Инструкция как пользоваться компасом третий класс

Тема урока:   Урок-экспедиция «В поисках старого клада»  «Компас»

Цели и задачи урока: научить детей пользоваться компасом при определении сторон света, закреплять умения детей определять стороны горизонта по местным признакам,  провести работу по группам и в парах, что способствует развитию взаимопонимания детей, показать важность работы каждого для решения общей задачи.  Подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки и, используя схему экспериментирования, наметить подходы к решению этой проблемы.

Развивающие: Развивать внимание, память, умение действовать по схеме. Анализировать, умение делать выводы. Расширение словарного запаса учащихся; продолжить работу по развитию устной монологической речи.

Воспитывающие: продолжать работу по воспитанию аккуратности, умению ценить время, воспитанию ответственности; продолжать работу по воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование:
ТСО:  мультимедийный проектор, ноутбук с ОС ВИНДОУС и офисным приложением Пауэр Поинт, экран,
Для учителя: диски со сслайд-шоу,флажки-указатели (север, юг, запад, восток), «клад-сундук»
Для ученика: учебник-тетрадь 3 класс авторы: Чудинова Е.В.,  Букварёва Е.Н.,  кроссворды, конверты с заданиями, компасы.

Ход  урока.

— Любите ли вы путешествовать?
— Сегодня я вас приглашаю в экспедицию.
—  А что такое экспедиция? 

(Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным ( исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием. Группа участников такой поездки)

— Как любому путешественнику, кладоискателю, а мы сегодня отправляемся на поиски клада, нам надо собраться в дорогу.

Беру я рюкзак,
Удачу, надежду,
Веселых друзей
И знаний багаж.
Встаю я пораньше
И в путь отправляюсь.
Пришли мы в лес.
Куда идти и как узнать дорогу?
Вот одинокая сосна –
Её возьмём мы на подмогу.         

СЛАЙД

тветы детей: Гуще ветки растут с южной стороны дерева, мох растет с северной стороны)
Муравейник, СЛАЙД

Муравьи известные знатоки лесных дорог.
Как они помогут нам?

(Ответы детей:  муравейник всегда находится с южной стороны дерева)

А ночью дорогу как узнаете вы?
Всегда вам поможет
Свет  ……..   (полярной звезды)    СЛАЙД

— Какое направление показывает полярная звезда? (Север)

Вот море-океан пред нами,          СЛАЙД
Корабль, ночь, туман.
Куда плывём мы, капитан?
Что направленье нам укажет?
Кроссворд поможет и подскажет. 
         СЛАЙД

  1. Специалист управляющий самолётом.                 (лётчик)
  2. Самая ближайшая звезда к Земле.                          (Солнце)
  3. Это водное пространство с соленой водой  больше озера, но меньше океана. (море)
  4. Звезда, которая всегда указывает  на север.               (Полярная)
  5. Противоположная  сторона «Востоку».                     (запад)
  6. Как называют людей, которые ищут клады?             (кладоискатели)

— Найдите и прочтите получившееся слово.
—  Какой прибор необходим?
— Что вы знаете о компасе?              СЛАЙД

Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.

Прежде всего, компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения .

 — Почему компасы такие разные?    СЛАЙД

— Компасы делятся на три принципиально различных вида:  СЛАЙД 

Электронный компас, магнитный компас и гирокомпас.   

(Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство,  используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс)

— С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке.
—  Откройте учебник на странице 30. Прочитаем статью. (Читаете по абзацам)
— Кого же можно считать изобретателями компаса?
— На ваших партах лежат компасы.
— Рассмотрите их.
— Опишите ваши компасы.

(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)

— Посмотрите,  как выглядит первый китайский компас.    СЛАЙД
— Похож ли ваш компас на изобретение китайских мудрецов?       
— Как работал  такой компас?  (Читаем по учебнику стр. 30)

Есть  компас и можно за кладом идти.
Но нет, не спеши, погоди!
Без знаний дорога длинна и трудна.
Как компас работает,  не знаю  — беда.
Друзья, помогите, скорей подскажите,
Дорогу по компасу мне объясните.

— Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках?
— Составим инструкцию по пользованию компасом и запишем в тетрадях.

(компьютер инструкция высвечивается постепенно)

  1. Положить компас на ладонь.
  2. Освободить стрелку компаса от предохранителя.
  3. Повернуть корпус компаса так, чтобы конец   синей части стрелки совпал с указателем С – север (этот конец может быть в форме стрелы).

—   Отметьте  стороны света на компасе. Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет — ……юг,  справа от севера — ….восток, а слева от севера — …… запад. СЛАЙД

—  Как вы думаете, надписи на каком из компасов поймут моряки любой страны?

(норд – север, зюйд – юг, вест – запад, ост – восток так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя  и носит. В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» — северный ветер, «Зефир»- западный ветер, «Нот» — южный, «Эвр» — восточный. Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» — Южный, «Полунощник» — Северный) 

Компас в руке я твёрдо держу.
Но движение стрелки понять я хочу.
Гипотезы строю, прошу я поэта,
Мне объяснить движение это.

СЛАЙД

—  Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте гипотезы, объясняющие движение стрелки компаса. 

Медведи, тюлени, коварные льды,
Вы тянете стрелку на север?
Увы! 
Что же тянет стрелку на север?
Магнитное поле Земли!

СЛАЙД

Земля обладает магнитными свойствами. Представим, что сквозь её ядро проходит гигантский намагниченный стержень. Концы этого магнита называются магнитными полюсами. Действие магнитного поля Земли мы видим на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на нее действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли.

— С каким же мы работаем компасом?  (С магнитным)

Практическая работа.

— Определим, где находится север, юг, запад, восток.  Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.

—  Где север? Показали свободной вытянутой рукой. В это место ставим флажок с указателем «Север»  или «Норд».
— Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад)
Ставим флажок с указателем «ЮГ» или «ЗЮЙД».
— Повернитесь лицом к северу.
— Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или  ОСТ) Ставим флажок.
— Какая сторона располагается слева?  (ЗАПАД или  ВЕСТ) Ставим флажок.

— Часто моряки или пираты произносят такие слова  «НОРД-ОСТ» .
— Что оно означает? (Северо-Восток),  «Зюйд-Вест» (Юго-Запад).
— 4 основные стороны света и 4 промежуточные.  Какие предметы располагаются в классе по этим сторонам? Поворачиваемся  в эти стороны.

Нам надо клад найти
И практическую работу провести.

Разбились на команды.  Капитаны команд подойдите и получите задания.

«Где спрятан клад?»   

(Ученики получают конверты с заданиями 5 конвертов – это кроссворд, 1 конверт – путь к кладу пройти)

(3 ученика идут по стрелке компаса по классу, а остальные ученики отгадывают кроссворд по  командам из 4-х человек, одна буква от каждой команды и класс получает слово, которое обозначает местонахождения клада)

—  Где спрятан клад? 

Клад обнаружен! Компас помог!
Вот и подошел к концу наш урок!

Приложение

Кроссворды и задания

Кроссворд № 1.

  1. Компас указывает направление… .
  2. Антоним слова «Восток».
  3. Для определения сторон горизонта в древности использовали намагниченную …..
  4.  Может испортить показания компаса ……

Кроссворд № 2.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Людям, какой профессии необходим компас?
  3. Как называется часть компаса с делениями?
  4. Стрелка компаса всегда показывает на …..

Кроссворд № 3.

  1. Это направление находится справа от севера.
  2. Вращающаяся часть компаса.
  3. Какой народ первым изобрёл компас?
  4. Полярная ……

Кроссворд № 4.

  1. Естественный спутник Земли.
  2. Ветер противоположный северному.
  3. Вещество, которое притягивает другие предметы.
  4. В какой стране появились первые компасы.

Кроссворд № 5.

  1. Прибор, который помогает ориентироваться.
  2. Старинное название моряка.
  3. Ближайшая к Земле звезда.
  4. есть южный, северный, магнитный

………….

Команда  № 6.

  1. Начало пути – 3 парта в  проходе между средним рядом и рядом у окна.
  2. 7 шагов на восток.
  3. 8 шагов на юг.
  4. 2 шага на запад.

1 шаг на юго-запад.

Инфоурок


Окружающий мир

ПрезентацииПрезентация по окружающему миру на тему «Ориентирование на местности. Компас.» (УМК Перспективная начальная школа, 3класс)


Скачать материал

Ориентирование на местности. Компас.ПНШ, Окружающий мир, 3 класс 
Составила:...


Скачать материал «Презентация по окружающему миру на тему «Ориентирование на местности. Компас.» (УМК Перспективная начальная школа, 3класс)»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Ориентирование на местности. Компас.ПНШ, Окружающий мир, 3 класс 
Составила:...

    1 слайд

    Ориентирование на местности. Компас.
    ПНШ, Окружающий мир, 3 класс
    Составила: Ермак Н.Ф.
    учитель начальных классов
    МОБУ «Кемлянская СОШ»

  • Минутка  синоптикаВ начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой пого...

    2 слайд

    Минутка синоптика
    В начале месяца подул восточный ветер — к скорой сухой погоде, западный — к мокрой, северный — к стуже.
    Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.
    С какого числа в октябре ударят морозы, с такого числа в апреле следующего года начнется теплая погода.
    Октябрь по непостоянству погоды напоминает март.
    Сильные и продолжительные холода — к суровой зиме.
    Приметы октября.

  • Графический  диктантЕсли предложение верное на листе бумаги рисуем зеленый кр...

    3 слайд

    Графический диктант
    Если предложение верное на листе бумаги рисуем зеленый кружок.

    Если предложение неверное — красный треугольник.

  • Графический  диктантГоризонт — это местность, которую мы видим вокруг себя....

    4 слайд

    Графический диктант
    Горизонт — это местность, которую мы видим вокруг себя.
    Воображаемая граница, где небо сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта.
    Если идти долго-долго, то можно достичь линии гори- зонта.
    Дойти или доехать до линии горизонта нельзя.
    На море или озере линия горизонта видна хуже, чем в лесу.

  • Графический  диктант6. Различают четыре основные стороны горизонта. 
7. Север...

    5 слайд

    Графический диктант
    6. Различают четыре основные стороны горизонта.
    7. Север, юг, запад, восток — промежуточные стороны гори- зонта.
    8. В Северном полушарии солнце в 12 часов дня всегда светит с севера.
    9. Если в полдень стать спиной к солнцу, то восток будет направо.
    10. На карте и глобусе меридианы показывают направление север-юг, а параллели — запад-восток

  • Графический  диктант

    6 слайд

    Графический диктант

  • Способы ориентирования на местности:по Солнце
по звездам
по местным признакам...

    7 слайд

    Способы ориентирования на местности:
    по Солнце
    по звездам
    по местным признакам
    по компасу

  • Цель урока:               Познакомиться с …Мы узнаем …Мы вспомним…Мы будем ум...

    8 слайд

    Цель урока:
    Познакомиться с …
    Мы узнаем …
    Мы вспомним…
    Мы будем уметь…

  • Ориентирование по звёздамНайдите ковш Большой Медведицы из семи звезд. 
Мысле...

    9 слайд

    Ориентирование по звёздам
    Найдите ковш Большой Медведицы из семи звезд.
    Мысленно проведите через две крайние звезды прямую линию, через пять одинаковых отрезков будет находиться ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА, которая всегда расположена над северной стороной.

  • Ориентирование по местным признакамУтром Солнце всегда восходит на востоке....

    10 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    Утром Солнце всегда восходит на востоке.

    К вечеру Солнце всегда садится на западе.

  • Ориентирование по местным признакамМхи чаще всего вырастают с северной сторон...

    11 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    Мхи чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев.

  • Ориентирование по местным признакамМуравьи строят муравейники с южной стороны...

    12 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    Муравьи строят муравейники с южной стороны стволов деревьев или высоких пней.
    Южная сторона муравейника обычно отлогая, северная – значительно круче.

  • Ориентирование по местным признакамНа южной стороне дерева, стоящего на опушк...

    13 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    На южной стороне дерева, стоящего на опушке, веток всегда больше, чем на северной.

  • Ориентирование по местным признакамБереза – прекрасное дерево для ориентирова...

    14 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    Береза – прекрасное дерево для ориентирования на местности. Она очень любит свет, кора ее всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности и наросты встречаются на северной стороне этого дерева.

  • Ориентирование по местным признакамЗимой снега больше налипает на стволах дер...

    15 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны.

  • Ориентирование по местным признакамТолщина годичных колец спиленного дерева с...

    16 слайд

    Ориентирование по местным признакам
    Толщина годичных колец спиленного дерева с северной стороны меньше, чем с южной.

  • На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится, 
С...

    17 слайд

    На ладонь он ляжет весь.
    Не часы, а стрелка есть.
    Он в дороге пригодится,
    С ним нигде не заблудиться.

  • Компас-прибор  для определения сторон горизонта.Состоит из корпуса, предохран...

    18 слайд

    Компас-прибор для определения сторон горизонта.
    Состоит из корпуса, предохранителя, магнитной стрелки.

  • Ориентирование по компасупредохранительмагнитная стрелка корпус

    19 слайд

    Ориентирование по компасу
    предохранитель
    магнитная стрелка
    корпус

  • Правила пользования компасом1) Положить компас на ровную горизонтальную пове...

    20 слайд

    Правила пользования компасом

    1) Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
    2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться.
    3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут
    направление сторон горизонта.
    4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

  • Проверь себя:Какие способы ориентирования на местности ты знаешь!
Что такое к...

    21 слайд

    Проверь себя:
    Какие способы ориентирования на местности ты знаешь!
    Что такое компас?
    Как пользоваться компасом?

  • Реффлексия

Сегодня я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а)...

    22 слайд

    Реффлексия

    Сегодня я узнал(а) …
    Было интересно …
    Было трудно …
    Я выполнял(а) задания …
    Я понял(а) …
    Теперь я могу …

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 457 325 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.10.2017
  • 664
  • 5

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

  • 01.10.2017
  • 2135
  • 5

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

  • 01.10.2017
  • 1011
  • 2
  • 01.10.2017
  • 1785
  • 0

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

  • 01.10.2017
  • 520
  • 0

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»


  • Скачать материал


    • 01.10.2017


      5962
    • PPTX
      3.2 мбайт
    • 303
      скачивания
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Ермак Нина Филипповна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Ермак Нина Филипповна

    • На сайте: 8 лет
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 51564
    • Всего материалов:

      24

Слайд 3

Воображаемая граница, где небо сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта

Слайд 5

Представьте себе ситуацию: В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. — Ау! — закричали мы. Но никто не отозвался. — Что делать?

Слайд 6

И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться — А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.

Слайд 7

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Слайд 8

стрелка шкала Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда.

Слайд 9

Правила пользования компасом. 1)Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Слайд 10

Магнитный компас История создания: Предположительно, компас был изобретён в Китае и использовался для указания направления движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом .

Слайд 11

Электронный компас Принцип действия: 1 . На основании сигналов со спутников определяются координаты приёмника системы спутниковой навигации (и, соответственно, объекта) 2. Засекается момент времени, в который было сделано определение координат. 3.Выжидается некоторый интервал времени. 4. Повторно определяется местоположение объекта. 5. На основании координат двух точек и размера временного интервала вычисляется вектор скорости движения и из него: направление движения скорость движения 6.Осуществляется переход к шагу 2.

Слайд 12

Геологический (горный) компас Строение: Его обычно монтируют на прямоугольной пластине (латунной или же из пластмассы). На лимбе компаса деле­ния идут от 0° до 360° в направлении против движения часовой стрелки. У обозначения 0° стоит буква С у 90° буква В у 180° буква Ю, у 270° буква 3. С (север) и Ю (юг) расположены против коротких сторон компаса Второй частью компаса яв­ляются клинометр и полулимб с делениями от 0° до 90° в обе стороны. Клинометром и делениями на полулимбе определяют углы падения слоёв

Слайд 13

ОРИЕНТИРЫ — ЭТО НЕПОДВИЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ , ПО КОТОРЫМ ОРИЕНТИРУЮТСЯ

Слайд 14

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПО СОЛНЦУ ПО ЗВЁЗДАМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ

Слайд 15

Ориентирование по солнцу Утром (в 7 часов) солнце примерно находится на востоке, в полдень (12 часов) – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, сзади — юг, справа – восток, а слева – запад.

Слайд 16

Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

Слайд 17

Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. С Ю Ю

Слайд 18

4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона 5. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. 6. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев Ю С Ю

Материал опубликовала

Кадырова Ольга Игоревна34761

Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 30 лет, учитель начальных классов.

Россия, Тюменская обл., Тюмень

Урок окружающего мира
в 3 классе

Девиз урока
Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Минутка синоптика
С какого числа в октябре ударят морозы, с такого числа в апреле следующего года начнется теплая погода.
В октябре луна в кругах — следующее лето будет сухое.

Раздел №2
О чём рассказала карта?

Проверка домашнего задания
Что делать, если заблудились?

Загадка
На ладонь он ляжет весь. 
Не часы — а стрелка есть. 
Он в дороге пригодится, 
С ним нигде не заблудиться.

Тема урока
Компас.

Цель урока
Узнать, как пользоваться…
компасом

Что вы знаете про компас?

Что такое компас?
Прибор, который помогает определить стороны света

Что такое магнитная стрелка?
стрелка способная намагничиваться. Имеет 2 полюса, один из которых всегда показывает н север.

Как можно определить стороны горизонта с помощью…

Они вам помогут узнать…

Домашнее задание
С.40-41, сделать компас

Физминутка
Идем на север
Бежим на юг
Любуемся западом
Просыпаемся на востоке

Где родился компас?
Вы не поверите, но здесь опять не обошлось без китайцев! По некоторым имеющимся фактам доисторические приборы для определения сторон света появились у них ещё до нашей эры.

Виды компасов
Устройство компаса
магнитная стрелка
предохранитель
корпус

Правила пользования компасом
 Положить компас на ровную горизонтальную поверхность
 Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится

Правила пользования компасом
Конец стрелки покажет северное направление
Встань лицом к северу, тогда позади тебя будет юг, справа-восток, а слева-запад.

Виды компасов
Магнитный компас

Электронный компас
Это новинка последних десятилетий, которая уже больше смахивает на навигатор, так как ловит сигнал от спутника.

гирокомпас
Это такое устройство, которое реагирует на изменение угла ориентации. Такие приборы применяют в судоходстве, а также ракетной технике.

Электромагнитные приборы
Работают за счёт магнитной индукции и применяются в самолётах, а также морских судах. Они не намагничиваются от металла, поэтому дают меньшую погрешность.

Виды компасов
Загадка
Соблазняли и запад меня, и восток.
Только им никогда я не верил!
Я прошёл и проплыл сотни миль и дорог,
Но душа вечно рвётся на север!
Это верно, что есть у каждого путь,
Да нечасто он прост и привычен!
А пройти по нему, не плутать, не свернуть,
Сможет тот, кто как я, намагничен!

Памятка: «Как пользоваться компасом»

23.10.2017 02:04

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка: «Как пользоваться компасом»! В помощь ученику и родителям. 

Просмотр содержимого документа

«Памятка: «Как пользоваться компасом»»

Памятка

Как пользоваться компасом

  1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

  2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

  3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта.

  4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Тема урока : « Ориентирование на местности . Компас .»

3 класс. МБОУ СОШ № 1.

УМК « Перспективная начальная школа».

Учитель – Гроссман Ольга Германовна.

Задачи урока : научить детей находить стороны горизонта на

местности по различным признакам природы; познакомить с

устройством компаса и правилами работы с ним ; формировать умения

находить с помощью компаса стороны горизонта .

Основа урокадеятельностный подход, направленный на развитие и

формирование УУД:

Познавательные: самостоятельное определение темы и задач учебного

занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ

объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез,

формулирование выводов, установление причинноследственных связей,

рассуждения, доказательства.

Регулятивные: планирование, контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, умение

выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Личностные: жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное

отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать),

проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения.

Оборудование и наглядные пособия: учебники , хрестоматии ,

тетради для самостоятельной работы ,компасы, цветные карандаши ,

листы бумаги , карточки для индивидуальной работы , листы с заданиями

для групповой работы , конверты, проектор, документкамера,

презентация, энциклопедии , глобус.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. ( Мотивация

учебной деятельности ).

Под тихую музыку ( Видеоролик « Красота осенней природы» учитель

читает стихотворение :

Кружит Земля

С восхода до восхода.

Великая –

В ногах у пешехода ,

И капельная точка

Во Вселенной .

С огромными материками

И множеством прекрасных островов,

Закутанная мягко облаками,

Овеянная тысячью ветров.

Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем

продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной

планеты Земля.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Чтобы открыть новое , необходимо вспомнить уже изученное.

Перед вами на доске схема. Отгадаем загадки , и для каждого слова

определим на схеме свое место. ( В это время 5 учеников выполняют

индивидуальное задание на карточках ).

Дети по очереди выходят к доске и читают загадки на карточках.

1).Вот и лето, отпуск скоро.

Мы поедем с мамой в горы.

К морю точно завернем.

И куда мы попадем ?

Тут не Север , знаю точно.

Как зовется эта точка ? ( Юг. )

Где должно находиться это слово ? ( Внизу. На картах юг всегда внизу.)

2). Рано утром кто вставал ?

Все рассветы наблюдал ?

Тот запомнил назубок

Где находится … ( Восток. )

3). Одна из четырех сторон горизонта;

Направление, противоположное Югу. ( Север ).

4).Солнце нам светить устало.

Покатилось и упало

Спать за речку на лужок.

Как назвать тот край , дружок ? ( Запад ).

3.Постановка учебной проблемы. Целеполагание.

Дети , что объединяет эти слова ?

( Эти слова называют основные стороны горизонта .)

Что называется горизонтом ?

Что такое линия горизонта ?

Какие стороны горизонта , кроме основных , вы знаете ? Покажите их.

Для чего нужно знать стороны горизонта ? ( Ответы детей ).

Давайте посмотрим отрывок из всеми любимого мультфильма

про Лунтика и его друзей и постараемся ответить на вопрос

почему заблудились герои мультфильма ? ( 279 серия ,

« Заблудились» , 1мин 40 с 2мин31 с)

( Ответы детей : не запомнили дорогу, не знали стороны горизонта

, не умели ориентироваться, у них не было компаса.)

Определим тему нашего урока. ( Выслушиваются 23

высказывания . Дети с помощью учителя определяют тему .

Учебник, содержание, с. 38.)

Сформулируйте цели урока . Для чего нам нужна эта тема ?

( Ответы детей . )

Посмотрите на слайд и вставьте недостающие слова.

Цели урока.

А. Познакомиться с устройством ____________ и правилами его

использования.

Б. Определять основные стороны горизонта по ______________.

В. Научиться _______________ по компасу.

4. Выявление места и причины затруднения.

Дети , прежде чем мы познакомимся с компасом , подумайте , как

можно было помочь Лунтику , Кузе и их друзьям найти обратную

дорогу по другим признакам ( Ответы детей . )

Посмотрите на слайды. Прочитаем , какие сведения помогут

сориентироваться друзьям .( Показывается несколько слайдов

Солнце, мхи, муравейники, деревья, снег )

Помогут эти приметы друзьям ? ( Возможно, помогут).

А что точно поможет ? ( Компас.) Один из учеников выступает

перед классом с небольшим рассказом из истории компаса ( 23

слайда ).

У детей на партах у каждого есть компас.

Давайте познакомимся с устройством компаса. Что вы можете

сказать об этом приборе ? Из чего он состоит? ( 1 слайд )

4.Физкультминутка под музыку.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Сейчас посмотрим , как вы поняли устройство компаса. Откройте

тетради на с. 16 и выполните задание 22. ( Дети выполняют

задание. ) Учитель берет тетрадь у одного из учеников и , используя

документкамеру, выводит выполненное задание на экран .

Проверьте , правильно ли выполнена работа . Если есть

неточности , помогите исправить.

6. Включение нового в систему знаний. Повторение.

Какая теперь стоит перед нами задача ? ( Научиться работать с

компасом . ) – О том , как работать с компасом, нам расскажет

учебник. После чтения текста дети одновременно кладут компасы

перед собой , поворачивают его до тех пор , пока синий конец

стрелки не совпадет с направлением на север .

Работа в парах. Вспомним правила работы в парах.

А). Работать должны оба.

Б). Один говорит, другой слушает.

В). Свое несогласие высказывай вежливо.

Г). Если не понял переспроси.

Поработайте в парах и определите с помощью компаса стороны

горизонта в классной комнате. А теперь определите , в каком

направлении от вашей парты находятся окна. Где я сейчас стою ? А

сейчас ? В каком направлении находится кабинет Татьяны

Николаевны ? Светланы Николаевны ?

Каковы ваши ответы ? ( Дети отвечают. Фронтальная работа. )

Работа в группах .

Сейчас разделимся на группы . Повторим правила работы в

группах.

Выберите представителя группы.

Будь доброжелательным к товарищам.

Четко высказывай предлагаемый способ решения.

Умей слушать других. Один говорит , а остальные слушают.

В группе согласуется общее решение. Представитель группы

защищает его перед классом.

Каждая группа получает свое задание.

1 группа – ( найти красный конверт ); ( Если ты идешь в поход,

переходишь речку вброд.)

2 группа ( найти желтый конверт ) ; ( Влево и на косогор,

расширяешь кругозор.)

3 группа( найти зеленый конверт); (Ты возьми меня с собой. Я

верну тебя домой. )

4 группа( найти синий конверт ). ( Знаю Север, знаю Югне

заблудишься, мой друг ! )

После того, как дети нашли конвертыпредставители группы

выходят к доске и читают загадку.

О чем эта загадка ? ( О компасе ).

7. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Ребята, вы хорошо поработали. У вас на партах по две полоски –

зеленая и желтая. Кто из вас теперь сможет помочь Лунтику , Кузе и

их друзьям найти дорогу домой поднимите желтую полоску, кто

сомневается – зеленую. Все, кто поднял желтую полоску , выходят к

доске и прикрепляют ее к желтому кругу на доске.

Дети, что у нас получилось ? ( Солнце.)

1).Знакомство с компасом продолжите самостоятельно по

учебнику, стр. 3841.

2). А для тех, кто хочет глубже изучить тему , предлагаю узнать о

компасе из книг, электронных справочников, в Интернете и

подготовить сообщение к следующему уроку.

Благодарю за сотрудничество. Урок окончен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как пользоваться шариковой ручкой
  • Инструкция как получить сертификат на дополнительное образование ребенка
  • Инструкция как пользоваться китайскими палочками
  • Инструкция как пользоваться чем либо
  • Инструкция как получить выписку из егрн на госуслугах