Инструкция к методике классификация предметов

Методика «Классификация предметов».

Применяется
для исследования процессов обобщения
и абстрагирования, но дает также
возможность анализа последовательности
умозаключений, критичности и обдуманности
действий больных, особенностей памяти,
объема и устойчивости их внимания,
личностных реакций больных на свои
достижения и неудачи. Метод предложен
К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским
и Б.В.Зейгарник.

Для
проведения эксперимента используется
колода из 68 карточек, на которых изображены
разнообразные предметы и живые существа.

Перед
началом эксперимента экспериментатор
тщательно перетасовывает всю колоду
карточек, подает ее испытуемому и говорит
«Разложите эти карточки по группам —
что к чему подходит». Это так называемый
«глухой» этап инструкции. На первом
этапе важно записать, как больной пытался
ориентироваться в новом задании, сам
ли он понял задачу. Начал ли он сразу
объединять предметы по «сортам», либо
стал класть рядом то, что в жизни часто
бывает рядом (например, одежду и шкаф,
морковь и кастрюлю, стакан и стол и
т.д.).

После
того, как больной выкладывает на стол
15-20 карточек, экспериментатор оценивает
составленные группы и начинается 2 этап
работы.

Инструкция:
«Я уточню Вам условие задания. Вам нужно
объединять карточки в группы на основании
какого-то общего признака, и назвать
каждую группу одним словом».

Если
больной правильно обобщает, анализирует
и синтезирует, у него должны получиться
следующие группы:

«Люди»,
«Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые»,
«Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья»,
«Цветы», «Измерительные приборы»,
«Школьные принадлежности», «Транспорт»,
«Мебель», «Одежда», «Посуда».

Тогда
экспериментатор переходит к третьему
этапу классификации. На третьем этапе
предлагается следующая инструкция:
«Раньше Вы соединяли карточку с карточкой,
а теперь нужно соединить группу с группой
так, чтобы групп осталось всего три».

Если
испытуемый способен к сложным обобщениям,
то он собирает три следующих группы
«Живая природа», «Растения», «Неодушевленные
предметы».

При
интеллектуально-мнестическом снижении
по органическому (алкогольному) типу у
больного часто возникают серьезные
затруднения при выполнении таких
мыслительных операций, как анализ,
синтез, формирование понятий по
обобщенному признаку. Тогда его мышление
тяготеет к конкретному, и он устанавливает
конкретные ситуационные группы: например,
объединяет бабочку с цветком, так как
бабочки садятся на цветы, или объединяет
моряка с пароходом и т. д. Такие испытуемые
вообще не доходят до третьего этапа
выполнения задания, эксперимент
прекращается раньше.

У
больных шизофренией при выполнении
этой методики наблюдается феномен
искажения мыслительных операций. Решение
такой мыслительной задачи, как
классификация, предполагает анализ
условий, выделение совокупности
существенных признаков предметов,
объединение понятий по этим общим
признакам. Все эти возможности: выделения
общего признака, сопоставления, обобщения,
абстрагирования – остаются у больных
шизофренией сохранными довольно долго,
но тот признак (критерий), на который
больной опирается при решении аадачи,
не является значимым, существенным. В
использовании критериев больной не
опирается на общечеловеческий опыт, не
опирается на практику. Феномен отказа
от общезначимых критериев, опора на
латентные признаки в классификации и
назван искажением. Например, больной
объединяет птиц, самолет и пчелу на
основании критерия, что они все «летающие»
(а общий признак «живое»-«неживое»
ускользает от внимания больного).

Методика
«Классификация» выявляет также нарушения
не только операционального, но и
мотивационного звена мышления у больных
шизофренией, в частности, феномен
разноплановости: при решении одной и
той же задачи больной исходит из разных
установок, используя одновременно
несколько критериев. При этом больной
нечувствителен к противоречиям в
суждениях. Например, больной начинает
правильно раскладывать группы
«Измерительные приборы», «Деревья»,
«Инструменты», и вдруг раскладывает
следующие группы по доминирующему цвету
(«красные», «синие» и т.п. – другой
критерий). Если экспериментатор говорит,
что должно быть одно основание
классификации – любое, но одно – больной
шизофренией, как правило, отказывается
исправлять ошибки, настаивая на
правильности своего решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Достаточно простую, но при этом крайне эффективную систему оценки психологического состояния человека, используемую как в России, так и за рубежом, предложил наш соотечественник – ученый Сергей Леонидович Рубинштейн. Методика «классификация предметов», созданная в конце прошлого века, сохраняет статус одной из самых востребованных в современной психологии.

Личность создателя

Сергей Леонидович Рубинштейн — один из самых выдающихся отечественных ученых ХХ века в области философии и психологии. Основываясь на системе философских воззрений на психологическую природу человека, Рубинштейну удалось создать философско-психологическую концепцию человека. В ней обобщались деятельностная, поведенческая, сознательная, духовная и психологическая жизнь индивидуума.

Исследования Рубинштейна и составленные на их основе труды создали фундамент для развития психологии как в России, так и в мире. К примеру, методика «Классификация предметов» используется для оценки психологического состояния человека и в настоящее время.

К сожалению, Сергей Леонидович был вынужден преждевременно прервать свою научную деятельность – разразившаяся война против «космополитов» стала причиной его увольнения.

классификация предметов методика

Одним из итогов скрупулёзной работы С. Л.Рубинштейна является система выявления психологических отклонений, под названием «Классификация предметов» — методика, позволяющая путем несложных тестов провести анализ психологического состояния человека. Система была предложена К. Гольдштейном, а развита Л. С. Выготским, Б. В. Зейгарник и С. Л.Рубинштейном.

Развитие патопсихологии

Выделить патопсихологию в отдельную отрасль науки обязали события середины ХХ столетия. Кровопролитные войны и возникающие у участников боевых действия болезни, проявляющиеся в нарушении функций мышления, привели к необходимости поиска новых механизмов борьбы с психологическими расстройствами.

Известнейшие ученые-психологи, в том числе С. Л. Рубинштейн, помогали реабилитироваться больным в военных госпиталях. Их опытные исследования внесли неоценимый вклад в отечественную психологическую науку, а также в процесс достижения победы.

методика классификация предметов стимульный материал

Именно в годы ВОВ были накоплены бесценные эмпирические данные, заложенные в основу патопсихологической науки, сформированной как обособленный институт знания лишь к 80-м годам, а также разработана «Классификация предметов» — методика, позволяющая путем несложного анализа выявить психологические болезни у испытуемого.

Принципы патопсихологии

Патопсихологией является дифференцированное направление клинической психологии.

  • Предмет изучения – психические отклонения и расстройства.
  • Задача – выявление причин возникновения болезни, степень ее прогрессирования и поиск способов излечения от данного недуга.
  • Методы – психологический анализ и тесты, позволяющие провести анализ психологического состояния человека, выявить навыки дифференциации, идентификации предметов, мышление.

Одной из самых распространенных среди них является «Классификация предметов» — методика, составленная С. Л. Рубинштейном для выявления психологических расстройств у человека, в частности, проблемы с логикой и умозаключениями.

методика классификация предметов детский вариант

Способ анализа – эксперимент. В отличие от классических инструментов психологии – тестов, эксперимент не имеет временных ограничений. Наоборот, такой показатель, как время выполнения задания, позволяет, в зависимости от степени сложности поставленной задачи, сделать достоверные выводы о психологическом состоянии испытуемого.

Значение методики «Классификация предметов»

«Классификация предметов» — методика, предназначенная для анализа концентрации внимания испытуемого, а также для оценки его общей работоспособности. В отличие от иной методики – «Исключение предметов», где акцент направлен на анализ логического мышления человека, изучение обоснованности предложенных им обобщений, т. е. путем индукции, метод классификации подразумевает дедуктивный анализ. Процедура «классификации» предметов является более трудоемкой, нежели их «исключения». В связи с этим от испытуемого требуется высокая работоспособность.

Методическое сопровождение

Сегодня в каждом первом учреждении здравоохранения, а также в детских садах и школах для изучения психологического состояния людей используется методика «Классификация предметов». Стимульный материал, применяемый для анализа – колода карт с изображениями, соответствующими психологическому состоянию и настроению больного. По разным источникам, колода должна состоять из 68-70 карт. В связи с тем, что методика регулярно усовершенствуется, вполне возможно, что их число будет постепенно возрастать или уменьшаться.

Главное условие для методического материала — использование карточек установленного образца. Изображение, основные штрихи на рисунке, его цвет и вид, а также бумага должны быть выполнены в соответствии с разработанным лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР шаблоном. Так как все указанные показатели имеют важное значение для эксперимента, итоги исследования, выполненного с использованием не соответствующих стандарту карточек, являются недействительными.

Типовые изображения карточек

Стоит отметить, что методика «Классификация изображений предметов» подвергалась модернизации – было предложено заменить изображения на карточки с соответствующими им словами. Как показал опыт, методика «Классификация слов» отличается легкостью обобщения, но трудностями в области концентрации внимания и памяти.

Список слов (примеры):

  • яблоня;

методика классификация предметов интерпретация

  • телевизор;

    методика классификация предметов инструкция

  • фонарь и др.

методика классификация предметов используется для оценки

Порядок проведения

Одним из самых простых способов обнаружения психологических отклонений является методика «Классификация предметов». Инструкция к проведению исследования:

  • Этап 1. «Глухая инструкция» — испытуемому предлагают разложить карточки, предоставленные для проведения эксперимента, по группам. При этом испытатель не дает четких инструкций о том, по какому критерию следует объединять указанные на методических карточках понятия. Если испытуемый задает вопрос о том, как следует формировать группы, руководитель эксперимента должен порекомендовать ссылаться лишь на собственное мнение.
  • Этап 2. Перидическая оценка – руководитель эксперимента должен спросить у испытуемого о критериях группировки. Все высказывания необходимо регистрировать в контрольном бланке. Если формирование групп было проведено на основании правильных критериев, руководитель должен похвалить или подвергнуть критике работу испытуемого. Реакцию испытуемого также необходимо зафиксировать в контрольном бланке.
  • Этап 3. Руководитель предлагает объединить созданные группы карточек в более крупные. Критерий обобщения также остаётся за испытуемым.

методика классификация изображений предметов

Далее проводится оценка результатов работы.

Особенности детской патопсихологии

Для изучения психологического состояния детей также используется методика «Классификация предметов». «Детский» вариант порядка проведения исследования практически ничем не отличается от «взрослого». Исключение составляет лишь количество карт. Для работы с детьми, в зависимости от их возраста, необходимо удалить из колоды все карты с изображениями, неизвестными ребенку. В случае успешного прохождения испытания, в качестве эксперимента и для определения уровня его развития можно предложить добавить в каждую из групп по «взрослой» карточке, обязательно выяснив причину выбора той или иной совокупной группировки.

рубинштейн методика классификация предметов

Однако, ввиду высоких психологических, умственных и временных затрат, указанная методика редко используется для анализа психологического состояния детей. Исключение составляют исследования для выявления шизофренических процессов. В подобных случаях добиться достоверных показателей возможно лишь путем использования данных методик в совокупности – классификации и последующего исключения предметов.

Анализ экспериментальных данных

Проблемы психологического развития с высокой степенью вероятности врачам демонстрирует методика «Классификация предметов». Интерпретация результатов свидетельствует о наличии того или иного заболевания и зависит от следующих факторов:

1. Правильность выделения классификационного признака.

2. Логичность формирования групп.

При этом стоит обратить особое внимание на обоснование выбора отнесения картинки к той или иной группировке. К примеру, некоторые испытуемые относили ложку к инструментам, так как с ее помощью женщины штопают колготки, а уборщицу — к медперсоналу, ссылаясь на стерильность.

Также следует уделить внимание упорству, с которым испытуемый доказывает свою точку зрения.

Соотнесение результатов психологических методик

Данные, полученные в результате проведения методики «Классификация предметов», принято анализировать сквозь призму данных методики «Исключение предметов», так как две указанные системы анализа психологического состояния человека направлены на изучение рациональности мышления. Полученная в результате их проведения информация демонстрирует полную патопсихологическую картину индивида.

Также использовать указанную методику возможно и с иными тестовыми и экспериментальными системами. Однако не стоит забывать, что при наличии у человека психологических заболеваний каждый из проведенных анализов потребует большого объема трудовых затрат, в связи с чем эффективность каждого последующего эксперимента будет снижаться.

Безусловно, проведение эксперимента и анализ его результатов требует соответствующих знаний и навыков. Однако если вы решили провести общий анализ психологического развития ребенка, можно также воспользоваться методикой «Классификация предметов». Безусловно, точные данные получить не удастся, но заполнить игровое время занимательными заданиями будет крайне полезно.

1.

ТГПУ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО
Презентация на тему: методика
«классификация предметов»
Выполнила студентка
факультета психологии группы
521901 Тацей Валерия

2.

ЦЕЛЬ: ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ (АНАЛИЗ И
СИНТЕЗ), А ТАКЖЕ ОЦЕНКА ОБЩЕЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: КАРТОЧКИ
С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ПРЕДМЕТОВ, ЛЮДЕЙ,
ЖИВОТНЫХ И ПРОЧЕЕ

3.

Спасибо за внимание!

4.

ИНСТРУКЦИЯ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ МЕТОДИКИ
1 этап. «глухой» этап. Исследователь выкладывает на стол карточки и просит испытуемого
разложить их: «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит». На вопросы к
инструкции исследователь отвечает так: «Разложите карточки, как считаете нужным».
2 этап. «Я уточню Вам условие задания. Вам нужно объединять карточки в группы на
основании какого-то общего признака, и назвать каждую группу одним словом». У него
должны получиться следующие группы: «Люди», «Животные», «Птицы», «Рыбы»,
«Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Цветы», «Измерительные
приборы», «Школьные принадлежности», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
3 этап. «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с
группой так, чтобы групп осталось всего три». У него должны получиться 3 следующие
группы: «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы».

5.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
В норме: методика не вызывает трудности у людей, группы образуются стандартные.
При снижении уровня обобщения: при легком нарушении группы выделяются правильно,
но их названия формулируются по конкретному признаку . При умеренном нарушении
группы выделяются с ошибками по конкретному признаку. при грубом снижении обобщения
предметы совмещаются по конкретному признаку, образуется множество ситуативных
групп, эти группы могут превращаться в целые сценки или рассказы.
При искажении обобщения: испытуемый опирается на латентные признаки при
формировании групп. Ошибки по типу разноплавности. Группы могут иметь вычурные и
странные названия.
При обстоятельности и ригидности мышления некоторые испытуемые отказываются
класть фрукты и овощи к живым, т.к. они уже сорваны. Или образуют много подробных
групп.

Аннотация

На карточках изображены стандартные предметы для этой методики, которые впервые были подобраны Б.В. Зейгарник.

Тест позволяет диагностировать параметры мышления как взрослых, так и детей от 8 лет. Это одна из наиболее богатых на результаты методика.

Задача испытуемого: разложить предметы по группам. Это не всегда верно удается сделать людям с той или иной психопатологией. Исследования Зейгарник, Рубинштейн, Собчик, Семаго и др. показывают, что лица страдающие шизофрений выделяют группы по латентным признакам, а лица страдающией органической патологией мозга (деменция, умственная отсталость) организют группы по конкретным признакам. Подробнее об этом можно прочитать в методическом руководстве.

В комплект входит:
1. 70 карточек (9 на 6 см), выполнены на картоне.
2. Практическое руководство с описанием процедуры диагностики, разъяснением результатов в норме и патологии.
3. Коробочка для хранения карточек.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к методике исключение лишнего
  • Инструкция к методике дом дерево человек
  • Инструкция к методике 4 лишний
  • Инструкция к мультиварке мулинекс мк300е30
  • Инструкция к мультиварке скарлет sc 410 на русском