СПб, Бухарестская ул, дом № 24
Работаем по всей России
-
Отходы
- Договор с региональным оператором
- Проект ПНООЛР
- Инвентаризация отходов
- Паспорт отхода 1-4 класса
- Разработка технических условий (ТУ)
- Инструкция по обращению с отходами
-
Воздух
- Мероприятия при НМУ
- Инвентаризация источников выбросов
- Паспорт ГОУ
- Проект ПДВ
-
Вода
- Проект НДС
- Проект ЗСО
- Баланс водопотребления и водоотведения
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект
- Декларация о составе и свойствах сточных вод
-
СЗЗ
- Проект санитарно-защитной зоны
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение объекта в приаэродромной территории
-
Лицензирование
- Лицензия на воду
- Лицензия на обращение с отходами
- Подбор земельного участка для лицензии на отходы
- Проект геологического изучения недр
- Полевые испытания и оценка запасов недр
- Государственная экологическая экспертиза
-
Экосопровождение
- Экологическое сопровождение (аутсорсинг)
- Экологический аудит
- Экологический сбор
- Постановка на учет объектов НВОС
- Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
- Производственный экологический контроль (ПЭК)
- Обучение по экологии и охране труда
- Отчетность 2-ТП (отходы, воздух, водхоз)
- Расчет платы за НВОС
- Ведение журнала отходов
- Декларация о воздействии на окружающую среду (ВОС)
- Отчет в региональный кадастр отходов
-
Охрана труда
- Сопровождение по охране труда
- Специальная оценка условий труда
- Главная
- 5 поводов
- Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)
Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)
В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- Оформление разрешительной документации.
- Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
- Организация экологической службы и производственного контроля.
- Обучение в области охраны окружающей среды.
- Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
- Представление экологической отчетности.
- Внесение экологических платежей.
- Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
- Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
- Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
- Размещение отходов производства и потребления.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Постановка объекта на государственный учет
С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
- в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
- в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.
При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:
- а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
- б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
- назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
- найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица).
В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)
Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.
март 2015
Остались вопросы по статье?
Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.
Экологическое сопровождение
Вам также может быть полезно
- Нормативы ПДВ как вид экологического норматива
- Новая лицензия на обращение с отходами: получать или нет?
- Для чего выполнять требования экологического законодательства?
- Где размещать и обезвреживать отходы?
- Как происходит разработка проекта ПДВ инженером-экологом
Подпишитесь на бесплатную рассылку журнала «ЭкоКомпас», где собраны актуальные изменения в экологическом законодательстве
Компании, чья деятельность оказывает воздействие на окружающую среду, должны контролировать экологическую безопасность. Подробно об этом указано в № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экологической безопасностью на предприятии считают поддержание приемлемого уровня воздействия на окружающую среду. То есть деятельность организации не должна нарушать действующее природоохранное законодательство.
А руководство компании обязано следить за этим. Охрана окружающей среды на производстве требует внутреннего и внешнего контроля. Поговорим подробнее о первом.
Производственным компаниям нужно значительное финансирования для развития бизнеса. Совкомбанк готов с этим помочь!
Кому нужно этим заниматься
Мероприятия по охране окружающей среды должны проводиться на всех предприятиях, которые оказывают воздействие на эту среду.
Всего есть четыре категории таких организаций:
- С крупным отрицательным воздействием на среду.
- С умеренным отрицательным воздействием.
- С незначительным влиянием.
- С минимальным уровнем.
Все эти категории ставят на государственный учет. А саму категорию определяют в процессе проведения аудита. Он проходит на основе статьи 4.2 закона №7-ФЗ. Основанием служит отрасль, к которой относится компания, особенности производства, количество и качество отходов.
Список необходимых мероприятий
Все компании, чья деятельность влияет на окружающую среду, должны реализовать описанные в законе меры. К ним относятся:
- Экологический аудит — во время его проведения определяют категорию объекта и его обязанности.
- Создание программы внутреннего контроля — организация должна составить документы и определить нужные для ее категории меры.
- Встать на государственный учет — ему подлежат все предприятия, оказывающие влияние на природу.
- Получить разрешительную документацию — от государственных чиновников в сфере природоохраны.
- Посылать отчетность контролирующим органам.
- Платить по установленным тарифам за воздействие на окружающую среду.
- Назначить ответственного сотрудника, который будет заниматься вопросами экологии в компании.
Что такое экологический аудит
Это независимая оценка влияния предприятия на окружающую среду. В ходе аудита эксперты должны установить, что и как делает компания для охраны природы.
Как проходит аудит:
- Эксперты собирают данные о предприятии.
- Сравнивают состояние дел на производстве с российскими и международными стандартами.
- Проверяют исполнение требований природоохранного законодательства.
- По итогам проверки выпускают документ с описанием экологической политики.
Виды разрешительной документации
Если предприятие оказывает негативное влияние на окружающую среду, ему нужно оформить разрешительную документацию. В противном случае оно не имеет право осуществлять деятельность. За уклонение от этого юридическое или должностное лицо привлекут к административной ответственности.
Для оформления разрешительной документации нужно правильно указать вид НВОС. Исходя из него предприятию придется получать документы.
Ими могут быть:
- паспорта опасных отходов;
- санитарно-эпидемиологическое заключение;
- разрешение на предельно допустимые выбросы вредных веществ в воздух или воду;
- сертификаты соответствия;
- лицензии на природопользование и отходы.
Виды отчетности
В зависимости от вида негативного воздействия на среду в список отчетности входят разные документы. Их нужно предоставлять органам государственного контроля. По этим данным проверяющие инстанции будут судить, насколько хорошо предприятие соблюдает нормы экологической безопасности.
Организации могут сдавать отчеты об образовании и утилизации отходов, выбросах вредных веществ в воду или воздух, плате за негативное воздействие и т. д.
За все размещение отходов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ предприятия обязаны платить. Точные суммы вычисляют исходя из объемов вредных веществ, лимитов и их превышений.
Создание службы контроля
Законодательство не обязывает предприятия организовывать отдельную структурную единицу для обеспечения экологической безопасности. Но на крупных производствах за это зачастую отвечает отдельный специалист или эти полномочия передают сотрудникам, занимающимся природопользованием. Для эффективного выполнения обязанностей у такого специалиста должно быть высшее экологическое образование.
Но есть и другие варианты организации контроля экологической безопасности. Иногда эти полномочия отдают сотрудникам, которые работают в области охраны труда.
Альтернатива — аутсорсинг, когда нанимают внешних специалистов, осуществляющих охрану окружающей среды на предприятии.
Нужно учитывать, что какой бы вариант не выбрали, даже в случае аутсорсинга на предприятии должно быть должностное лицо, которое отвечает за безопасность окружающей среды. Если его не будет, то ответственность, в том числе юридическую, будет нести руководитель компании.
В любом случае для исполнения этих обязанностей нужно составить внутреннюю документацию. В ней должны содержаться обязанности, регламенты и планы, на основе которых будет проводиться деятельность.
Мониторинг и контроль
Экологический мониторинг и производственный контроль нужны для того, чтобы отслеживать влияние деятельности предприятия на состояние окружающей среды.
На это указывают законы «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Именно поэтому экологический мониторинг — обязательное условие природопользования.
Его главная задача — гарантировать, что производственный процесс не будет наносить вреда здоровью людей или качеству окружающей среды.
Для контроля и мониторинга применяют разные инструменты в зависимости от специфики деятельности предприятия. Ими могут быть лабораторные исследования, полевые наблюдения, испытания, анализы и прогнозы.
Что может входить в список мер:
- Разработка конкретной программы мониторинга и контроля.
- Исследования проб воды, воздуха и грунта.
- Мониторинг животного и растительного мира.
- Анализ состояния окружающей среды в местах размещения отходов предприятия.
- Мониторинг грунтовых вод.
Заключение
Обеспечение охраны окружающей среды на производстве — важный процесс, который требует внимания руководителя и квалифицированных сотрудников.
Государство строго следит за исполнением экологических норм. Руководители и специалисты организаций, чья деятельность может навредить экологии, обязаны проходить обучение.
Для взаимодействия с отходами 1-4 класса работники должны проходить курсы по экологической безопасности и получать допуск.
02 июля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В нем, в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Целью работы является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.
Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе, снижение их качества.
«Развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам — один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами», — констатировано в стратегии.
На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 № 176.
Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.
Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.
Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определён Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «…контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной
Экологический контроль на предприятии можно разделит на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.
В сегодняшнем материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля, как успешной составной части единого механизма работы предприятия.
Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.
Требования экологической безопасности на предприятии.
В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду обязано:
1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии;
2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита, и документы;
3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет;
4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования;
5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы;
6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;
7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.
Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, это экологический аудит.
Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.
Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Главными целями экологического аудита являются:
- Сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте;
- Проверку соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать);
- Разработку грамотной экологической политики;
- Повышение конкурентоспособности, развития производства;
- Увеличение привлекательности для инвесторов.
При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить на государственный учет.
Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.
Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:
- I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
- II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
- III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
- IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.
В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.
Так, например, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого
является производство безалкогольных напитков; минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.
В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено 6 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (5 источников организованных, 1 не организованный).
В данной связи, ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.
Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.
Также, например, в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не обеспечено проведение в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве 2 шт., по факту их количество составляет 11 шт.).
В данной связи прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Разрешительная документация.
Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации.
Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как её отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс
Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- лицензии на все виды деятельности предприятия, связанные с природопользованием и обращением с отходами;
- разрешения на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разрешения на предельно допустимые сбросы вредных (загрязняющих) веществ в наземные и подземные водные объекты;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- паспорта опасных отходов;
- договоры и разрешения на использование воды;
- СЭЗ – санитарно-эпидемиологическое заключение;
- сертификаты соответствия топлива, сырья, оборудования и т. д.
Последствия неполучения разрешительной документации.
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.
Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8.1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух.
В связи с чем, по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, ввиду неисполнения предписания Обществом в добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.
Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду.
Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии, обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы с одной стороны, а с другой – уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.
В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Виды экологической отчетности:
- Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
- Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)
- Форма 2-ТП (отходы)
- Форма 2-ТП (воздух)
- Форма 2-ТП (водхоз)
- Отчет по форме 4 – ОС (текущие затраты)
- Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
- Отчет по программе ПЭК
- Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
10. Инвентаризация выбросов и т.д.
Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).
В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.
Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, Обществом приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.
За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.
При определении платы учитываются объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
- назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности;
- найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации, необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д.
Производственный контроль и экологический мониторинг.
Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.
Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.
Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии является непременным условием природопользования.
Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Производственный контроль и экологический мониторинг является необходимым условием для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга – обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.
В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:
- Разработка программы производственного контроля;
- Разработка программы мониторинга;
- Разработка программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду;
- Разработка программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
- Разработка программа производственного контроля качества питьевой воды;
- Отбор проб воды и их лабораторные исследования;
- Отбор проб воздуха и их лабораторные исследования;
- Мониторинг грунтовых вод;
- Мониторинг растительного и животного мира;
- Отбор проб почвы, грунтов и их лабораторные исследования
- Анализ состояния окружающей среды и прогноз её изменения в будущем.
Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.
Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.
Последнее обновление: 29 июня 2022 г., 21:48
Инструкции и приказы в области ООС
Проще всего проконтролировать соблюдение законодательства, это использовать четкие инструкции и приказы по охране окружающей среды, принятые в организации. Экологическая документация – доказательство законной работы, которое предъявляется при любой природоохранной проверке. Удобна она и для ответственных сотрудников: по количеству и процессу заполнения документов всегда четко видно, есть ли пробелы и нарушения в выполнении природоохранных требований.
Инструкции по ведению организационной документации
Цель составления инструкций – утвердить структуру деятельности в сфере ООС с учетом специфики работы на отдельно взятом объекте или внутри организации. Фактически, любому процессу (трудовому, производственному, природоохранному и т.д.) положено иметь свою инструкцию.
Распорядительная документация – приказы
Цель оформления приказов – утвердить план действий, обязанности и ответственность людей в конкретных обстоятельствах, а не в общем виде, как в инструкциях.
Разработка приказов по охране окружающей среды существенно снижает риски как финансовые, так и природоохранные, поскольку четкая ответственность людей за результаты деятельности в отдельно взятой ситуации дает больший эффект, чем просто свод правил, принятый в организации для исполнения всеми сотрудниками одновременно. С приказами удобно работать, легко контролировать исполнение, подтверждать правомерность решений и исполнения обязательств при инспекторских проверках Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры.
Внутренние документы – основа для разработки природоохранной документации (например, программы экологического контроля (ПЭК), плана мероприятий при НМУ и т.д.).
Инструкции и приказы делают организацию работы проще для руководителей и сотрудников, когда все прописано и полномочия разграничены, а персональная ответственность четко определена, то любой процесс идет быстрее и с большим КПД (коэффициентом полезного действия).
Ответственность предприятий за отсутствие приказов и инструкций по ООС
Отсутствие на предприятии указанных документов карается штрафами. Нет инструкций по обращению с отходами – выпишут штраф до 250 тыс. рублей по ст. 8.2 КоАП РФ. Деятельность организации могут приостановить на 3 месяца. А при повторном таком нарушении штраф увеличится до 400 тыс. рублей. Также возможно получить штраф за нарушение экологических требований в ходе градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов по ст. 8.1 КоАП РФ в размере до 100 тыс. рублей.
Незнание закона не освобождает от ответственности, и, даже если природопользователь не изучил правила обращения с отходами, во время проверки будет выписан штраф не только за отсутствие инструкций, но и за неправильные действия по обращению с отходами, обучению персонала, документообороту и т.д.
Экологическая документация с ООО «ЭкоЭксперт»
Специалисты «ЭкоЭксперта» могут разработать приказы и инструкции:
- в процессе экологического аудита;
- в ходе экологической экспертизы;
- в комплексе услуг по экологическому сопровождению.
Более 30 организаций всех категорий НВОС из года в год доверяют «ЭкоЭксперту» ведение экологической отчетности. Мы гарантируем грамотность выполнения работ и соответствие всем нормативным документам с учетом последних поправок.
Любую актуальную информацию по разработке документации и отчетности для предприятий вы можете получить, связавшись с нашими специалистами для бесплатной консультации. Здесь, как и в любых вопросах соответствия нормативам и правильного оформления бумаг, всегда есть свои нюансы. Возможно, что объем работ удастся сократить на законных основаниях или, наоборот, в ходе аудита обнаружится нехватка значимых документов. Мы все объясним и исправим!
Стоимость и сроки
Стоимость разработки приказов и инструкций согласуется с каждым Заказчиком индивидуально и зависит от объема и состава работ. Вы можете посмотреть цены на разработку экологической документации для предприятий и примеры документации по различным объектам.
Срок обычно составляет не более двух недель. С учетом нашего опыта его можно сократить и до нескольких дней, но многое зависит от доступности исходных данных.
Оставляйте заявку на сайте или звоните. Вам понравится с нами сотрудничать!
Помимо стандартной экологической документации в виде проектов и отчетов на предприятии должны быть разработаны инструкции по экологии. Это документы, которые регламентируют работу отдельных специалистов (начальника отдела экологии, штатного эколога, специалистов по работе с отходами и т.д.) либо предписывают порядок действий в той или иной сфере природоохранной деятельности на объекте.
Еще по теме: План мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и ЧС, связанных с отходами
Виды документов по экологии: паспорта, инструкции, нормативы
Практически на всех объектах должны быть приняты следующие документы по экологии:
- паспорта отходов с указанием их класса опасности либо протоколы биотестирования;
- инструкции по обращению с отходами на объекте;
- инструкции о правилах оснащения мест временного хранения отходов на территории объекта;
- нормативы размещения отходов на объекте;
- нормативы вредных выбросов, сбросов сточных вод;
- должностные инструкции штатного эколога, специалистов экологической службы и иных работников, допущенных к обращению с отходами и пр.;
- инструкции по общим вопросам природопользования на предприятии;
- приказы о назначении на должность ответственных лиц, которые отвечают за охрану окружающей среды на объекте, об образовании экологической службы и т.д.
Еще по теме: Нужны ли на предприятии инструкции по обращению с отходами
Кто должен разрабатывать инструкции по экологии
Как правило, на крупных предприятиях подобные инструкции разрабатывают собственные экологические и юридические службы. На объектах 4 категории и тех, где категория вообще не присвоена, вопросами экологии чаще всего занимаются обычные юристы, кадровики или бухгалтеры, которые могут и не знать о необходимости таких инструкций и слабо ориентируются в вопросах охраны окружающей среды. Обычно их деятельность сводится к подаче основных отчетов по экологии во избежание штрафов и внесении платы за НВОС с подачей декларации.
Еще по теме: Экологический комплаенс на предприятии
Между тем, незнание требований о разработке видов документов по экологии, паспортов и инструкций, не освобождает организацию от ответственности за их отсутствие. Поэтому при нехватке инструкций по экологии предприятие могут привлечь к ответственности, например, по «общей» экологической статье 8.2 КоАП РФ за невыполнение требований по охране окружающей среды (до 250 тыс. рублей) или по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий (до 100 тыс. рублей).
Если вы не хотите нанимать в штат отдельного специалиста по экологии или создавать собственную экологическую службу, но при этом хотите, чтобы инструкции по экологии и должностные инструкции специалистов были разработаны в полном объеме, рекомендуем обратиться к нам. Компания «ТопЭко» проводит бесплатный аудит экологической документации в организации, после чего наши специалисты разработают недостающие инструкции, приказы и другие документы в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Нужна помощь? Обращайтесь!
Разработка инструкций по экологии для предприятий.
Наша компания обладает огромным опытом и знаниями в вопросах экологии и готова оказать услуги по экологическому сопровождению для предприятий всех форм собственности.
Помимо составления отчетов по экологии, о которых мы писали в нашей статье по ссылке, есть еще ряд документов, наличие которых в организации обязательно.
К ним относятся:
— инструкции по обращению с отходами;
— инструкции о правилах оборудования мест накопления отходов;
— приказы о назначении ответственных по вопросам охраны окружающей среды, а также по вопросам обращения с отходами;
— инструкция по общим вопросам экологии в организации;
Кому нужны инструкции по экологии?
Как правило, в целях экономии организации 4-й категории, а также «без категории» не хотят заказывать экологическое сопровождение в специализированной организации, также как и не хотят нанимать эколога в компанию. Вместо этого обязанности по экологии вменяют бухгалтеру, специалисту по охране труда или иному сотруднику, который совсем ничего не знает в данных вопросах.
Кто может разработать инструкции по экологии?
Для подобных организаций будет актуальна наша услуга по разработке инструкций по экологии для предприятий. Если Вы хотите получить свод правил и порядок действия по экологии в Вашей организации, то направьте запрос на нашу почту info@all4eco.ru. Только грамотный и опытный специалист может разработать актуальную инструкцию по экологии с учетом всех действующих норм и правил в области экологии.
Штрафы за отсутствие инструкций по экологии?
За отсутствие в организации инструкций по обращению с отходами возможен штраф по ст. 8.2 КоАП РФ размером до 250 тыс. рублей. Также возможно административное наказание по ст. 8.1 КоАП РФ в размере до 100 тыс. рублей. Следует помнить также, что незнание законов не освобождает от ответственности и если в компании не знают, как накапливать отходы и куда их далее следует передавать, то в случае проверки будет штраф не только за отсутствие требуемых инструкций, но и штраф за неправильные действия по управлению отходами, обучению и ведению документации.