Выполните лабораторную работу «Строение клеток» по инструкции, приведённой в учебнике на с. 32.
Цель работы: _
Вывод: _
reshalka.com
ГДЗ Биология 9 класс рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В.Пасечник. §7. Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. Номер №8
Решение
Строение клеток
Цель работы: изучить строение животной и растительной клеток.
Вывод: клетки прокариот и эукариот имеют цитоплазматическую мембрану, рибосомы, генетическая информация хранится в ДНК. Различия заключаются в том, что в клетках прокариот отсутствует большое количество органоидов, которые характерны для эукариот (митохондрии, пластиды, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточный центр), также в клетках прокариот нет оформленного ядра.
Строение клетки
Строение клетки
1.Используя материал параграфа и рисунок 34 на с. 43 учебник подпишите названия основных частей животной и растительной клеток.
2.Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «История создания микроскопа», «Открытие клетки Робертом Гуком», «Антоний Левенчук и его открытия». Название выбранной темы и план сообщения запишите в тетрадь.
- «Открытие клетки Робертом Гуком»
1) Краткая биография Роберта Гука
2) Сообщество «Коллегия невидимых»
3) Микроскоп
4) Открытие
5) Что такое цитология
3.Используя материалы учебника, напишите, в чем заключается сходство и различия растительной и животной клеток.
- Сходства:
-строение: наличие ядра и т.д.
-функции
-жизнедеятельностьРазличия:
-растительная клетка имеет вакуоль, клеточную стенку и пластиды трёх видов.
4.Напишите, какие функции выполняют клеточные структуры.
-
· Структура клетки
· Функция
· Хромосомы
· Носители наследственной информации.
· Клеточная стенка
· Придает клетке определенную форму, служит наружным скелетом, защищает внутреннее содержимое.
· Хлоропласты
· Придает зеленый цвет, улавливает солнечные лучи.
5.Выполните лабораторную работу «Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними», используя инструкцию на с. 45 учебника.
Лабораторная работа
Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними
- Цель: изучить устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними.
Материалы и оборудование: лупа, школьный микроскоп.
Ход работы:
1) рассматриваем лупу, находим ее основные части.
2) пользуясь рисунком, находим основные части микроскопа и изучаем их назначение.
3) знакомимся с правилами работы с микроскопом.
4) определяем последовательность действий при работе с микроскопом.
Вывод: мы научились работать с микроскопом, узнали правила работы и строение увеличительных приборов.
6.Рассмотрите рисунок. Подпишите названия изображённых на нем увеличительных приборов. Изучите расположение на них основных частей (см. с. 45 учебника) и подпишите их. Определите, какие функции они выполняют.
-
· Название основных частей лупы
· Функция
· Линза
· Увеличение
· Оправа
· В ней держится линза
· Ручка
· Чтобы удобно держать лупу
-
· Название основных частей микроскопа
· Функция
· Окуляр
· Через него рассматривают предметы
· Зрительная трубка
· В ней находятся увеличительные линзы
· Зеркало
· Используется для направления свет
· Объектив
· Имеет низкую степень увеличения
· Штатив
· На нем закреплены зрительная трубка, предметный столик, зеркало и винт
· Предметный столик
· На нем закрепляется изучаемый объект
7.Изучите правила работы с микроскопом и выполните лабораторную работу «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука», используя инструкцию на с. 46 учебника.
Лабораторная работа
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
- Цель: научиться приготавливать микропрепарат кожицы лука для изучения строения клеток.
Материалы и оборудование: микроскоп, луковица, предметные и покровные стекла, прапаровальная игла, раствор йода, фильтрованная бумага, вода, пипетка.
Ход работы:
1) Протираем салфеткой предметное стекло
2) Наносим на него 1-2 капли воды
3) Отделяем с помощью препаровальной иглы кусочек кожицы лука
4) Помещаем его в каплю воды, расправляем иглой
5) Накрываем кожицу покровным стеклом
6) Окрашиваем препарат с помощью раствора йода. Для этого каплю йода наносим на предметное стекло. Лишний раствор убираем с помощью фильтрованной бумаги.
7) Рассматриваем группу клеток при небольшом увеличении. Делаем рисунок.
Рассматриваем препарат при большом увеличении, изучаем одну клетку. Находим в ней оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли.
9) Зарисовываем клетку, подписываем её основные части.
10) Делаем вывод.
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток.
8.Заполните таблицу «Функция органоидов клетки»
-
· Органоид
· Функция
· 1) Ядро
2) Цитоплазма
3) Мембрана
4) Вауколь
5) Хлоропласты· 1) Хранение наследственной информации
2) Связь между органоидами
3) Защита клетки
4) Хранение продуктов обмена
5) Фотосинтез
9.Что общего в строении всех живых организмов?
- Все живые организмы состоят из клеток.
Лабораторная работа № 1
Тема: Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Цели: изучить строение клеток живых организмов на готовых
микропрепаратах; сформировать навыки работы с микроскопом при изучении
натурального объекта.
Оборудование: световой микроскоп, готовые микропрепараты кожицы лука, листьев
элодеи, различные виды клеток (растительная, животная), карандаш, линейка.
Ход работы:
1. Подготовить микроскоп
к работе:
а) Поставьте микроскоп
штативом к себе по центру стола на расстоянии 5–7 см от края. Придерживая
микроскоп за подставку, наклоните его за штатив на себя, для того чтобы было
удобно работать, при этом не мешать соседу и не затенять ему свет.
б) Направьте свет при помощи
подвижного зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр, до появления
светлого пятна. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь
освещения, комфортного для глаза.
в) Оставьте микроскоп в таком
положении до приготовления изучаемого объекта. (Не изменяйте его положения и
не передвигайте его.)
2. Готовый микропрепарат
установите на предметный столик под зажимы напротив отверстия в нем. Опустите
тубус микроскопа до микропрепарата. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи
винтов поднимайте зрительную трубку, крутя винты на себя, до появления четкого
изображения.
3. Зарисуйте изображение,
которое вы увидели в микроскопе. Подпишите органоиды клетки, которые вы
увидели.
4. Аналогично проделайте
работу с другими микропрепаратами.
Вывод: Получили первые навыки работы с … : умеем и знаем, как… .
Изучили строение … клетки на микропрепаратах и выяснили, что она состоит:
…, …, …, … . также выяснили, что растительная и животная клетки
отличаются друг от друга: …, …, … .
Не забудьте! Необходимо оформить результаты исследований по лабораторной работе
и подготовить работу к сдаче на проверку.
Схема классификации
живых организмов в зависимости от строения клетки.
Живые организмы
неклеточные клеточные (вирусы)
безъядерные
ядерные
(бактерии, сине-зеленые организмы) (растения, грибы, животные)
Лабораторная работа № 1 «Строение клеток
живых организмов)
(на готовых микропрепаратах)
Педагогические цели |
Сформировать представления об |
Тип, |
Урок решения учебной задачи |
Планируемые |
Обучающийся научится: пользоваться лабораторным оборудованием; делать |
Личностные |
Будут сформированы любознательность и интерес к изучению природы методами |
Метапредметные |
Регулятивные ‒ научится: составлять план работы с Познавательные ‒ научится: Коммуникативные ‒ научится: |
Формы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, |
Основное содержание понятия |
Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее |
Оборудование |
Мультимедийный проектор |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий |
|
осуществляемые |
формируемые |
||||
II. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний обучающихся, |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль |
Активизирует знания – По каким критериям живые организмы – Назовите отличительные особенности – Какие составные части имеются в – Что такое органоиды? Назовите – По каким особенностям клетки можно – Какую функцию выполняет мембрана клетки? – Для какого типа клеток характерно – Какие структуры и органические – Назовите функцию, которую выполняют |
Слушают вопросы учителя, отвечают на |
Осуществляют анализ ответов Умеют слушать в соответствии с целевой |
Вопросы учителя, тестирование, |
III. Мотивация. |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует – Для лучшего усвоения материала, |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему |
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Устанавливают причинно-следственные |
Беседа |
IV. Обобщение и повторение |
Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Организует обобщение и – Составьте схему классификации живых Контролирует выполнение Проводит параллель с ранее – Составьте 5 основных предложений, Могут быть и другие |
Находят органоиды на рисунке или схеме |
Ищут и отбирают источники необходимой |
Работа с учебным материалом |
V. Выполнение лабораторной Освоение способа действия с полученными |
Индивидуальная работа |
Лабораторная работа № 1 Организует работу по Наводящими вопросами к формулировке выводов |
Выполняют лабораторную работу; получают |
Формулирует выводы по итогам работы |
Письменный отчет о проделанной работе |
VI. Рефлексия учебной |
Фронтальная работа |
– Какие затруднения у вас возникли при – Что остается непонятным по строению |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимает оценку своей работы |
Устные ответы |
VII. Подведение Выявление качества и уровня овладения |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему |
Записывают задание |
Читают задание |
Наблюдение |
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
- ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
28. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.
29. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа» (см. с. 38 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.
Лабораторная работа: Строение кожицы листа
1. Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовьте препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите под микроскопом. (Можно использовать готовые препараты кожицы листа.)
Рассмотрим под микроскопом кусочек листа традесканции:
2. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?
Бесцветные клетки кожицы — это клетки неправильной формы плотно прилегающие друг к другу. Практически все пространство этих клеток занято прозрачной вакуолью с клеточным соком, а ядро оттеснено к оболочке клетки.
Бесцветные клетки кожицы листа традесканции похожи на бесцветные клетки чешуи лука. У них такое же строение, но немного другая форма.
3. Найдите устьичные клетки. Чем они отличаются от других клеток кожицы лука?
Устьичные клетки — это две замыкающие клетки, между которыми находится щель.
В отличие от других клеток кожицы лука в цитоплазме устьичных клеток находятся зелёные пластиды, которые называются хлоропласты.
4. Зарисуйте кожицу лука под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте подписи на рисунках.
Клетка кожицы лука (вверху) и устьице кожицы листа (внизу)
5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Кожица листа — один из видов покровной ткани растения. Кожица предохраняет внутренние части листа от повреждений и от высыхания.
30. На рисунке изображён поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа» (см. с. 39—40 учебника), сделайте подписи к рисунку.
Лабораторная работа: Клеточное строение листа
1. Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.
Рассмотрим срез листа камелии
2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?
В верхней части внутренности листа клетки похожи на столбики, плотно прижатые друг у другу — это столбчатая ткань листа. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.
В нижней части мякоти листа расположены более округлые клетки, неплотно прилегающие друг к другу — это губчатая ткань листа. В этих клетках хлоропластов меньше, а пространство между клетками заполнено воздухом.
3. Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение?
Межклетники находятся в нижней губчатой ткани мякоти листа. Это пространство между клетками ткани, заполненное воздухом. Межклетники необходимы растениям для улучшения газообмена между клетками листа и окружающей средой. Кроме того в межклетниках могут находиться различные продукты выделительных тканей: эфирные масла, смолы и т.д.
4. Найдите проводящие пучки листа. Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.
Проводящие пучки листа — это дилки листа, состоящие из сосудов, ситовидных трубок и волокон.
- волокна придают листу прочность;
- сосуды проводят воду и растворённые в ней минеральные вещества;
- по ситовидным трубкам продвигаются растворы органических веществ.
5. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте подписи.
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
- ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Лабораторная работа №1
Тема «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
Цель: научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, стеклянная палочка, раствор йода, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, лук репчатый, разведенные дрожжи, готовые микропрепараты клеток животных и растений, культура сенной палочки.
Ход работы:
- Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте клетку и подпишите органоиды и части клетки.
- Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки. Зарисуйте в тетради и сделайте подписи к рисунку.
- Рассмотрите под микроскопом строение дрожжевой клетки. Сделайте рисунок и подписи нему.
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты животных клеток. Сделайте рисунки и подписи к нему.
- Рассмотрите под микроскопом культуру сенной палочки. Сделайте рисунок и подписи нему.
- Сравните между собой эти клетки. В чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа №2
Тема «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы чешуи лука»
Цель: научиться проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдение описывать полученные результаты.
Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, стеклянные палочки, стакан с водой, раствор соли, репчатый лук, фильтровальная бумага.
Ход работы:
- Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на стекло 2 – 3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что могло бы произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа №3
Тема «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
Оборудование: микроскоп, 3% раствор пероксида водорода, 5 пробирок, пинцет, кусочки сырого и вареного картофеля, кусочки сырого и вареного мяса или рыбы, ступка, пестик, песок.
Ход работы:
- Приготовьте 5 пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую кусочек вареного картофеля, в третью – сырого картофеля, в четвертую – кусочек вареного мяса, в пятую – кусочек сырого мяса. Капните в каждую пробирку немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
- Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
- Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.
- Сделайте вывод.
1. Лабораторная работа №1
«Строение клеток живых
организмов»
2. Цель:
Изучить особенности
строения растительной и
животной клеток,
выделить сходства и
различия.
3. Оборудование:
— микроскоп,
предметное стекло,
покровное стекло, салфетки,
луковица, раствор йода, пипетка,
готовый микропрепарат
животной клетки
4. Ход работы:
1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой
2. На стекло капните 1-2 капли раствора йода.
3. Снимите кожицу с мясистых чешуи лука, перенесите прозрачную
кожицу в каплю раствора на предметном стекле и осторожно
расправьте его.
4. Накройте предметное стекло с кожицей лука покровным стеклом,
так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
5. Приготовленный микропрепарат переместите на предметный
столик микроскопа и рассмотрите его.
6. Сделайте рисунок группы клеток и рисунок одной клетки, на
котором подпишите ядро, цитоплазму, оболочку, вакуоль с
клеточным соком.
7. Рассмотрите микропрепарат животной клетки.
8. Зарисуйте рисунок животной клетки (стр.8 в учебнике)
9. Обозначьте на рисунке ядро, цитоплазму, плазматическую
мембрану, лизосомы, митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи
5.
10. Заполните таблицу: « Сравнительная
характеристика растительной и животной клеток
Органоиды
Растительная Животная
клетка
клетка
+
Ядро
Эндоплазматическая
сеть
Хлоропласты
Клеточная оболочка
Вакуоль с клеточным
4. Сделайте
соком
Клеточный центр
(центриоли)
вывод к работе.
6. Вывод:
В строении клетки как растений так и
животных имеются сходные
органоиды: . . . , но каждая в свою
очередь отличается характерными
органоидами только своего вида:
Растительная…..
Животная …..