Инструкция как готовить домашнее задание по русскому языку

Как
готовить домашнее задание по русскому языку


1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.

2. Первое, с чего начать
выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.

3. После того, как ребёнок
выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание.

4. Он должен внимательно
прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.

5. Если же задание
письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для
выставления отметки за работу пропускать две строки.

6. Сначала нужно прочитать
текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это
записывается словами.

7. После этого, диктуя его
себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.

8. Текст каждой новой работы
ученик начинает с красной строки (2 см).

9. Писать нужно аккуратным,
разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.

10. Все виды письменных
работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать
красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть
чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы
косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить
буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё
предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией,
но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.

11. Не разрешается
пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную
работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу
заново.

12. После того, как сделано
основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно
списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».

13. Все подчёркивания и
морфемный разбор проводить только графитным карандашом.

Памятки по выполнению  домашних
заданий по
русскому языку в 7-8 классах.

1.           
Работу начинай с работы над ошибками.

2.           
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это
правило.

3.           
Прочитай задания упражнения.

4.           
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

5.           
Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.

Правила списывания предложения
или текста.

1.           
Прочитай предложение, текст.

2.           
Подумай, понимаешь ли ты то, что будешь писать.

3.           
Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишется
каждое слово.

4.           
Списывай частями или целыми предложениями.

5.           
Проверь, правильно ли ты списал.

Проверка безударной гласной в
корне слова.

1.           
Поставь в слове ударение.

2.           
Подбери несколько родственных слов.

3.           
Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.

4.           
Подбери проверочное слово.

5.           
Проверь свою работу.

6.           
Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна ита же
гласная.

Правила списывания.

1.           
Прочитай весь текст.

2.           
Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.

3.           
Проговори предложение, не глядя в текст.

4.           
Прочитай еще раз и запомни написание слов.

5.           
Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.

6.           
Прочитай, что написал.

7.           
Сравни с написанным в книге.

Памятка по чтению

1.           
Посмотри, кто автор статьи.

2.           
Внимательно прочитай статью, рассказ.

3.           
Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.

4.           
Подумай, какова основная мысль текста.

5.           
Чему учит.

6.           
Ответь на вопросы в конце текста.

7.           
Составь план.

8.           
Подготовь пересказ текста.

9.           
Назови действующих лиц.

10.        
Что ты узнал о герое прочитанного произведения?

Как составить план рассказа?

1.           
Прочитай рассказ, наметь его части.

2.           
Раздели рассказ на части.

3.           
Прочитай первую часть, озаглавь её.

4.           
Ту же работу проделай по другим частям.

5.           
Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, посожжет ли
он вспомнить содержание текста).

Заучивание стихов.

1.           
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2.           
Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь
стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и
выражения.

3.           
Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить
мелодию, ритм.

4.           
Прочитай стихотворение в третий раз громко и выразительно.

5.           
Через две минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти при
необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в
стихотворении события или его настроение.

6.           
Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в
текст.

7.           
Перед сном еще раз повтори стихи.

8.           
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи
стихотворение по памяти.

Заучивание большого текста

1.           
Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по
четверостишьям, по смысловым отрывкам.

2.           
Выучи первый отрывок.

3.           
Выучи второй отрывок.

4.           
Повтори первый и второй отрывки вместе6.

5.           
Выучи третий отрывок.

6.           
Расскажи по памяти все стихотворение.

Как готовить домашнее задание по русскому языку

1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.

2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.

3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделает более лёгкое задание.

4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, а только после этого выполнять.

5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.

6. Записать в тетради                                     Домашняя работа.

                                                                    Упражнение № …

7. После этого, диктуя текст по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.

8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см).

9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.

10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять

                        — синим шариковым стержнем; 

                        — запрещается писать красными и другими цветными чернилами;

                        — все страницы тетради должны быть чистыми;

                        — исправления ошибок выполняется зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.

11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.

12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».

13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только зелёной ручкой или графитным карандашом.

ПАМЯТКА: Как готовить домашнее задание по русскому языку

Приступать к выполнению домашнего задания надо через час или полтора после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий, но ещё не устать от домашних развлечений, игр с товарищами или на компьютере. Лучше всего начинать выполнение домашнего задания надо в 16 часов. Если есть какие-либо другие важные дела, то, конечно, можно садиться за уроки и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Если вы учитесь во вторую смену, то лучше всего делать уроки утром.

Для начала необходимо приготовить рабочее место.

  1. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.
  2. После того, как правила выучены, необходимо сделать более лёгкое задание.
  3. Требуется внимательно прочитать задание, понять его, только после этого выполнять.
  4. Если задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.
  5. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения.
  6. После этого, диктуя его себе по слогам вслух, записать текст.
  7. Текст каждой новой работы надо начинать с красной строки (2 см).
  8. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, исправлений, с соблюдением полей.
  9. Все виды письменных работ выполняются синим стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправление ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т. к. скобки являются пунктуационным знаком.
  10. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель может не принять на проверку и предложить выполнить работу заново.
  11. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению.
  12. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только зелёным стержнем.

Язык есть вековой труд целого поколения

                                                  Владимир Иванович Даль

Как помочь ребенку правильно выполнить

домашнее задание по русскому языку

К окончанию 4 класса ФГОС предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку:

Требований много, как же помочь ребенку все это усвоить? Особое внимание уделяется соблюдению норм русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников. Это особенно актуально в наше время, т.к. у многих нынешних детей небольшой словарный запас . К сожалению сейчас очень мало семей, где есть домашнее семейное чтение, домашние библиотеки. Сейчас все чаще можно встретить детей с телефоном, чем с книгой. Сегодня на уроках вы все увидели, что учителя уделяют большое внимание работе со словом, с текстом. Но этого недостаточно. Без вашей помощи, уважаемые родители, детям не справиться.

Большое значение в этом имеет подготовка домашних заданий. Сегодняшнее  собрание посвящено актуальной проблеме работы школы – проблеме организации домашней учебной работы школьни­ка. Я расскажу вам об организации учебной работы дома по русскому языку, дам рекомендации как сформировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

.Что же такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений навыков умственного труда. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно  и в срок.

Прежде всего необходимо запомнить несколько правил.

1.сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения

2.обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать.

3.Ребёнок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос (или на другие вопросы), отсылайте ребёнка к учебнику, правилу, памятке, словарю).

4.Законченную письменную работу ребёнок должен проверить обязательно сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценивать усилия ребёнка, отметить его старательное отношение к работе или высказать поощрение.

5.Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребёнок одной чертой аккуратно зачёркивает, а сверху (если это необходимо) пишет правильно, стирать и замазкой пользоваться нельзя. Другие способы исправления недопустимы.

6.Распоряжение переделать работу заново – очень серьёзная мера наказания, её можно использовать изредка, чтобы получить от неё серьёзный воспитательный момент.

7.Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

Ребенок знает правила, но все равно допускает ошибки…

Заведите тетрадь для списывания. Что такое списывание. Это особый вид письменных упражнений, который используется при обучении технике письма, каллиграфии и формировании природной грамотности. Списыванию отводится решающая роль в освоении навыков правописания. Сам по себе навык списывания не сформируется. Первоначальное обучение списыванию осуществляется в школе под контролем педагога. Списывать текст надо обязательно с проговариванием. Дети, которые молчат при списывании, допускают большее количество ошибок. Орфографическое проговаривание необходимо для грамотного письма. Расскажите ребёнку, что если он не просто перепишет текст, а одновременно ещё его и проговорит, он подключит все виды памяти: зрительную, слуховую и моторную.

Ребёнок списывает, соблюдая все алгоритмы, но всё равно ошибок много. Что делать?

До начала списывания скажите ребёнку, что есть три главных хитрости, чтобы в работе ошибок не было:

• диктуй себе слова только так, как написано;

• при письме шёпотом проговаривай по слогам каждое слово;

• не ленись сверять написанное тобой с изначальным текстом.

Самопроверка при письме – это самое главное. Умение проверить то, что написал, найти и исправить ошибки – это работа на успешное будущее, будь то ВПР, ОГЭ или ЕГЭ.

Вот основные памятки для начальной школы.

К концу 4 класса необходимо прийти к тому, что ребенок должен выполнять д.з самостоятельно и вам останется только проверить наличие работы.

Алгоритм подготовки домашнего задания

по русскому языку

  Джалкуева Елена Каюмовна, учитель русского языка и литературы

1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.

2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.

3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделает более лёгкое задание.

4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.

5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.

6. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами.

7. После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.

8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см).

9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.

10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.

11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.

12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».

13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только графитным карандашом.

Просмотр содержимого документа

«Алгоритм подготовки домашнего задания по русскому языку »

Как
готовить домашнее задание по русскому языку


1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.

2. Первое, с чего начать
выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.

3. После того, как ребёнок
выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание.

4. Он должен внимательно
прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.

5. Если же задание
письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для
выставления отметки за работу пропускать две строки.

6. Сначала нужно прочитать
текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это
записывается словами.

7. После этого, диктуя его
себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.

8. Текст каждой новой работы
ученик начинает с красной строки (2 см).

9. Писать нужно аккуратным,
разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.

10. Все виды письменных
работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать
красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть
чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы
косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить
буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё
предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией,
но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.

11. Не разрешается
пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную
работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу
заново.

12. После того, как сделано
основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно
списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».

13. Все подчёркивания и
морфемный разбор проводить только графитным карандашом.

Памятки по выполнению  домашних
заданий по
русскому языку в 7-8 классах.

1.           
Работу начинай с работы над ошибками.

2.           
Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это
правило.

3.           
Прочитай задания упражнения.

4.           
Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

5.           
Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.

Правила списывания предложения
или текста.

1.           
Прочитай предложение, текст.

2.           
Подумай, понимаешь ли ты то, что будешь писать.

3.           
Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишется
каждое слово.

4.           
Списывай частями или целыми предложениями.

5.           
Проверь, правильно ли ты списал.

Проверка безударной гласной в
корне слова.

1.           
Поставь в слове ударение.

2.           
Подбери несколько родственных слов.

3.           
Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.

4.           
Подбери проверочное слово.

5.           
Проверь свою работу.

6.           
Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна ита же
гласная.

Правила списывания.

1.           
Прочитай весь текст.

2.           
Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.

3.           
Проговори предложение, не глядя в текст.

4.           
Прочитай еще раз и запомни написание слов.

5.           
Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.

6.           
Прочитай, что написал.

7.           
Сравни с написанным в книге.

Памятка по чтению

1.           
Посмотри, кто автор статьи.

2.           
Внимательно прочитай статью, рассказ.

3.           
Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.

4.           
Подумай, какова основная мысль текста.

5.           
Чему учит.

6.           
Ответь на вопросы в конце текста.

7.           
Составь план.

8.           
Подготовь пересказ текста.

9.           
Назови действующих лиц.

10.        
Что ты узнал о герое прочитанного произведения?

Как составить план рассказа?

1.           
Прочитай рассказ, наметь его части.

2.           
Раздели рассказ на части.

3.           
Прочитай первую часть, озаглавь её.

4.           
Ту же работу проделай по другим частям.

5.           
Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, посожжет ли
он вспомнить содержание текста).

Заучивание стихов.

1.           
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2.           
Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь
стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и
выражения.

3.           
Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить
мелодию, ритм.

4.           
Прочитай стихотворение в третий раз громко и выразительно.

5.           
Через две минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти при
необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в
стихотворении события или его настроение.

6.           
Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в
текст.

7.           
Перед сном еще раз повтори стихи.

8.           
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи
стихотворение по памяти.

Заучивание большого текста

1.           
Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по
четверостишьям, по смысловым отрывкам.

2.           
Выучи первый отрывок.

3.           
Выучи второй отрывок.

4.           
Повтори первый и второй отрывки вместе6.

5.           
Выучи третий отрывок.

6.           
Расскажи по памяти все стихотворение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

СТРУКТУРА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Организационный момент длится 2 – 3 минуты. Следует отметить отсутствующих учащихся, обратить внимание на внешний вид учеников, состояние класса. Организационный момент предназначен для создания у детей рабочей настроенности. Не должен быть затянут, так как это может привести к появлению методических недочётов в организации урока.

На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются: 1) проверка письменных домашних заданий; 2) проверка теоретических знаний; 3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков.

Проверка письменных домашних заданий – это средство выяснения уровня знаний, умений и навыков по пройденному на предыдущем уроке материалу, средство установления преемственной связи между уроками. Проверка домашнего задания должна быть регулярной, разнообразной. Стандартная форма проверки – сплошное устное комментированное чтение. Проверку домашнего задания можно активизировать следующими способами:

1.Проведением выборочной проверки, требующей от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты и классифицировать их в соответствии с целевой установкой.

2.Самопроверка, позволяющая учащимся проверить выполненную работу путём сличения с образцом, заранее записанным на доске, с помощью словарей, справочных пособий и т.д.

3.Взаимопроверка, позволяющая учащимся обменяться тетрадями и отметить ошибки в работах друг друга. Можно также привлечь консультантов, помощников учителя.

4.Выполнение задания аналогичного домашнему. В этом случае домашнее задание проверяется учителем после урока.

5.Написание различных диктантов, включающих в себя слова, словосочетания, предложения из домашнего упражнения.

Проверка домашнего задания должна проводиться в начале урока и длиться до 10 минут.

2.Опрос на уроках русского языка.

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Проверка теоретических знаний, умений учащихся осуществляется при помощи опроса. К сожалению, формы опроса крайне однообразны. В основном это ответ у доски 2 – 3 учеников при бездействии остальной части класса или фронтальный опрос. Всё это не может дать учителю объективной картины реального уровня знаний каждого ученика, а тем более большинства учащихся по русскому языку. В связи с этим к проведению опроса предъявляются определённые требования:

1.На уроке необходимо сочетать все виды опроса (устный и письменный; индивидуальный, фронтальный, уплотнённый).

2.Опрос должен активизировать мыслительную деятельность учащихся.

3.При опросе нужно следить не только за содержанием ответа, но и за речью ученика. Привлекать учащихся к дополнению, рецензированию ответа с места, к постанове вопросов отвечающим.

4.Опрос должен строиться так, чтобы выявляемые знания подкреплялись примерами.

5.Вопросы должны быть чёткими, ясными, не допускающими односложных ответов.

Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.

Одной из самых распространённых форм опроса является фронтальный опрос. В таком опросе участвует весь класс. Он достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее изученное. Используется при необходимости быстрой проверки знаний одновременно у большого количества учащихся и повторении значительного по объёму материала. В течение урока задаётся большое количество вопросов, требующих краткого ответа. Вопросы задаются всему классу, а затем отвечает на них учеников, которого учителю нужно спросить. Одному и тому же ученику в течение урока можно задать 4 – 5 вопросов и выставить поурочный балл. Поурочный балл может быть выставлен нескольким ученикам. Таким образом, может происходить накопление оценок за четверть.

Фронтальный опрос имеет и явные недостатки:

«1.Ограничивает возможность развёрнутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. При опросе превалируют односложные, краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи учащихся.

2.Краткость, отрывочность ответы на уроке приводит к тому, что изученные факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы. Они запоминаются как разрозненные, не связанные между собой единицы. У учащихся не развивается навык систематизации изученного.

3.Возможность отвечать на уроке односложно, не развёрнуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьёзно. А это отрицательно сказывается на прочности усвоения материала в целом» (Методика преп. русск. Языка. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М., 1990. – С. 295).

Уплотнённый опрос заключается в том, что для ответа одновременно вызывается не один, как обычно, а несколько учащихся (от двух до четырёх и даже пяти), каждому из которых даётся особое задание-вопрос. Пока один из вызванных отвечает, другие готовятся к ответу.

Такой опрос следует применять очень осторожно, так как ученики, которые готовятся к ответу на какое-то время, иногда и на очень длительное, выключаются из общей работы класса. Кроме того, часть учащихся не слушает отвечающего, а следит за доской. Хорошо, если в классе есть оборотная доска. В то же время при оборотной доске учитель не имеет возможности следить за работой у доски. Лучше в таком случае использовать карточки, отсадив опрашиваемых за другую парту. При таком опросе хорошо проверять правописные навыки.

По мнению М.Т.Баранова индивидуальный опрос – «это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем» (с.295 – 296).

Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок, понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.

Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и т.д.

Устное монологическое высказывание может быть, например, о роли причастия в словосочетании; о правиле написания –н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении и т.д. Это может быть задание на воспроизведение теоретического материала учебника с привлечением собственных примеров и примеров из домашнего упражнения.

Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы; коллективное составление 2 – 3 аналогичных таблиц; индивидуальное составление таблиц.

Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу, тестам; различным упражнениям с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек справочного характера.

Что касается характера вопросов при опросе, то они могут быть следующего характера: 1) вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д., например: какие слова называются синонимами? Какие простые предложения называются односоставными? И т.д. 2) вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей между явлениями, например: почему перед союзом как запятая не всегда ставится? От чего зависит выбор букв о и е в суффиксе существительных –ок- (-ек-)? И т.д. 3) вопросы, требующие применения знаний к данным примерам. Учитель записывает на доске слова в определённых формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на примеры, ответить на вопросы: докажите, что это синонимы? В какой форме находятся данные слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах? И т.п

3.Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала.

Цель подготовки к восприятию нового материала является вызывание у учащихся интереса к новой теме. Этого можно добиться созданием проблемной ситуации, которая может быть создана путём предъявления задания поискового характера, путём постановки вопроса, для ответа на который нужно усвоить новый материал.

Изучение нового материала – это один из наиболее трудных структурных элементов урока. Основная задача объяснения нового материала состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы – грамматической, орфографической, пунктуационной и т.д.

При объяснении нового материала используются следующие методы: слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, лекция, самостоятельная работа с учебником. Все методы объединены в объяснительные и поисковые (проблемные). Объяснительные методы – это те, когда материал подаётся учителем в готовом виде. Их лучше использовать: 1) когда объём материала большой; 2) когда даётся тема практического характера; 3) когда процесс получения знаний отнимает много времени; 4) когда класс не способен активно усваивать новый материал. Так слово учителя используется при большом количестве информации, при её достаточной сложности. Учитель аргументированно излагает новый материал, используя различные приёмы (применение наглядности, обобщение, синтез, анализ), а ученики слушают и стараются понять.

Наблюдение над языковым материалом применяется, когда материал не слишком сложный и объёмный, не содержит большого количества теоретических моментов (в противном случае применяется метод слово учителя).

Поисковые методы – когда учащиеся в процессе наблюдения над фактами языка добывают знания самостоятельно. Поиск разумеется должен проходить под наблюдением учителя. Чаще всего это метод беседы и самостоятельная работа с учебником.

При беседе учитель объясняет материал и задаёт вопросы по ходу объяснения. Ученики отвечают и задают свои.

Самостоятельная работа с учебником применяется при небольшой сложности материала. Ученики самостоятельно читают параграф, затем, если материал им понятен, выполняют упражнения, правильность выполнения которых контролируется учителем. В большинстве же случаев работа с учебником связана с составлением плана.

Учитель не должен ограничиваться однократным объяснением материала. В течение урока он может ещё несколько раз объяснить новый материал. Таким образом, произойдёт первичное и вторичное усвоение материала. Первый раз объяснение должно быть подробным, второй раз более сжатым, третий раз – в виде таблицы или схемы.

Таким образом, на любом уроке первичного усвоения нового материала должно быть:

1. Обращение к ранее пройденному в целях подготовки к восприятию нового.

2. Наблюдение над языком с целью выявления признаков изучаемого понятия.

3.Чтение определения, формулировки правила с целью выделения каждого признака понятия. Перед чтением обязательно должна быть поставлена задача (найти в учебнике ответ на поставленный вопрос, выделить то, о чём на уроке не говорилось, подготовиться к объяснению таблицы, составить план параграфа и т.д.).

4.Анализ формулировок, определений и правил, помогающий ученикам увидеть в частном общее.

5.Выделение существенных и несущественных признаков понятия.

6.Чтение учащимися образцов рассуждения.

7.Проверка усвоения теории.

Объяснение нового материала занимает на уроке до 20-ти минут.

4.Закрепление знаний, умений и навыков.

Объяснение понятия или правила – это лишь начальный этап его усвоения. Подлинное овладение знаниями происходит только в процессе их применения, во время работы над упражнениями. Применить понятие или правило значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.

Вообще закрепление может быть двух видов:

1)первичное закрепление; 2)закрепление умений и навыков как урок закрепления.

Под знаниями следует понимать определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала. Второй этап – выработка умений. Умения – это такой уровень усвоения материала, когда школьники при определённом напряжении внимания, памяти способны правильно поставить знак препинания, ту или иную букву. Но это ещё не навыки. Навыки – автоматизированные умения – третья ступень изучения материала.

Как уже было сказано, главным методом на этапе закрепление является упражнение.

Работа учеников над упражнениями может быть организована следующими образом:

а) полусамостоятельная работа. Первые задания, которые даются после проверки усвоения понятия или правила, должны выполняться коллективно с помощью учителя. Эти задания чаще всего предусматривают обнаружение изучаемого понятия;

б) полусамостоятельная работа. Степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. Предварительно могут разбираться только трудные для них случаи;

в) самостоятельная работа репродуктивного (воспроизводимого) характера;

г) самостоятельная работа творческого характера.

На каждом из перечисленных этапов можно использовать следующие виды упражнений:

I этап – комментированное письмо, предупредительный диктант (устная работа + коллективная или индивидуальная);

П этап – самостоятельная работа + воспроизведение – диктант «Проверяю себя», выборочный, объяснительный, различные виды осложнённого списывания, различные виды разборов, алгоритмы;

Ш этап – самостоятельная работа + творческая – различные виды осложнённого списывания, свободный и творческий диктанты, изложения, сочинения, работа по составлению связных текстов, свободное списывание, грамматико-стилистическое конструирование, редактирование текста.

Таким образом, работа над упражнениями на этом этапе должна идти от простого к сложному.

На этапе закрепления можно широко использовать дидактический материал. При его использовании нужно учитывать следующее:

1.Текстовый материал должен отвечать теме урока: содержать необходимые орфограммы и пунктограммы, материал для наблюдения над различными изучаемыми явлениями и фактами.

2.Отобранный материал не должен нарушать целостную систему тренировочных упражнений, предлагаемую учебником. Он призван дополнить её и способствовать реализации воспитательных целей урока.

На этап закрепления знаний, умений и навыков выделяется 15-20 минут.

5.Подведение итогов. Задание работы на дом.

Функция этапа подведения итогов заключается в выяснении степени осознанного усвоения нового материала. По мнению М.Т.Баранова, для её реализации нужно ставить вопросы, требующие осознанного ответа, т.е. какие-то конкретные вопросы: например, почему в предложениях с однородными членами не всегда ставится запятая? Методист считает, что вопросы обобщённого характера ставить нецелесообразно.

По мнению же многих других методистов, можно задавать вопросы обобщенного характера: что вы узнали нового на уроке? Что называется тем-то?

На этапе подведения итогов идёт оценка работы учеников.

Задание на дом является важным структурным элементом урока, обеспечивающим преемственность в работе и непрерывность в обучении. Учебная работа по русскому языку, выполняемая дома, — это самостоятельная работа, успех которой определяется сформированностью умений. Учитель должен научить детей работать самостоятельно: уметь распределять время, работать с учебником, словарями дополнительной литературой, составлять план теоретической части заданного параграфа, пользоваться графическими обозначениями и т.д. При задании на дом должна быть органическая связь домашней и классной работы. Основные требования к домашним заданиям:

1.Задание должно быть прокомментировано и записано на доске и в дневниках. Можно даже заставить повторить его одного-двух учеников.

2.Предпочтительно предлагать виды упражнений, аналогичные тем, которые отрабатывались в классе под руководством учителя (списывание, составление таблиц, придумывание предложений, подбор примеров, написание сочинений, образование форм слова, подбор однокорневых слов, различные разборы и др.). Не следует давать домашних заданий по материалу, который не был ещё объяснён на уроке и который заведомо является трудным для учащихся, или такой вид упражнений, подобное которому ещё не выполнялось ни разу на уроке.

3.При определении объёма работы следует исходить из средней нормы времени, затраченного на приготовление задания, дня недели, загруженности учащихся другими предметами.

Опыт показывает, что домашнее задание не должно занимать более 30 – 40 минут (от 4 к 9 классу) на выполнение устного и письменного заданий. Упражнение для письменной работы лучше давать объёмом в 4 – 6 строк (у Текучёва – 8 – 10) – в 5 – 7 классах и 6 – 8 строк (у Текучёва 10 – 15) – в 8 – 9 классах. Если предлагаются нестандартные задания (составление предложений, написание сочинений), то в итоге желательно получить тот же объём работы, что и при выполнении стандартных упражнений.

4.Домашние упражнения могут и должны быть не только письменными, но и устными. Это необходимо для того, чтобы ученик хорошо знал то, что ему задано, не только в тот момент, когда это потребуется, а и на следующий день и позже и умел воспроизвести свои знания в любой момент, когда это потребуется без помощи записанного накануне.

5.Нужно дифференцировать задание на дом: предлагать 2-3 варианта заданий для разных групп учащихся; задания по интересу и выбору.

6.Домашнее задание по выбору может основываться на дидактическом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и даёт возможность ученикам попробовать силы в различных по характеру работах. Так, к одному и тому же упражнению можно дать разные задания: списывание без дополнительного задания, списывание с распределением слов (предложений) на группы, составление таблиц и заполнение их примерами из данного упражнения и т.д. Всё это способствует повышению интереса к домашнему заданию.

Домашнее задание нужно предлагать компактно в конце урока, оставив для этого 2-3 минуты. Хотя методисты говорят, что можно давать домашнее задание и сразу после объяснения нового материала, т.е. в начале урока.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как вести себя на уроке русского языка
  • Инструкция как вести себя при теракте в школе
  • Инструкция как вести себя при пожаре в школе
  • Инструкция как вести себя при обстреле
  • Инструкция как вести себя при землетрясении