через

несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из  тонких нитей мукора. Рассмотрите  в

лупу плесень  в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.

4.Заисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетке и нанесите 1-2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышкам и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком  50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
  2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите название её основных частей.
  3. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.

Класс______. Ф.И.__________________________________ Дата: «_____» _______ 201  г.

Лабораторная работа №4. Плесневый гриб — мукор. Строение дрожжей.

1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку,

положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через

несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из  тонких нитей мукора. Рассмотрите  в

лупу плесень  в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.

4.Заисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетке и нанесите 1-2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышкам и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком  50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.

2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите название её основных частей.

  1. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.

Лабораторная работа №4. Плесневый гриб — мукор:

Строение дрожжей.

Лабораторная работа №4. Плесневый гриб — мукор.

Гриб мукор:

Строение дрожжей:

Класс______. Ф.И.__________________________________ Дата: «_____» _______ 201  г.

Лабораторная работа №5.  Строение мха

1.Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

2.Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

3.Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

5. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Лабораторная работа № 2.

Тема: Приготовление
микропрепарата кожицы чешуи лука.

Цель работы: приготовить и
рассмотреть под микроскопом микропрепарат кожицы чешуи лука и обнаружить там
органоиды растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, стакан со
слабым раствором йода, стеклянная палочка, полотенце (салфетка), луковица.

Ход работы.

Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет.
Предметное стекло протрите салфеткой. Стеклянной палочкой капните каплю слабого
раствора йода на предметное стекло (1).

Возьмите луковицу и  снимите наружные чешуи. С мясистой
чешуи оторвите кусочек поверхностной плёнки. Положите его в каплю воды на предметном
стекле (2).

Осторожно расправьте кожицу  (3).

Временный микропрепарат кожицы лука готов.

Приготовленный микропрепарат рассмотрите при увеличении
в 40 и 100 раз. Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику,
найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.

1. Зарисуйте клеточное строение кожицы чешуи лука
(можно воспользоваться изображением кожицы чешуи лука ниже). Подпишите видимые
части клеток на рисунке.

2.Какие структуры присутствуют в растительной клетке,
но отсутствуют в животной?

3.Как называются органоиды зеленого цвета,
присутствующие только в растительных клетках. Есть ли они в клетках кожицы
лука? Почему?

Вывод: в ходе
лабораторной работы я изучил/выявил…….(пишется самостоятельно)

В выводе ответить на вопрос,  какие структуры
растительной клетки были обнаружены в исследовании?

Введение

Важную роль в изучении биологии в школе играют
лабораторные работы, которые способствуют
лучшему усвоению знаний и умений учащихся,
способствуют более глубокому и осмысленному
изучению биологии, формированию практических и
исследовательских умений, развитию творческого
мышления, установлению связей между
теоретическими знаниями и практической
деятельностью человека, облегчают понимание
фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал
для всестороннего развития личности
обучающихся. Эксперимент включает в себя не
только источник знаний, но и способ их
нахождения, знакомство с первичными навыками
исследования природных объектов. В ходе
эксперимента обучающиеся получают
представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум.
Биология. 5 класс” предназначено для организации
исследовательской деятельности школьников на
уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных
работ, представленных в методическом пособии,
соответствует содержанию учебника “Биология”
для 5 класса общеобразовательных учреждений
(авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
Корнилова), открывающему линию учебников по
биологии для основной школы и входящему в
систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет
точного соответствия параграфов количеству
часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее
количество параграфов позволяет учителю
использовать оставшееся время для проведения
лабораторных работ.

При проведении лабораторных работ
используются технологии здоровьесбережения,
проблемного обучения, развития
исследовательских навыков. В ходе практических
занятий у обучающихся формируются такие
универсальные учебные действия, как:


  • познавательные – осуществлять
    исследовательскую деятельность;

  • регулятивные – сверять свои действия с целью
    и при необходимости исправлять ошибки;

  • коммуникативные – слушать и слышать друг
    друга, с достаточной полнотой и точностью
    выражать свои мысли в соответствии с задачами и
    условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед
школьниками ставится проблемный вопрос, указаны
планируемые результаты и необходимое
оборудование. Каждая разработка имеет
инструкцию по проведению лабораторной работы.
Важно перед выполнением лабораторных работ
познакомить обучающихся с требованиями по их
оформлению (приложение 1), с правилами техники
безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение
2
), с правилами выполнения рисунков природных
объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических
занятий к данному методическому пособию
прилагается электронная презентация (презентация).

Методические рекомендации к практическим
занятиям

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения
увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться
находить части лупы и микроскопа и называть их;
соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием; использовать текст
и рисунки учебника для выполнения лабораторной
работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о
существовании в природе одноклеточных
организмов?

Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Изучение строения увеличительных
приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться
работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани
плода арбуза, готовый микропрепарат листа
камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные
части (рис. 1). Узнайте их назначение.

Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть
арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой.
Каково строение мякоти арбуза?

Задание 2

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные
части (рис. 2). Узнайте их назначение.
Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом
(с. 18 учебника).

Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый
микропрепарат листа камелии. Отработайте
основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных
приборов.

Задание 3

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для
этого перемножьте числа, указывающие на
увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляра Увеличение объектива Общее увеличение микроскопа
4 8  
10 40  

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен
рассматриваемый вами объект с помощью школьного
микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками
растений”

Планируемые результаты: научиться
различать основные части растительной клетки;
соблюдать правила обращения с лабораторным
оборудованием; использовать текст и рисунки
учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка
живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной
клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка,
предметное и покровное стёкла, пинцет,
препаровальная игла, часть луковицы, готовый
микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3).
Для того, чтобы приготовить микропрепарат,
познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.

Рис. 3. Приготовление микропрепарата
кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом.
Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при
малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на
рисунке основные части растительной клетки (рис.
4).

1. Клеточная стенка

2. Цитоплазма

3. Вакуоли

4. Ядро

4.jpg (8887 bytes)

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной
клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть
под микроскопом?

Задание 2

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа
камелии. Объясните, с чем связаны отличия в
строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава
семян”

Планируемые результаты: научиться
различать основные части растительной клетки;
соблюдать правила обращения с лабораторным
оборудованием; использовать текст и рисунки
учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать,
какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ
в семенах растений, исследовать их химический
состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик,
раствор йода, марлевая и бумажная салфетки,
кусочек теста, семена подсолнечника.

Ход работы

Задание 1

Выясните, какие органические вещества входят в
состав семян растений, используя следующую
инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте
мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом.
Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое
осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость
добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость
синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена
подсолнечника и раздавите их с помощью пестика
(Г). Что появилось на бумаге?

Рис. 5. Обнаружение органических
веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические
вещества входят в состав семян.

Задание 2

Заполните таблицу “Значение органических
веществ в клетке”, используя для этого текст
“Роль органических веществ в клетке” на с. 27
учебника.

Вещества клетки Значение вещества
Белок  
Углевод (крахмал)  
Жир  

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним
строением растения”

Планируемые результаты: научиться
различать и называть части цветкового растения;
зарисовывать схему строения цветкового
растения; соблюдать правила обращения с
лабораторным оборудованием; использовать текст
и рисунки учебника для выполнения лабораторной
работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет
цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением
растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового
растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий
цветкового растения.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового
растения (василёк луговой). Найдите части
цветкового растения: корень, стебель, листья,
цветки (рис. 6).

Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового
растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового
растения. Какие части различают у цветкового
растения?

Задание 2

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис.
7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ
относят к споровым растениям, а картофель – к
семенным?

Хвощ
               
Картофель

Рис. 7. Представители разных групп
растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за
передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться
рассматривать одноклеточных животных под
микроскопом при малом увеличении; соблюдать
правила обращения с лабораторным оборудованием;
использовать текст и рисунки учебника для
выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для
животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению
лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением
животных”.

Цель: познакомиться со способами
движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и
покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой;
культура инфузорий.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат с культурой
инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым
увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис.
8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте
скорость и направление движения.

Рис. 8. Инфузории

Задание 2

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько
кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за
тем, как ведут себя инфузории. Объясните
поведение инфузорий.

2. Сделайте вывод о значении движения для
животных.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Литература

  1. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами
    экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн.
    для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И.
    Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. –
    (Лабиринт).
  2. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по
    биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. –
    (В помощь школьному учителю).
  3. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: методическое
    пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.
    Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
  4. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для
    учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.
    Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред.
    И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил.

ЛР №1 «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете» 5кл

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Инструктаж по технике безопасности:

  1. Подготовьте свое рабочее место. Ничего лишнего на рабочем столе не должно быть.

  2. Внимательно выслушайте задания и объяснения учителя.

  3. Лабораторную работу выполняйте четко по инструкции, предложенной в ходе работы.

  4. Категорически запрещается пробовать на вкус любые вещества.

  5. По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место: соберите книги, вытрите насухо инструмент и лабораторный стол.

Цель: познакомиться с биологическими приборами и инструментами, правилами поведения и ТБ в кабинете биологии.

оборудование: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, оборудование кабинета биологии.

ХОД РАБОТЫ:

1. Знакомство с правилами поведения и работы в кабинете биологии. Назовите главные из них.

2.Составление таблицы.

Название приборов и инструментов

Рисунок

Для чего используют

Пробирки

Предметные и покровные стекла

Чашка Петри

Пинцет

Препаровальные иглы

Термометр

Весы

Мензурка

ВЫВОД: Объясните почему требуется знать и соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории. Какие профессии связаны с работой в лаборатории?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛР №1 «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете»5кл

Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________

Инструктаж по технике безопасности:

  1. Подготовьте свое рабочее место. Ничего лишнего на рабочем столе не должно быть.

  2. Внимательно выслушайте задания и объяснения учителя.

  3. Лабораторную работу выполняйте четко по инструкции, предложенной в ходе работы.

  4. Категорически запрещается пробовать на вкус любые вещества.

  5. По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место: соберите книги, вытрите насухо инструмент и лабораторный стол.

Цель: познакомиться с биологическими приборами и инструментами, правилами поведения и ТБ в кабинете биологии.

оборудование: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, оборудование кабинета биологии.

ХОД РАБОТЫ:

1. Знакомство с правилами поведения и работы в кабинете биологии. Назовите главные из них.

2.Составление таблицы.

Название приборов и инструментов

Рисунок

Для чего используют

Пробирки

Для проведения некоторых химических реакций в малых размерах.

Предметные и покровные стекла

Предметное-для перемещения капли воды с биоматериалом для исследования, покровное — для покрова капли воды с биоматериалом

Чашка Петри

Для выращивания колоний микроорганизмов, замачивания семян

Пинцет

Служит для захватывания и удержания мелких предметов

Препаровальные иглы

Для закрепления биоматериала, отделения мелких частей от целого

Термометр

Для измерения температуры

Весы

Для взвешивания биоматериала

Мензурка

Для измерения объема жидких химических реактивов или растворов. 

ВЫВОД: Объясните почему требуется знать и соблюдать правила безопасного поведения в лаборатории. Какие профессии связаны с работой в лаборатории?

На основании поставленного вопроса, можно ответить это необходимо для нашей безопасности и избежания несчастных случаев. Лаборатория – это место повышенной опасности, там находятся множество различных инструментов, приборов, а также реактивов. Несоблюдение правил работы в лаборатории может привести к травмам. Например, можно порезаться или получить отравление реактивами. С работой в лаборатории связаны следующие профессии: лаборант, физик, химик, кибернетик, биолог, технолог, фармацевт. Все люди этих профессий в той или иной мере связаны с лабораториями

Лабораторная работа № 1

Устройство увеличительных приборов

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.

Ход работы

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

  2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Порядок работы с микроскопом.

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

  2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

  5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 3

Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.

Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника

Ход работы

  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

  4. Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.

  5. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

Ход работы

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.

  2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

  3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

  4. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.

Ход работы

  1. Настройте микроскоп.

  2. Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.

  3. Отметьте особенности строения их клеток.

  4. Прочтите П. 10.

  5. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.

Название ткани

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

Лабораторная работа № 6.

Особенности строения мукор и дрожжей

Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.

Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.

Условия проведения опыта: тепло, влажность.

Ход работы

Плесневый гриб мукор

  1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

  4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.

  2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.

  3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

  4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.

Лабораторная работа № 7

Строение зеленых водорослей

Цель: изучить строение зеленых водорослей

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.

Ход работы

  1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

  3. Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

  4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

  5. Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

  6. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 8.

Строение мха, папоротника, хвоща.

Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.

Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.

Ход работы

СТРОЕНИЕ МХА.

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

  2. Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?

  7. Запишите свои ответы на вопросы.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

  1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

  2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

  3. Зарисуйте побеги хвоща.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.

  2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

  3. Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

  4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща

Лабораторная работа № 9.

Строение хвои и шишек хвойных

Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.

Ход работы

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

  2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение

размер

форма чешуек

плотность

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Лабораторная работа № 10.

Строение цветковых растений

Цель: изучить строение цветковых растений

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.

ход работы

  1. Рассмотрите цветковое растение.

  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

  3. Определите, где находятся цветки и плоды.

  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

  5. Рассмотрите плоды, определите их количество.

  6. Рассмотрите цветок.

  7. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.

  8. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.

  9. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.

  10. Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.

  11. Рассмотрите строение пестика, найдите его части.

  12. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).

  13. Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

  14. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?

Вопросы для формирования вывода.
— какие растения называют цветковыми?

— из каких органов состоит цветковое растение?

— из чего состоит цветок?

5 класс Биология Образец выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы.

Ход работы

Задание Рассматривание кожицы лука

1. Приготовил(а) микропрепарат кожицы лука.

Для этого взял(а) предметное стекло, протёр его, капнул(а) пипеткой каплю слабого раствора йода на чистое предметное стекло. Затем с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделил(а) и снял(а) прозрачную кожицу. Положил её в каплю слабого раствора йода на предметное стекло.Расправил(а) кожицу препаровальной иглой и накрыл(а) покровным стеклом.

2. Рассморел(а) микропрепарат под микроскопом. Нашел(а) отдельные клетки, рассмотрел(а) клетки увеличении в 80 и в 300 раз.

3. Зарисовал(а) клетки кожицы лука

t1664730447aa.jpg

1. Клеточная стенка

2. Цитоплазма

3. Вакуоли

4. Ядро

Вывод: увидел(а), что кожица чешуи лука состоит из клеток, клетки плотно прилегают друг к другу, рассмотрел основные части клетки-ядро, цитоплазму, клеточную стенку

Выполните задание:

1. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 

А) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.

B) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.

C) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

D) Накройте покровным стеклом.

E) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль.

F) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

2. Цитоплазма в клетке

неподвижна

постоянно медленно движется

хранит наследственную информацию

содержит зеленый пигмент хлорофилл

3 Защищает содержимое клетки от внешних воздействий

A) цитоплазма B) вакуоль   C) ядро D) оболочка

4. Каким ученым была открыта клетка

A) Антони ван Левенгуком B) Шлейден Матиасом C) Робертом Гуком D) Шванн Теодором

5. У клеток растений клеточную мембрану снаружи покрывает

A)ядро B) цитоплазма C) клеточная стенка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к кухонным весам скарлет
  • Инструкция к кухонным весам supra
  • Инструкция к кухонным весам sinbo
  • Инструкция к кухонному процессору энергия кп 1580е
  • Инструкция к кухонному комбайну мулинекс мастер шеф 750