Инструкция как писать сочинение рассуждение

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Приходи на курсы подготовки к ЦЭ и ЦТ от Адукар

Топовые курсы подготовки к ЦЭ и ЦТ 2024 в Минске или онлайн. Оставляй заявку сейчас и получи скидку 20% на весь учебный год!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Не всем учащимся легко дается изложение своих размышлений, многие на создание таких текстов тратят кучу времени. Но эта проблема поправима: надо лишь запомнить алгоритм написания сочинений-рассуждений и некоторые секреты.

Содержание

  • 1 Составные части рассуждения
  • 2 Пошаговая инструкция написания сочинения-рассуждения
  • 3 Инструкция для успешного определения ключевого тезиса
  • 4 Как работать с основной частью и выводами
  • 5 Совет напоследок

Составные части рассуждения

Перед тем, как ознакомиться с инструкцией по написанию сочинения-рассуждения, необходимо вспомнить (или узнать), какова его структура, на основе этого можно будет составить план.

Части рассуждения

Сочинение-рассуждение состоит из трех частей

Простые рассуждения традиционно «стоят на трех китах»: главный тезис, основная часть и выводы.

Главный тезис – это та мысль, которую требуется доказать или оспорить.

Такая мысль «выносится» в начало текста и дает толчок к размышлениям, плавно переходя в основную часть.

В основной части нужно привести аргументы, факты, гипотезы для того, чтобы подтвердить или оспорить главный тезис.

Завершается текст выводами, которые должны быть логически привязаны к основной части и тезисам, выплывать из них. Запомнить композицию рассуждения легко, если представить ее в виде цепочки: тезис — аргументы (основная часть) — выводы.

Пошаговая инструкция написания сочинения-рассуждения

Написание рассуждения лучше всего поделить на этапы:

  1. Подготовка к написанию: определение темы и стиля текста, составление плана.
  2. Сбор информации для рассуждения (вспомнить или найти достоверные факты, актуальные новости, сюжеты фильмов или литературы, можно также апеллировать к своему жизненному опыту).
  3. Формулировка ключевого тезиса (проблемы).
  4. Изложение доказательств, собранных на 2 этапе для подтверждения или опровержения ключевой мысли. Как правило, от автора требуют не менее трех аргументов. Если рассуждение связано с каким-либо произведением, нужно обязательно обратиться к его содержанию, привести примеры из текста.
  5. Формулировка выводов (собственного мнения по данной теме).
  6. Проверка содержания работы. На этом этапе важно проследить, чтобы нигде не нарушалась логика аргументации, чтобы рассуждения автора не противоречили друг другу.
  7. Проверка орфографии, пунктуации, стилистики и лексического наполнения текста.

Обратите внимание! Очень важно следить за тем, чтобы текст не отходил от темы, а выводы соответствовали тому, что написано в основной части. В противном случае на хорошую оценку можно не рассчитывать.

Инструкция для успешного определения ключевого тезиса

Эта часть является очень важной, так как будет влиять на дальнейшую работу над сочинением.

Как написать ключевой тезис

Тезис должен быть написан понятно и без лишних слов

Ключевой тезис должен быть лаконичным (без воды) и ясным, в нем необходимо сжато передать предмет содержания, то, что подлежит дальнейшему анализу.

Нежелательно употреблять в нем сложные для восприятия художественные средства, например, метафоры, которые трудно понять без разъяснений.

Основная мысль должна быть сформулирована так, чтобы читатель захотел дальше «погрузиться» в текст, «услышать» доводы автора.

Связь с ключевой мыслью необходимо сохранять на протяжении всего текста, а в доводах ее нужно обыграть так, чтобы раскрыть как можно больше граней заявленной проблемы.

Как работать с основной частью и выводами

Основная часть состоит из аргументов, которые словно лучи солнца отходят от тезиса, освещая его разные аспекты.

Основная часть и выводы

Основная часть сочинения состоит из аргументов

Очень удобно писать доводы по такому алгоритму:

  1. Определить, что лучше использовать: факты из истории, сюжеты произведений и фильмов, собственный опыт, народную мудрость (пословицы, сказки, притчи). Идеальный вариант –комбинирование указанных элементов , но важно не забывать о гармоничном их сочетании.
  2. Определить, как лучше расположить эти аргументы.
  3. «Перенести» свои рассуждения на бумагу, не забывая, что язык изложения должен соответствовать литературной норме.
  4. Перечитать то, что вышло, определить есть ли что-то лишнее или наоборот нужно добавить доказательства.
  5. Проанализировать текст на предмет стилистических и лексических ошибок.
  6. Проверить правильность построения синтаксических конструкций.
  7. Проверить орфографию и пунктуацию.

Обратите внимание! Орфографическое и пунктуационное оформление текста не менее важно, чем его содержание, ведь оно учитывается при выставлении окончательного балла: складываются оценки за содержание и грамотность и делятся на 2 (выводится средний показатель).

Написание выводов – завершающий аккорд работы над сочинением-рассуждением, они обязательно должны выражать точку зрения автора на поставленную проблему.

Выводы должны быть логическим продолжением рассуждений. Они либо расставляют все точки над «i», либо являются «троеточием», побуждающим читателя к раздумьям.

Совет напоследок

Многие авторы сочинений-рассуждений используют в своем тексте банальные фразы, будь то главная мысль, доводы или заключительные размышления.

Банальности напрочь отбивают желание читать сочинение, поэтому очень важно проявить в тексте себя, самостоятельность мысли, подкрепленной интересными и достоверными фактами.

Разнообразить сочинение можно «игрой интонаций», переплетая вопросительные и восклицательные предложения, умолчания.

Написание сочинения-рассуждения подобно созданию картины, только от автора зависит, насколько содержательной и интересной будет его работа.

В этом видео вы узнаете, как подготовиться к сочинению-рассуждению:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

10 ноября 2017

В закладки

Обсудить

Жалоба

Общий план сочинения-рассуждения по абзацам.

1. Определение слова (формулируем определение и выражаем своё отношение к нему = комментарий).
2. Аргумент-пример №1- из текста.
3. Аргумент-пример №2 — из личного жизненного опыта.
4. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки, в сочинении должно быть 4 абзаца,

За отсутствие абзацев снимают баллы!

Пошаговая инструкция по написанию сочинения-рассуждения

Шаг 1. Даем определение слову:
Жестокость — бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям.

Шаг 2. Даем общий комментарий или выражаем свое отношение к слову.
Жестокий человек с легкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Шаг 3. Оформляем аргумент из текста
Нам необходимо:
• сформулировать авторский пример;

Сформулировать пример автора вам помогут слова и выражения:
Автор текста Е. Габова:
• рассуждает
• отмечает
• называет
• описывает
• подчёркивает
• касается
• утверждает

Помните, что пример должен состоять примерно из 2-3-х предложений. Вы должны ПЕРЕСКАЗАТЬ, что произошло в тексте.
Например:
Е. Габова в своем рассказе описывает жестокий поступок Женьки. Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить ее остаться на берегу в последний момент — это бесчеловечно, но ему было все равно. Он просто не хотел портить свой отдых ее «воем».

Шаг 4. Приводим свой пример из личного жизненного опыта.
• примеры должны быть 1 (ЛЮБОЙ т.е. реальный или придуманный, из книги, из фильма, из жизни)
Меня также поразила жестокость, с которой дети в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания окружающие оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

ВНИМАНИЕ! Если Вы не помните или не знаете точного названия города, имени известного человека или не уверены в написании, то НЕ ПИШИТЕ или подберите синоним. (например, Антуан де Сент-Экзюпери (писатель), а вы помните только Экзюпери , значит не пишите вовсе или укажите только известный писатель говорил, что мы в ответе за тех, кого приручили).

Шаг 5. Пишем вывод.
Делаем вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём в комментарии, но другими словами.
Начать вывод следует так:
• Таким образом, …
Например:
Таким образом, я считаю, что действительно страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее — оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть, и покоя она не даст.

Автор: Агапова Анна Сергеевна.

Что такое сочинение и в чём его особенности

Сочинение — это тип письменной работы, в которой автор излагает свои мысли, чувства и рассуждения по заданной теме.

Не стоит путать сочинение с другими работами, которые вы пишете в школе. В отличие от эссе у него есть чёткая структура. А от изложения его отличает то, что последнее лишь кратко пересказывает содержание текста из задания, но не передаёт мысли автора работы.

Структура сочинения

Сочинения делятся на типы (о них поговорим позже). При этом все сочинения делятся на три части: вступление, основную часть и заключение.

Первая и последняя небольшие по объёму: согласно рекомендациям в них должно быть около 3–5 предложений. Ни вступление, ни заключение не могут превышать 20% от объёма всей работы. Основная часть — самая важная в структуре сочинения, и на неё приходится больший объём текста. При этом содержание всех трёх частей зависит от типа работы. Об этом — далее.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Чем полезен навык писать сочинения

Да, во взрослой жизни вам едва ли придётся делать что-то подобное. Но главная польза сочинений не в том, чтобы развить писательский навык. Вот чему ещё учит этот тип работ:

  • Грамотно и лаконично излагать мысли. Полезно для письменной и устной речи в любой сфере жизни.

  • Рассуждать, доказывать своё мнение. Этому научит подбор аргументов в сочинении-рассуждении. В будущем навык будет полезен в любой беседе: и в личной, и в деловой.

  • Мыслить логически. Чтобы составить хорошее сочинение, нужно построить его по чёткой структуре, связав каждую часть с предыдущей. А ещё — подкрепить свои тезисы примерами и сделать вывод.

  • Говорить и писать соответственно случаю. Как сочинения бывают разных стилей, так и беседы, документы, переписки. Сочинения научат вас использовать официальную, разговорную, художественную и научную речь по ситуации.

  • Видеть и принимать разные точки зрения. В сочинении школьник работает с текстом или цитатой, в которой уже содержится авторская позиция. Важно прокомментировать её, а потом — уместно высказать своё мнение. Это тоже ценный навык.

А для некоторых школьников сочинения станут первым шагом в будущую профессию. Например, если ученик поймёт, что ему хорошо даются тексты, он может задуматься о карьере писателя. Остальные же смогут провести время с пользой и потренировать свой мозг.

Выберите идеального репетитора по русскому

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по русскому

3 вида школьных сочинений

Так как вам наверняка доводилось писать сочинения на уроках по русскому языку и литературе, просто напомним, что они бывают 3 видов:

  • сочинение-рассуждение;

  • сочинение-повествование;

  • сочинение-описание.

Давайте поговорим подробнее об этих видах, разберём их особенности и научимся писать по плану. Спойлер: у каждого сочинения — свой собственный.

Инструкция: как написать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это вид сочинения, при котором автор берёт за основу тему, цитату или текст и рассуждает о них, подкрепляя своё мнение аргументами.

Рассуждение всегда стоит на трёх китах — тезисах, доказательствах и выводах. Это и есть ключевые черты, которые отличают данный вид сочинения от остальных. Чтобы справиться с ним, составьте чёткую структуру и подумайте, что будете писать в каждой из трёх частей работы.

Разберём алгоритм написания такого сочинения ниже.

Структура сочинения-рассуждения

Введение

Сформулируйте и выразите проблему текста, выпишите ключевые цитаты или основные темы. Изложите ваше отношение к ним.

Также можно подчеркнуть актуальность проблемы или сказать пару слов об авторе текста.

Основная часть

Докажите или опровергните тезис с помощью аргументов, подкрепляющих ваше мнение. Это могут быть примеры из литературы, кино, музыки и т. д.

Заключение

Обобщите написанное и сформулируйте вывод, к которому пришли.

Структура сочинения-рассуждения

Инструкция: как написать сочинение-повествование

Сочинение-повествование — это вид сочинения, в котором автор рассказывает о событиях и действиях.

Если сочинение-рассуждение больше похоже на документалку, то повествование — это чистый экшен. В таком тексте автор концентрируется на том, чтобы рассказать историю, а не изложить своё мнение (хотя оно может читаться между строк).

Как правило, в такой работе много глаголов. Всё потому, что в каждой его части происходят действия. Давайте разберёмся, из чего состоит такое сочинение и как его правильно написать.

Структура сочинения-повествования

Введение

Выстройте экспозицию: опишите, когда и где происходят события.

Основная часть

Оформите завязку: расскажите о действующих лицах и дайте понять, как началось действие.

Подведите историю к кульминации — пику истории. В этой части сочинения нужно описать самый важный и напряжённый момент истории.

Представьте развязку: расскажите, как разрешилась ситуация и к чему она привела.

Заключение

Подведите итоги истории и извлеките мораль.

Структура сочинения-повествования

Инструкция: как написать сочинение-описание

Сочинение-описание — это вид сочинения, в котором автор даёт характеристику чего-либо, а также излагает свои мысли и чувства, которые у него возникают.

У описания нет прямого аналога из кино. Но если попытаться его найти, самыми близкими были бы авторские фильмы с красивыми видами и рассуждениями о них. В таких текстах не описываются действия, а потому и глаголов не так много.

Вместо них авторы чаще используют эпитеты. Они помогают точно описать картину, место или человека, передав их особенности. А ещё — раскрыть настроение сцены и чувства, которые вызывает предмет сочинения.

Структура сочинения-описания

Введение

Начните с краткого рассказа о том, что описывается: картина и её автор, изображённый человек или персонаж, место и т. д.

Основная часть

Опишите предмет: расскажите о его явных и скрытых качествах, внешних деталях, особенностях, которые отличают его от других.

Подумайте о том, что вы чувствуете, глядя на объект. Опишите свои мысли и эмоции, предположите, что наталкивает вас на них.

Заключение

Подытожьте работу, сделав вывод из описанного. Вы должны дать полное представление о предмете, составленное на основе информации из основной части.

Структура сочинения-описания

Почему экзаменационные сочинения так всех пугают

В школе ученики сталкиваются с тремя важными работами: сочинением на ОГЭ, итоговым сочинением в 11 классе и сочинением-рассуждением на ЕГЭ. Часто каждое из них приводит всех в ужас.

Дело в том, что это уже не привычные сочинения по русскому языку и литературе. Во-первых, они влияют на оценки и баллы, а итоговое — определяет, допустят ли школьника к экзаменам. Поэтому ученики так переживают.

Во-вторых, эти сочинения оценивают гораздо строже, чем обычные. В ФИПИ для этого разработали перечень критериев. Причём иногда, если сочинение не соответствует одному из них, это не просто снизит оценку, а испортит всю работу. Такое возможно на итоговом сочинении. Вот его критерии:

  1. Соответствие теме.

  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

  3. Композиция и логика рассуждения.

  4. Качество письменной речи.

  5. Грамотность.

Первые два — особо важные. Если проверяющий отметит, что не соблюдается хотя бы один из них, работу не зачтут.

И последнее: подготовка. Часто бывает, что школьники, наоборот, считают, что легко справятся с сочинением. А потому не готовятся, отводят этому мало времени или вообще вспоминают обо всём перед самим экзаменом. И злятся, когда получают мало баллов или незачёт.

Чтобы такого не произошло, нужно понять: сочинение — это важная часть экзамена. По сложности оно не уступает другим заданиям, а для некоторых вообще может стать самым трудным. Готовьтесь заранее и подходите к этому с умом. Мы расскажем вам как.

Как подготовиться к сочинениям на ОГЭ и ЕГЭ

Первое, что стоит сделать, — разобраться в самой работе. У итогового сочинения и сочинений на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку есть свои нюансы, и важно изучить их от и до. Мы подготовили ссылки на полезные разделы сайта ФИПИ, где вы найдете всё необходимое:

  • ОГЭ: демоверсии, спецификации, кодификаторы;

  • ОГЭ: открытый банк заданий;

  • ИС: методические рекомендации;

  • ИС: критерии оценивания;

  • ИС: структура закрытого банка тем и комментарии к его разделам;

  • ЕГЭ: демоверсии, спецификации, кодификаторы;

  • ЕГЭ: открытый банк заданий.

Параллельно с этим стоит отрабатывать темы на практике. Как правильно писать пробные сочинения и вообще готовиться — объясняем по пунктам в таблице ниже.

Как подготовиться к сочинению на ОГЭ и ЕГЭ

1. Изучайте примеры

Полезно разобрать удачные работы по разным темам — это даст вам ориентир. Почитать такие можно на Рустьюторс, 4ЕГЭ и других порталах.

2. Много читайте

Так вы прокачаете грамотность, научитесь лучше строить предложения и выражать мысли. А ещё получите качественные референсы, которые помогут вам отточить собственный стиль, и найдёте аргументы для разных тем сочинений.

Читать произведения лучше целиком. Но если времени мало, а аргументов хочется подготовить больше, обратитесь к кратким пересказам. Почитать их можно на специальных сайтах, например Брифли.

3. Практикуйтесь

Чем больше вы будете писать, тем лучше станет получаться. Главное — брать любые темы разной сложности. А ещё — раз за разом отрабатывать алгоритм написания сочинения.

Опирайтесь на критерии оценивания, когда будете писать пробную работу. Это поможет набить руку и не ошибиться на экзамене.

4. Занимайтесь с преподавателем

Это полезно сразу по нескольким причинам. Во-первых, преподаватель сможет оценить ваше пробное сочинение по официальным критериям. Сделать это самому нереально.

Во-вторых, у преподавателя есть опыт подготовки к экзаменам. Он расскажет, на что обратить внимание в первую очередь, научит избегать ловушек и поделится толковыми лайфхаками. Так, например, готовят к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в Skysmart.

Всё это поможет не просто получить зачёт, а выйти на высший балл.

Это интересно

Готовиться к сочинению можно и с помощью нейросетей. Например, можно попросить ChatGPT предложить примеры из литературы, которые бы подошли к вашей теме, а затем прочесть эти произведения.

Как писать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭЧитать →

Ответы на частые вопросы

Что можно назвать ключевым элементом успешного сочинения?

Чтобы понять это, стоит обратиться к критериям, по которым оценивают сочинения на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Главные из них — это умение следовать теме и логично аргументировать своё мнение. Без первого сочинение потеряет свой смысл, а без второго — станет пустым и плоским.

Какие шаги следует сделать перед началом работы над сочинением?

Не стоит сразу браться за ручку. Чтобы сочинение вышло хорошо, важно подготовиться:

  • убедитесь, что правильно поняли выбранную тему;

  • определите проблему, если это сочинение-рассуждение;

  • составьте чёткий план, которому будете следовать.

Всё это поможет развивать мысли в нужном направлении, не отвлекаться на лирику и написать вдумчивое сочинение.

Как развить свой стиль письма и сделать текст более интересным для читателей?

Совет банальный, но действенный: много читать и писать. Первое поможет развить ваш словарный запас, научит видеть структуру и логику текста. А ещё так вы познакомитесь со стилями разных писателей и точно найдёте среди них тот, что вам понравится. Так и рождаются уникальные стили — это сочетание индивидуальных особенностей письма, которые мы перенимаем у любимых авторов.

Параллельно с этим важно много практиковаться. Чем сложнее будет задание, тем больший результат оно принесёт. Всё потому, что нестандартные темы и условия заставляют наш мозг изобретать новые подходы. А это — путь к развитию писательского навыка.

Сегодня мы вспомнили, какие виды сочинений бывают, и разобрались, как правильно писать их писать. Уверены: это точно пригодится каждому школьнику, особенно перед экзаменами. Тем, кто хочет сдать всё на высший балл, советуем готовиться с преподавателем.

На курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в Skymart вы подробно разберёте каждый нюанс экзамена. Учитель расскажет, какие есть ловушки и как их избегать, научит работать с бланком и писать крутые сочинения. А главное — уроки проходят индивидуально. Это значит, что вам хватит времени закрыть все пробелы в знаниях и прийти к высоким баллам без стресса в своём темпе. До встречи на занятиях!

Памятка в помощь ученику при подготовке к ГИА

Как писать сочинение-рассуждение по заданному тексту (подготовка к заданию С2.2)
1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?Сочинение по заданному тексту — это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.

Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

2. Как сформулировано и оформлено задание С2.2?
В проекте ДЕМО-2012 задание С2.2 выглядит следующим образом:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье…».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты). Остановимся на них подробнее.3. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача — написать сочинение-
рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:


1.Тезис (вступление) — мысль, которую нужно доказать.
2. Доказательства  (аргументы + примеры)
3. Вывод  (заключение)

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4. Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим варианты вступлений:

Вариант 1. Я считаю, что мысль Ф. Кривина, аллегорически  выраженная в выделенном фрагменте текста, сегодня как никогда актуальна, потому что в мире материальное благополучие ценится выше духовного.

Вариант 2. Действительно ли красота окружающего мира может изменить человека, сделать его чище, лучше? Этот вопрос в аллегорической форме задает нам автор сказки Ф.Кривин.

Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  сказки Ф.Кривина  является последнее предложение, в котором автор пытается сказать нам, что красота вечна и способна изменить любого.  Лучшие стороны  души могут раскрыться неожиданно, главное верить, что и в твоей душе живет красота.

5. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму
больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

 пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. 

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1.    Перечитайте текст несколько раз.

2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста. 6. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;


• пример без указания на аргумент не учитывается. Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1)

цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.


В некоторых случаях цитировать можно
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.


2) указывать
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).


3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие
речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …(номер) предложению текста (…).
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …(номер) предложения текста (…).
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере …(номер) предложения (…).
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из …(номер) предложения прочитанного мною текста: «….».
• Предложение …  (номер) подтверждает мысль о том, что … . 7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. 

Заключение должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию
  • логически связанным с основной частью 
  • не должно противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Рассмотрим несколько
образцов  начала заключения:


Образец 1. Таким образом, Ф. Кривин поднимает очень важную  проблему умения видеть красоту в обычных, порой невзрачных предметах, радоваться ей и дарить радость окружающим.

Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное не материальное благополучие, не «количество зайцев», а душа, умеющая видеть и ценить прекрасное. Давайте же  возродим в своих душах стремление к прекрасному.


8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных

условий при написании сочинения.

Помните: сочинение должно иметь

не менее 3 –х абзацев: 1 абзац — тезис
2 абзац – аргументы  с  примерами
3 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца. 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.


9. Каким должен быть объём сочинения?

В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть

не 50, а 70.

Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит от 70 до139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.


При подсчёте слов не забывайте о том, что
союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.


Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

10. Грамотность

      Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.10. Почерк

Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2)  будет проверять

экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

Как писать
сочинение-рассуждение по заданному тексту

1.      Структура сочинения?

 Поскольку
ваша задача — написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать
требования к построению текста именно указанного типа речи.

 Рассуждение
состоит из следующих частей:

1. Вступление —
тезис

2. Основная часть
– доказательства (аргументы) + примеры

3. Заключение –
вывод

 Отсутствие в
сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет
стоить вам потери баллов.

 А теперь
рассмотрим варианты вступлений:

 Вариант
1.
 Я считаю, что основная мысль, заключенная в теме, состоит в том, что
люди по-разному относятся к ….

 Вариант
2.   
По моему мнению, речь идет о том, какое это …

 2. Как
писать основную часть?

—  В основной
части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и
стилистически грамотно излагать свои мысли. 

 В основной
части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Как это
сделать?

1.       
Используем
вводные слова: во-первых…, я считаю, мне кажется, по моему мнению.

2.       
Привести
примеры (если это возможно, ссылаясь на свой жизненный опыт), вам помогут
фразы:


Подтвердить данные аргументы  можно примером из …. .


Справедливость этого вывода можно доказать на примере … .


В подтверждение собственных выводов приведу пример из … .

 3. О чём
писать в заключении?

 Задача
ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз
обратив внимание на самое главное. 

 Вывод должен
быть:

коротким, но ёмким
по содержанию

логически связан с
предыдущим изложением

не должен
противоречить по смыслу тезису и аргументам

 В начале
заключения можно использовать следующие вводные слова: итак,
следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог
вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

 Помните,
что вводные слова всегда выделяются запятой!

 Рассмотрим
несколько образцов заключения:

 Образец
1.
Таким образом, мы рассматривали   очень серьёзную проблему о …..

 Образец
2.
Итак, я  убежден  в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. 
Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.

Сочинение
на тему «Люби и охраняй природу»

     Вы любите в
тихий осенний день, когда ещё ласково светит солнышко, брести по лесу? Любите
ли вы слушать, как шуршит листва под ногами? А как приятно в жаркий летний день
войти в прохладную воду, посидеть на берегу пруда с удочкой! А зимой вдыхать
морозный воздух, наслаждаться сверканием инея на ветках деревьев.
     Природа прекрасна. Она дарит нам столько радости и любви. А
чем платим мы ей взамен?! Во-первых, загрязнёнными водоёмами, разбросанными
повсюду пластиковыми бутылками, пакетами, вырубленными лесами. Во-вторых, мы
часто поступаем с природой так небрежно, что вскоре можем получить в ответ
пустоту, грязь, отвратительный запах.
   Часто можно наблюдать за тем, как мы обращаемся с природой,
загрязняя ее! Вот мальчишки с весёлым смехом пинают бутылку, из которой они
только выпили лимонад. Но забава им надоела, и они помчались дальше, оставив
свой «мяч» на дороге. Остановите их! Пластиковые бутылки, пакеты, стаканы и
тарелки разлагаются в земле более трехсот лет. Триста лет они будут отравлять
землю. А ведь на ней могли вырасти прекрасные цветы или полезные растения!
          Нельзя забывать о том, что как мы
относимся к окружающей нас природе, так и она будет относиться к нам. Природу
часто называют матерью. Она дает человеку всё необходимое для жизни. Пища,
одежда, свет, тепло – всё это дары окружающего нас мира. Если мы не будем
бережны с ним, то останемся ни с чем. Как в старой русской пословице: «Не руби
сук, на котором сидишь». Но, к сожалению, не все задумываются о последствиях
своих поступков.
     Поэтому хочется ещё раз сказать: «Любите природу! Охраняйте
её!» Мы – одно целое. Погубим окружающий мир – уничтожим себя!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как писать сочинение по литературе
  • Инструкция как писать сочинение по картине
  • Инструкция как плести браслеты из резинок на станке
  • Инструкция как писать сжатое изложение
  • Инструкция как плести браслет из резиночек