Как провести семинар пошаговая инструкция для воспитателей

Инфоурок


Директору, завучу

ПрезентацииОрганизация семинаров и практикумов в ДОУ (из опыта работы)

Организация семинаров и практикумов в ДОУ (из опыта работы)



Скачать материал

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯМБДОУ компенсирующего вида детский сад № 16 «Игрушка»ТЕМА:...



Скачать материал «Организация семинаров и практикумов в ДОУ (из опыта работы)»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯМБДОУ компенсирующего вида детский сад № 16 «Игрушка»ТЕМА:...

    1 слайд

    ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
    МБДОУ компенсирующего вида детский сад № 16 «Игрушка»
    ТЕМА: «Организация семинаров, практикумов в образовательной организации»
    Заместитель заведующего по ВМР
    Салтыкова Ирина Викторовна

  • Одна из основных функций заместителя заведующего по ВМР– оказание помощи восп...

    2 слайд

    Одна из основных функций заместителя заведующего по ВМР
    – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.
    Методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ.
    Целями методической работы являются: освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников;  обмен опытом  между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа  ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

  • Семинары – практикумы   направлены на повышение уровня не только  теоретическ...

    3 слайд

    Семинары – практикумы
    направлены на повышение уровня не только  теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми.
    Тематика семинаров – практикумов строится на  запросах воспитателей и связана с  задачами годового плана. В практике работы нашего  ДОУ семинары-практикумы проводят не только заместитель заведующей по ВМР, но и педагоги — специалисты, хорошо владеющие необходимыми навыками. 

  • Важная составляющая профилактики выгорания педагоговэто выступление на семина...

    4 слайд

    Важная составляющая профилактики выгорания педагогов
    это выступление на семинарах, конференциях, практикумах. Обмен опытом работы.
    ВАЖНО ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:
    1. Учитывать психологические особенности педагога (робким и нерешительным – стенд- доклады).
    2. Выбирать интересующую педагога тему.
    3. Знать сильные стороны педагога.
    4. Поддерживать малейшую инициативу педагога.
    5. То, что получилось отлично продвигать далее – появляются новые стороны изучения темы.

  • Чем следует руководствоваться  при выборе темы семинаров?- Годовые задачи.
-...

    5 слайд

    Чем следует руководствоваться  при выборе темы семинаров?
    — Годовые задачи.
    — Анкетирование педагогов (май).
    Интересы воспитателей , проблемы.
    Наблюдение за педагогическим процессом, анализ планов.
    Анализ разного вида контроля.

  • Подготовка к семинаруПодбор методической литературы,
 подготовка места провед...

    6 слайд

    Подготовка к семинару
    Подбор методической литературы,
    подготовка места проведения семинара,
    подготовка выставок  атрибутов, пособий по заявленной теме,
    оказание методической помощи выступающим  на семинаре.
    Цель семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат.

  • Из опыта работы    В своей практике организации семинаров-практикумов мы испо...

    7 слайд

    Из опыта работы
    В своей практике организации семинаров-практикумов мы используем разные формы:  
    семинар в одно занятие,
    семинар в несколько занятий, объединённых общей темой.

  • Формы семинаровв форме деловой игры («Использование методики «Дары Фрёбеля» в...

    8 слайд

    Формы семинаров
    в форме деловой игры («Использование методики «Дары Фрёбеля» в коррекционно- развивающей работе»),
    в форме «круглого стола»  ( «Формирование связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР»). 
    Изучая методическую литературу, мы нашли подтверждение этому:   семинары  необходимо проводить в разных формах. Это могут быть занятия с элементами лекции, консультации, дискуссии, брифинга, «круглого стола», эстафеты педагогического мастерства.

  • Выставка пособий

  • Выступление на городском семинаре

    10 слайд

    Выступление на городском семинаре

  • Мастер- класс на семинаре

    12 слайд

    Мастер- класс на семинаре

  • Школа молодого педагога

    14 слайд

    Школа молодого педагога

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 457 420 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 14.04.2018
  • 1349
  • 0

«Информатика (в 2-х частях)», Горячев А.В., Герасимова В.Г., Макарина Л.А., Островский С.Л., Паволоцкий А.В., Семёнов А.А., Юдина А.Г., Чернышёва Т.Л.

  • 14.04.2018
  • 469
  • 0

«Естествознание (базовый уровень)», Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С. и др.

  • 14.04.2018
  • 372
  • 0
  • 14.04.2018
  • 312
  • 0
  • 14.04.2018
  • 373
  • 0

Понятийный аппарат по ФГОС

  • Учебник: «География. Начальный курс», Летягин А.А.
  • Тема: § 2. География в Средние века (Европа)
  • 14.04.2018
  • 921
  • 5

«География. Начальный курс», Летягин А.А.

  • 14.04.2018
  • 459
  • 2

«Технология. Индустриальные технологии», Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг образовательных услуг: инструменты продвижения»

  • Курс повышения квалификации «Психологические основы управления педагогическим коллективом в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Особенности управления образовательными организациями общего образования»

  • Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Эффективные технологии разработки управленческих решений в образовании»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление процессом финансового планирования и консультирования в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовые аспекты деятельности образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение социальных медиа в обучении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эффективные маркетинговые коммуникации в практике профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Основы анализа стратегических документов на примере ФГОС ООО»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Салтыкова Ирина Викторовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Салтыкова Ирина Викторовна

    • На сайте: 5 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 13142
    • Всего материалов:

      13

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад  №12 города Шебекино»

Мастер-класс по организации

семинара-практикума для педагогов ДОУ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО- РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Педагог-психолог Соловьева Е.В.

Шебекино 2019

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.                       Антуан Сент-Экзюпери

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов-психологов по вопросам организации семинара-практикума для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»

Задачи мастер-класса:

— познакомить участников мастер-класса с опытом работы в данном направлении;

— обучить участников мастер-класса методам и приемам, используемых в  процессе проведения семинара-практикума для педагогов;

—  развить интерес к проблеме развития коммуникативно-речевых умений у детей-дошкольников;

—  активизировать желание сотрудничества, взаимопонимания.

План проведения мастер-класса:

  1. Приветствие
  2. Теоретическая часть (психолого-педагогическое обоснование  и актуальность проблемы).
  3. Практическая часть  (семинар-практикум для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»).
  4.  Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

— Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Представляю вашему вниманию мастер-класс по  организации семинара-практикума для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»

Целью семинара-практикума для педагогов «Развитие коммуникативно-речевых  умений детей» является повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по проблеме  развития коммуникативно-речевых умений у детей дошкольного возраста.

Задачи семинара-практикума:

— познакомить педагогов с основными факторами, влияющими развитие коммуникативно-речевых умений у детей-дошкольников;

— мотивировать педагогов на развитие  и совершенствование своих коммуникативных умений;

 —  способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством игровых заданий;

— способствовать повышению уровня групповой сплоченности в педагогическом коллективе;

— расширить опыт педагогов по созданию условий в дошкольном учреждении для развития коммуникативно-речевых умений детей.

Ход семинара-практикума:

  1. Приветствие

Эмоциональный настрой. Здравствуйте-здравствуйте! А что люди делают при встрече? Правильно, здороваются. Сейчас мы поиграем  в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

  • правая рука к правой руке
  • бедро к бедру
  • спина к спине
  • пятка к пятке
  • колено к колену
  • локоток к локотку
  • голова к голове
  • ладошка к ладошке

Предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

Теоретическая часть

 Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.

На данный момент показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого – разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения. Коммуникативные и речевые умения исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. К ним относятся: А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.М. Соковкин и др.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые: Н.А. Асадулаева, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.М. Григорьев, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, С.Л. Новоселова, М.А. Норбашева, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, А.П. Юсупова, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Проблемы развития коммуникации сегодня особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами (Л.А. Венгером, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъяковым и другими) как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма.

Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт.

Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и, так или иначе, взаимодействуем с ним.

Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.

ФГОС ДО выделяет такие образовательные области как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Сегодня данные области играют важнейшую роль для развития ребенка не только в плане речи, но и для личности в целом.

Сформировать речевой навык – это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание. Для того, чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы мы, педагоги, сами умели пользоваться речевыми навыками для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний; если этого не будет, то речевая деятельность сформируется только лишь частично.

Коммуникативный навык – это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.

Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй – около шести лет.

Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому. Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками.

Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками».

По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе.

Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, – ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная – дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества.

По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями.

Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми.

Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми.

Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния – от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии.

Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д.

Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера. Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает.

Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков.

Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.

Практическая часть

Для начала предлагаю вам прослушать одну древнюю притчу:

«Если странствующий монах хочет переночевать, он должен в споре победить хозяина жилища.

Жили два брата, старший был просвещен и мудр, а младший мало того, что дурак, но еще и одноглазый. И вот однажды вечером к ним в дом постучался монах, и попросился переночевать. Старший брат был занят, и послал спорить с пришедшим своего младшего брата, поставив условие, что спор будет проходить без слов.

Младший брат с гостем ушли в соседнюю комнату, через минуту монах вышел, поклонился старшему брату и сказал, что он побежден и должен уйти. Тот, зная умственные способности своего младшего брата, изумился и попросил рассказать, как, собственно, было дело.

— Мы вошли в комнату, — начал монах, — сели друг напротив друга, и начали спор без слов. Я показал вашему брату один палец, что символизирует Будду, он в ответ показал мне два пальца, указывая на Будду и его учеников. Я тогда показал три пальца, говоря, что есть Будда, его ученики и его учение. Ваш брат показал мне в ответ сжатую в кулак руку, напоминая этим, что всё это одно целое. Я не нашел, что возразить, я побежден и должен уйти.

Но как только странствующий монах вышел, в комнату влетел разъяренный младший брат.

— Где этот нахал? — закричал он.

— Расскажи мне, как вы спорили, — попросил старший брат.

— Мы сели напротив друг друга и начали спор без слов, как ты просил. Этот нахал показал мне один палец, намекая на то, что я одноглазый. Я, будучи вежливым, показал ему два пальца, намекая на то, что у него-то их два. Он в ответ показал мне три пальца, указывая на то, что у нас три глаза на двоих. Я рассердился и показал ему кулак, намекая на то, что поколочу его. А он вскочил и побежал жаловаться тебе. Где этот нахал? Я ему сейчас врежу!»

  1. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Психолог  просит выйти 5-7 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 4-5 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) психолог  зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Инструкция, для тех, кто за дверью: «Сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?»

Инструкция для тех, кто остался в комнате: «Сейчас сюда по одному будут входить участники игры, первому я сообщу текст, который передаст его второму, второй – третьему и т. д., ваша задача фиксировать кто и как точно будет передавать текст».

«Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты — только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор ВСЕ не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом».

Анализ игры

Первый вопрос, который тренер задает «Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?»
Конечно, большинство скажут, что они говорили ли, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит — не слышит, понимает — не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Второй вопрос тренера: «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?» Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.
Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется, как школьница младших классов и т. д., а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.
Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 5), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

  1. Упражнение «Эмоциональные фразы»

Произнести весело, ласково, гневно следующие фразы:

«Подойди ко мне»

«Закрой дверь»

«Сядь на место».

  1. Упражнение «Устами младенца»

Цель: учить детей объяснять значения слов, развивая тем самым словарный запас и связную речь.

Прослушав детское объяснение слова, угадайте его. Используйте как можно меньше попыток.

1)Динозавр- «зверь, обычный и добрый, всех может победить, выше человека, боится пистолета и гранаты»

Динозавры «злые хищники с длинным хвостиком, маленькими ушками, с когтями на больших лапах»

Динозавры « шуршавые существа, которые ели друг друга, дрались хвостами. У брата стенозавтра на хвосте…»

2) Жуки – «ползут на нас с потолка, от которых никак не спастись»

Жуки – у них нет кишков, ничего нет, только скелет»

Жуки – «у них есть усы, шесть лапок, их много разновидностей: колорадские, божьи…»

3)Спортсмен – «долго учится в школе, гимназии и даже в садике,  занимается все это время зарядкой, чтобы быть сильным»

Спортсмен – «самый сильный человек на свете. Он сильный и могучий»

Спортсмен – занимает первые места, их много: Шумахер…

  1. Упражнение «Звукоподражание»

Цель: развитие позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, принадлежности к группе.

Дети делятся на группы: «котята», «щенята», «утята» и др.

1 часть – движение врассыпную

2 часть – собраться в свою группу (котята, щенята, утята и др.) выполняя звукоподражание.

5. Упражнение «Комплимент»

— А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты? А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно.

Для начала игры нужно выбрать с помощью считалочки Королеву:

Сидел Король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз, два, три,

Королевой будешь Ты!  (Надевает корону и садится на «трон»).

А с помощью мяча мы узнаем, кто скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку).

Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте.

Ну, а музыка покажет, кто нам комплименты скажет

— Приятно слушать комплименты?

— Что вы чувствовали?

-Трудно ли было говорить?

Вывод: такие игры обязательно помогут детям почувствовать себя счастливыми, успешными и реализованными в жизни.

6. Упражнение «Длинные слова»

Цель: развивать интерес к звучащей речи, предупреждение чувства неуверенности и страха.

Чем старше ребенок, тем с более длинными словами он знакомится.

Существует фобия по произнесению длинных слов. Она может развиться у ребенка в любом возрасте и его длина слова будет зависеть от возраста.

Давайте попробуем прочитать длинные слова:

Одиннадцатиклассница

Делопроизводительница

Высокопревосходительство

Переосвидетельствоваться

метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин

7. Упражнение «Расскажи сказку по-другому»

Цель: развитие детского речевого творчества.

Необходимо рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Теремок» от лица теремка

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Мишутки.

8. Упражнение «Газета» (автор Н.Кряжева)

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Подведение итогов. Рефлексия.

Участники мастер-класса поочередно высказываются.

  1. Что понравилось/не понравилось в мастер-классе?
  2. Использование каких методик вызвали трудности?
  3. Какие диагностические методики я буду применять в своей практике?

Упражнение  «Солнышко»

Цель: вызвать положительные эмоции.

Всем участникам раздаются чистые листы с нарисованным солнышком без лучиком. Каждый рисует количество лучиков равное количеству участников, исключая себя. В центре круга пишут свое имя. Затем по кругу передают листы, вписывая пожелания, комплименты над лучиках. Листы, пройдя по кругу, возвращаются к своему хозяину.

Список литературы:

  1. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных  и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  2. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
  3. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.- М.: Книголюб, 2005.-56с.
  4. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
  5. https://trepsy.net/world/?stat=4086 
  6. http://50ds.ru/detsad/metodist/print:page,1,10478-scenariy-delovoy-igry-dlya-pedagogov-po-razvitiyu-rechi.html
  7. https://akademiki.biz/forum/index.php?showtopic=267
  8. https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/12/30/podvizhnye_kommunikativnye_igry.docx

Проведение семинаров для воспитателей детского сада

семинары для воспитателей детского сада

Для улучшения качества работы педагогического персонала и внедрения новейших теоретических профессиональных разработок в жизнь используются семинары для воспитателей детского сада на разные темы. Они помогают научиться применять полученные знания на практике, поэтому чрезвычайно полезны для работы самих воспитателей и опосредованно – для обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях.

Поскольку задачей любого семинара является применение теоретических знаний в практических условиях, такого рода тренинги могут использовать различные темы в зависимости от назначения практикума. Они рассчитаны на определенную направленность, например, бывают семинары для воспитателей младшей группы или же тематические заседания, связанные с конкретным заданием, например, с развитием речи у детей второй младшей группы, с подготовкой выпускников к школе, со спецификой использования изобразительного искусства в обучении и так далее.

Назначение семинаров практикумов

назначение семинаров практикумов

Семинар – это интерактивная форма обучения с высоким уровнем эффективности. С его помощью можно успешно решать многочисленные сложные задачи, а также глубоко и со всех сторон изучить рассматриваемый на семинаре вопрос. 

Любой семинар практикум в детском саду для воспитателей ставит перед собой конкретные задачи и цели. Он не может иметь абстрактного назначения, так как предполагает внедрения в практическое использование в ДОУ конкретного знания и умения.

Основными задачами семинаров практикумов являются следующие:

  • Развитие творческой фантазии и мышления.
  • Совершенствование знаний и умений.
  • Ведение дискуссий и обсуждений.
  • Создание и обсуждение проблемных ситуаций для их коллективного решения.
  • Формирование грамотных рекомендаций.

Для того, чтобы такой семинар не был простой отметкой о проведенном мероприятии, его тема должна быть актуальной именно для конкретного учреждения. Например, в детском саду, где воспитываются дети с ограниченными возможностями по слуху, важной темой для такого собрания может быть использование изобразительных средств для развития у детей ассоциативных связей между названием и окружающей предметной средой.

Также тема семинара не должна быть формальной, то есть на нем предполагается решение конкретных вопросов. Например, если речь идет о внедрении требований ФГОС и профессионального стандарта воспитателей ДОУ, рассматриваться должны такие вопросы, которые в первую очередь интересны и не совсем понятны собравшимся. Задачей семинара должно быть получение практических знаний по использованной теме, что позволит внедрить их в свою повседневную практику в работе группы и всего детского сада в целом.

Где и как могут проходить семинары и практикумы

Семинары можно использовать как эффективные средства подготовки педагогического состава детского дошкольного учреждения и как способ развития творческих способностей сотрудников. Они могут проводиться на самых разных уровнях – начиная с самого ДОУ и завершая крупными собраниями на районном, областном или общегосударственном уровне.

Обычно семинары, проводимые в детских садах, касаются более конкретных актуальных тем или же связаны с вопросами внедрения теории в практику, в частности, с новыми требованиями законодательства. Если же речь идет о семинарах, организуемых специализированными предприятиями, то они могут касаться более широких вопросов, например, социализации воспитанников из разных социальных слоев общества или психологической разгрузки сотрудников ДОУ.

В ряде случаев можно пройти семинары для воспитателей детского сада бесплатно. В сети можно найти сайты с полезными публикациями по этому направлению, которые могут использоваться педагогами и воспитателями детских садов в качестве основы для самообразования и саморазвития.

Кому необходимы семинары практикумы

кому необходимы семинары практикумы

Так как педагогическая наука постоянно развивается, используются все новые системы, методики и направления работы, которые предстоит изучить и применить в своей деятельности практикующим педагогам и воспитателям. Это необходимо для того, чтобы прогресс в области педагогики не оставался лишь теоретическими достижениями, а оказывал непосредственное воздействие на практический процесс воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях.

Именно поэтому принимать участие в таких семинарах необходимо всем сотрудникам детского сада вне зависимости от занимаемой ими должности и наличия опыта работы. Даже если человек трудится воспитателем несколько десятилетий, это не означает, что ему не нужно самосовершенствоваться и профессионально развиваться. Зачастую этой категории сотрудников ДОУ такие практикумы жизненно важны, так как профессиональное обучение они проходили давно, в те времена, когда требования к преподаванию и воспитанию разительно отличались от современных. Семинары помогут им внедрить передовой опыт в свою повседневную деятельность, сделать ее современной, более качественной и продвинутой.

Столь же большое значение имеет семинар для начинающих воспитателей в детском саду. Только что закончившие среднее или высшее педагогическое учебное заведение, они имеют большой багаж знаний по своей профессии. Но это всего лишь теоретические выкладки, которые им еще предстоит применить к настоящей, реальной работе с детьми. Поэтому для них семинары практикумы являются жизненной необходимостью. На них начинающие воспитатели и педагоги обучаются применять свои знания в практических целях, узнают тонкости своей профессии, становятся настоящими сотрудниками детских образовательных учреждений.

Семинар практикум поможет систематизировать полученные знания и трансформировать их в специальные действия, направленные на достижение поставленной перед собой цели. Это эффективный способ обучения и самосовершенствования педагогов и воспитателей ДОУ.

Упражнения

на начало семинара, семинара-практикума, педагогического совета.

1.Упражнение – энергизатор.

Я рада Вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команда Вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

— «Постройтесь по росту», — «По размеру обуви», — По цвету глаз, начиная от светлых ( от светлых до темных), — «По месяцу рождения» и т.д.

Вопросы для обсуждения упражнения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.

Вывод, к которому приходят участники: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

2. Игра для рабочего настроя: «Волшебная палочка».

Цель: пробудить интерес участников (педагогов) друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки каждому участнику и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

Варианты могут быть следующими:

Передающий называет число, а принимающий на 2 (3,4) единицы больше или меньше;

Передающий называет существительное, а принимающий прилагательное (глагол), образованное от названного существительного;

Передающий называет сказку, а принимающий – персонаж из названной сказки.

3. Психогимнастическое упражнение.

Все участники сидят в кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало ( не больше и не меньше).

Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Лучше вначале назвать 5-7, в середине 1-2. В ходе выполнения упражнения необходимо блокировать попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Вопросы группе в заключение: «Что помогло нам справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?» «На что Вы ориентировались, когда принимали решение вставать?»

4. Упражнение разминки: «Психологическая зарядка».

Цель: физическая разминка, снижение эмоционального напряжения.

Массировать мочки ушей, широко улыбнуться, повторить: «Я настроена добро».

Стоя на правой ноге, руки в стороны, делая круговые движения руками повторять: «Меня окружают надежные люди».

Держа ладони на коленях, делая наклоны туловищем вправо-влево, повторять: «Я – замечательная».

Положив ладони на плечи, делая руками движения вперед-назад, повторять: « Я полна энергии и сил».

Подмигнув левым глазом, высунуть язык, подпрыгнуть на левой ноге, повторять: «Я приветствую новые идеи».

5. Упражнение: «Разогревки- самооценки».

Цель: снятие напряжения усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, настрой на работу. Участвуют все педагоги.

Задания:

если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от ваших стимулов, подмигните;

если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

если вы не можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем-то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

6. Приветствие.

Участникам семинара (семинара-практикума) предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…».

7. Упражнение «Приветствие».

Цель: разминка, приветствие участников друг друга.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Дальше каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

8. Упражнение: Имя- свои качества на первую букву имени».

Цель: разминка, приветствие участников друг друга.

Участникам предлагается назвать свое имя и качества на первую букву имени.

9. Упражнение (игра): «Ассоциация».

Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если педагог- это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если педагог – это время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это блюдо, то какое? И т.д.

10. Метод «Дерево ожиданий».

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам заранее раздаются заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как продать квартиру покупателю с ипотекой пошаговая инструкция
  • Как пришить ленту к шторе пошаговая инструкция фото
  • Как провести самоинкассацию в сбербанке через банкомат инструкция
  • Как правильно убираться в квартире пошаговая инструкция видео
  • Как продать квартиру по материнскому капиталу пошаговая инструкция