Как разместить правила нормирования в еис инструкция

На чтение 7 мин. Просмотров 7.3k. Опубликовано
Обновлено

С начала 2016 года вступила в силу ст. 19 44-ФЗ, которая регулирует нормирование в контрактной системе. Нововведения в закупочной отрасли необходимы для повышения целесообразности закупочной деятельности и исключение закупок товаров роскоши на бюджетные средства или изделий с избыточными характеристиками.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Для чего необходимо нормирование

Нормирование в сфере государственных закупок было введено для пресечения нецелевого расходования бюджетных денег.

Нормирование предусматривает требования к закупаемой продукции и к предельным затратам на закупки, которые необходимы для обеспечения потребностей заказчиков (по ч. 1 ст. 19 44-ФЗ).

Требования могут быть следующими (по ч. 2 ст. 19 44-ФЗ):

  1. Качественными.
  2. Количественными (требования к количеству поставляемых товаров).
  3. Требования к потребительским свойствам товара.
  4. Предельная цена на товары, работы и услуги.
  5. Требования к иным характеристикам товаров.

Основной критерий, который должен соблюдаться при разработке правил: вся закупаемая продукция должна соответствовать целевому назначению и должна быть направлена на удовлетворение требований заказчика, обеспечение государственных и муниципальных интересов.

Нормирование в дальнейшем способствует:

  1. Ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, что запрещает государственным заказчикам приобретать продукцию с излишними характеристиками.
  2. Расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования государственных закупок и подтверждения объемов финансирования из бюджета, запрашиваемые на цели закупки.

Таким образом, благодаря нормированию, федеральные власти следят за тем, чтобы заказчиками не закупались предметы роскоши и товары с избыточными свойствами, а также регулируются предельные цены на товары и услуги.

Как осуществляется формирование правил

Регламент нормирования устанавливают следующие нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 2014 года №1047.
  2. Постановление Правительства от 2015 года № 476.

По положениям Постановления Правительства №555 от 2015 года закупочные планы, планы-графики должны содержать обоснование закупок с указанием цели закупки и ревизии акта нормирования.

Нормативные затраты регулируются в Постановлении Правительства от 2014 года №1047. С опорой на него регионы и муниципалитеты определяют местные требования для расчета нормативных затрат. Однако, по данным Минфина, только половина нормативно-правовых актов соответствует законодательству. Наиболее распространенными нарушениями являются:

  • внесение формул без указания на конкретные нормативы цены;
  • классификация затрат по условиям, которые не отвечают федеральным;
  • указание нормативных затрат на расходы, не связанные с закупками.

В 2019 году процесс нормирования подвергся определенным изменениям. Они были утверждены Постановлением Правительства от 2018 года №712.

Из обязанностей заказчиков по новым правилам исключили обязанности по обязательному обсуждению нормативно-правовых актов по нормированию в ходе заседания общественного совета. Все предложения по новому закону рассматриваются специальной комиссией. Она формируется из состава действующих работников и занимается оценкой предложений и подготовкой протоколов.

Ранее все предложения, которые поступали от общественных объединений и физических лиц, нужно было включать в отчет. Такой отчет нужно было публиковать в ЕИС в течение 3 дней. По новым правилам формируется не отчет, а протокол, а сроки для его размещения продлили на 30 дней. Помимо этого, сократился период обсуждения проектов нормирования в целях общественного контроля с 7 до 5 дней.

В качестве примера нормирования можно привести предельные характеристики автомобилей, которые закупаются в рамках государственного заказа. Нормирование в данной сфере осуществляется на основании Постановления Правительства от 2015 года №927. Так, мощность двигателя не должны превышать 200 л. с. Цена автомобиля зависит от лица, которое будет им пользоваться. Если это руководитель структурного подразделения органа федеральной власти или его заместитель, то цена авто не может быть более 1,5 млн р.

Какой орган размещает правила нормирования госзакупок

Размещать правила нормирования вправе:

  • государственные и муниципальные учреждения;
  • территориальные подразделения;
  • бюджетные, подведомственные казенные, автономные учреждения;
  • управляющие внебюджетными фондами органы.

При нормировании государственных закупок используется следующая последовательность:

  1. Утверждаются общие правила нормирования по ч. 3 ст. 19 44-ФЗ в виде требований к порядку разработки и принятия актов нормирования. В данных правилах указывается, какие именно документы утверждаются муниципальными органами власти и в каком порядке.
  2. Определяются конкретные нормативы закупок по ч. 4 ст. 19 44-ФЗ.
  3. Утверждаются требования к отдельным видам ТРУ (товаров, работ и услуг) и нормативным затратам по ч. 5 ст. 19 44-ФЗ.

На каждом этапе формируется определенный перечень товаров, которые подлежат нормированию: на первом – общие требования, на втором – обязательный перечень, на третьем – ведомственный.

Ведомственный перечень является обязательным для того, чтобы урегулировать обоснованность закупки и исключить закупки товаров с избыточными свойствами или предметов роскоши.

Нормирование осуществляется по определенной схеме:

  1. Первоначально правила нормирования размещаются Правительством РФ. Им регламентируются общие условия закупок в контрактной системе.
  2. Через разработку нормативно-правовой базы устанавливаются общие требования к созданию, внедрению и исполнению подзаконных актов, регулирующих закупку. Они определяют требования к закупаемым товарам, работам и услугам и нормативным затратам.
  3. На следующем этапе в процесс нормирования включаются высшие исполнительные органы госвласти, регионы и муниципальные органы власти.
  4. Требования и нормативно-правовые затраты утверждают непосредственно государственные и муниципальные органы власти.

О разработке нормативно-правовых актов нормирования говорится в Постановлении Правительства №476 от 2015 года. На федеральном уровне указаны общие правила нормирования, а на местах устанавливаются конкретные.

Таким образом, лицо, которое отвечает за размещение правил нормирования, зависит от уровня власти, утвердившего данные нормативно-правовые акты. Федеральные правила размещаются органами федерального казначейства и их уполномоченными сотрудниками. Правила нормирования регионального значения размещаются органами власти субъекта РФ, муниципального – муниципалитетами.

Пошаговый алгоритм размещения в ЕИС

Для размещения сведений в ЕИС заказчику необходимо опираться на официальное Руководство пользователя, в частности, ознакомиться с разделом 4.18 «Работа ЛК организации с полномочием «Орган, устанавливающий требования …».

С официальным руководством пользователя можно ознакомиться по следующей ссылке.

Для размещения правил нормирования орган государственной власти должен придерживаться определенного алгоритма действий:

  1. Обратиться в удостоверяющий центр Федерального казначейства РФ для получения специальных ключей, дающих право на размещение правил нормирования в ЕИС.
  2. После генерации ключей нужно авторизоваться в личном кабинете заказчика в ЕИС.
  3. При правильном формировании ключей во вкладке «Дополнительно» появится возможность разместить правила нормирования во вкладке с аналогичным названием.
  4. После перехода во вкладку в открывшемся окне размещаются Правила нормирования.

Кто и как обязан вносить изменения

Для нормирования закупки должны быть приняты два документа: ведомственный перечень и нормативные затраты. Ежегодное утверждение новых документов не требуется: достаточно внесения правок по мере необходимости. Перед утверждением документа о нормировании нужно пройти общественное обсуждение в ЕИС.

Заказчику следует пересматривать нормирование не реже раза в год. Это рекомендуется делать ежегодно перед тем, как приступать к планированию закупки на следующий год и перед подготовкой плана-графика и плана закупок. При пересмотре нормирования нужно учитывать изменения в законодательстве, утвержденные на федеральном уровне, и изменение характеристик закупаемых товаров.

Для внесения изменений в размещенные правила в ЕИС нужно придерживаться определенного алгоритма:

  1. В правилах нормирования нужно нажать на пункт «Изменить» в строке с нужным проектом.
  2. Откроется страница формирования данных о правилах нормирования с заполненными полями.
  3. Здесь можно внести необходимые изменения.

При изменениях можно указывать причины внесения правок, прикладывать новые файлы, прописывать дополнительные сведения, указывать реквизиты прилагаемых документов.

Как осуществляется поиск правил нормирования в ЕИС

Правила нормирования в ЕИС размещаются в отдельном разделе «Планирование» — «Правила нормирования в сфере закупок».

Поиск можно вести по номеру утвержденных правил. Но если номер неизвестен, то допускается использовать расширенный поиск по таким критериям, как:

  • наименование правил нормирования;
  • тип правил нормирования;
  • орган, который разместил и утвердил данные правила;
  • дата размещения или утверждения;
  • регион, в котором действует документ и пр.

После анализа запроса система выдаст все правила нормирования, которые отвечают требованиям пользователя.

Контроль за соблюдением правил

Органы внутреннего финансового контроля занимаются контролем за соблюдением правил нормирования. Проверка соблюдения указанных правил проводится по п. 2 ст. 99 44-ФЗ в отношении:

  • заказчиков;
  • управляющих;
  • контрактных служб;
  • закупочных комиссий и их членов;
  • уполномоченных органов и учреждений;
  • операторов электронных площадок.

В ходе проверки контролируются расходы заказчика, связанные с ведением закупочной деятельности. При проверке анализируется их достоверность и правильность подготовки отчетности.

Ответственность за нарушение правил закупки несут должностные лица заказчика, которые отвечают за процедуру планирования государственных закупок, или контрактный управляющий.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нормирование является обязательным этапом в проведении таких закупок. Именно по этой причине необходимо понимать, что следует подразумевать под нормированием в Единой информационной системе.

Что такое и для чего нужно нормирование в ЕИС

В соответствии с указанной статьей Федерального закона №44-ФЗ под нормированием понимается формирование специальных требований к предметам закупочных процедур, которые необходимы для удовлетворения нужд заказчика (например, о предельной начальной максимальной цене будущего контракта или отдельной части предмета закупки) либо нормативных затрат, которые направляются на обеспечение функционирования государственных организаций или иных приравненных к ним государственных и муниципальных заказчиков.

Нормирование необходимо для того, чтобы при формировании государственных закупок заказчики, руководствуясь такими установленными требованиями, формировали предмет закупок.

Кроме того, именно использование правил нормирования позволяет определить предельные значения цен для планируемых к заключению контрактов еще на этапе формирования позиций в планах закупок и планах-графиках.

Кем и как формируется

Правила нормирования делятся по своей целевой аудитории на общие и на специальные.

Общие правила являются необходимыми для соблюдения всеми государственными и муниципальными заказчиками в целом или определенной группой таких заказчиков, которые являются подведомственными одному министерству или иному органу исполнительной власти. Специальные являются узконаправленными, обязательными для соблюдения определенными заказчиками, например, работающими в системе образования одного муниципального образования.

В соответствии с таким разделением происходит и распределение того, кто именно будет формировать те или иные правила.

Если речь идет об общих правилах, то они должны быть сформированы на уровне Правительства Российской Федерации или профильного министерства, например, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Если говорить о специальных узконаправленных правилах, которые не являются обязательными к употреблению всеми заказчиками, то их формирование передается, как правило, на уровень субъектов Российской Федерации (например, в Министерство труда и социальной защиты Тульской области) либо на уровень администрации того муниципального образования, в котором находятся заказчики. Однако издание правил в этом случае может происходить только в пределах компетенций такого исполнительного органа.

Какой орган размещает правила и изменения к ним

Сложившаяся практика в сфере государственных и муниципальных закупок показывает, что размещение самих правил нормирования и вносимых в них изменений осуществляется различными уполномоченными органами.

Если речь идет об общих правилах, сформированных Правительством Российской Федерации или профильными министерствами на федеральном уровне, то размещение правил происходит только органами Федерального Казначейства в лице их уполномоченных сотрудников. То же правило касается и изменений в ранее принятые правила. Основанием для внесения таких изменений становится специально издаваемое распоряжение или приказ о внесении изменений в ранее принятые правила нормирования.

Если говорить о правилах нормирования, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования, то размещение таких правил и изменений к ним происходит тем органом, который их принял.

Вне зависимости от того, какой орган и на каком уровне разместил сами правила или внес изменения, они становятся общедоступными всем пользователям в ЕИС.

Если речь об узконаправленных правилах, то они становятся доступны тем юридическим и физическим лицам, которые заинтересованы в использовании таких правил.

Алгоритм размещения

Если необходимо разместить правила нормирования какому-либо органу государственной власти, потребуется соблюсти специальный алгоритм:

  • На первом этапе происходит обращение в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства Российской Федерации, в котором происходит оформление специальных ключей, позволяющих производить размещение правил нормирования в Единой информационной системе. В некоторых случаях произвести размещение можно самостоятельно путем обращения к специальному программному обеспечению «Клиент СЭД: АРМ генерация ключей». Обращение должно быть построено к последней доступной версии. Необходимо создать две электронные цифровые подписи на разных носителях, так как они должны работать одновременно в системе при размещении правил нормирования и их подписывании.
  • Вторым этапом становится фиксирование специальных ролей в созданных ключах. Каждый ключ должен быть настроен на размещение правил нормирования путем фиксации такой роли при его формировании.
  • После того как ключи были сгенерированы или получены, необходимо обратиться к учетной записи в Единой информационной системе. В том случае, если ключи созданы правильно, при входе в личный кабинет в ЕИС во вкладке «Дополнительно» будет отражена возможность размещения правил нормирования в виде специального раздела, который так и называется «Правила нормирования».
  • В открывшемся окне размещается документ, содержащий сами правила нормирования, который подписывается простой электронной цифровой подписью, а документ, которым утверждены такие правила – квалифицированной ЭЦП, которая может быть получена только в Удостоверяющем Центре Федерального Казначейства.

Алгоритм поиска правил

Если заказчику необходимо найти какие-либо правила нормирования, он может обратиться к специальному поиску, находящемуся в Единой информационной системе в разделе «Планирование» на вкладке «Правила нормирования в сфере закупок».

При обращении к данному сервису можно выбрать один из двух вариантов поиска – простой (сокращенный) или расширенный.

Простым поиском можно воспользоваться в том случае, если заказчику известен точный номер документа, которым было осуществлено утверждение правил нормирования. Для этого в строке поиска достаточно вбить такой точный номер, после чего система предложит все подходящие варианты, отсортировав их по дате внесения последних изменений.

Если номер утверждающего документа неизвестен, государственный или муниципальный заказчик может воспользоваться расширенным поиском. Для этого достаточно выбрать подобный вариант поиска в указанной вкладке. В этом случае можно ввести все известные данные о самих правилах или утверждающем их документе. После того как система проанализирует введенные сведения, она выдаст все подходящие документы, отсортировав их по максимальному совпадению с искомыми данными: то есть верхним документом будет тот, который максимально соответствует заданным параметрам.

Вторым механизмом нормирования является установление тре­бований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг). Данный механизм в отличие от первого распространяется на все государственные муниципальные учреждения:

·       Бюджетные учреждения

·       Государственные органы

·       Муниципальные органы

·       Органы управления государственными внебюджетными фондами

·       Казенные учреждения

Механизм установления требований к продукции дает заказчикам ориентиры и ограничения в части того, какую продукцию покупать и сколько она может стоить.

При рассмотрении нормирования в части определения нормативных затрат (первый механизм нормирования) мы говорили о том, что регулирование определения нормирования представляет каскадный принцип. Так, уровни нормативного регулирования в части определения требований к продукции (в том числе предельным ценам) также представляют каскадный принцип.

Каскадный принцип можно продемонстрировать на таком примере.

Первый уровень: Правительством РФ в постановлении № 926 предусмотрено, что органами власти (органами местного самоуправления) высшего уровня должны быть разработаны правила определения требований к закупаемой продукции, включающие в себя:

1) обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг (нормируемая продукция) с их предельными значениями и характеристиками (либо с обязанностями установить эти значения и характеристики уровнем ниже);

2)      порядок формирования и ведения ведомственных перечней нормируемой продукции;

3)      порядок применения критериев отбора продукции для ведомственных перечней.

Второй уровень

Пример 1. Правительством РФ в постановлении № 927 для федеральных госорганов (их территориальных органов, казенных и бюджетных учреждений) предусмотрено, что федеральные госорганы должны разработать ведомственные перечни по определенному формату и что в эти перечни должна входить конкретная продукция, а именно компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т.д. (обязательный перечень). Причем, например, автомобили могут закупаться не мощнее 200 лошадиных сил, а сотовые телефоны для категории служащих «специалисты» не дороже 5 тыс. рублей.

Пример 2. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ издается постановление, в котором определяется перечень продукции, подлежащей обязательному нормированию региональными органами власти для них самих и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений, при этом может быть оговорено (а может и не быть), что автомобили следует покупать не дороже 1,5 млн рублей, а сотовые телефоны не дороже 4 тыс. рублей.

Пример 3. Администрация муниципального образования издает постановление, в котором определяет, что в ведомственные перечни нормируемой продукции обязательно должны войти автомобили, мебель, форменная одежда и канцелярия, при этом автомобили следует приобретать не дороже 2 млн рублей, мебель следует приобретать только из ЛДСП или мягкой хвойной древесины, а приобретаемые принтеры не могут стоить дороже 10 тыс. рублей.

Третий уровень

Пример 1. Федеральное министерство (агентство или служба), например, на основании постановления № 927 утверждает ведомственный перечень, указав в нем как обязательные позиции перечня (компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т.д.), так и добавив свои собственные позиции, нормируя, например, характеристики и стоимость форменной одежды (состав ткани — шерсть не менее 50%, стоимость костюмной пары — не более 15 тыс. рублей).

Пример 2. Областной департамент здравоохранения на основании постановления областной администрации утверждает свой собственный ведомственный перечень нормируемых товаров, работ, услуг для себя и для подведомственных учреждений здравоохранения, при этом просто повторяет позиции обязательных нормируемых товаров, работ, услуг либо добавляет к нему что-то, например, нормирование одежды для медицинского персонала.

Пример 3. Муниципальное управление капитального строительства на основании постановления местной администрации утверждает свой собственный ведомственный перечень нормируемых товаров, работ, услуг для себя и для подведомственных учреждений, при этом повторяет позиции обязательных нормируемых товаров, работ, услуг либо добавляет к нему что-то, например, нормирование писчей бумаги.

При этом ведомственные перечни (третий уровень) должны позволять обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не должны приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши. 

Что такое избыточные свойства? 

Это функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Как определить, какая продукция должна быть добавлена в ведомственный перечень помимо продукции, предусмотренной обязательным перечнем? 

Пунктом 11 Общих правил № 926 установлено, что обязательными критериями отбора отдельных видов товаров, работ, услуг, применяемыми при формировании ведомственного перечня, одновременно являются:

а)      доля расходов на закупку определенной продукции в общем объеме закупок (далее — доля расходов);

б)      доля контрактов на закупку определенной продукции в общем количестве контрактов (далее — доля контрактов).

По всей вероятности, период, за который такие доли определяются, назначает орган, разрабатывающий ведомственный перечень. На федеральном уровне в Федеральных правилах № 927 предусмотрен такой механизм на этот счет: период для расчета — отчетный финансовый год, отдельные виды товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный перечень при условии, если средняя арифметическая сумма доли расходов и доли контрактов превышает 20 процентов. Например, за отчетный год по продуктам питания доля расходов составляет 20%, а доля контрактов — 26%, значит, среднее арифметическое — 23%, следовательно, продукты питания должны попасть в ведомственный перечень нормируемой продукции. В то же время, например, доля расходов на форменную одежду составляет 35%, а доля контрактов — 1%, среднее арифметическое -18%, значит, форменная одежда не попадает в ведомственный перечень.

При подсчете доли расходов и доли контрактов по ведомству берутся как расходы и контракты самого ведомства, так и его территориальных подразделений, а также подведомственных ему учреждений.

Таким образом, для контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы учреждения или органа власти важны именно документы, выпущенные на последнем, третьем уровне. Например, если в ведомственном перечне указано, что предельная цена автомобиля 1,5 млн рублей, то даже запланировать приобретение автомобиля с ценой 2 млн рублей нельзя. Именно там приводится конкретика по предельным ценам, характеристикам и объемам закупаемой продукции. Собственно, уровни 1 и 2 схемы требуются только для того, чтобы разработать сами правила нормирования.

Вся информация, указанная на схеме (правила нормирования, требования к отдельным товарам, работам, услугам, предельные цены на них), размещается в ЕИС.

Еще раз подчеркнем, что требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены) устанавливаются для заказчиков любого вида, в отличие от нормативных затрат на обеспечение функций, которые устанавливаются для государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, муниципальных органов и казенных учреждений.

Органы власти самостоятельно утверждают, как нормативные затраты на обеспечение функций, так и требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг. При этом между собой органы, «находящиеся в параллели», никак не связаны, поэтому даже на одном уровне власти правила нормирования могу различаться даже в случаях, когда обязательными перечнями введены пределы по цене и характеристикам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как разместить платежные документы в гис жкх инструкция
  • Как разместить объявление в яндексе бесплатно пошаговая инструкция
  • Как разместить информацию на гис жкх пошаговая инструкция
  • Как разместить вакансию на hh пошаговая инструкция
  • Как разместить аудиторское заключение на федресурсе инструкция