Инструкция по огэ по биологии

28.10.2022
101815

Собираетесь сдавать ОГЭ по биологии? Этот экзамен — не только серьезное испытание для девятиклассников, но и хорошая репетиция перед ЕГЭ. В статье мы разберем особенности ОГЭ по биологии — 2023, обсудим структуру, изменения и основные темы.

В этой статье:

Изменения ОГЭ по биологии — 2023Структура ОГЭ по биологии — 2023Основные темы ОГЭ по биологии — 2023

огэ по биологии 2023

Что нужно знать для ОГЭ по биологии 2023?

Изменения ОГЭ по биологии — 2023

Экзамен по биологии идет 2,5 часа — 150 минут. Внимание, время экзамена сократили на полчаса! Я советую попробовать решать варианты с таймером, чтобы точно быть уверенными в том, что на экзамене вы все успеете. 

Но по факту, этого времени прекрасно хватает, чтобы прорешать задания, проверить их и перенести в бланк ответов. Еще на ОГЭ по биологии 2023 можно пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором.

Какие изменения будут в ОГЭ по биологии — 2023

  • В этом году все изменения в экзамене затрагивают первую часть, во второй части изменений нет.
  • Сократили количество заданий — с 29 до 26. Так вышло, что в первой части работы убрали три задания.
  • Что удивительно — максимальный первичный балл увеличился и теперь равен 48 (в 2022 году был 45). 
  • Несмотря на то, что заданий стало меньше, формат многих заданий был изменен и их стали оценивать большим количеством баллов. Это касается линий 2, 6, 14, 16,19 и 20. Задания теперь больше похожи на ЕГЭ, поэтому я советую обратить на них пристальное внимание и нарешать заранее.
  • Кстати, в линии 21 представлены задания по формату 2 линии из ЕГЭ.
огэ по биологии 2023
Пример задания 21, демоверсия ОГЭ по биологии — 2023

Во время подготовки к ОГЭ по биологии нужно учитывать даже самые незначительные изменения ФИПИ. Обновленная формулировка, уточненный критерий — такие мелочи могут сыграть огромную роль. Представьте: вы просто не знали, что в ответ нужно вписать какую-то фразу, и из-за этого потеряли несколько баллов. Они-то и стоили вам высокой оценки! Обиднее быть не может.

Поэтому, чтобы мои ученики не делали таких ошибок, я всегда разбираю с ними все нюансы ОГЭ по биологии. Во время подготовки к экзамену мы изучаем критерии и учимся оформлять и писать ответы в полном соответствии с ними. И я всегда даю своим ученикам только самую важную и актуальную информацию, а не гружу лишними фактами и подробностями, как в школе.

Поэтому мои ученики обычно сдают ОГЭ на «отлично» и совсем не нервничают на экзамене. Ведь они знают все необходимое! И база, которую они получили у меня на занятиях, пригождается им и во время подготовки к ЕГЭ. Так что если вы хотите получить такие же знания и высокий балл на ОГЭ, записывайтесь на мои занятия. Научу вас всему, что знаю 🤓

Структура ОГЭ по биологии — 2023

Вариант состоит из двух частей: задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом. Их можно разделить на три уровня сложности (базовый, повышенный и высокий). Кстати, структура ОГЭ похожа на ЕГЭ. Если вы успешно сдадите экзамен в 9 классе, готовиться в 11 классе будет проще.

огэ по биологии 2023
Уровни сложности в ОГЭ по биологии — 2023

В экзамен входят 26 заданий. Если вы решите все идеально, получите 48 — потом их переводят в оценку по пятибалльной шкале. Максимум за первую часть — 35 балла (73% от всей работы), за вторую 13 (27%). При подготовке необходимо разбирать и прорабатывать обе части. Они одинаково важны, но различаются по формату и структуре.

огэ по биологии 2023
Распределение заданий по частям экзаменационной работы, ФИПИ

Первая часть

Первая часть состоит из 21 задания, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов.

  • Пять тестовых заданий — ответ в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного варианта:
ОГЭ по биологии 2023
Пример тестового задания, демоверсия ОГЭ по биологии 2023
  • Одно задание, где нужно дать ответ в виде слова или словосочетания:
ОГЭ по биологии 2021
  • Шесть заданий, где нужно выбрать несколько ответов из предложенного списка:
  • Пять заданий на установление соответствия. Сюда же относятся задания на выбор пропущенных в тексте терминов и морфологическое описание организма по предложенному образцу.
  • Три задания, где нужно определить правильную последовательность элементов:
  • И одно задание на заполнение пропусков в тексте:

ОГЭ по биологии 2023

Пример задания, демоверсия ОГЭ по биологии 2023

Вторая часть

Здесь вас ждут 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задания вызывают больше всего вопросов у выпускников 9 класса, поэтому при подготовке я советую обратить на них пристальное внимание и как можно чаще тренироваться в их решении.

  • № 22 и № 26 — решение практических задач. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических ошибок.
  • № 23 — анализ научных методов. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы.
  • № 24 — работа с текстом. Нужно прочитать текст и, опираясь на него, ответить на три поставленных вопроса
  • № 25 — анализ таблицы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы.

Основные темы ОГЭ по биологии — 2023

Чтобы сдать экзамен, нужно изучить пять теоретических блоков. Хотя количество заданий в разных блоках различается, для получения максимального балла нужно подготовиться к каждому из блоков.

Биология как наука

Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке!

Признаки живых организмов

Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции. Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания.

Человек и его здоровье

Самый масштабный блок.  Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке.

огэ по биологии 2023

Распределение заданий по блокам, ФИПИ

Вот. Теперь вы знаете все необходимое для ОГЭ по биологии: структуру экзамена, типы заданий и основные темы. Если вы изучите их все, то в теории вы будете готовы к экзамену. Но не забывайте и о практической стороне! Каждое задание нужно тренировать и стараться довести до автоматизма.

Именно поэтому на своих занятиях по подготовке к ОГЭ по биологии я решаю с учениками настоящие задания из экзамена. Мы разбираем все ошибки и учимся отвечать на вопросы быстро и точно, используя алгоритмы и лайфхаки. А чтобы проверить, все ли запомнилось, я даю ученикам тесты и провожу пробный экзамен. Все результаты я обсуждаю с каждым лично — так у всех появляется понимание того, какие темы им нужно дополнительно прорабатывать.

После такой подготовки экзамен завалить невозможно — только и остается, что сдать его на максимальный балл. Приходите на мои занятия, и я подготовлю вас к ОГЭ на «отлично»!

Экзамены

К рубрике

элементы содержания

алгоритм выполнения задания

1

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях

организации живого

1.Читаем задание полностью

2.Рассматриваем детали рисунка.

3.Вспоминаем перечень свойств живого, который изучали в теме «Биология как наука». Записываем название наиболее подходящего свойства.

4.Проверяем, относится ли данное свойство к живым системам разных уровней организации, например, характерно ли оно для клеток человека?

5.Записываем ответ в виде слова без пробелов между буквами, проверяем

2

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого

1.Читаем задание полностью

2.Вспоминаем представителей царств

3.Последовательно выполняем сопоставление

4.Записываем ответ, проверяем

3

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях

организации живого

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, с наибольшего или наименьшего таксона следует начинать.

3.Ориентируемся на выученную иерархию таксонов.

Вид

Род

Семейство

Отряд (Порядок)

Класс

Тип (Отдел)

Царство

4.Записываем ответ цифрами, проверяем

4

Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание.

3…. Подчеркиваем в вопросе задания ключевые понятия, определяющие смысл вопроса.

4.Анализируем таблицу /график/ диаграмму

5.Читаем ВСЕ тезисы-ответы

6.Исключаем те из них, которые не следуют из таблицы /графика/ диаграммы

7.Выбираем 2 верные позиции ответа 8.Записываем ответ цифрами, проверяем

5

Умение определять последовательности биологических

процессов, явлений, объектов

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание.

3.Анализируем каждый пункт, рассуждаем логически, что за чем может следовать.

4.Записываем ответ цифрами, проверяем

6

Приобретать опыт использования

аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов

1.Читаем задание полностью, рассматриваем рисунок

2.Вспоминаем прибор/инструмент по его внешнему виду

3.Выбираем верный ответ

4.Записываем ответ, проверяем

7

Обладать приёмами работы по

критическому анализу полученной информации и пользоваться

простейшими способами оценки её достоверности. Умение проводить

множественный выбор.

1.Читаем задание и выделяем в нем 3 утверждения

2.Читаем первый из предложенных ответов и отвечаем на вопрос: «Это подтверждает 1-е (2-е, 3-е) утверждение?»

3.То же делаем с остальными вариантами ответов

4.Выбираем правильные ответы (3!)

8

Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные

термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов

1.Читаем задание полностью,

определяем тему.

2. Знакомимся с таблицей:

— названиями столбцов и

— полностью заполненной строкой.

2. Формулируем, как связаны эти понятия

(Структура клетки – цитоплазматическая

мембрана осуществляет процесс

транспорт веществ).

3. Читаем строку с пропуском, составляем

аналогичное предложение (Структура

клетки – … осуществляет процесс – синтез

белков)

4. Выбираем нужный ответ среди предложенных.

5. Записываем ответ цифрами, проверяем

9

Умение проводить множественный

выбор

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание.

3.Подчеркиваем в вопросе задания ключевые понятия, определяющие смысл задания: выбрать только общие или отличительные признаки.

4..нализируем каждый пункт (задавая вопрос: это характерно и для, и для ..?).

5.Выбираем 3 таких ответа.

6.Записываем ответ цифрами

10

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание.

3.Подбираем подходящий термин для вставки в пропуск (А), затем в остальные пропуски.

4.Выбираем 4 ответа из 8.

5.Записываем ответ цифрами, проверяем, зачитывая полный получившийся текст

11

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание: читаем названия в правом столбце.

3.Читаем первую характеристику (А),

определяем, к какому из объектов она подходит, вписываем цифру в таблицу.

4.Делаем то же с остальными т позициями.

5.Записываем ответ цифрами, проверяем, обосновывая каждую позицию

12

Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться

простейшими способами оценки её

достоверности

1.Читаем задание полностью.

2. . . . Определяем, какой теме посвящено задание

3.Читаем суждение (А), определяем, верно ли оно.

4. . Читаем суждение (Б), определяем, верно ли оно.

5.Записываем ответ в виде цифры, проверяем

13

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму (на примере пород кошек)

1.Читаем задание полностью

2.Работаем с каждым пунктом описания животного по приведенной инструкции, внимательно сравнивая: изображения и все текстовые данные

3.Используем линейку в требуемых пунктах.

4.Устанавливая соответствие стандартам породы, еще раз проверяем по рисункам, имеются ли указанные признаки

5.Записываем ответ в виде последовательности цифр, проверяем

6.Читаем об окрасе в тексте задания

7.Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках.

8.Сравниваем, к какому рисунку и описанию модели подходит фотография.

9.Выбираем к букве А соответствующую цифру, записываем

10.Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках.

11.При необходимости обращаем внимание на пунктирные линии , обозначающие различия между стоячими прямыми и округлыми ушами.

12.Выбираем к букве Б соответствующую цифру, записываем

13. Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках. 14.Обращаем внимание на пунктирные лини, обходящие контуры голов.

15.Выбираем к букве В соответствующую цифру,

записываем

16. Рассматриваем модельные рисунки и все подписи к ним, включая то, что в скобках.

17.Отмечаем соотношение длины и ширины глаз

18.На выносных схемах форма верхнего и нижнего века относительно линии, соединяющей уголки глаз, одинаковая у круглых и овальных глаз, разная у округлых и миндалевидных.

19.Выбираем к букве Г соответствующую цифру, записываем.

20. Сверяем выбранные позиции со стандартом породы.

21.Выбираем к букве Д соответствующую цифру, записываем, проверяем.

14

Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого

1.Читаем задание полностью, внимательно рассматриваем рисунки

2.Вспоминаем орган по его внешнему виду

3.Выбираем верный ответ

4.Записываем ответ, проверяем

15

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

1.Внимательно читаем вопрос.

2.Определяем, какой теме посвящено задание

3.Мысленно предполагаем ответ

4.Читаем все предлагаемые варианты ответов

5.Выбираем верный ответ

6.Записываем ответ в виде цифры, проверяем

16

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной

деятельности и поведения

1.Читаем задание полностью, внимательно рассматриваем рисунок

2.Вспоминаем особенности строения органа

3.Выбираем верные ответы

4.Записываем ответы, проверяем

17

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание.

3.Подчеркиваем в вопросе задания ключевые понятия, определяющие смысл задания: выбрать характерные или общие или отличительные признаки.

4.Анализируем каждый пункт (задавая вопрос: это характерно для гуморальной регуляции?).

5.Выбираем 3 таких ответа.

6.Записываем ответ цифрами, проверяем, обосновывая ответы

18

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

1.Читаем задание полностью

2.Определяем, какой теме посвящено задание: читаем названия в правом столбце.

3.Читаем первую характеристику (А),

определяем, к какому из объектов она подходит, вписываем цифру в таблицу.

4.Делаем то же с остальными позициями.

5.Записываем ответ цифрами, проверяем, обосновывая каждую позицию

19 -20

Экосистемная организация живой природы. Обладать приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.).Экосистемная организация живой природы

1.Читаем задание полностью, внимательно рассматриваем рисунок

2.Находим на рисунке выделенный в тексте задания объект

3.Выбираем верные ответы

4.Записываем ответы, проверяем

5.При составлении пищевой цепи помним, что она начинается с продуцентов!

21

Экосистемная организация живой природы. Выявлять причинно- следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами

1.Читаем задание полностью, t1680424802aa.gif внимательно!

2.Устанавливаем причинно- следственные связи, опираясь на пищевые отношения указанных организмов

3.Выбираем верные ответы

4.Записываем ответы, проверяем.

Можно выполнять задание с опорой на рисунок!

1. Материалы вебинара И.П Чередниченко, кандидата . педагогических наук, методиста-эксперта ГК «Просвещение». «ОГЭ-2023 по биологии. Что учесть в содержании и методике подготовки с учетом изменений КИМ?»

2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ – ФБГНУ «ФИПИ»

Общая информация

Основной государственный экзамен по биологии – это форма итоговой аттестации для учеников, закончивших 9 класс. Экзамен проверяет, насколько хорошо школьники изучили различные разделы курса биологии, посвященные растительному и животному мирам, общим закономерностям жизни. Особое внимание в ОГЭ отведено разделу «Человек и его здоровье» – ему посвящена большая часть заданий. ОГЭ по биологии длится три часа. С собой на экзамен можно взять линейку и калькулятор.

Варианты

Возможность списывания на ОГЭ по биологии в 2024 году сведена к минимуму. Для этого каждый год разрабатывают много вариантов экзаменационных работ, которые практически исключают возможность найти точно такие же вопросы у другого экзаменуемого. Варианты распределяются как по регионам, так и по часовым поясам, поэтому тем, кто сдает ОГЭ раньше из-за часового пояса, например ученикам во Владивостоке, нет смысла делиться ими с ребятами из Калининграда.

Задания

В каждом варианте работы 26 заданий, которые разделены на две части. В первой части 21 задание, требующие краткого ответа. Во второй части 5 заданий, на которые предстоит дать развернутый ответ, – 1 задание повышенного и 4 высокого уровня сложности.
Всего экзаменационная работа состоит из пяти блоков. Первый посвящен понятию биологии как науки и содержит в себе задания о роли биологии в жизни людей, о методах изучения живых объектов. Второй блок проверяет знания о строении и функциях клеток, тканей, органов и систем, признаках живых организмов, наследственности, способах размножения и других признаках живых организмов. Задания третьего блока контролируют знания об отличительных признаках животных, растений, грибов и бактерий, их классификации, эволюции и биоразнообразии. В четвертом блоке проверяется освоение знаний о происхождении человека, особенностях его поведения, строении, а также о правилах здорового образа жизни. Пятый блок посвящен проверке знаний о взаимодействии разных видов в природе, естественных и искусственных экосистемах, об экологических проблемах и их влиянии на жизнь людей, правилах поведения в окружающей среде.

При решении заданий базового уровня сложности, например, нужно из приведенных вариантов выбрать правильный ответ на вопросы: «Для чего человек использует плесневые грибы?», «Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?», «Какой сустав человека изображен на рентгеновском снимке». В заданиях повышенного уровня сложности нужно, к примеру, используя предоставленные данные, определить энергетическую ценность школьного обеда или, рассмотрев два рисунка, дать название патологии, изображенной на одном из них, а также назвать одну из причин появления такой патологии.

Критерии оценивания по ФИПИ

За верное решение заданий ОГЭ по биологии экзаменуемый получает от 1 до 3 баллов. Задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оцениваются в 1 балл. Правильное выполнение заданий 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 18, 19, 21 оценивается 2 баллами. Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами.

Полные верные ответы на задания №22 и №23 оцениваются в 2 балла. Если же допущена одна ошибка, то ученик получит 1 балл. В остальных случаях задание будет оценено в 0 баллов.

Количество баллов за задания с 24 по 26 зависит от полноты и правильности ответов. Их оценивают два независимых эксперта, каждый из которых выставляет свои баллы. Если расхождение между баллами, выставленными экспертами, составит 2 и больше, комиссия назначит третьего эксперта, решение которого и будет окончательным.

Баллы

За всю экзаменационную работу можно получить максимум 48 первичных баллов.

Ученик, набравший до 12 баллов, считается не сдавшим экзамен. Минимальный балл для получения аттестата – 13. От 13 до 24 баллов равняются оценке «удовлетворительно». Оценка «хорошо» ставится, если экзаменуемый набрал от 25 до 35 баллов, и «отлично», если ученик получил от 36 до 45 баллов. В классы с углубленным изучением биологии обычно принимают учащихся, набравших минимум 33 балла.

Мнения экспертов

Сэржена Доноева, учитель биологии:

– Тем, кто решил вдруг сдать ОГЭ по биологии в 9 классе, а не целенаправленно намеревался это сделать хотя бы в 6-7 классах, будет достаточно трудно. Экзаменационная работа охватывает весь курс биологии начиная с 5 класса, и, как правило, ребята забывают темы, которые проходили 3-4 года назад. А заданий, касающихся проверки знаний по строению клетки, растительному и животному мирам, достаточно много. Поэтому необходимо будет позаниматься дополнительно, освежить знания.

Лыгжима Абидуева, кандидат биологических наук, преподаватель Бурятского государственного университета, преподаватель образовательного центра «Тьютор»:

– Я бы советовала ученикам обратить внимание на вторую часть экзаменационной работы. За нее можно получить больше баллов. При этом если потренироваться в решении таких задач, справиться с ними не так сложно. Например, есть задача на определение калорийности школьного обеда. Все необходимые данные предоставляются, поэтому школьникам нужно лишь не ошибиться в вычислениях.

Что такое ОГЭ?

ОГЭ — это итоговый экзамен, который сдают все выпускники девятых классов в конце учебного года. Он определяет объём полученных ими знаний и является основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании. 

Кроме обязательных предметов, — математики и русского языка — ОГЭ предполагает тестирование по двум дополнительным дисциплинам. Биология занимает четвёртое место по популярности среди предметов по выбору: по данным Рособрнадзора, в 2020 году ОГЭ по биологии сдавали 25,2 % девятиклассников. В основном — школьники, планирующие поступать в профильный класс или медицинский колледж.

Важно понимать, что задания ОГЭ по биологии формируются на базе школьной программы, и сам факт сдачи экзамена обеспечивает минимальный объём знаний. Им, как правило, обладают все выпускники. Если же этот предмет будет играть важную роль в будущей профессии и есть смысл побороться за высокий балл, то к подготовке нужно подойти серьёзно и ответственно.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Особенности проведения экзамена

Формат ОГЭ един для всех девятиклассников страны. Его основная цель — нейтральная и объективная оценка остаточных знаний выпускников. Созданы все условия для того, чтобы исключить возможность внешнего вмешательства в процесс, а доступ к выполненным и сданным работам в дальнейшем имеют только независимые проверяющие.

Все выпускники находятся в равных условиях, так как уровень и структура экзаменационных вариантов одинаковы.

В связи с тем, что ответы на задания предусмотрены разных типов, методы проверки тоже отличаются. Краткие ответы, занесённые в специальный экзаменационный бланк, проверяются автоматизированной системой на основании норм, разработанных специалистами ФИПИ. Развёрнутые ответы проверяются несколькими экспертами по чётко сформулированным критериям. В случае расхождения их оценки работа проверяется третьим преподавателем.

Для участия в ОГЭ при себе нужно иметь паспорт и несколько гелевых ручек. Также школьникам позволено приносить воду, шоколадку и необходимые лекарства. Они остаются у входа в класс.

Во время написания ответов по биологии ученикам разрешено пользоваться черновиками, гелевыми чёрными ручками, а также непрограммируемым калькулятором и линейкой для проведения измерений при выполнении заданий с рисунками. Черновики и линейки выпускникам предоставляются в экзаменационных аудиториях. 

Структура экзамена

Всего в ОГЭ по биологии 18 заданий базового уровня сложности, 9 — повышенного, 3 — высокого. В самых простых случаях предлагается выбрать один ответ из четырёх. В задачах повышенной сложности уже необходимо определить несколько правильных вариантов и, возможно, установить последовательность или соответствие между понятиями. Самые трудные — последние три задания во второй части. Там нужно анализировать таблицы и схемы, а также уметь применять биологические знания на практике.

Чтобы успешно справиться с экзаменом, выпускнику 9 класса нужно хорошо разбираться в основных методах биологических исследований, грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических явлений и процессов. Также проверяется знание классификации растений и животных, систем человеческого организма, экологии и взаимодействия различных видов в природе.

Испытание по биологии в 9 классе длится три часа и состоит из 29 заданий разного уровня сложности. Вопросы разбиты по пяти тематическим разделам:

1. Биология как наука.

2. Признаки живых организмов.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы.

4. Человек и его здоровье.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Самым обширным по количеству вопросов в работе является раздел «Человек и его здоровье». Поэтому при подготовке к ОГЭ следует уделять повышенное внимание строению и функционированию систем органов человека, психической деятельности и происхождению человека. Также на экзамене часто попадаются задания по соблюдению санитарно-гигиенических норм, правилам здорового образа жизни, профилактике заболеваний и приёмам оказания первой доврачебной помощи. 

 По формату вопросы делятся на два типа:

  • С кратким ответом (1–24). Ответы на эти задания предполагают краткий ответ, который нужно вписать в соответствующее поле на специальном бланке в виде числа, слова, последовательности цифр и так далее. 
  • С развёрнутым ответом (25–29). Под этими номерами ученикам предлагаются задания, подробное описание ответов на которые нужно дать на соответствующем бланке. 

Ответы, представляющие собой математические расчёты, нужно расписывать максимально подробно: например, в задании № 29 от экзаменующихся требуется провести расчёт калорийности рациона человека. Если решение задачи не будет последовательным и аргументированным, эксперты не засчитают баллы.

ОГЭ по истории

Как подготовиться к экзамену ОГЭ по истории с нуля и каких сюрпризов ожидать? Рассказывает Владислав Рычков, преподаватель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок».

Баллы

Максимально за экзамен можно набрать 45 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в оценку по пятибалльной шкале.

В связи с тем, что в 2021 году ОГЭ проводился только по русскому языку и математике, Рособрнадзор не разрабатывал новые официальные шкалы баллов по остальным предметам. В 2020 году применялась такая шкала: 

  • 0–12 баллов — оценка «2»;
  • 13–24 балла — оценка «3»;
  • 25–35 баллов — оценка «4»;
  • 36–45 баллов — оценка «5».

Таким образом, минимальный порог, который должен преодолеть на экзамене ученик для получения оценки «удовлетворительно», составляет 13 баллов. Однако если у выпускника есть цель поступить в колледж или профильный класс, нужно подойти к процессу сдачи ОГЭ серьёзно и постараться набрать 36 баллов и выше. Для получения более высокого результата требуется решение заданий повышенной сложности. 

За каждое верно решённое задание можно получить от 1 до 3 баллов в зависимости от типа задачи и уровня сложности. Распределяются они следующим образом:

  • 1 балл: № 1–17;
  • 2 балла: № 18–23, 25, 26; 
  • 3 балла: № 24, 27–29.

План подготовки к экзамену с нуля

В определённый момент перед выпускником возникает множество вопросов: с чего начать подготовку к финальному испытанию? Вдруг это будет трудно? 

Переживать по этому поводу не стоит, ведь ОГЭ — это не конец света, а жизненный этап, который проходят все школьники страны. Чтобы успешно справиться с экзаменом, вполне достаточно школьных знаний. Но чтобы правильно их применить, с ними нужно разобраться и их систематизировать.

Шаг 1

Если вы решили готовиться к ОГЭ по биологии самостоятельно, постарайтесь грамотно распределить время, чтобы не оставлять всё на последний момент. Лучше всего будет начать подготовку за год до экзамена — так вы сможете проработать весь материал в удобном для себя темпе и усвоите всю важную информацию вовремя. 

Составьте план. Разделите все темы для повторения на те, которые хорошо усвоены, вызывающие затруднение и которые вы не помните совсем. Лучше всего начинать двигаться от простого к сложному. 

Шаг 2

Обязательно ознакомьтесь с форматом экзамена. На официальном сайте ФИПИ вы сможете найти документы, демонстрирующие актуальную на текущий учебный год структуру и содержание контрольных материалов. Важно понимать, на какие темы стоит обратить больше внимания и по каким критериям эксперты будут выставлять баллы. При проработке заданий с развёрнутым ответом держите перед глазами документ с критериями, он поможет вам выработать персональный шаблон решения поставленных задач. 

Шаг 3

Для того чтобы успешно подготовиться к ОГЭ по биологии, следует с вниманием отнестись к изучению теоретической составляющей, так как основная его часть состоит из заданий по теории дисциплины. Самый доступный вариант — обратиться к учебникам биологии. Кроме того, существует масса онлайн-ресурсов, которые смогут помочь вам в разборе особо сложных и непонятных тем.

Шаг 4

Составляя конспекты по изученному материалу, делайте это грамотно: используйте схемы, таблицы и рисунки — так будет проще систематизировать информацию. 

Заведите словарь биологических терминов, выписывайте их вместе с определением и сразу же заучивайте. Попробуйте пересказать выученный материал друзьям — так вероятность того, что он отложится в долгосрочной памяти, значительно повысится.

Задействуйте не только зрительную, но и слуховую память. Для этого смотрите видеоуроки и слушайте аудиолекции по выбранной теме. Например, в библиотеке видеоуроков ИнтернетУрока есть материалы по всем школьным темам. К ним прилагаются конспекты, тренажёры и тесты, которые помогут убедиться, что вы правильно усвоили информацию и готовы двигаться дальше.

Шаг 5

Сосредоточьтесь на выполнении вариантов тренировочных экзаменационных работ. Самое важное при подготовке к ОГЭ — набить руку на типовых заданиях, представленных в соответствующих сборниках, так как они часто встречаются на самом испытании. Будьте последовательны в своей работе, это придаст вам уверенности в своих силах. Вы заметите, как растут ваши результаты.

Не забывайте чередовать теорию и практику. Лучше закрепить пройденную тему тестом и лишь потом перейти к следующему пласту информации. Не забывайте и о повторении. Возвращайтесь периодически к уже пройденному, чтобы к экзамену самые простые темы не забылись. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезно знать

Для подготовки к ОГЭ по биологии необходима хорошая теоретическая база. Для этого существует большое количество ресурсов, с помощью которых можно освоить курс в полном объёме. 

Например, каждый год выпускаются сборники типовых вариантов, в которых собраны актуальные задания. Такие сборники создают при участии разработчиков КИМ. Многие задания из них встречаются впоследствии на экзамене.

В книжных магазинах вы найдёте задачники и пособия по подготовке к ОГЭ. Выбирайте те, которые созданы именно для тренировки к экзамену этого года. Также желательно, чтобы в них были справочные материалы, ответы на задания и критерии. 

Ознакомиться с вариантами прошлых лет и типовыми вопросами можно в открытом банке заданий и на официальном сайте ФИПИ. Там же вы найдёте и кодификатор со всеми необходимыми темами. 

Проще всего информация усваивается, когда поступает из разных источников. Поэтому помимо школьных учебников можно ознакомиться с материалами из интернета. Например, видеоуроки помогают наглядно разобрать тему, задействовать слух и зрительную память. 

Ценный совет: ознакомьтесь с документами, определяющими структуру и содержание контрольных материалов (они опубликованы на сайте ФИПИ). Всего их три:

  • Демоверсия — пример варианта ОГЭ, который будет использоваться в этом учебном году.
  • Спецификация — описание экзаменационной работы и разбор заданий по баллам.
  • Кодификатор — перечень тем, которые будут затронуты на ОГЭ.

Большую помощь в подготовке к экзамену оказывают справочники по выбранной дисциплине. Справочник по биологии содержит краткую теоретическую информацию по всему школьному курсу, а также практические задания для закрепления знаний.

Кроме того, стоит обратить внимание на следующие труды:

  1. «Анатомия и физиология человека» / Сидоров Е. П.;
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии / Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»;
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии / Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»;
  4. «Биология: Справ. издание» / Мамонтов С. Г.;
  5. «Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся» / Медников Б. М.
  6. «Биология. Справочник школьника и студента» / Заведея Т. Л.;
  7. «Биология. Пособие для поступающих в вузы» / Чебышев Н. В.;
  8. «Биология в схемах и таблицах» / Ионцева А. Ю.

Преимущества обучения в ИнтернетУроке

Библиотека видеоуроков ИнтернетУрока является идеальным ресурсом для подготовки к ОГЭ по биологии с нуля. Здесь вы сможете найти материалы по всем предметам и темам школьной программы с 1 по 11 класс. В вашем распоряжении будут также конспекты, тренажёры и тесты. 

Для тех, кто хочет больше внимания уделить подготовке к экзаменам, существует тариф «С зачислением». Он поможет пройти школьный курс экстерном и сэкономить время и силы для достижения действительно важных целей. 

Занятия онлайн легко вписать в свой график, ведь они не привязаны ни к месту, ни ко времени, а значит, заниматься можно где и когда удобно. К тому же в ИнтернетУроке всегда можно задать вопрос учителю и получить ответ в течение 15 минут. Это значительно облегчает подготовку.

Статья подготовлена экспертом ЕГЭ по химии Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Анастасия Чистякова

Старший методист по химии.
Эксперт ЕГЭ по химии.
Высшее педагогическое образование с двумя профилями (химия, биология).
Педагогический стаж (в т.ч. подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по химии) — 5 лет

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Школьники могут выбрать ОГЭ по биологии для аттестации после 9-го класса. Профит этого экзамена не всегда очевиден. В статье расскажем, кому нужны результаты этого экзамена, сложно ли сдать его и как подготовиться к ОГЭ по биологии.

17

18 444

Кому нужна биология

Результаты ОГЭ по биологии потребуются тем, кто после 9-го класса хочет поступать в медицинский колледж. Медицинские специальности пользуются популярностью, поэтому конкурс большой. Для поступления нужны высокие баллы.

Если школьник уже определился, что после 11 класса будет сдавать ЕГЭ по биологии, то можно смело выбирать этот предмет и для сдачи ОГЭ. Это станет хорошей практикой и поможет закрепить пройденную программу.

В некоторых школах результаты этого экзамена могут потребоваться для зачисления в классы естественнонаучного профиля.

Структура ОГЭ по биологии

Экзамен содержит 2 раздела.

Часть 1

Первый раздел состоит из заданий базового и повышенного уровня сложности – всего 21 вопрос. Все задачи этого блока предполагают краткие ответы.

Ответ на 1-й вопрос — это слово или словосочетание. Задачи 2 — 21 предполагают ответ в виде цифры либо последовательности цифр или букв.

Часть 2

Второй раздел состоит из пяти заданий: 1 задача повышенной сложности и 4 задачи высокого уровня сложности.

Задачи второго раздела требуют развернутого ответа с научным обоснованием биологических процессов, проведением анализа и приведением логичных выводов.

Школьники могут пользоваться непрограммируемым калькулятором и линейкой.

Критерии оценивания ОГЭ по биологии

Чтобы выполнить задание верно, внимательно ознакомься с инструкцией.

Вопросы на 1 балл: 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15 и 20. Только полное соответствие ответа эталону будет считаться верным.

Вопросы на 2 балла:

  • 3 и 5 — все символы должны быть на своем месте, лишних символов быть не должно. Если есть ошибка только на двух позициях, результат — 1 балл.
  • 4, 7, 9, 16, 17, 19 — все символы должны присутствовать в ответе, порядок записи не важен, лишних символов быть не должно. Если есть ошибка только в одной позиции, результат — 1 балл.
  • 10, 11, 18, 21 — все символы должны быть на своем месте, лишних символов быть не должно. Если есть ошибка только в одной позиции, результат — 1 балл.

Вопрос на 3 балла: 13. Все символы должны быть на своем месте, лишних символов быть не должно. Если есть ошибка только в одной позиции, результат — 2 балла. Если есть ошибка только на двух позициях, результат — 1 балл.

Задания 22-26 оценивают не только за правильность ответов, но и за качественное содержание. Ответ должен быть полным и учитывать все возможные аспекты темы.

Максимально за решение задач второй части можно получить 13 баллов.

Основные темы экзамена

Задания основаны на пяти тематических блоках программы обучения.

Биология как наука

Задания этого раздела основаны на материалах программы о роли биологии. То есть важно понимать, какой вклад в практическую деятельность современных людей внесли биологические открытия.

Также в этом разделе встречаются задачи, для решения которых нужно знать о методах наблюдения, описания, измерения и эксперимента для изучения живой природы.

Признаки живых организмов

В этом разделе школьник должен показать свои знания на клеточном уровне: задания связаны со свойствами клеток, тканей и органов.

Также встречаются задачи на тему проявления живых организмов и их свойствах — наследственности и изменчивости.

Школьник должен разбираться в системах размножения и особенностях разведения растений и животных.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Задания блока связаны с иерархической системой распределения видов живой природы и признаками основных царств: животных, растений, грибов, бактерий.

Также есть задачи на знание процесса эволюции – изменения растений и животных, биоразнообразия и результата развития.

Человек и его здоровье

Объемный и сложный тематический блок о происхождении и биосоциальной природе человека, его деятельности и поведенческих особенностях.

Кроме того, школьник должен разбираться в строении и деятельности всех систем органов.

Также в разделе содержатся задачи, связанные с санитарно-гигиеническими нормами и правилами здорового образа жизни.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Задачи этого раздела требуют знаний об организации живых существ, экосистемах и взаимодействии видов.

Стоит изучить вопросы экологических проблем и их влияния, включая материалы о правилах поведения в окружающей среде.

Кажется, учить придется много! Мы поможем. Преподаватели «‎СОТКИ» качественно готовят будущих биологов к сдаче ОГЭ. На занятиях мы подробно разбираем каждую тему и помогаем систематизировать знания. Записывайся на бесплатный вводный урок, все покажем и расскажем!

Изменения в ОГЭ по биологии в 2024 году

В 2024 году организаторы не стали вносить никаких изменений в структуру и содержание экзамена.

Продолжительность ОГЭ по биологии — 150 минут. Этого времени должно хватить на все вопросы, если правильно его распределить.

Не задерживайся долго на одном вопросе. Оставь больше времени на задачи высокой сложности с развернутыми ответами.

План подготовки к ОГЭ по биологии

Подготовиться с нуля будет проще, если сосредоточиться на поставленных целях. Узнай, сколько баллов тебе нужно набрать для того, чтобы результат считать успешным.

Ознакомься с документацией

На сайте ФИПИ ты можешь скачать спецификацию, кодификатор и демоверсию ОГЭ. В этих документах ты найдешь подробный список того, что нужно знать для успешной сдачи экзамена.

Оцени уровень знаний

Пройди открытые тесты, чтобы определить свой уровень подготовки и понять, каким разделам следует уделить больше внимания.

Составь расписание подготовки

Распредели дни и время под каждый раздел для изучения и следуй этому графику. Не пропускай занятия: создай чек-лист. Выдели часы для отдыха, тогда твоя подготовка будет продуктивнее.

Веди записи

Создай для себя комфортную среду для запоминания.

  • Если лучше воспринимаешь визуально, создавай для себя таблицы и графики.
  • Если у тебя тактильная память, веди конспекты, записывай, чтобы запомнить.
  • Если хорошо воспринимаешь информацию на слух, проговаривай особо сложные моменты, записывай на диктофон.

Комбинируй методы, чтобы усвоить материал.

Практикуйся

Пробуй решать тестовые варианты, проходи как можно больше заданий, чтобы не растеряться на экзамене и быстро понять поставленную задачу.

Можно ли сдать на «‎5»

Содержание программы экзамена достаточно объемное. Чтобы успеть изучить весь материал, требуется много времени и высокий уровень самодисциплины.

Сдать на высокие баллы возможно, но придется приложить усилия и хорошо подготовиться: много заниматься, практиковаться, запоминать и постоянно подпитывать мотивацию.

Но в конце 9-го класса сдавать придется не только биологию, но и обязательные предметы.

В «‎СОТКЕ» ты можешь готовиться ко всем нужным предметам по одной цене. Ничего не надо доплачивать. Тебя ждет много практики, разбор сложностей и теплая атмосфера. Мы поддержим тебя и расскажем, как не растерять мотивацию за месяцы подготовки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ОГЭ ПО БИОЛОГИИ 2023

    1 слайд

    ОГЭ ПО БИОЛОГИИ 2023

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииРабота состоит из двух частей и содержит 26 з...

    2 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии

    Работа состоит из двух частей и содержит 26 заданий
    (в предыдущие годы было 32 задания!!!, в 2020 году – 30, в 2022 году — 29).
    Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с 2022 годом Произошло сокращение общего количества заданий с 29 до 26, сократилось количество заданий 1 части, вторая часть не изменилась. Включены новые задания.

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 1. 
21 задание (1–21) с кратким ответом:...

    3 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии
    Часть 1.
    21 задание (1–21) с кратким ответом:
    из них 5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 1. 
1 задание повышенного уровня сложнос...

    4 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии
    Часть 1.
    1 задание повышенного уровня сложности в виде одного слова или словосочетания.
    Задание 1. В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.

                                                                                           Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 1. 
6 заданий с выбором нескольких верны...

    5 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии
    Часть 1.
    6 заданий с выбором нескольких верных ответов базового и повышенного уровня сложности..

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 1. 
5 заданий  повышенного уровня сложно...

    6 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии
    Часть 1.
    5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия.

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 1. 
3 задания на определение последовате...

    7 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии
    Часть 1.
    3 задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 1. 
1 задание на заполнение пропусков в...

    8 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии
    Часть 1.
    1 задание на заполнение пропусков в тексте.

  • Структура ОГЭ (ГИА) по биологииЧасть 2.
Содержит 5 заданий (22–26) с разверн...

    9 слайд

    Структура ОГЭ (ГИА) по биологии

    Часть 2.
    Содержит 5 заданий (22–26) с развернутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с текстом;
    4 задания высокого уровня сложности:
    1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме,
    1 задание на анализ научных методов,
    2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.

  • Общие сведения об ОГЭ по биологииДлительность экзамена: 150 минут 
(2,5 час...

    15 слайд

    Общие сведения об ОГЭ
    по биологии

    Длительность экзамена: 150 минут
    (2,5 часа).
    На экзамене по биологии можно использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.
    48 максимальных первичных баллов.

  • Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отме...

    16 слайд

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.
    Биология. 2023 год.

    0—12 баллов — отметка «2»
    13—25 баллов — отметка «3»
    26—36 баллов — отметка «4»
    37—48 баллов — отметка «5»

  • Перечень элементов содержания, проверяемых наОГЭ по БИОЛОГИИ.

    19 слайд

    Перечень элементов содержания, проверяемых на
    ОГЭ по БИОЛОГИИ.

  • Экзаменационная работа предусматривает 
проверку результатов усвоения знаний...

    20 слайд

    Экзаменационная работа предусматривает
    проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями выпускников на разных уровнях:
    воспроизводить знания;
    применять знания и умения в знакомой ситуации;
    применять знания и умения в измененной и новой ситуациях.

  • Для ОГЭ экзаменационные материалы состоят из:1. Контрольных измерительных мат...

    21 слайд

    Для ОГЭ экзаменационные материалы состоят из:
    1. Контрольных измерительных материалов (далее — КИМ), представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы;
    2. Бланка ответов № 1, предназначенного для регистрации участника ГИА-9 и внесения кратких ответов;
    3. Бланка ответов № 2, предназначенного для внесения развернутых ответов.

  • Все бланки ОГЭ заполняются черной гелевой ручкой.
Участник экзамена должен из...

    24 слайд

    Все бланки ОГЭ заполняются черной гелевой ручкой.
    Участник экзамена должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов.
      Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно. Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника экзамена).

  • Слова без пробелов и запятых, цифры – каждый символ в отдельную клетку!

    26 слайд

    Слова без пробелов и запятых, цифры – каждый символ в отдельную клетку!

  • При выполнении заданий можно пользоваться черновиком, но записи в черновике,...

    27 слайд

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком, но записи в черновике, т.ж. в КИМах не учитываются при оценивании работ!!!

  • Система оценивания1, 2, 6, 8, 12. 14, 15, 20 оценивается 1 баллом.
3-5, 7, 9-...

    28 слайд

    Система оценивания
    1, 2, 6, 8, 12. 14, 15, 20 оценивается 1 баллом.
    3-5, 7, 9-12, 16-19, 21-23 оценивается 2 баллами.
    Если указано больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снимается 1 балл. Выставляется 1 балл, если допущено не более одной ошибки, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
    13 задание оценивается 3 баллами, если 1 ошибка= 2 балла, если 2 ошибки- 1 балл.
    22-23 = 2 балла, 24-26=3 балла, в зависимости от полноты и правильности ответа.

  • Демоверсия - 2023Все задания, используемые для составления экзаменационныхва...

    29 слайд

    Демоверсия — 2023
    Все задания, используемые для составления экзаменационных
    вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте fipi.ru.

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Использовать при проведении первого занятия по подготовке к ОГЭ по биологии

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 457 357 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Другие материалы

«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред.  Пономарёвой И.Н.

  • 04.10.2022
  • 179
  • 0
  • 04.10.2022
  • 751
  • 13

Рабочая программа 5 класс

  • Учебник: «Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.
  • 04.10.2022
  • 114
  • 0

«Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.

«Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.

  • 04.10.2022
  • 172
  • 2
  • 04.10.2022
  • 327
  • 13

Рейтинг:
2 из 5

  • 03.10.2022
  • 9574
  • 2325

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Это тоже интересно:

  • Инструкция по ограждению изолирующих съемных вышек 4579
  • Инструкция по окрашиванию бровей studio professional
  • Инструкция по оклейке флизелиновых обоев
  • Инструкция по огневым работам газпром
  • Инструкция по оклейке фар пленкой

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии