(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 214 ТК РФ
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
оснащение средствами коллективной защиты;
обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
оснащение средствами коллективной защиты;
обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Трудовой кодекс
- ЧАСТЬ III. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
- Раздел X. ОХРАНА ТРУДА
- Глава 34. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
- Раздел X. ОХРАНА ТРУДА
Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию
первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о
любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,
происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том
числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и
периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие
обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские
осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом и иными федеральными законами.
Совсем скоро настанет январь 2023 года, но уже сейчас службам и специалистам по охране труда предстоит актуализировать локальные нормативные акты в соответствии с приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н, которым ведомство утвердило правила разработки и содержания правил и инструкций по охране труда. Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года, однако действие документа приостановили до 1 января 2023 года (Приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н).
Кого назначить ответственным за разработку правил и инструкций по охране труда
Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за разработку этих документов. Разработчиком правил и инструкций по охране труда может быть, например, та служба, которая организует работы, или руководители структурных подразделений в отношении своих работников. Скорее всего, работодатель делегирует эту задачу специалисту по охране труда. Список конкретных лиц утвердите приказом или в положении о системе управления охраной труда.
Согласно ст. 214 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа, если такой есть. Порядок действий установлен ст. 372 ТК РФ. Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности.
Инструкции по охране труда:
новые требования к порядку разработки и содержанию
Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Поэтому возьмите все имеющиеся инструкции по охране труда в компании и проверьте, подходят ли они под новые требования в приказе № 772н. Если нет, дополните данные. Например, если у вас есть инструкцию по охране труда по виду работ, например, на земляные работы, то придется указывать в ней нормы выдачи средств индивидуальной защиты на производителя работ, на экскаваторщика, на бульдозериста, на подсобных рабочих и других участников.
Учтите, что порядок подготовки рабочих мест у экскаваторщика и бульдозериста, подсобных рабочих совершенно разный. Поэтому нужно разрабатывать инструкции в строгом соответствии с 772н на профессию. Требования безопасности по видам работ подробно распишите в программе инструктажей, стажировки и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, закрепите во время обучения применению СИЗ и оказанию первой помощи.
Что взять за основу при разработке инструкций по охране труда
Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:
— анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;
— результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
— анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
— определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
— анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
— определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы
Как составить новые инструкции по охране труда
Инструкции по ОТ должны быть разработаны непосредственным руководителем работ, согласованы со службой охраны труда, представительным органом работников, например, профсоюзным комитетом, и утверждены локальными нормативными актами работодателя.
Приведем пример содержания инструкций по охране труда на примере строительной отрасли. Такие инструкции должны состоять из следующих разделов:
— общие требования охраны труда;
— требования охраны труда перед началом работы;
— требования охраны труда во время работы;
— требования охраны труда в аварийных ситуациях;
— требования охраны труда по окончании работы.
В разделе «Общие требования охраны труда» укажите:
— требования для допуска работника к самостоятельной работе: наличие образования, квалификации, прохождение медосмотров, обучения по охране труда.
— обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка медорганизации, режим труда и отдыха.
— список вредных и опасных производственных факторов, которые воздействуют на работника, а также перечень опасностей и профессиональных рисков. Его возьмите из оценки рисков, если она проводилась. Если не проводилась, нужно проводить, а пока можно перечислить опасности из руководства по эксплуатации строительного оборудования и машин.
— правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении строительных работ.
Пропишите, как и кому нужно сообщить о микротравме и других ухудшениях состояния здоровья, о поломках строительного оборудования и машин.
В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» укажите:
— порядок подготовки рабочего места.
— порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии).
— порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования.
— порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
В разделе «Требования охраны труда во время работы» предусмотрите:
— способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования и инструментов.
— требования безопасного обращения с исходными материалами.
— указания по безопасному содержанию рабочего места.
— действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
— требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.
В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» необходимо прописать:
— перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, по которым они происходят.
— процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае.
— действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
— действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).
В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» необходимо отражать:
— действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.
— последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, строительных машин, механизмов и аппаратуры.
— действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности.
— требования соблюдения личной гигиены.
— процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
Как ознакомить работника
После того, как инструкции будут утверждены, вы должны ознакомить с ними работников. Нужно провести внеплановый инструктаж по охране труда, а также рекомендуем заполнить лист ознакомления с инструкциями по охране труда с подписями и датами ознакомления.
Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода.
Что менять в уже разработанных правилах в компании
Правила по охране труда могут разрабатывать не только федеральные органы исполнительной власти — Минтруд, Минэнерго, но и сами работодатели. Например, представители крупного бизнеса разрабатывают собственные стандарты, правила, регламенты.
Внутренние правила по охране труда могут быть оформлены в виде регламентов, стандартов организации (СТО). Нет обязательных требований вообще к разработке внутренних правил по охране труда. Но если уж работодатель решил расширить действующие общие правила по охране труда, зарегистрированные в Минюсте, необходимо конкретно прописать, какие требования установлены к внутренним правилам. Это можно сделать, например, в Положении о системе управления охраной труда организации.
Важно! Разработка внутренних правил — это не обязательное требование, это право работодателя. Если организация-работодатель решит издавать свои собственные правила по охране труда, их структура и содержание должны соответствовать требованиям приказа № 772н. Поэтому возьмите свои локальные правила по охране труда, составленные до 1 марта 2023 года, и приведите в соответствие их структуру.
Компаниям, в которых уже есть разработанные локальные правила по охране труда, необходимо привести их структуру и содержание в соответствие с требованиями, указанными в приказе Минтруда от 29.10.2021 № 772н. В этом случае оставлять их в виде, не отвечающем нормативным правовым требованиям нельзя, необходимо их подкорректировать, а если правила в целом не отвечают требованиям, нужно переделать их полностью и переиздать. Время для этого есть, ведь разрабатывать правила по новому порядку придется с 1 января 2023 года, а пока можно продумать, какие разделы нужно переделать.
Как составить новые правила по охране труда с 1 января 2023 года
В компаниях, которые разрабатывают собственные правила по охране труда, руководитель может принять решение, заменить их полностью с 1 января 2023 года, то есть разработать все документы заново с учетом рекомендаций из приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Есть и новые компании, которые только начали функционировать. Если организация решила издавать свои собственные правила по охране труда, нужно сделать следующие шаги:
- Установите, для какой цели вы разрабатываете внутренние правила. Возможно, руководитель или специалист по охране труда считает, что в нормативных правовых правилах требования охраны труда слишком занижены, или их недостаточно для обеспечения безопасности.
- Определить исполнителей для разработки правил. Важно, чтобы в разработке участвовали руководители структурных подразделений, ведущие специалисты, сами работники и их представительный орган.
- Внимательно изучить отраслевые правила по охране труда, которые вы хотите улучшить. Подчеркните для себя, какие требования по охране труда вы сделаете более строгими, для того чтобы обезопасить работников. Вы не можете уменьшать требования, указанные в государственных правилах по охране труда, так как это противоречит 8 статье ТК РФ.
- Внимательно проследите, чтобы ваши дополнения не противоречили различным правилам, федеральным законам, другим нормативным правовым актам, а также коллективному договору. Локальные нормативные акты не должны при этом противоречить отраслевым правилам, утвержденным Минюстом России.
- Обязательно перед утверждением учтите мнение представительного органа. Например, направьте в профком или другой представительный орган проект правил, предложите внести свои предложения, указать на недостатки.
- Утвердите правила, согласуйте их, а после ознакомьте с ним работников под подпись.
Важно! После утверждения локальных правил по охране труда, в каком бы виде они не были разработаны, их исполнение работодателем становится обязательным.
Для небольших организаций достаточно разработки инструкций по охране труда в строгом соответствии с правилами по охране труда, изданными Минтрудом или другими органами исполнительной власти.
Правила для организаций по охране труда должны действовать только в пределах именно этой организации. Они должны содержать дополнительные к имеющимся требования по охране труда. Для того, чтобы решить, какие дополнительные меры принять, проводится анализ микротравм, оценки профессиональных рисков, осмотра рабочих мест, специальной оценки условий труда, травматизма в самой организации, или в аналогичных по отраслевому или территориальному признакам.
Обратите внимание! Правила по охране труда в компании могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности, нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Дублировать эти документы не нужно, а вот дополнить их — это право работодателя и его ответственность. Если внутренние правила не будут соблюдаться работодателем, организацию могут оштрафовать по части 1 статьи 5.27.1 КоАП наравне с нормативными правовыми актами в области охраны труда.
Пошаговый алгоритм, чтобы правильно составить внутренние правила по охране труда
Шаг 1. Составьте документ и включите в него обязательные разделы. Для этого используйте нашу таблицу.
Внутренние правила по ОТ должны включать в себя обязательные разделы:
Общие требования |
Требования ОТ при организации и проведении работ |
Требования к производственным помещениям и площадкам |
Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест |
Требования к хранению, транспортировке материалов, сырья, готовой продукции и отходов |
Определение сферы действия локальных правил |
Требования ОТ к работникам |
Запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств |
Требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению |
Особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения |
Описание вредных и опасных производственных факторов |
Требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий |
Содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами |
Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков) |
Требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников |
Профрисков и опасностей, которые характерны для сферы действия правил |
Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии) |
Наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции |
Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников |
Меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов |
Меры защиты Способы контроля и управления |
Наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время |
Мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании |
Меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны |
|
Способы информирования об опасностях |
Шаг 2. Оформите лист согласования правил по охране труда. Его должны подписать разработчики документа, юристы, руководители службы охраны труда, и другие лица, участвующие в разработке мер безопасности, а также представительный орган работников. Можно составить лист ознакомления в электронном виде с подписанием ЭЦП.
Шаг 3. Утвердите у руководителя организации-разработчика правила и ознакомьте с ним под подпись работников. Сделать это необходимо либо в журнале регистрации инструктажей, либо любым другим способом, который может подтвердить факт ознакомления.
Совет эксперта.
Если сейчас у вашего работодателя хорошее финансовое положение, это не означает, что оно сохранится таким же через годы или месяцы. В нестабильной ситуации не взваливайте на себя лишние обязательства, особенно финансовые и материальные, а соблюдайте минимум требований в ваших отраслевых правилах по охране труда.
Это значит, что во внутренних правилах и регламентах по охране труда не нужно прописывать заведомо сложных для исполнения пунктов. Это в будущем может привести компанию к значительным финансовым затратам. В нестабильное время все же лучше выполнять тот минимум требований, которые установлены законодательно. Но если вы лидер рынка, и вам не страшны финансовые и технические трудности, можете указывать в своих правилах любые требования, которые улучшают условия и охрану труда, не противоречат государственным нормативным требованиям, согласованы с представительным органом работников и доведены должным образом до каждого работника.
Пример правил по ОТ по новым требованиям
Компания решила прописать во внутренних правилах по охране труда больше требований, чем прописано в отраслевых правилах. Например, в пункте 139 правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утв. приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 883н, содержатся требования: при работе экскаватора не разрешается производить другие работы со стороны забоя и находиться работникам на расстоянии ближе 5 м от радиуса действия экскаватора.
Работодатель посчитал, что этого радиуса мало, и в своих внутренних правилах по охране труда указал, что работники не могут находиться в опасной зоне работы экскаватора ближе, чем на 10 метров. Это в два раза больше, чем в правилах по охране труда, утвержденных Минтрудом. Значит, защита расстоянием будет лучше, и при этом качество строительных работ не пострадает.
Как ознакомить работника
Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода.
Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.
Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций
В соответствии с пп. в) п. 16 разд. 2 Правил обучения (Постановление от 24.12.21 № 2464), внеплановый инструктаж по охране труда проводится, если меняются локальные нормативные акты организации, затрагивающие требования охраны труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда работников.
Внеплановый инструктаж поручают непосредственному руководителю работ на конкретном рабочем месте только с теми сотрудниками, которых касаются изменяемые инструкции. И не забудьте про регистрацию в журнале учета инструктажа на рабочем месте.
Как часто пересматривать
Работодатель не может продолжать работу по ИОТ, в которых не учел требований нового Приказа № 772н. Поэтому придется нарушить периодичность пересмотра инструкций и внепланово обновить документы к 1 марта 2023 года. Сделать это можно двумя способами: внести изменения в действующие инструкции по охране труда или издать их заново.
Новые требования не регламентируют срок пересмотра. Единственное, что указано — они должны быть актуальными. Если НПА, на основе которых разрабатывают ИОТ, утратят силу или изменятся, это станет основанием скорректировать инструкцию. Следовательно, инструкция действует, пока есть необходимость в ее применении, и обязательных требований к сроку проверки нет.
Можно утверждать, что работодатель должен сам определить порядок актуализации инструкций и закрепить это в своей системе управления охраной труда: определить сроки, ответственных за пересмотр и поддержание инструкций в актуальном состоянии.
Как накажут, если с 1 января 2023 года работать по старым правилам и инструкциям
Если ваша компания использует внутренние правила по охране труда, и они с 1 января 2023 года не будут скорректированы с учетом приказа № 772н, организацию привлекут к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». Наказание за такое нарушение предусмотрено в виде предупреждения или штрафа:
— на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей;
— на ИП в размере от 2000 до 5000 рублей;
— на юридических лиц 50000 до 80000 рублей.
Это же наказание грозит, если не ознакомить работников с инструкциями по охране труда.
Кроме того, не забудьте провести внеплановый инструктаж, когда правила будут утверждены. Если этого не сделать, оштрафуют по части 3 статьи 5.27.1 КоАП:
— должностное лицо на сумму от 15000 до 25000 рублей;
— ИП на сумму от 15000 до 25000 рублей;
— юридическое лица на сумму от 100000 до 130000 рублей.