Инструкция как писать сжатое изложение

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,

— описания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

  б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

  в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

ОГЭ. Задание № 1.                    Сжатое
изложение
.

10 необходимых шагов.   Алгоритм написания.

1. Прослушайте текст.  Во время первого
прослушивания вы имеете право делать записи, но лучше внимательно прослушать
весь текст, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы
– это абзацы!  
Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.

2. После первого прослушивания:

— Определите тему текста (о чем текст?).

— Сформулируйте основную мысль (чему
учит текст?).

— Определите стиль текста и тип речи,
особенности построения текста

(в повествовании – начало события,
ход его, самый острый момент сюжета, конец;

в описании – предмет речи и его значимые,
существенные признаки;

в рассуждении – общее положение,
аргументы , т.е. доказательства, вывод).

3. Составьте подробный план текста,
выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя
место для записи ключевых слов и фраз.

4. Прослушивая текст второй раз,
записывайте ключевые слова и фразы.

5. Работая над восстановлением текста,
отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

6. Определите способы сокращения текста
(исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом
абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

7. Напишите сжатое изложение каждой
части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые
связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).

8. Пересчитайте слова  (пусть будет около
90 слов – не менее!)

9. Отредактируйте изложение (проверьте
на наличие ошибок).

10. Перепишите аккуратно в бланк  (помните:
все буквы и знаки препинания

должны четкими, не вызывающими
сомнений у проверяющего эксперта)

Помните о
главных условиях:

1.   1. Вы должны
передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего
текста в целом.

2. Вы должны применить хотя бы один
способ сжатия в каждом абзаце.

3. Объём изложения – не менее 70 слов.

* Напомним!   К  приемам
сжатого изложения относятся:

1)   сокращение отдельных членов
предложения, некоторых однородных
членов,

2)   образование сложного предложения путем слияния двух
смежных предложений, повествующих об
одном и том же предмете речи;

3)  сокращение сложного
предложения за счет менее существенной части;

4)   разбивка сложного предложения на
сокращенные простые;

5)    перевод прямой речи в
косвенную;

6)        пропуск предложений, содержащих
второстепенные факты;

7)        пропуск предложений с описаниями и
рассуждениями.

УДАЧИ!!!

Как правильно написать сжатое изложение

Сжатое изложение — это вид  работы, который обычно тяжелее всего дается ученикам, но для успешной сдачи ОГЭ девятиклассникам необходимо написать изложение  помимо сочинения и тестовой части. В этой статье мы разберем, как писать сжатое изложение, и почему этот вид работы такой сложный.

книжка
Время чтения 10 минут

Как правильно написать сжатое изложение

Что такое изложение?

Изложение — это форма работы для проверки уровня восприятия текста. В пятом классе дети пишут изложение после того, как сами прочитают текст и перескажут, а уже в девятом классе ученики пишут по прослушанному тексту. Как это происходит: учитель диктует текст два раза, а ребята запоминают , фиксируют основные моменты на черновике, а потом воспроизводят прослушанный текст на бумаге. По сути надо одновременно писать, слушать и запоминать. 

Способность одновременно читать, слушать донесения, да еще и диктовать что-то своему писцу молва приписывала известному римскому императору Гаю Юлию Цезарю. Таким же талантом, по слухам, обладал Наполеон Бонапарт. Возможно ли это?

В “Основах психолингвистики” И. Н. Горелова рассказывается об эксперименте, в котором испытуемым предлагалось запомнить два разных по содержанию текста:  один был в наушниках, другой перед глазами. Одновременно два текста никто не смог запомнить, то есть “Феномен Цезаря” не подтвердился. Выяснилось, что у человека только один канал для восприятия речевых действий (слушание, говорение, письмо, чтение). Нельзя одновременно слушать и говорить, писать и читать, слушать и писать и любые другие комбинации. А такая форма работы как изложение требует одновременно слушания и написания. Вот поэтому изложение — это не физиологично, а значит очень трудно для учеников. 

Виды изложений

Существует четыре вида изложения. 

  • Подробное: нужно максимально близко по тексту пересказать 
  • Сжатое: краткий пересказ основной мысли с сохранением структуры текста (нужно сохранить все микротемы). 
  • Выборочное: пересказ конкретного фрагмента текста
  • Осложненное: пересказ с дополнительным заданием

На ОГЭ необходимо написать именно сжатое изложение. В критериях есть пункт “Использование приемов сжатия на протяжении всего пересказа”. Что это значит? Есть три приема сжатия: исключение, обобщение и упрощение. 

Что можно исключить?

  • Вводные слова; 
  • Однородные члены предложения; 
  • Повторы; 
  • Однотипные примеры; 
  • Риторические вопросы и восклицания; 
  • Цитаты; 
  • Детали, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • Пояснения;
  • Рассуждения; 
  • Описания; 

Приведем самые простые примеры того, что можно исключить, то есть просто убрать. 

Повторы 

Повторы в тексте случаются на уровне слов и на уровне предложений. 

Пример №1.

“В этом городе я родилась, в этом городе прошло мое детство”.

Два раза писать “в это городе” не экономно в плане слов. 

Сжатый вариант: “В этом городе я родилась, тут прошло мое детство”.

Пример № 2

 “Чтобы не стало хуже, надо делать уколы и пить лекарство. Уколы и лекарства помогут улучшить состояние пациента”. 

Эти два предложения дублируют друг друга. Можно просто оставить одно из них. 

Сжатый вариант: “Чтобы не стало хуже, надо делать уколы и пить лекарство. Уколы и лекарства помогут улучшить состояние пациента”. 

Синонимы;

Пример № 1

“На улице Ленина построили высокий десятиэтажный дом”

Сжатый вариант: “На улице Ленина построили высокий десятиэтажный дом”

Уточняющие и поясняющие конструкции;

Пример №1

“В центре города, возле вечного огня, собрались люди”.

Сжатый вариант: “В центре города, возле вечного огня, собрались люди”.

Пример №2

“В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного”

Сжатый вариант:“В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного”

Что можно обобщить?

 Приведем самый простой пример обобщения. 

Однородные члены предложения

Пример №1

“На столе лежали огурцы, помидоры, редиска, кабачки и баклажаны”.

Сжатый вариант: “На столе лежали овощи”.

Что можно упростить?

  • Из сложного предложения можно сделать простое. 
  • Части предложения или ряда предложений можно заменить  общим понятием или выражением; 
  • Прямую речь сделать косвенной.
  • Иногда часть текста можно заменить одним предложением. 
     

Пример № 1

“Что заставляет матерей не спать ночами, отказываться от самореализации, пренебрегать своими потребностями?” 

Сжатый вариант: “Что заставляет матерей делать это?” 

Пример №2

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. 

Сжатый вариант: Яшка проснулся очень рано.

Пример сжатия

Текст до сжатия

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Текст после сжатия

Слово «мама» – особое слово. (исключение) Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости всю жизнь. (обобщение)

Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец.  (исключение)В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. (упрощение)

Рекомендации по написанию изложения

  • Перед тем, как начать слушать изложение, разделите лист черновика на три части. Каждую микротему записывайте в отдельной зоне. После длительной паузы переходите к следующей зоне. Это нужно для того, чтобы при следующем прослушивании было место, где писать. Часто бывает, что ученики пишут текст без пропусков. Это становится проблемой при повторном прослушивании. 
  • Старайтесь понять, о чем текст. Это важнее, чем записать. Если не поймете, о чем текст, то не сможете собрать обрывки записанных фраз в кучу. Это писать и слушать не физиологично, а слушать и запоминать как раз можно. 
  • Используйте символы. Вместо слово “любовь” рисуйте сердечко и т.д. Опять же, писать и слушать очень сложно, а слушать и рисовать — реально вполне. 
  • Помните, что на ОГЭ текст для изложения всегда с тремя абзацами. Если у вас получилось больше или меньше — это повод подумать, где вы допустили ошибку. 
  • Читайте все тексты из ФИПИ для изложений. Часто на экзамене попадаются именно они, возможно, вам попадется текст, который вы уже читали, поэтому вам будет вдвойне легче. 
  • Практикуйтесь. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше у вас получается. Вам надо выработать свою тактику. 
  • Если вам не хватает слов (в изложении должно быть не менее 70 слов), вставляйте вводные слова “наверное”, “видимо” и т.д.
  • Тренируйте память. Чем лучше у вас память, тем легче вам будет запоминать текст. 
  • Постарайтесь дословно записать последнее предложение текста. Во-первых, в нем, как правило, заключена основная мысль, а во-вторых, текст дальше не диктуют и вы ничего важного не пропустите. 
  • Если у вас получилось более 90-95 слов в изложении, то лучше его сократить. Для начала уберите все вводные слова, попробуйте объединить два предложения в одно. Проверьте нет ли синонимов, которые можно убрать. 

Заключение

Изложение — не физиологичная форма контроля, поэтому вам поможет скорость письма (чем быстрее напишите, тем больше времени останется на слушание) и цепкая память (лучше сделать ставку на запоминание текста). 

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Способы сжатия текста

Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.

Выделяют основные приёмы сжатия текста: 

Исключение

  • вводных слов; 

  • однородных членов предложения; 

  • повторов; 

  • однотипных примеров; 

  • риторических вопросов и восклицаний; 

  • цитат; 

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

  • пояснений; 

  • рассуждений; 

  • описаний; 

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо:

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

    Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

  • парцеллированных (намеренно расчленённых на смысловые части) предложений; 

  • ряда предложений; 

  • связанных одной мыслью частей предложений; 

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

  2. Найти в них общее. 

  3. Объединить эти факты на основе общего. 

  4. Сформулировать получившееся предложение. 

    Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

► Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения —  простым; 

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

  • прямой речи — косвенной; 

  • части текста — одним предложением; 

  • части предложения местоимением и т.д. 

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

  2. Сформулировать получившееся предложение. 

         Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

Примечание

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

При сжатии исходного текста необходимо помнить, к какому типу речи относится исходный текст.

♦ Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

♦ Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

♦ Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Пример 1.

Текст  (отрывок из рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»)

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)

(Ю.Казаков «Тихое утро»)

Применяем следующие способы сжатия текста:

1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.

2) исключение: исключение фрагмента предложения: 
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. — Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. — Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.

3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. — Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.

► Возможный вариант сжатого текста

Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)

Пример 2.

Текст (по В. Солоухину)

     Тишина — вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

     Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

     Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)

Для сжатия этого текста следует: 

  • текст разделить на абзацы;  

  • вычленить существенную информацию; 

  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  

  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

 Возможный вариант сжатого текста  

Тишина — самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

   Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

    Ему  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)

  • авторский тезис; 

  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; 

  • вывод автора. 

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 456,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 587,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 629,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 630,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 437,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 438,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 442,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

8 класс

Упражнение 38,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 331,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 335,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 4,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 5,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 189,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 213,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 261,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 346,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как плести браслет из резиночек
  • Инструкция как писать в унитаз
  • Инструкция как пить цитовир 3
  • Инструкция как переходить дорогу в официально деловом стиле
  • Инструкция как печь хлеб в хлебопечке