Инструкция как писать сочинение по картине

Как писать сочинение по картине?

Чтобы
написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть.
Определить (это очень важно), что находится на переднем плане,
что является фоном картины. Далее уточнить
мелкие детали
, обычно расположенные справа и слева от центра картины.
Важный элемент описания — цветовые особенности картины. А
еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и
настроение
.

Работа
должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и
заключение. Вступление как
правило содержит одно-два предложения и начинается со слов: «Передо мной
картина (художника) (название картины).»

В выводах сочинения написать ответ на вопрос: Понравилась ли мне картина или
нет? Почему?

Памятка

1. Внимательно рассмотри
репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на
переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски
использует художник?

4. Вспомни слова-фразы,
которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания
картины.

6. Подбери подходящий
эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай
проверить взрослому.

Фразы-помощники:

Словарь:

 «художник
изобразил…»

 художник — живописец —
мастер кисти — автор

 «детали сюжета
позволяют понять…»

 картина — полотно —
репродукция

 «колорит
картины…»

 изобразил — показал —
нарисовал — воплотил — создал

 «краски создают
ощущение…»

тема — идея — сюжет —
колорит — детали — настроение — впечатление

 «создается настроение…»

Как писать сочинение по картине?

Чтобы
написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть.
Определить (это очень важно), что находится на переднем плане,
что является фоном картины. Далее уточнить
мелкие детали
, обычно расположенные справа и слева от центра картины.
Важный элемент описания — цветовые особенности картины. А
еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и
настроение
.

Работа
должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и
заключение. Вступление как
правило содержит одно-два предложения и начинается со слов: «Передо мной
картина (художника) (название картины).»

В выводах сочинения написать ответ на вопрос: Понравилась ли мне картина или
нет? Почему?

Памятка

1. Внимательно рассмотри
репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на
переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски
использует художник?

4. Вспомни слова-фразы,
которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания
картины.

6. Подбери подходящий
эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай
проверить взрослому.

Фразы-помощники:

Словарь:

 «художник
изобразил…»

 художник — живописец —
мастер кисти — автор

 «детали сюжета позволяют
понять…»

 картина — полотно —
репродукция

 «колорит
картины…»

 изобразил — показал —
нарисовал — воплотил — создал

 «краски создают
ощущение…»

тема — идея — сюжет —
колорит — детали — настроение — впечатление

 «создается настроение…»

­Примерный план сочинения:

Биографические сведения
Анализ картины:

  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо).
  • жанр картины;
  • ее предметное содержание (кто или что изображено);
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства;
  • основные микротемы картины;
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.


Вспомогательные вопросы для анализа картины.


Время:

Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?


Название картины/жанр:

Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:

Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону…(героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:

Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать..?
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

  • Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…
  • Составьте предложения на тему этой картины.
  • Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер).
  • Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
  • Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
  • Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  • Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  • Выразите свое отношение к герою, к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
  • Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
  • Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
  • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  • Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.


Подробное пособие: Как самостоятельно написать сочинение писение картины художника в 5, 6, 7, 8 классе

Вступление

Введение в тексте играет важную роль, так как оно позволяет ввести читателя в основную часть сочинения. Вместе с тем, не стоит делать введение слишком длинным, чтобы не отвлекать читателя от основной темы.

Чаще всего введение начинается со следующего предложения: «Передо мной произведение (художника) (название картины)». Такой подход позволяет ясно указать тему сочинения и сразу же перейти к ее развитию. В то же время, не стоит забывать, что введение может быть улучшено и дополнено, если это поможет сделать его более интересным и захватывающим для читателя.

В начале сочинения необходимо дать краткую информацию о художнике, чтобы читатель мог понять, какой стиль и направление использовал автор и когда была написана картина. Кроме того, во вступлении нужно указать жанр произведения, название, а также факторы, которые повлияли на создание картины. Это поможет читателю лучше понять контекст и значение произведения.

Для написания вступления можно использовать фразы:

Передо мной произведение…
Рассмотрим картину…
Сегодня мы говорим о…
Картина, которую мы рассмотрим, называется…
Одна из наиболее интересных картин, которые я когда-либо видел/а, — это…
На протяжении веков искусство было одной из главных форм самовыражения. В этом сочинении мы рассмотрим картину…
Картина, которую я выбрал/а, называется…
Я хотел/а бы рассказать вам о своих впечатлениях от картины…


Основная часть

Описание картины — это одна из важнейших частей сочинения, где необходимо подробно раскрыть все элементы произведения.

Прежде чем начать писать сочинение по картине, необходимо внимательно рассмотреть ее и определить несколько важных элементов, таких как:

  • Передний план
  • Задний план
  • Мелкие детали
  • Цветовая гамма

Эти элементы помогут составить основу для анализа картины и помогут в написании более интересного и информативного сочинения.

Описание переднего плана должно быть более детальным, так как он является главным объектом в картинах. В то же время, задний план может определять общее настроение произведения и цветовую гамму. Описание внешнего вида главных героев позволяет более глубоко понять сюжет картины и перенестись в мир, который изображен на произведении. Наконец, рассмотрение деталей, цветовой гаммы и используемых художником средств выражения позволяет более полно раскрыть смысл и идею картины.

Описание переднего плана картины

Перед началом написания сочинения по картине, необходимо определить ее жанр, так как разница между портретом и пейзажем огромна.

В случае с визуальным искусством, таким как портрет, анималистика или натюрморт, на переднем плане обычно находится человек, животное или вещь, находящаяся ближе всех к смотрящему. Определение объекта на переднем плане происходит автоматически на подсознательном уровне.

Однако, при пейзаже расположение ключевого объекта не так очевидно. Для определения первого плана пейзажа следует разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Основная идея картины выражена в том месте, где находится больше объектов и ключевых фигур.

Описание переднего плана картины в сочинении должно быть детальным и точным, чтобы передать все элементы, которые находятся ближе к зрителю. Вот несколько советов, которые помогут описать передний план картины:

Начните с общего описания. Опишите, что находится в переднем плане картины, какие элементы занимают основную площадь, и как они расположены на полотне.

Укажите на детали. Опишите все элементы, которые вы видите в переднем плане картины, начиная от главного объекта до мелких деталей. Например, вы можете описать цвет, форму, текстуру, тени, свет и другие особенности.

Используйте описательные слова. Это поможет передать настроение картины и и её эмоциональный окрас. Например, можно использовать слова «яркий», «кричащий», «мягкий», «нежный», «буйный» и т.д.

Обратите внимание на композицию. Убедитесь, что описание переднего плана соответствует композиции картины и помогает передать общее впечатление от произведения.

Сопоставьте передний план с другими элементами. Сравните передний план с другими элементами картины, например, с задним планом, с перспективой и т.д. Это поможет сформировать более полное и точное описание произведения.

Для описания переднего плана можно использовать выражения:

Сначала мы замечаем…
Наш взгляд привлекают…
На переднем плане мы видим…
Несмотря на то, что в центре внимания находится…, мои глаза привлек…
Описание заднего плана картины

Когда мы говорим о заднем плане картины, мы обращаем внимание на фон, на котором расположен главный объект. Задний план может задавать общее настроение произведения и определять его главную идею. В этой связи особое внимание уделяется цветовой гамме, которая может оказать сильное влияние на восприятие картины зрителем.

Картины батального жанра, например, часто детализированы больше, чем произведения других жанров, что позволяет более подробно описать сцену и передать ее атмосферу. Таким образ

Это поможет сформировать более полное и точное описание произведения.

Для описания переднего плана можно использовать выражения:

Сначала мы замечаем…
Наш взгляд привлекают…
На переднем плане мы видим…
Несмотря на то, что в центре внимания находится…, мои глаза привлек…
Описание заднего плана картины

Когда мы говорим о заднем плане картины, мы обращаем внимание на фон, на котором расположен главный объект. Задний план может задавать общее настроение произведения и определять его главную идею. В этой связи особое внимание уделяется цветовой гамме, которая может оказать сильное влияние на восприятие картины зрителем.

Картины батального жанра, например, часто детализированы больше, чем произведения других жанров, что позволяет более подробно описать сцену и передать ее атмосферу. Таким образом, задний план является важным элементом композиции, который может влиять на восприятие произведения в целом. Он может помочь создать необходимое настроение и усилить впечатление, которое произведение производит на зрителя.

Описывая задний план картины в сочинении, следует обратить внимание на несколько важных моментов:

Определите, какие элементы находятся в заднем плане. Это может быть ландшафт, здания, небо, горы и т.д.

Опишите цветовую гамму заднего плана. Определите, какие цвета преобладают, какие оттенки и насыщенность использует художник.

Опишите пропорции элементов заднего плана. Это может включать размеры зданий, деревьев, гор и т.д. Сравните размеры с более близкими объектами, чтобы создать ощущение глубины.

Уделите внимание деталям заднего плана. Это может быть текстура поверхности земли, мельчайшие детали архитектурных элементов или даже отдельные деревья на горизонте.

Определите, как задний план соотносится с общей темой картины. Важно понимать, как задний план вписывается в контекст всего произведения и как он помогает передать настроение и эмоции, которые пытался создать художник.

В заключение, вы можете подвести итог и оценить роль заднего плана в создании общего впечатления от картины.

Выражения, с помощью которых можно описать задний план:

Вдалеке можно увидеть…
На заднем плане расположены…
Вдали можно различить…
Задний план картины заполнен…
Детали на заднем плане позволяют погрузиться в атмосферу…
На заднем плане можно увидеть мелкие детали, которые добавляют глубину и объемность образу.
Описание деталей картины

Каждое произведение искусства содержит в себе множество мелких деталей, которые необходимо внимательно рассмотреть и описать. Важно понимать, что эти детали не являются случайными или незначительными, а служат ключевыми элементами в создании общей атмосферы картины. Они могут располагаться как на главном объекте, так и на фоне, и могут быть представлены как тонкими цветовыми переходами, так и более проработанными элементами, такими как складки одежды, аксессуары или взгляд персонажей.

Описание мелких деталей поможет понять их значение и уместность в контексте произведения искусства. Но не следует увлекаться описанием мелких деталей, так как это может отвлечь внимание от главной темы картины.

Описание цветовой гаммы картины

Передача настроения и атмосферы картины во многом зависит от цветовой гаммы, которая является одним из главных элементов визуального искусства. Школьникам необходимо научиться описывать цвета в соответствии с их тоном, насыщенностью и оттенком, чтобы передать настроение картины.

Теплые и холодные цвета играют большую роль в этом процессе, так как они могут вызывать разные эмоции и настроения. Цвета могут быть использованы для подчеркивания основной идеи картины или создания определенной атмосферы. При описании цветовой гаммы картины необходимо обратить внимание на то, как цвета сочетаются друг с другом и как они создают общее впечатление.

В зависимости от цветовой гаммы картины, для её описания можно использовать такие слова:

Яркая: красочная, яркая, живая, солнечная, радостная, энергичная, динамичная

Теплая: уютная, теплая, комфортная, приятная, ласковая, мягкая, спокойная, безмятежная

Холодная: холодная, неприязненная, грустная, мрачная, меланхоличная, печальная, тоскливая, одинокая

Насыщенная: насыщенная, яркая, интенсивная, эмоциональная, сильная, бурная, напряженная, драматическая

Приглушенная: нежная, красивая, романтическая, воздушная, легкая, мечтательная, фантазийная, мягкая

Темная: темная, загадочная, мистическая, таинственная, угрожающая, страшная, напряженная, тревожная.

При соблюдении правил описания переднего и заднего планов картины, а также должном внимании к деталям и цветовой гамме, написание сочинения по картине станет значительно проще. Важно уметь правильно определять главный объект и его значение в композиции, а также понимать, какие элементы являются деталями, несущими смысл картины. Цветовая гамма также играет важную роль в передаче настроения и атмосферы произведения. С помощью умелого использования всех этих элементов можно создать глубокое и содержательное описание картины, которое будет вызывать яркие эмоции и ощущения у читателя.


Заключение сочинения

Заключение — это последняя часть сочинения, где необходимо дать свое собственное мнение о картине, проанализировать основные элементы и общий контекст работы, высказать свои мысли и выводы. Особенно важно уделить внимание тому, что автор хотел сказать через свою работу — это может быть какие-то социальные, культурные или иные идеи, которые он пытался передать через изображение. Также можно проанализировать, какими художественными средствами автор добивался своей цели — это могут быть цветовые композиции, игра света и тени, пропорции объектов на картине и многие другие аспекты. Общий анализ картины поможет лучше понять и оценить ее значимость в контексте искусства и выразить свою точку зрения на произведение искусства.

Для написания заключения можно использовать фразы:

В целом, я считаю, что картина…
Я наслаждался/лась каждой деталью этой картины.
Эта картина заставляет нас задуматься о…
Автор показывает…, что позволяет зрителю лучше понять…
Эта картина — настоящий шедевр, который заслуживает внимания.

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Как писать сочинение по картине: на примере «Утро в сосновом лесу»

Сочинение проводят в школе для того, чтобы проверить, насколько ученик умеет грамотно и локанично излагать свои мысли. А сочинение-описание по картине к тому же даёт понять, умеет ли школьник понимать и объяснять произведения художественного искусства. Чтобы тебе было проще справляться с подобными заданиями, Адукар подготовил подробную инструкцию.

Как писать сочинение по картине: подготовительный этап работы

До начала работы тебе стоит подготовиться. Ведь картину, как и литературное произведение, нужно уметь читать и распознавать посыл автора. В первую очередь изучи биографию художника и его творческий путь. Тебе важно понять, в какой технике, тематике и стиле работал мастер. Погугли пару ссылок с историей создания картины: как правило, известные произведения искусства имеют интересные предыстории написания. Кстати, если не разбираешься в жанрах живописи, гугл в помощь. Эта информация понадобится для того, чтобы знать, что перед тобой: пейзаж, натюрморт или портрет. Очевидным плюсом к твоей работе будет также упоминание нескольких фактов из биографии художника.

Например: «Рассматривая картину „Утро в сосновом лесу“, хочу отметить, что Иван Шишкин — русский художник-пейзажист. Почти вся его живописная деятельность посвящена русским пейзажам, на которых практически никогда не встречаются животные. Однако картина „Утро в сосновом бору“ имеет очень интересную историю создания. Изначально она была написана Шишкиным без медведей на ней — там был лишь сосновый бор. Медвежат в него позже поместил другой художник Константин Савицкий, поэтому долгое время в правом нижнем углу было две подписи: Шишкин и Савицкий. Заказчиком картины был меценат Павел Третьяков, который потребовал, чтобы авторство осталось за Шишкиным. Именно поэтому данная картина известна всему миру как шедевр Ивана Ивановича Шишкина».

Обычно картина, по которой школьники пишут сочинение, находится в учебнике. И ей посвящено отдельное упражнение с вопросами к картине. Используй эти вопросы для написания сочинения. Отвечая на них, незаметно напишешь большую часть сочинения

Обычно картина, по которой школьники пишут сочинение, находится в учебнике. И ей посвящено отдельное упражнение с вопросами к картине. Используй эти вопросы для написания сочинения. Отвечая на них, незаметно для себя напишешь большую часть сочинения

Теперь переходим к самой работе. Сначала проанализируй картину с технической стороны: кто или что на ней изображено, какая цветовая гамма преобладает, где происходит действие на ней, общие ощущения и так далее. После постарайся выделить тему и идею полотна и свяжи это с техническими характеристиками. Важно также сказать об эмоциях и чувствах, которые вызывает у тебя картина: грусть, печаль или, наоборот, спокойствие и умиротворение.

Крутые онлайн-курсы подготовки к ЕГЭГотовься к ЕГЭ онлайн где и когда тебе удобно. Закрывай пробелы в знаниях и сдавай экзамен на 80+ баллов.Хочу учиться онлайн!

Сочинение по картине: примерный план

Как и в стандартной письменной работе, в сочинении по картине есть вступление, основная часть и заключение. Мы уже рассказывали об этом в материале «Как написать сочинение-рассуждение на любую тему». Если ещё не видел его, обязательно переходи по ссылке и читай: найдёшь там много полезного. А сейчас мы напомнить тебе, как должна выглядеть структура сочинения.

Вступление

Во вступлении обычно дают краткую информацию о художнике и его значении в искусстве. Можно написать, в каком стиле работал мастер, в чём особенность его творчества. Неплохо упомянуть историю создания полотна, год написания, жанр картины и так далее. Обратись к первому примеру, который мы приводили выше: это будет ориентиром для тебя, как должна выглядеть вступительная часть. В начале ты также можешь углубиться в биографию автора или побольше рассказать о самом жанре, в котором написано полотно.

Например: «Когда Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, его обучал портретист Мокрицкий. Однако уже тогда все заметили, что у будущего гения живописи прекрасно получаются именно пейзажи. „Шишкин рисует такие виды, какие ещё никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а они у него выходят так красиво, как швейцарские часы“, — говорили учителя. За свои пейзажи Шишкин не раз получал медали, а Императорскую академию художеств он окончил в большой золотой медалью».

Основная часть

Основная часть посвящена анализу и описанию полотна: нужно рассказать, о чём эта картина и как свою идею автор показывает зрителю. Проанализируй, что находится на заднем, среднем и переднем планах. Опиши главных героев картины (если они есть), обрати внимание на важные детали. Охарактеризуй цветовое и световое оформление полотна и отметь, какое настроение с их помощью передаёт автор.

Например: «Картина „Утро в сосновом лесу“ написана в 1889 году. Считается, что художник создал её под впечатлением от поездки по вологодским лесам. Он хотел изобразить утренний сосновый бор, и, на мой взгляд, сделал это мастерски. Глядя на картину, мы сразу ощущаем, что в лесу стоит утренняя прохлада, лёгкий туман, возможно, после дождя ночью. Такие чувства у нас возникают благодаря цветовой гамме. Преобладают цвета холодных оттенков: тёмно-зелёный, серый, синий. Однако есть и тёплый жёлтый цвет, демонстрирующий первые лучи восходящего солнца на верхушках деревьев».

Заключение

В заключении необходимо подытожить своё описание небольшим выводом. Отметить, понравилась ли картина и почему, всё ли показалось понятным.

Например: «На мой взгляд, художнику удалось всецело передать атмосферу раннего утра в лесу. Вспоминая, как раньше дедушка возил меня утром в лес собирать грибы, я хорошо ощущаю лёгкую прохладу, свежесть, тишину лесной гущи. Эти же чувства возникли у меня и при просмотре картины „Утро в сосновом бору“ Ивана Шишкина. Мне кажется, что шедевры являются таковыми именно потому, что авторы с их помощью даже сквозь века может тронуть человека. У Ивана Ивановича Шишкина это безусловно получилось».

Чтобы написать сочинение по картине, будь внимательным, не ленись поискать факты о художнике и полотне, а также используй синонимы, слова-маркеры и фразы-связки. Их можно подобрать с помощью словаря либо специальных онлайн-сервисов. И не забудь, что при выставлении оценки учитывается не только твой творческий подход, но и грамотность. Подтянуть навыки правописания можешь на наших курсах подготовки к ЕГЭ и ЦТ. Желаем тебе удачи и вдохновения!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были тебе полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Как писать сочинение-рассуждение на любую тему

6 советов, которые помогут подготовиться к итоговому сочинению 2022

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

17 октября 2021 года в 13:28

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Приходи на курсы подготовки к ЦЭ и ЦТ от Адукар

Топовые курсы подготовки к ЦЭ и ЦТ 2024 в Минске или онлайн. Оставляй заявку сейчас и получи скидку 20% на весь учебный год!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

План+речевые клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

План

Речевые клише (шаблоны)

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины — ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

План+речевые клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

План

Речевые клише (шаблоны)

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины — ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Сочинение по картине

Рассказываем, как писать сочинение по картине в 1-11 классах школы. Описываем этапы написания. Представляем план и готовые клише.

Что такое сочинение по картине?

Особенности сочинения по картине

Сочинение по картине – это сочинение-описание.

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося.

План сочинения по картине

План сочинения по картине выглядит примерно также, только в основной части необходимо отдельно рассказать про особенности изображения:

  1. Введение;
  2. Основная часть (передний план, задний план, центр рассматриваемой картины, техника изображения);
  3. Заключение.

Как писать сочинение по картине?

Этапы написания сочинения по картине в 1-4 классах

  • Знакомство с картиной и художником.
  • Определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет).
  • Составление устного рассказа о картине.
  • Рассмотрение деталей картины.
  • Разговор о цветовой гамме картины.
    • Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные.
    • Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине.
    • Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.
  • Формулировка собственного отношения к увиденному.
    • Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне.
    • Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора.
    • Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять?
    • Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Этапы написания сочинения по картине в 5-11 классах

Этапы написания сочинения по картине в 5, 6, 7 классах

  • Рассмотрение картина и составление общего впечатления от неё.
  • Определение жанра картины, композиции и на то, что изображено.
  • Ответы на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так.
  • Поиск информации о том, в какое время написана картина.
    • Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника?
    • Необходимо также узнать об истории создания картины.
  • Описание того, что представлено на картине.
    • Как расположены на картине предметы, люди или животные? Описание того, что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.
    • На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому?
    • Какое время дня, года изображено, если это пейзаж?
    • Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?
  • Высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора.
    • Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника?

Этапы написания сочинения по картине в 8, 9, 10, 11 классах

  • Знакомство с биографией и творчеством художника.
    • В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился.
    • Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название?
    • Какое слово в названии, по вашему мнению, главное?
    • Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?
  • Анализ картины.
    • Определение её композиционного центра. Разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона.
    • Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение?
    • Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день.
    • Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности.
    • Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.
  • Рассмотрение мелких деталей, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере.
    • Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины?
    • Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это?
    • Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?
  • Анализ цветовой гаммы картины.
    • Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне?
    • Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра?
    • Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?
  • Высказывание своего отношения к картине.
    • Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала.
    • Определите главную мысль картины.
    • Понравился ли вам авторский замысел?
    • Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор.
    • Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Речевые клише и слова-помощники для написания сочинения по картине

Речевые клише для сочинения по картине — это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении.

Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

Примеры сочинений по картине

Конкурс сочинений

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как писать сжатое изложение
  • Инструкция как плести браслет из резиночек
  • Инструкция как писать в унитаз
  • Инструкция как пить цитовир 3
  • Инструкция как переходить дорогу в официально деловом стиле