Инструкция по работе в группе

Инструкция по работе в группе.

  1. Объединитесь в группы.

  2. Вспомните правила работы в группе. Памятка №1.

  3. Распределите роли. Памятка№2.

  4. Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы. Учебник.

  5. Выполните работу.

  6. Подготовьте защиту групповой работы. Памятка № 3.

  7. Оцени свою работу в группе. Памятка № 4.

  8. Оцени работу группы. Памятка № 5.

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

«Лист самооценки»

Критерии

Моя оценка

(+ или -)

Оценка других

(+ или -)

Я слушал, что говорят другие…

Я делал выводы и задавал вопросы

Я говорил спокойно, только по делу…

Я выполнил работу без недостатков…

Я помогал другим…

Я точно выполнял свою роль…

«Роли в группе»

Книгочей (читает памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.)

Координатор (распределяет роли , определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)

Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)

Хозяйственник (подбирает и раздаёт материал для работы, следит за чистотой)

Секретарь (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)

«Формы защиты групповой работы»

  1. Защита «проекта».

  2. Кластер.

  3. План.

  4. Вопросы к тексту.

  5. Таблица.

  6. Синквейн.

  7. Сочинение (сказка, рассказ, стихотворение, т.д.).

  8. Рисунок, коллаж, иллюстрация.

  9. Инсценировка.

«Оцени работу группы».

Критерии

Своя оценка

(+ или -)

Оценка других

(+ или -)

Работали дружно…

Работали по алгоритму…

Своевременно выполнили задание..

Качественно выполнили задание…

Каждый приложил усилие в общем деле…

Инструкция по работе в группе.

  1. Объединитесь в группы.                                                      
  2. Вспомните правила работы в группе.                                Памятка №1.
  3. Распределите роли.                                                              Памятка№2.
  4. Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы.         Учебник.
  5. Выполните работу.
  6. Подготовьте защиту групповой работы.                           Памятка № 3.
  7. Оцени свою работу в группе.                                             Памятка № 4.
  8. Оцени работу группы.                                                         Памятка № 5.

Памятка №0

«Виды групповой работы».

  1. Работа в парах.
  2. Мозговой штурм.
  3. Игра «Продолжи».
  4. Охота за сокровищами.
  5. Снежный ком.
  6. Мозаичная группа или Пазлы.
  7. Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

«Варианты комплектования групп»

  1. По желанию.
  2. Случайным образом.
  3. По определенному признаку.
  4. По выбору «лидера».
  5. По выбору педагога.

Памятка №1

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Памятка №4

«Лист самооценки»

Критерии

Моя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Я слушал, что говорят другие…

Я делал выводы и задавал вопросы

Я говорил спокойно, только по делу…

Я выполнил работу без недостатков…

Я помогал другим…

Я точно выполнял свою роль…

Памятка№2

«Роли в группе»

Книгочей (читает  памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника, т.д.)

Координатор (распределяет роли , определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т.д.)

Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)

Хозяйственник (подбирает и раздаёт  материал для работы, следит за чистотой)

Секретарь  (ведёт записи, чертит схемы, заполняет таблицы, т.д.)

Памятка №3

«Формы защиты групповой работы»

  1. Защита «проекта».
  2. Кластер. 
  3. План. 
  4. Вопросы к тексту.
  5. Таблица.
  6. Синквейн.
  7. Сочинение (сказка, рассказ, стихотворение, т.д.).
  8. Рисунок, коллаж, иллюстрация. 
  9. Инсценировка.

Памятка №5

«Оцени работу группы».

Критерии

Своя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Работали дружно…

Работали по алгоритму…

Своевременно выполнили задание..

Качественно выполнили задание…

Каждый приложил усилие в общем деле…

Памятка
— инструкция групповой работы для учителя

1.Помни о том, что
работа в группе создает психологический комфорт для каждого ученика.

2. Групповая
работа развивает коммуникативные навыки, навыки обобщения информации, умение
целеполагания, навыки контроля у каждого ученика.

3.Совместная
работа учеников в группе помогает сформировать свою точку зрения, научные
убеждения, социально- значимые убеждения, помогает совместно переживать
проделанную работу каждым учеником.

4.Максимальный
состав группы- 5 человек.

5. Максимальное
время работы в группе: в начальной школе- 5-7 минут, основная школа- 10-15
минут, средняя – 15-20 минут.

6. Помни, у каждой
группы определенное задание, которое оценивает и учитывает индивидуальный вклад
каждого учащегося.

7. Собственно
групповая работа состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Соотношение их должно быть 1: 6: 2.

8. Группы могут
быть статичными и мигрирующими.

9. В каждой
группе есть лидер, спикер, аналитик, хранитель времени.

10. Учитель
объясняет цель работы, формирует группы, дает комментарии к заданиям,
контролирует ход работы, участвует в работе групп, делает общий вывод, обращает
внимание на ошибки, оценивает.

11. Применяй
различные формы групповой работы: групповой опрос, общественный смотр знаний,
учебная встреча, диспут.

12. Не будь в стороне, когда начинается
групповая работа, проверка тетрадей подождет!

Teachers
Rules for group work

1.Group work develops
communication skills, skills in analysis and self-control skills.

2. Arrange desks in a
proper way for working in groups.

2. Group work is a great
tool to enhance learning. Consider Pairing, Buzz and Voice Circles, Rotating
and Snowballing Groups, Jigsaw, Fishbowl, and Teams for different ways to
change up the students.

3. Structure the groups
yourself. The best number of students in each group is 5.

3. Use a cooperative
learning dynamic for assigning work.

4. Provide reasonable guidelines.

Be sure to use group work
only for lessons that are complex enough to require it. Involve the students and
explain how the group will be a different way of handling the assignment. Teach
team building skills and help them define their roles. Use class time rather
than expecting the group to meet outside of your monitoring. Avoid having the
group spend a lot of time trying to figure out what they should be doing by
providing clear attainable objectives.

5. Coach the group.

7. Develop group identity.

8. Modify the assessment.

9.  Control group
dynamics. The teacher needs to ensure that the group sizes are appropriate, all
students are encouraged to participate, group cohesion and communication is
fostered, disputes are mediated and group leaders are provided with help in
order to be effective.

10.Keep the groups on
task by helping them define their position and refocus on the task,
prompting students to contemplate a new train of thought, providing students
with information, asking students to provide specific information, providing
opinions and assisting students record the results of their learning efforts.

Памятка
– инструкция для ученика

1.Будь
сосредоточен и спокоен во время работы в группе.

2. Говори в
полголоса, чтобы не мешать другим.

3. Относись к своей
роли в группе ответственно.

4. Уважай своих
партнеров по группе.

5. Помни, от твоей
работы зависит результат всей группы.

6. Смотри на
собеседника при разговоре.

7. Говори только
по делу.

8. Внимательно
слушай собеседника.

9. Обращайся к
партнеру по имени.

10. Критикуй не
человека, а его идеи.

11. Если группа
обсуждает, то каждый участвует в обсуждении.

12. Если у тебя
другая позиция, все равно слушай внимательно.

13. Серьезно
относись к общему делу.

Students rules for group work

1.Be active and calm.

   2.Speak quietly not to
hinder others.

3.Mind your role in group. Be
responsible.

4.Respect all your group partners.

5.Each student contributes to the
group result.

6.While speaking look at your
partner.

7.Always speak on the point.

8.Listen to your partner attentively.

9.Call
your partner by name.

10.Criticize
ideas, not a person.

11.All
members of the group discuss the point.

12.If
you disagree, do listen to your partner.

13.
Be serious while working in the group.

Download

Руководство по работе в малых группах

3_L2W1D1_Руководство для работы в малых

Adobe Acrobat Document
1.1 MB

Download

Руководство для начинающих работать в группе

4_L2W2D2_Руководство для начинающих рабо

Adobe Acrobat Document
3.3 MB

Download

Руководство по работе в группах

3_L2W1D1_Руководство по работе в группе_

Adobe Acrobat Document
1.1 MB

  1. Говорить по очереди.
  2. Активно слушать.
  3. Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы.
  4. Вносить пердложения и спрашивать, есть ли вопросы.
  5. Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других.
  6. Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других.
  7. Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения.
  8. Помогать и просить о помощи.
  9. Давать и просить пояснения.
  10. Пояснять и оценивать идеи.
  11. Принимать групповые решения и приходить к единому мнению.
  12. Подводить итоги обсуждения.
  13. Приводить убедительсные аргументы.
  • Консультировать группу для выполнения задания (если это необходимо).
  • Распределять роли и работу учеников (если не смогут сами).
  • Вести класс и приводить примеры из собственной жизни.
  • Уточнять мнения детей.
  • Резюмировать и объединять мнения групп.
  • Ускорять постепенно занятие, но давать время на обдумывание.
  • Будет увлеченным, живым и организованным.
  • Создаст непринужденную обстановку.
  • Поощрит дружесткое соревнование между малыми группами.
  • Будет комментировать качество работы.
  • Предложит недостоющее мнение.
  • Уточнит сделанные заключения очень аккуратно.
  • Оценит все мнения.
  • Поможет формировать аргументы.
  • Убедится, что все ученики говорят и слушают.

Download

Групповая работа как эффективная форма о

Microsoft Word Document
50.5 KB

Download

карточка-инструкция по груп работе.doc

Microsoft Word Document
22.5 KB

Download

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.docx

Microsoft Word Document
12.4 KB

Download

Групповые роли.docx

Microsoft Word Document
23.4 KB

Основные методы обучения в группе: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • Раздача дидактического материала;
  • Планирование работы в группе;
  • Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • Сообщение о результатах работы группы;
  • Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Как руководить группами кооперативного обучения?

В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре человека. Лучше всего поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определённую роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

  • Чтец читает вслух;
  • Секретарь — записывает что-то от лица группы;
  • Докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;
  • Хронометрист следит за временем.

Нужно установить правила работы группы и критерии оценки её достижений. Убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Надо устанавливать для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • Убедитесь, что в разговоре участвует каждый;
  • Говори спокойно и ясно;
  • Говори только по делу.

Можно сделать плакат с правилами и напомнить ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Во время групповой работы учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки». В опыте нашей работы накопилось несколько типов таких заданий, специально предназначенных для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или кончится отведённое для мозгового штурма время.

Общие правила организации групповой работы

1. При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте ещё не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи- без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать её образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?…», «Почему ты так думаешь?…». Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

3. По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их ещё не было в классе. По крайней мере, две-три сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых).

Во-первых, это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет я!» (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: «Так ошибаться смешно и глупо» — и легко выводит конструктивное правило: « Своё мнение надо не навязывать, а доказывать». Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всём уверен, не интересуется ничьим мнением и всё делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: «Обязательно спрашивай у товарища его мнение».

4. Как соединять детей в группы? С учётом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не только «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнёр. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнёр равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справиться.

5. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнёрами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения).

6. При оценке работы группы следует подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

7. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четвёрками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Основные противопоказания

1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и вместе предупредите учителя до урока».

3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребёнком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе — это может привести к повышению утомляемости.

5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер» — звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнёра сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).

 

Булавская Валентина Анатольевна учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия № 2» акимата г. Усть-Каменогорска ВКО

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Деление на группы участников семинара

Учитель поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством. Группу нужно поделить на 5 микрогрупп по 6 человек.

Сначала учитель вызывает 5 самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их учитель также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т. д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останется несколько человек — самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

1. Самые смелые (капитаны)
2. Самые креативные
3. Самые умные
4. Самые красивые
5. Самые осторожные

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных правильно ответили на вопросы.
Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога Милослава Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались — обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.

И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т. е. способы познания у разных людей разные.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. Применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Технология группового обучения

Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:

  • информационная
  • коммуникативная
  • кооперативная
  • проблемная
  • рефлексивная

Группа — это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. Герман Константинович Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой — замечания, дополнения, уточнения и обобщения.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Виды групповой работы

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания

Дифференцированная групповая работа выполнение различных заданий разными группами. Предлагается составить кластер.

РАБОТА В ГРУППЕ — Составить кластер

1 группа — правила работы в группе
2 группа — алгоритм работы в группе
3 группа — Распределение ролей в группе
4 группа — трудности в организации работы
5 группа — оценивание в группе

Алгоритм работы в группе

1. Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5. Совместное принятие решения.
6. Анализ решения. Оформление.
7. Проговаривание в группе выступления.
8. Представление решения.

Роли в группе

  • ЧТЕЦ — читает вслух;
  • СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы;
  • ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа;
  • ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу;
  • ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.

Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

• озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
• следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
• ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
• уделять особое внимание детям, непринятым в классном коллективе

Правила работы в группе

  • Проявляй активность.
  • Слушай друга, не перебивая.
  • Говори спокойно и ясно;
  • Говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • обращайся к другу по имени.

Провели работу по основным организационным моментам групповой работы. А сейчас подробнее остановимся на способах деления на группы. Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ’’сильный’’, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

Прежде всего, нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
Определены принципы формирования групп:

  • стихийно.
  • по интересам:

а) желание (дружба);
б) по отношению к проблеме, к предмету;
в) по уровню познавательной активности: одноуровневые — разноуровневые

  • слабые и сильные

Количество людей в группе

1 — 2 класс — 2-3 человека
3 — 4 класс — 4-5 человек

Важно помнить!

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.

При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

При организации групповой работы особое внимание нужно обратить!

  • Жесткая регламентация времени на группообразование.
  • Нормирование будущей работы.
  • Четкость и внятность поставленной задачи.
  • Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
  • Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  • Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  • Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

Способы деления на группы

1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Традиционные способы деления на группы:

1. «По желанию» — т. е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков.

2. «Как сидите» — т. е. группы формируются по «территориальному признаку» — вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т. д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся.

2. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.

Игры на сплочение группы

Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.

Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

1. «Печатная машинка»

Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

2. «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к свое¬му автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

3. «Что в нем нового»

Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Затем трехминутная пауза. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

4. «Озеркаливание»

Инструкция: Выполните четыре несложных задания, точнее, сымитируйте их выполнение. Задания следующие:

— пришиваем пуговицу;
— вырезаем круг;
— печем пирог;
— выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем партнеры встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры поменяются ролями.

5. «Без маски»

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Верю, что я…»
«Мне бывает стыдно, когда…»
«Особенно меня раздражает, что я…»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…» и т. п.

6. «Как учитель скажет» — т. е. группы комплектуются учителем по своему усмотрению сильный/слабый, девочки/мальчики, учащиеся, которые дружат между собой/учащиеся, находящиеся в оппозиции и т. д. Такой способ представляется методически целесообразным, однако не всегда не эффективен, т. к. опосредуется межличностными отношениями обучающихся («Я с ним работать не хочу» и т. д.).

7. «По списку», т. е. учитель делит класс на группы формально

  • по списку журнала, например А-И, К-О и т. д.
  • по первой букве имени или фамилии

Например:
1-й стол — буквы А, В.
2-й стол — буквы Л, М.
3-й стол — буквы П, Ж, Л, Б, К.
4-й стол — буквы Д, С.

8. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки — получилась группа.

9. Загадки. Учитель назначает командиров групп — например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

10. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд — лень, правда — ложь и т. д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

11. Лото. Дети берут картинки лото и ищут «свое» место на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т. д.

Нестандартные способы деления класса на группы

1. Цитата печатается/пишется отдельно на листе красного, синего, зеленого, желтого или других цветов. Листы разрезаются. Учащиеся с закрытыми глазами вытаскивают по 1 листку, объединяются в группу «по цвету», т. е. синие с синими, красные с красными и т. д. и собирают цитату.

Способ достаточно эффективен, т. к. в момент, когда обучающимся становится известен состав группы, их основная цель — максимально быстро собрать цитату из фрагментов, и времени на оценку участников группы и высказывание своих пожеланий нет. А достигнутый общий результат — совместно собранная цитата — объединяет и сплачивает группу, создавая благоприятные условия для дальнейшей совместной работы.

2. «Объединение в группы» по знакам Зодиака или соответствующим стихиям — вода, земля, воздух, огонь. Данный способ дает возможность провести небольшой эксперимент в классе — выявить, есть ли какая-либо зависимость между знаком зодиака и отношением человека к той или иной идее социального характера, т. е. определенными личностными качествами человека. Аналогично в целях развития у детей наблюдательности и формирования базовых исследовательских умений можно делить группы по принципу девочки/мальчики; ученики, проявляющие интерес к гуманитарным предметам/ученики, проявляющие интерес к техническим предметам и т. д.

3. Расчет. Деление на «первый-второй»

Группа стоит в шеренге или в кругу и делится на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

4. Деление по качествам

Учитель поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала учитель вызывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их тренер также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т. д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останется несколько человек — самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

5. Выбор лидера

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

Проблемы деления на группы

В классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить).

Деление по произвольным признакам

Можно объединять людей в группу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды.

Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т. д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

1. Игра «Атомы и молекулы»

Каждый из участников объявляется одиноким атомом, блуждающим в пространстве.

Участники совершает «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде тренера атомы объединяются в молекулы.

Число атомов в молекуле называет учитель.

2. Деление на двух и более персонажей

Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

3. Разноцветные стикеры

Участники встают в круг и закрывают глаза. Учитель прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде учителя все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

4. «Звуки Му»

Вся группа превращается в животных. Вначале учитель должен поделить всех на «первый-второй-третий-четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые — собаками, третьи коровами, четвертые — ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды учителя найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

5. «Сегментация круга»

Учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

6. «По жребию» в корзине могут находиться:

• листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
• предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
• геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
• изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
• изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
• названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
• а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета. (что относится к имени существительному, глаголу, прилагательному)

7. Внешние признаки детей:

• цвет одежды, рюкзаков,
• наличие галстуков,
• часов, заколок, украшений и проч.
• команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

8. «Мозаика»

Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).

9. Роли, предпочтения

Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и т. д.)

10. «Случайный выбор компьютера»

списки групп формируются компьютером произвольно. Предполагается наличие в классе компьютера и соответствующих программ.

11. «Шесть шляп»

К доске прикреплены рисунки шляп разного цвета (можно: колокольчики, цветочки, листья, плоды и т. д.) по счету равные количеству создаваемых групп. Каждый цвет подразумевает определенную трудность задания. Под каждой из шляп прикреплен текст с заданием, написанным достаточно крупно, чтобы было видно с последней парты. Каждый ученик сам выбирает свою шляпу, ориентируясь на задание. Таким образом, формируются группы. Например: группам предлагаются следующие задания по предмету окружающий мир 4 класс, тема: «Природные зоны нашей страны. Обобщение».

Белая шляпа — объективно перечислить события, признаки, факты, условия, назвать конкретное правило, прочитать. (Перечислить природные зоны, показать их на карте. Объяснить смену природных зон).

Красная шляпа — выразить свои чувства эмоции, дать оценочные суждения по поводу конкретного материала, правила. (Вы много узнали об охране природы в разных природных зонах. Что вас особенно взволновало?)

Черная шляпа — выделить проблемы в тексте, выводы по правилу, факту, закону. (Используя Красную книгу, назовите редкие виды растений и животных нашей страны. Встречаются ли такие виды в нашем крае? Как их нужно охранять?)

Желтая шляпа — обобщить весь материал. (Объяснить на примерах, что такое природное равновесие. Почему знания о природном равновесии помогают охранять природу?)

Зеленая шляпа — в творческой форме представить изучаемое правило, придумать окончание текста. ( Сформулировать правила поведения в природе и изобразить их графически)

Синяя шляпа — сформулировать общие выводы, проанализировать ряд правил, перейти к незнакомому материалу. (Какой ущерб может принести природе твоего края хозяйственная деятельность человека? Что делается, чтобы эти отрасли народного хозяйства не причиняли ущерба природе?)

— Я предлагаю вам выбрать одну шляпу. В шляпе цитаты известных людей. Соберите цитату как можно быстрее.

Белая шляпа — Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
(Георг Зиммель)

Красная шляпа — Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
(Джордано Бруно)

Оранжевая шляпа — Век живи — век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
(Козьма Прутков)

Желтая шляпа — Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. (Конфуций)

Зеленая шляпа — Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? (Квинтилиан)

Синяя шляпа — Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. (Конфуций)

Заключение

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же — повышается творческий потенциал.

4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления — контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.

Список литературы:

1. httpss://festival.1september.ru/articles/579384/
2. Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И. И. Полтава, Г. И. Козлова — Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. — 35 с.
3. httpss://www.selevko.net/1contents.php
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М. : Народное образование, 1998.
5. Цукерман Г. А. Учебное сообщество — путь к учебной самостоятельности. — URL: httpss://www. experiment.lv/rus/centre/news/images/2004/zukerman/u4ebnoe_soobschestvo.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Это тоже интересно:

  • Инструкция по работе в вытяжном шкафу
  • Инструкция по работе в веб торгах
  • Инструкция по работе в валберис
  • Инструкция по работе в битрикс 24 для сотрудников
  • Инструкция по работе в асэд

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии