Инструкция как правильно делать уроки

В нашем материале разбираемся, как превратить рутинный процесс в увлекательный и продуктивный квест.

В нашем материале разбираемся, как превратить рутинный процесс в увлекательный и продуктивный квест.

Домашняя работа — неотъемлемая часть учебного процесса. Тщательное выполнение домашних заданий помогает не только повторить и закрепить пройденный в классе материал, но и своевременно выявить пробелы в его усвоении. Однако большинство школьников относится к выполнению заданных на дом упражнений без особого энтузиазма и до последнего откладывает выполнение «домашки». Как заинтересовать ребёнка и сделать процесс подготовки ДЗ быстрым и эффективным, разбираемся вместе с ИнтернетУроком.

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки: 5 простых шагов к успеху

Задания на дом выдаются как в обычных, так и в онлайн-школах. Разница лишь в том, что домашнее задание при интерактивном обучении может состоять из двух частей: письменной и электронной. Но несмотря на разницу в подходах, есть универсальные правила, которые помогут ребёнку создать рабочее настроение и выполнить домашнее задание без особого труда.

Пошаговая инструкция выполнения домашних заданий

  1. Выполнение домашнего задания как привычка. Если есть возможность, лучше уделять подготовке ДЗ от 30 минут до 1,5 часа ежедневно, чем оставлять все уроки на выходные. Такой подход к выполнению домашней работы позволяет, во-первых, сэкономить время (ребёнку не нужно вспоминать весь пласт пройденного несколько дней назад материала), во-вторых, способствует лучшему усвоению знаний, а главное — даёт возможность распоряжаться выходными так, как хочется.
  2. Правильная организация рабочего места. Заранее стоит позаботиться и о том, чтобы рабочее место было удобным. Так, Роспотребнадзор рекомендует регулировать высоту мебели в соответствии с ростом ребёнка. А ещё важно не забывать про освещение: расположение источников света зависит от того, какая рука ведущая (ставим свет слева, если ребёнок правша, и справа, если — левша). Кроме того, стоит также научить ребёнка проветривать помещение перед работой — приток свежего воздуха стимулирует работу мозга.
  3. Порядок на рабочем месте. На письменном столе не должно быть ничего лишнего. Игрушки, рамки с фотографиями, грязная посуда, фантики, посторонние предметы — всё это создаёт беспорядок и мешает концентрации внимания.
  4. Перерывы. Домашняя работа редко ограничивается заданиями только по одному предмету. Чтобы переключиться с одного предмета на другой, можно (и даже нужно) делать перерывы. Это может быть лёгкая разминка, гимнастика для глаз и даже кружка чая. А если ребёнок выполняет домашнюю работу за компьютером, небольшие паузы рекомендуется делать каждые 15–20 минут.
  5. Выбирать подходящее время. Оптимально, чтобы выполнение домашней работы приходилось на период с 16 до 18 часов. Именно в это время отмечается повышение уровня активности мозга, а также второй подъём работоспособности.

Домашнее задание с удовольствием: как ИнтернетУрок делает учебу интересной

Заместитель руководителя методического отдела Домашней школы «ИнтернетУрок» Лада Коновалова объяснила, для чего нужны домашние задания и как сделать их не только полезными, но и интересными

С чего начать?

Впрочем, чётко следовать инструкциям бывает непросто, особенно, если речь идёт о детях. Давайте разберёмся, как правильно подготовиться к домашней работе, чтобы процесс принёс результаты.

  1. Помните, что после насыщенного дня в школе ребёнку нужен отдых. Хорошо, если это будет прогулка на свежем воздухе, 30–40 минут чтения в спокойной обстановке, общение с друзьями или родителями. После достаточного, но не длительного отдыха мозгу будет проще мобилизоваться и продолжить решать сложные задачи.
  2. Настроиться на работу также помогают ритуалы-якори. Это может быть проветривание комнаты, раскладывание карандашей, тетрадей и учебников на столе, включение лампы, переодевание в удобную одежду и даже вкусный полдник. Спустя несколько недель повторения одних и тех же действий ребёнку будет проще настроиться на учёбу после их выполнения.
  3. Если даже после этого мотивации сесть за ДЗ у ребёнка не возникло, можно посоветовать ему начать с малого. Пусть это будут несложные или устные задания. Лучше сделать хоть что-то, чем не приступить к выполнению вовсе. Некоторым детям проще начать с наименее отталкивающих предметов и повышать сложность заданий постепенно.
  4. Если сил и мотивации на выполнение домашней работы у ребёнка нет, разрешите ему перенести часть заданий на завтра. У всех бывают тяжёлые дни. Если сроки сдачи терпят, нет ничего страшного в том, чтобы подождать более подходящего для его выполнения момента. Главное, чтобы подобные исключения не стали правилом.

Помощь родителей, или как не навредить

В первую очередь за подготовку домашнего задания отвечает школьник, ведь на дом не задают ничего такого, с чем ребёнок не мог бы справиться без вмешательства взрослых. Поэтому помощь родителей должна заключаться в поддержке самостоятельности и развитии чувства ответственности — многим детям требуется напоминание о том, что в рюкзаке их ждут тетрадки с несделанной домашней работой.

Если школьнику что-то непонятно, родители могут помочь и вместе с ребёнком разобрать не усвоенный на уроке материал. Если есть время, родители также могут проверить правильность выполнения домашней работы и указать ребёнку на его ошибки, вместе разобрав и исправив их. Но часто мамы, папы или другие родственники принимают в подготовке домашнего задания ребёнком слишком активное участие, допуская следующие ошибки:

  • Выполнение домашнего задания за ребёнка. Задача взрослого — научить ребёнка самостоятельно искать дополнительный материал и справляться с трудностями, а не преодолевать их за него.
  • Чрезмерный контроль. Напомнить ребёнку о несделанном ДЗ — нормально, а вот заставить его переписывать всё сделанное из-за одной ошибки — уже перебор.
  • Винить за ошибки. Лучше, если ребёнок самостоятельно заметит и исправит недочёт, чем запишет правильный вариант под диктовку родителей. Ошибки — опыт, который помогает достигать лучших результатов.

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Неочевидные лайфхаки, которые помогут сделать домашнее задание быстро

  1. Таймер. Вместе с ребёнком разбейте время занятия на части. Например — 30 минут учёбы, после которых следуют 10 минут отдыха. Лучше, если отрезки работы будут соответствовать времени выполнения ДЗ по одному предмету.
  2. Превратите домашнюю работу в квест. Предложите ребёнку составить план того, что нужно сделать, и придумайте вознаграждение за успешное «прохождение» каждого пункта.
  3. Посоветуйте ребёнку проводить свободное время с пользой. Например, по дороге в школу или домой можно обдумать план действий или послушать аудиокнигу. А читать заданные произведения или учить стихотворения можно во время ожидания дополнительных занятий или скучных перемен.
  4. Совместно с ребёнком запланируйте что-то интересное после того, как домашнее задание будет выполнено. Это станет отличной мотивацией быстрее приступить к учёбе и сделать уроки качественно и без ошибок. При этом хорошим стимулом будет не только поход в кино, цирк или поездка на дачу, но и полностью свободные от учёбы выходные, если все уроки будут сделаны на неделе.
  5. Помните, что процесс подготовки домашней работы может быть не только полезным, но и увлекательным. Следуя нашим советам, ребёнок перестанет воспринимать ДЗ как нечто сложное и невыполнимое. Регулярность и правильная мотивация — главные секреты учёбы на «хорошо» и «отлично».

Редакция Домашней школы InternetUrok


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Домашняя работа может раздражать и занимать слишком много времени, которое хотелось бы посвятить чему-то более увлекательному. Когда вам приходится выполнять много домашней работы, бывает трудно работать эффективно. Сосредоточенность, организация, планирование и мотивация помогут вам быстро справиться с домашней работой и переключиться на более интересные занятия.

  1. Step 1 Работайте в удобном, хорошо освещенном помещении.

    Сидите за столом на удобном, мягком стуле. Не работайте на полу или кровати, так как эти места могут вызвать сонливость и сделать вас рассеянным.[1]
    Заниматься обязательно нужно в комнате с хорошим освещением, чтобы вам не пришлось напрягать глаза во время чтения.[2]

  2. Step 2 Избавьтесь от отвлекающих...

    Избавьтесь от отвлекающих факторов, уединитесь и отложите электронные устройства. Выключите телефон, компьютер (если, конечно, он не нужен вам для работы), телевизор и закройте дверь. Сообщите своим родным и друзьям, чтобы вас не беспокоили, когда вы выполняете домашнее задание.[3]

    • Загрузите приложения, которые блокируют веб-сайты, чтобы во время работы с компьютером вы не отвлекались.
  3. Step 3 Установите таймер.

    В начале каждого задания или темы запускайте таймер на столько минут, сколько вам понадобится, чтобы выполнить работу. Периодически поглядывайте на таймер, чтобы контролировать течение времени. Это поможет вам понять, что вы тратите слишком много времени на одно задание (если так произойдет), а также снова сосредоточиться, когда вы отвлечетесь.[4]

    • Если какое-то одно задание или тема занимает гораздо больше времени, чем другие, возможно, стоит попросить помощи у родителей или учителя.

    Реклама

  1. Step 1 Приведите свои учебные принадлежности в порядок.

    Чтобы не тратить время на поиски нужных вам вещей, держите свои книги, бумаги, письменные наборы и другие материалы в доступном месте. Чтобы оставаться организованным, каждую неделю или каждый месяц наводите порядок в папках и рюкзаке.

    • Подумайте о том, чтобы объединить множество разных папок в одну и отделить их вкладками. Так все ваши школьные задания будут находиться в одном месте.[5]
  2. Step 2 Сделайте план выполнения домашней работы на вечер.

    Вместо того чтобы схватить первую попавшуюся книжку и делать домашнюю работу, спланируйте все наперед. Есть несколько способов, которые помогут вам составить план по выполнению домашнего задания:

    • решите, сколько времени вы хотите потратить на домашнюю работу в целом;
    • составьте список всех заданий, которые вам нужно выполнить;
    • определите, сколько времени у вас уйдет на каждое задание, чтобы закончить работу в желаемый срок;
    • двигайтесь строго по списку, вычеркивая задания по мере их выполнения.[6]
  3. Step 3 Начинайте делать уроки сразу после школы.

    Если откладывать до позднего вечера, может случиться так, что вы будете работать допоздна, а это не совсем хорошо, так как человеку труднее работать быстро, когда он устал. Аналогично, не стоит откладывать уроки на утро – вы либо не успеете выполнить все задания, либо в спешке наделаете ошибок.

  4. Step 4 Расставьте задания по значимости и срокам выполнения.

    Записывая задания в свой дневник на протяжении недели, поставьте А возле приоритетных задач, В возле тех задач, которые не требуют много внимания, и Б для задач, которые находятся где-то между. Задание, которое должно быть готовым на следующий день, имеет приоритет над заданием, которое нужно выполнить к следующему вторнику. Также в первую очередь выполняйте более объемные задания, а потом уже беритесь за мелкие.

    • Сочинение на 10 страниц, которое вы еще не начали и которое нужно сдать через неделю, должно обозначаться А или Б, в то время как маленькое задание на 5 вопросов, которое должно быть готовым через 3 дня, можно обозначить как В. [7]
    • Не тяните до последнего момента, чтобы закончить работу.

    Реклама

  1. Step 1 Делайте перерывы.

    Вы не справитесь с работой быстрее, если будете сидеть над ней часами без отдыха. Приблизительно каждые 25 минут делайте перерыв на 5 минут, чтобы походить немного, размяться и дать мозгу и телу возможность немного отдохнуть.[8]

  2. Step 2 Перекусывайте и пейте воду.

    Во время работы над заданиями перекусывайте легкой, здоровой, вкусной пищей и пейте много воды, чтобы усилить память и активизировать мозг и тело. Держитесь подальше от газировок, сладкой, вредной пищи и энергетических напитков, чтобы не потерять силы на полпути.[9]

    • Попробуйте есть сельдерей и ломтики яблок с арахисовым маслом.
  3. Step 3 После того как...

    После того как вы закончите домашнюю работу, займитесь чем-то интересным. Это послужит вам в качестве вознаграждения. Запланируйте пойти к другу, поиграть в свою любимую видеоигру или в баскетбол во дворе, побалуйте себя сладостями, когда закончите домашнее задание. Когда вы помните, что после выполнения домашнего задания вас ждет веселое занятие, это мотивирует вас к сосредоточению и более эффективной работе.

    Реклама

Советы

  • Делайте уроки в удобной одежде.
  • Сдавайте всю заданную работу вовремя.
  • Используйте ежедневник, чтобы помнить о заданиях, которые необходимо закончить.
  • Когда работаете над одним уроком, то очень легко можете потерять концентрацию, начав думать о других заданиях, которые вам предстоит выполнить. Лучше сосредоточьтесь на поставленной задаче.
  • Не засыпайте. Поставьте будильник на каждые 5-10 минут, который будет напоминать вам о домашней работе, если боитесь, что будете засыпать.
  • Если вы любитель откладывать все на потом, возьмите календарь и запланируйте каждый шаг для всех больших проектов.
  • Классическая музыка во время работы поможет улучшить концентрацию.
  • Начните с самых сложных заданий, продвигаясь к самому легкому, это существенно облегчит процесс.
  • Выполняйте задания еще в школе, если у вас появилось свободное время (например, во время перерыва или обеда, даже во время уроков, если выдалась свободная минутка)
  • Закончив работу, проверьте ее.

Реклама

Предупреждения

  • Не торопитесь. Если будете спешить с выполнением домашней работы и не будете стараться, то в результате можете получить плохую оценку.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 488 456 раз.

Была ли эта статья полезной?

Памятка: как организовать выполнение домашних заданий так, чтобы ребенок все успевал

397

Выполнение домашних заданий, как и любое дело состоит из трех этапов: подготовки, собственно выполнения и завершения. Подробная статья на эту тему здесь, ниже — краткая памятка.

Первый этап — подготовка к выполнению заданий

  • Подготовить рабочее место и материалы:

на столе не должно быть ничего лишнего и отвлекающего: любимых игрушек/книжек; лучше заранее достать все необходимое: карандаши, ручки, линейку и т.д., чтобы не отвлекаться в процессе выполнения заданий.

  • Спланировать последовательность выполнения:
  1. важные и срочные задания (основные предметы на следующий день);
  2. срочные, но не важные (не основные предметы на следующий день);
  3. важные, но не срочные (основные предметы на последующие дни);
  4. не важные и не срочные (доп. задания, задания по желанию)
  • Настроиться на выполнение:

назначаем «приз» за успешно сделанную работу: что-то приятное и ценное для ребенка – прогулка, игра, просмотр любимых передач, что-то вкусное… Важно чередовать и не злоупотреблять!

Второй этап — выполнение заданий

Выполнять в соответствии с планом, при этом:

  1. чередовать различные виды деятельности (решать/писать/читать/рисовать и т.д.)
  2. чередовать работу и отдых (в качестве отдыха подойдет выполнение творческих заданий (поделки/рисунки и пр.), физическая активность, выполнение каких-то дел по дому (полить цветы, поиграть с домашним питомцем). Просмотр TV и компьютерные игры — плохой вариант отдыха.
  3. стремиться к самостоятельному выполнению ребенком заданий (если что-то непонятно, не даем сразу готовое решение, а просим «придумать что-нибудь», задаем наводящие вопросы. У ребенка должно формироваться понимание, что учеба — это ЕГО работа и ЕГО ответственность, а у взрослого есть СВОЯ, другая работа и ответственность за нее).

Третий этап — завершение

  • Убрать рабочее место и материалы:

собрать портфель на следующий день; оставшиеся книги, тетради, канцелярию убрать на свои места.

  • Похвала:

Ребенка обязательно нужно похвалить за выполнение заданий, отметить, что получилось хорошо, обратить внимание на его успехи (сделал быстрее /аккуратнее/без подсказок и т.д.). Если были сложности и ошибки, выразить уверенность, что в следующий раз обязательно получится лучше.

  • Приз:

Ребенок получает назначенный на этапе подготовки к выполнению заданий приз – прогулку/игру/что-то вкусное!

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также

Глава из пособия для родителей

«Как помочь ребёнку стать успешным»

Как правильно делать уроки?

Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно развивать у ребёнка умение программировать и контролировать собственную деятельность.

Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители.

Если ребёнок, например, не научился проделывать какие-то операции в уме – надо подкрепить словами и рисунками. Постепенно, по мере того как эти подпорки будут становиться ненужными, убирайте их и передавайте ответственность самому ребёнку.

Шаг первый – подготовка

Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: «Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!»

Попросите ребенка принести портфель, выложить всё нужное для выполнения уроков. Сказать: «Давай попробуем поставить рекорд – сделать все уроки за час» (допустим).

Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит.

Ещё очень важно, чтобы в дневнике были записаны все задания. Как правило, у детей с СДВГ половины заданий нет, и начинаются бесконечные звонки одноклассникам. Поэтому можно предупредить с утра: сегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

Шаг второй – делаем первый предмет

«Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику?»

Не имеет значения, что он выберет, – важно, чтобы сам выбрал.

«Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста».

Нужно переформулировать задание своими словами. Оба – и родитель, и ребёнок – должны понимать, что именно нужно сделать.

«Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать».

Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: «Что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши».

Иногда ребёнок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное – и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребёнку, что он сказал. Самое главное – это уже с самого начала добиться успешности.

Работать надо не спеша, не делать ошибок. «Проговаривай, как пишешь, Москва – «а» или «о» следующая?»

«Смотри-ка! Три с половиной минуты – а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто всё закончишь!»

За усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка.

На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое.

Если вы видите, что ребенок начал ёрзать, зевать, делать ошибки – остановите часы: «Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня».

Ребёнку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

Шаг третий – перемена

После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). «Ты герой! Ты за 15 минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот». Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.

Когда даёте передышку – очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха.

«Ты готов? Давай, ещё два упражнения сделаем так же!» И опять – читаем условие вслух, проговариваем, пишем.

Когда закончен русский – надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут – как школьная перемена.

Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Шаг четвёртый – делаем второй предмет

Так же делаем математику. «Что задано? Открой учебник».

Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить: «Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется?»

Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание: «Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала?»

Пусть ребёнок самыми простыми словами расскажет, что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом её сменит внутренняя.

Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться.

Самая неприятная часть математического задания – это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: «А вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?»

На форму записи нужно обратить особое внимание – после этого уже ничего не стоит записать решение задачи.

Затем проверка: «Ты говорил, что нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача? Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное!»

Задача сделана – берёмся за примеры. Ребёнок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность.

После каждого столбика говорим: «Потрясающе! Берёмся за следующий столбик или компоту?»

Если видите, что ребёнок устаёт – спрашивайте: «Ну что, ещё поработаем или пойдём компот пить?»

Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у неё болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает – дело не пойдёт.

Так нужно посидеть с ребёнком один или два раза.

Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать.

И мама может отлучиться – пойти в другую комнату, на кухню… Но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребёнок делом, не отвлёкся ли на посторонние дела.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребёнка появилось ощущение, что у него всё получается.

Как делать домашнее задание быстрее

Эти советы помогут школьникам, их родителям, студентам и всем, кто учится — независимо от возраста.

Как делать домашнее задание быстрее

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

Мнения на этот счёт могут расходиться. Но согласно действующим в России санитарным правилам и нормам, в первом классе задавать домашнее задание не нужно. А в дальнейшем его выполнение не должно занимать больше, чем:

  • 1,5 часа в день — во 2–3 классе;
  • 2 часа в день — в 4–5 классе;
  • 2,5 часа в день — в 6–8 классе;
  • 3,5 часа в день — в 9–11 классе.

Для сравнения, Национальная ассоциация образования США придерживается правила 10 минут: в каждом следующем классе на выполнение задания тратится на 10 минут больше, чем в предыдущем. Так, первоклашка должен уложиться в 10 минут, второклассник — в 20. В шестом классе подготовка к урокам занимает 1 час, а к выпускному — двенадцатому — 2 часа.

Проведённые в США исследования показывают, что даже старшим школьникам противопоказано сидеть над учебниками больше 2 часов. Успеваемость от этого не повышается, зато накапливается усталость, а вместе с ней испаряется желание учиться.

Что мешает делать домашнее задание быстро

Как правило, процесс замедляют следующие факторы:

  • слишком сложная программа;
  • неумение сосредоточиться;
  • неумение правильно распределять время;
  • усталость;
  • отсутствие мотивации.

Первый пункт — когда программа слишком сложна для конкретного ученика — требует серьёзного пересмотра образовательного процесса. Возможно, придётся пообщаться с преподавателями, найти репетиторов или даже перевестись в учебное заведение попроще.

Но, как правило, дело всё-таки в остальных четырёх причинах. Если обратить на них внимание на старте учебного года, то шансы запустить какой‑то важный предмет — и оказаться среди хронически отстающих — сведутся к минимуму.

Как помочь сосредоточиться

1. Организуйте удобное рабочее место

Слишком высокая или низкая столешница, неудобная посадка, посторонние шумы — все эти мелочи раздражают, снижают концентрацию и в целом плохо влияют на самочувствие.

В идеале для домашних заданий нужен отдельный письменный стол, расположенный напротив окна. Стул должен быть устойчивым и регулируемым — чтобы обеспечить максимальный комфорт и разгрузить спину. Если ступни не опираются о пол, а болтаются в воздухе, купите специальную подставку.

2. Наведите порядок на столе и в ящиках

Это необходимое условие. Во‑первых, бардак рассеивает внимание. Во‑вторых, больше времени уходит на поиски необходимых предметов, которые должны быть под рукой. Убрав всё лишнее, вы сможете удобно разложить тетради, книги и всё, что вам нужно для выполнения задания.

3. Отложите мобильный и отключитесь от соцсетей

Ничто так не отвлекает от домашней работы, как мессенджеры, мобильные игры и прочие дары смартфона. На время подготовки к занятиям отложите мобильный как можно дальше и установите режим «Не беспокоить». На всякий случай составьте список контактов, которые смогут дозвониться даже в разгар подготовки к контрольной по математике.

Если выполняете задание на компьютере, выработайте привычку отключаться от всех соцсетей.

4. Переоденьтесь в комфортную одежду

Чем меньше что‑то жмёт, трёт, колет и стесняет движения, тем больше шансов сосредоточиться на главном. В данном случае — на домашнем задании.

5. Поставьте классическую музыку

Этот совет подходит не всем, но попробовать стоит. Некоторые исследования подтверждают, что классика способствует концентрации и усвоению информации.

Но не всякая классическая музыка одинаково полезна. Например, симфонические концерты с их богатым звучанием и динамикой скорее отвлекут от первостепенной задачи. А вот фортепианные произведения Моцарта, Пуленка или Дебюсси могут стать отличным фоном для уроков. Также хороши струнные квартеты того же Моцарта, сюиты Баха для лютни и гитарная музыка.

Как правильно распределить время

1. Приступайте к домашнему заданию как можно раньше

Оптимально сделать всё сразу после занятий — пока из памяти ещё не выветрились полученные знания.

2. Расставьте задачи по значимости и срочности

Всегда найдётся задание, которое можно отложить на завтра. А если велик риск, что вы всё равно не успеете сделать весь объём сегодня, лучше уделить больше времени тому, что горит. Например, подготовке к завтрашнему тестированию.

3. Начните с самых сложных задач

Чем дольше сидишь над домашним заданием, тем ниже работоспособность и концентрация внимания. И это понятно: постепенно накапливается усталость. Есть смысл начинать со сложных заданий: на свежую голову их получится сделать быстрее. А затем перейти к чему‑то попроще.

4. Делайте перерывы

Казалось бы, тут кроется противоречие: если нужно что‑то сделать быстрее, зачем тратить время на перерывы? Но исследования уже не раз подтверждали, что после паузы повышается способность сфокусироваться и эффективность работы. А значит, и задачу можно решить в более короткие сроки.

На этом принципе строится одна из ключевых методик современного тайм‑менеджмента — техника Pomodoro. Схема «25 минут усердно трудимся — 5 минут отдыхаем» подходит и для учебного процесса. Временные отрезки могут быть другими, но смысл остаётся прежним.

Как снять усталость

1. Подкрепите силы

После тяжёлого учебного дня нежелательно садиться за уроки на голодный желудок. Из‑за недостатка энергии вы будете засыпать над книжкой и продираться сквозь задания со скоростью улитки. Лёгкий перекус и достаточное количество воды помогут восполнить запас сил и подпитают мозг.

2. Проветривайте комнату

Утомляемость может быть вызвана недостатком кислорода. Хорошо, если в комнате постоянно циркулирует свежий воздух. В холодное время открывайте окна хотя бы на 5 минут каждый час.

3. Чаще двигайтесь

Во время перерывов обязательно встаньте со стула, пройдитесь или сделайте пару упражнений, чтобы размяться и снять мышечное напряжение.

Как улучшить мотивацию

1. Не забывайте о пользе домашнего задания

Его выполнение — это не бесполезное и бесцельное времяпрепровождение. Домашнее задание нужно, чтобы закрепить знания, получить новую информацию, почувствовать себя более уверенно. Если напоминать себе о важности того, что вы делаете, процесс идёт живее.

Харрис Купер

Профессор психологии и нейробиологии в Университете Дьюка, руководитель исследований эффективности домашних заданий.

При регулярном выполнении домашних заданий развивается множество полезных умений: от тайм‑менеджмента до навыка самообразования и потребности постоянно учиться чему‑то новому.

2. Радуйте себя во время пауз

Прочитайте, что вам пишут в мессенджере. Съешьте конфетку. Или послушайте любимый саундтрек. Постарайтесь получить от пятиминутного перерыва максимум удовольствия.

3. Не скупитесь на похвалу

Ребёнку — если вы родитель. Себе — если вы и есть ученик. Каждая решённая задача, написанное сочинение или выученный стих достойны хотя бы краткого, но искреннего восторга: «Молодец!»

4. Старайтесь обходиться без посторонней помощи

В случае трудностей всегда есть соблазн обратиться за подмогой к родителям или знакомым, более подкованным в предмете. Самостоятельная работа с непривычки может занять больше времени. Но постепенно приходит навык быстро находить нужную информацию и решения самостоятельно. А это, в свою очередь, подстёгивает самооценку.

5. Запланируйте что‑то интересное

Подбодрите себя или ребёнка приятными планами на вечер. Как только закончите с уроками, можно наконец‑то съесть мороженое, поиграть в компьютерную игру, сходить в гости. Список легко продолжить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как подключить яндекс станцию лайт
  • Инструкция как правильно делать массаж простаты
  • Инструкция как правильно делать домашнее задание
  • Инструкция как правильно выучить стихотворение
  • Инструкция как правильно выполнять домашнее задание