Инструкция как играть на синтезаторе

Электронный инструмент даёт больший функционал, нежели акустика. Поддерживает меньшее количество октав, поэтому у него меньше клавиш в сравнении с традиционным пианино, что гораздо облегчает обучение игре на синтезаторе с нуля.

Можно ли научиться играть самостоятельно

Рассматривая, как научиться играть на синтезаторе, начнём с того, что у каждого инструмента есть механизмы конфигурации характеристик, продолжительности звучания, что дает возможность новому проводить эксперименты.

Полупрофессиональные варианты включают в себя программы для обучения, используя которые, возможно самостоятельно с нуля начать играть.

  • Пройдите он-лайн курс “Фортепиано- это просто”. Пожалуй, самый лучший курс по фортепиано и синтезаторе в рунете.

Знакомство с инструментом

Благодаря подсвеченной клавиатуре инструмент сообщит, как грамотно извлекать ноты, аккорды, идти по ритму. Вшитый автоаккомпанемент способен доиграть вместо человека аккорды, которых недостаёт. Так что это гораздо легче, чем даже, например, на гитаре.

Принципы игры

Немаловажно осознавать, что на львиной доли музыкальных инструментов в игре задействованы две руки. В этой конкретной ситуации, произведения основаны на принципе: левая сопроводительная, правая — соло. Потому посмотрите на клавиатуру. В обязательном порядке удостоверьтесь, что она нормальных габаритов, чтобы позднее не учиться заново.

Нотная грамота

В чем необходимо удостовериться, чтобы уроки на синтезаторы были действенны? Первое, ознакомиться с октавой. Это повторяющиеся элементы, на них основана клавиатура инструмента. В книгах по музграмоте возможно отыскать наименования октав: первая, большая, малая и т.д. Однако они есть на рояле, фортепиано. А на синтезаторе их меньшее количество. Потому внимательно исследуйте документацию на инструмент и понять, какие октавы включает. Первая всегда есть, с нее стартует отсчет других. Синтезатор напоминает фортепиано, число октав у них различается.

Чтение нот

Фрагменты ноты – совокупность символов. Головка — это белый или черный овал, показывающий, какую ноту воспроизвести исполнителю. С элементом объединяется тонкая вертикальная линия – штиль, который направляют вверх, вниз, что не отражается на характеристиках ноты, однако служит для удобного взаимодействия с нотным станом. Конец оканчивается флажком, нацеленным в правую часть. Объединение 3 фрагментов образует данные для музыканта о продолжительности ноты и звучании.

Длительности нот и пауз

Садитесь за инструмент, клацайте клавишу и посчитав до 4, отпустите. Это целая нота.

Вот целая пауза (продолжительность аналогичная – 4 счета).

Чтобы извлечь половинную ноту, считаем до двух, отжимаем клавишу, вновь нажимаем, просчитываем недостающие 3-4. Таким образом данная половинная нота обозначается на письме:

Четвертная нота. На каждый счет нажимаем клавишу. Выглядит:

Восьмая вполовину короче, нежели четвертная. Это означает, что необходимо играть по 2 ноты на 1 счет. Для удобства лучше про себя говорить так: раз-и-два-и-три-и-четыре-и. На письме ее изображают с хвостиком:

На изображении сверху восьмая нота, пауза и две восьмых, объединенные меж собой (они объединились хвостиками)

Имеются 16-ые:

и 32-ые:

Встроенные тембры

Тембр – звук, которым обладает конкретный музыкальный инструмент в оркестре или сделан в цифровом виде. Инструменты могут играть свыше 660 тембров и использовать дополнительно встроенные тембры.

Традиционно имеется до 300 тембров, которые отражают звук различных музинструментов – традиционных, национальных, неоркестровых и много созданных звуков.

Автоаккомпанемент

Синтезаторы, имеющие автоаккомпанемент — известные, в них, кроме многочисленных тембров есть подбор автоматического аккомпанемента. Потому они применяются для сопровождения музыкой разных праздников, как более дешёвая замена живой группе. При некоторой практике возможно, применяя вшитый комплект стилей, сделав собственный, достаточно правдиво сыграть какую-либо современную композицию.

Тона и полутона

Полутон по-европейски – самая минимальная дистанция меж 2 звуками. На пианино полутон появляется меж 2 самыми близкими по месту клавишами. Меж белой и черной, или меж двумя белыми, когда меж ними черная отсутствует.

Тон включает в себя 2 полутона. Появляется меж 2 соседними белыми, когда меж ними присутствует черная. Или меж 2 соседними черными, когда меж ними – белая. Или меж белой и черной, когда меж ними – еще 1 белая:

Лады и тональность

Прослушивая музыку можно знать, что мелодии будут иметь различную высоту звука. Помимо этого, произведения написаны в определенном ладу, самые известные из них минор, мажор. Высота лада — это тональность.

Одно произведение возможно обыграть от различных тоник, звук будет идентичным, но отличаться высотой. Это означает, что произведение сыграно в различных тональностях.

Другие важные особенности обучения

Если кто-то берёт уроки игре для начинающих на синтезаторе, может всё же привыкнуть к неграмотной манеру игры, её позднее будет трудно изменить. Помимо этого, нужно чётко очертить собственные задачи, к примеру, в той ситуации, когда нет грандиозных планов в отношении покорения эстрады, то можно, конечно, просто просмотреть учебные видео самоучителя игры на синтезаторе в Сети. Для планов посерьёзнее, рекомендуем записаться на обучение игре на синтезаторе с профессионалом. В Москве множество подобных школ и онлайн-курсов.

Как научиться играть двумя руками

Тем, кто только осваивает азы обучения на синтезаторе всегда весьма непросто играть, при этом задействуя две руки. Ладно, две – одной тоже довольно сложно перебрать клавиши, когда впервые решили сыграть. Учтите немаловажный нюанс аппликации: крайние два пальца нажимают по белым, а средние три — по тёмным. Знание данного несложного правила упростит вам начальные музыкальные упражнения.

Вначале нужно справиться правой рукой. Она ведущая – зачастую играет главную мелодию, левая – аккомпанирует.

Но дополнительная роль не означает, что её улучшением возможно пренебречь, напротив, левая рука должна быть тоже постоянно задействована.

Играйте по очереди обоими, прикасаясь к клавишам подушечками.

Если шанс научиться после 30-40 лет

В таком возрасте переживать не стоит. Не обязательно быть ребёнком, совсем другие причины повлияют на результат. А результат вовсе не значит автоматически, что уже достигли мастерства. Большее значение имеет, если синтезатор станет положительной частью жизни, прочие замеры не настолько важны. Например, как хорошо играете, изысканны ли произведения, выступаете ли на публике… Это не настолько важно, как то, что можете получать удовольствие.

Награда за учёбу бывает различной. Кто-то весьма качественно играет.Другим образовательный процесс помогает более полно наслаждаться прослушиванием электронной музыки. Третьи просто ищут, как отвлечься, релаксировать на синтезаторе.

Ответы на частые вопросы

Умею на пианино, сложно ли переучиться для синтезатора?

Возможно. Учёба в таком случае проходит в два этапа: первый — срок приспосабливания, второй — улучшение мастерства.

Какова польза от игры?

Синтезатор способен выполнять общественную функцию, хотя зачастую полагают: это инструмент одиночки. Качество игры не связано с полом, возрастом, а только с индивидуальными физиологическими и ментальными способностями, достоинствами, недостатками личных качеств.

Подведем итоги

Когда обучение проходит по книге (а в ней нет звуковых примеров), то в 99 % ситуаций понадобится помощь со стороны. Без наладки техники игры, она не будет правильной. Главная трудность, с которой изначально сталкивается большинство учеников: совмещение непосредственного игры и контроля её качества.

  • Пройдите он-лайн курс “Фортепиано- это просто”. Пожалуй, самый лучший курс по фортепиано и синтезаторе в рунете.

Вступайте в

это скидки на ВЕСЬ товар магазина от 7 до 20%.

синтезатор клавиши

Современные электронные музыкальные инструменты намного удобней, чем громоздкие пианино или фортопиано. Они не требуют много места для хранения, да и включают в себе намного больше функций. Качество звучания, конечно, не такое чистое, но для ежедневных тренировок в небольших квартирах лучше использовать синтезатор. В любом возрасте можно научиться играть на синтезаторе, как в ранние годы, так и после 30 лет. Подробные видеоуроки и инструкции позволят овладеть инструментом с нуля за месяц ежедневных занятий, а дальше останется только нарабатывать технику исполнения.

Содержание

  • 1 Сложность самостоятельного обучения
    игре на синтезаторе
  • 2 Виды и выбор инструмента
    • 2.1 Число клавиш
    • 2.2 Тип клавиш
    • 2.3 Автоаккомпанемент
    • 2.4 Тембры
    • 2.5 Производитель
    • 2.6 Дополнительные эффекты
  • 3 Знакомство с музыкальным инструментом
    • 3.1 Хранилище инструментов
    • 3.2 Автоаккомпанемент
    • 3.3 Параметры звука
    • 3.4 Управление эффектами
  • 4 Как научиться игре на синтезаторе
    • 4.1 Подготовка
    • 4.2 Изучение нотной грамоты
    • 4.3 Чтение нот
    • 4.4 Длительность нот и пауз
    • 4.5 Игра на слух
    • 4.6 Использование тембров
    • 4.7 Работа с автоаккомпанементом
    • 4.8 Лады и тональность инструментов
    • 4.9 Взятие аккордов
    • 4.10 Игра двумя руками
  • 5 Игра без знания нот
  • 6 Особенности обучения детей
    • 6.1 Легкие композиции для обучения
  • 7 Можно ли научиться играть на синтезаторе людям старше 30 лет
  • 8 Видео-уроки игры на синтезаторе

Сложность самостоятельного обучения
игре на синтезаторе

Начать стоит с базовых трудностей, встречающихся на пути любого начинающего музыканта.

В отличие от фортепиано, в синтезаторе может быть аж 600 тембров. На каждый надо уделить время, чтоб хотя бы прослушать. Это нужно для того, чтобы понимать звучание каждого и комфортно работать с инструментом. Но если обратиться к комбинаторике и прикинуть, сколько пар можно поиграть на этих 600 тембрах, то выяснится, что их 179 700 штук. На освоение всех потребуется около года, если заниматься каждый день по 8 часов.

Хотя на деле, конечно, в реальной жизни музыканты используют лишь малую часть из них.

Также стоит отметить, что преподаватели могут посоветовать упражнения для развития музыкального слуха и поправят неверную расстановку пальцев.

Виды и выбор инструмента

Всего существует четыре вида синтезатора:

  1. Аналоговый. Основным отличием аналогового синтезатора является, конечно же, метод синтеза звука: при нем не используются цифровые технологии, а работа ведется с аналоговыми сигналами.
  2. Цифровой. Принцип работы цифрового синтезатора совершенно другой: чтобы получить нужное звучание, необходимо настроить определенные параметры цифрового блока.
  3. Цифровой с аналоговым синтезом. При использовании цифрового синтезатора с аналоговым синтезом используется изменение электронного сигнала при помощи цифровых технологий. Основным отличием от аналоговой технологии является управление генератором базовых колебаний дискретными значениями, а не напряжением.
  4. Цифровой с виртуально-аналоговым синтезом. Моделирование звука при помощи цифрового синтезатора с виртуально-аналоговым синтезом отличается тем, что для него необходимо специальное программное обеспечение. Именно при помощи программного обеспечения и процессора происходит обработка цифровых сигналов.

Чтобы правильно купить синтезатор для новичка, нельзя ориентироваться только на стоимость. В первую очередь нужно изучить основные характеристики.

Число клавиш

Число клавиш влияет на число октава и их диапазон. Бывает:

  • 88 — на 7 октав;
  • 76 — на 6 октав;
  • 61 — на 5 октав.

Больше всего возможностей представляют аппараты с восемьюдесятью восемью клавишами и такое количество клавиш считается наиболее оптимальным для перспективного развития игры.

Тип клавиш

Синтезаторы разделяются на два вида клавиш:

  • механические — громкость и тон звука не зависят от силы нажатия;
  • динамические — клавиши чутко реагируют на нажим.

Для серьезных занятий лучше выбирать динамическую взвешенную клавиатуру.

Автоаккомпанемент

Лучшие модели содержат автоматический аккомпанемент. При включении функции к основному звуку синтезатора прибавятся гитарные басы, барабаны, духовые инструменты. Количество стилей аккомпанемента может быть от 30 до 200.

Тембры

Синтезатор имитирует не только пианино, но и другие инструменты — гитару, скрипку, барабаны. В стандартных моделях присутствует примерно 200-300 вариантов, в профессиональных — до 700.

Производитель

Наибольшей известностью пользуются несколько производителей:

  • Yamaha;
  • Korg;
  • Roland ;
  • Casio.

Выбор популярной модели избавит вас от головной боли при ее настройке, ведь так вы сможете найти подробные инструкции на YouTube.

ямаха синтезатор

Yamaha – самый известный производитель.

Дополнительные эффекты

Помимо аккомпанемента, для придания звуку насыщенности, синтезатор может предложить встроенные хорус, ревербацию и так далее. В самых простых моделях предусмотрено всего по 3-10 эффектов, а в лучших устройствах — от 50 и больше.

Знакомство с музыкальным инструментом

В целом достаточно просто включить инструмент, чтобы уже начать играть на нём, но лучше для начала ознакомиться с полным его функционалом. Этот инструмент назвали синтезатором, поскольку он является синтезом сотни тембров самых разнообразных музыкальных инструментов и сотни готовых аранжировок во всех возможных стилях инструментальной музыки.

Синтезаторы умеют:

  1. Воспроизводить различные инструментальные тембры. У любого тембра есть порядковый номер.
  2. Автоматический аккомпанемент или «самоиграйка» – эта функция упрощает игру на синтезаторе. С помощью нее можно сыграть пьесу в любом стиле или жанре.
  3. Кроме стилей готовых аранжировок можно ещё поэкспериментировать с темпом и высотой звучания проигрываемого аккомпанемента.
  4. Сохранять проигранную мелодию.

Хранилище инструментов

Синтезатор содержит огромную базу тембров, и каждый из них представляет собой отдельный инструмент. Естественно ощущения от игры на гитаре и на синтезаторе совершенно разные, но звук можно настроить на синтезаторе таким образом, что его практически не отличить от гитарного.

Можно сымитировать любой инструмент играя на одном только синтезаторе.

Автоаккомпанемент

Кроме многочисленных тембров в некоторых синтезаторах присутствует подбор автоматического аккомпанемента. По сути, является бюджетной альтернативой живого оркестра.

синтезатор вид сбоку на клавиши

С синтезатором вы почувствуете себя частью живого оркестра.

Автоаккомпанемент создаёт эффект оркестра даже когда играет один человек. А в дальнейшем процесс обучения с автоаккомпанементом упрощается. Да и начинание с этого метода является неплохим решением. Изучение встроенных стилей позволяет развивать музыкальный слух и открывает возможность создания собственного стиля.

Параметры звука

Помимо основных тембров, представляющих собой инструменты, также существуют дополнительные параметры настройки звуков. К ним относится следующие параметры.

  1. Transpose. Позволяет транспортировать определённую мелодию в другую тональность или высоту нот.
  2. Pitch, coarse. Близко к Transpose. В синтезаторах часто используется для небольшого понижения или повышения ноты. Причём можно менять звучание сразу или постепенно, что создаёт интересный эффект.
  3. Tune и Fine. Параметр TUNE служит для изменения звуковой высотности с шагом в полутон. Обычно –24—0—+24.
  4. Portamento или glide. Эти параметры также можно отнести к изменению высоты тона. При включенной опции portamento или glide синтезатор не перескакивает, как пианино, а плавно переходит с одного тона на другой.

Существует также параметр global tuning, он регулируется, как правило, либо по шкале +/— в центах, либо по шкале частоты в герцах. Он имитирует нестабильность частоты, присущую неточным и ненадежным старым аналоговым генераторам частоты.

Для тонкой настройки в тон с другим инструментом может быть предусмотрена настройка, обозначенная как “fine”. Эталонная настройка действует, как цифровой камертон, по которому настраивается тональность инструмента.

Управление эффектами

К самым распространённым относится Хорус и Ревёрб.

  1. Хорус. Эффект хоруса нужен для получения из звучания одного инструмента звучания сразу нескольких. Принцип работы заключается в небольшой задержке сигнала — 10-30 мс, когда сигнал соединяется с главным, выходит эффект, похожий на одновременное звучание двух инструментов.
  2. Посыл. Эффекты посыла предназначены для одновременной обработки сразу нескольких дорожек. При этом входящий сигнал с дорожки 1 возвращается на дорожку 1, входящий сигнал с дорожки 2 возвращается на дорожку 2. В роли эффекта посыла также может выступать любой процессор звука. Идея заключается в одновременной обработке нескольких источников звука одним процессором звука.прорыв
  3. Дилэй – эффект повторения сигнала с задержкой. Иногда его называют эхом.
  4. Реверберация. Ревёрб присоединяется к звуку из акустической среды. Его возникновение объясняется отражением звуковой волны от препятствий и её возвратом в точку прослушивания. Поэтому в восприятии присутствует прямой источник звука и многочисленные отражения от ближайших поверхностей — преград.

Как научиться игре на синтезаторе

Пусть самостоятельное обучение на синтезаторе и напоминает отдалённо фортепиано, но на практике у них не так много общего. По причине особенности игры и предлагаемого функционала синтезатор является более сложным инструментом. Как и с любым другим инструментом, данный требует много практики и хоть каких-то базовых теоретических знаний.

Подготовка

Начинается процесс обучения с подготовки.

Важно понимать, что на значительную часть музыкальных инструментов используются обе руки. В данном случае: левая сопроводительная, правая — соло. Поэтому размеры клавиатуры должны быть комфортны для игры, чтобы не пришлось учиться потом заново, если сначала был выбран не самый удобный вариант.

Поэтому первое, что нужно освоить — это правильная постановка пальцев и позиция за инструментом. Далее нужно изучить минимальную теорию игры на инструменте.

Изучение нотной грамоты

Первое, с чего начинается изучение нотной грамоты — это октавы.

Октавы на примере клавиш пианино.

Октава — это повторные кусочки, на которых построена клавиатура. В книгах по музыкальной грамоте нетрудно найти названия октав: первая, большая, малая и т.д. Именно с первой начинается отсчет других.

Синтезатор в этом плане похож на фортепиано, но количество октав отличается.

Чтение нот

Ноты – это комбинация символов, по которым можно считать музыку. Они как буквы, по внешнему виду которых можно расшифровать послание другого музыканта и воспроизвести.

Новичкам нотные листы кажутся слишком сложными и запутанными, но на самом деле они состоят из нескольких логичных правил. Если их заучить и запомнить расположение нот на стане, вы сможете очень быстро научиться считывать ноты и играть мелодии.

расположение нот

Нота состоит из головки – белого или черного овала. К нему может быть присоединена вертикальная линия (штиль), который подсказывает продолжительность звучания ноты. Данной информации уже будет достаточно, чтобы увидеть смысл в нотной записи.

На нашем сайте есть отдельная статья “как научиться читать ноты“, рекомендуем к ознакомлению.

Длительность нот и пауз

Нажатие на клавишу и отжатие через 4 секунды — это уже целая нота.

целая нота

Вот целая пауза (продолжительность аналогичная — 4 счета).

целая пауза

Чтобы извлечь половинную ноту, можно сосчитать до двух и отжать клавишу, нажать снова, просчитать недостающие 3-4. Таким образом данная половинная нота обозначается на письме:

половинная нота

Четвертная нота. На каждый счет нужно нажать на клавишу. Выглядит:

четвертная нота

Восьмая вполовину короче, нежели четвертная. Это означает, что необходимо играть по 2 ноты на 1 счет. Для удобства лучше про себя говорить так: раз-и-два-и-три-и-четыре-и. На письме ее изображают с хвостиком:

восьмая

На изображении сверху восьмая нота, пауза и две восьмых, объединенные меж собой (они объединились хвостиками)

16-ые:

шестнадцатые

и 32-ые:

32ные

Игра на слух

Не каждый обладает музыкальным слухом. Даже после оканчания музыкальной школы люди не могут повторить услышанную мелодию. Это умение никак не связано с теорией и нарабатывается только практикой. Главное вслушиваться в музыку.

По большому счету можно воспроизвести любую мелодию на слух, если слышать переходы между нотами и отличать каждую из них. Ниже-выше, и вот вы уже нажимаете нужные клавиши.

Современные песни и состоят из однотипных блоков и простых аккордов, выбирать для начала нужно именно такие. Наработать слух не так трудно, как кажется. Всё зависит от вовлечённости человека.

Использование тембров

Тембром называется звук конкретного инструмента из всего списка встроенных в синтезаторе. Также тембром называют звук инструмента в оркестре.

Некоторые синтезаторы содержат до 700 тембров и предлагают комбинации этих тембров. Каждый тембр на синтезаторе пронумерован для удобства, а переключаются обычно клавишами «вверх» и «вниз».

Помимо инструментов тембр может подразумевать цифровой звук диапазона частот.

Работа с автоаккомпанементом

Отдельное место занимают синтезаторы с автоаккомпониментом. Они упрощают обучение, потому что автоаккомпонимент позволяет проиграть мелодию с подробным разбором аккордов. С его помощью один синтезатор может заменить оркестр.

настройки синтезатора

Синтезатор можно очень гибко настраивать под свои нужды.

Разбираясь и изучая мелодию из автоаккомпониманта, процесс изучения для многих становится интереснее. Мелодию с автоаккомпонимета используют на разных праздниках.

На основе встроенных стилей можно прийти к собственному и создать мелодию из нарезанных «сэмплов»

Лады и тональность инструментов

При прослушивании разных мелодий важно помнить, что они обладают высотой звучания. Помимо этого, композиции выполнены на конкретом ладу, например, минор, мажор. Высота лада — это тональность.

Одна и та же мелодия может быть сыграна в различных тональностях. То есть последовательность аккордов не изменится, изменится высота звучания.

Взятие аккордов

Применение аккордов для многих кажется трудным, но на синтезаторе это проще всего. У большинства синтезаторов есть специальный экран (часто LCD дисплей), на нём показано всё происходящее вместе с автоаккомпанементом, где нажатие одной клавиши будет сопровождаться аккордом из трёх нот или одновременно двумя для минорного аккорда.

Экран поможет узнать, как называются аккорды и как их «брать», а с автоаккомпанементом станет понятно, как они должны звучать.

Игра двумя руками

Перед тем, как начать играть двумя руками, надо сначало научиться на одной. Обычно первой идет правая рука, так как она основная. Левая рука выполняет роль аккомпанемента.

Нужно следовать следующему принципу: расположение мизинца и большого пальца приходится на белые клавиши, средний и безымянный пальцы распологаются по тёмным клавишам.

игра двумя руками на пианино

Левая рука выполняет вспомогательную функцию.

Пусть у левой руки роль лишь вспомогательная, но это не значит, что её не нужно развивать. На неё также приходится постоянная нагрузка. Для развития обеих рук можно попробывать играть каждой по очереди.

Расстановка пальцев

Постановка пальцев – одно из самых важных в обучении игры на музыкальных инструментах. Постановка пальцев делается по аппликатуре. В начале можно использовать специальные ноты, в которых для каждой представлен номер пальца. Привыкать становится легче, а в перспективе упрощается процесс обучения.

Упражнения для развития навыка

В первую очередь можно сыграть гаммы — определить один тон и играть в одной тональности разные октавы вверх и вниз. В освоении инструмента это станет неплохим упражнением.

Для развития слуха неплохо поможет прослушивание музыки в автоаккомпонименте.

Игра без знания нот

При полном отсутствии знания нот хорошим помощником станет программа Synthesia. Она полностью бесплатна, и ее можно поставить на Android, iOS, Windows, MacOS.

Ее основная особенность – она показывает не ноты, а клавиши, на которые нужно нажимать в виде “падающих” кубиков. Одним цветом показаны клавиши для правой руки, а другим – для левой. Нажимать их нужно в момент касания нижней линейки. При этом вы видите последующие ноты, и можете заранее к ним подготовиться.

synthesiagame

Скачать программу можно с официального сайта https://synthesiagame.com.

Особенности обучения детей

Домашний вариант обучения игры на синтезаторе — кропотливый труд. На это требуется уделить немало времени. Первоочередная проблема заключается в том, что детям бывает сложно сконцентрироваться на процессе и усидеть на месте.

Если говорить о специальных самоучителях, то многие аспекты теоретической части могут быть не объяснены, либо поданы сложным для ребёнка языком.

Легкие композиции для обучения

После изучения теоретической части и освоения правильной постановки пальцев, появляется желание играть уже какие-то полноценные мелодии. Если начинать сразу со сложных, то неудачи на первых порах могут расстроить и отбить всякое желание продолжать. Поэтому начинать стоит с простых композиций.

Вот 10 таких:

  1. Ludovico Einaudi – Fly
  2. Ólafur Arnalds – Raien
  3. Ludovico Einaudi – Le Onde
  4. Ólafur Arnalds – Erla’s Waltz
  5. Fabrizio Paterlini – Primi passi
  6. Ludovico Einaudi – Monday
  7. Beethoven – Moonlight Sonata
  8. Ludovuco Einaudi – Tu sei
  9. Ludovuco Einaudi – Nuvole bianche
  10. Brian Crain – Wind

Можно ли научиться играть на синтезаторе людям старше 30 лет

Ребёнок быстро всё схватывает. Детский возраст особенен тем, что человеку проще воспринимать информацию и учиться чему либо. Поэтому проще научиться играть на музыкальном инструменте именно в детстве. Но это не значит, что взрослые не могут научиться играть на синтезаторе или других музыкальных инструментов.

взрослый пианист

В любом возрасте можно научиться играть на синтезаторе.

У них есть свое преимущество перед детьми – они занимаются осознанно. Изучая инструмент по собственному желанию, вы сможете добиться хорошего результата куда быстрее, чем дети под принуждением. У вас более развитый ум и вы лучше управляете своим делом, чем маленькие дети.

В старшем возрасте найти время на ежедневные упражнения может быть сложно, ведь время уходит на работу и повседневные заботы. Но вам нужно обязательно выделить хотя бы полчаса в день, чтобы тренироваться. Старайтесь между делом выполнять упражнения на развитие моторики рук.

Синтезатор осваивают и в 40-50 лет. Это доступно каждому в любом возрасте. Так что невозможность научиться играть на синтезаторе после 30 — миф, а детский возраст не такое уж важное условие игры на синтезаторе.

Видео-уроки игры на синтезаторе

Для удобства подобрано несколько видеоуроков для освоенияпо инструмента.

Первый урок. Нотная грамота

Второй урок. Чтение нот

Третий урок. Паузы и ритмика

Четвёртый урок. Встроенные тембры

Пятый урок. Применение автоаккомпониманта

Шестой урок. Тона и полутона

Седьмой урок. Увеличение длительности нот и пауз

Восьмой урок. Лады и тональности

В любом возрасте можно научиться играть на синтезаторе. Лучше, конечно, заниматься под присмотром наставника, который заметит все ошибки и сразу обратит на них ваше внимание. Будет контролировать правильное положение рук, четкость звучания и грамотное проигрывание мелодии. Но если у вас нет возможности заниматься с репетитором, используйте видеоуроки из интернета.

Добро пожаловать в Самоучитель Игры на Синтезаторе!

Основная цель Самоучителя — помочь начинающим музыкантам овладеть игрой на синтезаторе настолько, чтобы уметь исполнять произведения средней сложности, приобрести навыки чтения нот с листа, познакомиться с музыкальной грамотой.

Самоучитель создан на основе моего многолетнего педагогического опыта. Основы обучения на инструменте излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики.

Обучающий материал дается в форме самодостаточных уроков и расположен в порядке возрастающей трудности. Уже с первых уроков вы сможете исполнять небольшие пьески, несложные популярные произведения с автоаккомпанементом.

Все вопросы и предложения, появившиеся у Вас в ходе обучения, вы можете задать в комментариях или на форуме.
Я обязательно отвечу на них.

Желаю Вам успехов!


Нотная грамота - высота звука

Посмотрев этот урок, вы познакомитесь с азами нотной грамоты, с клавиатурой синтезатора,
получите первоначальные навыки игры на инструменте.

Чтение нот с листа - высота звука

Вам кажется, что читать ноты с листа — это сложно?
Из этого урока вы узнаете о некоторых закономерностях записи высоты звука, что поможет вам с легкостью ориентироваться в нотной записи, даже если вы еще плохо знаете ноты и путаетесь в ключах.

Нотная грамота - длительности нот и пауз, ритм, метр, размер

Из предыдущих уроков вы узнали, как в нотной записи фиксируется высота звука. Этот урок посвящен записи ритмической составляющей музыкального материала. Вы узнаете, как обозначается длительность звука, познакомитесь с понятиями «Ритм», «Метр» и «Размер».
На несложных примерах научитесь читать ритмическую запись, разучите популярную песенку двумя руками.

Ипользование встроенных тембров синтезатора. Многослойность.

Урок посвящен тембровым возможностям синтезатора.
Вы узнаете, как использовать несколько тембров одновременно, назначить разные тембры для левой и правой руки, как установить точку разделения клавиатуры.

Автоаккомпанемент. Использование встроенных стилей.

Тема этого урока – автоаккомпанемент. Наличие встроенных стилей дает возможность одному исполнителю создать звучание целого ансамбля или оркестра.
Из этого урока вы узнаете, как, используя эту функцию, из простой одноголосной партии левой руки получить полноценный аккомпанемент.

Нотная грамота: Тон. Полутон. Знаки альтерации

В этом видеоуроке для начинающих вы познакомитесь с понятиями тон, полутон. Узнаете все о знаках альтерации: о диезе, бемоле, дубль-диезе и дубль-бемоле, и, конечно же, о бекаре. А выполнив практические задания на фортепиано или синтезаторе, успешно научитесь применять их на практике.

Нотная грамота: знаки увеличения длительностей нот и пауз.

Не все звуки, встречающиеся в музыкальных произведениях, соответствуют по своей продолжительности основным длительностям, поэтому в нотной записи дополнительно существуют знаки увеличения длительностей — нота с точкой, нота с двумя точками, залигованные ноты и фермата.
Из этого видеоурока для начинающих вы узнаете все об этих знаках, и выполнив практические задания на фортепиано или синтезаторе, успешно научитесь применять их на практике.

Лад и тональность. Устойчивые и главные ступени.

Очередной урок самоучителя посвящен не только теоретическим сведениям о ладе и тональности. Кроме этого вы узнаете об устойчивости и неустойчивости звуков, о главных и побочных ступенях лада, а также научитесь использовать эти знания на практике.

Синтезатор

Все об игре на синтезаторе

Все об игре на синтезаторе

Содержание

  1. Знакомство с инструментом
  2. Как держать руки?
  3. Нотная грамота
  4. Техника игры

Музицирование всегда было неотъемлемой частью жизни человека. В каждую эпоху изобретались новые виды инструментов, улучшались старые. История знает много разновидностей клавишных инструментов: клавишно-духовые, клавишно-щипковые, клавишно-молоточковые. Такие названия, как орган, клавесин, фортепиано, рояль, известны всем. Самым популярным среди них является синтезатор.

Знакомство с инструментом

В позднем Средневековье музыкантам музыки скрипок, труб и других одноголосных инструментов стало мало. Изобретение клавишных инструментов, позволивших играть сразу несколькими голосами, открыло новые возможности для композиторов. Клавишные музыкальные инструменты прошли путь развития длиной в 6 веков. Самым последним достижением в музыке стало изобретение клавишного синтезатора.

Синтезатор – это электронный музыкальный инструмент. В его основе лежат схемы, которые генерируют звуковые колебания. Первым электронным музыкальным инструментом считается «Терменвокс», изобретённый в 1919 году. Однако он не имел клавиатуры, так как управление высотой звука осуществлялось приближением человека к специальным антеннам, улавливающим электромагнитные волны.

Первый синтезатор с клавишами появился благодаря Лоуренсу Хэммонду в 1934 и был назван в честь создателя – Hammond. Это был электронный орган. Отличие органа – возможность играть разными тембрами одновременно, поэтому современные синтезаторы, вопреки популярному мнению, не являются родственниками рояля и пианино, где тембр всего один.

Затем появились одноголосные аналоговые синтезаторы: Mini Moog, Oberheim, Prophet. С развитием цифровой электроники открылась возможность делать музыкальные компьютеры, такие как Yamaha DX-7 и Clavia Nord. В наше время все выпускаемые синтезаторы являются специализированными компьютерами.

Для синтезатора написано множество замечательной музыки. Танцы, песни, марши – всё можно сыграть на этом инструменте. Пьесы для фортепиано тоже хорошо адаптируются для игры на синтезаторе.

Для обучения подойдёт любой несложный репертуар. Также будет кстати какой-нибудь самоучитель по игре на фортепиано.

Основой любого синтезатора является генератор звука. Именно он создаёт тембр. Главным преимуществом синтезатора, по сравнению с другими инструментами, является возможность выбирать различные тембры. Количество тембров зависит от производителя, но в инструментах для домашнего использования их около 400. Стандартный набор звуков содержит тембры скрипок, труб, саксофона, пианино и других инструментов оркестра.

Созданный звук идёт в блок эффектов, где несколько изменяется: накладываются реверберация, фланжер, дисторшн и многие другие эффекты. Любой современный инструмент является мощным компьютером, возможности которого значительно шире, чем у аналоговых инструментов прошлого века. Большинство новых моделей содержат функции обучения, автоаккомпанемента и записи.

Домашний инструмент для обучения обычно имеет клавиатуру синтезаторного типа, похожую по ощущениям на органную. Количество клавиш – от 25 до 88, как у рояля. Бывают клавиатуры, имитирующие молоточки «живого» фортепиано. Важный момент, который нужно уточнять при выборе устройства, – чувствительность клавиатуры к скорости нажатия: если чувствительности нет, то сила нажатия не влияет на громкость ноты. Чувствительность клавиатуры добавляет динамики исполняемым произведениям. Если все звуки звучат одинаково, невозможно различить, где в песне мелодия, а где – аккомпанемент.

Синтезаторы для выступлений не имеют встроенных акустических систем. Также на них нет пюпитра, подставки для нот. Сценические клавиатуры имеют большое количество «крутилок», настроек звука, которые на первых порах не нужны обучающемуся. К тому же инструмент для сцены потребует дополнительных трат на внешние колонки, а хорошие колонки могут стоить как недорогой домашний синтезатор. Кроме того, инструменты такого рода могут быть очень сложными в освоении. У них могут быть такие органы управления, как колёса высоты звука и модуляции.

Сценический синтезатор будет хорошим приобретением при более высоком уровне мастерства, когда у обучающегося будет потребность в более тонкой настройке звука под определённые произведения.

Есть инструменты и с автоаккомпанементом. Эта возможность позволяет музыканту в одиночку исполнять произведения для музыкальных ансамблей только на синтезаторе. Играя правой рукой мелодию, а левой – аккорды песни, исполнитель звучит как целый оркестр с трубами, гитарами и барабанами. В некоторых инструментах также предусмотрен микрофонный вход, который позволяет голосу звучать вместе с аккомпанементом из одних колонок. Большая часть моделей позволяет записать песню с голосом в хорошем качестве. В прошлом веке для такого результата требовалась целая студия звукозаписи. Сейчас такие возможности есть почти в каждом доме.

Выбирать синтезатор стоит, изучив основные характеристики: полифония, тип клавиатуры, количество тембров, наличие автоаккомпанемента, возможности подключения к компьютеру. Стоит проконсультироваться в музыкальном магазине или со знакомым педагогом, чтобы не купить «игрушку» – инструмент, который не подойдёт для серьезных занятий. Зачастую такие модели выпускаются на китайских заводах, отчего и являются недорогими. Обманываться не стоит – хороший инструмент стоит приличных денег.

Для успешного обучения игре на синтезаторе необходимо внимательно изучить инструкцию и полностью разобраться в его функциях. Новичкам стоит брать не самые «навороченные» модели, так как в обилии кнопок и ручек можно запутаться. Если исполняться будут пьесы для фортепиано, нужно позаботиться о возможности подключения педали – она делает звук более тянущимся. На некоторых синтезаторах педаль может отвечать за включение того или иного эффекта или наложение одного тембра на другой.

Современные синтезаторы используются не только для исполнения музыкальных произведений. Их также применяют для создания необычных звуков в кино, мультфильмах и компьютерных играх. Трудно представить фильм про инопланетян, в котором отсутствуют «космические» мелодии.

Как держать руки?

Игра на синтезаторе – не самое простое занятие. От играющего требуются усидчивость и хорошая координация. Для начала следует позаботиться о месте для обучения. В комплект с синтезатором редко входит стойка. Возможно, её потребуется купить отдельно, но эта покупка сильно облегчит обучение. Установить клавиатуру следует так, чтобы можно было положить на неё руки, согнутые в локтях. Оптимальная высота клавиатуры от пола для ребёнка – 40 сантиметров, для взрослого – 65 сантиметров. Удобство при игре очень важно, иначе интерес к занятиям может очень быстро пропасть.

Банкетка (стул для музыканта) не должна быть жёсткой, так как заниматься придётся очень и очень много. Для несформированного детского организма это большая нагрузка, поэтому нужно делать частые непродолжительные перерывы. К примеру, 15 минут занятий нужно скомпенсировать 5-минутным отдыхом или лёгкой физической нагрузкой: бег на месте, приседания. Такой подход позволяет обучить даже «непосед» – очень активных детей.

Методика игры схожа с фортепианной. Ладонь образует собой «купол». Ощущение должно быть такое, как будто в руке находится небольшой мячик или апельсин. Рука не должна свисать с клавиатуры, так как такое положение будет создавать помехи для быстрой игры. Стоит следить за осанкой и положением тела при игре, так как неправильная посадка в течение длительного времени может привести к серьезным последствиям для здоровья.

Локти не должны «висеть». Они должны быть расположены как при плавании в бассейне: между суставом и телом должно быть 10–15 сантиметром. Прижатые к телу локти ограничивают движения, что не позволит комфортно играть двумя руками.

На клавиши нажимают «подушечки» пальцев. В отличие от занятий на фортепиано сила пальцев не требуется. Быстрой и ровной игры поможет добиться лёгкое напряжение самих фаланг.

Давить на клавиатуру не нужно, палец не должен прогибаться. Эта ошибка может навредить как руке, так и инструменту. Клавиатуры дешёвых синтезаторов могут ломаться и без особых усилий.

Верхом мастерства является игра двумя руками. Она требует отточенной координации, потому что в настоящих музыкальных произведениях левая и правая руки играют разные мелодии. Такое разнообразие нот и создаёт ту неземную красоту исполнения песен. Освоение навыка игре в две руки может занять продолжительное время, однако результат этого стоит.

Первоначально следует разучить мелодию, которую играет правая рука, затем аккомпанемент в левой. После разучивания можно постепенно соединять руки и добиваться синхронности. Последнее можно отточить простым упражнением: одна рука стучит один ритм, другая – другой. Начинать это упражнение следует с медленного темпа, а затем ускоряться с каждым проходом. Уже через неделю после начала выполнения такого упражнения появятся положительные результаты. Усложнить упражнение можно, добавив ритм для ноги, сначала для одной. Такая «зарядка» поможет приблизиться к игре двумя руками уже за месяц ежедневных уроков.

Многие начинающие избегают занятий под метроном. Метроном помогает выработать строгость ритма мелодии, делает музыку более «организованной». Однако чрезмерные занятия под метроном могут привести к «механической», безэмоциональной игре. Художественные задачи не ставятся перед начинающими, однако искреннее исполнение добавит музыке, даже в исполнении новичка, красочности. В любом случае метроном на первых порах – лучшее средство для приобретения технических навыков исполнения мелодий и воспитания чувства ритма. Альтернативный способ улучшить последнее – прохлопать ритм мелодии в ладоши.

Во время занятий кисть не должна напрягаться. «Переиграв» руку, можно получить серьёзную травму и никогда не развить беглой техники исполнения. Именно поэтому педагоги уделяют так много внимания технике исполнения.

В среднем срок обучения для достижения хорошего любительского уровня музицирования – 5–6 лет.

Нотная грамота

Невозможно выучить язык, не умея читать. Также и в музыке: для того чтобы научиться играть, нужно овладеть нотной грамотой. В музыкальных школах эти знания дают на уроках сольфеджио и гармонии. Изучением соотношений между звуками и нотами занимаются специально обученные музыканты – теоретики. Тема довольно обширна, но получить необходимые знания возможно и самостоятельно с помощью книг и видеоуроков.

Клавиатура домашнего синтезатора имеет от 2-х до 7-ми октав. В каждой из них находятся 12 клавиш: 7 белых и 5 чёрных. Запомнить ноты по клавишам будет проще, если придумать какую-нибудь ассоциацию. Белые клавиши называются так: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Черные клавиши отвечают за повышение или понижение ноты белой клавиши. Звучать первая черная клавиша будет «между» до и ре. В музыкальной теории такое повышение называют полутон.

Если представить, что на каждой белой клавише написана цифра, то на чёрной клавише должна будет написана цифра на 0,5 больше, чем на предыдущей. В зависимости от того, в каком месте в произведении звучит чёрная клавиша, она будет называться по-разному: диез или бемоль. Например, вторая чёрная клавиша является ре диезом и ми бемолем.

Записываются ноты на линейках, которые называют нотным станом. По нотному стану можно определить, какую ноту нужно играть, в какой октаве она находится и в какое время она должна прозвучать. Палочки от нот (штили) показывают, сколько должна длиться нота. Длительности (восьмая, четверть, половинка и т. д.) зависят от ритмического размера песни, который записывается дробью: 2/4, 3/4 и по аналогии. Размер показывает, сколько длительностей умещается в одном такте. Так, в размере 2/4 поместятся всего одна половинная, две четверти или четыре восьмые.

Тональность произведения устанавливает количество диезов/бемолей, которое может встретиться в музыке. До мажор и ля минор не имеют знаков, ми минор и соль мажор имеют один диез. Пишутся знаки после «закорючек» в начале произведения – скрипичного и басового ключей. Узнать, сколько знаков в тональности, поможет специальная таблица – кварто-квинтовый круг. Наклонение тональности, мажор или минор, определяет настроение песни. Мажор – весёлое и радостное, минор – грустное и плаксивое.

Интересный способ определения характера звучания тональности предложил А. Н. Скрябин. Он присвоил каждой тональности свой цвет: от «жизнерадостного» зелёного до «холодного» тёмно-фиолетового.

Помимо знаков тональностей, могут встречаться и случайные знаки. Их появление основывается на правилах сольфеджио и гармонии. На начальном этапе обучения полного понимания законов музыкальной теории не требуется, однако они необходимы для более серьезного погружения в предмет. В интернете существует огромное количество учебников, которые написаны понятным даже ребёнку языком.

Научиться читать ноты с листа крайне сложно. Необходимо выучить расположение нот на клавишах. Для этого можно пронумеровать клавиши и писать, какой ноте соответствует та или иная цифра. Профессиональные музыканты советуют заучить все расположения диезов и бемолей наизусть. Кроме того, нужно научиться понимать, как пишутся ноты на нотном стане. Для этого тоже подойдёт система заучивания по цифрам: над каждой нотой в тексте нужно подписать соответствующую её клавише цифру. Беглая читка с листа требует и полного понимания, что такое скрипичный и басовый ключи. Знания о том, что такое мажор и минор также смогут помочь в этом нелёгком деле.

Техника игры

Для обучающихся написано огромное количество самоучителей. В книгах даются основы музыкальной теории, сольфеджио и гармонии. Также авторы делятся советами по аппликатуре (каким пальцем лучше сыграть ту или иную ноту). В книгах разбираются простые мелодии, которые можно научиться играть с нуля. Кроме того, приводятся способы, как добиться быстрого исполнения нот с листа. Учебники разделены на отдельные уроки и задания, выполняя которые можно быстро научиться играть на синтезаторе самостоятельно.

В процессе обучения ребёнка музыке важную роль играют его родители. Скорость достижения результатов зависит напрямую от них, так как только мама или папа могут объяснить ему, какую пользу оказывают музыкальные уроки на его интеллектуальное развитие. Тем более только родитель может организовать ученика на самостоятельные занятия без педагога, ведь именно такое выполнение заданий является главным условием для быстрого освоения игры на инструменте.

Развитие навыков исполнения требует ежедневных занятий – как минимум по 30 минут в день.

Необходимостью является и создание условий для обучения. В квартире нужно выбрать такое место, где ученику будет удобно заниматься. Вокруг синтезатора не должно быть большого количества мебели, о которую можно удариться и которая может сковывать движения. Имеет смысл ухаживать за инструментом: протирать от пыли, можно купить защитный чехол. Только в комфортной обстановке занятия в домашних условиях принесут толк.

Научиться играть можно по простым советским песням, музыке из кино и мультфильмов. Как правило, это простые мелодии, которые несложны в освоении. Однако встречаются и сложные популярные песни, которые тяжелы для новичков. В любом случае во время обучения появятся необходимые знания, и даже сложные мелодии в последующем будут легкими в освоении.

Если ученик уже умеет играть на фортепиано, то обучение игре на синтезаторе происходит в разы быстрее. В отличие от тех, кто учится с нуля, обучение делится на два этапа: приспособление к новому инструменту и совершенствование техники. Пусть различия между пианино и синтезатором кажутся людям, далёким от вопроса, несущественными, на самом деле это совершенно не так. Эти инструменты отличаются по звукоизвлечению, соответственно, требуют разных приёмов игры. К тому же синтезатор чаще используют современные музыкальные группы, так как его тембры более универсальны, чем единственный тембр пианино. Эта универсальность требует от музыкантов-клавишников более серьёзных знаний и практики.

Занятия музыкой хороши и для взрослых людей. Когда дома звучит восхитительная мелодия, которую играет на синтезаторе муж или жена, это добавляет уюта семейной жизни. С помощью великой силы музыки можно растопить сердце любого человека, поэтому занятия игрой на синтезаторе рекомендуются также холостым парням и девушкам. Приобщиться к музыкальной культуре можно в любом возрасте, если позволяет время. Работающему человеку тяжело найти свободную минутку, однако обучение игре на музыкальном инструменте стоит уплотнения графика.

Освоить любую мелодию самому дома можно и с помощью специальных программ для компьютера. Множество моделей синтезаторов имеют возможность подключение по USB. Существуют инструменты, которые подсвечивают нужную клавишу, когда её необходимо нажать. Найти ноты практически любой композиции не составляет особого труда. Даже для мобильных устройств существуют программы с нотами пьес и песен. Кроме того, в интернете есть огромное количество обучающих видеороликов с разборами популярных песен. Для новичка, который не успел выучить нотную грамоту, но уже хочет играть песни, – это будет лучшим решением.

Игра на синтезаторе – очень увлекательное занятие. Однако обучение требует большого количества свободного времени и желания. Важно с самого начала определиться, какого уровня мастерства хочется достичь. Если поставить себе цель, то обучение будет проходить намного легче.

Занятия музыкой развивают интеллект, препятствуют возникновению различных психических заболеваний, а также создают поле для самовыражения.

О том, как научиться играть на синтезаторе, смотрите в следующем видео.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как идти на работу без желания убивать
  • Инструкция как вести здоровый образ жизни
  • Инструкция как вернуть налоговый вычет за покупку квартиры
  • Инструкция как вести себя на уроке русского языка
  • Инструкция как вести себя при теракте в школе