Насколько захватывающими могут быть морские сражения? Откройте для себя и своих близких настольную игру «Морской бой» и погрузитесь в мир баталий за безграничные водные дали!
Для многих поколений игра привычно велась на листе бумаги в клетку. Два нарисованных поля 10х10 превращались в полосу перекрестного огня. Сегодня бренд Stellar представляет полюбившуюся стратегию в удобном формате. Давайте рассмотрим старые правила на новый манер!
Цель игры
Разбить флот противника, потопив все его корабли.
Описание
В морской баталии могут принять участие 2 адмирала возрастом от 5 лет. Открыв коробку, вы обнаружите два игровых поля, уменьшенные версии кораблей (четыре шлюпки, три эсминца, два крейсера и четырехпалубный линкор) и фишки белых и красных цветов. Поля раскладываются и представляют собой театр военных действий, на одном фланге которого нужно будет расположить собственные корабли, а на другом – вести обстрел эскадры соперника.
Создаем флот
Вначале перед мореходами стоит стратегически важная задача, от решения которой зависит, возможно, весь исход игры: расположить корабли на поле таким образом, чтобы противнику как можно сложнее было распознать их местонахождение. Суда могут быть расставлены в хаотичном порядке (горизонтально, вертикально или даже по краю поля), главное, чтобы между ними было расстояние не менее одной точки поля, т. е. пересекаться им ни в коем случае нельзя.
Идем на абордаж
Пушки наготове, господа аргонавты! Самое время определиться, кто делает первый ход, и приступить к захвату морских путей.
Первый игрок, прислушиваясь к своей интуиции, производит удар по вражескому полю и называет координаты своего нападения, сопоставляя букву по вертикали и цифру по горизонтали, например, Е7. Противник, затаив дыхание, ищет на своем планшете данную точку и с облечением произносит «мимо», если угроза миновала. А тот стратег, который делал ход, обозначает эту позицию на поле соперника белой фишкой и передает право на следующий выстрел.
Если же удар оказался прицельным, то нужно сказать «ранен», а в случае если судно было полностью разбито, то «убит». Соответствующую локацию необходимо выделить красной фишкой.
Очень редко, но даже в первом ходе может случиться последняя ситуация, когда, например, будет потоплена ваша шлюпка – однопалубное судно. Но не стоит расстраиваться, ведь у вас будет множество попыток взять реванш и разбить флот соперника!
А чтобы хотя бы немного облегчить себе путь к победе, запомните следующее: если вы разгромили вражеское судно, выделите точки вокруг него белыми фишками. Как мы уже выяснили, корабли не должны пересекаться друг с другом, поэтому вокруг побежденной единицы точно будет пустое водное пространство.
Окончание баталии
Игра считается оконченной, как только будут повержены все корабли одного флота. В конце боя каждый из мореплавателей вправе запросить у своего противника его поле, чтобы сверить свои удары. Не расстраивайтесь при поражении и не задирайте нос при победе: данная игра имеет настолько много вариаций событий, что ее исход может измениться в следующей партии, всё зависит только от вас!
Окунитесь в мир морских сражений вместе с настольной игрой «Морской бой» от Stellar!
Игра морской бой знакома большинству еще с детства. И если раньше это было простое развлечение на бумаге, то сегодня появилось множество альтернативных видов этой игры. Это увлекательное занятие как для детей, так и для взрослых. Чтобы получить максимум удовольствия, необходимо разобраться в правилах и найти подходящего соперника. Из подручных материалов же понадобится только тетрадь в клеточку и ручка.
История игры
Появилась игра еще в начале XX века, когда начали изобретать большие корабли, броненосцы и линкоры, ведущие активные боевые действия в тот период. Некоторые люди захотели повторить подобные действия на бумаге. Так и появилась доступная на то время настольная игра морской бой.
Но есть и другая версия. В 1870-х годах игру изобрел бурлак по имени Петр Кондратьев. Он просто решил таким способом отвлечься и отвлечь свои друзей от тяжелой работы. Игра настолько понравилась его товарищам, что получила огромную популярность и среди всего народа, и дошла до наших времен.
Уже в 1930-х годах на территории США появились специальные блокноты для игры в морской бой. А в 60-х годах появилась совершенно новая версия популярной игры, которая представляла собой уже полноценную настольную игру с использованием фишек и игровых полей.
Конечно, не обошлось и без электронной версии, которая популярна до сих пор среди молодежи, детей и даже взрослых. Несмотря на это до сих пор пользуется спросом самая простая, всем знакомая версия игры — на листочке бумаги в клеточку.
Правила морского боя
Правила игры морской бой практически одинаковые как для электронной версии, так и для настольной или бумажной. Но принцип и алгоритм немного разнятся. На сегодняшний день имеются наборы этой настольной игры, которые будут делать процесс максимально реалистичным и интересным.
Игра морской бой предполагает участие двух игроков. Важно выстроить свои судна так, чтобы враг не смог осуществить задуманное, и не поразил цели. Прежде чем перейти непосредственно к игре, необходимо подготовить каждому игроку ручку или карандаш, а также листочек в клеточку. На нем соперники будут подготавливать свои поля и вести огонь.
Как играть в морской бой на листочке
Участие принимает два игрока, перед началом нужно подготовить игровое поле. Если один из игроков — ребенок помладше, то следует ему помочь с созданием игрового поля.
Игра не только увлечет детей надолго и поможет скоротать время, но и поможет развить некоторые полезные навыки:
-
усидчивость и внимание;
-
умение логически мыслить и анализировать;
-
создавать определенную стратегию и соблюдать ее;
-
для детей помладше — изучение букв и цифр;
-
пространственное мышление.
Для новичков лучше расставлять ровные судна, а после уже можно использовать более интересные вариации кораблей, чтобы играть было интереснее. Такой вариант подойдет для уже более взрослых игроков или для тех, кто хорошо умеет играть в игру.
Цель игры
Цель игры морской бой идентична как для бумажной, так и для настольной версии и для онлайн-версии. Основная цель — затопить все судна противника. И если изначально кажется, что это достаточно просто, но на самом деле оказывается, что есть много нюансов. Помимо четких и метких попаданий, необходимо выработать свою стратегию, чтобы поразить весь флот как можно скорее, пока это не сделал соперник.
Важно все спланировать таким образом, чтобы враг не смог быстрее вас реализовать планы по захвату флота. Поразив стратегию противника, можно одержать победу.
Создание поля
Морской бой — игра на бумаге, которая требует подготовки. Поэтому первым делом необходимо создать игровые поля для обоих противников. Каждому из них выдается лист бумаги в клеточку, после чего можно переходить непосредственно к созданию поля и игре.
Как нарисовать игровое поле:
-
нарисовать два равных квадрата 10*10 клеточек, на одном из них будут стоять ваши судна, а второй необходим для поражения противника;
-
сверху необходимо подписать каждую клеточку квадрата буквами по алфавиту (букву Ё лучше не использовать);
-
слева необходимо подписать каждую клеточку квадрата цифрами от 1 до 10.
Следующий этап — расстановка кораблей. Тут начинается самый важный этап, от которого зависит победа того или иного игрока.
Скачать и распечатать поле для игры «Морской бой»:
Количество и расположение кораблей
Правила игры морской бой на листочках предполагает создание определенного количества кораблей на поле. В общей сложности должно быть:
-
четыре однопалубных корабля (на одну клеточку — они же подлодки или катера);
-
три двухпалубных корабля (на две клеточки — эсминцы);
-
два трехпалубных корабля (на три клеточки — линкоры);
-
один четырехпалубный корабль (на 4 клетки — крейсер).
По правилам, судна должны рисоваться исключительно прямо, в них не должно присутствовать никаких изгибов. При этом расставляя их по полю, помните, что судна никаким образом не должны соприкасаться между собой — ни сторонами, ни уголками. Всегда должны присутствовать зазоры минимум в одну клетку.
А вот прикасаться к краям полей, занимать углы на игровом поле — допускается. Если игроки договорятся делать судна изогнутой формы, то такая версия правил тоже вполне допустима. Главное, чтобы оба игрока были не против и правильно расставили судна своего флота, без ошибок.
Помните, что создавать флот необходимо так, чтобы соперник не увидел, куда и какое судно вы поставили. В противном случае проигрыш обеспечен.
Очередность ходов
Игра на бумаге морской бой достаточно проста по своему алгоритму. Прежде чем начать, два игрока должны бросить жребий или договориться о том, кому достанется первый ход.
После расстановки кораблей каждый игрок поочередно стреляет в своего противника, называя точные координаты удара: “А5, К8” и так далее. При этом необходимо называть определенную букву на игровом поле и цифру, после чего искать по этим координатам точное место дислокации судна.
Если выстрел приходится не по цели, ударом не удается поразить противника, то он должен ответить “мимо”. Игрок, который производил удар, отмечает эти координаты точкой. Это делается с той целью, чтобы не повторять ходы. Следующий ход — за соперником.
Если же удалось поразить цель, удар пришелся на многопалубное судно (более одной клетки), то соперник должен сказать “ранил” и поставить на этом месте крестик. Далее игрок, который производил атаку, делает следующий ход в соседнюю клетку, чтобы полностью затопить судно.
Если же поражение пришлось на однопалубный корабль, то противник отвечает “убил” или “потопил”. Судно отмечается крестиком и обводится точками, так как вблизи него не может быть построено других кораблей по правилам игры. Игрок, который поразил цель, может сделать еще один ход до того момента, пока не промажет. Далее роль стреляющего переходит ко второму игроку.
В конце игроки могут обмениваться игровыми полями, чтобы увидеть, как были расставлены морские судна, и провести определенный анализ флота соперника.
Игровые стратегии и тактики
Как играть в морской бой, чтобы выиграть соперника как можно скорее? Для этого достаточно соблюдать определенную стратегию. Да, случайность тоже может иногда сыграть на пользу, как и интуиция. Но все же используя определенную стратегию, можно поразить все цели флота противника в считаные минуты.
Чем меньше будет непроверенных координатных точек на поле противника, тем выше шанс попасть по судну противника. То же самое касается и вашего флота: у противника будут минимальные шансы на попадание по целям, если будет большее количество непроверенных координат на вашем игровом поле.
Поэтому чтобы игра была максимально структурированной и эффективной, нужно учесть два важных момента:
-
оптимальная и продуманная стрельба по сопернику;
-
продуманная расстановка собственного флота.
Ниже представлено несколько основных рекомендаций, которые помогут выиграть соперника как можно скорее:
-
Никогда не производите стрельбу по тем клеткам, которые находятся вокруг какого-либо судна. Логично, что кораблей там не будет, так как по правилам они там не могут быть расставлены.
-
Если удалось поразить цель, необходимо сразу же стрелять, чтобы окончательно его потопить. Это даст возможность получить меньшее количество координат для дальней стрельбы, а значит — точное попадание по целям.
-
Первым делом лучше подбивать четырехпалубные судна. Таким образом можно получить информацию про свободные клетки.
Потопив линкор (четырехпалубное судно), следует переходить к поиску крейсеров (трехпалубных), а после уже — к поиску и поражению эсминцев. И если в начале игры, при стрельбе по крупным суднам можно придерживаться определенной стратегии, то в конце игры уже стоит положиться на удачу и собственную интуицию.
Запрещенные приемы
Можно использовать запрещенные схемы, которые помогут выиграть вашего соперника в игре морской бой. Так, часто игроки могут ставить на один катер меньше до самого последнего возможного момента. А рисуют его уже потом, в ходе игры в той клетке, которая остается свободной.
Но такие неприятные ситуации можно предотвратить. Для этого можно просто использовать ручки с разным цветом чернил. Например, нарисовать игровое поле и сами катера одним цветом ручки, а играть уже другим цветом. А в конце игры достаточно попросить своего соперника показать свое поле. Если же он играл нечестно, то такой обман сразу же выяснится. И даже если он выиграл, то мошенничество явно будет налицо.
Второй момент — подглядывание. Нельзя в этой игре подсматривать, так как это явный путь к выигрышу, но нечестный. Чтобы такого не было, рекомендуется прикрывать свое игровое поле и садиться подальше от своего противника.
Третье — смена размеров и количества катеров. Недопустимо нарушать основные правила расстановки флота. А игроки, использующие запрещенные приемы, часто ставят свои судна таким образом, чтобы углы, например, соприкасались друг с другом. Чтобы исключить такой вариант выигрыша противника, необходимо договориться, что в конце игры обязательно покажите друг другу свои игровые поля.
Еще один вид запрещенной игры — скрывать попадания. Также недопустимо изменять габариты игрового поля. Буквенное и цифровое обозначение тоже должно быть идентичным у обоих игроков.
Вариации морского боя
На сегодняшний день уже придумали много разных вариаций, поэтому каждый сможет выбрать наиболее подходящий для себя вариант. И если раньше он был только один — на бумаге, то сегодня есть и пластиковая настольная игра морской бой, и онлайн версия. Второй вариант будет более интересен для детей. А подросткам и взрослым будет интереснее бумажная версия или компьютерная, особенно со спецэффектами.
Бумажные
Морской бой — игра на бумаге, которая передается из поколения в поколение. Это самая старая версия игры, но она же до сих пор является наиболее популярной. А еще она очень удобна, так как для того, чтобы скоротать время, нужно всего пару листов бумаги и две ручки, хорошее настроение и два игрока.
Еще несомненным плюсом является и то, что играть можно в абсолютно любых условиях — в дороге, дома, на даче, где угодно. Кстати, сегодня можно найти даже специальные блокноты с уже подготовленными полями для игры. Поэтому даже нет необходимости рисовать игровое поле на обычном листке в клеточку.
Настольные варианты
Есть разные разновидности настольной игры в морской бой, но самой популярной является та, в которой имеется два пластиковых игровых поля и катера в видео пластиковых фигурок. Такая версия подходит для детей и взрослых, она очень увлекает подростков и детей поменьше.
В последнее время начинают появляться настольные игры с таким названием, которые имеют другой принцип, правила и цели игры. В них противник в прямом смысле стреляет по кораблям соперника с помощью специальных пулек, мягких шаров и так далее. Это совершенно не та версия игры и она не имеет ничего общего, кроме названия, со знаменитой игрой морской бой.
Похожие игры
Одним из самых популярных аналогов морского боя являются танчики. Очень схожая по правилам игра, для которой тоже достаточно листа бумаги, ручки и двоих игроков. Суть — поразить соперника быстрее, чем он успеет это сделать с вами. Игровое поле немного отличается, а в ходе игры выставляются не корабли, а танчики.
Еще одна похожая игра — ладошки. Играть в нее можно даже с очень маленькими детками, которые уже хоть как-то знакомы с цифрами. Благодаря такой игровой форме ребенок сможет быстрее освоиться в числах, сможет научиться концентрировать свое внимание и усидчивость.
Не менее популярной игрой является точки и квадраты. Суть игры заключается в том, что оба игрока поочередно рисуют линии по одной клеточке, таким образом пытаясь нарисовать квадрат. Когда все поле заполнено, игра заканчивается. Очень простая игра, но заставляет задуматься. Подходит даже для самых младших.
Знаменитые крестики-нолики тоже можно отнести к похожим играм. Только это очень упрощенная версия, она подходит даже для детей от 2-3 лет, также существует в виде настольной игры или можно использовать старый способ — бумага и ручка.
Рекомендуем также забавную игру на листочках «Чепуха». В отличие от Морского боя, она для большой компании, но гарантирует отлично проведенное время!
Правила игры морской бой на листочках в клетку достаточно просты, поэтому игру можно предложить детям с 4-5 лет. Помимо того, что вы отлично проведете время со своим ребенком, ребенок получит массу полезных навыков:
тренировка внимания;
изучение и закрепление цифр и букв;
умение считать;
умение анализировать;
усидчивость;
ориентация в пространстве.
Обязательно попробуйте поиграть со своими детьми, и вы увидите, что несмотря на то, что современный мир существенно изменился, такие игры всегда будут актуальны!
Напишите в комментариях, играли ли вы в «Морской бой» в детсве!
Как играть в морской бой и побеждать
Вам поможет особая тактика ходов, а также хитрое расположение собственных кораблей.
Что такое морской бой
Морской бой — это игра, рассчитанная на двух человек. Каждый участник чертит поле 10 на 10 клеток с нумерацией по вертикали и алфавитным обозначением по горизонтали и размещает там по 10 кораблей разного размера. Игроки по очереди называют координаты на карте противника в попытке подбить, а затем и «потопить» вражеское судно.
Цель игры — как можно быстрее уничтожить весь флот соперника. Соответственно, выигрывает тот, кому первым удастся это сделать.
Морской бой довольно простое развлечение, которое не требует особых знаний и приспособлений. Всё, что нужно, — два листка бумаги в клетку и две ручки или пара карандашей. Правда, есть несколько хитростей в размещении кораблей и тактике поражения флота противника, которые помогают победить.
Как начертить игровое поле
Удобнее всего играть на тетрадных листках в клетку. Каждый участник должен начертить квадрат длиной и шириной в 10 клеток. С левого края нужно пронумеровать клетки от 1 до 10 сверху вниз. Над верхней границей квадрата слева направо пишут буквы от «А» до «К», при этом «Ё» и «Й» обычно пропускаются.
Рядом необходимо нарисовать ещё одно такое же поле — «море» противника. Здесь участники будут фиксировать свои ходы: при попадании во вражеский корабль в клетке ставится крестик, при промахе — точка.
Какие корабли размещать на поле
Как мы уже говорили, флот каждого игрока состоит из 10 кораблей:
- 1 линкор — четырёхпалубный корабль, который занимает 4 клетки поля;
- 2 крейсера — трёхпалубники, занимающие по 3 клетки;
- 3 эсминца — двухпалубные корабли, занимающие по 2 клетки;
- 4 катера — однопалубные судна, обозначающиеся 1 клеткой.
Судна размещают на игровом поле в любом желаемом порядке. При этом клетки‑палубы должны располагаться одна за одной по прямой линии. Корабли не могут соприкасаться ни боками, ни углами. Между суднами должна быть как минимум одна пустая клетка. При этом можно прижимать их к границам игрового поля.
Как играть в морской бой
Право первого хода обычно определяют жребием — например, можно подбросить монетку.
Игрок называет координаты «выстрела» — букву сверху и цифру слева (допустим, «В3»), а затем на своём листке ставит точку в соответствующей клетке на поле противника. Другой участник проверяет, есть ли в этой клетке его корабль. В случае промаха он ставит в этом месте точку и делает свой ход.
Если выстрел поразил многопалубный корабль, игрок говорит: «Ранил!». Оба ставят крестик в соответствующей клетке, а стрелявший делает ещё один ход, пытаясь поразить судно. Если это не удаётся, оба игрока ставят точку в названной клетке, и дальше действует соперник.
При попадании в катер или последнюю клетку в многопалубном корабле, поражённый игрок говорит: «Убил!». Оба участника отмечают крестиками потопленное судно, и стрелявший делает ещё один ход.
Помните, что в начале игры запрещено размещать корабли так, чтобы они соприкасались стенками или углами. Поэтому при поражении вражеского судна можно смело отметить клетки вокруг него точками, чтобы не целиться в них и не тратить ходы впустую.
Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не потопит весь флот соперника.
Как побеждать в морской бой
В этом поможет особая тактика поражения чужого флота и хитрая расстановка собственных кораблей.
Стреляйте по диагоналям
Начинайте игру с поиска самого большого корабля — четырёхпалубного линкора. Во‑первых, его легче всего найти, а во‑вторых, при потоплении можно будет сразу же отметить 14 клеток вокруг судна и больше в них не целиться.
Линкор можно найти не более чем за 24 выстрела, если целиться в клетки по диагоналям, отмеченным на картинке. Номер в клетке — очерёдность хода.
Не забудьте отметить клетки вокруг найденного линкора точками, чтобы больше в них не целиться, и приступайте к поискам крейсеров и эсминцев. Ходить нужно будет также по диагоналям, отмеченным на картинке красными крестиками.
Помечайте клетки вокруг каждого найденного корабля. Когда определите расположение всех крупных суден, останется самое сложное — отыскать 4 однопалубных катера. И тут уже приходится полагаться на удачу, потому что конкретной тактики успешного поиска кораблей‑клеточек не существует.
Ставьте крупные корабли вдоль границ поля
Найденный корабль в центре поля, особенно крупный, облегчает жизнь противнику, ведь тот сразу определяет большое количество клеток вокруг судна, куда больше не нужно целиться. Например, по периметру линкора можно сразу отметить 14 квадратиков, в которых точно нет других кораблей. А вот если тот же четырёхпалубник разместить в углу, он будет окружён всего шестью точками.
Таким образом, разместив крупные корабли вдоль стенок поля, вы оставляете больше места для расположения однопалубных, которые сложнее всего найти. Большие судна можно разместить тремя способами. В каждом из них останется по 60 свободных клеток для того, чтобы поставить на якорь ваши катера.
Даже если вы будете каждый раз ставить крупные корабли одним и тем же способом, а противник раскусит вашу стратегию, он всё равно не сможет выиграть в два счёта. Повторимся, поиски хаотично расставленных однопалубных катеров — дело удачи.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Уже несколько поколений игра «Морской бой» пользуется заслуженной популярностью. По мотивам оригинальной игры с ручкой и листиком бумаги было создано множество настольных игр, переносных электронных версий, компьютерных игр и даже художественный фильм. Даже после выхода всех этих версий и периодического изменения правил, игра продолжает оставаться достаточно простой, чтобы в нее можно было играть при помощи листика в клетку и шариковой ручки.
-
Стандартный набор для игры «Морской бой» содержит два чемоданчика, по одному для каждого игрока. В каждом чемоданчике на внутренних поверхностях имеется две сетки.
- Если в ваш игровой набор не входит два чемоданчика для игры с множеством красных и белых флажков и хотя бы шестью кораблями, то вряд ли вы сможете его использовать. Вместо этого попытайтесь поиграть на бумаге в клетку, как описано ниже, или найдите онлайн версию игры.
-
Корабли должны быть разной длины и занимать разное количество клеток игрового поля. У обоих игроков должны быть одинаковые комплекты кораблей. Ниже приводится стандартный список, а при недостаче элементов можно просто удостовериться, что оба игрока используют одинаковые корабли в одинаковом количестве:[1]
- Один корабль на пять клеток (авианосец)
- Один корабль на четыре клетки (линкор)
- Два корабля на три клетки (крейсер и субмарина)
- Один корабль на две клетки (эсминец)
-
Открыв чемоданчики и сев друг напротив друга, игроки должны расставить корабли на нижней сетке перед собой. Для правильного расположения кораблей соблюдайте следующие правила:
- Корабли можно ставить по горизонтали и вертикали, но не по диагонали.
- Необходимо расставить на сетке все свои корабли.
- Все корабли должны находиться в рамках сетки. Ни один корабль не должен выступать за края.
- Корабли не могут совмещаться друг с другом.
- После расстановки кораблей и начала игры передвигать корабли запрещено.
-
Если вы не можете договориться, то можно подбросить монетку или определить начинающего другим случайным способом. Играя несколько игр подряд, можно оставить право начала за тем, кто проиграл последнюю игру.
Реклама
-
Оба игрока используют верхнюю сетку своего чемоданчика, на которой не ставятся корабли, для отслеживания своих «выстрелов» по кораблям противника. Чтобы выстрелить, выберите один квадрат из сетки и назовите его координаты, включающие цифру и букву.
- Например, верхний левый квадрат сетки называется «A-1,» так как ряд находится под буквой A, а столбец под цифрой 1.
- Справа от квадрата A-1 находится A-2, затем A-3 и так далее.
-
Когда игрок 1 сообщил координаты своего «выстрела», игрок 2 должен проверить эту клетку по своей нижней сетке, где расположены корабли. Затем игрок 2 должен ответить (только правду!) следующим образом:
- Если игрок 1 попал в пустой квадрат без кораблей, то игрок 2 говорит «Мимо!»
- Если игрок 1 попал в квадрат с кораблем, то игрок 2 говорит «Ранил!» или «Попал!»
- В большинстве «общепринятых» правил для игровых комплектов, игрок также должен сообщить, какой корабль задет (например, авианосец).[2]
Но часто люди играют без этого правила.
-
Если игрок 1 выстрелил мимо, то он должен установить белый флажок в этот квадрат на верхней сетке, а игрок 2 – тоже белый флажок, но на нижней сетке. Если игрок 1 попал, то оба игрока используют красный флажок, при этом игрок 2 ставит его непосредственно в отверстие на подбитом корабле.
- Отмечать промахи соперника на своей нижней сетке не обязательно. Но необходимо отмечать успешные выстрелы соперника, чтобы знать, когда и какой корабль будет потоплен.
-
После того, как соперник попал во все квадраты корабля, такой корабль потоплен. Игрок, чей корабль потоплен, должен сказать сопернику «Потопил мой ___», назвав при этом тип корабля.
- Названия каждого корабля перечислены в пункте расстановки. Если не знаете названия, то можно сказать просто «Потопил мой __ палубник», добавив соответствующую цифру.
-
Выстрелы совершаются по очереди, пока один игрок не потеряет все свои корабли. Игроки совершают по одному выстрелу за раз, независимо от промаха или попадания. Победителем становится тот, кто первым потопит все корабли соперника.
Реклама
-
Начертите четыре квадрата на двух листиках в клетку, каждый по 10 клеток в ширину и 10 в высоту. Каждый игрок получает один листик с двумя квадратами, обозначив одно поле как «мои корабли», а второе «корабли соперника».[3]
-
Скройте поле «мои корабли» от другого игрока и начертите контуры пяти кораблей в любом месте в границах квадрата. Каждый корабль должен быть шириной в одну клетку, но иметь разную длину:
- Один корабль длиной пять клеток (авианосец)
- Один корабль длиной четыре клетки (линкор)
- Два корабля длиной три клетки (крейсер и субмарина)
- Один корабль длиной две клетки (эсминец)
-
Для игры следует использовать вышеописанные правила. Вместо флажков отмечайте успешные попадания крестиками, а промахи точками, или используйте другую понятную вам систему обозначений. В поле «корабли соперника» отмечайте свои выстрелы по кораблям противника, а в поле «мои корабли» отмечайте выстрелы соперника.
Реклама
-
Поиграв в «Морской бой» с обычными правилами, вам может захотеться чего-то более сложного. При игре с «залпами» вы можете делать пять выстрелов за один ход. Соперник отвечает вам как обычно, сообщая о промахах и попаданиях, но только после того, как вы назвали все пять целей.[4]
Такая версия игры существует как минимум с 1931 года.[5]
-
Повысьте напряжение и вознаградите игрока, потопившего первый корабль, добавив дополнительное правило к вышеописанным «залпам». Вместо пяти выстрелов подряд, каждый игрок может делать такое количество выстрелов, которое соответствует количеству оставшихся у него кораблей. Например, если игрок 1 потерял крейсер и остался с четырьмя кораблями, то он может делать только четыре выстрела за залп.
-
Играйте с вышеописанными залповыми правилами, но не сообщайте оппоненту, какие выстрелы пришлись в цель, а какие мимо. Вместо этого скажите, сколько выстрелов попало, а сколько прошли мимо цели.[6]
Так игра станет значительно сложнее, но данные правила рекомендованы только для опытных игроков.- Так как вы не будете знать наверняка, какие выстрелы поразили цель, система с обычными красными и белыми флажками будет бесполезной. Каждому игроку понадобится по ручке и по листу бумаги, чтобы записывать каждый залп и ответ соперника.
Реклама
Советы
- Попав в корабль соперника, цельтесь по квадратам, расположенным в том же ряду или столбце, чтобы обнаружить остальные палубы корабля.
- Также можно приобрести электронную версию игры. Основные правила всегда одинаковые, но некоторые электронные версии могут иметь дополнительное «специальное оружие», которое должно описываться в инструкциях.
Реклама
Предупреждения
- Дети младше трех лет могу проглотить небольшие элементы из комплекта, вследствие чего может возникнуть риск удушья.
Реклама
Что вам понадобится
- Комплект для игры в «Морской бой» или два листика в клетку и две ручки
- Оппонент
Об этой статье
Эту страницу просматривали 12 203 раза.
Была ли эта статья полезной?
Довольно легко рассказать, как играть в морской бой – правила простые, специальные навыки или приспособления в процессе не требуются. Эту игру часто выбирают, чтобы повеселиться и отдохнуть. Такой досуг поможет развить стратегическое мышление, логику.
Содержание
- 1 Основы игры
- 1.1 Вариации морского боя
- 2 Правила морского боя
- 3 Как играть в морской бой на листочке
- 3.1 Создание поля
- 3.2 Количество и расположение кораблей
- 3.3 Очередность ходов
- 4 Игровые стратегии и тактики
- 5 Запрещенные приемы
Основы игры
Для игры требуются только 2 листка бумаги и карандаши либо ручки. Игровое поле представляет собой квадрат со стороной 10 клеток. По горизонтали над полем пишут буквы от А до К («Ё» и «Й» пропускают), по вертикали – цифры от 1 до 10. Каждый игрок рисует по 2 квадрата:
- на одном находится его собственный флот;
- второй оставляют пустым – это поле соперника.
Полей друг друга противники не видят.
Классический вариант игры.
Внутри квадрата располагают корабли. Нужно вместить:
- 4 однопалубных судна размером в 1 клетку;
- 3 двухпалубных эсминца по 2 клетки;
- 2 трехпалубных крейсера по 3 клетки;
- 1 четырехпалубный линкор, занимающий 4 клеточки.
Фигуры не должны соприкасаться друг с другом сторонами либо углами, частично или полностью совпадать. В классическом варианте игры все кораблики размещают по вертикали или горизонтали. Есть, однако, разновидности, в которых допускается размещение буквой «г» или квадратом.
Вариации морского боя
В традиционный морской бой можно играть не только на бумаге, но и на телефоне, планшете или компьютере. Кроме того, существуют специальные наборы для этой настольной игры. С их помощью можно сделать бой более реалистичным.
Настольный морской бой.
Существуют варианты с полями большего размера. На них можно размещать более крупные судна. Часто в таких версиях добавляется занимающий 5 клеток лайнер. Как как вариант – играть в морской бой втроем или вчетвером, собравшись большой компанией.
Усложненной версией является и «Залп». Размеры игровой площадки остаются прежними, но размеры и количество кораблей изменяются. Нужно нарисовать:
- 1 лайнер из 5 клеток;
- 2 эсминца из 2 ячеек;
- 1 крейсер из 3.
За ход человек совершает 7 выстрелов (по 1 за эсминцы, 2 за крейсер и 3 за лайнер). Соперник не уточняет, какой из ходов стал результативным. Вместо этого он называет, сколько попаданий было совершено в какой корабль (например, «1 в лайнер» или «2 в крейсер»). Когда какой-либо из кораблей окажется затоплен, нужно сразу сообщить. При этом понизится и количество выстрелов в соответствии с потерянным кораблем.
Можно добавить в игру 1 или несколько мин. Такую фигуру обозначают на поле кругом. Если противник стреляет во взрывоопасный элемент, он обязан сообщить координаты одной из своих клеток, содержащих корабль. При этом клетка не погибнет сразу. Хозяин мины может выстрелить в нее позже. Взрывное устройство не должно соприкасаться с судами (в том числе и с их углами).
На крупном поле 16*16 можно увеличить не только количество кораблей, но и число мин. В игру при этом вводят минный тральщик. На игровой площадке он отмечается в виде треугольника. Если игрок попадет во вражеский минный тральщик, ему придется рассказать противнику, где расположена одна из еще не вскрытых мин. Клетка с таким элементом не должна соприкасаться с кораблями, минами и другими минными тральщиками.
Правила морского боя
Цель игры состоит в том, чтобы утопить все боевые единицы соперника. Игрок выбирает, какую клетку хочет проверить, после чего называет сначала ее букву, а потом – цифру (например, «Е8»). Если у второго играющего в такой клеточке располагается корабль, человек отвечает «попал» или «убит». Нападавший ставит крестик в нужном месте на нарисованном пустом поле. После попадания человек получает право на еще один выстрел.
Когда он назовет клетку, которая у противника пустая, тот ответит «мимо». После этого ход переходит ко второму игроку. Победителем становится тот, кто первым обнаружил все суда соперника.
Как играть в морской бой на листочке
Проще всего использовать тетрадные листы в клетку. Если взять альбомные, придется расчерчивать поле с помощью линейки. Предварительно нужно договориться и о буквенных обозначениях. Некоторые игроки предпочитают использовать слова из 10 не повторяющихся букв (например, «Республика» или «Снегурочка»).
Создание поля
Можно воспользоваться листочком из тетради в клеточку либо самостоятельно начертить по 2 площадки размером 10*10 для каждого из играющих. В первой размещают собственную флотилию, вторая требуется для фиксации сделанных выстрелов, попаданий в боевые единицы противника.
Можно расчертить более крупное поле, добавить суда больших размеров. Такие варианты подойдут для профессионалов, освоивших более простую версию.
Количество и расположение кораблей
В классической версии у каждого игрока флот состоит из 10 боевых единиц, отличающихся длиной. Всего должно быть:
- шлюпки – 4 судна по 1 клетке;
- эсминцы – 3 из 2 клеточек;
- крейсеры – 2 фигуры из 3;
- линкор – 1 корабль из 4.
Фигуры не должны пересекаться или соприкасаться, в том числе и по диагонали. По умолчанию корабли рисуют в виде прямой палки, но по договоренности участников их можно изгибать или делать квадрат. В таком случае вычислить положение линкора противника будет сложнее.
Очередность ходов
Можно договориться, кто ходит первым, или тянуть жребий. Право хода передается второму играющему после промаха. Если человек попадает в цель, он продолжает ходить.
Игровые стратегии и тактики
Часто крупные единицы располагают на одной половине поля, а мелкие – на другой. Хотя крейсера, линкоры и эсминцы будет нетрудно обнаружить, потопить катер противнику окажется непросто. Лучше, если однопалубные суда будут находиться далеко друг от друга. Так соперник потратит много времени на их поиск, за счет чего появится возможность отыграться.
Эффективны и простреливания по диагоналям. С их помощью находят крупные корабли. Опытные любители морского боя учитывают это при размещении собственной флотилии.
Игрок может расположить все единицы по краям. Тогда противнику придется потратить много выстрелов на проверку пустой территории внутри квадрата.
Тактику соперника нужно учитывать при размещении своих кораблей. Если противник новичок, лучше воздержаться от расположения боевых единиц в угловых клетках. Начинающие игроки часто проверяют их первыми. Если играете с опытным, можно спрятать 1-2 мелких судна в углах. Из-за сформировавшегося шаблона углы проверять он станет последними.
Примеры расположения кораблей.
Любые ходы соперника следует фиксировать на своем поле. Каждое свое действие указывать на втором. Отмечаются не только попадания, но и неудачные ходы. Это позволит не выстрелить повторно в пустой квадрат, предотвратит ошибки и возможные разногласия.
Нужно тщательно скрывать свое поле от второго играющего, чтобы тот не мог подглядеть и жульничать.
Когда корабль противника будет потоплен, следует отмечать окружающие его клетки точками, как уже обстрелянные. По правилам игры располагать в них суда запрещается, поэтому тратить ходы на проверку необязательно. Выгоднее всего потопить линкор, поскольку при этом откроются сразу 18 клеток. Если поставить крупный корабль около стенки, количество открытых ячеек сократится до 10.
Запрещенные приемы
Нередко игроки не ставят 1 катер до последнего. Его рисуют уже в процессе игры в последней свободной клетке. Чтобы предотвратить подобное мошенничество, нужно сначала ручкой одного цвета нарисовать поле и корабли, после чего в процессе игры использовать чернила другого цвета. В конце можно попросить противника показать поле. Если он жульничал, обман быстро обнаружится.
Нельзя подглядывать к сопернику. Лучше садиться на расстоянии друг от друга, чтобы незаметно заглянуть было невозможно.
Запрещается изменять количество или размеры судов. Нельзя нарушать и правила размещения. Нечестные игроки могут располагать катера так, чтобы они углом соприкасались с линкором. Чтобы предотвратить такое мошенничество, заранее договоритесь показать друг другу поле после завершения игры.
Скрывать попадания нельзя. Кроме того, запрещается менять размер площадки. Нужно заранее договориться о буквенных обозначениях, чтобы клетки имели одинаковые координаты для обоих участников игрового процесса.
Нельзя пропускать как свои, так и вражеские ходы.
Научиться играть в морской бой, как правило, можно за один вечер. Когда наскучит традиционный вид, переходите к вариантам посложнее.
Оптимальный алгоритм игры в морской бой
Время на прочтение
4 мин
Количество просмотров 894K
Пару дней назад я с удивлением узнал, что некоторые мои знакомые не умеют играть в морской бой. Т.е. правила они, конечно, знают, но вот играют как-то бессистемно и в итоге часто проигрывают. В этой записи я постараюсь изложить основные идеи, которые помогут повысить уровень вашей игры.
Правила игры
Существует множество вариантов морского боя, но мы с вами рассмотрим наиболее распространённый вариант со следующим набором кораблей:
Все перечисленные корабли должны быть размещены на квадратном поле 10 на 10 клеток, при этом корабли не могут соприкасаться ни углами, ни сторонами. Самое игровое поле нумеруется сверху вниз, а вертикали помечаются русскими буквами от «А» до «К» (при этом буквы «Ё» и «Й» пропускают).
Рядом рисуется вражеское поле аналогичного размера. При удачном выстреле по кораблю противника на соответствующей клетке вражеского поля ставится крестик и производится повторный выстрел, при неудачном выстреле в соответствующей клетке ставится точка, и ход переходит к противнику.
Оптимальная стратегия
В игре морской бой всегда есть элемент случайности, но его можно свести к минимуму. Прежде чем переходить непосредственно к поиску оптимальной стратегии, необходимо озвучить одну очевидную вещь: вероятность попасть по кораблю противника тем выше, чем меньше непроверенных клеток осталось на его поле, аналогично вероятность попадания по вашим кораблям тем ниже, чем больше непровереных клеток осталось на вашем поле. Т.о. для эффективной игры нужно научиться сразу двум вещам: оптимальной стрельбе по противнику и оптимальному своих размещению кораблей.
В дальнейшем объяснении будут использоваться следующие обозначения:
Оптимальная стрельба
Первым и самым очевидным правилом оптимальной стрельбы является следующее правило: не стрелять по клеткам непосредственно окружающим уничтоженный корабль противника.
В соответствии с принятыми выше обозначениями, на рисунке жёлтым отмечены те клетки, по которым уже были произведены безуспешные выстрелы, красным отмечены клетки, выстрелы по которым закончились попаданием, а зелёным отмечены клетки, стрельба по которым не производилась, но можно гарантировано утверждать, что кораблей в них нет (кораблей там быть не может, т.к. по правилам игры корабли не могут соприкасаться).
Из первого правила сразу вытекает второе: если вам удалось подбить вражеский корабль, необходимо сразу же его добить, чтобы как можно раньше получить список гарантировано свободных клеток.
Третье правило вытекает из первых двух: необходимо в первую очередь пытаться подбить самые крупные корабли противника. Возможно, для вас это правило не очевидно, но если немного подумать, то можно легко заметить, что уничтожив вражеский линкор, мы в лучшем случае получим информацию сразу о 14 гарантировано свободных клетках, а уничтожив крейсер, всего о 12.
Т.о. оптимальную стратегию стрельбы можно свести к целенаправленному поиску и уничтожению самых крупных кораблей противника. К сожалению, сформулировать стратегию мало, необходимо предложить способ её реализации.
Для начала давайте рассмотрим участок игрового поля размером 4 на 4 клетки. Если в рассматриваемом участке есть вражеский линкор, то его гарантировано можно подбить не более чем за 4 выстрела. Для этого надо стрелять так, чтобы на каждой горизонтали и вертикали было ровно по одной проверенной клетке. ниже представлены все варианты такой стрельбы (без учёта отражений и поворотов).
Среди всех этих вариантов, оптимальными на поле 10 на 10 клеток являются только первые два варианта, гарантирующие попадание в линкор максимум за 24 выстрела.
После того, как уничтожен вражеский линкор, необходимо начинать поиск крейсеров, а затем и эсминцев. При этом, как вы уже догадались, можно воспользоваться аналогичной методикой. Только теперь необходимо разбивать поле на квадраты со стороной в 3 и 2 клетки соответственно.
Если при поиске линкора вы использовали вторую стратегию, то для поиска крейсеров и эсминцев вам необходимо стрелять по следующим полям (зелёным отмечены поля, по которым вы уже стреляли при поиске линкора):
Для поиска катеров оптимальной стратегии не существует, поэтому в конце игры приходится опираться в основном на удачу.
Оптимальное размещение кораблей
Оптимальная стратегия размещения кораблей в некотором смысле обратна оптимальной стратегии стрельбы. При стрельбе, мы пытались найти самые крупные корабли, чтобы сократить количество клеток, которые нужно проверять, за счёт гарантировано свободных клеток. Значит, при размещении корабли надо ставить таким образом, чтобы в случае их потери минимизировать количество гарантировано свободных клеток. Как вы помните, линкор в центре поля открывает для противника сразу 14 полей, но линкор, стоящий в углу, открывает для противника всего 6 полей:
Аналогично, крейсер, стоящий в углу, вместо 12 полей открывает всего 6. Т.о., разместив крупные корабли вдоль границы поля, вы оставляете больший простор для катеров. Т.к. стратегии для поиска катеров нет, противнику придётся стрелять наугад, и чем больше свободных полей у вас останется к моменту ловли катеров, тем тяжелее будет выиграть противнику.
Ниже представлено три способа размещения крупных кораблей, которые оставляют большой простор для катеров (отмечено синим):
Каждая из приведённых расстановок оставляет для катеров ровно 60 свободных клеток, а это значит, что вероятность случайно попасть в катер составляет 0,066. Для сравнения стоит привести случайную расстановку кораблей:
При такой расстановке для катеров остаётся всего 21 клетка, а это значит, что вероятность попадания по катеру составляет уже 0,19, т.е. почти в 3 раза выше.
В заключение хочу сказать, что не стоит проводить уж слишком много времени, играя в морской бой. Особенно хочу предостеречь вас от игры на лекциях. Когда я сидел в Ваби-Саби и играл в морской бой со своей девушкой, мимо прошла официантка и сказала, что она весьма неплохо играет, т.к. много практиковалась на парах. Кто знает, кем бы она работала, если бы в своё время слушала лекции?
P.S. В комментариях абсолютно верно указывают, что на хабре уже были похожие публикации, было бы неверно не поставить ссылки на них:
habrahabr.ru/post/82221