Инструкция по ремонту кпп ваз 2109

Большинство владельцев 2108-21099 знают о проблеме со включением, а иногда и выбиванием 2-ой передачи. И я оказался не исключение)))
Так как стоимость работ на СТО меня не особо устроила, я решил сам перебрать кпп.
Как потом выяснилось, ничего в этом сложного нет. Без проблем с мурзилкой можно смело лезть в кпп!))
Изучив очень много статей в интернете, изучив все тонкости, и я принялся за работу в тот момент, пока машина красилась (естественно красился только голый кузов), а всё остальное было в гараже и требовало немного ремонта.
Отвёз коробку на автомойку. Мне её там хорошенько вымыли.
На след день разбирал коробку, раскладывал по листочкам каждую детальку и подписывал очередной номер снятия))))
Ох как это было нудно
Первая проблема возникла с гайками на валах, которые смог открутить только мой отец.
Вторая проблемка получилась с болтами, крепящие металлическую пластину, которая держит подшипники первичного и вторичного валов, под крестовую отвертку.
Ну ни как они не хотели откручиваться, что аж сломал 2е свои любимые большие отвертки, пока не приобрел ударную отвертку))))
Ударная стала новой любимицей, отвертка СУПЕР)))
Открутив пластину обнаружил развалившийся пластмассовый сепаратор подшипника вторичного вала(((

Фото в бортжурнале Lada 2109

Сепаратор

И естественно шариковые подшипники были заменены на подшипники с металлическим сепаратором
А роликовые просто новыми

Фото в бортжурнале Lada 2109

старые подшипники

С горем пополам выковыриваем круглогубцами стопорные кольца подшипников и снимаем картер…
Обнаружил лопнувшую пружинку в механизме переключения передач, которая уменьшает люфт рычага и помогает выключать передачу.

Фото в бортжурнале Lada 2109

Вот она зараза

Пробежался по всем автомагазинам и поиски увенчались неудачей((((
И конечно все как один предлагали купить механизм в сборе за 1700 р, усердно утверждая что у меня нету выбора, что всё ровно придется купить его.
Специально за пружинкой я даже мотался на наше производство ГОК, в попытке найти что нибудь похожее, но увы…
Но на зло всем продавцам магазинов я естественно нашел помощь в GOOGLE(всегда к нему обращаюсь) и нашел интересную идею поставить пружинку с пробки радиатора ВАЗ Классика.
Очень удачно подошла для экспиремента старая пробка с 6ки отца)))
Ну и конечно она подошла как родная.

Улавливающий стружку магнит на дне картера напоминал маленького ёжика)))

Фото в бортжурнале Lada 2109

Ёжик магнит

После тряпочки с саляркой он стал просто квадратом(((
А так хотел оставить его как домашнего любимца)))))

Механизм снят, валы достал.
Вся внутренность была вычищена и вымыта соляркой и стало внутри как у новой кпп)))

На вторичном валу поменял все 5 синхронизаторов, и где то прочитал что чем больше зазор между шестерней передачи и синхронизатором, тем легче синхру остановить шестерню для включения последней…
По скольку муфты и шестерни не имели выработки, то менять их я не стал.
Всё аккуратно и с мурзилкой собираем всё обратно как было.
Ну и куда же без косяков?
А такие нашлись когда пытался вставить вилку переключения в муфту 1ой и 2ой передач…
После целого дня и ночи размышлений с книгой вспоминая, что собрал не так и только проснувшись утром меня осенило что муфта насажена на вал не той стороной.
Разобрав и собрав снова вал особо аккуратно, поставил вилку…Иииии…прям как бальзам на душу, всё встало на место)))
НАДПИСЬ В КОНЦЕ ИНСТРУКИИИ ПО КНИГЕ ЗАВЕЛА МЕНЯ В ТУПИК!
«ЛИШНИХ ДЕЛАЛЕЙ ОСТАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО!
Осмотрев всё вокруг на столе я обнаружил того самого, бывшего ёжиком, магнит…(((пришлось еще раз разобрать, что бы он вырос и снова стал маленьким ёжиком лет так через 10)))
Вдвоём с другом Денисом, мы разполовинили и собрали коробку обратно за 15 минут)))

Запчасти на фото: 21081701203, 21081702091. Фото в бортжурнале Lada 2109

набор прокладок

А вот куда ставится прокладка фиксатор, я так и не нашел((()))
Ну и полностью собрав коробку я обнаружил что забыл поменять сальник первичного вала который подтекал(((((((((((((((НЕГАТИВ
Ну и конечно же не без помощи моего друга и брата кое как выковыряли этот сальник

Фото в бортжурнале Lada 2109

это было долго
Фото в бортжурнале Lada 2109
и нервно))))

И сразу был доработан колокол под 10ый маховик.На фото вроде видны места снятия лишнего металла

Фото в бортжурнале Lada 2109

Подточеный колокол

Ну и конечно же куда же без небольшого тюнинга.
Аля жесткий карданчик

Фото в бортжурнале Lada 2109

И на кардан Калина не особо похож

И на машине уже весит и ждет карданчик короткоходная кулиса)))
Как видно из текста выше что кпп ВАЗ 2109 просто не реально собрать не правильно!
Кпп уже стоит на машине и опробована на ходу.Вторая передача теперь включается без треска, а вот к рычагу нужно привыкать, так как ход стал короче ну и соотвецтвенно тяжелее)))

Спасибо если вы дочитали этот нудный, как мне кажется, отчет)))
Подписывайтесь, ставьте лайк.
Вопросы, комментарии, ответы и советы оставляйте здесь или лично мне, чем смогу тем помогу))))

Фото в бортжурнале Lada 2109Фото в бортжурнале Lada 2109Фото в бортжурнале Lada 2109Фото в бортжурнале Lada 2109Фото в бортжурнале Lada 2109

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если в процессе ремонта коробки передач заменялась хотя бы одна из следующих деталей: картеры сцепления или коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала.

ПРИМЕЧАНИЕ
В разделе описан ремонт пятиступенчатой коробки передач (представляющей собой дальнейшее конструктивное развитие четырехступенчатой) более сложной, но и более распространенной.

1. Снимите коробку передач с автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите коробку передач от грязи и вымойте снаружи.

2. Установите коробку передач вертикально вверх. Отверните шесть гаек крепления задней крышки коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Отверните болт крепления и снимите кронштейн троса сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Аккуратно строньте с места ударами резинового молотка заднюю крышку коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Снимите уплотнительную прокладку картера коробки передач.

ПРИМЕЧАНИЕ
Снимайте уплотнительную прокладку картера коробки передач аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку картера при сборке коробки передач можно установить вновь.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Отверните болт крепления вилки 5-й передачи и включите 5-ю передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

9. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

10. Расконтрите и отверните гайку на вторичном валу коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

11. Расконтрите и отверните гайку на первичном валу коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

12. Подденьте отвертками за ступицу синхронизатор 5-й передачи…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

13.… и снимите синхронизатор 5-й передачи вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимать синхронизатор 5-й передачи надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

14. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

15. Подденьте отверткой ведомую шестерню 5-й передачи…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

16.… и снимите ведомую шестерню с вторичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

17. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

18. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-й передачи.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

19. Подденьте отверткой ведущую шестерню 5-й передачи…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

20.… и снимите ведущую шестерню с первичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

21. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

22. Снимите пластину подшипников.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

23. Подденьте отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-й передачи со вторичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

24. Снимите упорную шайбу с вторичного вала.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

25. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

26. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

27. Отверните пробку фиксатора.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

28. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

29. Отверните два болта крепления задней опоры двигателя и…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

30.… снимите заднюю опору двигателя.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

31. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку передач и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

32. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

33. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.

ПРИМЕЧАНИЕ

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Между картерами коробки передач есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры коробки передач не разъединятся.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

34. Снимите картер коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

35. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

36. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

37. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

38. Выведите головку штока из зацепления с рычагом…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

39.… и снимите шток вместе с вилкой переключения 3-ей и 4-ой передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

40. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя головку штока из рычага. Выньте шток.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

41. Снимите стопорное кольцо.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

42. Снимите вилку включения заднего хода.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

43. Снимите шестерню заднего хода с осью.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

44. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

ПРИМЕЧАНИЕ

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

При снятии первичного и вторичного валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

45. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

46. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

47. Снимите механизм переключения передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

48. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

49. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

50. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив сальник. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

51. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

52. Выньте магнит из картера сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

53. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

54. Подденьте отверткой корпус привода спидометра…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

55.… и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

ПРИМЕЧАНИЕ

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода спидометра.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

56. Выньте из корпуса привода спидометра ведомую шестерню с валом.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

57. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

58. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

59. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

60. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

61. Отверните болт крепления шарнира к штоку переключения передач…

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

62.… и снимите шарнир со штока.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

63. Снимите со штока защитный чехол.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

64. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

65. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

66. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока переключения передач.
Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

67. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку коробки передач. На картере сцепления, коробке передач и задней крышки коробки передач не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

68. Проверьте посадочные места под подшипники в обоих картерах. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

69. Проверьте состояние штоков включения передач. Если штоки включения передач погнуты или на штоках появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы — замените штоки. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки переключения передач погнуты, либо изношены лапки, замените вилки переключения передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

70. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

71. Проверьте состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники коробки передач необходимо заменить.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

72. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
73. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните обнаружены трещины или его магнитные свойства ослабли, замените магнит.
74. Тщательно очистите от старого герметика привалочные поверхности картеров сцепления и коробки передач, задней крышки коробки передач.
Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

75. Перед установкой первичного и вторичного валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите первичный и вторичный валы в картер сцепления.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

76. Обратите внимание, как устанавливаются вилки на штоки переключения передач:
1 — шток с вилкой включения 5-ой передачи;
2 — шток с вилкой включения 3-ей и 4-ой передач;
3 — шток с вилкой включения 1-ой и 2-ой передач.
77. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
78. Не забудьте установить на место магнит.
79. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки на картер коробки передач нанесите герметик на их привалочные плоскости по всему периметру.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Все описанные приемы применимы и при ремонте четырехступенчатой коробки передач.
Отличие состоит в том, что застопорить валы одновременным включением двух передач невозможно, так как для этого используют пятую передачу. Для этой цели рекомендуем изготовить приспособление из отслужившего ведомого диска сцепления, к торцу ступицы которого под прямым углом нужно приварить подходящий отрезок стальной трубы. Надев ступицу на первичный вал, можно удержать его от вращения за конец трубы.

Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. При этом учитывайте следующее:

— прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг на штоке выбора передач, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и в ступице рычага, а также винты крепления, нанесите на резьбу винтов специальный клей ТБ-1324 и затяните их;

        ПРИМЕЧАНИЕ

Винты крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета) длиной 19,5 мм, момент его затяжки 33,6 Н·м (3,4 кгс·м), а винт крепления шарнира — кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, момент его затяжки 19,1 Н·м (1,95 кгс·м).

— по наружному диаметру сальник первичного вала, сальники приводов колес и корпус сальника штока выбора передач установите на жидкую прокладку КЛТ-75ТМ или ТВ-1215;

— перед установкой сальников первичного вала и штока выбора передач, а также вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки Литол-24 рабочую поверхность сальников и смазкой ШРУС-4 втулки вала вилки выключения сцепления;

— после установки штока выбора передач в картер сцепления, проверьте, чтобы фланец наконечника шарнира входил внутрь канавки чехла по всему периметру;

— заложите смазку ЛСЦ-15 в шаровую опору рычага переключения передач;

— крепежные детали затягивайте моментами, указанными в приложении I;

— вторичный вал собирайте в последовательности, обратной разборке, при этом синхронизаторы устанавливайте на вал в собранном состоянии, оправкой А.70152, предварительно нагрев их до температуры 100°С и заменив стопорные кольца муфт синхронизаторов новыми.

При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого, перед установкой нагретого синхронизатора на вал, между блокирующими кольцами и торцами шестерен устанавливайте специальную прокладку вильчатой формы, которую удаляйте после остывания деталей.

При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливайте так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы А (рис. 3.26) меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.

Для облегчения установки фиксатора, на его шарик нанесите немного консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону его гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо (наибольшей глубины) в скользящей муфте.

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.24. Вторичный вал, подготовленный для сборки

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.25. Установка ведомой шестерни I  передачи

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.26. Установка синхронизатора I и II передач и ведомой шестерни II передачи

Операции сборки вторичного вала показаны на рис. 3.24 ,3.25,3.26, 3.27.

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.27. Установка синхронизатора III и IV передач и ведомой шестерни III и IV передач

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.20. Детали вторичного вала: 1 – гайка; 2 – шариковый подшипник; 3 – упорная шайба; 4 – втулка подшипника; 5 – игольчатый подшипник; 6 – шестерня IV передачи; 7 – дистанционное кольцо подшипника; 8 – блокирующее кольцо синхронизатора; 9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 – ступица скользящей муфты; 11 – шестерня III передачи; 12 – стопорное кольцо; 13 – упорные полукольца вторичного вала; 14 – шестерня II передачи; 15 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач с зубчатым венцом заднего хода; 16 – стопорное кольцо ступицы синхронизатора; 17 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач; 18 – пружина синхронизатора; 19 – сухарь; 20 – фиксатор; 21 – шестерня I передачи; 22 – роликовый  подшипник; 23* – упорная шайба; 24* – втулка подшипника; 25* – шестерня V передачи; 26* – ступица скользящей муфты; 27* – скользящая муфта синхронизатора V передачи; 28* – упорная пластина

* Детали пятиступенчатой коробки передач

        ПРИМЕЧАНИЕ

С 1989 года аннулирована упорная шайба 3 (см. рис. 3.20) на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и шестерни 21 первой передачи (зубчатый венец на вторичном валу стал шире на толщину шайбы 3, а на торце шестерни 21 аннулированы канавки). Указанные детали невзаимозаменяемы с выпускавшимися ранее. Поэтому при ремонте коробки передач старой конструкции соблюдайте следующие правила:

— если меняется шайба 3, то вторичный вал и шестерня I передачи ставятся «старой» конструкции;

— если взамен шестерни 21 или вторичного вала устанавливают одноименные детали новой конструкции, то их надо менять комплектно, то есть при замене шестерни 21 меняется и вторичный вал и наоборот. В этом случае шайба 3 не устанавливается.

Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав моторным маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,4 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 10,0 Н·м (1,0 кгс·м). При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.

Оправкой 67.7853.9565 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.

Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой 67.7853.9563 запрессуйте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт и нанеся на резьбу винта специальный клей ТБ-1324.

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.28. Запрессовка подшипника вторичного вала: 1 – оправка 67.7853.9574

Оправкой 67.7853.9574 запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами (рис. 3.28), а на валы напрессуйте внутренние кольца этих подшипников. Наружные кольца подшипников дифференциала запрессовывайте оправкой 67.7853.9575.

Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач. Закрепите механизм выбора передач.

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.7. Коробка передач четырехступенчатая: 1 – картер коробки; 2 – пробка заливного и контрольного отверстия; 3 – пробка сливного отверстия; 4 – регулировочное кольцо; 5 – привод левого переднего колеса; 6 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 7 – муфта синхронизатора I, II передач с венцом заднего хода; 8 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 9 – стопорное кольцо; 10 – упорное полукольцо; 11 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 12 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 14 – игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 15 – упорная шайба шестерни IV передачи; 16 – шариковый подшипник вторичного вала; 17 – задняя крышка коробки передач; 18 –  шариковый подшипник первичного вала; 19 – сапун; 20 – блокирующее кольцо синхронизатора; 21 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;  22 – сухарь фиксатора; 23 – первичный вал; 24 – шарик фиксатора; 25 – вилка скользящей  муфты синхронизатора III и IV передач; 26 – роликовый подшипник первичного вала; 27 – рычаг вилки выключения сцепления; 28 – втулка вилки выключения сцепления; 29 – картер сцепления; 30 – вилка выключения сцепления; 31 – подшипник выключения сцепления; 32 – роликовый подшипник вторичного вала; 33 – вторичный вал; 34 – ведомая шестерня главной передачи; 35 – роликовый конический подшипник дифференциала; 36 – коробка дифференциала; 37 – сателлит; 38 – стопорное кольцо полуосевой шестерни; 39 – полуосевая шестерня; 40 – ведущая шестерня привода спидометра; 41 – привод правого переднего колеса; 42 – привод спидометра; 43 – ось сателлитов; 44 – стопорное кольцо оси сателлита; 45 – защитный чехол шарнира привода переключения передач

Запрессуйте сальник в картер сцепления, выдержав размер (3,5±0,2) мм (см. рис. 3.7) так, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.

Напрессуйте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники, наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте гайки. Длина зачеканки должна быть 3,5–4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите первичный вал приспособлением 41.7816.4070.

Установите в картер дифференциал. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке коробки передач.

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.29. Установка штоков и вилок переключения передач

Установите одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями. После чего установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках (рис. 3.29).

Установите в гнездо картера очищенный магнит.

Установите прокладку между картером сцепления и картером коробки передач.

Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциала, как указано ниже (см. «Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала»).

Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой 67.7853.9575 запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала.

Установите на место привод спидометра.

Установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его гайками. Установите в канавки подшиников первичного и вторичного валов установочные кольца.

Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, закрепите крышку фиксаторов и заверните пробку фиксатора вилки заднего хода.

Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала. Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным натягом 0,25 мм (для контроля 0,15–0,35 мм). Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца 4 (см. рис. 3.7), устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.

Определите толщину регулировочного кольца приспособлением 67.7824.9517 в следующей последовательности:

Сборка коробки передач

Сборка коробки передач

Рис. 3.30. Схема подбора толщины регулировочного кольца подшипников дифференциала: 1 – индикатор, 2 – опорная оправка, 3 – подшипник дифференциала, 4 – установочное кольцо, 5 – оправка

— запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника 3 вместе с установочным кольцом 4 (рис. 3.30) в картер коробки передач;

        ПРИМЕЧАНИЕ

Установочное кольцо 4 имеет постоянную толщину, равную 1,25 мм.

— запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления. При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала;

— установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните не менее трех гаек, равноудаленных друг от друга, крепящих картер коробки передач к картеру сцепления (момент затяжки 24,5 Н·м (2,5 кгс·м). После чего проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2–3 оборота;

— установите опорную оправку 2 на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной державки индикатор 1 с удлинителем. Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль;

— перемещайте снизу дифференциал и следите за показанием индикатора;

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При измерении осевого перемещения дифференциала не поворачивайте его, чтобы не исказить результаты измерения

По формуле S = А + В + С подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала, где

S — толщина регулировочного кольца;

А — величина осевого перемещения дифференциала;

В — величина предварительного натяга подшипников дифференциала;

С — толщина установочного кольца (величина постоянная).

Пример. Показание индикатора при премещении дифференциала равно 1,00 мм. Величина предварительного натяга подшипников дифференциала равна 0,25 мм, толщина установочного кольца — 1,25 мм:

S = 1,00 + 0,25 + 1,25 = 2,50 мм.

После определения толщины регулировочного кольца разъедините картера сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте съемником 67.7801.9526 наружное кольцо подшипника из картера коробки передач и вместо установочного кольца 4 установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте оправкой 67.7853.9575 наружное кольцо подшипника дифференциала и установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.

Проверьте динамометром 02.7812.9501 момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для чего пропустите наконечник динамометра через отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до охвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он должен быть: для новых подшипников 147–343 Н·см (15–35 кгс·см), для приработанных подшипников как минимум 30 Н·см (3 кгс·см).

Содержание:

  1. Полезные советы
  2. Устройство
  3. Неисправности и их устранение
  4. Демонтаж
  5. Разборка

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оснащаются четырехступенчатыми и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Все передачи, помимо задней, оснащаются синхронизаторами. Также коробка объединена с дифференциалов.

Компоненты для ремонта КПП

Полезные советы

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.

 Внутреннее устройство коробки Внутреннее устройство коробки

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  • На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  • На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  • Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  • К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  • Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.

Схема КППСхема КПП

Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

Неисправность

Возможные причины

Что нужно делать

Возникает шум в КПП

  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники

Передачи переключаются с трудом

  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты

Возникает самопроизвольное выключение передач

  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод

Передачи включаются с шумом, треском

  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо

Возникла утечка масла из КПП

  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Ремонтные работы

Демонтаж

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  1. Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  2. Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  3. От картера сцепления отключите массу (провод).
  4. На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  5. С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  6. Отключите колодку от тягового реле.
  7. Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  8. Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  9. Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  10. Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  11. Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  12. Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  13. Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  14. Отключите второй ШРУС.
  15. Демонтируйте щит картера сцепления.
  16. Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  17. Снимите коробку.

Аккуратно снимаем КППАккуратно снимаем КПП

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Разборка

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  1. Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  2. Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  3. Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  4. Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  5. Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  6. Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  7. Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  8. Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  9. Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  10. Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  11. Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  12. Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  13. Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  14. Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  15. Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  16. Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.

Ювелирная работаЮвелирная работа

  1. Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  2. Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  3. Снимите заднюю опору двигателя.
  4. Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  5. Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  6. Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  7. Снимите картер коробки передач.
  8. Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  9. Снимите вилку и шток.
  10. Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  11. Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.

Разобранная КППРазобранная КПП

На что обратить внимание

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  • Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  • Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  • Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  • Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  • Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  • Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  • Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Загрузка ... Загрузка …


Сегодня
займемся ремонтом коробки ВАЗ-21083. Перед этим агрегат желательно помыть. Ремонт
коробки передач должен осуществляться в определенном порядке, о котором мы
поговорим.

С чего начать ремонт коробки

ремонт коробки передач

В
первую очередь демонтируем крышку пятой скорости. Отворачиваем шесть гаек на
13, и выбиваем ее за выступы. Все складываем в коробочку, чтобы не потерялось.
Снимаем кронштейн.

Чтобы
открутить гайки первичного и вторичного валов, надо застопорить вал. Для этого
включаем любую передачу. Откручиваем вилку, ее крепление к штоку, включаем
пятую скорость. Так стопорятся валы, одновременно включаются две передачи.
Бородком разгибаем наши загнутые части, затем крепко держим и срываем головкой
на 32 гайки.

Как снять шестерни

Теперь
поднимаем отверткой, вместе с вилкой, вынимаем шестерню пятой передачи, вместе
со скользящей муфтой. Держим под низ, чтобы скользящая муфта не развалилась.
Шарики, пружинки – все это должно оставаться на местах.

Дальше
подрываем ведущую шестерню пятой скорости. Если плохо идет, то подрываем с двух
сторон отверткой, дальше съемником. Просаживаем резиновым молотком вал через
медную оправку.

Как снять упорную планку

Теперь
надо снять планку с помощью ударной отвертки. Берем ее, откручиваем болтики.

Рекомендуется при переборке ставить новые фигурные шайбы.

Убираем
эту упорную планку, после чего втулку. Двумя отвертками подрываем шайбу со
втулкой. Откручиваем головкой на 13 планку, которая фиксирует переключение.
Также откручиваем болт, который является фиксатором.

Снятие стопорных колец, крышки и оси

снять стопорные кольца

Двумя
отвертками вытаскиваем стопорные кольца, фиксирующие подшипники первичного и
вторичного валов. Теперь путь к рассоединению готов, по кругу откручиваем
гайки, снимаем крышку. Ловим шарики, которые сразу не выскочили. Откручиваем
вилки 1, 2, 3, 4 передач.

Демонтируем
ось задней скорости, выводим ее шестеренку, откручиваем три болтика на 6, вынимаем
механизм выбора. Смотрим состояние пружин, если есть сломанные пружины, то
заменяем их.

Теперь
выводим по одному штоки с вилками, на них виден износ. Это добавляет люфта на
ручке переключения. По возможности их тоже надо поменять. Теперь одновременно
вытягиваем оба вала, первичный и вторичный.

Дефектовка коробки передач

Теперь
переходим к дефектовке, которая должна выявить, какие детали необходимо
заменить. Мы показывали, что шестеренки полуосей могут выскочить. Вставляем деревянный
брусок, который будет фиксировать от проворота шестерни. Если сателлитные
шестерни сильно изношены, то их тоже надо заменить. Нам остается открутить и
снять вилку выбора скоростей.

Приступаем
к разборке валов. Проверяем состояние подшипников валов, чтобы они крутились
мягко, без заеданий. На первичном валу все шестерни цельные. В идеале ремонт
коробки передач подразумевает замену всех шарикоподшипников. Зажимаем вторичный
вал в тисках, аккуратно, чтобы не повредить шестерни, снимаем их с шайбами.
Извлекаем синхронизатор третьей и четвертой передачи в сборе.

шестерня с игольчатым подшипником

Далее
вынимаем шестерню третьей ступени, игольчатый подшипник, колечко и два полукольца.
Магнитиком извлекаем шарик. Удаляем шестерню второй ступени. Теперь, чтобы
снять синхронизатор первой и второй скорости, есть стопорное кольцо, которое нужно
снять.

Снимаем
колечко и звездочку первой ступени. Остается игольчатый подшипник со стопорным
колечком. Вытаскиваем его. Теперь вторичный вал разобран целиком.

Купить запасные части и заменить

Покупаем
новые запчасти, и собираем в обратной последовательности. Обратите внимание на
зубчики, чтобы не было зализанных краев зубьев. Желательно менять в паре: скользящую
муфту 1-2 передачи и шестерню второй передачи.

Читайте: Замена сцепления ВАЗ-2109 своими руками.

Если
необходимо менять подшипники дифференциала, то выполняется это следующим
образом. Берем два зубила, вводим в зазор, с нескольких сторон выбиваем его.
Делаем это до образования зазора между коробкой дифференциала и подшипником.
Вставляем проставку, устанавливаем съемник, и спрессовываем. Новый насаживаем
оправкой определенного диаметра, желательно из цветного металла.

Если
коротко, то так производится ремонт коробки передач. Запасные части лучше
приобретать от известных производителей, так как от их качества зависит
долговечность работы.

Ремонт КПП ВАЗ-2109Заметив неполадки в переключении передач или посторонние шумы в КПП, стоит сразу же задуматься о причине обнаруженного явления. Разобравшись, нужно немедленно принимать меры по устранению поломки, иначе все может закончиться очень плохо.

Виды неисправностей и их причины

Для того чтобы правильно определить неисправность и ее причину, необходимо не только знать принцип работы механизма, заметить все симптомы неладного.

«Вылетающая» передача – износился блок шестерен относящийся к этой самой передаче. Еще подобным проявляют себя состарившиеся замки на муфте и шестерне.

Происходит быстрый износ некоторых элементов из-за нарушений в эксплуатации транспортного средства, которые четко прописаны инструкции производителя авто. Переключение передач при неправильном скоростном режиме губительно сказывается на многих системах машины, в том числе и на КПП. Специалисты рекомендуют делать это в районе 3000-3500 оборотов. Мгновенные смены скоростей без соблюдения необходимого временного интервала в 2 с, особенно при сломанном или неправильно настроенном сцеплении тоже вызывают очень быстрый износ элементов коробки передач. Получается чрезмерная нагрузка на синхронизаторы, которая сказывается на блоке шестерен и приводит к их поломке.

Во время ремонта некомпетентным специалистом или нерадивым хозяином часто допускается одна и та же ошибка – не выполняется замена муфты включения.

Из-за этого очень скоро придется делать повторное посещение технического сервисного центра, что определенно негативно скажется на кошельке владельца авто.

Достаточно легко определить сменили ли вам муфту в КПП после ремонта в салоне или нет. Незамененный элемент начинает выдавать довольно отчетливый «хруст» во время переключения не работающей до ремонта передачи. Если же состояния механизма очень запущено, то минимальная переборка уже не спасет ситуацию.

Допустимый предел шумности есть у каждой КПП. Если издаваемые механизмом звуки превышают привычный предел, значит, что-то не так. Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что абсолютно бесшумно не работает ни одна коробка переключения передач в автомобиле.

ГОСТ уровня внешнего шума стандартной КПП – максимум 96 дБ, а внутреннего – 78 дБ.

Читайте также: Почему заливает свечи на ВАЗ-2109 карбюратор

Нестабильные обороты двигателя тоже могут вызывать шум в коробке передач. Потому если вы сомневаетесь в исправности устройства, лучше отправить авто на диагностику.

Жесткие включения, холостое переключение, вылетающая передача – все это лечится переборкой КПП. Причина, как и сама неисправность, может быть разной, зависящей от множества фактор, потому что автомобиль – это сложнейший механизм с массой взаимосвязанных узлов и систем.

Ремонтные работы

Ремонт КПП ВАЗ-2109Чаще происходит, когда владелец ремонтирует свой автомобиль сам, а потом, в лучшем случае, везет его (или в худшем – буксирует) в сервисный центр к техникам.

Ремонт КПП машины ВАЗ-2109 можно выполнить своими руками, но только если вы уверены в своих силах.

Эта проведения работы:

  1. Первым делом демонтируйте из машины устройство подлежащее переборке.
  2. Избавьте от загрязнений простыми соляркой и ветошью.
  3. Удалите щуп указывающий уровень масла.
  4. Картер сцепления установите в вертикальном положении, открутив две гайки третьего крепления кронштейна на тросе сцепления.
  5. Снимите кронштейн второго троса.
  6. Открутите остальные крепежные элементы с задней крышки и снимите ее.
  7. Избавьтесь от болта вилки пятой передачи.
  8. Зафиксируйте валы, чтобы они не поворачивались.
  9. Открутите крепление первичного и вторичного вала.
  10. Удалите шестерню 5-й передачи и не забудьте о синхронизаторе с вилкой со вторичного вала, которые тоже необходимо снять.
  11. С синхронизатора снимите пластину опоры и удалите вилку из паза муфты.
  12. Потом удалите шестерню с одним кольцом.
  13. Снимите с вторичного вала втулку.
  14. С первичного вала удалите шестерню.
  15. Открутите отверткой винты и снимите упорную шайбу с вторичного вала.
  16. С подшипников валов снимите кольца стопоры.
  17. Удалите фиксирующие элементы и бережно извлеките их шарики.
  18. Открутите пробку заднего входа и снимите кольцо уплотнения.
  19. Извлеките пружину, а затем – шарик, слегка наклонив изделие.
  20. Демонтируйте гайки и болты крепления картера.
  21. Разделите картеры между собой с помощью плоской отвертки.
  22. В правильной последовательности, как показано на фото, открутите болты вилок переключения передач.
  23. Поднимите шток первых передач, чтобы он вышел из опоры. Поворачивайте его по направлению часовой стрелки, чтобы вышла головка из сцепления блокировочной скобы.
  24. Снимите шток с вилкой после поворота штока 3-4-й передач.
  25. Поверните шток 5-й и выньте его.
  26. Извлеките ось шестерни заднего хода.
  27. Переместите до упора шестерню заднего хода, поверните на 30-40о и снимите промежуточный элемент.
  28. Удалите первичный и вторичный вал.
  29. Извлеките дифференциал из картера.
  30. Отверните болты и снимите механизм передач.
  31. Выньте магнит.
  32. Избавьтесь от гайки крепления и снимите с шестерней привода корпус.
  33. Ремонт КПП ВАЗ-2109Демонтируйте выключатель обратного хода.
  34. Уберите подшипник вторичного вала.
  35. Удалите сборник масла.
  36. Подшипник первичного вала нужно выпрессовать, чтобы получилось извлечь.
  37. Установите новые передние подшипники в картер сцепления.
  38. На защитном чехле штока сдвиньте кромку.
  39. Демонтируйте рычаг передач и извлеките шток.
  40. Замените непригодный чехол защиты шарнира.
  41. Чтобы заменить сцепления выпрессуйте сальники.
  42. Избавьтесь от мелких повреждений шлиф шкуркой на обоих картерах или по необходимости замените их.
  43. Проверьте посадочные места подшипников в картерах, изношены ли они, и замените если нужно. Проделайте то же с остальными элементами.
  44. Очистите магнит от частиц износа, если он не пригоден к использованию – замените.
  45. Очистите от герметика плоскости картеров и соберите коробку передач в обратном порядке.

Читайте также: Порядок работы цилиндров ВАЗ-2109

Все трущиеся элементы обильно смажьте маслом и не забывайте про установку магнита.

После переборки и замены всех изношенных элементов коробка передач по применению не сравнится со своим предыдущим состоянием. Вы мгновенно ощутите все возникшие улучшения в работе механизма.

Как вам статья?

( 1 оценка, среднее 1 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Это тоже интересно:

  • Инструкция по ремонту иж планета спорт
  • Инструкция по ремонту ленинград 006
  • Инструкция по ремонту змз 402
  • Инструкция по ремонту кпп к 700
  • Инструкция по ремонту кумир 001

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии