Как пользоваться счетами абакус инструкция по применению

Абакус – это один из основных инструментов, который используется на занятиях ментальной арифметикой. Он позволяет делать множество упражнений, чтобы научиться  быстрее  выполнять различные арифметические действия в уме.

Многие родители задаются вопросом о том, как считать на абакусе и научить этому ребенка. В этой статье мы рассмотрим, для чего стоит осваивать такие навыки и что они могут принести вам.

Что такое абакус и
как выбрать подходящий

Виды абакусов

По строению абакус представляет собой рамку, внутри которой
установлены спицы. На каждой  спице
установлено определенное количество косточек, которые могут свободно перемещаться
вверх и вниз.

В строении многих современных абакусов предусмотрена специальная
линейка-перекладина. Она позволяет отделить один ряд косточек, который  обозначает пятерки и помогает  выполнять больше арифметических упражнений.

Модели отличаются по нескольким основным параметрам:

  • Материал. В изготовлении могут использоваться
    металл, пластик, дерево и другие варианты материалов.
  • Количество косточек и спиц. Чем их больше, тем
    более сложными упражнениями можно будет заниматься.
  • Размеры. Обычно, чем младше ребенок, тем больше
    должен быть закупаемый для него абакус. Это связано с тем, что мелкая моторика
    только развивается и малышу будет значительно удобнее заниматься на крупных
    счетах.

Сегодня на рынке постоянно появляются новые модели с различными дополнительными функциями. К примеру, можно отыскать изделие с кнопкой обнуления. Но чтобы уменьшить затраты на покупку, можно заказать даже самые простые и недорогие счеты – эффект от занятий на них будет не меньше.

Основные правила
счета

Правила счёта

Чтобы понять, как считать на абакусе, стоит сначала запомнить несколько простых основных правил:

  • Каждая единица принимается за один разряд.
    Следовательно, чем их больше, тем с большими числами вы сможете работать.
    Распределение идет методом прибавления одного нуля в зависимости от разряда –
    1, 10, 100, 1000 и т.д.
  • Косточки, которые располагаются в нижней части,
    указывают числа от 1 до 4. При этом верхняя костяшка обозначает пятерки.
    Удобнее пользоваться абакусами, где пятерки отделены планкой.
  • Счет всегда ведется слева направо. Это позволяет
    автоматизировать действия ребенка и не запутаться, в том числе, при занятиях в
    группе.

Инструкция о том, как считать на счетах абакус достаточно проста. Ребенку нужно переводить костяшки по спицам от одной перекладины к другой. К примеру, если мы берем разряд с единицами, то для получения тройки, нам нужно передвинуть три косточки. Если добавить к ним одну костяшку из разряда с десяткой, то получится уже число 13.

Таким образом можно создавать любые числа в зависимости от
того, сколько разрядов на конкретном абакусе.

Чтобы добиться успеха, нужно проводить регулярные занятия, следить за временем, которое тратится на них. Если вы сравните, как дети считают на абакусе на первом уроке и на пятом, то увидите, насколько быстрее у них получается выполнять основные арифметические действия – сложение, вычитание, умножение и деление.

Как выполнять
сложение и вычитание

Сложение и вычитание на абакусе

Прежде чем переходить к более сложным действиям с
использованием счетной доски, лучше потренироваться на вычитании и сложении.
Принцип здесь достаточно простой. Все что нужно – отсчитать нужное количество
костяшек на первой и второй спицах. Затем просто посчитать, сколько у вас
получилось. Сначала набирается первое, затем второе число. Сложение начинается
с меньшего.

С вычитанием действия во многом похожи. Отличие в том, что
счет начинается с большего.

Таким образом, ребенок наглядно понимает сам смысл математических
действий. Это очень важно, чтобы в будущем он мог легко считать сам в уме.

Как выполнять
умножение и деление

Умножение и деление на абакусе

Когда дети осваивают сложение и вычитание, стоит переходить к более сложным действиям. Как считать на абакусе, используя умножение и деление? Все достаточно просто.

Сразу отметим, что для использования абакуса, стоит знать
таблицу умножения от 1 до 10. Далее действуем по принципу от большего к
меньшему. Если упражнение предполагает использование двухзначных чисел, сначала
перемножаются десятки на единицы и потом уже единицы между собой.

Рассмотрим пример, при котором нужно умножить 11х7. Для
этого сначала умножаем 10х7 и получаем 70, затем 1х7 и получаем 7. Если бы у
нас было 18х3, то мы бы также умножали сначала 10х3 и потом 8х3.

Деление строится по схожему принципу, но полученные числа нужно не складывать, а вычитать друг от друга. Результат также набирается на абакусе и пересчитывается.

Для чего нужно
использовать ментальную арифметику

Существует множество причин начать заниматься ментальной арифметикой. Так, ребенок сможет получить сразу несколько результатов:

  • Математические способности станут лучше.
  • Усилится концентрация внимания.
  • Улучшится память.

Также регулярные занятия помогают улучшить логику и образное мышление.

Можно ли научиться
считать на абакусе самостоятельно

Самостоятельные занятия действительно возможны. В сети вы найдете множество инструкций, как считать на абакусе дома и сможете освоить большинство упражнений. Главное – не давить на ребенка и не торопить его, заниматься регулярно, не менее 20 минут в день, не отвлекаться на другие домашние дела. Обучение ментальной арифметике в профильном центре предполагает изучение большего количества упражнений по специальным методикам. Это помогает сделать процесс подготовки значительно эффективнее и улучшить закрепление новых знаний.

Записаться на ментальную арифметику

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время. Предлагаем познакомиться с тем, что они собой представляют и как ими пользоваться.

Счеты абакус

Мы создали телеграмм канал в котором каждое утро в 7:07 выходить крутой гороскоп на сегодня

подписаться

Что это такое?

Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан». Эти счеты исполняли в древнейших государствах функции современных калькуляторов и помогали отсчитывать десятки. Впоследствии они стали использоваться в ментальной арифметике.

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. Вверху, над разделительной полосой, расположена всего одна линия, каждый элемент которой означает пять. Снизу находятся ряды с четырьмя косточками, обозначающими единицу.

Линии косточек означают поочередно единицы (первая правая), десятки (вторая правая), сотни, тысячи. Если первая правая косточка поднята, то на счетах выложена цифра 1 или наименьшее десятичное значение (если расчеты ведутся, например, в миллиардах). Распределение чисел таково:

  • нижние косточки – это 1,2,3 и 4, соответственно, если подняты 2 из них, то счеты показывают число два;
  • если верхняя косточка поднята, число меньше, чем 5; если опущена на разделительную линию – больше;
  • верхняя опущена, три нижние подняты – это число 8.

Аналогичным образом можно выложить любое число.

Ребенок считает с помощью абакуса

Преимущества использования

Работа со счетами не только помогает развивать мелкую моторику дошкольника, но и тренирует сразу оба полушария его головного мозга, позволяет наладить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно выделить несколько достоинств методики:

  1. Интерес. Малышам нравится перебирать косточки, при правильном подходе родителей из абакуса можно сделать тренажер, занятия на котором будут искренне нравиться ребенку.
  2. Использование счетов позволяет избежать заучивания и стимулирует образное мышление.
  3. При регулярных тренировках со временем удастся перевести ребенка от работы с реальным абакусом к воображаемой.
  4. Дети учатся находить нестандартные варианты решения проблемы.
  5. Постепенно обретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными.
  6. Очень хорошо развивается мышление.

Вот почему счеты считаются мощнейшим пособием в ментальной арифметике, то есть обучении быстрому счету.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Как складывать и вычитать?

После того как малыш научился выкладывать числа, можно приступать к обучению простейшим арифметическим действиям.

Сначала рассмотрим сложение, к примеру, 36+23:

  1. Устанавливается первое число, 36.
  2. Далее его следует разделить на простые цифры – 3 и 6.
  3. После этого на соответствующих линейках провести сложение единиц с единицами, десятков и десятками. Получается: 3+2 (десятки) и 6+3 (единиц).
  4. Кости на линейках перемещаются соответствующим образом.

Если бы косточек получилось больше 9, нужно было прибавить единицу на соседней линейке.

Вычитание проводится по такой же системе, начиная с меньшего порядка. В случае, если из меньшего числа вычитается большее, происходит следующее: их переставляют, а на соседней линейке убирают косточку.

Такая система счета кажется сложной только при описании, на деле же стоит попробовать – и ребенку непременно понравится.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Девочка считает на абакусе

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Интересно, что при желании счеты можно изготовить своими руками, работа не отнимет много сил и времени.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

На чтение 6 мин Просмотров 29.1к. Опубликовано

Содержание

  1. Как выглядит абак?
  2. Распределяем числа
  3. Как проводить сложение и вычитание на абакусе?
  4. Как умножать и делить на абакусе?
  5. Насколько быстро можно работать на абакусе?

Многие люди слова абакус и соробан слышат, чуть ли не впервые. А ведь эта система подсчетов использовалась в Древней Греции, Риме и Китае еще за пять веков до нашей эры. Легкая система подсчета положила начало нашим классическим счетам с костяшками, но абак намного проще и понятней в использовании.

Детям система устного счета абакус полезна не только тем, что они научатся быстро считать и понимать цифры, со временем они обучаются ими пользоваться ментально, в воображении. Эта «игра» позволяет научить даже первоклашку очень быстро считать и выполнять абсолютно все арифметические действия, сначала с помощью специального прибора, а потом и в уме, для этого ему нужно будет только научиться считать до десяти.

Как выглядит абак?

Специальные счеты, используемые в системе ментального счета абакусе, называются абак, линейка или также абакус. Они имеют классический вид:

Абакус

Это рамка со спицами, на которые надеты костяшки, по пять штук на каждой. Количество спиц на разных абакусах отличается, а вот костяшек на каждой из них пять, кроме того, одну костяшку на каждой спице отделяет поперечная планка.

Считающий в воображении сам рассчитывает название каждой спицы, на рисунке выше подписано распределение без десятичных знаков, но если они нужны, то первые левые спицы отводятся под них, а уже потом начинаются единицы. (Абакус и абакус с десятичными знаками)

АбакусАбакус

Распределяем числа

Чтобы понять, как считать на абакусе, надо просто разобраться, как на нем распределяются цифры. В дальнейшем мы будем использовать распределение на спицах, начиная с единицы, так как будем работать с целыми числами. Чтобы работать с десятичными, нужно для начала разобраться в элементарной арифметике.

Первая правая спица, когда одна костяшка сверху – наименьшее десятичное значение, в подсчетах, если мы считаем миллиарды, значит, наименьшее – миллиард, если десятичные дроби, то тысячные. Далее спицы считаются с умножением на 10.

Для пользования спицами надо запомнить, как распределяется число на абакусе:

  • на спице пять костяшек;
  • костяшка над планкой это 5, если она опущена – это говорит что число больше пяти, если поднята, значит меньше;
  • костяшки ниже планок – 1, 2, 3, 4, сколько поднято костяшек, столько и надо учесть;
  • если костяшка 5 опущена, то прибавляется число костяшек, поднятых снизу, если они не подняты, то значит на спице 5.

Например, число 15 будет выглядеть вот так:

Абакус

66 вот так:

Абакус

А 81549 вот так:

Попробуйте IQClub бесплатно

Абакус

Кажущаяся сложность пропадает практически через пять минут, ребенок очень быстро начинает разбираться в самых сложных числах. Главное – понять принцип работы этого прибора.

Как проводить сложение и вычитание на абакусе?

Считать на абакусе достаточно просто. Для понимания возьмем пример 26+34 и сложим его на линейке абаке.

Устанавливаем первое число 26 :

Абакус

Раскладываем все числа на простые цифры, не забывая, к какой спице они относятся: 2 и 3 к десяткам, а 6 и 4 к единицам. Производим сложение простых чисел. 6+4 и 2+3.

Теперь сдвигаем единицы на первой спице 6+4 =10, то есть на 1 спице надо показать 0, и развести все костяшки по местам, а к двум костяшкам на второй спице добавить еще одну, получим 30:

Абакус

Но мы добавляли не 4, а 34, поэтому на второй спице надо добавить еще 3 костяшки и показать цифру 6, для этого опускаются снизу 2 костяшки и «5». Итого мы получаем 60.

Абакус

Сложение всегда начинается с меньшего числа с переходом к большему. Если костяшек на спице получается больше чем 9, тогда на соседней спице добавится еще одна.

В случае с вычитанием система та же, начинаем с меньшего, только если вычитается от меньшей цифры большая, тогда они меняются местами, а с соседней спицы убирается костяшка.

Например, 15-13:

Эта система расчетов при должной сноровке занимает около двух-трех секунд. Со временем сама линейка уже будет не нужна, она сама будет возникать в мыслях.

Как умножать и делить на абакусе?

Умножение на линейке тоже достаточно простое, для этого нужно только освоить таблицу умножения от 1 до 10 и запомнить одно правило: десятки умножаем на единицы, потом единицы умножаем на единицы. Если ребенок уже разобрался, как считать на абакусе, все действия будут занимать не больше минуты.

Для примера возьмем простое задание 11х5, которое решается в два действия:

  1. 10х5=50.
  2. 1х5=5.

Для начала на абакусе набирается ответ на первый пример, 50:

Абакус

потом к нему добавляется ответ на второй пример, 5:

И в результате мы видим на абаке ответ 55.Абакус

Для проведения более сложных действий, когда берутся более сложные примеры, тогда задание решается в последовательности: десятки умножаются на десятки, единицы на десятки, десятки на единицы, единицы на единицы. То есть, сначала все цифры, постепенно от большего к меньшему перемножаются и набираются последовательно на абаке.

Например, 611 Х24:

Решается это так, нули прячутся и берутся цифры без них, а их количество определяет, на сколько спиц надо сдвинуться влево, кроме того, если результат получился двузначный, значит надо сместиться еще на одну спицу:

  1. 6х2=12 – при умножении результат набираем на той спице, к которой относится число и сдвигаемся вправо на столько спиц, сколько нулей в числе, на которое умножают, в нашем случае в 20 один ноль, то есть результат 12 набирается не на сотнях, а на тысячах. Но если результат имеет две цифры, тогда надо сместиться еще на одну спицу. То есть, в нашем случае 12 набирается на спицах, отвечающих на десять тысяч и тысячи.(12000) Абакус
  2. 1х2=2 – единица относится к десяткам, в 20 один ноль, то есть сдвигаемся на одну спицу и добавляем ответ в сотнях.(12200) Абакус

1х2=2 единица относится к единицам, а в 20 один ноль, то есть исходя из правил, добавляем ответ в десятках.(12220) Абакус

  1. Теперь переходим к следующему порядку и умножаем сотни на единицы, десятки на единицы и единицы на единицы.
  2. 6х4=24 – в 4 нет нолей, мы сдвигаемся только на одну спицу, так как в ответе две цифры, и добавляем 2 костяшки к тысячам и 4 к сотням. (14620) Абакус
  3. 1х4=4 – добавляем в десятки 4 костяшки. (14660) Абакус
  4. 1х4=добавляем теперь 4 костяшки в единицы. (14664) Абакус

Последнее действие можно не делать, но сначала нужно проверить: берем калькулятор, умножаем 611х24, получаем 14664 и радуемся своей сноровке.

Деление проводится по такому же принципу, только производится не сложение результатов на линейке, а вычитание. Сдвигание по спицам происходит слева направо.

Насколько быстро можно работать на абакусе?

Даже на самые сложные действия ребенок, как и взрослый, потратит не больше одной минуты, главное во всем этом деле – практика и понимание, как считать на абакусе. Чем чаще и больше заниматься, тем проще будет перейти на систему ментального вычисления, без каких либо приспособлений. Для начала со сложными примерами понадобится еще ручка и бумага, чтобы расписать последовательность действий и не запутаться, но пара дней практики – и ничего кроме абака уже не понадобится.

Главное – не стесняться перепроверять результат и показывать маленькие победы. Это позволяет стимулировать желание пользоваться этой древней системой. А она, в свою очередь, развивает память, фантазию и логику.

archer

Попробуйте IQClub бесплатно

Делает обучение увлекательным

Развлекательные и научные игры

Нет рекламы

Начать занятия

Для успешного освоения ментальной арифметики в образовательных центрах используются абакусы. Это главный инструмент, применение которого позитивно отражается на интеллектуальном развитии ребенка. К вычислениям на абакусе дети приступают уже на первом занятии.

Слово «абакус» греческой этимологии. Оно означает планку или кусочек доски. Альтернативная трактовка: что-то без основы. Как первый, так и второй вариант точно описывают форму прибора.

История создания абакуса

счеты абакус для ментальной арифметики

Первые модели деревянных счетов появились в третьем тысячелетии до нашей эры и широко использовались в торговле. Возможность быстро подсчитать количество товаров или размер прибыли при помощи абакуса привели к его распространению по всему миру.

Точно не известно, кем был создан абакус и в какой стране он появился впервые. Ученые склоняются к Греции, Древнему Риму и Месопотамии. Но теории не подтверждены фактами.

Однако известно, что деревянными счетами пользовались европейские торговцы в 17 веке нашей эры. Образец абакуса тех времен хранится в Парижской библиотеке. Посетители могут ознакомиться как с самим вычислительным прибором, так и со схемой его создания.

В Древнем Китае упоминание о деревянных счетах впервые встречается в летописях второго века нашей эры. В Поднебесной абакус носил название суаньпань. Модернизированный вариант деревянного вычислительного прибора использовался в древности и в Японии. Количество бусин или костяшек в соробане (японское название абакуса) на одну меньше. Дословный перевод – доска для вычислений.

Использование абакуса в современном мире

Деревянная рамка с бусинами применяется для обучения детей ментальной арифметике. Ее использование положительным образом отражается на развитии интеллектуальных способностей.

Педагоги и психологи считают, что идеальным возрастом для того, чтобы научить ребенка считать в уме, считается 5-6 лет. Гибкость ума дошкольника в этом возрасте отражается на способности быстро усваивать информацию.

Преимущества занятий ментальной арифметикой:

  • развитие образного мышления;
  • развитие памяти;
  • формирование усидчивости (одновременно с этим навыком вырабатывается умение концентрировать внимание на одном вопросе);
  • упор на аналитические способности (ребенок учится находить связь между двумя событиями);
  • работа двух полушарий мозга (одновременная тренировка развивает как математические, так и творческие способности ребенка).

Преимуществом использования абакуса на занятиях по прогрессивной ментальной арифметике является тренировка воображения у ребенка. Он не просто учится выполнять конкретные задачи, но и запоминает изображение чисел, что отражается на способности складывать и вычитать большие суммы в уме.

Как считать на абакусе: основные правила

как считать на абакусе

Абакус – это своеобразный прототип калькулятора. Деревянная рамка с натянутыми спицами (их количество может колебаться в зависимости от модели) разделена перекладиной на две неравные части. На спицы нанизаны бусины или костяшки. Их передвижение по спицам помогает в решении примеров.

Перед тем, как приступать к расчетам, нужно запомнить простые правила:

  1. Счет идет слева направо. В таком порядке набирают числа. Правило универсальное, вне зависимости от того, правша ребенок или левша.
  2. Нижний ряд на счетах соответствует числам от 1 до 4. Верхняя бусина – это 5.
  3. Если верхняя косточка опущена вниз (во второе поле), значит, число больше пяти.
  4. Спицы = разряды. Каждой спице соответствует один разряд. Десятки, сотни, тысячи и так далее.

Отображение числа на абакусе происходит путем подвода к средней перекладине нужного количества бусин. Если нужно указать одно число, задействуется одна спица. Для двузначного числа нужны две и так далее.

Успех вычислений на деревянных счетах зависит от правильного использования рук. Дети учатся основным приемам на первом занятии. Если считаются однозначные числа, работает одна рука. Если нужно выполнить расчеты с единицами, десятками и сотнями, задействуют обе руки.

Работают два пальца на руке – указательный и большой. Чтобы остальные не мешали, нужно сжать их в кулак. Альтернативный вариант – придерживать остальными пальцами деревянную рамку. Для подъема и удаления нижних бусин используется большой палец, для бусин, расположенных наверху – указательный.

Сложение и вычитание

Взяв в руки деревянную рамку, нужно подвести к центральной перекладине одно слагаемое (представленное по принципу, изложенному выше). Следом к центру подводится второе слагаемое. Для удобства первым набирают меньшее число. Если при сложении на спицах получается больше 9 бусин, то нужна добавка одной на соседней струне.

При вычитании первым набирают большее число. Принцип расчета: убрать бусины, количество которых соответствует второму числу.

Пример приведен для однозначного числа. Если необходимо сложить или вычесть двузначные или трехзначные числа, принцип их набора, как и принцип вычислений, не меняется. Важный момент: в этом случае задействуют обе руки, что помогает включить в работу одновременно два полушария мозга.

Проходит немного времени (срок зависит от способностей ребенка), и реальный прибор становится ненужным. Запомнив принцип работы, малыш считает на воображаемом абакусе.

Умножение и деление

счеты абакус

Умножение – это многократное сложение чисел. Учитывая это правило, можно приступать к выполнению вычислений на абакусе. Главный принцип: от большего к меньшему.

В случае с двузначными числами умножение происходит в два этапа: вначале перемножаются десятки и единицы, а потом только единицы. Два полученных числа складываются между собой. Деление происходит по аналогичному принципу, только полученные числа отнимаются.

Сложение и вычитание при помощи деревянных счетов ребенок осваивает в течение года. Следующий этап – обучение умножению и делению. Высший «пилотаж» – извлечение корня и возведение в степень. Обучение последнему навыку не входит в стандартный курс ментальной арифметики.

Виды абакусов: как правильно выбрать

Выбирая деревянные счеты для ребенка, стоит отталкиваться от его возраста и личных предпочтений. На прилавках можно встретить абакусы с разноцветными бусинами. Несмотря на привлекательность внешнего вида, педагоги, преподающие ментальную арифметику, рекомендуют отказаться от покупки. Идеальным решением, особенно на начальном уровне, выступает вычислительный прибор с однотонными костяшками.

Внимание на возраст.

  1. 4-7 лет. Подойдет абакус с семью спицами. Планка небольшого размера удобна для маленьких детских ручек. Плюс – передвижение бусин по спице развивает мелкую моторику.
  2. 8-12 лет. Можно приобрести абакус с 15 разрядами. В этом возрасте дети учатся работать с большими числами.
  3. Старше 12 лет. 17-разрядные деревянные счеты подойдут также для преподавателей или взрослых учеников. Количества спиц достаточно для особо сложных расчетов.

При выборе вычислительного прибора стоит уделить внимание качеству используемого материала. Рекомендуемые параметры: рамка из дерева или прочного полимера и бусины из пластика с шероховатой поверхностью. Так как счет происходит с большой скоростью, бусины не должны самопроизвольно перемещаться по спице.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Математика и логика для детей 7-13 лет

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

узнать подробнее

Свод правил для работы на счетах
абакус/соробан

     Устройство счет

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1483743419_%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B.jpg

На счетах всегда начинают считать на первом
правом ряду. Это разряд единиц. Второй ряд – разряд десятков, третий ряд –
разряд сотен, четвертый ряд – разряд тысяч и т.д.

     Цифры на счетах 

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1483743462_%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B.jpg

     Действия сложения
и вычитания на счетах выполняются с помощью правил ПростоБратДругДруг+Брат.

     Правила
применяются строго в указанной последовательности.
 Т.е.
сразу нужно выполнять действие по правилу «просто». Если нельзя это сделать, то
применяют правило «брат», потом «друг» и только потом «друг+брат».

     Описания
правил:

Сложение

+1,+2,+3,+4 — поднять нужное количество земных
косточек к планке большим пальцем.

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192193_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE+3.jpg

+5 – опустить небесную косточку к планке указательным пальцем. 

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192255_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE+5.jpg

+6,+7,+8,+9 – одновременно сдвинуть к планке
небесную и земные косточки (1,2,3,4 земные косточки соответственно).

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192291_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE+7.jpg

Вычитание

-1,-2,-3,-4 – опустить от планки нужное
количество косточек указательным пальцем.  

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192335_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE-2.jpg

-5 – поднять от планки небесную косточку указательным пальцем. 

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192376_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE-5.jpg

-6,-7,-8,-9 – одновременно большим и
указательным пальцами убрать от планки небесную и земные косточки (1,2,3,4
земные косточки соответственно) 

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192417_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE-6.jpg

Применяется, когда не работает правило ПРОСТО

Братья в ментальной арифметике – это два
числа, при сложении которых получается пять.

Всего 5 Братьев.

1+4 = 5 Брат 1 – 4

2+3 = 5 Брат 2 – 3

3+2 = 5 Брат 3 – 2

4+1 = 5 Брат 4 – 1

5+0 = 5 Брат 5 – 0

Сложение

Чтобы добавить число с помощью правила «Брат»
— нужно добавить 5 (количество братьев) и отнять брата добавляемого числа.

+1 = +5-4 5 и 4 нужно сдвинуть вниз
одновременно большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192534_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+1.jpg

+2 = +5-3 5 и 3 нужно сдвинуть вниз
одновременно большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192581_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+2.jpg

+3=+5-2 5 и 2 нужно сдвинуть вниз одновременно
большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192621_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+3.jpg

+4=+5-1 5 и 1 нужно сдвинуть вниз одновременно
большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192654_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+4.jpg

Вычитание

Чтобы отнять число с помощью правила «Брат» —
нужно отнять 5 (количество Братьев) и добавить Брата отнимаемого числа.

-1 = -5 +4 5 и 4 нужно сдвинуть вверх
одновременно большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192690_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-1.jpg

-2 = -5 +3 5 и 3 нужно сдвинуть вверх
одновременно большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192716_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-2.jpg

-3 = -5 +2 5 и 2 нужно сдвинуть вверх
одновременно большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192751_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-3.jpg

-4 = -5 +1 5 и 1 нужно сдвинуть вверх
одновременно большим и указательным пальцами

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192781_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-4.jpg

Применяется, когда не работают правила Просто
и Брат

Друзья в ментальной арифметике – это два
числа, при сложении которых получается десять.

Всего 10 друзей.

1+9 = 10 Друг 1 – 9

2+8 = 10 Друг 2 – 8

3+7 = 10 Друг 3 – 7

4+6 = 10 Друг 4 – 6

5+5 = 10 Друг 5 – 5

6+4 = 10 Друг 4 – 6

7+3 = 10 Друг 7 – 3

8+2 = 10 Друг 8 – 2

9-1 = 10 Друг 9 -1

10 на счетах – это одна земная косточка у
планки на втором ряду.

Правила откладывания косточек при
использовании правила «Друг» такие же, как и для правила «ПРОСТО»:

1,2,3,4 — добавляют, поднимая кости к
планке большим пальцем, отнимают, опуская от планки указательным пальцем.

5 – добавляют и отнимают только указательным пальцем.

6,7,8,9 – добавляют, сдвигая одновременно
большим и указательным пальцами небесную и 1,2,3,4 земные косточки к планке,
отнимают – убирают от планки одновременно большим и указательным пальцами
небесную и 1,2,3,4 земные косточки.

Сложение

Чтобы добавить число с помощью правила «Друг»
— нужно добавить 10 (количество друзей) и отнять друга добавляемого числа.

+1 = +10-9 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 9

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192835_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+1.jpg

+2 = +10-8 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 8

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192862_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+2.jpg

+3= +10-7 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 7

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192887_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+3.jpg

+4= +10-6 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 6

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192913_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+4.jpg

+5=+10-5 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 5

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192953_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+5.jpg

+6=+10-4 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 4

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482192976_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+6.jpg

+7=+10-3 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 3

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193006_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+7.jpg

+8=+10-2 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 2

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193040_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+8.jpg

+9=+10-1 одновременно левой рукой на втором
ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 1

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193113_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3+9.jpg

Вычитание

Чтобы отнять число с помощью правила «Друг» —
нужно отнять 10 (количество друзей) и добавить друга отнимаемого числа.

-1 = -10+9 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 9

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193274_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-1.jpg

-2 = -10+8 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 8

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193301_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-2.jpg

-3= -10+7 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 7

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193326_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-3.jpg

-4= -10+6 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 6

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193352_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-4.jpg

-5= -10+5 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 5

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193376_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-5.jpg

-6= -10+4 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 4

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193401_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-6.jpg

-7= -10+3 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 3

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193430_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-7.jpg

-8= -10+2 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 2

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193454_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-8.jpg

-9= -10+1 одновременно левой рукой на втором
ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 1

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193477_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-9.jpg

Применяется, когда не работают правила Просто,
Брат и Друг. Данное правило совмещает в себе два правила – Друг и Брат. Левой
рукой выполняется правило Друг, а правой рукой правило Брат.

Сложение

Чтобы добавить число с помощью правила
«Друг+Брат» — нужно добавить 10 (количество друзей) и отнять друга добавляемого
числа правилом «Брат», т.к. правило «Просто» применить нельзя.

+6 = +10-5+1 одновременно левой рукой на
втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 4 правилом Брат
(5и1 поднять вверх)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193536_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+6.jpg

+7 = +10-5+2 одновременно левой рукой на
втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 3 правилом Брат
(5и2 поднять вверх)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193563_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+7.jpg

+8 = +10-5+3 одновременно левой рукой на
втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 2 правилом Брат
(5и3 поднять вверх)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193591_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+8.jpg

+9 = +10-5+4 одновременно левой рукой на
втором ряду добавить 10, правой рукой на первом ряду отнять 1 правилом Брат
(5и4 поднять вверх)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193618_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82+9.jpg

Вычитание

Чтобы отнять число с помощью правила
«Друг+Брат» — нужно отнять 10 (количество друзей) и добавить Друга добавляемого
числа правилом «Брат», т.к. правило «ПРОСТО» применить нельзя.

-6 = -10+5-1 одновременно левой рукой на
втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 4 правилом Брат
(5и1 опустить вниз)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193645_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-6.jpg

-7 = -10+5-2 одновременно левой рукой на
втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 3 правилом Брат
(5и2 опустить вниз)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193670_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-7.jpg

-8 = -10+5-3 одновременно левой рукой на
втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 2 правилом Брат
(5и3 опустить вниз)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193696_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-8.jpg

-9 = -10+5-4 одновременно левой рукой на
втором ряду отнять 10, правой рукой на первом ряду добавить 1 правилом Брат
(5и4 опустить вниз)

Описание: https://easy-numbers.net/uploads/ckeditor/1482193723_%D0%B4%D1%80_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82-9.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пользоваться сухожаром сн 360т инструкция по применению
  • Как пользоваться сухожаром для маникюрных инструментов инструкция
  • Как пользоваться строительным степлером инструкция по применению видео
  • Как пользоваться стрелочным мультиметром подробная инструкция
  • Как пользоваться столовыми приборами инструкция