Вепсская вышивка досюльная или пошаговая инструкция

Закончив свою вышивку Сирень, длиной в 15 лет, я почувствовала, что ею подвела итог своему «роману с крестиком». Не скажу, что больше не буду вышивать крестиком, но думаю, что научилась в этом виде рукоделия всему, чему было возможно и не вижу перспектив для развития лично для себя. Буду неспеша заканчивать долгострои, может что-то новое начну, но сейчас всё моё внимание приковано к неизведанному, в большинстве своём новому для меня миру традиционной русской вышивки.

А это мой образец в процессе отшива на берегу моря.

Я уже пару лет изучаю русский традиционный костюм. А он без вышивки немыслим. Но найти толковый материал именно по технологии вышивки мне не удавалось. Давно заметила, что если ты что-то упорно ищешь, то нужное (книги, люди) сами появляются в твоей жизни. Так и на этот раз получилось — мне удалось попасть на курсы вышивки к Аграфене Ключниковой в доме ремёсел «Славич».

Начали мы как раз с досюльного шва («роспись»,» вперед иголку»,» русский шов»). И знаете что? Я влюбилась в эту вышивку! Красивая, гармоничная, продуманная.

Тадам!!!! Мой первый отшитый образец (сэмплер).

И с идеальной изнанкой!!!! Это действительно народное достояние.

Лицо
и изнанка.  Найди 10 отличий :)

У Аграфены есть прекрасная статья про традиционную вышивку  » Реликтовый лес » традиционной вышивки, а в группе Родная Земля Творческая Мастерская есть прекрасные альбомы, где можно не только увидеть образцы такой вышивки, но и освоить её основы.

Пока на занятиях мы шьём образцы, чтобы понять принцип, набить руку и освоить приёмы выполнения основных узоров и швов. Параллельно Аграфена даёт нам множество нужной информации о материалах, технике, семантике узора, истории. Отшиваем мы в основном Вологодские, Каргапольские и Тверские мотивы. Ну а так же общерусские.
Так подробно пишу про курсы и даю ссылки потому что сама испытывала проблемы с поиском информации по теме. Может кому-то эти ссылки будут полезны.
Рисунок легко запоминается — после того, как вышьешь один рапорт, другие уже шьёшь по памяти или ориентируюсь на уже отшитое, что очень удобно — в схему смотреть не надо. Поэтому для вышивки можно использовать каждую свободную минутку, да и на отдыхе очень удобно  вышивать. Мой первый образец заполнен и  я готова его Вам показать. И в кои то веки мне не стыдно за изнанку, хотя до идеала ещё ой как далеко!
Второй интересный шов — косичка. Его возможности я раскрываю сейчас — оказывается им можно шить целые узоры!

Материал: канва Линда, 100% хлопок, нитки мулине ПНК Кирова. Швы досюльный и косичка.
А теперь расскажу, как отличить лицо от изнанки.

Птички с лица. Стоят птички на шве «косичка».
Те же птички, но с изнанки. Здесь косичка выглядит как две параллельные линии. Вот так и можно отличить лицо от изнанки
И ещё меня спрашивают про этих птичек. Птички головой вниз — так и должно быть.

 P.S. Не так давно Лена Денисова, блог Авоська рукоделок высказала интересную мысль: «Я тут подумала,что в детстве мы мечтали,чтобы изобрели машину времени.Её изобрели!Мы выросли,но к нам вертаются наши игрушки из детства. Разве это не машина времени?Ну и что,что работает она лишь в одном направлении…Работает же!»
А я подумала, что для меня такая машина времени — вещи, которые приходят ко мне из прошлого, как этот стул или традиционная русская вышивка с её вековыми, застывшими во времени узорами. Всё это оттуда, из прошлого, но существует в нашем времени. Разве это не здорово?

Большинство рубах в коллекции Национального музея Республики Карелия вышиты двусторонним счетным швом, который в русских деревнях Карелии называли «досюльный» («досельный»), то есть «старинный». Другие его названия — «роспись», не слишком точное «полукрест». Это действительно один из старейших швов, которые применяются в вышивании.
Подолы станушек вышиты орнаментом — геометрическим, антропоморфным, растительным. Но я не буду повторять прописные истины, а обращусь к практической стороне вышивального дела.

Сам шов очень прост — в одну сторону нить прокладывается швом «вперед иголку» небольшими стежками длиной 3-4 мм. В среднем стежок захватывает 3-4 нити в зависимости от качества полотна. Таким образом, создается контур рисунка (или его части). А затем игла возвращается в обратную сторону: там, где в первый раз на лицевой стороне был сделан стежок, прокладывается второй — с изнаночной. Этот шов относится к контурным швам, но им с успехом заполняли узор внутри контура.

Для облегчения дальнейшего вышивания и сшивания всех 4-х деталей необходимо сделать задел для будущей мережки, которая поможет обработать загиб подола. Отступив 2-2,5 см от нижнего среза, из полотнища выдергиваются две (можно и три) соседние нити утка. Все контуры вышивки ориентируются на эту мережку — это позволит состыковать орнамент в момент сшивания.

Нюансы:

1. Качество льна.
На качестве вышивки сильно сказывается качество самого льна. К сожалению, редко какой лен промышленного производства может сравниться с полотном домашней выделки прошлых столетий. Предлагаемый в магазинах белорусский лен (100%, без примесей) не всегда попадается должного качества, но можно найти и очень хороший. Все у машинного льна «хромает» — и толщина нитей не равномерна, и плотность переплетения не такая высокая. Хорошо, что после стирки лен все же садится и становится плотнее.

2. Качество ниток для вышивки и шитья.
Хорош красный или брусничного цвета х/б «ирис», «роза». Но сравнивая с оригинальными нитями заметно, что те чуть толще, что позволяет сделать узор более плотным, гладким. К тому же новые нитки шелковитые, а старые, многажды перестиранные, распушены и довольно рыхлые. Но им же 100 лет))
С современными нитками всегда есть риск того, что они будут немного линять. Как проверить: намочить отрезок нитки, завернуть в белую тряпочку и отпарить горячим утюгом. Если останется след — значит нить линяет. Тот же «ирис» после стирки дает чуть заметный розоватый оттенок вокруг узора, но если высушить влажную ткань утюгом, не давая краске растечься в процессе сушки, этого можно избежать.

Сшивать детали можно нитями, выдернутыми из полотна либо № 100 («10»-ка в моем детстве).

3. Качество полотна сказывается на длине стежков. С современным льном добиться абсолютно одинаковых стежков сложнее.

На фото хорошо видна разница между новоделом (слева) и оригинальной вышивкой.

4. Острое зрение, твердая рука, умение считать и просчитывать наперед, любовь к арифметике и терпение — вот что нужно тем, кто решил взяться за вышивку в счетной технике.

5. После того, как все детали станушки вышиты и сняты с пял, их соединяют. Бабушки это делали, сшивая полотна в стык, благо кромка тресты это позволяла сделать. Нам приходится использовать бельевой шов, о котором в следующей записи.
Судя по подлинным вещам, не все мастерицы страдали перфекционизмом — орнамент в местах сшивания состыковывается постольку поскольку.

6. После того, как сшиты все 4 детали, наступает черед мережки, о которой уже говорилось. С ее помощью обрабатывается нижний срез станушки. Срез загибается в 1,5-2 раза и пришивается нитью белого цвета: игла захватывает 3-4 нити основы внутри мережки, и крестообразно вводится в загнутый край. Это красивый и надежный способ декоративно закрыть срез ткани.

В приватной переписке мне был задан простой вопрос, на который отвечаю:

«Что такое досюльный шов?»

_______________________________

Досюльный шов — это местное историческое название шва «роспись», бытовавшее на Русском Севере в крестьянской среде.

Последнее время это название активно вводится в оборот местными исследователями и практиками, что следует считать здоровой реакцией их организмов на оставленное нам в наследство фатальное бедствие, состоящее в том, что этот древний шов в официальной и «научной» литературе с некоторых советских пор стал именоваться просто по-дурацки, а именно- «двусторонний шов». О том, что употребление выражения «по-дурацки» стоит считать самым мягким из возможных, я уже писала не раз. К сожалению, я не поставила метку «швы» на тех сообщениях своего журнала, где я подробно объясняла, почему термин «двусторонний шов» в применении к шву «роспись»(или досюльному шву) — торжественная глупость, позорящая «научное сообщество». Теперь найти не могу в собственном журнале. Кто найдёт — киньте ссылки, пожалуйста.
Где-то читала, не помню где (помогите!), что термин «роспись» ввёл в оборот В.Стасов. Мне не кажется, что это было удачным выбором. Правильные ассоциации не возникают, более того — возникают неправильные, и довольно смешные — http://tradtextil.livejournal.com/3406.html . Но выбор сделан. И теперь нет смысла придираться к зубам дарёной лошади. Термин в литературе укрепился, и народ им пользуется, за неимением разумной альтернативы.
Я не вижу ничего фатального в том, чтобы и термин «досюльный шов» имел параллельное хождение в применении к северорусской вышивке. Но полностью переходить на этот термин не считаю разумным. Это, на сколько я знаю, всё-таки местное название. Хотя местность не маленькая.
Было бы ещё разумнее, если бы местные исследователи и практики, пользуясь родным названием, всё-таки различали общекультурную и местную нишу и не забывали сообщать своей аудитории, что в литературе у этого шва имеется название роспись. Конечно, если они хотят жить со всей страной, а не в марионеточной Республике «Русский Север» (мечта бжезинских). Кстати, это может оказаться ещё хуже, нежели жить в большой стране, управляемой исходя из принципов враждебной парадигмы, как это имеет место сейчас.
Самостийничество — нездоровая реакция на гнёт, испытанный в прошлом. Реакция, которая может причинить большой вред. Как ни удивительно, но даже в обсуждении названия простейшего шва(!) мы вынуждены натыкаться на все больные темы нашего времени. Как известно, бороться с самостийничеством не следует — от него следует отойти.
Итак, резюме:
Название «шов роспись», несмотря на недостатки , следует считать устоявшимся литературным термином.
Древнее название «досюльный шов» можно использовать параллельно, как местный термин.
В научных и популярных описаниях шва следует указывать название «шов роспись» как основной термин, а «досюльный шов» — как дополнительный местный.

Итак, что же такое шов роспись(досюльный шов) ?

Во-первых, следует всегда в научных и практических описаниях различать швы простые(базовые) и сложные(построенные на основе других швов- как базовых, так и сложных). Следует иметь ввиду, что имеется соответствующая иерархия.

Шов роспись — сложный шов. Конечно, не в том смысле, что выполняется он сложно (выполняется он как раз ОЧЕНЬ легко), а в том смысле, как это указано выше.

Базовым швом является известный ВСЕМ

шов вперёд иголку ( тоже термин — урод, громоздкий и тупой по смыслу). Надеюсь, что хотя бы его не надо объяснять.
А теперь представьте себе, что вы сделали несколько стежков шва вперёд иголку по прямой. На лицевой стороне ткани вы видите пунктирную линию обычных стежков. На изнаночной стороне — тоже пунктирная линия. Там, где на лицевой стороне вы видите стежок, на изнаночной стороне — пропуск, и наоборот.
А теперь прошейте по той же линии в обратном направлении тоже швом вперёд иголку, исходя из следующего принципа:
там, где был пропуск, теперь идёт стежок, а там, где был стежок, теперь должен быть пропуск.
В результате у вас получится сплошная линия стежков как на лице, так и на изнанке. Лицо и изнанка структурно абсолютно равноправны. Этот шов ЯВЛЯЕТСЯ( а не называется!!!) двусторонним швом — в том смысле, что он принадлежит к большому классу РАЗНООБРАЗНЕЙШИХ двусторонних швов.
Этот шов применяется в вышивке для создания рисунков из линий — прямых, ломаных и кривых.
Вот только сейчас подумала, что термин «досюльный» использовать надо! Более того, только сейчас поняла, что он не является синонимом термина «роспись», а только ЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ. В самом деле, роспись можно выполнять и по кривой, а досюльный шов выполнялся только по ломаным, составленным из отрезков — горизонтальных, вертикальных и диагональных ( под 45 градусов) — так, как это было принято в распространённейшем севернорусском каноне(м-м-м, не изящно как-то — севернорусский…потом переименую).
Поскольку из горизонтальных, вертикальных и диагональных прямых отрезков составлялись весьма сложные рисунки и фоны, то у новичка возникает вопрос — а в каком же порядке проходить туда и обратно, где ответвляться, где принимать решение повернуть и идти в обратном направлении? Как не запутаться? Однако ж только стоит попробовать и страх перед неопределённостью исчезает. Правила там немудрящие. Вариантов алгоритма, как правило, бывает немало.
А вот какие именно алгоритмы использовались в конкретной местности — это и составляет предмет несложных исследований, которые необходимо проводить, имея в своих руках сам предмет, тонкую иголочку и лупу. Множество научно установленных алгоритмов вариантов исполнения разнообразных местных рисунков швом роспись(или, в данном случае, досюльным швом) и составляют содержание, которое следует приписывать термину «досюльная техника». Вот по досюльной технике в этом смысле и стоит проводить семинары! Я бы пошла.

Небольшое отступление. А что за бугром?
А за бугром тоже беспорядок, причём этот беспорядок теперь импортируется и к нам, причём в весьма благородном виде.

Английское название шва вперёд иголку неплохое(хотя завидовать рано, у англичан тоже с терминами порой случается большая беда) — running stitch, бегущий шов. Коротко и ясно.
Шов роспись у них тоже имеет неплохое название — double running stitch, двойной бегущий шов. Тоже осмысленно, действительно двойной.
Но умники есть не только у нас, но и у них. Вот и пошло у них гулять второе параллельное название — Holbein-stitch, гольбейновый шов. У граждан, когда они это слышат, сразу глаза делаются как блюдечки — а что, это тот самый Гольбейн? И что, Гольбейн ещё и вышивал???
Успокаиваю граждан(сама, помню, изумлялась)! Гольбейн не вышивал! Он рисовал и всё такое прочее. Просто он изображал на портретах людей, одетых в вещи, вышитые этим самым швом. Всё это относится к определённой эпохе. А тогда их знать одевалась в такие полотняные рубашки, у которых воротники, рукава, или не все рукава, а только манжеты были вышиты швом роспись в определённом стиле. Канон у них такой был. И называется у них этот канон — black work — блэк уорк-блэк ворк — «чёрная работа», Потому что выполнялась эта вышивка исключительно чёрными нитками.
Видела я аглицкий сайт, посвящённый «чёрной работе». Очень хороший. Там было собрано множество картин этой эпохи, и, кажется, отнюдь не только Гольбейна — на всех на них были изображены люди ( женщины и мужчины), одетые в эти вещи. У них в таких( по типу) рубахах ходила знать, а у нас — крестьянки Олонецкой и Архангельской губерний. На сайте музея Виктории и Альберта размещены фотографии таких рубах, кажется, 17 века. Качество фотографий просто похабное, но одному из крупнейших музеев мира совершенно не стыдно.
Чёрная работа очень популярна в англизированном мире. Выпускаются книги. И у нас выходят переводы, у меня одна такая книжечка есть — она очень интересная, толковая и милая.
ОЧЕНЬ много материалов в интернете — от благороднейших авторских работ до типовой и тупой коммерции.
И вот уже наши англоманки, доморощенные иностранки, с упоением и фанатизмом изучают «чёрную работу», не подозревая, что в своём отечестве( от которого они отреклись) есть не менее, а по многим параметрам и более интересная «красная работа». Попробуйте им что-нибудь про это рассказать — они на вас так вытаращатся, как будто динозавра увидели. После опишете свои впечатления от их взгляда. Тяжёлые впечатления. Но оставим вестернизированных барышень в покое.
Кстати, за бугром термин red work ( красная работа) имеет хождение, в основном, в применении к простонародной вышивке Западной Европы, о которой мы НИЧЕГО не знаем. Я видела только несколько страниц из книги о немецкой крестьянской вышивке (peasant embroidery). Но там только вышивка крестом, поздняя вышивка непосредственно перед упадком и разрушением.

Картинки попозже присобачу.

P.S. Да, совсем забыла! В нескольких наших книжках по вышивке шов роспись называют «полукрест» — это клинический маразм, потому что в некотором количестве руководств полукрестом называются совершенно другие швы, причём — разные.
Категорически не следует одинаково называть разные швы!

Главная
/
Рукоделие

    • Пожаловаться

youtube.com

04.10.2022, 20:13:11

Мастер-класс «Вышивка древних узоров досюльным швом» от Ирины Казаковой.


Сохранено в Вышивка

Рукоделие

узоры

вышивка

мастер класс

мастер классы

узор

Любовь Прокопенко

401 подписчик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Мастер - класс«Карельский орнамент в вышивке на салфетке»

    1 слайд

    Мастер — класс
    «Карельский орнамент в вышивке на салфетке»

  • Карельская вышивкаИскусство вышивания в Карелии в XIX — начале XX века, как и...

    2 слайд

    Карельская вышивка
    Искусство вышивания в Карелии в XIX — начале XX века, как и в других областях Русского Севера, было массовым женским занятием.
    Для вышивки не требовались сложные технические приспособления, а необходимые холст, нитки, иглы и пяла имелись в любом крестьянском доме.

  • В прошлом все календарные и семейные праздники, а также традиционные обряды п...

    3 слайд

    В прошлом все календарные и семейные праздники, а также традиционные обряды проводились с использованием вышитых изделий при оформлении интерьеров изб.
    Особенно усердные девушки вышивали такое количество изделий, что их хватало на всю замужнюю жизнь.

  • Искусство вышивания передавалось из поколения в поколение и являлось средство...

    4 слайд

    Искусство вышивания передавалось из поколения в поколение и являлось средством трудового воспитания, школой мастерства.
    Малопонятные узоры вышивальщицы перенимали из материнских или бабушкиных изделий, а затем вносили в каждую вышивку свой неповторимый почерк.

  • Сегодня фондовые собрания музеев Карелии позволяют создать достаточное предст...

    5 слайд

    Сегодня фондовые собрания музеев Карелии позволяют создать достаточное представление о традиционной народной вышивке, а также выявить локальные особенности, свойственные шитью северных народов: карелов, вепсов и русских. Богатые коллекции вышивок представлены в :
    — музее-заповеднике «Кижи»,
    — Медвежьегорском районном музее,
    — Олонецком национальном музее,
    Шелтозерском вепсском этнографическом музее,
    Музее Кондопожского края.

  • Мастерицы острова Кижи

    6 слайд

    Мастерицы острова Кижи

  • Старинная вышивкаСтаринные вышивки повсеместно встречаются на полотенцах, под...

    7 слайд

    Старинная вышивка
    Старинные вышивки повсеместно встречаются на полотенцах, подзорах, элементах праздничных костюмов, мужской и женской повседневной одежде. Большинство предметов в музейных собраниях Карелии и личных коллекциях местных жителей датируются концом XIX — началом XX века.

  • Фондовые коллекции музея «Кижи»

    8 слайд

    Фондовые коллекции музея «Кижи»

  • Вышивка южной КарелииПолотенце
Сыссойла, Пряжинский р-н; 
Начало XX в.Закраек...

    10 слайд

    Вышивка южной Карелии
    Полотенце
    Сыссойла, Пряжинский р-н;
    Начало XX в.
    Закраек полотенца
    Антипинская, Кондопожский р-н;
    Конец XIX – начало XX в.

  • Полотенце 1910-е годыМатериал: нить х/б, ткань льняная домотканая
Техника: вы...

    11 слайд

    Полотенце 1910-е годы
    Материал: нить х/б, ткань льняная домотканая
    Техника: вышивка «досюльным швом», вышивка «мережка», вышивка «набором», вышивка «тамбур», вязание крючком, шитьё ручное.

  • Традиционная карельская вышивка Традиционная карельская вышивка отличается ла...

    12 слайд

    Традиционная карельская вышивка
    Традиционная карельская вышивка отличается лаконичностью и основывается на принципах простоты, четкости линий и символизма. Мастерицы вышивали хлопковыми или льняными нитями. Для орнамента характерна монохромная цветовая гамма, что свидетельствует о суровых условиях Севера и отсутствии широкого спектра цветов. Наиболее часто было распространено следующее сочетание цветов: белыми нитями по красному полотну, красной канвой по белому материалу, белыми нитками по белой ткани.

  • Двусторонний или «Досюльный» шовВ Карелии он носит название «досюльный» или «...

    13 слайд

    Двусторонний или «Досюльный» шов
    В Карелии он носит название «досюльный» или «досельный» (что означает прежний, старинный), а также роспись.
    Этот прием вышивания состоит в том, что одинакового размера небольшие стежки кладут по вертикали, горизонтали и диагонали по счету нитей холста.
    Швом вперед иголку намечают контур узора и все внешние
    украшения контура, которые обратным ходом и закрываются. Обратным ходом иглы делаются все пропущенные стежки и внутреннее заполнение узора. Сначала — горизонтальные линии, потом — вертикальные. Проколы каждого стежка делаются в проколы предыдущего. Дважды ни одна линия не перекрывается. Крупный узор можно вышивать по предварительно переведенному на ткань рисунку.

  • Этапы выполнения салфеткиПодготовить ткань полулён;
Выполнить раскрой ткани:...

    14 слайд

    Этапы выполнения салфетки
    Подготовить ткань полулён;
    Выполнить раскрой ткани: квадрат размером 25см на 25см.;
    Подворачиваем стороны квадрата, заутюживаем, строчим на швейной машинке.

  • Этапы выполнения салфетки

    15 слайд

    Этапы выполнения салфетки

  • Этапы выполнения салфетки4. Обрабатываем стороны салфетки кружевной лентой –...

    16 слайд

    Этапы выполнения салфетки
    4. Обрабатываем стороны салфетки кружевной лентой – прошиваем на швейной машинке.

  • Этапы выполнения салфетки5. Переводим необходимый узор (орнамент) на ткань са...

    17 слайд

    Этапы выполнения салфетки
    5. Переводим необходимый узор (орнамент) на ткань салфетки карандашом или по трафарету.

  • Этапы выполнения салфетки6. Для вышивки нам понадобятся красные нитки мулине....

    18 слайд

    Этапы выполнения салфетки
    6. Для вышивки нам понадобятся красные нитки мулине. Заправляем нитки в иголку. Вышиваем в две нити, двусторонним швом.

  • Готовая салфетка

    19 слайд

    Готовая салфетка

  • Современное применение вышивки

    20 слайд

    Современное применение вышивки

  • Современные изделия

    21 слайд

    Современные изделия

  • «Карельский орнамент в вышивке – сохраняя традиции»

    22 слайд

    «Карельский орнамент в вышивке – сохраняя традиции»

  • Спасибо за внимание!

    23 слайд

    Спасибо за внимание!

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 459 079 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Технология.Обслуживающий труд (изд.

Другие материалы

  • 25.12.2022
  • 110
  • 1
  • 25.12.2022
  • 54
  • 1

Презентация » История отвертки»

  • Учебник: «Технология. Технический труд. 5–7 классы (в 3-х частях)», Казакевич В.М., Молева Г.А.
  • Тема: § 2. Труд
  • 25.12.2022
  • 187
  • 3

«Технология. Технический труд. 5–7 классы (в 3-х частях)», Казакевич В.М., Молева Г.А.

«Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

  • 25.12.2022
  • 432
  • 16
  • 25.12.2022
  • 61
  • 0
  • 25.12.2022
  • 67
  • 2
  • 25.12.2022
  • 75
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Мое новое увлечение,традиционная славянская вышивка.

Досюльный шов или шов роспись.
Конопляное домотканное полотно,хлопок мулине.
27.09.19
Досюльный шов или шов роспись, фото № 1

Работа кропотливая,идет медленно,особенно когда только знакомишься с узором,Полосу длиной в 60 см вышивала неспешно 2,5 месяца,часть была в отпуске.Вот такая «скорость».
Старинный узор с женской рубахи.

Сделаю вставку,чтоб не потерять:
«Когда мне присылают просьбы соткать на заказ/продать обережный пояс, когда меня просят научить ткать обережные пояса, создавать обрядовые полотенца я неизменно чувствую грусть, иногда с оттенком печали. Вот уже несколько лет, как во мне зреет понимание того, что пояс (рубаха с вышивкой, передник с кружевом и любая другая составляющая народной одежды, обрядовый предмет или ткань для украшения дома) лишь тогда в полной мере одаряют своих владельцев своими защитными свойствами, когда все односельчане, все люди из близкого круга общения одеты в таком же стиле, в пояса с примерно такими же узорами и цветовым решением, в рубахи примерно с такой же вышивкой, в фартуки-занАвески с типологически таким же кружевом и т.д. и т.п..
Перед нами парадокс — невозможно соткать обережный пояс, если ткёшь его только для одного человека. Пояс не будет в полной мере обережным, если все ваши знакомые носят пояса с другого рода узорами, разного стиля, разной выделки. Надо или воссоздавать пояса одного уезда во всём их разнообразии и настаивать на том, чтобы люди из одного «уезда» носили только такие пояса, только такую одежду, или создавать новые коллекции, которые создавали бы стилистически единую одежду для всего родного поселения, для всей деревни, для всего нового города.
Увидеть, насколько была однотипной и одинаковой при всем многообразии узоров одежда односельчан, можно на примере фотосъемки, произведенной в конце 1970-х годов в селе Криворивня. На снимках одежда одного кроя, с одинаковым расположением узоров в одних и тех же местах рубах, плахты из однотипной ткани, жилетки с узнаваемой типичной для этого села вышивкой. Словно сёстры одной семьи, словно братья одного рода — насколько схожа одежда! Это наиболее наглядный пример того, насколько единообразной должна быть одежда людей из одного села, из одного места, чтобы в полной мере человек ощущал на себе всю силу узоров родной одежды, всю её подлинную благодать.
Тем, кто не первый год занимается изучением русской народной одежды, не трудно представить такую же цветную фотосъемку жителей села Секирино, или жителей воронежско-белгородского пограничья, жителей Пинеги и многих многих других мест России. Тем, кто изучает марийскую, чувашскую, мордовскую одежду, одежду коми, народа сету и многих многих других народов прекрасно известно, что такое же единообразие в одежде одного села бытовало и у этих народов, то есть речь идет о великом законе устройства традиционного общества как таковом. Такое единообразие одежды одной области типично не только для русских. Свадебные и праздничные пояса одного места были очень похожи друг на друга, а также свадебные рубахи, свадебные полотенца, также походили друг на друга и повседневные пояса, рубахи, поневы или сарафаны одной деревни. Рубахи разных губерний отличаются кроем, способами украшения разных частей рубахи вышивкой разного типа узоров, выделки. Пояса разных губерний также разнятся друг с другом, у каждой губернии так или иначе своё характерное лицо, а иной раз мы видим даже большое различие в крое и украшении одежды разных сёл одной губернии.
Когда человек перестанет жить сознанием одного своего «я», а научится жить осознанием себя частью своего села, своего рода, и это будет выражаться в одежде, лишь тогда в полной мере его одежда будет обережной. Для того, чтобы осуществить это, нужно единогласие, согласие многих людей, проживающих вместе, вместе справляющих народные праздники, трудящихся вместе, совместно принимающих важные решения. Единство и согласие односельчан — к этому призывала одежда, это превозносила, это негласно чествовала. В этом была её мощь и главное значение. Человек не чувствовал себя осиротелым, одиноким, отрезанным ломтем хлеба. Он был частью, причастным, принятым в большую семью своей деревни. Не о своей радеть одежде, а радеть о том, чтобы все люди из ближнего круга стали бы носить одежду одной традиции, одной стилистики, одного художественного решения — только тогда можно говорить о том, что народный дух выжил, что народная одежда выжила, что мы понимаем предназначение народной одежды, и видим её суть. Насколько единодушны должны быть люди одного круга общения, насколько настроены на один лад! Подумайте о своем окружении, посоветуйтесь со своими знакомыми, единомышленниками, какую одежду вы хотите носить, пообщайтесь с друзьями, прежде заказывать пояса, если вы в самом деле хотите обережные пояса, пояса, созданные по всем правилам народного уклада.
Мы научились ткать пояса разных губерний, разных художественных направлений, мы изучаем и воссоздаём вышивку, мы плетём исконно русское кружево для скатертей, полотенец да рубах, но нам еще идти и идти до того дня, когда мы поймем наконец в чём залог сохранения народного уклада, какое согласие, единомыслие, доверие и понимание должно быть между людьми одного круга общения, нам еще жить да жить до той поры, когда все эти вещи обретут в полную силу свою добрую власть над людьми. «
Марианна Николаевна Медведева

Интересно,как мастерицы определяют стоимость такой работы?Это же так…»неоценимо».Можно ли такие обережную вышивку делать на заказ?Как считаете,поделитесь в комментариях?!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Везигамп таблетки покрытые пленочной оболочкой инструкция
  • Вентолин аэрозоль инструкция по применению цена взрослым
  • Венофлебин инструкция по применению цена отзывы
  • Вепрена инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Везигамп инструкция по применению цена отзывы пациентов