Инструкция как составить опорный конспект

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» — значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       —  теоретический материал

                                                 —  самое главное

                                                —  примеры

Этапы составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

— Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

— Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Инструкция. Как составить опорный
КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого
материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель
содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые
вехи изучаемой темы.

     Составить  такую
«шпаргалку» — значит  проработать весь необходимый материал, структурировать
свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно
сжатым.
Каждый символ, слово или знак
отражают лишь самое главное
.

        Составление
опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров
с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

            
Главное условие: краткость, наглядность,
минимум текстовой информации.

Новые термины целесообразно записывать полностью.

         
При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                      
—  теоретический материал

    
                
                 
         —  самое главное

                                   
            —  примеры

Этапы
составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя
основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке,
в котором они следуют в тексте;

— Сделайте  черновой набросок сокращенных
записей на листе бумаги;

— Преобразуйте  записи в графические,
буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически
отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при
необходимости).

             
      Основные
требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно
быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность
изложения.

Основные
требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести 
за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.
 Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками, 
т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами
или   строчными пробелами.

3. Акцентирование. 
Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками
различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация. 
При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки,
часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия. 
Каждый малый блок (абзац), наряду с логической
связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно
оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность.
ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению,
благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен
быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь.
Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Мастер – класс

«Составление опорных конспектов».

Цель: познакомить с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.

Оборудование: текст параграфа, карандаши, листы бумаги, инструкции по составлению ОК, мультимедийное обеспечение, дерево успеха, листочки зеленые и желтые.

Ход мастер-класса:

— расшифруйте изображение, что Вы видите на рисунке?

Портрет В.Ф. Шаталова.

-Вы знаете, кто это?

В.Ф. Шаталов проработал в школе 50 лет, создал свою известную на всю страну педагогическую технологию. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую его технологию.

Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. 

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

      Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.

        Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

Инструкция по составлению опорного конспекта

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить сигналы в блоки;

-Обособить блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;

-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

                               Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

     воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

                               полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими

     блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

             номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную 

     идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным

     расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

     условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

     остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно

     оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

     графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он

    должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Объединение в группы по интересам.

Предложенные тексты и темы 6 класс:

  1. «Горы суши»

  2. «Равнины суши»

  3. «Рельеф океанического дна»

Во время работы в группах показ различных опорных конспектов, виды конспектов.

Представление опорных конспектов.

— Попытайтесь, используя составленные опорные конспекты, воспроизвести материал, но не свой, а других групп.

Рефлексия

Дерево успеха. На листочках зеленого цвета написать, что понравилось и удалось, на желтых, что вызвало затруднение.

Литература:

  1. Гужева Т. А. Структурно-логические схемы на уроках географии// http://festival.1september.ru

  2.  Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 2012 г.

  3. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989г.

Методика составления опорных конспектов

Разработка опорных конспектов состоит
из трех этапов

1. Сбор фактического материала. Этот
этап имеет огромную роль в плане повышения
профессионального мастерства, эрудиции.
На этом этапе подбирается литература,
необходимая для изучения данной темы,
из нее выбираются исторические справки,
связь с жизнью, высказывания известных
ученых и т.д.

2. Выделение ядра основных понятий.
Здесь производится как бы выжимка
подобранного материала, отбрасывание
всего второстепенного, несущественного.
Затем производится вторая выжимка, при
которой из главных мыслей и выводов
выбираются только ключевые слова,
символы, рисунки, схемы, помогающие
вспомнить весь материал

3. Составление опорного конспекта.
На данном этапе преподаватель на
листе бумаги располагает весь подобранный
им материал, выраженный в графической
и символической форме, во всех взаимосвязях.

При составлении опорных конспектов
происходит сжатие информации, поэтому
одна страница опорного конспекта
передает содержание иногда нескольких
десятков страниц учебника. Установить
неизменную пропорцию этого сжатия
информации, конечно, нельзя:

даже в рамках одной и той же специальности
она меняется от темы к теме. К тому же
материал некоторых специальностей
вообще трудно поддается сжатию. Здесь
уместно отметить основные принципы
создания опорных конспектов:

Структурность

По структуре опорные конспекты
составляются обычно из 4-5 отдельных или
взаимосвязанных между собой блоков,
которые отделяются друг от друга.
Рисунки, схемы, слова, символы, придумывает
сам преподаватель;

Ассоциация

Элементы опорного конспекта должны
вызывать у учащегося ассоциации с
явлениями окружающей среды;

Цветность

Опорные конспекты должны выполняться
обязательно в цвете. Использование
одноцветных опорных конспектов резко
снижает их восприятие.

Цвет — это атрибут предметного образа.
Он непосредственно воздействует на
ощущения и чувства и тем самым повышает
внимание. Цвет позволяет довольно быстро
локализовать взор на предъявляемую
информацию.

Цвета можно использовать самые разные.
Но при выборе цветовой гаммы нужно
чувство меры: достаточно использовать
4-5 цветов.

Простота

Опорный конспект должен быть простым
как для запоминания, так и для
воспроизведения. Опорный конспект не
должен содержать в себе избыточное
количество рисунков, схем, символов,
иначе восприятие конспекта резко
снижается.

Последовательность работы с опорными
конспектами.

В работе с опорным конспектом, преподаватель
применяет последовательный ряд операций
с учебным материалом, достигая
многократного вариативного (чтобы не
было зубрежки) повторения материала
темы еще при ее изучении. Существуют
разные алгоритмы данной работы, приведу
два из них.

1). Наиболее распространенной, «классической»
считается следующая цепочка действий
с материалом:

— Первое, детальное объяснение нового
материала методом рассказа, лекции или
беседы с сопутствующими краткими
записями на доске, с применением
необходимых традиционных средств
обучения;

— Второе, сжатое объяснение материала
по опорному плакату (т.е. по светопроекции
слайда опорного конспекта или по
увеличенной на большом листе ватмана
копии этого конспекта). Преподаватель
в основном останавливается только на
ключевых моментах, выделяет их. Далее
останавливается на каждом рисунке,
символе, изображенном на конспекте, как
бы обобщая весь ранее изложенный
материал.

— Третье, разбор содержания опорного
конспекта (т.е. темы) в парах. Иначе
говоря, это проговаривание, пробные
ответы на месте в парах по опорному
конспекту с предварительной зарисовкой
опорного конспекта в своих тетрадях
или получением готовых копий.

Дома (или тут же, в аудитории) далее
проделывается следующее:

— Чтение соответствующего материала по
учебнику, справочнику или иному пособию;

— Запоминание опорного конспекта

На следующем занятии:

— Письменное воспроизведение опорного
конспекта по памяти в специальных
тетрадях;

— После самостоятельной работы проводится
устный опрос учащихся.

Таким образом, новый материал проходит
в семи разных по объему и форме вариантах
через учебно-познавательную деятельность
учащихся. Благодаря этому практически
всегда удается обеспечить вполне
достаточную на первых порах прочность
и осмысленность знания.

2) Возможна следующая последовательность
работы с опорным конспектом:

— Усвоение материала происходит сначала
в форме прослушивания и сравнения
излагаемого материала преподавателем
с материалом опорного конспекта,
имеющегося на каждом рабочем столе.

— Затем осуществляется письменное
воспроизведение опорного конспекта в
рабочие тетради учащихся и после
начинается активная работа по закреплению
знаний.

— По заданию преподавателя учащийся
должен раскрыть содержание указанного
блока опорного конспекта. Правильность
ответов контролируется и корректируется
как преподавателем, так и самими
учащимися.

— К работе привлекается вся группа. Кроме
того, для привития навыков работы с
учебниками, со справочной литературой
преподаватель по намеченному плану
оставляет часть вопросов в том или ином
блоке опорного конспекта открытыми и
предлагает их заполнить самостоятельно.

— Затем проводится контроль найденных
ответов, после уточнения они заносятся
в опорный конспект.

— При определенной наработке умений и
навыков работы с опорными конспектами
можно реализовать цель максимальной

активизации мыслительной деятельности
учащихся. Для этого предлагается
самостоятельно изучить материал по
предмету и составить опорный конспект.
В помощь учащимся можно дать скелет
опорного конспекта с названием блоков,
т.е. структуру изучаемого материала.
После выполнения работы проводится
контроль содержания материала каждого
блока и в заключении разработанный
учащимися опорный конспект сравнивается
с опорным конспектом, разработанным
преподавателем и можно выбрать наилучший
вариант.

Методика применения опорных конспектов
позволяет активизировать учебный
процесс, приучает учащихся мыслить
логически, грамотно выражать свои мысли
с принятой терминологией, вырабатывает
умение вести поиск и анализ полученной
информации, вырабатывается аккуратность
в работе, последовательность,
самокритичность, самодисциплина и
потребность в ежедневной подготовке
домашнего задания.

Применение опорных конспектов значительно
снижает потери времени на диктовку, а
иногда и полностью исключает этот
нерациональный вид фиксации материала.
На контроль и закрепление знаний от
урока остается достаточно времени. По
опорным конспектам достаточно легко
можно систематизировать, повторять
вспоминать материал, готовиться к
экзаменам, зачетам и т.д.

Опорный конспект — это наглядное
представление основного содержания
учебного материала в логике познавательной
деятельности учащихся
;

— Применение опорных конспектов позволяет
интенсифицировать учебный процесс,
формируются условия для прочного
усвоения информации, так необходимой
на последующих этапах или уроках;

— Опорные конспекты, благодаря наглядности
и технологичности, способствуют
доступности и логичности объяснения
нового материала, значительно снижают
потери времени на диктовку, оставляя
большую часть занятия на закрепление
учебных навыков.

— Опорные конспекты приводят учащихся
к целостному восприятию предмета (темы);

— Красочность и точность выполненных
опорных конспектов, развивают у учеников
интерес к полученной информации;

— По опорным конспектам легко повторять,
вспоминать материал, готовиться к
контрольным мероприятиям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основные требования к

составлению опорного конспекта

Цветовая наглядность и

образность, так как она вызывают больший

интерес и эффективность

запоминания материала.

Доступность воспроизведения,

исполнение должно быть выполнено в

простой воспроизводимой от руки на

бумаге, не высокохудожественной манере.

Ассоциативность, изображение

сигналов, позволяющее восстановить

последовательность явлений, процессов,

закономерностей.

Лаконичность, то есть не загружать

конспект опорными знаками, должно быть

300–400 печатных знаков.

Структурность

упорядоченность системы сигналов,

определенный набор и расположение

элементов со связями между ними (45

связок, логических блоков).

Автономность, каждый из четырех

пяти блоков должен быть самостоятельным.

Смысловой акцент (рамки,

отделение одного блока от другого,

оригинальное расположение символов)

позволяет определить значимость каждого

блока, придать опорному конспекту

выразительности.

Унификация печатных знаков,

символов, ввести определенные знаки

символы для обозначения ключевых или

часто повторяющихся слов, явлений

Приложение 2

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Городищенская школа с УИОП»

Памятка для обучающихся

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ

КОНСПЕКТ

Подготовил:

Учитель географии:

Суслова Светлана Николаевна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как создать телеграм канал
  • Инструкция как создать хороший сайт
  • Инструкция как создать свою игру
  • Инструкция как создать почтовый ящик
  • Инструкция как создать конференцию в зум