Муниципальное
общеобразовательное
учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Утверждено:
Приказом
директора школы
от 30.12.2017 г. № 607
Инструкция
по правилам безопасного
поведения
учащихся во время
экскурсий
Требования безопасности перед проведением
экскурсии
1. Внимательно
выслушать инструктаж по технике безопасности.
2. Надеть удобную
одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде.
3. При жаркой
солнечной погоде надеть головной убор.
4. Убедиться в наличии
аптечки и ее укомплектованности обходимыми медикаментами и перевязочными
материалами.
5. Не начинать
движение без указания педагога.
Требования безопасности во время экскурсии
1. Соблюдать
дисциплину, выполнять все указания педагога, самовольно не изменять
установленный маршрут движения и место расположения группы.
2. При движении
обучающиеся не должны нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять
товарищей, не кричать, не толкаться.
3. При переходе
улиц, перекрестков соблюдать правила дорожного движения.
4. Своевременно
информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
Правила поведения во время экскурсии в
музей, на выставку:
— вести себя
спокойно, сдержанно;
— внимательно
осматривать, слушать, не перебегать беспорядочно от одного экспоната к другому;
— без разрешения
ничего не трогать;
— громко не
разговаривать;
— не забыть
поблагодарить экскурсовода.
Правила поведения во время экскурсии на
природу:
— не трогать
руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать
на вкус какие-либо растения;
— не пить сырую
воду из открытых водоемов;
— употреблять
питьевую воду из фляжки, которую необходимо взять с собой;
— сбор растений,
листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не
пробовать их на вкус;
— не разжигать
костер, не ломать деревья;
— бережно
относиться к природе, памятникам истории и культуры.
Правила поведения при посещении
производственных предприятий
— двигаться
компактной группой, не создавая помех персоналу;
— вести себя
спокойно, сдержанно;
— внимательно
осматривать, слушать, не перебегать беспорядочно от одного места к другому;
— без разрешения
ничего не трогать;
— громко не
разговаривать;
— не забыть
поблагодарить экскурсовода.
Требования безопасности по окончании
экскурсии
1. Проверьте
присутствие всех своих товарищей.
2. Проинформируйте
педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах.
3. Уходить по
окончании экскурсии, дождавшись разрешения педагога.
Инструктаж перед выездом на автобусе
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в г. _________.
Поедем мы на автобусе, водитель которого очень надеется на вашу воспитанность и память о правилах соблюдения порядка и безопасности. Напомню правила поведения:
-
В автобусе следует соблюдать чистоту: фантики от конфет и прочий мусор складывать в отдельный пакет.
-
Воздержитесь от питья во время движения автобуса. Это может иметь плачевные последствия.
-
Во время движения громко не переговариваться и не вставать с мест во время движения автобуса.
-
Соблюдайте правила общения и взаимопомощи.
-
Если кто – то почувствует себя плохо нужно, немедленно, позвать руководителя.
-
По плану нашей программы нам нужно будет несколько раз переезжать. Запомните свои места и во время сегодняшней поездки это ваше место. Запомните соседа, обязательно убедитесь в его присутствии до начала движения.
-
Нужно быть внимательным во время входа и выхода из автобуса. Не спешить, не толкать друг друга вперёд и не поторапливайте.
-
Соблюдайте правила движения строем и правила дорожного движения при переходе улиц.
-
Не приобретать пищевые продукты в ларьках, во время остановок автобуса, не создавать экстремальных ситуаций во время движения по городу.
ПАМЯТКА №2
Инструктаж перед посещением театров, музеев, выставок.
1.Беседа о поведении во время передвижения по городу, при переходе улиц, дорог по сигналам светофора. Соблюдать правила дорожного движения. Не спешить, не толкать друг друга и не отставать от класса.
2.Быть внимательным во время посадки и выхода из транспорта.
Культурно вести себя в транспорте.( Громко не разговаривать, уступать место старшим, держатся за поручни, следить за движением, находиться всегда в поле зрения учителя и родителей учащихся класса)
3. В театре вести себя вежливо с работниками театр. Перед спектаклем и во время антракта не бегать по холлу, залу, не шуметь. Не покупать много еды (про запас). Есть в специально отведенном месте, спокойно.
4.Во время действия спектакля не нарушать тишину в зале, с мест не вставать, не есть и не шуршать обертками от конфет.
5.После окончания спектакля уметь быстро организованно собраться и доехать всем классом с учителем и родителями до школы.
6.Перед уходом домой со взрослым, который пришел за тобой, подойди к учителю и сообщи что тебя забирают.
3
Техника безопасности на экскурсии: инструктаж для учащихся
Инструктаж представляет собой форму обучения, которую проводит учитель перед, во время и после окончания экскурсии. Каждый из данных этапов характеризуется собственными особенностями, имеющими одну цель – предоставить детям информацию о правильном поведении в общественном месте. Сегодня образовательном процессе используются экскурсии трех типов: учебные, внепрограммные и комплексные. При их проведении необходимо учитывать возраст учащихся и рекомендации школьных программ.
Экскурсия позволяет разнообразить методы обучения и стать учителю-предметнику организатором познавательной деятельности. Организуется она в несколько этапов: подготовка педагога и учащихся, выбор маршрута, проведение инструктажей. Как правило, длятся они 10-15 минут. В случае необходимости после инструктажей учитель может провести короткую проверку знаний.
Общие сведения
Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии для учащихся – это форма обучения, с помощью которой педагог может донести до учащихся требования по организации труда и соблюдению техники безопасности. В ходе данного мероприятия учитель должен раскрыть поставленные цели, изучить с детьми теорию и отработать ее на практике. Вводные и иные инструктажи направлены на обобщение, систематизацию, закрепление ранее полученных знаний. Помимо этого, они позволяют развить общие компетенции и личные качества. Дополнительно они прививают интерес к определенным видам деятельности и улучшают способность детей решать разные задачи. Проведение инструктажей относится к обязательным мерам безопасности, регламентированным на законодательном уровне.
В последние несколько лет в процессе обучения все чаще стали использоваться экскурсии, находящиеся в тесной временной связи с изучаемой программой. Организуются они для ознакомления детей с объектом исследования. Экскурсии дополняют и расширяют знания, помогают глубже познать материал и усвоить культурное наследие. В соответствии с нормативами экскурсионные работы классифицируются по типам и подтипам, видам и разновидностям. Все они должны сопровождаться инструктажами.
На заметку! Инструктаж по технике безопасности – это неотъемлемая часть учебного процесса. Благодаря данному мероприятию ученики могут безопасно осуществлять передвижение, оказывать первую медицинскую помощь или принимать правильные решения в условиях опасности.
Главная задача педагога – предоставить инструктаж в легкой и лаконичной форме так, чтобы ученики получили необходимую информацию и смогли ею воспользоваться в случае необходимости. Благодаря обучению можно предостеречь возможные неприятные последствия ходе мероприятий, в том числе экскурсий. Инструктаж перед экскурсией может включать:
- правила поведения в общественном месте, транспорте;
- правила поведения на улице;
- пожарная безопасность;
- запреты, прочее.
Инструктаж по технике безопасности на экскурсии – это обязательный элемент системы управления охраной труда в образовательном учреждении. Он позволяет сохранить здоровье и жизни учеников, а также предотвратить несчастные случаи.
Подготовка к экскурсии
Проведение экскурсии для учеников – это сложный процесс, требующий активного участия педагога. Прежде всего учителю необходимо разработать программу мероприятия. Для этого подбирается теоретический материал и прокладывается маршрут. Чтобы правильно организовать внеурочное занятие, следует соблюдать ряд законодательных требований, в том числе относительно оформления документации. Ежегодно правила перевозки детей, действующие в Российской Федерации, ужесточаются. В связи с этим педагогам необходимо изучать и неукоснительно придерживаться утвержденных законодателями нововведений.
Правила детских перевозок регламентируется постановлением правительства РФ №1177. Согласно документу, если экскурсия проводится в учебное время, руководителю образовательного учреждения требуется подготовить приказ об организации мероприятия. При этом учитель должен получить письменное согласие от родителей и провести инструктаж с детьми. В некоторых случаях предусматривается осмотр обучающихся списочным составом на предмет их допуска к участию в экскурсии.
На заметку! Перед подписанием приказа директор должен запросить документацию от транспортной компании: водительское удостоверение, лицензию, договор на установку оборудования ГЛОНАСС, полис обязательного страхования, диагностическую карту, прочее.
В случае проведения экскурсии с привлечением иных организаций руководитель учебного заведения должен обеспечить наличие некоторых других документов, например разрешения на посещение общественного места.
Необходимость инструктажа
Организация инструктажа перед экскурсией – это обязательное требование действующего законодательства. Благодаря данной форме обучения дети получают как теоретические знания, так и практические навыки безопасного поведения. Программа инструктажей разрабатывается в соответствии с нормативами и преследует единую цель – защитить учеников от травматизма, аварий или несчастных случаев.
Назначение:
- Обобщение, систематизация, закрепление знаний.
- Обучение оказанию первой медицинской помощи.
- Предоставление информации о правильном поведении.
Инструктажи развивают и личные качества учащихся, например, самостоятельность или инициативность. В ходе подготовки дети учатся выявлять опасные ситуации и принимать меры по их устранению.
Кто проводит
Инструктаж по охране труда с детьми проводит педагог, который будет сопровождать их в ходе экскурсии. Провести обучение может и ответственный за безопасность в школе специалист или ее директор. Подпись об инструктаже ставится в специальный журнал регистрации. В ходе подготовки необходимо рассказать о правилах поведения и запретах, а также о эпидемиологических мерах безопасности. Так, педагог должен попросить детей своевременно обрабатывать руки дезинфицирующими средствами перед входом в здание.
На заметку! Пройти инструктаж должны не только дети, но и другие учителя, участвующие в экскурсии.
Если педагог не хочет проводить инструктаж просит ознакомиться с инструкцией по памятке, нужно сообщить об этом в администрацию образовательного учреждения.
Форма проведения
Следить за безопасность ребенка – это приоритетная цель педагогов в ходе образовательного процесса. Существенную роль в достижении данной цели играет инструктаж. Каждый школьник должен владеть информацией о том, как вести себя в той или иной ситуации, куда обратиться в случае опасности или какие меры принять по самовыживанию и спасению остальных. Порядок проведения инструктажей регламентирует положение, утвержденное приказом директора образовательного учреждения. Таким образом, директор школы определяет перечень программ, график проведения и их содержание.
Организоваться инструктаж может в разной форме, например, как классный час или беседа перед экскурсией. В ходе подготовки учеников к предстоящему мероприятия целесообразно использовать наглядные материалы – плакаты, презентации, методические пособия, прочее.
Учет
После проведения инструктажа информация об этом заносится в специальные журналы учета. В нем указываются следующие сведения:
- тематика и краткое содержание инструктажа;
- дата проведения;
- класс;
- фамилии учащихся;
- ФИО и должность инструктирующего.
Журналы должны быть пронумерованы, содержать подпись руководителя и печать образовательного учреждения. Вести их можно как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае документ дополнительно защищается от проникновения третьих лиц. В ходе экскурсии у педагога должен быть при себе листок проведенного инструктажа по технике безопасности.
Ответственность
Согласно нормативным требованиям, образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время образовательного процесса. Данное положение закреплено в статье 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Одним из определяющих факторов функционирования школ, колледжей и университетов является внедрение СУОТ и снижение травматизма. При этом актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности при экскурсиях и других выездных мероприятиях. Для этого руководитель должен установить строгую ответственность педагогов за безопасность детей.
Если причинение вреда здоровью ребенка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание для учителя может быть достаточно серьезным, вплоть до уголовной ответственности.
На заметку! Перед экскурсией учитель обязан проводить вводный инструктаж.
При непроведении инструктажей педагог может получить дисциплинарное наказание – отстранение от должности, понижение, выговор или увольнение. В некоторых случаях вменяются штрафные санкции, размер которых в 2023 году составляет от 6 000 до 150 000 рублей.
Состав инструктажа
Строгих требований со стороны действующего законодательства по охране труда к структуре программы инструктажа не установлено. Как правило, оформляется она в произвольном виде. В документе рассматриваются положения, касающиеся правильного поведения детей, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, др. При этом необходимо учитывать специфику мероприятия, а также место его проведения. Для оформления программы за основу берутся государственные стандарты, локальные инструкции и отраслевые акты по охране труда.
Готовая программа согласовывается с кадровой и правовой службой, профсоюзами. Здесь сотрудники осматривают положения документа на предмет соответствия действующему делопроизводству. Утверждает инструктаж руководитель образовательной организации.
Стандартный состав
В законодательных актах отсутствует единая форма программы первичного инструктажа, поскольку они разрабатываются в персональном порядке для каждого образовательного учреждения. Тем не менее в технических регламентах указан примерный список положений, которые могут быть рассмотрены в документе. В стандартную структуру программы входят следующие разделы:
- «Общие сведения».
- «Перед проведением экскурсии».
- «Во время экскурсии».
- «В чрезвычайных ситуациях».
- «По окончании экскурсии».
При необходимости программа инструктажа может дополняться.
Общие требования
К экскурсиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Во время мероприятия они должны соблюдать правила поведения, передвижения и перемещения в транспортном средстве. Время и место проведения экскурсии определяются приказом директора. К опасным и вредным факторам относятся: физические, химические, биологические и психофизиологические.
В конце раздела указывается, что ученики должны уметь оказывать первую медицинскую помощь. О каждом несчастном случае немедленно сообщается педагогу или другому сопровождающему. Ученикам, которые нарушают положения инструкции, необходимо делать замечания. В таком случае вопрос о последующем участии ребенка в экскурсиях решается в персональном порядке.
Перед проведением экскурсии
Перед экскурсией дети должны внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности. Помимо этого, ученикам необходимо надеть комфортную одежду и обувь, которая не будет стеснять движения. Летом требуется дополнительно предусмотреть головной убор. До выезда педагог должен проверить наличие аптечки, ее укомплектованность медикаментами и перевязочными материалами. Начинать перемещение без указания учителя запрещено.
Во время экскурсии
Во время экскурсии дети должны соблюдать дисциплину и выполнять указания учителя. Самостоятельно откланяться от маршрута недопустимо. При передвижении ученикам нельзя нарушать построение группы, например, перебегать или перегонять других детей, кричать или толкаться. Переход улиц и дорог осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения.
Техника безопасности во время экскурсии, запреты:
- пробовать ядовитые растения, грибы, ягоды, прочее;
- трогать жалящих насекомых, животных, рыб;
- пить воду из водоемов.
В случае ухудшения состояния здоровья или травмы об этого необходимо своевременно информировать учителя.
В чрезвычайных ситуациях
При укусе ядовитых насекомых или травме следует немедленно сообщить о случившемся учителю или другому сопровождающему. При возможности необходимо оказать себе первую доврачебную помощь. Дополнительно в инструкции можно указать алгоритм действий в случае пожара или других бедствий.
По окончании экскурсии
После экскурсии необходимо проверить присутствие учеников. Уходить домой можно только после получения соответствующего разрешения от педагога. О несчастных случаях или травмах сообщается учителю.
Дополнительные разделы инструкции
Инструктаж организуется в объеме мероприятий и требований охраны труда. Как отмечалось ранее, структура инструкции по охране труда не имеет единой формы, поэтому в нее можно включать дополнительные разделы, например, правила поведения при посещении зоопарка, библиотеки, леса, прочего.
Автобусная экскурсия
Во время автобусной экскурсии ученики обязаны:
- Беспрекословно следовать указаниям водителя и педагога.
- Помнить о безопасном поведении, знать места нахождения аварийных выходов и порядок оказания первой доврачебной помощи.
- Посадка в транспортное средство выполняется только по команде учителя.
- Высадка из автобуса выполняется только после его полной остановки под руководством сопровождающего (по одному ребенку согласно перечню).
При следовании к месту экскурсии или к образовательному учреждению запрещено отвлекать водителя, загромождать проходы, стоять и передвигаться по салону, сорить. В ходе поездки необходимо соблюдать дисциплину. В случае продолжительного перемещения следует уважительно относиться друг к другу и оказывать помощь.
На заметку! При аварии важно соблюдать спокойствие, не создавать паники и соблюдать указания педагога или водителя.
После приезда недопустимо создавать давку. Перед экскурсией дети должны прослушать инструктаж о дальнейших действиях.
Общественный транспорт
Если во время экскурсии группа будет пользоваться общественным транспортом, необходимо соблюдать осторожность при подъезде автобуса к остановке. Стоять при этом следует на расстоянии не менее метра к краю проезжей части. Дети не должны менять препятствовать выходу или входу других пассажиров. Перед посадкой необходимо подготовить проездные документы.
Вход в общественный транспорт выполняется через переднюю дверь после команды педагога. При этом запрещено толкаться. Ученики должны соблюдать очередность перед автоматизированной системой контроля проезда и внимательно проходить через турникеты. Первым в автобус входит руководитель, а последним – учитель.
Правила поведения в общественном транспорте:
- не разговаривать громко;
- держаться за поручень;
- слушать объявления остановок;
- покидать место только после распоряжения учителя;
- воздерживаться от пользования мобильным телефоном;
- держать при себе сумку, документы.
После выхода из транспортного средства необходимо убедиться, что никто из группы не остался в салоне.
Пешеходная экскурсия
При пешеходной экскурсии необходимо соблюдать ПДД. Группе разрешено идти только по выделенным тротуарам. Переходить проезжую часть требуется в установленных местах – по наземных или подземным переходам. В ходе пешеходной экскурсии следует использовать сигнальные флажки. Один из педагогов должен идти впереди колонны, а другой замыкать ее. Учителя должны следить за дисциплиной и не допускать ее нарушения.
На заметку! Детям запрещено толкаться, перебегать дорога или обгонять других учеников, а также своевольно покидать группу.
Правила поведения
Под правилами поведения подразумевают нормы, согласно которым нужно поступать в определенных ситуациях. Они созданы для благоприятного общения и не создавали друг другу неудобств.
В музее и на выставке
Перед посещением музея или выставки ученики должны выслушать инструктаж относительно особенностей поведения в общественном месте. Согласно утвержденным нормам, во время экскурсии нельзя пользоваться мобильным телефоном. Дети должны выполнять требования администрации. В случае аварии или бедствия необходимо соблюдать спокойствие.
Правила поведения:
- Вход в залы осуществляется по разрешению педагога.
- В музей или на выставку запрещено проносить холодное оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, животных, прочих.
- У учеников должны быть аккуратная, чистая одежда.
- Прикасаться к музейным экспонатам и витринам запрещено.
- Разговаривать в залах необходимо приглушенно.
При обнаружении подозрительных предметов следует немедленно сообщить об этом работнику музея.
В театре
В театре запрещено шуметь или играть. После входа в зал дети должны занять места и расположить вещи. Перемещение между рядами осуществляется к сидящему. Если ребенок случайно задел кого-либо, следует извиниться. Во время мероприятия недопустимо мешать зрителям: хлопать стульями, свистеть и топать. Внешний вид учеников должен быть опрятным, обувь чистой, а волосы аккуратно уложенными. После спектакля необходимо встать и не торопясь выйти из зала.
На природе
Во время экскурсии на природе нельзя трогать животных, насекомых или любые посторонние предметы. Также запрещено пробовать на вкус незнакомые ягоды, фрукты, грибы, овощи или растения. Помимо этого, нельзя пить воду из водоема.
На заметку! Перед экскурсией дети должны взять бутылку с питьевой водой.
Сбор листьев или цветов производится только по разрешению педагога. При экскурсии на природу нельзя самостоятельно разводить костры, ломать деревья или мусорить. Дети должны бережно относиться к памятникам истории и культуры. Дополнительно можно описать правила поведения несовершеннолетних в парке.
Во время посещения производственных объектов
При посещении производственного объекта группа должна перемещаться компактно, не мешая работникам предприятия. Внутри помещений необходимо вести себя спокойно и сдержанно. Ученики должны внимательно слушать педагогу, не бегать и не нарушать дисциплину. Трогать оборудование или другие предметы запрещено. После мероприятия необходимо поблагодарить экскурсанта и организованно покинуть территорию объекта.
Заключение
Экскурсия позволяет разнообразить методы обучения и стать учителю-предметнику организатором познавательной деятельности. Организуется она в несколько этапов: подготовка педагога и учащихся, выбор маршрута, проведение инструктажей. Как правило, длятся они около 10-15 минут. В случае необходимости после инструктажей учитель может провести короткую проверку знаний. Техника безопасности на экскурсии должна соблюдаться всеми учениками.
Правила детских перевозок регламентируется постановлением правительства РФ №1177. Согласно документу, если экскурсия проводится в учебное время, руководителю образовательного учреждения требуется подготовить приказ об организации мероприятия. При этом учитель должен получить письменное согласие от родителей, провести инструктаж с детьми и медицинский осмотр.
Правила безопасного поведения учащихся во время экскурсий, походов и других внешкольных мероприятий
1. Не отклоняйтесь от намеченного маршрута без разрешения руководителя группы.
2. Не отставайте от группы. В случае отставания, срочно свяжитесь по дежурному телефону с руководителем группы.
3. Внимательно ведите себя на дороге, соблюдая ПДД, переходите дорогу только в установленных местах.
4. Во время передвижения авто- или железнодорожным транспортом соблюдайте правила поведения в общественном транспорте.
5. Не предпринимайте действий, которые могут причинить ущерб вашему здоровью и здоровью других членов группы.
6. Не берите с собой острых, колющих и взрывоопасных предметов.
7. Вовремя предупреждайте руководителя группы и его помощников о плохом самочувствии.
8. В случае обнаружения угрозы вашей безопасности и безопасности других участников экскурсии, похода сразу же сообщите об этом руководителю группы или его помощникам.
9. Выполняйте требования и рекомендации руководителя группы и его помощников в обязательном порядке.
Инструктаж по технике безопасности в начальных классах
Инструкция №1. Правила поведения во время экскурсий:
1. 1. В музей, на выставку
1. 1. 1. Веди себя спокойно, сдержанно.
1. 1. 2. Внимательно осматривай, слушай, не перебегай беспорядочно от одного к другому.
1. 1. 3. Без разрешения ничего не трогай.
1. 1. 4. Громко не разговаривай.
1. 1. 5. Не забудь поблагодарить экскурсовода.
1. 2. На природу
1. 2. 1. Возьми чистую воду для питья и мытья рук.
1. 2. 2. Не пей сырую воду из природных водоёмов.
1. 2. 3. Не собирай неизвестные тебе растения, ни в коем случае не бери их в рот.
1. 2. 4. Не засоряй природу.
1. 2. 5. Не разжигай костёр.
1. 2. 6. Не ломай деревья.
1. 2. 7. После мероприятия иди прямо домой.
1. 2. 8. Соблюдай правила дорожного движения.
Инструкция №2. Правила дорожного движения
2. 1. Проходи по тротуару только с правой стороны. Если нет тротуара, иди по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.
2. 2. Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.
2. 3. Когда переходишь дорогу, смотри сначала налево, потом на право.
2. 4. Если нет светофора, переходи дорогу на перекрёстке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
2. 5. Не переходи дорогу перед близко идущим транспортом.
2. 6. На проезжей части игры строго запрещены.
2. 7. Не выезжай на проезжую часть на велосипеде.
Инструкция №3. Правила поведения во время уроков технологии:
— при работе с иглой —
3. 1. Храни иглу всегда в игольнице.
3. 2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. 3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.
3. 4. Не бери иглу в рот, не играй с ней.
3. 5. Не втыкай иглу в одежду.
3. 6. До и после работы проверь количество игл.
3. 7. Храни игольницу всегда в одном месте.
3. 8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
— при работе с ножницами —
3. 9. Работай с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. 10. Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
3. 11. Не оставляй ножницы раскрытыми.
3. 12. Передавай ножницы кольцами вперёд.
3. 13. Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
3. 14. Используй ножницы только по назначению.
Инструкция №4. Правила поведения в общественных местах
4. 1. На улице громко разговаривать, кричать, смеяться неприлично.
4. 2. Нельзя сорить на улице: грызть семечки, бросать бумажки, конфетные обёртки, огрызки от яблок.
4. 3. Во время посещения кинотеатра не надо шуметь, бегать, затевать игры.
4. 4. Во время просмотра кинофильма неприлично мешать зрителям, хлопать стульями, свистеть, топать.
4. 5. При входе в зал и при выходе не надо спешить, толкаться.
4. 6. Будьте вежливы.
Инструкция №5. Правила личной безопасности на улице
5. 1. Если на улице кто-то идёт и бежит за тобой, а до дома далеко, беги в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке.
5. 2. Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!»
5. 3. Не соглашай ни на какие предложения незнакомых взрослых.
5. 4. Никуда не ходи с незнакомыми взрослыми и не садись с ними в машину.
5. 5. Никогда не хвастайся тем, что у твоих взрослых много денег.
5. 6. Не приглашай домой незнакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.
5. 7. Не играй с наступлением темноты.
Инструктаж №6. Правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами
6. 1. Запрещается:
6. 1. 1. Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
6. 1. 2. Небрежно, беспечно обращаться огнём.
6. 1. 3. Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
6. 1. 4. Оставлять открытыми двери печей, каминов.
6. 1. 5. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
6. 1. 6. Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
6. 1. 7. Пользоваться повреждёнными розетками. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
6. 1. 8. Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.
6. 1. 9. Оставлять без присмотра топящиеся печи.
6. 1. 10. Ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
6. 1. 11. Самим чинить и разбирать электроприборы.
6. 2. Разрешается:
6. 2. 1. Защищать дом от пожара.
6. 2. 2. В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
6. 2. 3. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.
6. 2. 4. Подавать сигнал тревоги.
6. 2. 5. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
6. 2. 6. Знать план эвакуации на случай пожара.
6. 2. 7. Кричать и звать на помощь взрослых.
6. 2. 8. Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.
6. 2. 9. Вывести из горящего помещения людей, детей.
6. 2. 10. Набросить покрывало на пострадавшего.
Инструкция №7. Правила безопасности на льду
7. 1. Прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми людьми.
7. 2. Идти следует по уже проложенной тропе.
7. 3. Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомом месте с обрывом.
7. 4. Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, травы; в местах, где быстрое течение, где вливаются сточные воды промышленных предприятий.
7. 5. Не забывай осенью и весной лёд тонок.
Инструкция №8. Правила безопасного поведения на воде летом
8. 1. Купаться можно только в местах разрешённых и в присутствии взрослых.
8. 2. Нельзя нырять в незнакомых местах- на дне могут оказаться притопленные брёвна, камни, коряги.
8. 3. Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли и тина.
8. 4. Не стоит затевать игру, где в шутку надо «топить» друг дуга.
8. 5. Не поднимай ложной тревоги.
Инструкция №9. Правила безопасности при общении с животными
9. 1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
9. 2. Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с «собачьего» это значит «показывать зубы», или говорить, что вы сильнее.
9. 3. Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
9. 4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
9. 5. Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
9. 6. Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.
9. 7. Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
9. 8. Не трогайте щенков и не отбирайте то, с чем собака играет.
9. 9. Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.
9. 10. Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.
Инструкция №10. Правила поведения, когда ты один дома
10. 1. Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.
10. 2. Не оставляй ключ от квартиры в «надежном месте»
10. 3. Не вешай ключ на шнурке себе на шею.
10. 4. Если ты потерял ключ — немедленно сообщи об этом родителям.
Инструкция № 11. Правила общения по телефону
11. 1. Не называй адрес или номер квартиры.
11. 2. Никогда не называй номер своего телефона (можешь ответить только «да» или «нет»)
11. 3. Не вступай в разговоры с незнакомцами.
Инструкция №12. Правила поведения в столовой
12. 1. Дежурные идут в столовую на 10 минут раньше для сервировки стола.
12. 2. Иди только в строю.
12. 3. Перед едой обязательно вымой и насухо вытри руки.
12. 4. Займи своё место.
12. 5. Во время еды не разговаривай.
12. 6. Соблюдай чистоту и порядок на столе.
12. 7. После еды убери посуду за собой.
12. 8. Раньше доел — подожди товарищей.
12. 9. Возвращайся в класс в строю.
Инструкция №13. Правила поведения во время прогулки
13. 1. На прогулку выходи в строю.
13. 2. Играй на спортплощадке.
13. 3. Не играй с колющими, массивными предметами.
13. 4. Не толкайся, не ставь подножки.
13. 5. Не кидайся снежками, камнями, различными предметами.
13. 6. В туалет иди только с разрешения учителя, воспитателя.
13. 7. С улицы заходи в строю.
Инструкция №14. Правила поведения во время осенних каникул
14. 1. Соблюдай правила ПДД (№2)
14. 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами (№6).
14. 3. Соблюдай правила поведения в общественных местах (№4).
14. 4. Соблюдай правила личной безопасности на улице (№5).
14. 5. Соблюдай правила поведения около водоёмов во время их предзимнего замерзания, правила безопасности на льду (№7).
14. 6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома (№10).
14. 7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными (№9).
14. 8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
14. 9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
14. 10. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.
Инструкция №15. Правила поведения во время зимних каникул
15. 1. Соблюдай правила ПДД (№2)
15. 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами (№6).
15. 3. Соблюдай правила поведения в общественных местах (№4).
15. 4. Соблюдай правила личной безопасности на улице (№5).
15. 5. Соблюдай правила безопасности на льду (№7).
15. 6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома (№10).
15. 7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными (№9).
15. 8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
15. 9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
15. 10. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.
15. 11. Не играй вблизи зданий, с крыш которых свисает снег и лёд.
Инструкция №16. Правила поведения во время весенних каникул
16. 1. Соблюдай правила ПДД (№2)
16. 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами (№6).
16. 3. Соблюдай правила поведения в общественных местах (№4).
16. 4. Соблюдай правила личной безопасности на улице (№5).
16. 5. Соблюдай правила безопасности на льду (№7).
16. 6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома (№10).
16. 7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными (№9).
16. 8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
16. 9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
16. 10. Остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.
16. 11. Не играй вблизи зданий, с крыш которых свисает снег и лёд.
Инструкция №17. Правила поведения во время летних каникул
17. 1. Соблюдай правила ПДД (№2)
17. 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения с электроприборами (№6).
17. 3. Соблюдай правила поведения в общественных местах (№4).
17. 4. Соблюдай правила личной безопасности на улице (№5).
17. 5. Соблюдай правила безопасного поведения на воде летом (№8).
17. 6. Соблюдай правила поведения, когда ты один дома (№10).
17. 7. Соблюдай правила безопасности при обращении с животными (№9).
17. 8. Не играй с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами, огнестрельным и холодным оружием, боеприпасами.
17. 9. Не употребляй лекарственные препараты без назначения врача, наркотики, спиртные напитки, не кури и не нюхай токсические вещества.
При подготовке использована литература:
Усачев А. А. Основы безопасности жизнедятельности. 1 класс
Усачев А. А. Основы безопасности жизнедятельности. 3-4 классы
Правила поведения на перемене.
Информация для родителей и младших школьников
Перемена предназначена для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку.
Многие учащиеся считают, что на перемене можно делать всё, что хочется: бегать, прыгать, баловаться, кричать, шуметь.
Нередко школьники забывают, что на перемене и ученики, и учителя должны отдохнуть. Кому-то нужно повторить домашнее задание, чтобы увереннее отвечать на уроке, кто-то хочет спокойно поговорить по телефону, кому-то надо сходить в столовую или библиотеку. Не забывайте, что вы не одни в школе, что вас окружают одноклассники и учителя, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.
На перемене постарайтесь хорошо отдохнуть и набраться сил перед следующим уроком.
Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга.
Запрещается:
• толкать друг друга;
• употреблять непристойные выражения и жесты;
• бросаться различными предметами;
• драться и применять физическую силу;
• играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;
• бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;
• перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;
• грызть семечки;
• слушать плеер, играть с мобильным телефоном
Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны.
Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.
При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь.
Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми.
Посещая туалет, не задерживайтесь там без надобности; туалет — это не самое подходящее место для разговоров и общения с товарищами.
После посещения туалета не забывайте вымыть руки.
Перемена — это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.
• Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.
• Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.
• Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).
• Если ваш класс дежурный, вы должны помочь учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
• Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.
• Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.
• Ни в коем случае не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто. Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям.
Меры безопасного поведения обучающихся во время поездок
Требования безопасности перед началом поездки
Внимательно выслушайте правила по соблюдению мер безопасности при поездках.
Ожидайте подхода автобуса в определённом месте сбора.
Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, соберитесь у места посадки.
Произведите пересчёт (по фамилии, имени) участников поездки.
Не выходите навстречу приближающемуся автобусу.
Требования безопасности во время посадки и поездки
После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войдите в салон, займите место для сидения. Первыми входят старшие дети, занимающие места в дальней от водителя части салона.
Не открывайте без спроса окна, форточки и вентиляционные люки, а только с разрешения водителя.
Не загромождайте проходы в пассажирском салоне сумками, портфелями и т.п.
Во время движения автобуса не вскакивайте со своего места, не отвлекайте водителя разговорами, криком.
Не создавайте ложную панику, соблюдайте дисциплину и порядок.
При плохом самочувствии сообщите об этом сопровождающему.
В случае получения травмы сообщите об этом сопровождающему, который окажет первую медицинскую помощи.
При возникновении аварийных ситуаций (технической поломки, пожара и т.п.) по указанию водителя и сопровождающего быстро, без паники, покиньте салон автобуса.
В случае террористического захвата автобуса соблюдайте спокойствие, выполняйте все указания без паники и истерики – этим вы сохраните себе жизнь и здоровье.
Выходите из автобуса спокойно, не торопясь, после полной его остановки и с разрешения сопровождающего.
Первыми выходят дети, занимающие места у выхода из салона.
Сопровождающий проводит повторную перекличку.
Не уходите с места высадки до отъезда автобуса.
Обо всех недостатках, отмеченных во время поездки, сообщите сопровождающему.
Правила безопасного поведения обучающихся во время поездок
1. Общие требования безопасности
1.1. Соблюдение данных правил обязательно для всех обучающихся, охваченных автобусными перевозками.
1.2. К перевозкам допускаются все обучающиеся, выслушавшие правила по соблюдению мер безопасности во время поездок.
1.3. Поездки детей возможны только в сопровождении воспитателя, учителя либо прошедшего инструктаж взрослого из числа родителей.
1.4. Автобус для перевозки детей должен быть оборудован табличками «Дети», огнетушителями и медицинскими аптечками.
2. Требования безопасности перед началом поездки
2.1. Внимательно выслушайте правила по соблюдению мер безопасности при поездках.
2.2. Ожидайте подхода автобуса в определённом месте сбора.
2.3. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, соберитесь у места посадки.
2.4. Произведите перекличку участников поездки.
2.5. Не выходите навстречу приближающемуся автобусу.
3. Требования безопасности во время посадки и поездки
3.1. После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войдите в салон, займите место для сидения. Первыми входят старшие дети, занимающие места в дальней от водителя части салона.
3.2. Не открывайте без спроса окна, форточки и вентиляционные люки, а только с разрешения водителя.
3.3. Не загромождайте проходы в пассажирском салоне сумками, портфелями и т.п.
3.4. Во время движения автобуса не вскакивайте со своего места, не отвлекайте водителя разговорами, криком.
3.5. Не создавайте ложную панику, соблюдайте дисциплину и порядок.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии сообщите об этом сопровождающему.
4.2. В случае получения травмы сообщите об этом сопровождающему, который окажет первую медицинскую помощь.
4.3. При возникновении аварийных ситуаций (технической поломки, пожара и т.п.) по указанию водителя и сопровождающего быстро, без паники, покиньте салон автобуса.
4.4. В случае террористического захвата автобуса соблюдайте спокойствие, выполняйте все указания без паники и истерики – этим вы сохраните себе жизнь и здоровье.
5. Требования безопасности по окончании поездки
5.1. Выходите из автобуса спокойно, не торопясь, после полной его остановки и с разрешения сопровождающего.
5.2. Первыми выходят дети, занимающие места у выхода из салона.
5.3. Сопровождающий проводит повторную перекличку.
5.4. Не уходите с места высадки до отъезда автобуса.
5.5. Обо всех недостатках, отмеченных во время поездки, сообщите сопровождающему
Обязанности сопровождающих
1. Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан:
— обеспечить посадку в школьный автобус лиц, включенных в список учащихся, подлежащих перевозке по окончании занятий (организованных мероприятий) в образовательном учреждении;
— производить учет учащихся при посадке и высадке из автобуса;
— не допускать нахождения в салоне автобуса посторонних лиц;
— обеспечивать порядок в салоне автобуса и соблюдение правил поведения при осуществлении школьных перевозок.
2.По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся их родителям (законным представителям) либо, при наличии заявления родителей (законных представителей), разрешает учащимся самостоятельно следовать от остановки школьного автобуса до места жительства.
Правила поведения при осуществлении школьных перевозок
1. В процессе осуществления школьных перевозок сопровождающие должны находиться у дверей автобуса.
2. При движении перевозимые учащиеся не должны покидать своих посадочных мест без разрешения сопровождающего.
3. Лицам, находящимся в автобусе, запрещается курить, использовать ненормативную лексику и употреблять спиртные напитки.
4. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
5. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке учащихся, осуществлять движение задним ходом.
6. Запрещается останавливать автобус вне мест, предусмотренных паспортом маршрута, кроме случаев вынужденной или экстренной остановки.
Ответственность лиц, организующих и (или) осуществляющих
школьные перевозки
Лица, организующие и (или) осуществляющие школьные перевозки, несут в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся образовательного учреждения, перевозимых автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.
Содержание инструктажа по обеспечению безопасности для сопровождающего при осуществлении перевозки детей
Сопровождающие проходят специальный инструктаж в организации — перевозчике по обеспечению безопасности при перевозке детей на автобусах.
Инструктаж проводится под расписку в журнале учёта инструктажей. Без прохождения сопровождающим инструктажа автобус заказчику НЕ предоставляется. В ходе инструктажа должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1. Подача автобуса к посадки, правила посадки и высадки учащихся ;
2. Взаимодействие сопровождающего и водителя;
3. Поведение детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в автобусе.
4. Порядок пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса.
5. Контроль за детьми при движении и остановках автобуса.
6. Поведение в чрезвычайных ситуациях: поломка автобуса, вынужденная остановка, Дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами, в т. ч.:
· порядок эвакуации пассажиров,
· порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользование устройствами, приводящими их в действие,
· правила пользования огнетушителями,
· способы оказания первой медицинской помощи.