Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы.
Пространство беседы
Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.
Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.
Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).
Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.
Встреча начинается со знакомства.
При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.
Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. R. May (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества.
Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что то вроде журнального столика, куда можно что либо положить или, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.
Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт.
Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:
· консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
· консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
· стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.
Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.
Время беседы
Время является очень важной характеристикой консультативной беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.
Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене — это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу времени.
Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во время приема, а следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но, возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического воздействия.
Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна.
Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд.
Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.
Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем.
Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами: «В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».
«Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени».
«Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут».
Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: «Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?» Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.
В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.
В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.
Пространство беседы
Идеальной для консультирования является ситуация, когда
психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для
этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт,
где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.
Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные
условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования.
Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в
звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на
первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его
не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или
коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может
помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.
Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в
спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать
на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на
случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара
и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На
стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но
интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На
рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные
фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на
стене).
Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же
кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой
обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.
Время беседы
Время является очень важной характеристикой консультативной
беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у
консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову,
во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное
воздействие.
Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у
которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на
стене — это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту
и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и
динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу времени.
Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта
была действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком
поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее
часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. В
противном случае консультант может не успеть, не уложиться во время приема, а
следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но, возможно, и
подорвать его веру в эффективность психологического воздействия.
Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится
от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна.
Психотерапия и консультирование требуют концентрации
внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно
сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие
консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а
затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто
отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд.
Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от
возраста клиента беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут,
с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа
может продолжаться до 1 часа.
Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен
знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем.
Когда консультант не устанавливает продолжительности
беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может
прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно.
Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами: «В нашем
распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».
«Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас
есть 50 минут времени».
«Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут».
Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40
минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему
напомнить, что время заканчивается: «Сегодня у нас остается около 10 минут, что
бы Вы еще хотели обсудить за это время?» Озабоченный клиент часто плохо
ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.
В начале консультирования необходимо также определить общую
продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить,
сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с
клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить,
является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может
продолжаться консультирование.
В начале консультирования следует определить и частоту
встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно
одной — двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно
труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а
также сохранить непрерывность процесса консультирования.
Этапы ведения консультативной беседы
Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Излишняя полнота, однако, не всегда является достоинством, поскольку затеняет основную мысль, логику автора. Этапы психологического консультирования описывали и разбирали Алешина Ю.Е. (1999, 1993), Абрамова Г.С. (2001), Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995), Кочюнас Р.-А. Б. (1999) и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложение можно найти в работах Алешиной Ю.Е. В нашем описании этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной. Кроме этой модели предлагаем студентам ознакомиться с иными, перечисленными выше. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.
Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.
Длительность данного этапа 5 — 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут — 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
- a) Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
- b) Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
- c) После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 — 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
- d) После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
- e) Как пишет Кочюнас Р.-А. Б. (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Но некоторые вопросы, например, вопрос об оплате, психолгу-консультанту целесообразно поднять самому. Не следует вселять в клиента надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
- f) Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
- g) Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма, приглашать на консультацию, то есть не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмешательство психолога-консультанта по просьбе клиента в частную жизнь других людей.
- h) После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?». Произнесение этой фразы знаменует начало следующего этапа психологического консультирования.
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
Длительность данного этапа 25 — 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:
•1. Формирование консультативных гипотез.
•2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:
- a) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с.8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
- b) Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
- c) Структурирование беседы. Первый прием — задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об от це, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием — краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
- d) Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Слово «Гипотеза» происходит от греческого слова hypothesis — основание, предположение. Гипотеза — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы — зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультировании — это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако, психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «Психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной единицы А.Ф. Ануфриев (1995, с.112). Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее дочь семнадцати лет «совсем отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную — то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания, например, о девиантном поведении. Каждая гипотеза — это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Вот пример консультативной гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца но, не имея возможности ему это открыто высказывать, с раннего детства приписывает ребенку негативные черты, чтобы конфликтовать с ним вместо отца. Юноша просто демонстрирует своим девиантным поведением то, что от него ждут в семье, таким образом, спасая родителей от откровенного разговора и развода. Те, кто выберут специализацию «Психологическое консультирование», еще будут подробно изучать эти вопросы в курсе «Психология семьи и семейное консультирование». Пока же просто остановимся на том, что девиантное поведение юноши здесь есть переменная зависимая (испытывающая влияние), а неурегулированные супружеские отношения его родителей — переменная независимая (оказывающая влияние). Данная гипотеза в процессе проверки может и не подтвердиться. Тогда можно проверить альтернативную ей гипотезу — «В основе девиантного поведения юноши лежит активное функционирование источников десоциализации в той среде, в которой он живет». Под девиантным поведением здесь понимается поведение, отклоняющееся от социально нормативно заданного, — отказ работать, учиться, хулиганские выходки и так далее.
На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию — начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта — он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка консультативных гипотез»:
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
- a) Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
- b) Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.
Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две — три конкретные ситуации, которые должны быть:
- a) тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;
- b) типичными для жизни клиента;
- c) желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
После того, как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия знаменует собой начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.
Эта
п 3. Оказание воздействия
Продолжительность данного этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:
•1. Коррекция установок клиента.
•2. Коррекция поведения клиента.
Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе «Коррекция установок клиента»
Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях ® Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.
Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напряжены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совершают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а даже, наоборот, ведут процесс социализации ребенка в обратном направлении. Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их последствия для себя и окружающих. И вот, первым этапом помощи этим людям будет реконструкция в их сознании элементов представленной выше цепочки. Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, ее тревога, ее цели, ее потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери — ее здоровье, ее образование, ее успешная социализация в обществе, высокий уровень развития ее личности, нормальная семья в будущем и так далее. Это будет первый элемент цепочки.
Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки — средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 минут заглядывает в комнату дочери — что дочь делает? Регулярны проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому, которые еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо, прежде всего, для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет. То есть, вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями, клиенту необходимо осознать и свои реальные действия, соотнести их со своими целями. Эти реальные действия и будут вторым элементом цепочки.
И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки — результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? — Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило проблемы ее матери, а нашего клиента. До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач — что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное — как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом — вот чего он хочет, желает, вот чего он делает, а вот к чему это реально приводит.
Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? — Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.
Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них:
•1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.
•2. Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев — интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.
•3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.
•4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит вред окружающим.
•5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
•6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных.). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался
над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.
•7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.
•8. Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.
Более подробно на этих и других приемах ведения консультативной беседы мы остановимся впоследствии в рамках курсов «Концепции и методы психологической помощи» и «Психология семьи и семейное консультирование», когда будем изучать теоретический и социальный контекст, в рамках которого они возникли.
Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения знаменует собой начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Коррекция поведения клиента»
На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.
Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Мы в свое время опубликовали материал, в котором излагали свой опыт использования анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в психологическом консультировании родителей для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов (Елизаров, 1996). Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.
Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.
Этап 4. Завершение консультативной беседы.
Продолжительность этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:
•1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы, запоминается лучше.
•2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы место и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть основания полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.
•3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готовым признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.
Капустин С.А. (1993) полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации противоречивости выбора, неопределенности выбора — начать решать проблему или жить как раньше. И то, и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие воле и желанию клиента начать решать свои проблемы:
•1. Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощущение определенной осмысленности его существования, — прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни.
•2. Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения.
•3. Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилия, время.
Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбора длится от нескольких секунд до нескольких дней и говорит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, раскаяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Одновременно это и состояние задумчивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитировать.
По мнению Капустина С.А. (1993) достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показателем качества работы психолога
-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выработать реалистичное, соответствующее его личностным ресурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консультирования, в конечном счете, зависит от воли и желания клиента.
Следует отметить, что все-таки, несмотря на весомость приведенных выше аргументов, большинство психологов-консультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной беседы.
На этом мы закончим наше рассмотрение этапов консультативной беседы, а также изложение основ курса. Более подробную информацию о психологическом консультировании студентам предлагается искать в цитированной в данном пособии литературе, в литературе, рекомендованной для семинарских занятий, в последующих курсах, отражающих различные теоретические и прикладные аспекты психологического консультирования.
Елизаров А.Н.
1. Тема: «Технология ведения консультационной беседы»
ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ
КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ БЕСЕДЫ»
План:
1. Принципы организации беседы.
2. Характеристика этапов
консультационной беседы.
3. Препятствия клиента на пути
изменений.
2. 1. Принципы организации беседы.
1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ.
1. Ограничение речи консультанта в диалоге. Присутствие
консультанта должно углублять понимание клиентом собственных
проблем, способствовать принятию необходимых решений.
2. Приближение разговорной речи консультанта к языку
клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и
выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы
клиентом; б) максимально использовать те слова и обороты, которые
использует клиент; в) следить за тем, какую репрезентативную
систему использует клиент
3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с
излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо,
чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит.
Для этого используются техники работы на уровне чувств.
4. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы
осуществляется через:
a)
Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание,
похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента,
выражение словами согласия и одобрения, ага реакцию.
б)
Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз,
выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование
паузы.
3. 2. Характеристика этапов консультационной беседы.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ БЕСЕДЫ.
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.
Длительность данного этапа 5 – 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант
выполняет следующие действия:
a) Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет
восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
b) Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь
поудобнее».
c) После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60
секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
d) После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте
познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту.
Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет
клиенту, если его будут называть таким образом.
e) Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне
осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить
клиенту максимум информации о процессе.
f) Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через
зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов).
Без согласия клиента это исключается.
g) Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от
консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма,
приглашать на консультацию, то есть не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как
вмешательство психолога-консультанта по просьбе клиента в частную жизнь других людей.
После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу
клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования
(«Что Вас привело ко мне?»).
4. Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез (25 – 35 минут).
ЭТАП 2. РАССПРОС КЛИЕНТА, ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА
КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ (25 – 35 МИНУТ).
Длительность данного этапа Данный этап можно условно разбить на два под этапа:
1. Формирование консультативных гипотез.
2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на первом под этапе
«Формирование консультативных гипотез»:
Основная цель консультанта – «разговорить» клиента будут помогать открытые
вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ: «Расскажите мне о ваших
отношениях», «Какая у вас семья?», «Когда и как это началось?» …
Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно
можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования.
Консультант:
1) поддерживает контакт с клиентом;
2) стимулирует его на дальнейший рассказ;
3) способствует целенаправленному развитию беседы;
4) осмысливает то, что говорит клиент.
Т.О. психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию,
побуждая клиента к активному и довольно спонтанному рассказу. Одновременно, он
старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у
него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять
более активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на
проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их
проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от
консультанта – он уже высказал все, что мог и хотел.
5. Деятельность психолога-консультанта на втором под этапе «Проверка консультативных гипотез»:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА НА ВТОРОМ ПОД
ЭТАПЕ «ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ»:
Гипотеза — это попытка консультанта понять
ситуацию клиента.
Для проверки своих консультативных гипотез
психолог-консультант может избрать два алгоритма:
1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на
уточнение возникших у консультанта идей.
2. Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и
спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так,
чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней.
Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза
корректируется, обрастает множеством значимых и
характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то
есть она максимально индивидуализируется.
6.
Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза
консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо
обсудить две – три конкретные ситуации, которые должны быть:
тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;
типичными для жизни клиента;
желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими
негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно
говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности,
односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те
аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком. В подробном
рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла
описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней
участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие
лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались
события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали
другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она
имела последствия и на что оказала влияние.
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо
стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других
людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо
осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах,
лежащих в основе проблем.
7. Этап 3. Оказание воздействия (5 — 10 минут)
ЭТАП 3. ОКАЗАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ (5 — 10 МИНУТ)
Данный этап можно условно разделить на два под этапа:
1. Коррекция установок клиента.
2. Коррекция поведения клиента.
Деятельность психолога консультанта на первом под этапе
«Коррекция установок клиента»
Задача психолога-консультанта на этом под этапе будет
выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая
цепочка событий:
Чувство или переживание клиента, длительно существующее
или периодически возникающее в связи с логикой развития
отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения
своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви,
власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так
далее)
Неадекватные средства, избираемые для реализации этих
целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях
Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы
клиента.
8.
Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку
событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы.
Перечислим некоторые из них:
Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание
их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.
Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности
при помощи комментариев – интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или
теоретических знаний.
Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту
посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами
собственное поведение.
Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто
иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит
вред окружающим.
Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый
значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее
задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в
сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных.).
Цель – создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в
нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.
Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение
реалий эмоциональной жизни клиента.
Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о
своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и
личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.
9. Деятельность психолога-консультанта на втором под этапе «Коррекция поведения клиента»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА НА ВТОРОМ
ПОД ЭТАПЕ «КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА»
На этом под этапе психолог-консультант должен помочь
клиенту сформулировать возможные альтернативы
привычному поведению, а затем, внимательно
анализируя и критически оценивая их, выбрать тот
вариант, который для клиента является наиболее
подходящим. Результатом работы на этом под этапе
является детально разработанный план позитивного
реагирования клиента.
Разработка плана конкретного позитивного реагирования
клиента предполагает, что в психологической
консультации психолог и клиент детально спланируют,
где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой
форме новое конструктивное поведение будет иметь
место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные
препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное
поведение может быть отложено на очень далекое время, а
то и вообще не состояться.
10. Этап 4. Завершение консультативной беседы (5 – 10 минут).
ЭТАП 4. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ
БЕСЕДЫ (5 – 10 МИНУТ).
На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются
следующие действия:
Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за
время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы,
запоминается лучше.
Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений
клиента с консультантом или другими необходимыми
специалистами. Дается адрес других специалистов (например,
нарколога) и время приема. Формулируется, какие задачи будут решаться
в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого
понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече,
чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы место и время
приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента
другому консультанту, если есть основания полагать, что он будет более
компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант
вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос
домашних заданий клиенту.
Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя
бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание.
Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно,
чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может
оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант
должен быть готовым признать возможные ограничения своей
компетенции, не вступать в излишние споры.
11. 3. Препятствия клиента на пути изменений:
3. ПРЕПЯТСТВИЯ КЛИЕНТА НА ПУТИ ИЗМЕНЕНИЙ:
Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему
ощущение определенной осмысленности его
существования, — прежней целевой
направленности, прежних идеалов, образа
жизни.
Начиная решать свои проблемы объективно,
клиент вынужден признать свою вину за те,
может быть, очень трагичные события и
конфликты, которые произошли с ним и
близкими ему людьми, лишиться прежнего
самоуважения.
Приступая к решению своих проблем, клиент
берет на себя груз ответственности за их решение,
вынужден тратить на это усилия, время.
12. Спасибо за внимание!
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Первый этап психологической консультации — знакомство с клиентом и начало беседы
На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
- Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
- Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
- После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45–60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
- После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
- Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование и т.д. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
- Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видеозаписи, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
- После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом. Пример такой стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?».
Второй этап консультативной беседы — расспрос клиента, формулирование и проверка гипотез
Первая фаза расспроса клиента – формирование консультативных гипотез. На этой фазе психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. На этой фазе консультант осуществляет следующие действия:
- Эмпатическое слушание. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
- Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
- Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
- Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Психологу-консультанту необходимо выявить суть затруднений клиента, сформулировав их как психологическую проблему. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную – то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.
Вторая фаза расспроса клиента – проверка консультативных гипотез. Эта фаза начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать консультативные гипотезы и начать их проверку.
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
- Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
- Изложить свою гипотезу клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.
Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две–три конкретные ситуации, которые должны быть:
- тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;
- типичными для жизни клиента;
- развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
Третий этап консультативной беседы — коррекционное воздействие
Первая фаза коррекционного воздействия – коррекция установок клиента. Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании и т.д.) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей ® Негативная реакция ® сложности во взаимоотношениях партнера, часто усугубляющая проблемы клиента. Это не обходимо для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента. Для этого используются следующие основные приемы:
- Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.
- Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев – интерпретация ситуации клиента на основе опыта или знаний консультанта.
- Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами свое поведение.
- Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит вред окружающим.
- Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
- Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных.). Цель – создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.
- Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.
Результатом работы психолога-консультанта на первом фазе третьего этапа консультативной беседы будет непринятие клиентом прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивних способов поведения.
Вторая фаза коррекционного воздействия – коррекция поведения клиента. На этой фазе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим.
Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Необходимо стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.
Целесообразна также разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента: психолог и клиент детально планируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Необходимо обсудить все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.
К сожалению, на практике тщательная проработка позитивных вариантов поведения происходит не так часто. Для этого либо не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой в этом случае стоит специально сказать.
Четвертый этап психологической консультации — завершение консультативной беседы
На этом этапе психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность воздействия может быть снижена:
- подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема);
- обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;
- прощание консультанта с клиентом. Прощание с клиентом не должно выглядеть формальным.
Заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с вами сегодня неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по таким-то дням недели в такое-то время. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме”.
4.6. Консультативное пространство
В свое время канадский психотерапевт Карл Том попытался описать терапевтические отношения в пространственных категориях. Так появилась идея о пространстве терапевтических отношений. Саму эту идею развивать можно по-разному [см. 71]. В нашем случае, когда речь идет о формировании имиджа психолога-консультанта, мы обращаемся к понятию «консультативное пространство». Вслед за Р. Кочюнасом, консультативное пространство мы рассматриваем как «территорию консультанта», комнату, где происходит встреча психолога с клиентом [51]. Обстановка в кабинете психолога, условия, в которых происходит встреча и беседа с клиентом создают определенный психологический или, по словам Р. Кочюнаса, терапевтический климат. Среда, которую создает психолог для осуществления своей профессиональной деятельности, безусловно, является важнейшим элементом его имиджа.
В кабинете должна быть создана психологически комфортная среда обитания, должна быть создана атмосфера, которая, с одной стороны, подчеркивала бы ваш социальный статус, а с другой – позволяла бы клиенту чувствовать себя максимально удобно. Это должна быть обстановка уюта, защищенности, располагающая к расслаблению, успокоению, открытому доверительному разговору консультанта и клиента.
Прежде всего, консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Известно, что на первых порах процесс консультирования повышает тревожность у клиента, поэтому он должен быть уверен, что его кроме консультанта никто не услышит. Если клиент слышит происходящее в соседнем помещении, он усомнится в конфиденциальности разговора с психологом. А это может помешать возникновению эффективного консультативного контакта.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета психолога – правильное использование цвета. Если вы стремитесь создать в кабинете для консультирования ощущение теплого покоя, выбирайте предметы интерьера в теплой единой гамме: бежевый, коричневый, персиковый, цвет топленого молока, шоколадный, оранжевый, цвет желтка, янтарный, соломенный, различные оттенки натуральной древесины. Желательно избегать бело-черной гаммы с фрагментами красного, такой стиль характеризует упорядоченность и вместе с тем строгость. Обратите внимание на то, что чем больше красного в интерьере, тем более «сексуальным» и «тяжелым» он будет выглядеть.
Цветовое решение интерьера можно изменять при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства.
Кабинет должен быть хорошо освещен, но так, чтобы во время общения свет не падал на клиента.
В целом же, что касается цветового и светового оформления кабинета психолога-консультанта, у специалистов особых противоречий нет. Чего не скажешь о взглядах на то, какой мебелью и как должен быть обставлен кабинет. Больше всего споров относительно того, нужен ли в кабинете консультанта стол, если нужен, то какой и как его расположить. Вопрос это не простой, поскольку от него зависит расположение консультанта и клиента относительно друг друга во время беседы и, соответственно, создание обстановки неформальной, способствующей открытому и доверительному разговору. На этот счет приведем лишь две точки зрения.
Р. Кочюнас, например, считает, что в кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.). При этом не следует консультанту и клиенту располагаться за столом друг против друга. Таким образом создается социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет, скорее всего, официальной. Поэтому Р. Кочюнас предлагает консультанту и клиенту расположиться за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту становится доступной вся невербальная информация, исходящая от клиента, и, кроме того, он может менять (и дает возможность менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования [51].
В.Ю. Меновщиков, соглашаясь с Г.С. Абрамовой, полагает, что оптимальный вариант пространственного расположения – два одинаковых кресла, разделенных журнальным столиком (1,5 м друг от друга) [72, с.63]. По его мнению, важно, насколько столик перекрывает фигуры говорящих, следовательно, более удобным предлагается боковое расположение стола, который в данном случае не может быть барьером, отделяющим беседующих друг от друга.
Мы полагаем, что в пределах консультативного пространства любой стол неуместен. Если позволяет площадь кабинета, отдельно в стороне от беседующих консультанта и клиента может стоять рабочий стол консультанта с его документами, персональным компьютером и т.п.
Однако непосредственное общение с клиентом должно быть организовано таким образом, чтобы исключить все, что может служить барьером. Для этого лучше всего установить в кабинете мягкую мебель, например, диван произвольной формы, состоящий из секторов или сегментов. Это могут быть угол, «змейка» или круг. Расположить такой «мягкий уголок» можно в зависимости от площади кабинета, так, чтобы консультант и клиент располагались рядом, вполоборота друг к другу, соблюдая «личностное пространство». При невозможности приобрести такую мебель, можно поставить мягкие кресла. Но ни в коем случае кресло и стул. Собеседники должны находиться «на равных», никто не должен быть «выше» или «ниже» другого. Нельзя усаживать клиента спиной к двери, напротив яркого света.
Подбирая в кабинет мягкую мебель, стоит обратить внимание на ткань. Ткань на мебели должна по цвету и орнаменту сочетаться со шторами, драпировками и быть в гармонии с самим интерьером, чтобы создавать ощущение его целостности.
Что же касается отдельно стоящего рабочего стола консультанта, то, хотя за ним и не будет сидеть клиент, это не значит, что эту деталь интерьера можно обойти вниманием. За своим рабочим столом психологу, возможно, придется беседовать с коллегами, другими посетителями, решая деловые вопросы. Поэтому неплохо бы помнить, что находящиеся на столе предметы отражают имиджевые характеристики хозяина кабинета. На столе должен быть хороший письменный прибор, а не ученическая шариковая ручка (никогда не пишите дешевыми ручками), не клочки бумаги, а хороший органайзер и т.д. На столе располагаются телефон, персональный компьютер и другие атрибуты делового человека.
И вновь – не следует забывать, что перед приходом клиента телефон и компьютер должны быть выключены и никаким образом не должны напоминать о себе и не отвлекать от общения консультанта и клиента.
Как видим, имидж психолога-консультанта, как символический образ субъекта профессиональной деятельности, явление многогранное. Его формирование требует, с одной стороны, знания компонентов, из которых этот имидж складывается, с другой – приложения определенных усилий со стороны психолога, нацеленного на творческую, эффективную работу по оказанию консультативной помощи людям, которые в ней нуждаются.