Как проводить морфологический разбор инструкция 6 класс

Морфологический разбор слова

Морфологический разбор слова — это разбор слова как части речи, то есть определение его начальной формы, его постоянных и непостоянных признаков, а так же его роли в предложении.

Как выполняется морфологический разбор?

  1. Определить, к какой части речи относится слово — задать вопрос
  2. Определить его начальную форму. Имя существительное — единственное число, именительный падеж; имя прилагательное — единственное число, мужской род, полная форма; глагол — неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы (что делать? что сделать?)

После начальной формы указываются морфологические признаки слова. Они делятся на 2 группы: постоянные и непостоянные.

К постоянным признакам относятся:

  • существительное: род, склонение, нарицательное/собственное, одушевленное/неодушевленное
  • прилагательное: качественное/относительное
  • глагол: спряжение, вид, возвратность/невозвратность

К непостоянным признакам относятся:

  • существительное: число, падеж
  • прилагательное: число, род, падеж
  • глагол: время, число, лицо, наклонение

Непостоянные признаки глагола определяются ТОЛЬКО в указанной последовательности!

3.  Определись синтаксическую роль слова в предложении. Для этого используется контекст, то есть те слова, которые зависят или от которых зависит разбираемое слово в предложении. ВАЖНО определить синтаксическую роль НЕ начальной формы, а разбираемой. Для этого выписывается словосочетание целиком, задается вопрос к разбираемому слову и графически обозначается, каким членом предложения оно является.

Примеры морфологических разборов

Имя существительное

1. Мальчик вернулся домой без портфеля 3.

  1.  Без (чего?) портфеля — имя существительное
  2. Н.ф. портфель

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

         непостоянные: единственное число, Род. падеж

  1. С.р. вернулся без (чего?) портфеля (дополнение)

2. Девочка с бантиками3 гуляет по улице.

  1. Девочка с (чем?) бантиками — имя существительное
  2. Н.ф. бантик

М.П.: постоянные: 2 склонение, мужской род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. девочка (с чем?) с бантиками (дополнение)

3. Между окнами3 висела картина.

  1. Висела между (чем?) окнами — имя существительное
  2. Н.ф. окно

М.П.: постоянные: 2 склонение, средний род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Тв. падеж

  1. С.р. висела между (чем? где?) окнами (обстоятельство)

4. Ночи3 в декабре будут тёмными, долгими и холодными.

  1. Будут тёмными (кто? что?) ночи — имя существительное
  2. Н.ф. ночь

М.П.: постоянные: 3 склонение, женский род, нарицательное, неодушевленное

          непостоянные: множественное число, Им. падеж

  1. С.р. будут тёмными (кто? что?) ночи

Имя прилагательное

1. Ах, как прекрасен3 сегодняшний вечер! 

  1. Вечер (каков?) прекрасен — имя прилагательное
  2. Н.ф. прекрасный

М.П.: постоянные:

         непостоянные: единственное число, мужской род, краткая форма

  1. С.р. вечер (каков?) прекрасен (сказуемое)

2. Маленькие3 котята бежали по двору.

  1. Котята (какие?) маленькие — имя прилагательное
  2. Н.ф. маленький

М.П.: постоянные:

        непостоянные: множественное число, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. котята (какие?) маленькие (определение)

3. В начале октября установилась солнечная3 сухая погода.

  1. Погода (какая?) солнечная — имя прилагательное
  2. Н.ф. солнечный

М.П.:постоянные:

         непостоянные: единственное число, женский род, Им. падеж, полная форма

  1. С.р. погода (какая?) солнечная (определение)

4. В его комнате недоставало только письменного3 стола.

  1. Недоставало стола (какого?) письменного — имя прилагательное
  2. Н.ф. письменный

М.П.: постоянные:

         непостоянные: единственное число, мужской род, Род.падеж, полная форма

  1. С.р. недоставало стола (какого?) письменного (определение)

Глагол

1. Кто-то настойчиво стучал 3 в дверь.

  1. Кто-то (что делал?) стучал — глагол
  2. Н.ф. стучать

М.П.: постоянные: нсв, 1 спр, невозвратный

         непостоянные: пр.время, единственное число, м.р.

  1. С.р. кто-то (что делал) стучал (сказуемое)

2. Василий подарит3 все свои игрушки Анатолию.

  1. Василий (что сделает?) подарит — глагол
  2. Н.ф. подарить

М.П.: постоянные: 2 спряжение, совершенный вид (св), невозвратный

          непостоянные: будущее время, 3 лицо, единственное число

  1. С.р. Василий (что сделает?) подарит (сказуемое)

3. Каждый день я покупаю3 газеты в ближайшем киоске.

  1. Я (что делаю?) покупаю — глагол
  2. Н.ф. покупать

М.П.: постоянные: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратное

          непостоянные: наст. время, единственное число, 1 лицо

  1. С.р. Я (что делаю?) покупаю (сказуемое)

4. Когда вы соберетесь3 за покупками?

  1. Вы (что сделаете?) соберетесь — глагол
  2. Н.ф. собираться

М.П.: постоянные: 1 спряжение, совершенный вид, возвратное

          непостоянные: буд. время, мн. число, 2 лицо

  1. С.р. вы (что сделаете?) соберетесь (сказуемое)

Задание

Выполнить морфологические разборы по памятке: авеню, ябеда, кофе, племена, красна, золотист, грациозный, переливчатые, распеваешь, провозглашаем, знает

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, который изучает части речи. Часть речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

  • по лексическим значениям;

  • по морфологическим признакам и грамматическим категориям;

  • по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи Служебные части речи Междометия
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество или указывают на них. Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Существительное
Прилагательное
Числительное
Глагол
Наречие
Местоимение
Причастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Деепричастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Предлог
Союз
Частица

По поводу причастий и деепричастий лингвисты не договорились:

  • в одних учебниках их рассматривают как особые формы глагола, поскольку и причастия, и деепричастия образованы от глаголов, наследуют часть глагольных грамматических признаков и их значение тесно связано с действием;

  • в других учебниках причастия и деепричастия считают самостоятельными частями речи, поскольку у тех и у других есть свои уникальные грамматические признаки и в предложении они выполняют иные синтаксические роли, чем глаголы.

Что значит «морфологический разбор слова», мы уже сформулировали выше: это его грамматическая характеристика. А теперь узнаем, как именно его делать. В статье мы собрали алгоритмы и примеры, которые помогут разобраться, как выполняется морфологический разбор слов разных частей речи:

  • существительного;

  • прилагательного;

  • числительного;

  • местоимения;

  • глагола;

  • наречия;

  • причастия;

  • деепричастия.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Морфологический разбор существительного

План разбора имени существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма существительного (И. п., ед. ч.).

    Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

    Непостоянные морфологические признаки: в каком падеже и числе употреблено существительное.

  3. Синтаксическая роль существительного.

Образец разбора имени существительного

Дети не любят пить молоко.

  1. Молоко (что?) — имя существительное, обозначает предмет.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.): молоко.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род; 2-е склонение.

    Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже, единственном числе.

  3. В предложении является дополнением: любят пить (что?) молоко.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Мы путешествуем по миру, чтобы собрать интересные истории и написать книгу. Сегодня мы прибыли в город Небра. Здесь красиво, но где все жители?

Давай зайдем в городскую администрацию, школу и музей, чтобы найти местных. Нажимай на здания, чтобы проверить, есть ли там кто-то

Выполни задание, чтобы открыть первую точку на карте

Поселение Чаронда возникло в XIII веке на Беломоро-Онежском водном пути. Н

е

и

когда крупный т

о

а

рговый центр края со временем начал пустеть и прих

о

а

дить в упадок. Потеряв сн

о

а

чала статус города, а потом большую часть ж

ы

и

телей в XX веке, Чаронда опустела полностью. Сейчас в заброшенном селе, где нет телефонной связи, электричества, газа и вод

а

о

провода, прож

ы

и

вает один единственный житель. Дорог в Чаронду нет. Летом до неё можно добраться на лодке, а зимой на сн

е

и

г

о

а

х

о

а

де по озеру Воже.

Наша первая точка — портал в библиотеку заброшенного города Чаронда. Шагнув в портал, мы оказываемся в пыльном темном зале.

Приглянись, за книжным шкафом светится тайник. Что же из этого первый артефакт?

Мы нашли волшебное перо!

Сделай следующее задание, чтобы открыть вторую точку на карте →

Разбери слова по составу, чтобы открыть вторую точку на карте

апельсин
ов

ый

ноздр

и

живот
н
о
вод

Вторая точка — это тропический город Сан Жи. В доме с кодовым замком спрятан второй артефакт. А на замке — записка от бывшего владельца. Прочитай её →

Прочитай записку и найди в ней кодовое слово. Это поможет вам раскрыть второй артефакт

Чтобы обеспечить своё производство автомобилей сырьём, Генри Форд приобрёл огромные плантации гевеи вдоль реки Амазонки, из которых добывали в то время каучук — основу для создания резины. И его мечтой стала постройка там города Фордландии для обеспечения постоянного производства.

Город был запланирован для проживания 10 000 жителей, и его основали в 1928 году. Форд хотел, чтобы здесь жили бразильские рабочие плантаций и американские управляющие. В городе были построены дома, больница и школа, однако не было ни одного бара. Рабочим запрещалось курить и пить алкоголь, и из-за этого случился бунт. Сами плантации также плохо росли, а деревья постоянно болели.

Так через 6 лет мечта была заброшена. Много лет спустя внук Форда — Генри Форд II — продал эти земли, так как резину стали производить синтетическим способом, и надобность в каучуке отпала.

Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое — это

мечта

надежда

Второй артефакт — это свиток! Теперь нужно попасть в следующую точку и найти третий артефакт →

Открой третью точку на карте. Для этого расставь запятые в тексте

Древний город Крако
основанный ещё в VIII веке до н. э. колонистами
из Греции, расположился в провинции Матера в Италии . Он находился на горе в 400 метров, между лазурным морем и Апеннинскими горами.В средневековье небольшой городок процветал. В Крако раньше проживало около двух тысяч человек
однако в 1963 г. случилось землетрясение
и их пришлось эвакуировать
так как скалы под городом начали разрушаться. Скорый отъезд всех жителей сделал из прекрасного городка город-призрак.

Последняя точка — заброшенный музей города Крако. Сюда мы и должны были доставить два недостающих артефакта. А третий, чернильница, стоит прямо посреди главного зала!

Мы вернули все артефакты в музей! Это поможет школьникам вдохновиться и начать писать великие книги. А мы теперь можем вернуться домой и узнать результаты нашего приключения →

Выберите идеального репетитора по русскому

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по русскому

Морфологический разбор прилагательного

План разбора имени прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма прилагательного (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд (относительное, качественное, притяжательное).

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для качественных прилагательных), степень сравнения (для качественных прилагательных), падеж, число, род (в ед. ч.).

  3. Синтаксическая роль прилагательного.

Образец разбора прилагательного

Меня окружают высокие люди.

  1. Высокие (какие?) — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): высокий.

    Постоянные признаки: качественное.

    Непостоянные признаки: употреблено в полной форме, положительной степени сравнения, именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: люди (какие?) высокие.

Морфологический разбор числительного

Порядок разбора имени числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р. для порядкового, И. п. для остальных разрядов).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное, дробное); разряд по составу (простое, сложное, составное).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж; род и число (для порядкового).

  3. Синтаксическая роль числительного.

Образцы разбора числительных

Пролетело четыре дня.

  1. Четыре (сколько?) — имя числительное, обозначает количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): четыре.

    Постоянные признаки: количественное, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (сколько?) четыре дня.

В первой комнате никого не было.

  1. В первой (которой?) — имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): первый.

    Постоянные признаки: порядковое, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в предложном падеже, женском роде, единственном числе.

  3. В предложении является определением: в комнате (которой?) первой.

Морфологический разбор местоимения

План разбора местоимения-существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п. или Р. п. для местоимений, у которых нет формы И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению, лицо (для личных местоимений), число (для личных местоимений, а также то, это, всё, все), род (для личных местоимений третьего лица).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-существительного

У неё сегодня такой грустный взгляд.

  1. У неё (у кого?) — местоимение, указывает на лицо.

  2. Начальная форма (И. п.): она.

    Постоянные признаки: личное, 3-е лицо, женский род, единственное число.

    Непостоянные признаки: употреблено в родительном падеже.

  3. В предложении является дополнением: (у кого?) у неё.

План разбора местоимения-прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.; для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж, род (в ед. ч.), число (для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — только род и число).

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-прилагательного

Её глаза были полны слёз.

  1. Её (чьи?) — местоимение, указывает на признак предмета по его принадлежности к кому-либо или чему-либо.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): её.

    Постоянные признаки: притяжательное.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: глаза (чьи?) её.

План разбора местоимения-числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-числительного

Осталось ещё несколько кусочков рафинада.

  1. Несколько (сколько?) — местоимение, указывает на количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): несколько.

    Постоянные признаки: неопределённое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (что?) несколько кусочков.

Морфологический разбор глагола

План морфологического разбора глагола

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив).

    Постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

    Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род (если есть).

  3. Синтаксическая роль глагола.

Образец разбора глагола

Речь мы произнесли громко и выразительно.

  1. Произнесли (что сделали?) — глагол, обозначает действие предмета.

  2. Начальная форма: произнести.

    Постоянные признаки: глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения.

    Непостоянные признаки: употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, первом лице.

  3. В предложении является сказуемым: (что сделали?) произнесли.

Морфологический разбор наречия

Порядок разбора наречия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Морфологические признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть), неизменяемость.

  3. Синтаксическая роль наречия.

Образец разбора наречия

Цветы вкусно пахли.

  1. Вкусно (как?) — наречие, обозначает признак действия.

  2. Морфологические признаки: определительное, неизменяемое.

  3. В предложении является обстоятельством: пахли (как?) вкусно.

Морфологический разбор причастия

Порядок разбора причастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, вид, время.

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род (в ед. ч.), падеж (для причастий в полной форме).

  3. Синтаксическая роль причастия.

Образец разбора причастия

Выпишите все слова, соответствующие условиям.

  1. Соответствующие (какие?) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

  2. Начальная форма: соответствующий.

    Постоянные признаки: действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида.

    Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.

  3. В предложении является определением: слова (какие? что делающие?) соответствующие.

Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора деепричастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив глагола).

    Постоянные морфологические признаки глагола: вид, возвратность, переходность.

    Непостоянные морфологические признаки: неизменяемая форма.

  3. Синтаксическая роль деепричастия.

Образец разбора деепричастия

Задумавшись, я проехала свою остановку.

  1. Задумавшись (что сделав?) — деепричастие, обозначает добавочное действие к основному действию.

  2. Начальная форма глагола: задуматься.

    Постоянные признаки глагола: совершенного вида, возвратный, непереходный.

    Непостоянные признаки: неизменяемая форма.

  3. В предложении является обстоятельством: проехала (как?) задумавшись.

Памятка для
учащихся 6-го класса

Морфологический
разбор частей речи

I.Часть речи. Вопросы. Общее значение

Имя
существительное
, отвечает
на вопросы кто? что?,

обозначает
предмет

Имя
прилагательное
, отвечает на
вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает
признак предмета

Глагол,

отвечает
на вопросы что делать? что сделать?,

обозначает
действие предмета

II. Начальная форма.

Морфологические
признаки

ü
Н.Ф. – Им.пад., ед.ч.

ü
собств. или нариц.,

ü
одуш. или неодуш.,

ü
род,

ü
склонение,

ü
падеж,

ü
число

ü  Н.Ф. – Им.пад., ед.ч., м.р.,

ü  краткая или полная форма,

ü  род (в ед.ч.),

ü  падеж,

ü  число

ü  Н.Ф. – инфинитив (неопред. форма),

ü  вид (соверш. или несоверш.),

ü  спряжение,

ü  число,

ü  время,

ü  лицо,

ü  род (в Прош.вр.)

III. Синтаксическая роль

Подлежащее
(редко — сказуемое), дополнение или обстоятельство

Определение

Сказуемое

Пример

Луговая
речка бежит по ровной долине

Пример
морфологического разбора.

I. Речка – имя сущ., что?, обозначает
предмет.

II. Н.Ф. – речка, нариц., неодуш., ж.р., 1
скл., Им.п., ед.ч.

III. Речка бежит.

I.По ровной (долине) – имя прил., какой?,
обозначает признак предмета.

II. Н.Ф. – ровный, полная форма, ж.р., Дат.п.,
ед.ч.

III.
По ровной (какой?) долине.

I. Бежит – глагол, что делает?, обозначает
действие предмета

II. Н.Ф. – бежать, несов.в., 1 спр., ед.ч.,
Н.в., 3 лицо.

III.Речка
(что делает?) бежит.

  • Главная
  • Культура
  • Первый — последний
  • ЕГЭ. История. За несколько дней до экзамена. РЕКОМЕНДАЦИИ.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Морфологический разбор имени существительного.

Порядок разбора.

Пояснения.

I.Часть речи. Общее значение.

Имя существительное, обозначает предмет.

II.Морфологические признаки.

1.Вопрос, начальная форма.

Вопросы начальной формы:

кто? что?

2.Постоянные признаки:

а) собственное-нарицательное

Собственные – обозначают все названия, единичные предметы, пишутся с большой буквы.

Нарицательные – обозначают не   названия, а ряд однородных предметов, пишутся с маленькой буквы.

б) одушевлённое-неодушевлённое

Одушевлённые – обозначают предметы живой природы, живые существа, отвечают на вопрос кто?

Неодушевлённые – обозначают предметы неживой природы, отвечают на вопрос что?

в) род

Мужской (он), женский (она)и средний (оно) род.

Есть существительные общего рода (плакса, ябеда).

г) склонение

Склонение – это изменение существительных по числам и падежам.

1 скл.: сущ. м. и ж. рода с окончаниями

-А,-Я (юноша, земля).

2 скл.: сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода (дождь, небо).

3 скл.: сущ. ж.р. с Ь знаком на конце (ночь).

Есть несклоняемые существительные, которые имеют только одну форму (кофе, пальто).

Есть разносклоняемые существительные, которые не относятся ни к одному склонению. Их нужно запомнить: бремя, вымя, время, знамя, имя, пламя, племя, темя, стремя, семя, путь, дитя.

3. Непостоянные признаки.

а) падеж

Падежи.

И.п.  кто? что?

Р.п.  кого? чего? (вижу).

Д.п. кому? чему? (дам).

В.п. кого? что? (виню).

Т.п.  кем? чем? (любуюсь).

П.п.  о ком? о чём? (говорю о).

б) число

Единственное и множественное число.

Есть существительные, имеющие форму только единственного числа (молодёжь) и только множественного числа (очки).

III.Синтаксическая роль.

В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством, но может быть сказуемым и определением.

Подсказка.

Склонение разносклоняемых существительных.

И. п. путь, дитя, имя
Р. п. пути, дитяти, имени
Д. п. пути, дитяти, имени
В. п. путь, дитя, имя
Т. п. путем, дитятею, устар. (дитятей, устар.), именем
П. п. о пути, о дитяти, об имени

Образцы морфологического разбора имени существительного.

Образец устного разбора.

Ирина читает книгу.

I.Книгу – имя существительное, обозначает предмет, читает (что?) книгу.

 II. Начальная форма – книга.

Постоянные признаки: нарицательное (не обозначает название), неодушевлённое (обозначает предмет неживой природы), женский род (она книга), 1 склонение (женский род с окончанием -а.).

Непостоянные признаки: стоит в форме винительного падежа, единственного числа.

 III.В предложении является дополнением (отвечает на вопрос косвенного падежа).

Образец письменного разбора.

Ирина читает книгу.

I.Книгу – имя сущ., обозначает предмет, (что) книгу.

 II. Н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; в вин.п., ед.ч.

 III.Читает (что?)книгу (дополнение, подчёркивается пунктиром).

E-mail

В учебниках русского языка часто встречается задание сделать морфологический разбор слова, то есть нужно разобрать его как часть речи. Хотя признаки части речи в разных учебниках отличатся не могут, но оформление и порядок разбора все же отличается. На этой странице мы приведем образцы морфологического разбора имени существительного, прилагательного и глагола из учебника за шестой класс, авторы Ладыженская, Баранов. Разбор актуален на конец 6 класса и охватывает весь материал, изученный за этот учебный год. В седьмом будем разбирать так же, практически ничего нового не добавится.

План разбора может вам пригодиться, чтобы позаниматься летом, вспомнить прошлогодний материал. Морфологический разбор хотя бы одного слова в день — это хорошая тренировка, вспоминается большой объем информации, практически все, что ребенок учил по русскому с 1 по 6 класс. Если еще и слова брать сложные, с орфограммами, то и правила заодно повторите.

План морфологического разбора имени существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
    3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет3 она.  (А. Пушкин)

Устный разбор

Свет — имя существительное.
Во-первых, оно обозначает предмет: (что?) свет.
Начальная форма — свет.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2-го склонения.
Здесь употреблено в винительном падеже в единственном числе — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор

Свет — сущ.
I. (Что ?) свет.
Н. ф. — свет.
II. Пост. — нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.; непост. — вин. п., ед. ч.
III. Льёт (что ?) свет.


План морфологического разбора имени прилагательного

I. Имя прилагательное. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
   1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
   2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
   3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма;
                                                  2) у всех: а) падеж, б) число, в) род (в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Чиста небесная3 лазурь.

Устный разбор

Небесная (лазурь) — имя прилагательное.
Во-первых, оно обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.
Начальная форма — небесный.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак — относительное.
Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является определением.

Письменный разбор

Небесная (лазурь) — прил.
I. Лазурь (какая?) небесная.
Н. ф. — небесный.
II. Пост. — относит.; непост. — им. п., ед. ч., ж. р.
III. Лазурь (какая?) небесная.


План морфологического разбора глагола

I. Глагол. Общее значение
II. Морфологические признаки.
   1. Начальная форма (неопределенная форма).
   2. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) возвратность, г) спряжение.
   3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Работай3 до поту, так поешь в охоту. (Пословица)

Устный разбор

Работай — глагол.
Во-первых, он обозначает действие: (что делай?) работай.
Начальная форма — работать.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение.
Здесь употреблён в повелительном наклонении, в единственном числе, во втором лице — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор

Работай — глагол.
I. (Что делай?) работай.
Н. ф. — работать.
II. Пост. — несов. вид, неперех., невозвр., I спр.; непост. — повелит. накл., ед. ч., 2-е л.
III. (Что делай?) работай.


Порядок морфологического разбора имени числительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж; у порядковых — именительный падеж единственного числа мужского рода).
    2. Постоянные признаки: а) простое или составное; б) количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
    3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Петя выучил пятнадцать3 английских слов.

Устный разбор

Пятнадцать — имя числительное.
Во-первых, оно обозначает количество: выучил (сколько?) пятнадцать (слов).
Начальная форма — пятнадцать.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, целое.
Здесь употреблено в винительном падеже — это его непостоянный признак.
В-третьих, в предложении входит в состав дополнения пятнадцать слов.

Письменный разбор

Пятнадцать — числит.
I. Выучил (сколько?) пятнадцать (слов).
Н. ф. — пятнадцать.
II. Пост. — прост., колич., целое; непост. — вин. пад.
III. Что? пятнадцать слов.


Порядок морфологического разбора местоимения

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.
II. Морфологические признаки.
   1. Начальная форма (именительный падеж единственно-о числа).
   2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (у личных местоимений).
   3. Непостоянные признаки: а) падеж (если есть); б) число (если есть); в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

К кому-то3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

Устный разбор

(К) кому-то — местоимение.
Во-первых, оно указывает на лицо: принесли (к ком у?) (к) кому-то.
Начальная форма — кто-то.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: неопределённое.
Здесь употреблено в дательном падеже — это его непостоянный признак.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор

(К) кому-то — мест.
I. Принесли (к кому?) (к) кому-то.
Н. ф. — кто-то.
II. Пост. — неопределён.; непост. — дат. п.
III. (К  кому?) к кому-то (принесли).

Краткую шпаргалку по морфологическому разбору можно скачать (открывается в ворде) >>

Распечатывайте с узкими полями, тогда все войдет на 1 лист А4.

План морфологического разбора

План морфологического разбора слова зависит от части речи слова. Покажем порядок морфологического разбора для каждой части речи.

Имя существительное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж)
    • Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.
    • Непостоянные признаки:падеж, число.
  2. Синтаксическая роль.

Имя прилагательное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
    • Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.
    • Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма.
      У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе.
  2. Синтаксическая роль.

Имя числительное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж).
    • Постоянные признаки: простое или составное, количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Местоимение

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
    • Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Глагол

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (неопределённая форма).
    • Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность.
    • Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род(если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Причастие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
    • Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
    • Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
  2. Синтаксическая роль.

Деепричастие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (неопределённая форма глагола).
    • Вид.
    • Неизменяемость.
  2. Синтаксическая роль.

Наречие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Неизменяемое слово.
    • Степень сравнения.
  2. Синтаксическая роль.

Категория состояния

Категорию состояния выделяют из наречий не так давно, но эту часть речи включают в новые учебники. Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д.

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Неизменяемое слово.
  3. Синтаксическая роль.

Предлог

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Простой или составной, производный или непроизводный.

Союз

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Сочинительный или подчинительный, простой или составной.

Частица

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Разряд.

Междометия

Для междометий морфологические разборы не делаются.

Синтаксическая роль

В конце морфологического разбора определяется синтаксическая роль слова, то есть каким членом предложения слово является. Выделяют: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие (категория состояния), глагол (причастие, деепричастие) являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения, поэтому в плане морфологического разбора либо опускается пункт 3, либо пишется с формулировкой «Не является членом предложения». Читайте подробнее про члены предложения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как проверить кредитный рейтинг через госуслуги пошаговая инструкция
  • Как провести общее собрание собственников многоквартирного дома инструкция
  • Как пришить тесьму к тюли пошаговая инструкция правильно
  • Как программировать пульт от ворот алютех видео инструкция
  • Как проверить тест на беременность инструкция