Основные положения порядка обращения и рассмотрения сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 утверждены «Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Настоящее постановление вступило в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений, в частности, положений о взаимодействии органа контроля, заказчика, участника закупки при помощи функционала ЕИС, которые вступят в силу с 01.04.2022.
Важно:
Хоть с июля и вступило в силу, но до сих пор обращения возвращаются, с первого раза не принимаются и не рассматриваются, а также допускаются нарушения при осуществлении процедуры одностороннего отказа.
В связи с чем в УФАС попадают обращения
-если участник закупки уклонился от заключения контракта;
-если контракт расторгнут по решению суда;
-если расторгнут по одностороннему отказу в связи с существенным нарушением условий поставщиком.
По уклонению
Изменения в порядок заключения контракта, регулируются статьей 51 Закона о контрактной системе.
Что важно по РНП:
сроки направления
дан один рабочий день после дня истечения срока выполнения участником закупки требований, т.е. действий для подписания и размещения проекта контракта с необходимыми документами
т.е. получаем уведомление об уклонении участника, либо видим, что чего-то не хватает, формируем протокол, сразу формируем и направляем обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей.
Обращаем внимание
Есть еще статья 104 44-ФЗ, согласно которой направление в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта.
В целях избегания сомнений, вопросов, рекомендация использовать срок, который будет являться соблюдением обеих норм – укладываться в направление в 1 рабочий день
По расторжению:
Изменения в 44-ФЗ:
функционал должен позволять формировать, подписывать решение об отказе с использованием единой информационной системы
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе в ЕИС (то есть дата размещения) считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из этого следует, не будет проблем с высчитыванием даты надлежащего уведомления, она есть.
Решение вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (то есть дата размещения), дата расторжения контракта – 10 дней с даты размещения
Однако, до 01.07.2022 данные положения не применяются, опираемся на ФЗ о внесении изменений в 44-ФЗ.
То есть пока что:
в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет/ передает такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю):
Как?
— решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте.
Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная в расписке о получении решения (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью; либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения(в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Т.е. если не расписка, то предполагается направление заказным письмом по адресу поставщика из контракта.
Как направили решение, так и разместили в ЕИС (в соответствии с нормой: не позднее дня направления решения размещаем в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта;
Решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым также через десять дней с даты надлежащего уведомления.
Проблемы при расчете:
Принцип – найти две даты – дату надлежащего уведомления и дату расторжения
с даты надлежащего уведомления считаем 10 дней получаем дату расторжения
— если отдали под расписку начинаем считать 10 дней с той даты, что в расписке, посчитали 10 дней, 11-й день дата расторжения;
— если отправили заказным письмом начинаем считать с даты получения подтверждения о вручении заказного письма (получить подтверждение можно, например, получить квиточек-уведомление, получить подтверждение по системе отслеживания отправлений);
со дня, когда стало известно, что письмо получено (либо по адресу отсутствует, либо письмо возвращено), начинаем считать 10 дней, 11-й день дата расторжения;
— параллельно текут 15 дней с даты размещения – если ничего не получаем в течение 15 дней считая с даты размещения, проверяем: берем дату размещения решения в ЕИС, отсчитываем 15 дней, 16-й – дата надлежащего уведомления
с 16-го дня отсчитываем 10 дней для расчета даты расторжения, 11-й день –дата расторжения.
В день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
То есть день в день!
Та же ситуация с несостыковкой по статье 104, согласно которой направление в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта.
Принцип такой же, что и по уклонению.
До устранения несоответствий в целях избегания сомнений, вопросов, рекомендация использовать срок, который будет являться соблюдением обеих норм – укладываться в направление день в день
Расчет сроков в большую, меньшую сторону может повлечь признание прав поставщика нарушенными, признания нарушения порядка одностороннего отказа от контракта, нарушения сроков направления в ФАС
(см. ч. 6 ст. 7.32 – 50 000 руб., ч. 2 ст. 7.31 – 20 000 руб.)
Зачастую заказчикам необходимо включение участника в РНП для возможности заключения контракта. При этом одним из оснований невключения являются нарушения:
По уклонению:
нарушение требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
По расторжению:
нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
(Постановление Правительства № 1078)
Помимо прочего, в рамках рассмотрения обращения о включении в РНП проводится внеплановая проверка, анализируется процедура, действия субъектов контроля. По результатам рассмотрения ФАС может установить нарушения на любом этапе проведения закупки, может выдать (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По самому обращению:
Новые правила формирования РНП предусматривают направление обращения в соответствии с установленной формой: в нв по электронным процедурам в привычной форме на бумажном носителе до 01.04.2022. То есть заказчики самостоятельно берут форму, заполняют ее соответствующими сведениями.
Обратить внимание:
Предусмотрена обязанность для ФАС вернуть обращение при несоответствии его установленным требованиям. Возврат сейчас возможен до сих пор в связи с направлением не по форме, в связи с отсутствием сведений, приложенных документов, в особенности часто отсутствуют в форме сведения по подпункту «г» пункта 7 Постановления № 1078:
г) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщиков (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), также указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица).
Лица, подлежащие указанию, их ИНН, нам известны, указаны в выписке из ЕГРЮЛ: директор, генеральный директор, имеющие отношение к уклонению, заключению, исполнению контракта.
После возврата обращения заказчик не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, предусмотренного подпунктом «д» настоящего пункта, направляет в орган контроля информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления
Непредставление повторно – ответственность!
С 01.04.2022 предусмотрено формирование обращения с использованием ЕИС при проведении электронных процедур. Предусмотрено, что обращение в ФАС будет формироваться заказчиком с использованием единой информационной системы одновременно с формированием с использованием единой информационной системы протокола о признании такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Почти вся информация вбивается, прилагается автоматически, после подписания направляется в ФАС, если все сведения есть и все корректно.
Круг оснований для возврата обращения сужается – это отсутствие документов – решения суда либо решения об одностороннем отказе.
С использованием ЕИС будет отправляться уведомление о принятии обращения и проведении по нему внеплановой проверки заказчику, участнику закупки.
Готовые решения. Вопросы применения ст. 104
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также — реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) номер реестровой записи в едином реестре участников закупок (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур);
(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) идентификационный код закупки. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
4. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5 — 6. Утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Направлять обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков сейчас необходимо с помощью ЕИС.
Алгоритм действий заказчика:
-
Сформируйте обращение в контрольный орган. Формирование информации об участнике закупки происходит автоматически.
-
Выберите контрольный орган вручную по ИНН или по наименованию.
-
При расторжении контракта в одностороннем порядке сформировать обращение о включении участника закупки или исполнителя по контракту в РНП можно из реестра контрактов. Раздел “Информация о расторжении контракта”.
-
ЕИС автоматически переводит обращение в реестр обращений контрольного органа. Выберите тип обращения: расторжение по решению суда или расторжение контракта в одностороннем порядке.
-
Вручную укажите реестровый номер контракта и приложите скан-копию решения суда или решение об одностороннем отказе от контракта.
-
После заполнения всех блоков в обращении направьте сведения в контрольный орган, нажав “Завершить формирование обращения”.
Если принято решение о включении сведений в РНП, то в реестровую запись автоматически добавляются данные из обращения.
Включение и исключение из реестра недобросовестных поставщиков при осуществлении закупок
6 августа 2019 г.
Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»
Ольга Гусева
Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой ресурс в сети Интернет, который содержит сведения о недобросовестных участниках закупок. К основаниям для признания участника закупки недобросовестным относятся:
• участники закупок, с которыми договоры/контракты расторгнуты по решению суда;
• участники закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (данный критерий распространяется только на случаи заключения государственных или муниципальных контрактов;
• участники закупок, уклонившиеся от заключения договоров/контрактов.
Порядок ведения РНП
Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ
В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:
1. Уклонение от подписания контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.
Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.
В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было.
Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков1.
2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):
• Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.
• Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
• Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.
Расторжение в одностороннем порядке контракта следует рассмотреть более подробно. Причиной одностороннего расторжения может выступать только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
Существенным нарушением можно назвать ситуацию, когда поставщик:
1) не поставил товар;
2) просрочил поставку 50% товара.
То есть все крупные нарушения, которые могут быть совершены поставщиком, можно трактовать как существенные и на их основании расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
В первую очередь, заказчик должен уведомить о своем намерении расторгнуть контракт. Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Если в течение этих 10 дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). При этом у поставщика есть право на одну ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.
Следует отметить, что для того, чтобы у заказчика было право расторгнуть договор в одностороннем порядке, нарушения условий договора должны быть существенными.
Приведем пример из судебной практики. Так, в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по контракту (повторное отклонение проекта производства работ в связи с наличием не устраненных замечаний, не представлением документов и информации, указанных в протоколе производственного совещания, и отчета по осуществлению работ по созданию геодезической разбивочной основы, неведением работ на объекте) государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и соответствующие материалы переданы учреждением в антимонопольный орган. Суд пришел к правильному выводу о неоднократном выявлении заказчиком несоответствия проекта производства работ требованиям контракта и отсутствии фактического ведения участником закупки работ на объекте, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по сделке2. Таким образом, в данном случае нарушения имевшие место быть – существенные, что подтвердила судебная инстанция.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком можно обжаловать в судебном порядке.
Так, например, в одном из судебных дел ИП обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, проведении проверки данного факта, обязании исключить сведения из РНП. При этом ФАС России признала правомерным односторонний отказ учреждения от исполнения контракта и включила сведения о предпринимателе в РНП. Суд требования удовлетворил, поскольку предприниматель обладал правом замены автомобилей при соблюдении условий технического задания, замена автомобилей на автомобили того же класса свидетельствует о том, что предприниматель отнесся к исполнению контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности3.
Следует отметить, что направление информации об участнике для включения в РНП является обязанностью заказчика. В случае, если произошло какое-либо нарушение со стороны поставщика, заказчик обязан направить информацию в ФАС.
3. Расторжение контракта в судебном порядке.
Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут прийти к обоюдному согласию.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Контракт (договор), заключенный по результатам торгов, может быть расторгнут в судебном порядке при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предусмотренные контрактом (договором) обязательства не будут выполнены в установленный срок. При этом суд должен проверить соблюден ли истцом досудебный порядок урегулирования спора и не достигнуто ли между сторонами соглашение о расторжении спорного контракта (договора).
При рассмотрении дел, в рамках которых разрешались требования истцов о расторжении договоров (контрактов), судом применялись положения статьи 95 Закона № 44-ФЗ, главы 29 ГК РФ.
В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно статье 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.
На основании вышеизложенного и учитывая наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный контрактом (договором) срок подрядные работы не будут выполнены, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что сторонами не достигнуто соглашение о расторжении спорного контракта (договора), требования истцов были удовлетворены4.
Порядок включения недобросовестного поставщика в РНП и последствия включения в РНП
В первую очередь, заказчик должен зафиксировать факт какого-либо нарушения. После этого заказчик составляет соответствующую документацию и передает все сведения о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в ФАС. Далее ФАС рассматривает полученные документы и присылает уведомление обоим сторонам о назначении комиссии. Поставщику желательно принять участие в рассмотрении дела комиссии для того, чтобы озвучить свою позицию и избежать попадания в РНП. На комиссии ФАС выносит решение о внесении либо невнесении поставщика РНП. После этого информация попадает в реестр и начинает отсчитываться срок нахождения в РНП – 2 года.
Важно обратить внимание на то, что нахождение участника закупки (поставщика/подрядчика/исполнителя) в РНП по истечении 2 лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр нарушает его права и законные интересы5.
Согласно судебной практике, внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России в силу положений ст. 65, 200 АПК РФ необходимо доказать совершение подрядчиком виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта6.
В РНП вносится определенная информация:
• Номер записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП.
• Реквизиты и данные участника (наименование/ФИО, адрес, ИНН и т. д.).
• Реквизиты и данные учредителей и руководителей юридических лиц-исполнителей. Если в состав какого-либо юридического лица входит несколько учредителей, в реестр попадают данные обо всех учредителях.
• Все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения, протоколов, разногласий, жалоб и т.д. Вся информация со всеми датами.
• Сведения о контракте/договоре. Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер. Все, что было связано с контрактом, начиная от номера извещения и заканчивая внесением в РНП.
Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.
В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.
Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.
Обжалование действий заказчика
При возникновении перспективы попадания поставщика в РНП, следует предпринимать активные действия для того, чтобы избежать этого.
Как только заказчик вынес протокол и направил его в ФАС, его следует как можно скорее опротестовать, а именно оформить жалобу и подать ее в ФАС России. В случае, если на заседании комиссии ФАС России получится доказать свою правоту и жалобу признают обоснованной, поставщик снова сможет заключать контракт с заказчиком.
В случае, если поставщик подал жалобу на протокол уклонения от заключения контракта, но она была признана необоснованной еще имеется шанс не попасть в РНП (хотя контракт в данном случае уже будет считаться упущенным и заключить его заново с данным поставщиком не получится). Для того, чтобы не попасть в РНП следует присутствовать на заседании комиссии ФАС и доказать не причину, по которой контракт не был подписан, добросовестность поставщика. То есть следует доказывать то, что поставщик уклонился от подписания контракта не по своей вине, а по вине заказчика, либо третьих лиц.
В случае, если комиссия по внесению в РНП вынесла решение о включении поставщика в РНП, у него остается последняя инстанция – суд, где можно опротестовать решение ФАС России. И уже на основании этого решения либо информация будет удалена из РНП, либо останется в реестре.
ФАС не всегда однозначно принимает решения о включении сведений о поставщике в реестр по представлению заказчиков. Встречаются примеры очень мягкого отношения, когда поставщик не попадает в реестр, так как ему удалось доказать ФАС, что задержка с заключением договора в срок была вызвана нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске.
Нет оснований включать в РНП сведения об участнике, если он, нарушив обязательства, не намеревался уклоняться от заключения контракта и предпринял меры для его заключения.
Например, УФАС России вынесено решение о включении ИП в РНП сроком на 2 года. Исполнитель по контракту указал, что в день поступления проекта договора сотрудник компании, отвечающий за ЭЦП и осуществляющий заключение государственных контрактов заболел и был вынужден уйти на больничный. Сотрудник компании, которому была передана ЭЦП и обязанности по заключению контракта, не обладал достаточным опытом работы с ЭЦП и не справился с поставленной задачей подписания договора электронной цифровой подписью.
Директор получил направленный проект контракта на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» и обнаружил в нем ошибки: ошибочно указано отчество в графе сторон и в реквизитах (ошибочная фамилия). По объяснениям директора он пытался отправить протокол разногласий, но Интернет-соединение постоянно обрывалось. После отправки протокола разногласий в интернет-браузере не отобразился ответ с площадки. Позже от представителя Заказчика он узнал, что контракт не подписан.
В подтверждение довода заявителя о намерении заключить контракт предпринимателем представлены счет на оплату, в которых поименованы инструменты.
С учетом фактических обстоятельств дела, а также разъяснений, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-0, от 07.02.2002 № 16-0, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П о том, что установление санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, суд пришел к выводу о чрезмерности санкции в виде включения информации в отношении ИП в РНП сроком на 2 года8.
«Уклонистам» могут прощаться задержки с получением банковских гарантий для обеспечения исполнения договоров9, долгая отправка договора заказным письмом вместо его быстрого заключения в электронной форме в соответствии с условиями документации о закупке10.
Встречаются ситуации, когда в суд обращается заказчик с жалобой на то, что УФАС не включил поставщика в РНП.
Так, на основании статьи 104 Закона № 44-ФЗ заказчик обратился в ФАС с заявлением о включении сведений в отношении ООО в РНП. Фас отказало заказчику в указанном требовании. Суд, также посчитал, что в рассматриваемом случае по вине заказчика Общество не имело фактической возможности для подготовки графика работ и передачи его заказчику в установленный контрактом срок. Суд пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что причиной неисполнения ООО обязательств по спорному контракту в сроки и объеме, согласованные сторонами, явились действия заказчика.
При таких обстоятельствах оснований для включения сведений в отношении поставщика в РНП не имеется11.
Или другой пример, свидетельствующий о встречающейся настойчивости заказчика, когда он, получив отказ в ФАС России, настаивал в суде на том, чтобы поставщика все-таки включили в РНП по причине того, что, по мнению заказчика, не включение победителя аукциона в реестр позволит ему в ближайшие 2 года (срок нахождения в реестре) участвовать в последующих государственных закупках и срывать очередные социальные программы12.
Таким образом, участнику закупки (поставщику/подрядчику/исполнителю) рекомендуется проявлять добросовестность при заключении и исполнении контрактов и договоров во избежание последствий включения в РНП, которые могут парализовать дельнейшую деятельность такого лица, особенно в случае, если оно является постоянным участником закупок.
«Выход» из РНП
Существует только 2 способа «выхода» из РНП:
• По истечении 2 лет после внесения информации в РНП, все сведения оттуда удаляются.
• Обжалование внесение в РНП в суде и доказывание своей правоты. В случае, если суд примет соответствующее решение, информации о поставщике из РНП удаляется.
Таким образом, для того, чтобы не попасть в РНП, поставщикам следует соблюдать следующие условия:
1. Добросовестно исполнять свои обязательства. Нужно к каждому контракту относиться добросовестно.
2. Внимательно прочитать аукционную документацию.
3. Изучая аукционную документацию, следует обращать внимание на условия по НДС: допустимо ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим. Сюда же следует относить просчет технического задания и себестоимости.
4. Обжаловать решения заказчика (в случае, если это необходимо). Зачастую сами заказчики подают необоснованные жалобы в ФАС для того, чтобы не заключать контракт с неугодным поставщиком, который выиграл тендер.
5. Обязательно принимать участие в заседаниях комиссий в УФАС. Следует опираться на существующую практику ФАС по подобным делам, подкреплять все сносками на гражданское законодательство, законодательство в области закупок, аукционную документацию. В случае вынесения решения ФАС о включении поставщика в РНП, следует обратиться в суд.
Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая, тем самым, реализацию основных принципов осуществления таких закупок: эффективность, результативность проведения закупочных процедур, равная, справедливая конкуренция.
Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при их участии в государственных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное, дополнительное расходование бюджетных средств.
Негативное воздействие недобросовестного лица при проведении закупок проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением сроков фактического проведения закупки ввиду необходимости заключения договора/контракта с иным участником, а также и с необходимостью проведения повторной процедуры (как в настоящем случае), также и в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенных объеме и сроки, на которые тот изначально рассчитывал.
Тем самым, недобросовестное поведение участников во время проведения одной закупки создает угрозу столкновения других заказчиков с аналогичными действиями таких лиц при проведении иных закупок.
Именно во избежание подобных негативных действий, в целях их предупреждения существует РНП, ведение и реализация функций которого обеспечивается антимонопольными органами посредством изучения и оценки действий участника закупки на предмет недобросовестности.
Встречаются ситуации, когда и добросовестный поставщик может оказаться в РНП из-за своей юридической неграмотности. В любом случае, все свои значимые действия по исполнению контрактов, фактическом затруднении исполнения контрактов, срыве сроков со стороны заказчиков следует фиксировать документально, для того, чтобы при возникновении судебных споров на руках были весомые доказательства своей невиновности. При этом, до участия в закупке рекомендуется позаботиться об изучении всех особенностей и оснований для включения в РНП, во избежание негативных последствий, указанных в настоящей статье.
________________________
1 Обзор судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
2 Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 303-КГ17-21571 по делу № А04-398/2017.
3 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 № Ф05-21082/2017 по делу № А40-69514/17.
4 Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.12.2016 № А37-854/2015.
5 Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015.
6 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15.
7 Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-118176/2017 от 19.10.2017.
8 Решение Арбитражного Суда Камчатского края от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.
9 Решение Мурманского УФАС России № 06-13/17-05.
10 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.
11 Решение Арбитражного Суда Владимирской области от 9 июня 2018 г. по делу № А11-6816/2017.
12 Решение Камчатского арбитражного суда от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.
6 августа 2019 г.
Добавить в «Нужное»
Реестр недобросовестных поставщиков: за что в него попадают и каковы последствия
В ситуации, когда проводится закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, должна быть выполнена определенная процедура по поиску поставщика, заключению с ним контракта и исполнению обязательств по этому контракту. Эта процедура регулируется Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. И при нарушениях со стороны поставщика он рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков или РНП. Что это такое, чем грозит включение в реестр, как в него не попасть и т.д., разбираемся в нашей консультации.
Сразу скажем, что поставщиком по госконтракту могут быть организации и предприниматели.
Что такое РНП или Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в единой информационной системе (далее – ЕИС). В этот реестр включают информацию об участниках закупок, которые совершили определенные нарушения (о них чуть ниже).
Перечислим, какие сведения включают в Реестр по Закону № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 104 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- о поставщике как юрлице или ИП;
- о членах коллегиального исполнительного органа поставщика или о лице, выполняющем функции единоличного исполнительного органа (иначе говоря, о руководителе);
- об участниках юрлица, способных влиять на деятельность поставщика, если поставщик – корпоративное юрлицо.
В Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) попадут следующие лица (ст. 104 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- уклонившиеся от заключения контракта;
- не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по контракту.
Уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ
В каких ситуациях участник считается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 31, ч. 6 ст. 51, ч. 5 ст. 96 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- участник не подписал контракт в установленный срок или не разместил в ЕИС протокол разногласий;
- участник не предоставил в срок надлежащее обеспечение исполнения контракта, если оно требуется по условиям контракта;
- участник не выполнил антидемпинговые требования (ст. 37 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
- при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, участник завысил нормативно установленную предельную цену и отказался ее снизить.
При вышеперечисленных нарушениях заказчик составляет и размещает в ЕИС протокол о признании поставщика уклонившимся от заключения контракта и направляет в ФАС обращение о включении информации об этом лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Поэтому советуем поставщикам перед тем, как подавать заявку на участие в закупке, внимательно изучить информацию о закупке (техническое задание и проект контракта), сроки исполнения контракта, требования к участникам. Нужно помнить, что есть единые требования к участникам закупки, перечисленные в ст. 31 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а есть дополнительные требования, которые предъявляются к участникам закупки определенных товаров, работ, услуг (Приложение к Постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571).
Изменить условия контракта в ходе его исполнения можно лишь в строго определенных случаях, установленных законом № 44-ФЗ.
Также важно не пропустить сроки подписания контракта. При этом нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков (п. 41 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Расторжение контракта по Закону 44-ФЗ
Госконтракт может быть расторгнут (ч. 8 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- по соглашению сторон. В этом случае поставщика не включают в Реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
- при одностороннем отказе стороны контракта от его исполнения. Если от исполнения контракта отказывается поставщик (это должно быть разрешено самим контрактом), то заказчик направляет обращение о включении этого поставщика в РНП (ч. 22.2 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
- по решению суда. При этом если инициатором расторжения контракта выступил заказчик, но поставщик смог договориться о заключении с ним мирового соглашения, сведения о поставщике не должны включаться в РНП (п. 2 Письма ФАС от 16.03.2017 № ИА/16790/17).
Когда контракт может быть расторгнут по решению суда (ст. 450, 451 ГК РФ):
- если сторона контракта допустила существенные нарушения условий контракта;
- если существенно изменились обстоятельства, из которых исходили стороны при заключении контракта.
Причем в некоторых ситуациях заказчик обязан расторгнуть контракт (например, если поставщик победил в закупке из-за того, что предоставил недостоверные сведения о себе или своем товаре), а в некоторых случаях – заказчик вправе (но не обязан) это сделать (ч. 15 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Кто и как вносит участника закупки в РНП
В общем случае заказчик направляет обращение о включении сведений о поставщике в Реестр. Такое обращение передается в территориальный орган ФАС по месту нахождения заказчика (п. 3 Правил ведения реестра, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078).
Далее поставщик может поучаствовать в заседании комиссии ФАС, рассматривающей вопрос включения поставщика в Реестр, подать документы, пояснения, подтверждающие отсутствие недобросовестности при заключении или исполнении контракта (п. 13 Правил ведения реестра, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078).
По итогам проведения проверки комиссия либо включает сведения о поставщике в Реестр, либо отказывает в этом. Копию решения в течение 3-х рабочих дней направляют поставщику.
Далее поставщик может обжаловать в суде (ч. 11 ст. 104 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- сам факт включения в РНП;
- содержащуюся в РНП информацию;
- неисключение из Реестра по истечении 2-х лет или досрочно по решению суда.
Подробнее об обжаловании – читайте ниже.
Что ждет нарушителя правил госзакупок или почему не надо попадать в РНП
Итак, информация о поставщике попала в РНП. Тогда поставщик (а также его руководитель, члены коллегиального исполнительного органа и т.д.) в течение 2-х лет не смогут участвовать в определенных госзакупках (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
При этом включение поставщика в Реестр в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика (подп. «а» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Кроме того, заказчик может через суд взыскать с недобросовестного поставщика убытки, причиненные уклонением от заключения контракта (ч. 8 ст. 51 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Исключение информации из реестра недобросовестных поставщиков
В общем случае данные о поставщике исключат из РНП спустя 2 года со дня, когда информация должна была быть размещена в РНП. Но это могут сделать и раньше на основании (ч. 9 ст. 104 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
- решения суда;
- информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ (в частности, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа и т.д.), на деятельность поставщика, по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Как обжаловать в суде включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков
Что делать, если вас уже сочли недобросовестным поставщиком? Обжаловать это в суде.
Заявление с соответствующим требованием направляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения территориального органа ФАС.
Досудебный порядок обжалования (то есть предварительное направление обращения в ФАС) в данном случае соблюдать не требуется (ч. 9 ст. 106 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Лицам, участвующим в деле (в частности, органу ФАС), нужно направить копию заявления и копии тех документов, которых у них еще нет.
Отправить заявление в суд можно на бумаге по почте, сдать непосредственно в канцелярию суда или направить его в электронном виде через портал гоуслуг.
Срок для обжалования – 3 месяца с момента, когда поставщик получил решение ФАС о внесении сведений в РНП (или с момента, когда поставщик узнал о нарушении его прав) (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ
Кроме Закона № 44-ФЗ, существует Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который регулирует правила закупки товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами. Список таких лиц установлен в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. Это, в частности:
- госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и т.д., а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам и т.д.
При этом в общем случае действие Закона № 223-ФЗ не распространяется на юрлица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50% процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних.
В реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ включаются сведения (ч. 2 ст. 5 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ):
- об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров. Сюда относятся случаи, когда поставщик не представил в срок подписанный проект договора, а также случаи, когда поставщик подписал договор, но не предоставил обеспечение его исполнения, которое должно быть предоставлено до заключения договора;
- о поставщиках, договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками договоров. Но это правило действует, только если в отношении заказчика иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении заказчика иностранными государствами введены меры ограничительного характера.
В остальном порядок включения и исключения из Реестра недобросовестных поставщиков схож с вышеописанным. То есть заказчик направляет сведения в ФАС России и, если данные верные, ФАС вносит поставщика в РНП на срок 2 года. Включение в РНП можно обжаловать.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом № 223-ФЗ регулируется Постановлением Правительства от 22.11.2012 № 1211.
РНП по 223-ФЗ и 44-ФЗ: отличия
Как видим, Закон № 223-ФЗ распространяется на определенные категории заказчиков госзакупки.
Кроме того, включение поставщика в РНП при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора из-за существенных нарушений поставщиком его условий возможно, только если в отношении заказчика введены санкции и (или) ограничения (ч. 2 ст. 5 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Имейте в виду, что при проведении закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений о поставщике в РНП по закону № 223-ФЗ и в РНП по Закону № 44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ). А вот обратное правило не действует. То есть если поставщик есть в РНП по Закону № 223-ФЗ, это не мешает ему участвовать в госзакупках по Закону № 44-ФЗ (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Реестр недобросовестных поставщиков: проверка по ИНН
Официальный сайт Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html.
В этом реестре находятся данные о недобросовестных поставщиках по Закону № 44-ФЗ и по закону № 223-ФЗ, а также о недобросовестных подрядных организациях в соответствии с Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615 (реестр специализированных НКО, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме).
Чтобы проверить сведения о каком-либо лице в Реестре недобросовестных поставщиков, необходимо ввести ИНН поставщика или его наименование. Если поставщик есть в Реестре, отобразятся данные о дате включения в Реестр и планируемой дате исключения из Реестра, а также информация, на основании какого нормативного правового акта поставщик попал в Реестр.
Если ваша организация активно участвует в госзакупках, советуем периодически проверять информацию об отсутствии вашей организации в реестре недобросовестных поставщиков.
Вы попали в РНП. Ситуация, мягко сказать, неприятная, а в голове витает вопрос – «Что делать?».
Кто-то может сказать, что всё, прощай закупки! Мы же привыкли быть более оптимистичными, поэтому хотим предложить следующий план действий.
Разберитесь в ситуации
Откинув все негативные эмоции к суду и ФАС (Ух проклятые бюрократы! Мешают жить простому люду!), разберитесь в ситуации с холодной головой.
Почитайте закон, в рамках которого проходила закупка, поднимите документацию, ознакомьтесь с судебными материалами. Попробуйте опираясь на факты дать самому себе честный ответ на вопрос – действительно ли к вам отнеслись несправедливо, или всё таки стоит признать свою ошибку и не биться в закрытую дверь арбитражного суда?
Самым лучшим вариантом, конечно, будет обращение за консультацией к специалистам. Например, в Тендерплане работают высококлассные юристы с многолетней практикой участия в закупках. Основываясь на огромный опыт, они помогут оценить ситуацию и понять, можно ли выйти из неё победителем.
При любом раскладе пути отхода есть, так что не нужно опускать руки, распускать тендерный отдел и использовать флешку от ЭЦП для хранения семейный фотографий.
Внесение в РНП было несправедливым
Итак, Вас внесли в чёрный список поставщиков несправедливо, с этим разобрались. Следующим шагом будет обжалование вынесенного решения.
Чтобы это сделать, необходимо подать иск:
- Если решение было вынесено на комиссии ФАС, то следует обратиться в суд для обжалования.
- Если решение о внесении в РНП было принято на основании уже судебного решения, то единственным верным вариантом будет обжалование в арбитражном суде.
В 44-ФЗ нет установленного срока для обжалования решения контролирующего органа, поэтому остаётся лишь ориентироваться на общий установленный срок – 3 месяца со дня уведомления компании о внесении в РНП.
В самом заявлении необходимо, ссылаясь на конкретные факты, обосновать нарушение Ваших прав и интересов. Такими фактами могут быть как нормы федеральных законов, так и правила включения сведений о компании в реестр. Также могут подойти ошибки в документации при внесении, искаженные показания заказчика, игнорирование важных обстоятельств дела или же просто некорректная оценка фактов со стороны ФАС. Пригодится почти любая доступная информация.
В случае, если причиной внесения стал произошедший у Вас форс-мажор, необходимо собрать все возможные доказательства. Чеки из мастерской при поломке компьютера, зафиксированное обращение к провайдеру при проблемах с интернетом и так далее.
Отдельно стоит упомянуть обеспечение контракта. Даже если дело закрыто в пользу поставщика, замороженные средства без боя никто не отдаст. Поэтому следует поднять этот вопрос в том же суде, а также потребовать проценты в качестве компенсации.
Практика показывает, что при предоставлении доказательств непреднамеренного уклонения от обязательств по контракту, суд зачастую встаёт на сторону поставщика и принимает решение о исключении из реестра.
Внесение в РНП было справедливым
В данной ситуации, чаще всего, компании перестают даже пытаться участвовать в тендерах, принимая мысль о том, что на ближайшие 2 года тендерный отдел отправляется в отпуск.
Но не стоит торопиться! РНП – не приговор, а принимать участие в закупках всё ещё можно, но с рядом оговорок.
Государственные закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Как правило, в документации заказчик оставляет требование об отсутствии компании в злачном списке. Вот только происходит это не всегда
Некоторым учреждениям, проводящим закупку, безразлична чистота потенциального поставщика, а некоторые попросту забывают о внесении такого требования.
Такие ситуации скорее являются исключением из правил, но порой найти такие закупки возможно.
Чтобы облегчить поиск, можно воспользоваться системой Тендерплан! В ней очень удобно искать тендеры, а встроенный просмотр документов ускорит изучение бумаг на наличие того самого пункта.
Коммерческие тендеры
Мы совсем недавно публиковали материал о коммерческих закупках, где рассказали о их преимуществах. Сейчас же, мы расскажем ещё об одном.
Несмотря на наличие бюрократических процедур и, местами, жестких требований, коммерческие заказчики довольно редко требуют от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков. По приблизительной оценке наших экспертов, данным требованием обладает лишь 1 закупка из 20!
Благодаря такому подходу, даже находясь в чёрном списке поставщиков, можно уверенно себя чувствовать в коммерческом секторе и не упускать прибыль из-за досадного происшествия.
К тому же такие тендеры обладают рядом преимуществ перед государственными, так что обратить на них внимание определенно стоит.
Вывод
Внесение в РНП – неприятное событие в истории компании, но в то же время не фатальное.
Можно попытаться обжаловать решение и выйти сухим из воды, а в случае неудачи коммерческие тендеры примут Вас с распростертыми объятиями!
Так что не стоит опускать руки раньше времени. Выход есть даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Тендерплан – всё для работы с тендерами!
Консультация с юристом, поиск закупок, аналитика, тендерное сопровождение и не только!